Тема 1. Предмет, цели, задачи юридической психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Предмет, цели, задачи юридической психологии.



Введение

Учебный курс «Юридическая психология» относится к дисциплинам профессионального цикла, которые составляют основу системы юридического образования. В нём изложены базовые теоретические концепции, а также ведущие тенденции и закономерности, объясняющие процессы, происходящие в общественной жизни, подчинённой действию права, психологические особенности поведения субъектов правоприменительной деятельности, также лиц, вовлеченных в сферу правоотношений, с позиций комплексного междисциплинарного системного подхода.

Цель курса – подготовка бакалавров, обладающих профессиональными компетенциями в соответствии с видами профессиональной деятельности в сфере разработки и реализации правовых норм, обеспечения законности и правопорядка, правового обучения и воспитания.

Основными задачами курса являются глубокое осмысление обучаемыми сущности процессов становления и развития демократического правового государства в России, а также социальной значимости профессии юриста в таком государстве; формирование у будущих работников судебной системы гражданской зрелости, общественной активности, высокого уровня правовой и общей культуры, профессиональной этики; выработка у студентов навыков исследования психологических аспектов правовых явлений, институтов и норм; усвоение студентами теоретических основ психологии, создание у обучаемых системы знаний о содержании юридической психологии как науки и её роли в укреплении законности и правопорядка, обеспечении соблюдения основных прав и свобод личности во всех сферах государственной и общественной жизни.

В результате освоения курса «Юридическая психология» студенты должны знать:

— цели и задачи юридической психологии как науки и учебной дисциплины

— прикладное значение знаний, умений и навыков, формируемых учебным курсом

— методологические основы юридической психологии

— признаки права в их психологическом аспекте

— цели, задачи, структуру правового воспитания

— основы научной организации труда

— основные закономерности социальной коммуникации

— методологические основы анализа преступной деятельности

— особенности поведения несовершеннолетних правонарушителей

— понятие, виды, методы судебно-психологической экспертизы

— психологические особенности личности, отбывающей наказание

— понятие и методы исправительно-трудовой психологии

уметь:

— применять методы юридической психологии в отношении конкретных социальных групп

— выявлять признаки юридически значимых эмоционально-волевых состояний

— используя интроспективный метод, исследоватьиндивидуально-психологические особенности личности

— использовать методы наблюдения, беседы, анкетирования, сравнительно-правовой метод и т.д. в исследовании правовой психологии и правовой идеологии различных социальных субъектов

— организовывать свою работу в соответствии с правовыми и этическими стандартами

— выявлять коммуникативные качества публичной речи и другие приемы психологического воздействия.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к результатам обучения по дисциплине «Юридическая психология» предъявляются следующие компетенционные требования (профессиональные компетенции – далее ПК):

в правоприменительной деятельности:

— осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

— юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства, связанные с проявлением юридически значимых эмоционально-волевых состояний (ПК-6);

в правоохранительной деятельности:

— уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

— используя методы юридической психологии, осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);

в педагогической деятельности:

— эффективно осуществлять правовое воспитание в отношении широкого круга субъектов, в том числе, в отношении несовершеннолетних (ПК-19).

Выпускник должен владеть:

методикой творческого исследования правовых явлений, институтов и норм в их психологическом аспекте; навыками реализации полномочий, связанных, прежде всего, с защитой прав, свобод и интересов граждан, выявление психологических особенностей поведения этих субъектов правоотношений; методикой выявления причин и условий, способствующих совершению правонарушений; методикой эффективного осуществления правового воспитания, в том числе, в отношении несовершеннолетних.

Учебный курс рассчитан на один семестр, итоговой формой аттестации является зачет.

 

Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество зачетных единиц и часов по очной форме обучения
Зачетные единицы - общая трудоемкость   3 з.е. – 108 ч.
Всего аудиторных занятий из них:  
Лекции  
Семинарские занятия  
Практические занятия  
Самостоятельная работа под контролем преподавателя, НИРС, сессия  
Форма итогового контроля зачет

 

 

Тематический план

для студентов очной формы обучения

на базе среднего (полного) общего образования

№ п/п Темы дисциплины Количество часов по видам учебных занятий (по учебному плану)
Лек-ции   Семи- нары Практи- ческие занятия С/р
1. Тема 1. Предмет, цели, задачи юридической психологии. Тема 2. Методология юридической психологии     -  
2.   Тема 3. Психология личности в контексте правовых явлений     (интерак- тивная форма занятия)  
3. Тема 4. Правовая психология     (интерак- тивная форма занятия)  
4.   Тема 5. Психология профессиональной деятельности юриста     (интерак- тивная форма занятия)  
5. Тема 6. Криминальная психология     (интерак- тивная форма занятия)  
6. Тема 7. Психология в оперативно-розыскной и следственной деятельности     (интерак- тивная форма занятия)  
7.   Тема 8. Психологические особенности судопроизводства     -  
8.   Тема 9. Пенитенциарная психология       -  
  ИТОГО:        

 

 

Программа курса

Тема 1. Предмет, цели, задачи юридической психологии.

Юридическая психология как особая отрасль научного знания. Естественнонаучные, философские и общепсихологические основания юридической психологии. Правовая наука как системообразующий фактор формирования проблемного поля юридической психологии.

Цели и задачи юридической психологии. Структура юридической психологии как науки и учебной дисциплины. Значение знаний, умений и навыков, формируемых учебным курсом в подготовке юристов по специальности «юриспруденция».

 

Тема 2. Методология юридической психологии.

Философские и общенаучные методы в юридической психологии; методы юридической науки, психологии и социальной психологии в их внутреннем единстве и многообразии.

Классификация методов, применяемых при изучении личности и группы. Особенности применения методов психологии в отношении конкретных социальных групп (должностные лица правоохранительных органов, судов, учреждений исполнения наказания, адвокаты, осужденные, несовершеннолетние и т.д.)

Тема 3. Психология личности в контексте правовых явлений.

Психические процессы. Ощущение, восприятие, память, мышление, язык и речь, воображение, внимание. Психические состояния. Эмоциональные психические состояния. Волевые психические состояния. Психические свойства. Акцентуации характера.

Юридически значимые эмоциональные состояния.

Психологический подход к понятию «вменяемость». Уголовная ответственность лиц с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости.

 

Тема 7. Психология в оперативно-розыскной и следственной деятельности.

Деятельность профессионального психолога в расследовании преступлений. Дистанционная психодиагностика личности.

Психология допроса и ряда других следственных действий. Предмет, основания, поводы назначения, порядок проведения судебно-психологической экспертизы.

 

Планы семинарских занятий

Семинарское занятие № 1

Список рекомендуемой литературы по теме

Основная:

Васильев Л.В. Юридическая психология / Л.В.Васильев. – 5-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2008. – С. 21-35, 36-51. *

Из сборника Юридическая психология: Хрестоматия /Сост. В.В. Романов, Е.В.Романова. - М.: Юристъ, 2000: А.У. Фрезе. О применении психологии и психиатрии к юридическим вопросам; А.Л. Болтунов. О судебной психологии; А.Р. Ратинов. Судебная психология как наука; Л.Е. Владимиров. Психологическое исследование в уголовном суде. *

Дополнительная:

Журавель Е.Г. Юридическая психология как отрасль психологии и ее место в системе научного знания. / Е.Г. Журавель. // Юридическая психология. - 2008. - N 3.

Грищенко Н.П. Психологическая теория права Л.В.Петражицкого / Н.П. Грищенко // Юридическая психология. - 2008. - N1.

Еникеев М.И. Памяти Д.А. Дриля и С.В. Познышева / М.И. Еникеев // Юридическая психология. - 2008. - N1.

Семинарское занятие № 2

Список рекомендуемой литературы по теме

Основная:

Романов В.В. Юридическая психология: учебник / В.В. Романов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2009. – С.68-97. *

Дополнительная:

Гольцов А.Т. Детектор лжи в уголовном судопроизводстве США / А.Т.Гольцов //Журнал российского права. – 2009. - N 4.

Журавель Е.Г. Методы юридической психологии / Е.Г.Журавель // Юридическая психология.–2009.-N3.
Китаев Н.Н. Результаты опроса на полиграфе не могут иметь статус уголовно-процессуальных доказательств / Н.Н.Китаев, А.Н.Архипова // Российский следователь. – 2010. - N 3.

Козлов И.С. Методологические аспекты применения опроса с использованием полиграфа в практике / И.С.Козлов // Юридическая психология. – 2010. -N 3.

Милюков С.В. К вопросу о составлении комплексного портрета личности / С.В.Милюков // Юридическая психология. – 2010. -N 4.

Новикова-Грунд М.В. Текстовые методики: психолингвистический метод диагностики травмы и психотерапевтической работы с ней / М.В.Новикова-Грунд // Юридическая психология. – 2010. - N 4.

Подольный Н.А.Особенности судебной психофизиологической экспертизы / Н.А. Подольный // Эксперт-криминалист. - 2010. - N 2.

Соколова О.А. Использование методов психологии при диагностировании человека при расследовании и раскрытии преступлений / О.А.Соколова // Юридическая психология. – 2010. -N 4.

Семинарское занятие № 3

Список рекомендуемой литературы по теме

Основная:

Васильев Л.В. Юридическая психология / Л.В.Васильев. – 5-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2008. – С.52-107. *

Дополнительная:

Есин И.Б. Голос как один из каналов невербальной коммуникации / И.Б.Есин // Юридическая психология. - 2008. - N 3.

Петин И.А. Психические эмоциональные состояния человека как фактор его взаимодействия со средой / И.А.Петин // Юридическая психология. - 2008. - N 3.

Ратников Б.К. К вопросу о манипулировании сознанием (нейролингвистическое программирование и его возможности) / Б.К. Ратников // Юридическая психология. - 2007. - N3.

 

Семинарское занятие №4

Список рекомендуемой литературы по теме

Основная:

Васильев Л.В. Юридическая психология / Л.В.Васильев. – 5-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2008. – С.52-107. *

Дополнительная:

Милюков С.В. К вопросу о составлении комплексного портрета личности / С.В.Милюков // Юридическая психология. – 2010. -N 4.

Можгинский Ю.Б. Роль аффектов в структуре агрессивного поведения / Ю.Б.Можгинский, Т.А. Андрианова // Юридическая психология. – 2009. - N 4.
Вандыш-Бубко В.В. Ограниченная вменяемость: судебно-экспертологический анализ / В.В. Вандыш-Бубко, Ф.С. Сафуанов // Юридическая психология. – 2009. - N2.
Полубинская С.В.Невменяемость в английском и американском уголовном праве / С.В. Полубинская // Юридическая психология. – 2009. - N 2.

Сафуанов Ф.С. Определение аффекта у обвиняемого: проблемы правоприменительной практики и судебно-психологической экспертизы / Ф.С. Сафуанов // Юридическая психология. - 2011. - N1.

Семинарское занятие № 5

Тема: Правовая психология.

Вопросы для обсуждения.

1. Социально-регулятивная сущность права. Психологический аспект правового регулирования.

2. Правовая психология и правовая идеология как элементы правосознания. Правовая культура личности.

3. Правовое воспитание как элемент правового воздействия.

Список рекомендуемой литературы по теме

Основная:

Романов В.В. Юридическая психология: учебник / В.В. Романов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2009. – С.68-97. *

Дополнительная:

Алексеева Л.В. Правовое самоуправление личности / Л.В.Алексеева // Юридическая психология. - 2011. - N 1.

Посельская Л.Н. Правовой и психологический критерии мотивации преступной деятельности личности / Л.Н.Посельская // Юридическая психология. – 2010. -N 4.

Михайлова М.М. Представления заключенных и законопослушных граждан о справедливости и вера в справедливый мир - сравнительный анализ / М.М.Михайлова // Юридическая психология. – 2010. - N 3.

 

 

Семинарское занятие № 6

Список рекомендуемой литературы по теме

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря.

Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации"

Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"

Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции"

Кодекс профессиональной этики адвоката (принят Первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г.) // Бюллетень Министерства юстиции РФ. 2004. №3 (75).

Основная:

Романов В.В. Юридическая психология: учебник / В.В. Романов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2009. – С.365-404, 437-472. *

Дополнительная:

Баева Н.А. Природа и виды конфликтов в деятельности адвоката-защитника по уголовным делам / Н.А.Баева // Воронежские криминалистические чтения: сб. науч. трудов. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2006. – Вып.7. - С.11-23.

Калягин Ю.С. Некоторые вопросы социальной перцепции оперативного работника / Ю.С.Калягин // Юридическая психология. -2010. - N 1.

Ксенофонтов А.М. Динамика психологического состояния сотрудников милиции в экстремальных условиях деятельности / А.М.Ксенофонтов, И.А. Новикова // Юридическая психология. – 2010. -N 4.

Литвинова Г.А. Социально-психологическое обеспечение деятельности полиции Баварии (Германия) / Г.А.Литвинова // Юридическая психология. – 2010. - N 3.

Поздняков В.М. О профессионально-психологической компетентности и психологической культуре личности юристов / В.М.Поздняков // Юридическая психология. – 2010. -N 3.

Попова Г.В. Особенности функционирования личностных защитных механизмов сотрудников патрульной службы милиции с разным стажем профессиональной деятельности / Г.В.Попов, Н.Э.Милорадова // Юридическая психология. – 2010. - N 3.

Простяков В.В. Психологические условия преодоления стресса сотрудниками органов внутренних дел / В.В. Простяков,
О.Н.Зеленцова // Юридическая психология. – 2009. - N 1.

Скворцова Е.В. Психологическое обеспечение профилактики и преодоления профессиональной деформации личности сотрудников милиции / Е.В.Скворцова // Юридическая психология. -2010. - N 2.

Соколова Е.Н. Психологические проблемы соблюдения законности сотрудниками оперативных подразделений / Е.Н. Соколова //
Юридическая психология. – 2009. - N 1.

Фомин А.С. Проблемы формирования психологической готовности к управленческой деятельности / А.С.Фомин // Юридическая психология. - 2011. - N 1.

Экман П. Психология лжи. Обмани меня, если сможешь / П.Экман – СПб.: Питер, 2010. – 304с.: ил. *

Семинарское занятие № 7

Список рекомендуемой литературы по теме

Основная:

Романов В.В. Юридическая психология: учебник / В.В. Романов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2009. – 303-364. *

Дополнительная:

Дворянчиков Н.В. Зарубежный опыт изучения пространственных характеристик криминального поведения серийных сексуальных преступников / Н.В.Дворянчиков, О.А.Логунова // Юридическая психология. -2010. - N 1.

Еникеев М.И. Психология вины. Сознательно-подсознательная регуляция криминального поведения /М.И.Еникеев // Юридическая психология. – 2009. - N 2.
Аляутдинов Д.Р. Основные приемы и правила составления психологического портрета /Д.Р.Аляутдинов //Юридическая психология.–2010. - N1.

Простяков В.В. Психолого-педагогические причины и условия, влияющие на формирование девиантного поведения несовершеннолетних / В.В.Простяков //Юридическая психология. - 2011. - N 1.

Семинарское занятие № 8

Список рекомендуемой литературы по теме

Нормативные правовые акты

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ. Глава 22 – 27 // СЗ РФ. 2001. № 52 (часть 1). Ст. 4921.

Федеральный закон от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации"

Основная:

Романов В.В. Юридическая психология: учебник / В.В. Романов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2009. – С.473-513, 248-302. *

Дополнительная:

Аляутдинов Д.Р. Основные приемы и правила составления психологического портрета /Д.Р.Аляутдинов // Юридическая психология. -2010. - N 1.

Баева Н.А. Психологические аспекты принятия решений процессуальными участниками досудебной сделки о признании вины / Н.А.Баева // Досудебное соглашение о сотрудничестве (правовые и криминалистические проблемы): материалы научно-практической конференции (Воронеж, 21-22 декабря 2009года). – Сер.: Юбилеи, конференции, форумы. – Вып. 6. – Воронеж: Изд-во Воронеж. Гос. Ун-та, 2010. С.38-49.

Белых-Силаев Д.В. Тактика и психология проверки показаний на месте / Д.В.Белых-Силаев, С.В. Ульянов // Юридическая психология. -2010. - N 2.

Кобец П.Н. Использование психологических методов активизации памяти потерпевших, свидетелей и подозреваемых в следственной практике правоохранительных органов Российской Федерации и зарубежных стран / П.Н.Кобец //Юридическая психология. – 2009. - N 4.
Корж В.П. Тактика опроса лиц - носителей криминалистически значимой информации об организованной преступной деятельности в сфере экономики / В.П.Корж // Российский следователь. – 2010. - N 7.

Корнеева О.А.Участие адвоката при допросе свидетеля /О.А.Корнеева //Адвокатская практика. - 2010. - N 1.

Лифанова М.В. Особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) / М.В.Лифанов // Вопросы ювенальной юстиции. – 2009. - N3.

Новиков С.А. Проверка показаний на месте: проблемы правового регулирования / С.А.Новиков //Российский следователь. – 2010. - N 2.

Тетюев С.В. Зачем уголовному процессу педагог? / С.В.Тетюев //Российская юстиция. – 2010. - N 6.

Федан М. Злоупотребление правом при применении отдельных тактических приемов в ходе проведения следственных действий / М.Федан //Мировой судья. - 2009. - N 11.

 

 

Семинарское занятие №9

Список рекомендуемой литературы по теме

Нормативные правовые акты

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ. Глава 33-39, 42 // СЗ РФ. 2001. № 52 (часть 1). Ст. 4921.

Основная:

Романов В.В. Юридическая психология: учебник / В.В. Романов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2009. – С.535-557. *

Семинарское занятие №10

Список рекомендуемой литературы по теме

Нормативные правовые акты

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ. Глава 33-39, 42 // СЗ РФ. 2001. № 52 (часть 1). Ст. 4921.

Основная:

Романов В.В. Юридическая психология: учебник / В.В. Романов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2009. – С.535-557. *

Дополнительная:

Гаррис Р. Школа адвокатуры. Руководство к ведению гражданских и уголовных дел / Р. Гаррис. – Тула: Автограф, 2001. – 352с.

Еникеев М.И. Юридическая психология: учебник / М.И.Еникеев. – М., Норма, 2008. – 512 с. *

Судебные речи известных русских юристов / под ред. М.М.Выдри. – М., 1956. – 687 с.

Семинарское занятие № 11

Список рекомендуемой литературы по теме

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря.

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ. Глава 12-15.

Основная:

Васильев Л.В. Юридическая психология / Л.В.Васильев. – 5-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2008. – С.627-652. *

Дополнительная:

Баламут А.Н. К вопросу об изучении психологических защит осужденных мужчин, признанных злостными нарушителями режима отбывания наказания /А.Н. Баламут, А.Х.Чудова // Юридическая психология. – 2010. -N 4.

Кокурин А.В. К вопросу о психологическом сопровождении осужденных к пожизненному лишению свободы в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы / А.В.Кокурин, Ю.В.Славинская // Юридическая психология. -2010. - N 2.

Малкин Д.А. Направления исследований и развития пенитенциарной психиатрии /Д.А.Малкин // Юридическая психология. – 2010. -N 4.

 

Семинарское занятие № 12

Список рекомендуемой литературы по теме

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря.

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ. Глава 12-15.

Основная:

Васильев Л.В. Юридическая психология / Л.В.Васильев. – 5-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2008. – С.627-652. *

Дополнительная:

Баламут А.Н. К вопросу об изучении психологических защит осужденных мужчин, признанных злостными нарушителями режима отбывания наказания /А.Н. Баламут, А.Х.Чудова // Юридическая психология. – 2010. -N 4.

Кокурин А.В. К вопросу о психологическом сопровождении осужденных к пожизненному лишению свободы в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы / А.В.Кокурин, Ю.В.Славинская // Юридическая психология. -2010. - N 2.

Малкин Д.А. Направления исследований и развития пенитенциарной психиатрии /Д.А.Малкин // Юридическая психология. – 2010. -N 4.

 

 

Планы практических занятий

Практическое занятие № 1

Задание к задаче.

Почему признание не может считаться достаточным доказательством вины? Как называется логическая ошибка, допущенная следствием?

Задача №2. В подъезде дома был найден окровавленный мужчина, стонавший от боли. Жильцы опознали его как приятеля проживающего на третьем этаже Горбачева. По его словам, они с приятелем - Бровко в этот вечер выпивали. Бровко быстро захмелел, отказался продол­жать выпивку и, сославшись на то, что он должен поскорее идти домой, поднялся из-за стола. Горбачев проводил гостя до входной двери и вернулся к себе. Это было в десятом часу вечера. Приблизительно через час после ухода Бровко в дверь Горбачева по­стучала соседка по квартире и сказала: «Идите скорее на лестницу, там ваш приятель корчится и стонет».

Горбачев, по его словам, вышел на площадку вто­рого этажа и увидел Бровко, который стонал и держал руки на животе. При содействии Горбачева Бровко был доставлен в больницу. Несколько раз Горбачев приходил в больницу справляться о состоянии здоровья больного. Через два дня Бровко умер. Вскрытие показало, что у него была раздроблена печень на одну восьмую долю. Горбачев был привлечен к уголовной ответственности.

Свидетельница Жукова, допрошенная в стадии предварительного показала: «Я бы­стрым движением распахнула двери и увидела, что Горбачев ногой ударил по животу лежавшего чело­века».

На очной ставке с Горбачевым эта свидетельница уже говорила несколько иначе: «Когда, услышав стоны за дверью, я открыла ее, то увидела Горбачева с за­несенной над лежавшим Бровко ногой». В дальнейших своих показаниях свидетельница Жукова указывает: «Бил ли Горбачев ногой Бровко, я точно сказать не могу».

Задание к задаче.

Какая особенность памяти придает воспоминаниям свидетеля угасающий характер? Могут ли быть другие причины изменения показаний? Какую роль в восприятии события играют слабая освещенность, фрагментарность, предвзятость?

Задача №3. Исаков с женой и шестилетним ребенком проживал в частном доме. Соседнюю комнату занимала портниха Фомина, с которой у Исакова вскоре возникла интимная связь. Спустя три месяца жена Исакова пропала. Прошло более года, Исаков и Фомина возобновили отношения. Однажды, ночуя у Фоминой, Исаков вдруг обратил внимание, что доски пола, на которых стояла ее кровать, не закреплены. Когда он сказал об этом сожительнице, та резко изменилась в лице, но ничего не ответила. Это зародило в нем подозрение. В следующий раз он снова обратил внимание на то, что доски пола шатаются, и опять сказал об этом Фоминой. Она вновь крайне смутилась, но перевела разговор на другую тему. Исаков обратился в милицию. Сотрудники МУРа (события происходили в 1937-1938 гг.) подняли доски и произвели раскопку. На глубине одного метра был обнаружен труп Исаковой, завернутый в серую ткань и обвязанный веревками.

Задание к задаче.

В каком психическом состоянии находилась Фомина? Какие эмоции и чувства выдали ее? Что вы можете сказать о ее психических свойствах?

Основной этап: студенты обсуждают ситуацию в малых группах, следуя предложенному заданию.

Подведение итогов: преподавательобобщаетрезультаты обсуждения, обращая внимание на позитивные и негативные стороны работы каждой группы.

Список рекомендуемой литературы по теме

Нормативные правовые акты

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ. Глава 14, 21.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ. Глава 7 // СЗ РФ. 2001. № 52 (часть 1). Ст. 4921.

Основная:

Романов В.В. Юридическая психология: учебник / В.В. Романов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2009. – 98-208. *

Дополнительная:

Сафуанов Ф.С. Определение аффекта у обвиняемого: проблемы правоприменительной практики и судебно-психологической экспертизы / Ф.С.Сафуанов //Юридическая психология. - 2011. - N1.

 

Практическое занятие № 2

Тема: Правовая психология

Интерактивное занятие в форме работы студенческих исследовательских групп

Подготовительный этап: студенты знакомятся с планом проведения занятия, делятся на три группы по 7-8 человек. Преподаватель оглашает цели и задачи научного исследования, раздает карточки с текстом задания. В целях активизации познавательной активности каждая из групп может выбирать тему исследования (количество заданий превышает количество малых групп).

Задание №1. Исследование нормативно-правового воздействия норм УК РФ о применении смертной казни на психику студентов юридического факультета

а) по результатам исследования правосознания студентов 1-го и 4-го курсов; или: б) по результатам сравнительного исследования правосознания студентов среднеспециального и высшего профессионального образования.

Цель исследования: выявить особенности воздействия норм УК РФ о применении смертной казни на студентов среднеспециального и высшего профессионального образования.

Гипотеза: возрастные особенности, а также специфика формирования профессионального правосознания оказывают существенное воздействие на формирование отношения к применению смертной казни.

Задачи исследования: используя методы наблюдения, беседы, анкетирования, а также сравнительно-правовой метод, выяснить отношение студентов к проблеме, обращая внимание на уровень и качество знаний по проблеме и на профессионализм правопонимания.

Результат исследования оформляется в виде отчета, состоящего из следующих элементов:

· актуальность проблемы (со ссылками на научные публикации);

· гипотеза;

· цели и задачи исследования;

· примененные методики;

· результаты наблюдений, опросов, анкетирования (анкеты с ответами в количестве не менее 30 шт.) с комментариями;

· выводы (подтвердилась или не подтвердилась первоначальная гипотеза).

Задание №2. Исследование индивидуальной и групповой правовой психологии как элемента правосознания студентов юридического факультета РАП (на примере изучения отношения к проблеме соблюдения ПДД).

Цель исследования: выявить особенности правовой психологии студентов юридического факультета РАП в индивидуальном и групповом проявлении в связи с воздействием норм ПДД.

Гипотеза: возрастные особенности и специфика формирования профессионального правосознания оказывают существенное воздействие на формирование индивидуального и группового проявления отношения к нормам ПДД.

Задачи исследования: используя методы наблюдения, беседы, анкетирования, а также сравнительно-правовой метод, выяснить отношение студентов к проблеме, обращая внимание на индивидуальные и групповые особенности правовой психологии как элемента правосознания студентов юридического факультета РАП.

Задание №3. Исследование индивидуальной и групповой правовой идеологии как элемента правосознания студентов юридического факультета РАП (на примере изучения отношения к проблеме соблюдения ПДД).

Цель исследования: выявить особенности правовой идеологии студентов юридического факультета РАП в индивидуальном и групповом проявлении в связи с воздействием норм ПДД.

Гипотеза: возрастные особенности и специфика формирования профессионального правосознания оказывают существенное воздействие на формирование индивидуального и группового проявления отношения к нормам ПДД.

Задачи исследования: используя методы наблюдения, беседы, анкетирования, а также сравнительно-правовой метод, выяснить отношение студентов к проблеме, обращая внимание на индивидуальные и групповые особенности правовой идеологии как элемента правосознания студентов юридического факультета РАП.

Задание №4. Исследование правовой культуры студентов юридического факультета РАП (на примере изучения отношения к проблеме соблюдения ПДД).

Цель исследования: выявить особенности проявления правовой культуры студентов юридического факультета РАП в связи с воздействием норм ПДД.

Гипотеза: возрастные особенности и специфика формирования профессионального правосознания оказывают существенное воздействие на формирование правовой культуры студентов юридического факультета РАП.

Задачи исследования: используя методы наблюдения, беседы, анкетирования, а также сравнительно-правовой метод, выяснить отношение студентов к проблеме, обращая внимание на особенности проявления правовой культуры студентов юридического факультета РАП

 

Задание №5. Сравнительно-правовое исследование нормативного воздействия норм УК РФ о пределах необходимой обороны на студентов ЦФ РАП.

Цель исследования: выявить особенности проявления правовой культуры (правовой психологии, правовой идеологии и юридически значимого поведения) студентов юридического факультета РАП, связанные с восприятием норм УК РФ о пределах необходимой обороны.

Гипотеза: возрастные особенности, пол и специфика формирования профессионального правосознания оказывают существенное воздействие на формирование правовой культуры студентов юридического факультета РАП.

Задачи исследования: используя методы наблюдения, беседы, анкетирования, а также сравнительно-правовой метод, выяснить отношение студентов к проблеме, обращая внимание на особенности проявления правовой культуры студентов юридического факультета РАП.

Основной этап: студенты обсуждают проблему в малых группах, следуя предложенному заданию, разрабатывают опросник для проведения анкетирования, распределяют поручения в соответствии с планом научного исследования.

Подведение итогов: подведение итогов работы проводится на последующем семинаре №5 в формате интерактивного занятия. Оценивается работа всей малой группы в целом по результатам представленного отчета.

 

Список рекомендуемой литературы по теме

Основная:

Романов В.В. Юридическая психология: учебник / В.В. Романов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2009. – С.68-97. *

Дополнительная:

Алексеева Л.В. Правовое самоуправление личности / Л.В.Алексеева // Юридическая психология. - 2011. - N 1.

Посельская Л.Н. Правовой и психологический критерии мотивации преступной деятельности личности / Л.Н.Посельская // Юридическая психология. – 2010. -N 4.

Михайлова М.М. Представления заключенных и законопослушных граждан о справедливости и вера в справедливый мир - сравнительный анализ / М.М.Михайлова // Юридическая психология. – 2010. - N 3.

 

Практическое занятие № 3

Тема: Правовая психология

Интерактивное занятие в форме конференции (результаты работы студенческих исследовательских групп)

Подготовительный этап: студенты на практическом занятии №2 ознакомились с планом проведения научного исследования, разделились на три группы по 7-8 человек, разработали опросник для проведения анкетирования и беседы, распределили поручения в соответствии с предложенным заданием. В течение полутора – двух недель провели исследование и обработали полученный материал. Результат исследования оформили в виде отчета, состоящего из следующих элементов:

· актуальность проблемы (со ссылками на научные публикации);

· гипотеза;

· цели и задачи исследования;

· примененные методики;

· результаты наблюдений, опросов, анкетирования (анкеты с ответами в количестве не менее 30 шт.) с комментариями;

· выводы (подтвердилась или не подтвердилась первоначальная гипотеза).

Основной этап: Представители каждой научно-исследовательской группы представляют свой отчет, результаты которого обсуждаются в формате конференции.

Подведение итогов: В конце занятия преподаватель подводит итоги работы каждой группы, обращая внимание на положительные и отрицательные стороны. Оценивается работа всей малой группы по результатам выступ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.184.237 (0.185 с.)