Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Психология в оперативно-розыскной и следственной деятельности

Поиск

Интерактивное занятие в форме обсуждения конкретной практической ситуации.

Подготовительный этап: студенты знакомятся с планом проведения занятия, делятся на группы по 2 человека. Преподаватель оглашает цели и задачи работы, раздает карточки с текстом практической ситуации и заданием к ней.

Задача №1. Чурилин обвинялся в доведении до самоубийства своей жены. Обвинение было основано на показаниях группы свидетелей, утверждавших, что Чурилин жестоко обращался с женой. Так, свидетель Мясищева на предварительном следствии заявила: «Чурилин убил свою жену и собирался убить свою дочь». Подобные заявления были положены в основу обвинительного заключения. На вопрос защитника Киселева «На чем основана ваша уверенность?», Мясищева возмущенно ответила: «Что же, я, по-вашему, не имею права иметь свое мнение?».

Задание к задаче.

Какую логическую ошибку допустил следователь? На каком основании суд признал обвинение недоказанным?

Задача №2. Британская полиция применяет метод «двойного слепого опознания» - double blind sequential lineup. Опознающему сообщают, что лица, о котором он давал показания, может и не быть среди лиц, предъявленных для опознания. Проведение следственного действия поручается сотруднику, не участвующему в расследовании и не знакомого с подозреваемым. Такая организация следственного действия существенно снижает вероятность ошибочной идентификации.

Задание к задаче.

Какие психологические особенности процессуальных субъектов (следователь, подозреваемый, потерпевший) учитывает метод двойного слепого опознания? Возможно ли его применение в России?

Задача №3. Проводя допрос директора одного из Воронежских ССУЗов, обвинявшуюся в получении взятки, но отрицавшую вину, следователь пригрозил вызвать в качестве свидетелей группу студентов, в том числе и ее дочь, обучавшуюся в этом колледже.

Задание к задаче.

Оцените характер психического воздействия на личность обвиняемой, противодействующей следствию. Какие приемы психического воздействия допустимы в подобной ситуации?

Задача №4. Капитан Иванов обвинялся в покушении на убийство соседей по коммунальной квартире – супругов Тарасовых. Тарасовы, их дочь и племянница, пытаясь выжить из квартиры соседей и заполучить жилплощадь, создавали невыносимые условия для жизни соседей: ночью стучали по батареям, утром занимали ванную и туалет, пока сосед не уйдет на работу, днем третировали жену Иванова, женщину слабого здоровья. Обращения в ЖЭК, милицию, народный суд не помогали – у Тарасовых находились справки, они срывали судебные заседания. У жены Иванова стали возникать истерические припадки, ее пришлось поместить психиатрическую больницу. Иванов стал злым и молчаливым, постоянно жаловался на бессонницу, нередко засыпал на работе.

Утром в день преступления Иванову не удалось умыться и выпить чаю. Он оделся и вышел в коридор, и тут Тарасов внезапно ударил его сзади щеткой по голове. Иванов обернулся, попытался вырвать щетку из рук Тарасова. В это время жена Тарасова плеснула ему в лицо кипятком. Иванов выхватил из кобуры маузер и, не целясь, выстрелил в обоих Тарасовых. После этого явился на работу, и там был арестован. Иванов отчетливо помнил, что происходило до момента преступления: бессонную ночь, удар щеткой по голове, ожог лица кипятком. Утверждал, что вообще ни в кого не стрелял, не верил, что Тарасовы ранены. Заключение стационарной комиссионной экспертизы – истерическое поведение без признаков психического заболевания, вменяем. После окончания судебного следствия по ходатайству адвоката Брауде профессором Гуревичем была проведена амбулаторная экспертиза, признавшая Иванова невменяемым.

Суд приговорил Иванова к двум годам лишения свободы условно. Приговор опротестован и решением Военной коллегии ВС СССР дело в отношении Иванова производством прекращено.

Задание к задаче.

Обоснуйте эти судебные решения. Какие особенности психического состояния Иванова приняты во внимание в первом и во втором случае? Могут ли психически здоровые люди быть признаны невменяемыми? Какое значение приобретает заключение эксперта в делах подобного рода?

Основной этап: студенты обсуждают задачи №1, №2 и №3 в малых группах, следуя предложенному заданию, затем оглашают результаты своей работы.

Решение задачи №4 выполняется индивидуально в тетрадях для семинарских и практических занятий.

Подведение итогов: преподавательобобщаетрезультаты индивидуальной работы, выборочно заслушивая письменные ответы студентов, обращая внимание на достоинства и недостатки каждого ответа.

Список рекомендуемой литературы по теме

Основная:

Романов В.В. Юридическая психология: учебник / В.В. Романов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2009. –С.248-302, 437-513. *

Дополнительная:

Баев О.Я. Производство следственных действий: криминалистический анализ УПК России, практика, рекомендации. Практическое пособие / О.Я.Баев, Д.А.Солодов. – 2-е изд, испр. И доп.. – М.: Эксмо, 2010. – 240 с.

Еникеев М.И. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном судопроизводстве / М.И. Еникеев // Юридическая психология. – 2009. - N 1.

Кобец П.Н. Использование психологических методов активизации памяти потерпевших, свидетелей и подозреваемых в следственной практике правоохранительных органов Российской Федерации и зарубежных стран / П.Н.Кобец //Юридическая психология. – 2009. - N 4.

Федан М. Злоупотребление правом при применении отдельных тактических приемов в ходе проведения следственных действий / М.Федан //Мировой судья. - 2009. - N 11.

 

 

Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя

Учебная дисциплина«Юридическая психология» относится к комплексным прикладным наукам, изучение которых требует от студентов знания материала, уже изученного в курсе теории государства и права, отраслевых и прикладных наук. Межпредметные связи курса «Юридическая психология» с перечисленными видами юридических наук в большей или меньшей степени проявляются в каждой изучаемой теме, и изучение нового материала системно связано и базируется на остаточных знаниях. В целях более глубокого и полного усвоения материала, студентам рекомендуется повторять соответствующие темы, следуя указаниям преподавателя или самостоятельно, по мере необходимости, ориентируясь в тематическом плане.

Учебным планом предусмотрены аудиторные виды учебной работы - лекции, семинары, практические занятия, и внеаудиторные - самостоятельная работа, которые являются обязательной и необходимой учебной нагрузкой, включенной в общую трудоёмкость учебной дисциплины. Планы семинарских занятий содержат перечень основных вопросов по темам, изучаемым в рамках данного учебного курса. К каждому занятию студентам следует, помимо конспекта лекции, ознакомиться с основной и дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем. Практические занятия предназначены для закрепления знаний, умений, навыков, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом. В целях формирования профессиональных компетенций, занятия проводятся в интерактивной форме: учебная дискуссия, ролевая игра, обсуждение конкретной практической ситуации.

Самостоятельная работа студентов заочной формы обучения – один из видов учебной работы, предусмотренный учебным планом. Самостоятельная работа проводится с целью систематизации и закрепления полученных теоретических знаний, углубления и расширения представлений об изучаемом предмете; формирования умений и навыков работы с нормативно-правовыми актами, научной литературой и другими источниками; развития познавательной самостоятельности студентов.

Контрольные задания предназначены для закрепления и углубления полученных знаний, формирования и развития самостоятельности, общих и специальных, теоретических и практических, учебных и творческих, коммуникативных и иных способностей.

Контрольные задания состоят из четырех вопросов. Первые вопросы задания направлены на закрепление и углубление теоретических знаний. Структура ответа должна быть основана на раскрытии сущности понятий, включенных в вопрос. Кроме того, теоретический вопрос содержит подвопросы, которые следует обязательно раскрыть в ответе.

Второй вопрос задания – практическая работа с нормативно-правовыми актами. Основное назначение этого вида самостоятельной работы – закрепление навыков работы с нормативно-правовыми актами, умений в использовании методов научного подхода к исследованию юридических документов. Работа оформляется в виде таблицы, что дополнительно способствует структурированию самостоятельно добытых знаний.

Третий вопрос задания - практическая работа с конкретными ситуациями, в ходе которой отрабатывается навык исследования нормативных правовых актов, обстоятельств дела, умение аргументировано оценивать ситуацию, формировать правовую позицию по делу.

Четвертый вопрос задания направлен на развитие познавательной самостоятельности студентов, навыков аргументации своей позиции в дискуссии, публичном выступлении. В профессиональной деятельности часто нужно не только сформулировать собственную позицию, но и обосновать её; нередко возникают ситуации противостояния, конфликта, в которых следует принимать во внимание позицию противоположной стороны. Кроме того, юрист, как правило, представляет, защищает, выражает интересы других людей, поэтому позиция по делу может отличаться от его собственной. В связи с этим, очень полезно и в дидактическом, и в развивающем аспекте взглянуть на проблему с разных сторон.

Ответ на четвертый вопрос рекомендуется изложить, следуя МОПС-формуле:

М - мнение (в чем заключается ваша точка зрения) – я считаю, что …

О – обоснование (на чем основываетесь, доводы в поддержку вашей позиции) – потому, что …

П – пример (2-3 факта, иллюстрирующие ваши доводы) – например …

С – следствие (вывод, или призыв к принятию вашей позиции, или необходимые действия) – поэтому…

Виды учебной работы и её объем соответствуют общему количеству часов, отведенных на изучение темы учебным планом. Индивидуальные и групповые консультации преподаватель проводит в соответствии с графиком, ознакомиться с которым можно на кафедре уголовно-процессуального права.

Примеры контрольных заданий

Контрольное задание №1.

Вариант 1.

Вопрос 1. Психические процессы и их роль в деятельности юриста.

Что такое психические процессы? Раскройте содержание понятий: ощущение, восприятие, память, мышление, язык и речь, воображение, внимание. Чем отличается ощущение от восприятия? Каково влияние искажений восприятия на реконструк­тивную деятельность в процессе расследования преступле­ний? Каковы психологические особенности искажения па­мяти? Какую роль играет воображение в деятельности юриста (следователя)? Что такое логическая ошибка? В чем отличие паралогизмов от софизмов?

Вопрос 2. Используя поисковую правовую систему КонсультантПлюс, изучите нормы гл.8 УК РФ, определяющие обстоятельства, исключающие преступность деяния. Среди обстоятельств, исключающих преступность деяния, предусмотренных уголовным законом, выявите имеющие под собой основания психологического характера. Результат исследования представьте в виде таблицы.

Вопрос 3. В конце 60-х годов прошлого века в отечественной уголовно-процессуальной науке возникла теория бесконфликтного следствия, представленная в работах А.М.Ларина, И.Ф.Пантелеева, М.С.Строговича. Эти авторы полагали, что конфликт как противоборство, в основе которого лежат антагонистические противоречия, не может возникнуть в производстве по уголовным делам (например, в таком случае невозможен логический прием презумпирования невиновности и придется признать, что показания подозреваемого не гипотетически, а реально правдивы). Тем не менее, сторонники бесконфликтного следствия не отрицают возможности возникновения противоречий, которые не являются антагонистическими, в ходе предварительного следствия. «Обвиняемый может не соглашаться с обвинением независимо от своей вины или невиновности. Противоречия по различным причинам появляются между показаниями обвиняемых в совместном совершении одного преступления, между показаниями свидетелей-очевидцев, между заключениями нескольких экспертов по одному и тому же вопросу. Такие конфликты естественны и правомерны» (Ларин А.М. Криминалистика и паракриминалистика. С.103)

Выскажите свое отношение к теории бесконфликтного следствия.

Вопрос 4. «Если человеческое существо зависимо или является рабом, то только рабом своих собственных привидений, которые выросли из его собственной души. Это не мир делает его рабом – по отношению к миру человек абсолютно свободен». (М. Мамардашвили)

Как вы понимаете эту сентенцию? Что такое свобода, долг, обязательства, ответственность? Как соотносятся моральная и юридическая ответственность?

Вариант 2.

Вопрос 1. Социально-регулятивная сущность права. Психологический аспект правового регулирования.

В чем проявляется универсальность права как всеобщего социального регулятора? Каковы последствия нормативно-правового воздействия на психику? Какой из типов социального поведения вы считаете наиболее приемлемым: конформизм или нонконформизм? Имеет ли значение ситуация, в которой вы находитесь? Назовите положительные и отрицательные стороны правового нигилизма. Что такое правовой идеализм? В чем проявляется негативное влияние правового идеализма в деятельности субъектов правотворческой, правоохранительной и правоприменительной деятельности?

Вопрос 2. Используя поисковую правовую систему КонсультантПлюс, изучите нормы ст.21-22 УК РФ и комментарии к ним. В чем состоят особенности возложения юридической ответственности на лиц с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости? Результат исследования представьте в виде таблицы.

Вопрос 3. В детской палате отделения патологии беременных института клинической медицины был облит едкой жидкостью ребенок роженицы Малиновой, врача-ординатора терапевтического отделения этого же института. Тяжелые ожоги лица и глаз повлекли за собой полную потерю зрения в правом глазу и неизгладимое обезображение лица ребенка.

Следствие исключило преступную неосторожность. Обвинение было предъявлено педиатру Новинской. Основным мотивом, по мнению следствия, стала зависть к положению Малиновой и месть за высокомерное отношение. Новинская все отрицала.

Защита обратила внимание на показания профессора Пхакадзе, который первым осмотрел ребенка. Он утверждает, что по характеру ожога можно сделать вывод, что он произошел не от того, что плеснули в лицо кислоту, а от вытирания ватой, намоченной в кислоте. Опытный врач Годунова, более двадцати лет работающая в акушерских отделениях, показала, что няни обычно промывают глаза новорожденным не так, как положено – от периферии к переносице, а выжимают ватку над переносицей и затем проводят ею по глазам ребенка от центра к периферии.

Таким образом, характер ожога свидетельствует о причастности к трагедии другого лица – няни Березовой. Дело в отношении Новинской было прекращено за недостаточностью улик.

Можно ли по характеру совершения преступного деяния сделать вывод о психологических, физиологических, профессиональных особенностях лица, его совершивших? Приведите примеры, подтверждающие ваше мнение.

Вопрос 4. Показания по делу очевидцев, жертв правонарушения и самих правонарушителей на практике часто не совпадают. В чем, по-вашему, причина таких разногласий? Может ли психическое состояние влиять на восприятие и оценку происходящего?

 

Вариант 3.

Вопрос 1. Психология личности преступника.

Что такое типология личности преступника? Какие классифицирующие признаки могут быть положены в основу типологии? Существуют ли принципиальные отличия в структуре личности правонарушителя и законопослушного гражданина? Существуют ли гендерные факторы, влияющие на поведение правонарушителей? Что такое мотив преступного поведения? Что влияет на его формирование? Возможна ли полимотивация преступного поведения?

Вопрос 2. Используя поисковую правовую систему КонсультантПлюс, изучите нормы ч.3 ст.20 УК РФ, комментарии к этой статье и дайте определение понятия «отставание в психическом развитии». Результат исследования представьте в виде таблицы.

Вопрос 3. Протокол допроса оперативного работника по поводу жалобы на неправомерные действия милиции, опубликованный в газете "Тульские известия":

"Я, старший оперуполномоченный капитан милиции Витницкий, по существу задан­ных мне дознавателем вопросов поясняю следующее. Вечером 16 июня с. г. около 23 часов я и старший лейтенант Рюмин зашли в рес­торан, чтобы купить сигареты. В зале мы увидели гр. Суркова по кличке Гараж, полу­ченной от братвы за большие габариты. Данный гражданин, находящийся во всерос­сийском розыске, был пьян и приставал к неизвестной женщине. Мы с Рюминым хотели провести с ним воспитательную беседу, но Сурков вытащил из кармана пи­столет системы "ТТ", выстрелил в нашу сторону и попал в бармена, легко его ранив.

После этого Рюмин выбил у Суркова пистолет, а я свалил его на пол. Но гр. Сурков не успокоился и начал нагло, с особым цинизмом биться печенью, почками и лицом об мои и Рюмина ботинки с целью завладеть нашим табельным оружием, что могут подтвердить официанты и посетители ресторана.

Позднее уставшего гр. Суркова мы доставили к следователю в районное отделение милиции. Следователь Кокорин, увидев пистолет задержанного и услышав его матер­ные выражения в адрес российской милиции и себя лично, начал стыдить гр. Сур­кова и объяснять, что он не прав. В припадке раскаяния Гараж стал плакать и случай­но ударился об угол сейфа той частью мозга, которая заведует устными показания­ми.

Следователь Кокорин записал добровольные признания гр. Суркова. Потом я и Рю­мин пальцами раздвинули задержанному веки, самотравмированные в ресторане, чтобы он мог видеть и подписаться под протоколом, что он и сделал. В дополнение к вышесказанному хочу добавить, что с моей стороны, а также со стороны Рюмина и следователя Кокорина никакого физического воздействия к гр. Суркову не приме­нялось, а его заявление прокурору - наглая ложь и провокация с целью опорочить нашу родную российскую милицию".

Что такое профессиональная деформация? Допустимо ли в деятельности сотрудников правоохранительных органов применение принципа «Цель оправдывает средства»?

Вопрос 4. Докажите, что развитие таких сложных правовых систем, как уголовное судопроизводство, возможно только при реализации принципа состязательности на всех его этапах.

Контрольное задание №2.

Вариант 1.

Вопрос 1. Психология допроса и иных следственных действий (досудебное производство).

Допустимо ли применение в процессуальных действиях основных принципов общения? Объясните, в чем проявляется системная связь интерактивного, перцептивного и коммуникативного компонента общения в ходе осуществления отдельных процессуальных действий? Кто из процессуальных субъектов должен играть доминирующую роль в организации и проведении следственного действия? Какие мнемические приемы допустимо применять в целях мобилизации памяти свидетеля, потерпевшего, подозреваемого? Объясните назначение открытых, закрытых и альтернативных вопросов.

Вопрос 2. Используя поисковую правовую систему КонсультантПлюс, изучите нормы ст.103 и ст.108 УИК РФ и комментарии к ним. Какое значение законодатель придает профессиональному образованию и профессиональной подготовке осужденных? Результат исследования представьте в виде таблицы.

Вопрос 3. Казимир Верховский был предан суду по обвинению в умышленном убийстве своей жены Людмилы. Работая по контракту на Севере, спустя некоторое время он вернулся домой и узнал, что жена сошлась с неким Кузнецовым. Вечер накануне убийства Верховский, Людмила и Кузнецов провели вместе, договорившись, что утром она скажет последнее слово, а чтобы никто не мог повлиять на ее решение, ночь проведет в столовой, которой она заведовала. Около шести часов утра Верховский и Кузнецов пришли к столовой. Кузнецов остался на улице, а Верховский с Людмилой прошли вглубь помещения и остановились у разделочного стола. На вопрос «Ну как решила?» Людмила ответила: «Как вы оба мне надоели!».

Как показывает Верховский, у него потемнело в глазах, вдруг очень сильно закружилась голова, он пошатнулся и, чтобы не упасть, оперся руками о разделочный стол. «Под руку попался нож, рука схватила его, зажала рукоятку и замахнулась… Все это подсудимый сделал «не помня себя» (из защитительной речи адвоката О.В.Дервиза).

Верховский нанес удар в грудь, но тут же выдернул нож, зажал рукой рану, из которой хлестала кровь, стал звать на помощь. Прибывшим сотрудникам милиции Верховский сказал, что ударил жену ножом и показал нож.

На каких фактах адвокат основывает предположение об аффекте? Достаточно ли этих фактов для квалификации действий Верховского как убийство, совершенное в состоянии аффекта?

Вопрос 4. В учебном пособии «Сто рекомендаций прокурору в судебной полемике» автор утверждает (рекомендация №95 «Цель оправдывает средства»): «Поскольку в правила судебного состязания заложен принцип целесообразности, то нравственный аспект время от времени отодвигается в сторону. Иногда стоит пренебречь правилом, если это поможет достичь цели обращения со свидетелем, донести лучшим способом мысль до слушателей, завоевать расположение присяжных».

Вы согласны с такой рекомендацией? Как она соотносится с этикой профессиональной деятельности прокурора? Адвоката?

Вариант 2.

Вопрос 1. Коммуникативные качества процессуальных субъектов и другие приемы психологического воздействия в судебном заседании.

Назовите семь причин, влияющих на эффективность коммуникации. Какой вид стратегии общения характерен для состязательного процесса? В чем отличие допроса в судебном заседании от допроса на предварительном следствии? Назовите семь признаков перекрестного допроса. Какие признаки наводящих вопросов делают их недопустимыми средствами получения доказательств? Перечислите виды вопросов, расположив их по степени контроля показаний, которую они обеспечивают. Перечислите качества речи, которые обеспечивают ее доказательность и убедительность.

Вопрос 2. Используя поисковую правовую систему КонсультантПлюс, изучите нормы ст. 109, ст. 110, ст.112 УИК РФ, Положение об отряде осужденных исправительного учреждения и комментарии к ним. Какое воспитательное воздействие предусмотрено законом? С какой целью в структуре исправительных учреждений создается отряд осужденных? Результат исследования представьте в виде таблицы.

Вопрос 3. Учащийся девятого класса Виктор Абрамов обвинялся в том, что 28 ноября 1948 года, находясь в состоянии душевного волнения, тремя выстрелами из охотничьего ружья убил своего отца. Убийство было следствием длительных, травмирующих переживаний, вызванных грубым насилием и тяжкими оскорблениями со стороны отца по отношению к сыну, его матери и сестре. В день убийства отец Виктора пришел домой пьяным, стал дебоширить, сквернословить, выгнал жену, посылая ее продать кожаное пальто. Из показаний Абрамова: «Я взял ружье, отец пошел в ванную. Был момент, когда я колебался, был момент, когда я думал бежать с этим ружьем, но отец вышел из ванной и пошел на меня. Тогда я произвел один за другим два выстрела. Отец упал. Я постучал к соседям и сказал, что убил своего отца. Вернулся в комнату, отец лежал на полу и хрипел. И не знаю почему, я автоматически перезарядил ружье. … И я выстрелил в третий раз, чтобы раз и навсегда кончить».

Мосгорсуд приговорил Абрамова к трем годам лишения свободы. По кассационной жалобе адвоката Брауде Судебная коллегия по уголовным делам ВС РСФСР вынесла решение: лишение свободы считать условным с испытательным сроком в течение трех лет.

На каком основании суд признал совершенное деяние убийством в состоянии аффекта?

Вопрос 4. В одной из своих книг аргентинский психолог и психотерапевт Х.Букай пишет: «Никто не хочет меняться по требованию. Никто не становится лучше из страха. Никто не растет, когда он подавлен». Руководствуясь этими сентенциями, изложите ваш взгляд на оптимальное сочетание убеждения и принуждения в праве.

Вариант 3.

Вопрос 1. Психологические основы ресоциализации осужденных.

Какие условия необходимы для формирования социально адаптированного поведения? Как социальная изоляция воздействует на личностную самореализацию индивида? Какой период социальной изоляции отличается наиболее напряженным психическим состоянием?

Что такое криминальная субкультура? В чем причина жестокого ритуального поведения заключенных? Почему длительное пребывание в местах лишения свободы способствует закреплению антисоциальной установки осужденных? Перечислите факторы, повышающие и понижающие уровень адаптивности в условиях изоляции от общества.

Вопрос 2. Используя поисковую правовую систему КонсультантПлюс, изучите нормы УК РФ и ГК РФ, определяющие содержание понятий «вменяемость» и «дееспособность». Соотнесите содержание понятий «вменяемость» и «дееспособность». Результат исследования представьте в виде таблицы.

Вопрос 3. Выдающийся российский адвокат Я.С.Киселев в своей речи в защиту Кудрявцевой, обвинявшейся в убийстве из мести и скрывавшей, по мнению защитника, подлинные мотивы убийства, несмотря на то, что они уменьшали ее ответственность, говорил: «В деле действительно создалась очень своеобразная, как говорят военные, диспозиция, в которой стороны расположились так: на одной позиции прокурор и гражданский истец. Это естественно. Но рядом с ними, во всяком случае, тогда, когда речь идет о выявлении мотивов, находится и подсудимая. На другой позиции - защитник, в полном одиночестве. С ним никого нет. Нет даже и подсудимой, которую он защищает».

В чем особенность процессуально-психологических связей, возникших между процессуальными субъектами? Какую позицию следует занять адвокату в случае самооговора?

Вопрос 4. По мнению некоторых психологов, адаптация личности несовершеннолетнего и взрослого человека имеет ряд отличий. Так, сформировавшаяся личность, приспосабливаясь к ситуации, меняет поведение. Подростки, адаптируясь, корректирует систему жизненных ценностей и установок. Как эти особенности могут быть использованы в учреждениях исполнения наказания?

 

 

Примеры тестовых заданий

Тема 1. Предмет, цели, задачи юридической психологии.

1.Наука о наиболее общих закономерностях функционирования психики человека, вовлеченного в правовые отношения

a) судебная психология

b) психология

c) социальная психология

d) юридическая психология

2.Раздел медицины, изучающий психические заболевания, методы их профилактики и лечения

a) социальная психология

b) психиатрия

c) судебная психология

d) психология

3.Раздел психиатрии, изучающий закономерности появления, механизмы развития психических болезней

a) психология

b) социальная психология

c) психопатология

d) судебная психология

4.Юридическая психология - это

a) историко-правовая наука

b) прикладная юридическая наука

c) прикладная психологическая наука

d) отраслевая юридическая наука

5.Возникновение и развитие юридической психологии как науки связано с процессом

a) интеграции

b) стабилизации

c) дифференциации

d) стагнации

6.Автором труда «Криминальная психология», изданном в 1898г. является

a) Г.Гросс

b) Ч. Ломброзо

c) Д.А.Дриль

d) А.У.Фрезе

7.Автором труда «Судебная психопатология», изданном в 1900г. является

a) Ч. Ломброзо

b) В.П.Сербский

c) А.Ф.Кони

d) В.М. Бехтерев

8.Развитие юридической психологии в Х1Х веке в России связано с

a) распространением идей вульгарного материализма

b) судебной реформой 1864 года

c) развитием судебной психологии в Западной Европе

d) распространением идей материализма

e) отменой крепостного права

9.Основателем психологической школы права является

a) В.М.Бехтерев

b) Л.И.Петражицкий

c) Д.А.Дриль

d) А.У.Фрезе

10.Понятие и сущность права выводится при помощи психологических закономерностей, правовых эмоций, которые носят императивно-атрибутивный характер

a) марксистской теорией права

b) психологической теорией права

c) антропологической школой права

d) социологической теорией права

11.Преступность – явление не социальное, а сугубо биологическое - это основная посылка

a) социологической теории права

b) органической теории права

c) антропологической школы права

d) психологической теории права

12.Прекращение судебно-психологических исследований в 30-е годы ХХ века в СССР связано с

a) политикой правового волюнтаризма

b) социально-политическим детерминированием преступности

c) политическими репрессиями

d) бесперспективностью научных исследований

e) общими тенденциями развития юридической психологии за рубежом

13. Невыполнение лицом лежащей на нем в силу закона или договора обязанности, обозначение различных видов отклоняющегося поведения, связанного с нарушением правовых или нравственных норм

a) девиантность

b) деградация

c) делинквентность

d) деликтоспособность

14.Поведение, противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам, отклоняющееся поведение

a) нестабильное

b) преступное

c) противоправное

d) девиантное

15.Последовательность возникновения наук

a) психология

b) судебная психология

c) юридическая психология

d) юриспруденция

e) философия

16.Соответствие между авторами и их работами

a) А.У.Фрезе

b) Ч. Ломброзо

c) А.Ф.Кони

d) Л.Е.Владимиров

 

a) Память и внимание (1922г.)

b) Психологическое исследование в уголовном суде (1901г.)

c) Очерк судебной психологии (1871г.)

d) О преступном человеке (1876г.)

17.Соответствие между авторами и их работами

a) В.М. Бехтерев

b) Д.А.Дриль

c) В.П.Сербский

d) А.Р. Ратинов

a) Судебная психология как наука (1965г.)

b) Об экспериментальном психологическом исследовании преступников (1902г.)

c) Психофизические типы в их соотношении с преступностью и ее разновидностями (1890г.)

d) Судебная психопатология (1900г.)

18.Соответствие между событием и датой

a) возникновение психологической школы права

b) возникновение антропологической школы права

c) учреждение государственного института по изучению преступности и преступника

d) введение в программу юридических ВУЗов общей и судебной психологии

a) конец Х1Х-начало ХХ века

b) вторая половина Х1Х века.

c) 1925 год

d) конец 60-х годов ХХ века

19.Не являются разделами юридической психологии

a) оперативно-розыскная деятельность

b) правовая психология

c) психология оперативно-розыскной деятельности

d) криминальная психология

e) криминология

20.Раздел юридической психологии, изучающий право как фактор социальной регуляции поведения, а также психологию правосознания

a) психология оперативно-розыскной деятельности

b) криминальная психология

c) психология судебной деятельности

d) правовая психология

21.Раздел юридической психологии, предметом изучения которого является психология совершения преступного деяния, вины и ответственности

a) психология оперативно-розыскной деятельности

b) правовая психология

c) криминальная психология

d) психология судебной деятельности

22.Раздел юридической психологии, изучающий психологические особенности судебного следствия, его участников и психологию судебных прений

a) психология судебной деятельности

b) криминальная психология

c) психология оперативно-розыскной деятельности

d) правовая психология

23.Соответствие науки и предмета её изучения

a) психология

b) юридическая психология

c) юриспруденция

d) философия

a) право как особая система социальных норм

b) психика человека

c) психика субъектов правоотношений

d) наиболее общие законы развития природы, общества, мышления

24.Наука о наиболее общих закономерностях функционирования психики человека, вовлеченного в правовые отношения это юридическая ###

25.Раздел медицины, изучающий психические заболевания, методы их профилактики и лечения – это ###

26.Раздел психиатрии, изучающий закономерности появления, механизмы развития психических болезней – это ###

27.Отрасль психологии, изучающая закономерности поведения людей в условиях социального взаимодействия, психологические особенности организованных и неорганизованных социальных структур - это ### психология

 

 

Литература

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 52 (часть 1). Ст. 4921.

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ // Российская газета. №9. 1997. 16 января.

Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" // Российская газета. N 170. 1992. 29 июля.

Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" //Российская газета. N 100. 2002. 5 июня.

Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" //Российская газета. N 25. 2011. 8 февраля, Российская газета. N 28. 2011. 10 февраля.

Федеральный закон от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" // Российская газета. N 106. 2001. 5 июня.

Основная:

Баева Н.А. Юридическая психология [Текст]: практикум / Н.А. Баева; Российская академия правосудия, Центральный филиал. – Воронеж: Воронеж-Формат, 2011. – 32 с.

Васильев Л.В. Юридическая психология / Л.В.Васильев. – 5-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2008. – 656с. * [1]

Романов В.В. Юридическая психология: учебник / В.В. Романов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2009. – 560 с.*

Юридическая психология: Хрестоматия /Сост. В.В.Романов, Е.В.Романова. - М.: Юристъ, 2000. - 448 с. *

Дополнительная:

Алексеева Л.В. Правовое самоуправление личности / Л.В.Алексеева // Юридическая психология. - 2011. - N 1.

Аляутдинов Д.Р. Основные приемы и правила составления психологического портрета /Д.Р.Аляутдинов // Юридическая психология. -2010. - N 1.

Баев О.Я. Производство следственных действий: криминалистический анализ УПК России, практика, рекомендации. Практическое пособие / О.Я.Баев, Д.А.Солодов. – 2-е изд, испр. И доп.. – М.: Эксмо, 2010. – 240 с.

Баева Н.А. Дефиниция понятия «законный интерес» в источниках права и в юридической науке / Н.А.Баева. //Общество, право, правосудие: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции: в 2 ч. / ГОУ ВПО «Российская академия правосудия», Центральный филиал; отв. за вып. В.И.Филатов. – Воронеж: ООО Типография «ЛИО», 2010.- Ч.1. – С.195 – 200.*

Баева Н.А. Природа и виды конфликтов в деятельности адвоката-защитника по уголовным делам / Н.А.Баева // Воронежские криминалистические чтения: сб. науч.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 554; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.35.27 (0.024 с.)