Обучающихся по специальности 030301.65 - «Психология» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обучающихся по специальности 030301.65 - «Психология»



МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 
 


КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

 

 

«Утверждаю»

Начальник

Московского университета

МВД России

 

генерал-лейтенант милиции

Н.В.Румянцев

 

«___» _____________ 2006 г.

ПРОГРАММА

педагогической практики курсантов психологического факультета,

Обучающихся по специальности 030301.65 - «Психология»

(специализация – социальная психология)

Москва – 2006

Программа педагогического практики курсантов подготовлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 030301.65- «Психология».

 

Программа практики курсантов психологического факультета подготовлена начальником кафедры психологии, доктором психологических наук, профессором С.Н.Федотовым, заместителем начальника кафедры психологии, доктором психологических наук, профессором В.Л.Цветковым и начальником кафедры педагогики, кандидатом педагогических наук, доцентом С.Н.Тихомировым.

 

 

Рецензенты:

1. Котов-Дарки Сергей Фануэльевич, ректор Международной академии образования, доктор психологических наук, профессор.

2. Борисова Ирина Георгиевна, заместитель начальника 1-го факультета подготовки специалистов криминальной милиции по учебной и научной работе Московского университета МВД России, кандидат психологических наук, доцент.

 

Настоящая программа педагогической практики обсуждена и одобрена:

-на заседании кафедры психологии «18» сентября 2006 года. Протокол заседания кафедры № 2.

-на заседании методического совета Университета «20» ноября 2006 года. Протокол № 3.

-на заседании ученого совета Университета «___» ________ 2006 года. Протокол № ___.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ

В период подготовки к педагогической практике курсант обязан:

- получить: на психологическом факультете «Программу педагогической практики» (см. настоящий документ), на кафедре психологии - «Индивидуальное задание на педагогическую практику» (приложение 1);

- ознакомиться: с «Программой педагогической практики», «Индивидуальным заданием на педагогическую практику», образцами отчетных документов об окончании практики, указаниями начальника Университета, руководства психологического факультета и кафедры психологии, преподавателей - руководителей практики о порядке работы в период подготовки к практике и во время ее прохождения, об особенностях выполнения индивидуального задания;

- с разрешения руководства психологического факультета по возможности не позднее чем за 1 месяц до начала педагогической практики связаться с той кафедрой, где предположительно будет проходить педагогическая практика, с целью уточнения дисциплин и тематики предполагаемых к проведению во время педагогической практики занятий;

- проанализировать рабочим учебные программы и тематические планы по учебным дисциплинам, которые преподаются на кафедре, где предположительно будет проходить педагогическая практика;

- всесторонне подготовиться к проведению занятий по темам, предполагаемым к проведению на кафедре, где будет проходить педагогическая практика, а также быть готовым к осуществлению методической, научной работы на кафедре и проведению воспитательных мероприятий с обучающимися (курсантами).

Подготовка к педагогической практике завершается инструкторско-методическим занятием, проводимым руководством психологического факультета и кафедрами психологии и педагогики.

В период проведения педагогической практики курсант обязан:

- прибыть в установленный срок к месту проведения педагогической практики;

- на основе «Программы педагогической практики», «Индивидуального задания на педагогическую практику», рекомендаций, полученных на инструкторско-методическом занятии, а также изучения планов работы кафедры, где проходит педагогическая практика, учебных программ и тематических планов по учебным дисциплинам, в течение первых 3-х дней прохождения педагогической практики составить «Личный план прохождения педагогической практики» (приложение 2) и после согласования представить его на утверждение начальнику кафедры;

- изучить конкретные задачи кафедры, планирование и организацию внутри кафедральной работы, расписание занятий;

- освоить основные требования должностных обязанностей преподавателя кафедры;

- участвовать в разработке и реализации текущих и перспективных планов, в работе предметно-методической секций (ПМС);

- изучить работу кафедры, принять участие в разработке месячного плана, в разработке методических материалов;

- выступить на заседаниях ПМС и кафедры (не менее 2-х раз);

- не более 2-х раз выполнить обязанности дежурного преподавателя;

- совершенствовать навыки сбора педагогического материала и подготовки к учебным занятиям;

- присутствовать на проведении 3-4 лекционных занятий, проводимых ведущими преподавателями кафедры, выступать на них в качестве дублера (помощника);

- лично подготовить и провести не менее 1-го лекционного занятия и около 2-3 семинаров и практических занятий, активно участвовать в организации самостоятельной работы обучающихся в часы самоподготовки;

- обобщить опыт работы лучшего преподавателя кафедры и представить его в виде отдельного раздела в отчете по педагогической практике.

3.ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА КУРСАНТОВ В ПЕРИОД ПРОХОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

 

В целях успешной отработки вопросов ознакомительной практики курсант обязан:

1. До начала практики изучить ее содержание.

2. Своевременно прибыть на практику, представиться руководителю, получить необходимые указания, разъяснения и приступить к выполнению содержания практики.

3. Получить дневник практики и зарегистрировать его на кафедре психологии.

4. Совместно с руководителем практики подготовить индивидуальный план ее прохождения и представить его на утверждение начальнику кафедры психологии.

5. Соблюдать внутренний распорядок, служебную дисциплину, выполнять указания руководителя практики.

6. Проявлять бдительность, организованность и инициативу, строго соблюдать законность и культуру в обращении с коллегами по работе.

7. Ежедневно вести в дневнике учет проделанной работы, заполнять дневник практики, отражая в нем результаты выполнения работ.

8. Изучать приказы, инструкции, обзоры, распоряжения, относящиеся к деятельности кафедры.

9. Выполнять задания, предусмотренные содержанием практики.

10. По итогам практики должен быть составлен отчет курсанта о практике. Он составляется лично курсантом и утверждается начальником кафедры.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1

Образец бланка индивидуального задания на педагогическую практику

 

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ

 
 


Кафедра психологии

 

И Н Д И В И Д У А Л Ь Н О Е З А Д А Н И Е

на педагогическую практику

курсанта 4 курса психологического факультета

 

(специальное звание, фамилия, имя, отчество)

 


Должность, занимаемая во время педагогической практики –
 
 
 
Место прохождения практики -
 
 
Практика проходила в период: с «___» ______ 200__г. по «___» ______ 200__г.
 
I. Целевая установка -
 
 
 
 
 
II. Цели практики:
1. Ознакомиться:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. Изучить:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3. Практически выполнить (отработать):
 
 
 
 
 
 
 
 
 
III. Дополнительное задание -
 
 
 
 
 
 
 
IV. Организационно-методические указания -
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Индивидуальное задание на педагогическую практику выдал руководитель педагогической практики - __________________________________________________
Специальное звание, подпись, фамилия преподавателя – руководителя практики
______. ______ 200__г.
 
     
Начальник кафедры психологии полковник милиции ____________________С.Н.Федотов ______.______ 200__г.   Начальник кафедры педагогики полковник милиции ________________________С.Н.Тихомиров ______.______ 200__.
     
 
Индивидуальное задание получил - _________________________________________
специальное звание, подпись, фамилия курсанта
______. ______ 200__г.
 
 
Примечание: «Индивидуальное задание на педагогическую практику» заполняется преподавателем кафедры психологии – руководителем практики в двух экземплярах. Один – выдается на руки курсанту-стажеру под роспись, а другой экземпляр остается у преподавателя для осуществления контроля.

Приложение № 2

Образец оформления личного плана прохождения педагогической практики

 

    УТВЕРЖДАЮ Начальник кафедры психологии полковник милиции
   
  С.Н.Федотов
   
  ______.______ 200__г.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ П Л А Н

 

Приложение № 4

О Т Ч Е Т

Приложение № 5

Вариант плана проведения лекции

 

  УТВЕРЖДАЮ Начальник кафедры _____________ Специальное звание _________ «___________» ______.______ 200__г.
   
Материалы занятия обсуждены и одобрены на заседании ПМС «___________________ ________________________________». Протокол № ___ от _____. _____ 200_ г.
     

 

ПЛАН

проведения занятия по «Педагогической психологии»

с курсантами 3-го курса психологического факультета

Приложение № 6

Вариант плана проведения семинара

 

 

  УТВЕРЖДАЮ Начальник кафедры психологии полковник милиции _________ С.Н. Федотов _____.______ 200__г.
   
Материалы занятия обсуждены и одобрены на заседании ПМС «___________________ ________________________________». Протокол № ___ от _____. _____ 200_ г.
     

 

ПЛАН

проведения занятия по «Педагогической психологии»

с курсантами 3-го курса психологического факультета

Тема 6а: «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПОДХОДОВ К ОБУЧЕНИЮ»

Форма проведения занятия: семинар.

Время: 4 часа.

Место: учебная аудитория.

Цели занятия:

4 углубить знания и представления обучающихся о различных современных психологических концепциях обучения;

4 вырабатывать у обучаеющихся преданность педагогическим идеалам, приверженность в своей будущей профессиональной деятельности определенной психологической концепции обучения;

4 формировать направленность обучающихся на использование в своей будущей педагогической деятельности лучших элементов различных современных концептуальных подходов к обучению;

4 развивать психолого-педагогическое мышление обучающихся.

Учебно-материальное обеспечение:

Лектор-2000, доска, мел.

Литература:

w Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991, с. 44-67.

w Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс. 1999, с. 234-246.

w Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.,1985, с. 33-56.

w Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: 1986, с. 13-26.

w Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: 1997, с. 56-78.

w Зимняя И.А. Педагогическая психология. Р-н-Д., 1997, с. 89-107.

w Немов Р.С. Психология: Учебник для высших педагогических учебных заведений. В 3-х кн.-3-е изд.- М.: Гуманитарный изд. центр "ВЛАДОС", 1998.-2-я кн.

w Селевко Г.К. Технологии развивающего обучения// Школьные технологии. - №4. - 1997, с.22-46.

w Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированого обучения. М., 1969.

В ХОДЕ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ:

При подготовке к семинарскому занятию необходимо сделать:

- изучить рекомендованную литературу, ту ее часть, которая касается описания различных современных психологических концепциях обучения;

- подготовить выставку литературы и ее обзор (до 5-7 минут) по теме выносимой на семинарское занятие (один курсант);

- подготовить доклад (до 20 минут) на тему: «Теоретические и технологические основы реализации концепций развивающего обучения» (один курсант).

ХОД ЗАНЯТИЯ:

№п\п Порядок проведения занятия (отработки учебных вопросов) Время (мин.) Организационно-методические указания

 

1. 2. 3. 4.
1. Вступительная часть: - принять доклад от командира группы (дежурного) о готовности к занятиям и наличии личного состава; - проверить соответствие записи расхода личного состава группы на доске и в классном журнале его фактическому наличию; - проверить порядок в аудитории и соблюдение формы одежды; - убедиться в наличии конспектов, учебной литературы, наглядных пособий и технических средств обучения; - проверить наличие классного журнала группы, правильность записи темы занятия и причин отсутствия, сделать роспись; - проверить качество отработки задания, данного на самоподготовку; - объявить тему занятия, ее место в учебной дисциплине, значение для будущей профессиональной деятельности, порядок проведения занятия; - при необходимости осуществить контроль усвоения материала прошлого занятия (летучка, беглый опрос); - ознакомить с основной литературой по теме семинара (обзор литературы заранее подготовленным обучаемым). 15 мин 1. Проверка ведения конспектов лекций; 2. Проведение разминки с использованием глоссария.
2. Основная часть: Вначале заслушать обзор литературы, используемой в процессе подготовки по данной теме. Основное внимание при обсуждении вопросов семинара обратить на выявление психологических механизмов учения, разработанных в рамках различных психологических подходов. Вопросы, выносимые на обсуждение: 1. Педагогическая сущность процессов научения и обучения; их отличительные черты по сравнению с процессами воспитания и психического развития. 2. Психология усвоения знаний в процессе обучения (ассоциативно-рефлекторная концепция обучения). После обсуждения второго вопроса заслушать доклад «Теоретические и технологические основы реализации концепций развивающего обучения» – до 20 минут. Обсуждение и оценка доклада до 10 минут. В дальнейшем последовательно рассмотреть другие выносимые для обсуждения вопросы: 3. Теория содержательного обобщения В.В.Давыдова - Д.Б.Элъконина (развивающее обучение). 4. Управление процессом усвоения знаний в трудах П.Я.Гальперина и Н.Ф.Талызиной (теория поэтапного формирования умственных действий). 5. Бихевиористский подход к пониманию процесса формирования поведения. 155 мин   5 мин.     20 мин     20 мин.     20 мин. 10 мин.     30 мин.   30 мин.     20 мин.     Особое внимание обращать на использование обучаемыми в ходе ответов доски и других технических средств.  
3. Заключительная часть: - подвести итог занятия и выставить каждому оценки; - ответить на вопросы обучаемых; - проверить степень усвоения обучаемыми вопросов и заданий занятия; - определить основные направления работы и задачи обучаемых по отработке проблем занятия в часы самостоятельной работы; - поставить индивидуальные задачи по углубленному изучению слабо освоенных вопросов темы; - довести и выставить в журнал оценки по итогам занятия; - уточнить время и аудиторию проведения консультации и ликвидации текущих задолженностей. 10 мин.     Вопросы обучаемых не касающиеся темы занятия оставить без внимания.
Руководитель занятия – курсант   _______________________________ И.Иванов
     
Предложения по совершенствованию содержания и методики проведения занятия:
 
       

Приложение № 7

Вариант плана проведения практического занятия

 

  УТВЕРЖДАЮ Начальник кафедры _____________ Специальное звание _________ «___________» ______.______ 200__г.
   
Материалы занятия обсуждены и одобрены на заседании ПМС «___________________ ________________________________». Протокол № ___ от _____. _____ 200_ г.
     

ПЛАН

проведения занятия по «Педагогической психологии»

с курсантами 3-го курса психологического факультета

Тема 4б: «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ»

Форма проведения занятия: практическое занятие.

Время: 4 часа.

Место: учебная аудитория.

Цели занятия:

- выработать практические навыки анализа проблемы обучения и развития в военно-педагогическом процессе;

- воспитывать у обучаемых интерес к предмету и избранной специальности, настойчивость в получении знаний.

- формировать направленность обучаемых на использование в своей будущей педагогической деятельности лучшие идеалы и нормы педагогической и психологической наук;

- развивать у обучаемых педагогическое мышление.

Литература:

- Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-н-Д., 1997, с.24-35.

- Немов Р.С. Психология: Учебник для высших педагогических учебных заведений. В 3-х кн. 3-е изд. М.: Гуманитарный изд. центр "ВЛАДОС", 1998.-2-я кн., с. 145-164.

- Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. М., 1994, с. 45-67.

- Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М., 1998, с. 34-56.

- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996, с. 57-78.

- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981, с. 34-54.

Учебно-материальное обеспечение:

Лектор-2000, доска, мел.

В ХОДЕ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ:

В ходе подготовки к семинарскому занятию курсантам необходимо:

1) Одному из курсантов подобрать и представить на занятие литературу и диссертационные исследования по теме занятия. Сделать их обзор (до 10 минут, один курсант).

2) Изучить необходимую литературу и диссертации по теме и проблемам занятия.

3) Подготовить доклад на тему: «Развитие психики и ее исследование в рамках возрастной и педагогической психологии» (до 20 минут, один курсант).

4) Подготовиться к написанию летучки по теме занятия.

5) Приготовится к обсуждению теоретических проблем:

- Образование как педагогическая реальность и ее отличительные черты.

- Структура образовательной реальности и ее использование в ходе психологического исследования.

- Обучение и развитие как центральная психологическая проблема педагогической психологии.

6) Записать в рабочую тетрадь тезисы выступлений повсемпроблемам семинара.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

№ п\п Порядок проведения занятия (отработки учебных вопросов) Время (мин.) Организационно-методические указания

 

1. 2. 3. 4.
1. Вступительная часть: - принять доклад от командира группы (дежурного) о готовности к занятиям и наличии личного состава; - проверить соответствие записи расхода личного состава группы на доске и в классном журнале его фактическому наличию; - проверить порядок в аудитории и соблюдение формы одежды; - убедиться в наличии конспектов, учебной литературы, наглядных пособий и технических средств обучения в аудитории; - проверить наличие классного журнала группы, правильность записи темы занятия и причин отсутствия, сделать роспись; - проверить качество отработки задания, данного на самоподготовку; - объявить тему занятия, ее место в учебной дисциплине, значение для будущей профессиональной деятельности, порядок проведения занятия; - при необходимости осуществить контроль усвоения материала прошлого занятия (летучка, беглый опрос); - ознакомить курсантов с основной литературой по теме занятия. 15 мин 1. Проверка ведения конспектов лекций; 2. Проведение разминки с использованием глоссария.
2. Основная часть: Обзор литературы, используемой в процессе подготовки по данной теме. Вначале организовать обсуждение теоретических проблем: 1. Образование как педагогическая реальность и ее отличительные черты. 2. Структура образовательной реальности и ее использование в ходе психологического исследования. 3. Обучение и развитие как центральная психологическая проблема педагогической психологии. После обсуждения каждого из вопросов подвести итог, отметить полноту раскрытия проблемы, сделать «плавный» переход к следующему вопросу. Далее после обсуждения теоретических проблем заслушать доклад на тему: «Развитие психики и ее исследование в рамках возрастной и педагогической психологии». Далее предоставить возможность обучаемым отработать практические задания занятия: а) анализ представлений о развитии психики по материалам диссертационных исследований; б) анализ представлений о соотношении проблем обучения и развития по различным источникам научной литературы. После выполнения курсантами практических заданий занятия организовать заслушивание результатов анализа (2-3 человек). 155мин   5 мин.     10 мин   10 мин.   10 мин.   15 мин.   50 мин.   50 мин.   10 мин.     Для качественной отработки практических заданий необходимо проследить своевременность и полноту получения диссертационных исследований и научной литературы.  
3. Заключительная часть: - проверить степень выполнения заданий занятия, подвести итог занятия и выставить каждому оценку за отработку практического задания; - ответить на вопросы обучаемых; - определить основные направления работы и задачи по отработке проблем занятия в часы самостоятельной работы; - поставить индивидуальные задачи по углубленному изучению слабо освоенных вопросов темы; - довести до обучаемых и выставить в журнал оценки по итогам занятия; - уточнить время и аудиторию проведения консультации и ликвидации текущих задолженностей. 10 мин.     Вопросы обучающихся не касающиеся темы занятия оставить без внимания.
         
Руководитель занятия – курсант   _______________________________ И.Иванов
     
Предложения по совершенствованию содержания и методики проведения занятия:
       

 

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 
 


КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

 

 

«Утверждаю»

Начальник

Московского университета

МВД России

 

генерал-лейтенант милиции

Н.В.Румянцев

 

«___» _____________ 2006 г.

ПРОГРАММА

педагогической практики курсантов психологического факультета,

обучающихся по специальности 030301.65 - «Психология»

(специализация – социальная психология)

Москва – 2006

Программа педагогического практики курсантов подготовлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 030301.65- «Психология».

 

Программа практики курсантов психологического факультета подготовлена начальником кафедры психологии, доктором психологических наук, профессором С.Н.Федотовым, заместителем начальника кафедры психологии, доктором психологических наук, профессором В.Л.Цветковым и начальником кафедры педагогики, кандидатом педагогических наук, доцентом С.Н.Тихомировым.

 

 

Рецензенты:

1. Котов-Дарки Сергей Фануэльевич, ректор Международной академии образования, доктор психологических наук, профессор.

2. Борисова Ирина Георгиевна, заместитель начальника 1-го факультета подготовки специалистов криминальной милиции по учебной и научной работе Московского университета МВД России, кандидат психологических наук, доцент.

 

Настоящая программа педагогической практики обсуждена и одобрена:

-на заседании кафедры психологии «18» сентября 2006 года. Протокол заседания кафедры № 2.

-на заседании методического совета Университета «20» ноября 2006 года. Протокол № 3.

-на заседании ученого совета Университета «___» ________ 2006 года. Протокол № ___.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.38.3 (0.102 с.)