Тесты стандартизированные и проективные.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тесты стандартизированные и проективные.



Психологическое тестирование - теоретически и эмпирически обоснованная система заданий, позволяющая получить измерения соответствующих психических характеристик человека.

Проективные тесты. В психологии существует особая группа методов, в основе которых лежит феномен проекции.

Человек обладает совокупностью более или менее устойчивых черт личности, которые определяют его индивидуальное поведение и действия при выполнении им самых разнообразных видов деятельности.

Выполняя какую-либо деятельность, человек так или иначе проявляет эти свойства в процессе и результатах этой деятельности.

Предполагается, что при прочих равных условиях различия в продуктах деятельности обусловлены личностными чертами людей.

4. Организм и психика.

Биологические основы психики – Психика возникает тогда, когда возникает система специализированных клеток, обладающих чувствительностью к биологически нейтральным воздействиям в отличие от раздражимости — свойственной любой живой клетке способности реагировать на биологически значимые воздействия (А. Н. Леонтьев). Психика возникает тогда, когда появляется способность строить образ окружающей среды, в котором находят отражение ее свойства. Психический образ окружающей среды строится на основе активных преобразований нервной системой информации, которую доставляет к чувствительным клеткам, рецепторам, энергия биологически нейтральных средовых воздействий — энергия электромагнитных излучений определенного спектра, энергия звуковых волн, химическая энергия веществ. При этом количества энергии достаточно для того, чтобы доставить информацию, но далеко не достаточно, чтобы причинить вред организму.

Мозг и психика

Методы исследования головного мозга – для изучения широкого спектра умственных (познавательных) возможностей пациентов использовались 3 типа тестов.

Один из них был создан для изучения зрительных способностей. Была разработана техника, позволяющая передавать изображение объекта, слова или части слова в визуальную область (называемую зрительным полем) только правого или левого полушария. Нужно заметить, что в норме оба наших глаза посылают информацию к обоим полушариям мозга. Однако при определенном положении объекта и фиксировании глаз на определенной точке зрительные образы могут быть переданы только к правому или левому зрительному полю мозга.

Другой тест был разработан для проверки эффекта тактильной стимуляции. В этом случае объект, букву или слово можно было опознать на ощупь, но не увидеть. Устройство для тестирования состояло из экрана и пространства под ним, где мог помещаться объект для ощупывания. Визуальное и тактильное устройства можно было использовать одновременно. Например, спроецировать изображение ручки на одну половину мозга и предложить испытуемому одной рукой найти на ощупь тот же самый объект среди других объектов за экраном (рис. 1.1).

И наконец, проверка возможностей слуха потребовала больше изобретательности. Когда звук воспринимается через оба уха, сигналы поступают в оба полушария мозга. Поэтому невозможно провести ввод звукового сигнала только в одно полушарие мозга даже у пациентов с расщепленным мозгом. Однако можно сделать так, чтобы ответ на звуковой сигнал исходил только от одного полушария. И вот как это было сделано. Представьте себе, что несколько простых объектов (ложка, ручка, шарик) помещают в тряпочный мешочек, после чего вас просят найти определенный объект на ощупь. Вероятно, это не вызовет никаких трудностей. Если вы ищете объект левой рукой, то это контролируется правым полушарием, и наоборот. Как вы думаете, может ли одно полушарие справиться с этой задачей? Оказывается, разные полушария в разной степени способны к выполнению этой задачи. А что, если вас попросят не найти определенный объект, а просто поместить руку в мешочек и определить объекты на ощупь? И снова для вас это будет нетрудно, но вызовет большие затруднения у пациента с расщепленным мозгом.

Ствол мозга – Эта часть мозга получает нервные импульсы от периферической нервной системы, например от желудка. Ствол мозга регулирует химические процессы пищеварения, управляет частотой сердечных сокращений, дыханием и другими «автоматическими» функциями. Посредством периферической нервной системы он также участвует в общем возбуждении организма и в формировании эмоциональных состояний, хотя, насколько мы можем судить, и не самых сложных.

Варолиев мост - Это выпуклое образование над стволом мозга состоит из волокон, которые соединяют два полушария головного мозга. Вполне возможно, что Варолиев мост имеет отношение к функции сна и сновидений. Однако в этих функциях участвуют и другие части мозга, и поэтому выделить роль Варолиевого моста в них очень трудно.

Ретикулярная формация – Варолиев мост и ретикулярная формация вместе образуют структуру мозга, которую часто называют средним мозгом. Ретикулярная формация располагается над Варолиевым мостом и тоже участвует в таких функциях, как сон, сновидения и внимание. Вполне вероятно, что она выполняет функцию одного из «переключающих» механизмов при переходе от сна к бодрствованию.

Таламус – Эта более крупная структура, расположенная над гипоталамусом, получает информацию от всех органов чувств, а также участвует в процессах сортировки и обработки информации, прежде чем передать ее коре головного мозга, где эти данные интерпретируются и на их основе вырабатывается определенное поведение. Одна из областей таламуса — латеральное коленчатое тело — обрабатывает зрительную информацию. Другая область имеет дело со слуховой информацией, декодируя ее и сортируя массив информации, получаемый от слуховых рецепторов. Таким образом, таламус выполняет роль своего рода «ретрансляционной станции» для сенсорной информации на ее пути к коре головного мозга.

Мозжечок – Это довольно большая структура, находящаяся за стволом мозга и отвечающая за такие функции, как координация, равновесие и произвольные движения тела. Она получает информацию от двигательных рецепторов о положении конечностей и мышц, а также

от органов равновесия во внутреннем ухе.

Лимбическая система – это скорее не отдельная структура, а общее название для целого комплекса мелких структур, расположенных вокруг таламуса и гипоталамуса. Различные части лимбической системы выполняют разные функции. Одна часть, которую называют гиппокам-пом, по-видимому, участвует в процессах, связанных с памятью, а другая часть, перегородка, возможно, связана с агрессивным поведением и эмоциями

Структура и функция коры головного мозга – Все отделы мозга, упоминавшиеся выше, называются подкорковыми структурами, потому что они располагаются под корой головного мозга. Но самой большой и важной в человеческом мозге является именно эта расположенная сверху структура — кора головного мозга. Именно благодаря ей человек способен делать то, что недоступно другим видам животных (например, учиться и быстро запоминать новую информацию или обсуждать абстрактные аспекты окружающей среды). У человеческих существ кора головного мозга представляет собой относительно массивную структуру, превосходящую по размеру все остальные части мозга, и отвечает за множество разнообразных функций: чувственное восприятие, память и обучение, управление движениями тела, язык, эмоции и особенно сознание. Бывают случаи, когда ребенок рождается без коры головного мозга. Таких детей называют анацефалами. Они могут прожить несколько месяцев, поскольку у них имеются все основные структуры, необходимые для поддержания жизни, но не способны научиться ничему новому и не могут осознать окружающий их мир. По мере их роста и усложнения потребностей структур, имеющихся в головном мозге, становится недостаточно для выживания. Поэтому анацефалы обычно живут не более четырех месяцев.

Многие психологи называют кору головного мозга «большим мозгом», потому что это самая важная часть головного мозга человека. Несмотря на значение подкорковых структур, именно кора головного мозга представляет наибольший интерес для психолога.

Кора головного мозга разделена на две половины, которые в центральной части соединены между собой пучком волокон, получившим название мозолистого тела. Эти две половины называются полушариями коры головного мозга, потому что по форме они напоминают полусферы. Для удобства мы делим каждое полушарие на четыре доли: лобную, теменную, затылочную и височную. Это позволяет нам более точно определить, где именно находится та или иная зона коры головного мозга. Кору головного мозга мы называем так потому, что именно внешняя часть этой структуры выполняет большую часть работы (глубже располагается масса нервных волокон, соединяющих между собой различные части коры). Иногда ее еще называют неокортексом. («Нео» означает «новый», и этот термин отражает то обстоятельство, что кора головного мозга — это относительно новое образование.)

Соматическая организация моторной и сенсорной областей коры человека –

Строение зрительной системы –

Исследование больных с рассеченным мозолистым телом: эксперименты Р. Сперри и М. Газзанига - Операция расщепления мозга, или комиссуротомия, состоит в хирургическом рассечении некоторых путей, соединяющих два полушария мозга. Первые исследования Р.Сперри были связаны с поиском «следов» памяти. У кошек и обезьян рассекали мозолистое тело – толстый пучок нервных волокон, соединяющих полушария, - и смотрели, может ли навык, заученный одним полушарием, перейти в другое. Кошке завязывали один глаз и учили её распознавать квадрат. Потом с «необученного» глаза снимали повязку и надевали её на «обученный». Квадрат кошка не узнавала: необученный глаз так и оставался необученным. Зато теперь его можно было научить распознавать круг, и тогда в одном полушарии появлялся один навык, а в другом – другой. Полушария можно было научить двум противоположным навыкам – идеальная модель раздвоения личности!Расщепление мозга (лоботомия – так стала именоваться эта операция) испытали и на людях: перерезка мозолистого тела избавляла больных с тяжёлой формой эпилепсии от мучительных припадков. После подобных операций у пациентов наблюдались признаки раздвоения личности, хотя никто не обучал их полушария и не вторгался ни в одно из них.

Речь и мозг. Центры Брока и Вернике – как уже говорилось, речь составляет основу психической деятельности человека, и поэтому с речью в той или иной степени связаны обширные отделы мозга. Тем не менее выделяют специфические речевые центры; представления об этих центрах несколько ограничены, но тем не менее отражают общие принципы организации речи и имеют важное значение для неврологической клиники.

Каждая из сторон речи обеспечивается деятельностью соответствующих вторичных и ассоциативных зон коры головного мозга (см. выше, разд. «Кора головного мозга» и рис. 18.2):

¾ импрессивная устная речь (понимание устной речи) — сенсорным центром устной речи, или центром Вернике, расположенным в височной доле рядом со вторичной слуховой зоной;

¾ экспрессивная устная речь (высказывание устной речи) — моторным центром устной речи, или центром Брока, расположенным в лобной доле рядом с проекционной зоной голосовых и дыхательных мышц прецентральной извилины;

 

Общее понятие психики – это свойство высокоорганизованной материи и особая форма отражения субъектом объективной реальности.

Поведение животных:

инстинктивное поведение –

Инстинктивные формы пространственной ориентации животных.

Научение –

Механизм формирования условных рефлексов. –

Научение методом проб и ошибок –

Способность к умозаключениям -

 

 

Методы исследования головного мозга.

 

Структуры головного мозга и их функции: Ствол мозга,

 

продолговатый мозг.

 

 

Ретикулярная формация.

 

Таламус.

 

 

Мозжечок.

 

Лимбическая система.

 

Структура и функция коры головного мозга.

 

 

Соматическая организация моторной и сенсорной областей коры человека.

 

Строение зрительной системы.

 

 

Исследование больных с рассеченным мозолистым телом: эксперименты Р. Сперри и М. Газзанига.

 

Речь и мозг. Центры Брока и Вернике.

 

 

Общее понятие психики.

Термином «психика» в психологии обозначают все феномены внутренней, духовной, душевной жизни, обнаруживающие себя в сознании или поведении человека: самосознание, бессознательное, проявляющееся в непроизвольно возникающих психических образах и элементах поведения человека, и сами психические образы, и потребности, и мотивы, и воля, и эмоции, и сама личность человека как способ организации всех психических феноменов. Термином «психика» обозначают также некие гипотетические «ментальные», «внутренние» механизмы, оказывающие управляющее влияние на поведение животных.

Поведение животных: таксисы,

 

 

рефлексы,

 

 

инстинктивное поведение.

 

Инстинктивные формы пространственной ориентации животных.

 

 

Научение.

 

 

Механизм формирования условных рефлексов.

 

 

Научение методом проб и ошибок.

 

Способность к умозаключениям.

 

Майерс Д. Психология. Минск: Попурри, 2006. С. 83 - 108, 282 - 325.

Реан А.А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. СПб.: Питер, 2002. Глава 2. Биологические основы психики.

Хэйес Н., Оррелл С. Что такое психология? М.: Эксмо, 2005. Глава 5. Как работает мозг. Глава 8. Когнитивные функции и мозг.

5. Познавательные психические процессы.

Определение и характеристики ощущений.

 

 

Определение восприятие и характеристики его образа.

 

Восприятие времени.

 

Память и мнемические процессы.

 

 

Виды памяти.

 

 

Объем кратковременной памяти. Методы исследования кратковременной памяти. Кривая забывания Эббингауза.

 

Условия, влияющие на продуктивность запоминания и сохранения материала в памяти.

 

 

Работоспособность. Показатели работоспособности.

 

Методы:

Исследование восприятия времени

 

 

Исследования объема кратковременной памяти по методике Джекобсона

 

Кольца Ландольта

 

Основная литература:

Майерс Д. Психология. Минск: Попурри, 2006. С. 208 - 282, 364 - 433, 450 - 471.

Реан А.А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. СПб.: Питер, 2002.

Хэйес Н., Оррелл С. Что такое психология? М.: Эксмо, 2005. Глава 4. Восприятие с позиций соотношения между природой и воспитанием. Глава 9. Мышление и решение задач. Глава 11. Память. Глава 12. Восприятие.

Хок Р. 40 исследований, которые потрясли психологию. СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2010. Глава 4. Интеллект, познание, память.

6. Интеллект

 

Тестирование умственных способностей. Тест Айзенка.

 

 

Определение интеллекта.

 

 

Интеллект: влияние наследственности и окружающей среды.

 

Соотношения мышления и интеллекта.

 

Хэйес Н., Оррелл С. Что такое психология? М.: Эксмо, 2005. Глава 3. Интеллект и другие спорные вопросы.

Хок Р. 40 исследований, которые потрясли психологию. СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2010. Глава 11. Интеллект.

7. Эмоции.

Закон Йеркса-Додсона.

 

 

Теории эмоций (Теория Джеймса – Ланге, теория эмоций Кэннона, исследование Аха, теория Шахтера).

 

 

Хэйес Н., Оррелл С. Что такое психология? М.: Эксмо, 2005. Глава 6. Эмоции и возбуждение.

 

Хок Р. 40 исследований, которые потрясли психологию. СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2010. Глава 6. Эмоции и мотивация.

 

7. Состояния сознания.

Сознание.

 

Состояния сознания.

 

 

Сознание и активное бодрствование. Суточные ритмы.

 

Измененные состояния сознания.

 

 

Сон и сновидения.

 

 

Циклы сна.

 

 

Быстрое движение глаз.

 

Природа сновидений. Что нам снится? Почему мы видим сны?

 

Гипноз. Поведение в гипнозе. Что такое гипноз и что значит быть загипнотизированным? Может ли гипноз использоваться в психотерапии? Кто поддается гипнозу?

 

Основная литература:

Хэйес Н., Оррелл С. Что такое психология? М.: Эксмо, 2005. Глава 7. Сон, сновидения и сознание.

Майерс Д. Психология. Минск: Попурри, 2006. Глава 7. Состояния сознания.

Хок Р. 40 исследований, которые потрясли психологию. СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2010. Глава 2. Восприятие и осознание.

7. Психология личности.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 469; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.80.173.217 (0.01 с.)