Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Предмет, цели, задачи юридической психологии.↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Введение Учебный курс «Юридическая психология» относится к дисциплинам профессионального цикла, которые составляют основу системы юридического образования. В нём изложены базовые теоретические концепции, а также ведущие тенденции и закономерности, объясняющие процессы, происходящие в общественной жизни, подчинённой действию права, психологические особенности поведения субъектов правоприменительной деятельности, также лиц, вовлеченных в сферу правоотношений, с позиций комплексного междисциплинарного системного подхода. Цель курса – подготовка бакалавров, обладающих профессиональными компетенциями в соответствии с видами профессиональной деятельности в сфере разработки и реализации правовых норм, обеспечения законности и правопорядка, правового обучения и воспитания. Основными задачами курса являются глубокое осмысление обучаемыми сущности процессов становления и развития демократического правового государства в России, а также социальной значимости профессии юриста в таком государстве; формирование у будущих работников судебной системы гражданской зрелости, общественной активности, высокого уровня правовой и общей культуры, профессиональной этики; выработка у студентов навыков исследования психологических аспектов правовых явлений, институтов и норм; усвоение студентами теоретических основ психологии, создание у обучаемых системы знаний о содержании юридической психологии как науки и её роли в укреплении законности и правопорядка, обеспечении соблюдения основных прав и свобод личности во всех сферах государственной и общественной жизни. В результате освоения курса «Юридическая психология» студенты должны знать: — цели и задачи юридической психологии как науки и учебной дисциплины — прикладное значение знаний, умений и навыков, формируемых учебным курсом — методологические основы юридической психологии — признаки права в их психологическом аспекте — цели, задачи, структуру правового воспитания — основы научной организации труда — основные закономерности социальной коммуникации — методологические основы анализа преступной деятельности — особенности поведения несовершеннолетних правонарушителей — понятие, виды, методы судебно-психологической экспертизы — психологические особенности личности, отбывающей наказание — понятие и методы исправительно-трудовой психологии уметь: — применять методы юридической психологии в отношении конкретных социальных групп — выявлять признаки юридически значимых эмоционально-волевых состояний — используя интроспективный метод, исследоватьиндивидуально-психологические особенности личности — использовать методы наблюдения, беседы, анкетирования, сравнительно-правовой метод и т.д. в исследовании правовой психологии и правовой идеологии различных социальных субъектов — организовывать свою работу в соответствии с правовыми и этическими стандартами — выявлять коммуникативные качества публичной речи и другие приемы психологического воздействия. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к результатам обучения по дисциплине «Юридическая психология» предъявляются следующие компетенционные требования (профессиональные компетенции – далее ПК): в правоприменительной деятельности: — осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2); — юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства, связанные с проявлением юридически значимых эмоционально-волевых состояний (ПК-6); в правоохранительной деятельности: — уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9); — используя методы юридической психологии, осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11); в педагогической деятельности: — эффективно осуществлять правовое воспитание в отношении широкого круга субъектов, в том числе, в отношении несовершеннолетних (ПК-19). Выпускник должен владеть: методикой творческого исследования правовых явлений, институтов и норм в их психологическом аспекте; навыками реализации полномочий, связанных, прежде всего, с защитой прав, свобод и интересов граждан, выявление психологических особенностей поведения этих субъектов правоотношений; методикой выявления причин и условий, способствующих совершению правонарушений; методикой эффективного осуществления правового воспитания, в том числе, в отношении несовершеннолетних. Учебный курс рассчитан на один семестр, итоговой формой аттестации является зачет.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Тематический план для студентов очной формы обучения на базе среднего (полного) общего образования
Программа курса Тема 1. Предмет, цели, задачи юридической психологии. Юридическая психология как особая отрасль научного знания. Естественнонаучные, философские и общепсихологические основания юридической психологии. Правовая наука как системообразующий фактор формирования проблемного поля юридической психологии. Цели и задачи юридической психологии. Структура юридической психологии как науки и учебной дисциплины. Значение знаний, умений и навыков, формируемых учебным курсом в подготовке юристов по специальности «юриспруденция».
Тема 2. Методология юридической психологии. Философские и общенаучные методы в юридической психологии; методы юридической науки, психологии и социальной психологии в их внутреннем единстве и многообразии. Классификация методов, применяемых при изучении личности и группы. Особенности применения методов психологии в отношении конкретных социальных групп (должностные лица правоохранительных органов, судов, учреждений исполнения наказания, адвокаты, осужденные, несовершеннолетние и т.д.) Тема 3. Психология личности в контексте правовых явлений. Психические процессы. Ощущение, восприятие, память, мышление, язык и речь, воображение, внимание. Психические состояния. Эмоциональные психические состояния. Волевые психические состояния. Психические свойства. Акцентуации характера. Юридически значимые эмоциональные состояния. Психологический подход к понятию «вменяемость». Уголовная ответственность лиц с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости.
Тема 7. Психология в оперативно-розыскной и следственной деятельности. Деятельность профессионального психолога в расследовании преступлений. Дистанционная психодиагностика личности. Психология допроса и ряда других следственных действий. Предмет, основания, поводы назначения, порядок проведения судебно-психологической экспертизы.
Планы семинарских занятий Семинарское занятие № 1 Список рекомендуемой литературы по теме Основная: Васильев Л.В. Юридическая психология / Л.В.Васильев. – 5-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2008. – С. 21-35, 36-51. * Из сборника Юридическая психология: Хрестоматия /Сост. В.В. Романов, Е.В.Романова. - М.: Юристъ, 2000: А.У. Фрезе. О применении психологии и психиатрии к юридическим вопросам; А.Л. Болтунов. О судебной психологии; А.Р. Ратинов. Судебная психология как наука; Л.Е. Владимиров. Психологическое исследование в уголовном суде. * Дополнительная: Журавель Е.Г. Юридическая психология как отрасль психологии и ее место в системе научного знания. / Е.Г. Журавель. // Юридическая психология. - 2008. - N 3. Грищенко Н.П. Психологическая теория права Л.В.Петражицкого / Н.П. Грищенко // Юридическая психология. - 2008. - N1. Еникеев М.И. Памяти Д.А. Дриля и С.В. Познышева / М.И. Еникеев // Юридическая психология. - 2008. - N1. Семинарское занятие № 2 Список рекомендуемой литературы по теме Основная: Романов В.В. Юридическая психология: учебник / В.В. Романов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2009. – С.68-97. * Дополнительная: Гольцов А.Т. Детектор лжи в уголовном судопроизводстве США / А.Т.Гольцов //Журнал российского права. – 2009. - N 4. Журавель Е.Г. Методы юридической психологии / Е.Г.Журавель // Юридическая психология.–2009.-N3. Козлов И.С. Методологические аспекты применения опроса с использованием полиграфа в практике / И.С.Козлов // Юридическая психология. – 2010. -N 3. Милюков С.В. К вопросу о составлении комплексного портрета личности / С.В.Милюков // Юридическая психология. – 2010. -N 4. Новикова-Грунд М.В. Текстовые методики: психолингвистический метод диагностики травмы и психотерапевтической работы с ней / М.В.Новикова-Грунд // Юридическая психология. – 2010. - N 4. Подольный Н.А.Особенности судебной психофизиологической экспертизы / Н.А. Подольный // Эксперт-криминалист. - 2010. - N 2. Соколова О.А. Использование методов психологии при диагностировании человека при расследовании и раскрытии преступлений / О.А.Соколова // Юридическая психология. – 2010. -N 4. Семинарское занятие № 3 Список рекомендуемой литературы по теме Основная: Васильев Л.В. Юридическая психология / Л.В.Васильев. – 5-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2008. – С.52-107. * Дополнительная: Есин И.Б. Голос как один из каналов невербальной коммуникации / И.Б.Есин // Юридическая психология. - 2008. - N 3. Петин И.А. Психические эмоциональные состояния человека как фактор его взаимодействия со средой / И.А.Петин // Юридическая психология. - 2008. - N 3. Ратников Б.К. К вопросу о манипулировании сознанием (нейролингвистическое программирование и его возможности) / Б.К. Ратников // Юридическая психология. - 2007. - N3.
Семинарское занятие №4 Список рекомендуемой литературы по теме Основная: Васильев Л.В. Юридическая психология / Л.В.Васильев. – 5-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2008. – С.52-107. * Дополнительная: Милюков С.В. К вопросу о составлении комплексного портрета личности / С.В.Милюков // Юридическая психология. – 2010. -N 4. Можгинский Ю.Б. Роль аффектов в структуре агрессивного поведения / Ю.Б.Можгинский, Т.А. Андрианова // Юридическая психология. – 2009. - N 4. Сафуанов Ф.С. Определение аффекта у обвиняемого: проблемы правоприменительной практики и судебно-психологической экспертизы / Ф.С. Сафуанов // Юридическая психология. - 2011. - N1. Семинарское занятие № 5 Тема: Правовая психология. Вопросы для обсуждения. 1. Социально-регулятивная сущность права. Психологический аспект правового регулирования. 2. Правовая психология и правовая идеология как элементы правосознания. Правовая культура личности. 3. Правовое воспитание как элемент правового воздействия. Список рекомендуемой литературы по теме Основная: Романов В.В. Юридическая психология: учебник / В.В. Романов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2009. – С.68-97. * Дополнительная: Алексеева Л.В. Правовое самоуправление личности / Л.В.Алексеева // Юридическая психология. - 2011. - N 1. Посельская Л.Н. Правовой и психологический критерии мотивации преступной деятельности личности / Л.Н.Посельская // Юридическая психология. – 2010. -N 4. Михайлова М.М. Представления заключенных и законопослушных граждан о справедливости и вера в справедливый мир - сравнительный анализ / М.М.Михайлова // Юридическая психология. – 2010. - N 3.
Семинарское занятие № 6 Список рекомендуемой литературы по теме Нормативные правовые акты Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря. Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" Кодекс профессиональной этики адвоката (принят Первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г.) // Бюллетень Министерства юстиции РФ. 2004. №3 (75). Основная: Романов В.В. Юридическая психология: учебник / В.В. Романов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2009. – С.365-404, 437-472. * Дополнительная: Баева Н.А. Природа и виды конфликтов в деятельности адвоката-защитника по уголовным делам / Н.А.Баева // Воронежские криминалистические чтения: сб. науч. трудов. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2006. – Вып.7. - С.11-23. Калягин Ю.С. Некоторые вопросы социальной перцепции оперативного работника / Ю.С.Калягин // Юридическая психология. -2010. - N 1. Ксенофонтов А.М. Динамика психологического состояния сотрудников милиции в экстремальных условиях деятельности / А.М.Ксенофонтов, И.А. Новикова // Юридическая психология. – 2010. -N 4. Литвинова Г.А. Социально-психологическое обеспечение деятельности полиции Баварии (Германия) / Г.А.Литвинова // Юридическая психология. – 2010. - N 3. Поздняков В.М. О профессионально-психологической компетентности и психологической культуре личности юристов / В.М.Поздняков // Юридическая психология. – 2010. -N 3. Попова Г.В. Особенности функционирования личностных защитных механизмов сотрудников патрульной службы милиции с разным стажем профессиональной деятельности / Г.В.Попов, Н.Э.Милорадова // Юридическая психология. – 2010. - N 3. Простяков В.В. Психологические условия преодоления стресса сотрудниками органов внутренних дел / В.В. Простяков, Скворцова Е.В. Психологическое обеспечение профилактики и преодоления профессиональной деформации личности сотрудников милиции / Е.В.Скворцова // Юридическая психология. -2010. - N 2. Соколова Е.Н. Психологические проблемы соблюдения законности сотрудниками оперативных подразделений / Е.Н. Соколова // Фомин А.С. Проблемы формирования психологической готовности к управленческой деятельности / А.С.Фомин // Юридическая психология. - 2011. - N 1. Экман П. Психология лжи. Обмани меня, если сможешь / П.Экман – СПб.: Питер, 2010. – 304с.: ил. * Семинарское занятие № 7 Список рекомендуемой литературы по теме Основная: Романов В.В. Юридическая психология: учебник / В.В. Романов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2009. – 303-364. * Дополнительная: Дворянчиков Н.В. Зарубежный опыт изучения пространственных характеристик криминального поведения серийных сексуальных преступников / Н.В.Дворянчиков, О.А.Логунова // Юридическая психология. -2010. - N 1. Еникеев М.И. Психология вины. Сознательно-подсознательная регуляция криминального поведения /М.И.Еникеев // Юридическая психология. – 2009. - N 2. Простяков В.В. Психолого-педагогические причины и условия, влияющие на формирование девиантного поведения несовершеннолетних / В.В.Простяков //Юридическая психология. - 2011. - N 1. Семинарское занятие № 8 Список рекомендуемой литературы по теме Нормативные правовые акты Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ. Глава 22 – 27 // СЗ РФ. 2001. № 52 (часть 1). Ст. 4921. Федеральный закон от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" Основная: Романов В.В. Юридическая психология: учебник / В.В. Романов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2009. – С.473-513, 248-302. * Дополнительная: Аляутдинов Д.Р. Основные приемы и правила составления психологического портрета /Д.Р.Аляутдинов // Юридическая психология. -2010. - N 1. Баева Н.А. Психологические аспекты принятия решений процессуальными участниками досудебной сделки о признании вины / Н.А.Баева // Досудебное соглашение о сотрудничестве (правовые и криминалистические проблемы): материалы научно-практической конференции (Воронеж, 21-22 декабря 2009года). – Сер.: Юбилеи, конференции, форумы. – Вып. 6. – Воронеж: Изд-во Воронеж. Гос. Ун-та, 2010. С.38-49. Белых-Силаев Д.В. Тактика и психология проверки показаний на месте / Д.В.Белых-Силаев, С.В. Ульянов // Юридическая психология. -2010. - N 2. Кобец П.Н. Использование психологических методов активизации памяти потерпевших, свидетелей и подозреваемых в следственной практике правоохранительных органов Российской Федерации и зарубежных стран / П.Н.Кобец //Юридическая психология. – 2009. - N 4. Корнеева О.А.Участие адвоката при допросе свидетеля /О.А.Корнеева //Адвокатская практика. - 2010. - N 1. Лифанова М.В. Особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) / М.В.Лифанов // Вопросы ювенальной юстиции. – 2009. - N3. Новиков С.А. Проверка показаний на месте: проблемы правового регулирования / С.А.Новиков //Российский следователь. – 2010. - N 2. Тетюев С.В. Зачем уголовному процессу педагог? / С.В.Тетюев //Российская юстиция. – 2010. - N 6. Федан М. Злоупотребление правом при применении отдельных тактических приемов в ходе проведения следственных действий / М.Федан //Мировой судья. - 2009. - N 11.
Семинарское занятие №9 Список рекомендуемой литературы по теме Нормативные правовые акты Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ. Глава 33-39, 42 // СЗ РФ. 2001. № 52 (часть 1). Ст. 4921. Основная: Романов В.В. Юридическая психология: учебник / В.В. Романов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2009. – С.535-557. * Семинарское занятие №10 Список рекомендуемой литературы по теме Нормативные правовые акты Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ. Глава 33-39, 42 // СЗ РФ. 2001. № 52 (часть 1). Ст. 4921. Основная: Романов В.В. Юридическая психология: учебник / В.В. Романов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2009. – С.535-557. * Дополнительная: Гаррис Р. Школа адвокатуры. Руководство к ведению гражданских и уголовных дел / Р. Гаррис. – Тула: Автограф, 2001. – 352с. Еникеев М.И. Юридическая психология: учебник / М.И.Еникеев. – М., Норма, 2008. – 512 с. * Судебные речи известных русских юристов / под ред. М.М.Выдри. – М., 1956. – 687 с. Семинарское занятие № 11 Список рекомендуемой литературы по теме Нормативные правовые акты Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ. Глава 12-15. Основная: Васильев Л.В. Юридическая психология / Л.В.Васильев. – 5-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2008. – С.627-652. * Дополнительная: Баламут А.Н. К вопросу об изучении психологических защит осужденных мужчин, признанных злостными нарушителями режима отбывания наказания /А.Н. Баламут, А.Х.Чудова // Юридическая психология. – 2010. -N 4. Кокурин А.В. К вопросу о психологическом сопровождении осужденных к пожизненному лишению свободы в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы / А.В.Кокурин, Ю.В.Славинская // Юридическая психология. -2010. - N 2. Малкин Д.А. Направления исследований и развития пенитенциарной психиатрии /Д.А.Малкин // Юридическая психология. – 2010. -N 4.
Семинарское занятие № 12 Список рекомендуемой литературы по теме Нормативные правовые акты Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ. Глава 12-15. Основная: Васильев Л.В. Юридическая психология / Л.В.Васильев. – 5-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2008. – С.627-652. * Дополнительная: Баламут А.Н. К вопросу об изучении психологических защит осужденных мужчин, признанных злостными нарушителями режима отбывания наказания /А.Н. Баламут, А.Х.Чудова // Юридическая психология. – 2010. -N 4. Кокурин А.В. К вопросу о психологическом сопровождении осужденных к пожизненному лишению свободы в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы / А.В.Кокурин, Ю.В.Славинская // Юридическая психология. -2010. - N 2. Малкин Д.А. Направления исследований и развития пенитенциарной психиатрии /Д.А.Малкин // Юридическая психология. – 2010. -N 4.
Планы практических занятий Практическое занятие № 1 Задание к задаче. Почему признание не может считаться достаточным доказательством вины? Как называется логическая ошибка, допущенная следствием? Задача №2. В подъезде дома был найден окровавленный мужчина, стонавший от боли. Жильцы опознали его как приятеля проживающего на третьем этаже Горбачева. По его словам, они с приятелем - Бровко в этот вечер выпивали. Бровко быстро захмелел, отказался продолжать выпивку и, сославшись на то, что он должен поскорее идти домой, поднялся из-за стола. Горбачев проводил гостя до входной двери и вернулся к себе. Это было в десятом часу вечера. Приблизительно через час после ухода Бровко в дверь Горбачева постучала соседка по квартире и сказала: «Идите скорее на лестницу, там ваш приятель корчится и стонет». Горбачев, по его словам, вышел на площадку второго этажа и увидел Бровко, который стонал и держал руки на животе. При содействии Горбачева Бровко был доставлен в больницу. Несколько раз Горбачев приходил в больницу справляться о состоянии здоровья больного. Через два дня Бровко умер. Вскрытие показало, что у него была раздроблена печень на одну восьмую долю. Горбачев был привлечен к уголовной ответственности. Свидетельница Жукова, допрошенная в стадии предварительного показала: «Я быстрым движением распахнула двери и увидела, что Горбачев ногой ударил по животу лежавшего человека». На очной ставке с Горбачевым эта свидетельница уже говорила несколько иначе: «Когда, услышав стоны за дверью, я открыла ее, то увидела Горбачева с занесенной над лежавшим Бровко ногой». В дальнейших своих показаниях свидетельница Жукова указывает: «Бил ли Горбачев ногой Бровко, я точно сказать не могу». Задание к задаче. Какая особенность памяти придает воспоминаниям свидетеля угасающий характер? Могут ли быть другие причины изменения показаний? Какую роль в восприятии события играют слабая освещенность, фрагментарность, предвзятость? Задача №3. Исаков с женой и шестилетним ребенком проживал в частном доме. Соседнюю комнату занимала портниха Фомина, с которой у Исакова вскоре возникла интимная связь. Спустя три месяца жена Исакова пропала. Прошло более года, Исаков и Фомина возобновили отношения. Однажды, ночуя у Фоминой, Исаков вдруг обратил внимание, что доски пола, на которых стояла ее кровать, не закреплены. Когда он сказал об этом сожительнице, та резко изменилась в лице, но ничего не ответила. Это зародило в нем подозрение. В следующий раз он снова обратил внимание на то, что доски пола шатаются, и опять сказал об этом Фоминой. Она вновь крайне смутилась, но перевела разговор на другую тему. Исаков обратился в милицию. Сотрудники МУРа (события происходили в 1937-1938 гг.) подняли доски и произвели раскопку. На глубине одного метра был обнаружен труп Исаковой, завернутый в серую ткань и обвязанный веревками. Задание к задаче. В каком психическом состоянии находилась Фомина? Какие эмоции и чувства выдали ее? Что вы можете сказать о ее психических свойствах? Основной этап: студенты обсуждают ситуацию в малых группах, следуя предложенному заданию. Подведение итогов: преподавательобобщаетрезультаты обсуждения, обращая внимание на позитивные и негативные стороны работы каждой группы. Список рекомендуемой литературы по теме Нормативные правовые акты Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ. Глава 14, 21. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ. Глава 7 // СЗ РФ. 2001. № 52 (часть 1). Ст. 4921. Основная: Романов В.В. Юридическая психология: учебник / В.В. Романов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2009. – 98-208. * Дополнительная: Сафуанов Ф.С. Определение аффекта у обвиняемого: проблемы правоприменительной практики и судебно-психологической экспертизы / Ф.С.Сафуанов //Юридическая психология. - 2011. - N1.
Практическое занятие № 2 Тема: Правовая психология Интерактивное занятие в форме работы студенческих исследовательских групп Подготовительный этап: студенты знакомятся с планом проведения занятия, делятся на три группы по 7-8 человек. Преподаватель оглашает цели и задачи научного исследования, раздает карточки с текстом задания. В целях активизации познавательной активности каждая из групп может выбирать тему исследования (количество заданий превышает количество малых групп). Задание №1. Исследование нормативно-правового воздействия норм УК РФ о применении смертной казни на психику студентов юридического факультета а) по результатам исследования правосознания студентов 1-го и 4-го курсов; или: б) по результатам сравнительного исследования правосознания студентов среднеспециального и высшего профессионального образования. Цель исследования: выявить особенности воздействия норм УК РФ о применении смертной казни на студентов среднеспециального и высшего профессионального образования. Гипотеза: возрастные особенности, а также специфика формирования профессионального правосознания оказывают существенное воздействие на формирование отношения к применению смертной казни. Задачи исследования: используя методы наблюдения, беседы, анкетирования, а также сравнительно-правовой метод, выяснить отношение студентов к проблеме, обращая внимание на уровень и качество знаний по проблеме и на профессионализм правопонимания. Результат исследования оформляется в виде отчета, состоящего из следующих элементов: · актуальность проблемы (со ссылками на научные публикации); · гипотеза; · цели и задачи исследования; · примененные методики; · результаты наблюдений, опросов, анкетирования (анкеты с ответами в количестве не менее 30 шт.) с комментариями; · выводы (подтвердилась или не подтвердилась первоначальная гипотеза). Задание №2. Исследование индивидуальной и групповой правовой психологии как элемента правосознания студентов юридического факультета РАП (на примере изучения отношения к проблеме соблюдения ПДД). Цель исследования: выявить особенности правовой психологии студентов юридического факультета РАП в индивидуальном и групповом проявлении в связи с воздействием норм ПДД. Гипотеза: возрастные особенности и специфика формирования профессионального правосознания оказывают существенное воздействие на формирование индивидуального и группового проявления отношения к нормам ПДД. Задачи исследования: используя методы наблюдения, беседы, анкетирования, а также сравнительно-правовой метод, выяснить отношение студентов к проблеме, обращая внимание на индивидуальные и групповые особенности правовой психологии как элемента правосознания студентов юридического факультета РАП. Задание №3. Исследование индивидуальной и групповой правовой идеологии как элемента правосознания студентов юридического факультета РАП (на примере изучения отношения к проблеме соблюдения ПДД). Цель исследования: выявить особенности правовой идеологии студентов юридического факультета РАП в индивидуальном и групповом проявлении в связи с воздействием норм ПДД. Гипотеза: возрастные особенности и специфика формирования профессионального правосознания оказывают существенное воздействие на формирование индивидуального и группового проявления отношения к нормам ПДД. Задачи исследования: используя методы наблюдения, беседы, анкетирования, а также сравнительно-правовой метод, выяснить отношение студентов к проблеме, обращая внимание на индивидуальные и групповые особенности правовой идеологии как элемента правосознания студентов юридического факультета РАП. Задание №4. Исследование правовой культуры студентов юридического факультета РАП (на примере изучения отношения к проблеме соблюдения ПДД). Цель исследования: выявить особенности проявления правовой культуры студентов юридического факультета РАП в связи с воздействием норм ПДД. Гипотеза: возрастные особенности и специфика формирования профессионального правосознания оказывают существенное воздействие на формирование правовой культуры студентов юридического факультета РАП. Задачи исследования: используя методы наблюдения, беседы, анкетирования, а также сравнительно-правовой метод, выяснить отношение студентов к проблеме, обращая внимание на особенности проявления правовой культуры студентов юридического факультета РАП
Задание №5. Сравнительно-правовое исследование нормативного воздействия норм УК РФ о пределах необходимой обороны на студентов ЦФ РАП. Цель исследования: выявить особенности проявления правовой культуры (правовой психологии, правовой идеологии и юридически значимого поведения) студентов юридического факультета РАП, связанные с восприятием норм УК РФ о пределах необходимой обороны. Гипотеза: возрастные особенности, пол и специфика формирования профессионального правосознания оказывают существенное воздействие на формирование правовой культуры студентов юридического факультета РАП. Задачи исследования: используя методы наблюдения, беседы, анкетирования, а также сравнительно-правовой метод, выяснить отношение студентов к проблеме, обращая внимание на особенности проявления правовой культуры студентов юридического факультета РАП. Основной этап: студенты обсуждают проблему в малых группах, следуя предложенному заданию, разрабатывают опросник для проведения анкетирования, распределяют поручения в соответствии с планом научного исследования. Подведение итогов: подведение итогов работы проводится на последующем семинаре №5 в формате интерактивного занятия. Оценивается работа всей малой группы в целом по результатам представленного отчета.
Список рекомендуемой литературы по теме Основная: Романов В.В. Юридическая психология: учебник / В.В. Романов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2009. – С.68-97. * Дополнительная: Алексеева Л.В. Правовое самоуправление личности / Л.В.Алексеева // Юридическая психология. - 2011. - N 1. Посельская Л.Н. Правовой и психологический критерии мотивации преступной деятельности личности / Л.Н.Посельская // Юридическая психология. – 2010. -N 4. Михайлова М.М. Представления заключенных и законопослушных граждан о справедливости и вера в справедливый мир - сравнительный анализ / М.М.Михайлова // Юридическая психология. – 2010. - N 3.
Практическое занятие № 3 Тема: Правовая психология Интерактивное занятие в форме конференции (результаты работы студенческих исследовательских групп) Подготовительный этап: студенты на практическом занятии №2 ознакомились с планом проведения научного исследования, разделились на три группы по 7-8 человек, разработали опросник для проведения анкетирования и беседы, распределили поручения в соответствии с предложенным заданием. В течение полутора – двух недель провели исследование и обработали полученный материал. Результат исследования оформили в виде отчета, состоящего из следующих элементов: · актуальность проблемы (со ссылками на научные публикации); · гипотеза; · цели и задачи исследования; · примененные методики; · результаты наблюдений, опросов, анкетирования (анкеты с ответами в количестве не менее 30 шт.) с комментариями; · выводы (подтвердилась или не подтвердилась первоначальная гипотеза). Основной этап: Представители каждой научно-исследовательской группы представляют свой отчет, результаты которого обсуждаются в формате конференции. Подведение итогов: В конце занятия преподаватель подводит итоги работы каждой группы, обращая внимание на положительные и отрицательные стороны. Оценивается работа всей малой группы по результатам выступ
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.73.149 (0.018 с.) |