прохождения педагогической практики
на кафедре _______________________________________
в период с «___» ______ 200__г. по «___» ______ 200__г.
курсантом 4 курса, психологического факультета
(специальное звание, фамилия, имя, отчество)
| |
№ п\п
| Содержание работы
| Сроки исполнения
| Отметка о выполнении
| Оценка старшего начальника за выполнения
| 1.
| 2.
| 3.
| 4.
| 5.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Курсант
|
|
|
| ______________________________
| _______. ______ 200__г.
|
| | | | | Приложение № 3
Образец оформления письменного отзыва о прохождении педагогической практики
О Т З Ы В
о прохождении педагогической практики
на _______________________________________________________
в период с «___»________ 200__г. по «___»________ 200__г.
курсантом 4 курса, психологического факультета
| | (специальное звание, фамилия, имя, отчество)
| |
В отзыве указывается:
- качество выполнения курсантом программы, индивидуального задания и личного плана педагогической практики;
- уровень личной профессиональной, теоретической и методической подготовки курсанта-практиканта;
- отношение к исполнению служебных обязанностей, качество занятий, подготовленных и проведенных курсантом-практикантом;
- организаторские качества, степень творчества и самостоятельности, инициативность, умение выделить главное в работе, доводить дело до конца;
- дисциплинированность, моральные и другие личностные качества;
- оценочные выводы и предложения о наиболее целесообразном использовании курсанта после окончания Университета.
|
| Начальник кафедры психологии
|
| полковник милиции
|
| C.Н. Федотов
|
|
|
| ______.______ 200__г.
|
|
| | | | |
Приложение № 4
Образец структуры отчета о педагогической практике
О Т Ч Е Т
О прохождении педагогической практики
курсантом 4 курса, психологического факультета
| | (специальное звание, фамилия, имя, отчество)
| |
1. Практику проходил в период с «___»________ 200__г. по «___»________ 200_г.
|
| 2. В _____________________________________________________________________
| (место прохождения педагогической практики: кафедра)
|
| В должности ____________________________________________________________
|
| 3. Задание на педагогическую практику выполнил -
| (указать в полном объеме или частично)
|
| Не выполнены следующие вопросы - _________________________________________________________________________
(указать причины невыполнения)
|
| 4. Подробное содержание выполненной работы на педагогической практике и достигнутые результаты - __________________________________________________
|
| 5. Результаты обобщения передового опыта работы преподавателей кафедры, где проходила педагогическая практика - __________________________________________________________________________
|
| 6. Предложения по совершенствованию работы кафедры (ПМС), где проходила педагогическая практика - __________________________________________________
|
| 7. Предложения по совершенствованию педагогической практики в Университете - ______________________________________________________________________
|
| 8. Предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в Университете исходя из итогов педагогической практики - _______________________
|
|
|
Курсант
|
|
|
| _______________________________
| ______. ______ 200__г.
|
|
|
| Отчет проверил:
|
| Руководитель педагогической практики
|
| от кафедры психологии Университета
|
| _____________________________________________________
|
| (должность, специальное звание, подпись, фамилия)
|
| ______. ______ 200__г.
|
| | | | | |
Приложение № 5
Вариант плана проведения лекции
| УТВЕРЖДАЮ
Начальник кафедры _____________
Специальное звание _________ «___________»
______.______ 200__г.
|
|
| Материалы занятия обсуждены и одобрены на заседании ПМС «___________________ ________________________________». Протокол № ___ от _____. _____ 200_ г.
| | | |
ПЛАН
проведения занятия по «Педагогической психологии»
с курсантами 3-го курса психологического факультета
Тема 4: «РАЗВИТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ»
Форма: лекция
Время: 2 часа
Место: учебная аудитория
Цели:
1. формировать представления обучающихся о сущности и содержании обучения и развития, их соотношение;
2. воспитывать у обучающихся интерес к предмету и избранной специальности, связанной с педагогической деятельностью, вырабатывать настойчивость в получении знаний;
3. формировать у обучающихся психологическую готовность к использованию психолого-педагогических знаний в работе с подчиненными;
4. развивать психолого-педагогическое мышление обучающихся – будущих психологов.
Литература:
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-н-Д., 1997, с.24-35.
- Немов Р.С. Психология: Учебник для высших педагогических учебных заведений. В 3-х кн. 3-е изд. М.: Гуманитарный изд. центр "ВЛАДОС", 1998.-2-я кн., с. 145-164.
- Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. М., 1994, с. 45-67.
- Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М., 1998, с. 34-56.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996, с. 57-78.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981, с. 34-54.
Учебные вопросы:
1. Соотношение обучения и развития.
2. Развивающее обучение в отечественной образовательной системе.
Учебно-материальное обеспечение:
- "лектор-2000", слайды, мел, доска, указка.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
№ п\п
| Порядок проведения занятия (отработки учебных вопросов)
| Время (мин.)
| Организационно-методические указания
|
1.
| 2.
| 3.
| 4.
| 1.
| Вступительная часть:
- принять доклад от командира группы (дежурного) о готовности к занятиям и наличии личного состава;
- проверить соответствие записи расхода личного состава группы на доске и в классном журнале его фактическому наличию;
- проверить порядок в аудитории и соблюдение формы одежды;
- убедиться в наличии конспектов, учебной литературы, наглядных пособий и технических средств обучения в аудитории;
- проверить наличие классного журнала группы, правильность записи темы занятия и причин отсутствия, сделать роспись;
- проверить качество отработки задания, данного на самоподготовку;
- объявить тему занятия, ее место в учебной дисциплине, значение для будущей профессиональной деятельности, порядок проведения занятия;
- при необходимости осуществить контроль усвоения материала прошлого занятия (летучка, беглый опрос);
- ознакомить обучаемых с основной литературой по теме занятия.
| 8 мин.
|
В ходе проведения вводной части занятия проверить качество ведения курсантами конспектов по «Педагогической психологии».
| 2.
| Основная часть:
Учебные вопросы лекции:
1. Соотношение обучения и развития.
2. Развивающее обучение в отечественной образовательной системе.
При освещении первого вопроса обратить особое внимание на раскрытие проблем: связь обучения и развития; общее направление психического развития человека; движущие силы психического развития; социальная ситуация развития; основные линии психического развития; развитие интеллекта; уровни умственного развития; сущность развития личности; развитие человека как субъекта деятельности.
Во втором вопросе раскрыть проблемы: место развивающего обучения в отечественной образовательной системе; деятельностное опосредствование индивидуального психического развития; взаимосвязь деятельности и обучения как условие становления сознания личности; ведущая роль ценностно-смысловых образований в развитии личности.
| 75 мин
45 мин
30 мин
|
В ходе проведения основной части занятия при изложении материалов 1 вопроса использовать «Лектор – 2000»
При изложении 2-го вопроса лекции использовать видеофрагмент (10 мин.).
| 3.
| Заключительная часть:
- подвести итог занятия и при необходимости выставить оценки и ответить на вопросы обучаемых;
- проверить степень усвоения обучаемыми вопросов и заданий занятия;
- определить основные направления работы и задачи обучаемых по отработке проблем занятия в часы самостоятельной работы;
- выборочно проверить рабочие записи обучаемых по содержанию темы;
- поставить индивидуальные задачи по углубленному изучению слабо освоенных вопросов темы;
- довести до обучаемых и выставить в журнал оценки по итогам занятия;
- уточнить время и аудиторию проведения консультации и ликвидации текущих задолженностей.
| 7 мин.
|
Вопросы обучаемых не касающиеся темы занятия оставить без внимания.
|
Руководитель занятия –
курсант
|
И.Иванов
|
|
|
| Предложения по совершенствованию содержания и методики проведения занятия:
|
|
|
|
| | | | |
Приложение № 6
Вариант плана проведения семинара
| УТВЕРЖДАЮ
Начальник кафедры психологии
полковник милиции _________
С.Н. Федотов
_____.______ 200__г.
|
|
| Материалы занятия обсуждены и одобрены на заседании ПМС «___________________ ________________________________». Протокол № ___ от _____. _____ 200_ г.
| | | |
ПЛАН
проведения занятия по «Педагогической психологии»
с курсантами 3-го курса психологического факультета
Тема 6а: «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПОДХОДОВ К ОБУЧЕНИЮ»
Форма проведения занятия: семинар.
Время: 4 часа.
Место: учебная аудитория.
Цели занятия:
4 углубить знания и представления обучающихся о различных современных психологических концепциях обучения;
4 вырабатывать у обучаеющихся преданность педагогическим идеалам, приверженность в своей будущей профессиональной деятельности определенной психологической концепции обучения;
4 формировать направленность обучающихся на использование в своей будущей педагогической деятельности лучших элементов различных современных концептуальных подходов к обучению;
4 развивать психолого-педагогическое мышление обучающихся.
Учебно-материальное обеспечение:
Лектор-2000, доска, мел.
Литература:
w Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991, с. 44-67.
w Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс. 1999, с. 234-246.
w Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.,1985, с. 33-56.
w Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: 1986, с. 13-26.
w Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: 1997, с. 56-78.
w Зимняя И.А. Педагогическая психология. Р-н-Д., 1997, с. 89-107.
w Немов Р.С. Психология: Учебник для высших педагогических учебных заведений. В 3-х кн.-3-е изд.- М.: Гуманитарный изд. центр "ВЛАДОС", 1998.-2-я кн.
w Селевко Г.К. Технологии развивающего обучения// Школьные технологии. - №4. - 1997, с.22-46.
w Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированого обучения. М., 1969.
В ХОДЕ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ:
При подготовке к семинарскому занятию необходимо сделать:
- изучить рекомендованную литературу, ту ее часть, которая касается описания различных современных психологических концепциях обучения;
- подготовить выставку литературы и ее обзор (до 5-7 минут) по теме выносимой на семинарское занятие (один курсант);
- подготовить доклад (до 20 минут) на тему: «Теоретические и технологические основы реализации концепций развивающего обучения» (один курсант).
ХОД ЗАНЯТИЯ:
№п\п
| Порядок проведения занятия (отработки учебных вопросов)
| Время (мин.)
| Организационно-методические указания
|
1.
| 2.
| 3.
| 4.
| 1.
| Вступительная часть:
- принять доклад от командира группы (дежурного) о готовности к занятиям и наличии личного состава;
- проверить соответствие записи расхода личного состава группы на доске и в классном журнале его фактическому наличию;
- проверить порядок в аудитории и соблюдение формы одежды;
- убедиться в наличии конспектов, учебной литературы, наглядных пособий и технических средств обучения;
- проверить наличие классного журнала группы, правильность записи темы занятия и причин отсутствия, сделать роспись;
- проверить качество отработки задания, данного на самоподготовку;
- объявить тему занятия, ее место в учебной дисциплине, значение для будущей профессиональной деятельности, порядок проведения занятия;
- при необходимости осуществить контроль усвоения материала прошлого занятия (летучка, беглый опрос);
- ознакомить с основной литературой по теме семинара (обзор литературы заранее подготовленным обучаемым).
| 15 мин
| 1. Проверка ведения конспектов лекций;
2. Проведение разминки с использованием глоссария.
| 2.
| Основная часть:
Вначале заслушать обзор литературы, используемой в процессе подготовки по данной теме.
Основное внимание при обсуждении вопросов семинара обратить на выявление психологических механизмов учения, разработанных в рамках различных психологических подходов.
Вопросы, выносимые на обсуждение:
1. Педагогическая сущность процессов научения и обучения; их отличительные черты по сравнению с процессами воспитания и психического развития.
2. Психология усвоения знаний в процессе обучения (ассоциативно-рефлекторная концепция обучения).
После обсуждения второго вопроса заслушать доклад «Теоретические и технологические основы реализации концепций развивающего обучения» – до 20 минут.
Обсуждение и оценка доклада до 10 минут.
В дальнейшем последовательно рассмотреть другие выносимые для обсуждения вопросы:
3. Теория содержательного обобщения В.В.Давыдова - Д.Б.Элъконина (развивающее обучение).
4. Управление процессом усвоения знаний в трудах П.Я.Гальперина и Н.Ф.Талызиной (теория поэтапного формирования умственных действий).
5. Бихевиористский подход к пониманию процесса формирования поведения.
| 155 мин
5 мин.
20 мин
20 мин.
20 мин.
10 мин.
30 мин.
30 мин.
20 мин.
|
Особое внимание обращать на использование обучаемыми в ходе ответов доски и других технических средств.
| 3.
| Заключительная часть:
- подвести итог занятия и выставить каждому оценки;
- ответить на вопросы обучаемых;
- проверить степень усвоения обучаемыми вопросов и заданий занятия;
- определить основные направления работы и задачи обучаемых по отработке проблем занятия в часы самостоятельной работы;
- поставить индивидуальные задачи по углубленному изучению слабо освоенных вопросов темы;
- довести и выставить в журнал оценки по итогам занятия;
- уточнить время и аудиторию проведения консультации и ликвидации текущих задолженностей.
| 10 мин.
|
Вопросы обучаемых не касающиеся темы занятия оставить без внимания.
| Руководитель занятия –
курсант
|
_______________________________ И.Иванов
|
|
|
| Предложения по совершенствованию содержания и методики проведения занятия:
|
| | | | |
Приложение № 7
Вариант плана проведения практического занятия
| УТВЕРЖДАЮ
Начальник кафедры _____________
Специальное звание _________ «___________»
______.______ 200__г.
|
|
| Материалы занятия обсуждены и одобрены на заседании ПМС «___________________ ________________________________». Протокол № ___ от _____. _____ 200_ г.
| | | | ПЛАН
проведения занятия по «Педагогической психологии»
с курсантами 3-го курса психологического факультета
Тема 4б: «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ»
Форма проведения занятия: практическое занятие.
Время: 4 часа.
Место: учебная аудитория.
Цели занятия:
- выработать практические навыки анализа проблемы обучения и развития в военно-педагогическом процессе;
- воспитывать у обучаемых интерес к предмету и избранной специальности, настойчивость в получении знаний.
- формировать направленность обучаемых на использование в своей будущей педагогической деятельности лучшие идеалы и нормы педагогической и психологической наук;
- развивать у обучаемых педагогическое мышление.
Литература:
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-н-Д., 1997, с.24-35.
- Немов Р.С. Психология: Учебник для высших педагогических учебных заведений. В 3-х кн. 3-е изд. М.: Гуманитарный изд. центр "ВЛАДОС", 1998.-2-я кн., с. 145-164.
- Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. М., 1994, с. 45-67.
- Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М., 1998, с. 34-56.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996, с. 57-78.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981, с. 34-54.
Учебно-материальное обеспечение:
Лектор-2000, доска, мел.
В ХОДЕ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ:
В ходе подготовки к семинарскому занятию курсантам необходимо:
1) Одному из курсантов подобрать и представить на занятие литературу и диссертационные исследования по теме занятия. Сделать их обзор (до 10 минут, один курсант).
2) Изучить необходимую литературу и диссертации по теме и проблемам занятия.
3) Подготовить доклад на тему: «Развитие психики и ее исследование в рамках возрастной и педагогической психологии» (до 20 минут, один курсант).
4) Подготовиться к написанию летучки по теме занятия.
5) Приготовится к обсуждению теоретических проблем:
- Образование как педагогическая реальность и ее отличительные черты.
- Структура образовательной реальности и ее использование в ходе психологического исследования.
- Обучение и развитие как центральная психологическая проблема педагогической психологии.
6) Записать в рабочую тетрадь тезисы выступлений повсемпроблемам семинара.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
№
п\п
| Порядок проведения занятия (отработки учебных вопросов)
| Время (мин.)
| Организационно-методические указания
|
1.
| 2.
| 3.
| 4.
| 1.
| Вступительная часть:
- принять доклад от командира группы (дежурного) о готовности к занятиям и наличии личного состава;
- проверить соответствие записи расхода личного состава группы на доске и в классном журнале его фактическому наличию;
- проверить порядок в аудитории и соблюдение формы одежды;
- убедиться в наличии конспектов, учебной литературы, наглядных пособий и технических средств обучения в аудитории;
- проверить наличие классного журнала группы, правильность записи темы занятия и причин отсутствия, сделать роспись;
- проверить качество отработки задания, данного на самоподготовку;
- объявить тему занятия, ее место в учебной дисциплине, значение для будущей профессиональной деятельности, порядок проведения занятия;
- при необходимости осуществить контроль усвоения материала прошлого занятия (летучка, беглый опрос);
- ознакомить курсантов с основной литературой по теме занятия.
| 15 мин
| 1. Проверка ведения конспектов лекций;
2. Проведение разминки с использованием глоссария.
| 2.
| Основная часть:
Обзор литературы, используемой в процессе подготовки по данной теме.
Вначале организовать обсуждение теоретических проблем:
1. Образование как педагогическая реальность и ее отличительные черты.
2. Структура образовательной реальности и ее использование в ходе психологического исследования.
3. Обучение и развитие как центральная психологическая проблема педагогической психологии.
После обсуждения каждого из вопросов подвести итог, отметить полноту раскрытия проблемы, сделать «плавный» переход к следующему вопросу.
Далее после обсуждения теоретических проблем заслушать доклад на тему: «Развитие психики и ее исследование в рамках возрастной и педагогической психологии».
Далее предоставить возможность обучаемым отработать практические задания занятия:
а) анализ представлений о развитии психики по материалам диссертационных исследований;
б) анализ представлений о соотношении проблем обучения и развития по различным источникам научной литературы.
После выполнения курсантами практических заданий занятия организовать заслушивание результатов анализа (2-3 человек).
| 155мин
5 мин.
10 мин
10 мин.
10 мин.
15 мин.
50 мин.
50 мин.
10 мин.
|
Для качественной отработки практических заданий необходимо проследить своевременность и полноту получения диссертационных исследований и научной литературы.
| 3.
| Заключительная часть:
- проверить степень выполнения заданий занятия, подвести итог занятия и выставить каждому оценку за отработку практического задания;
- ответить на вопросы обучаемых;
- определить основные направления работы и задачи по отработке проблем занятия в часы самостоятельной работы;
- поставить индивидуальные задачи по углубленному изучению слабо освоенных вопросов темы;
- довести до обучаемых и выставить в журнал оценки по итогам занятия;
- уточнить время и аудиторию проведения консультации и ликвидации текущих задолженностей.
| 10 мин.
|
Вопросы обучающихся не касающиеся темы занятия оставить без внимания.
| | | | | |
Руководитель занятия –
курсант
|
_______________________________ И.Иванов
|
|
|
| Предложения по совершенствованию содержания и методики проведения занятия:
| | | | |
|