Преподавание психологии в первой половине XX века. 6 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Преподавание психологии в первой половине XX века. 6



Преподавание психологии во второй половине XX века. 9

4. Основные тенденции современного психологического образования в мире. 12

5. Базовое психологическое образование. 14

Структура программ базового психологического образования. 15

6. Преподавание психологии студентам других специальностей. 22

7. Последипломное психологическое образование. 23

Обучение психологии в средних учебных заведениях. 26

9. Общеобразовательные программы и преподавание психологии. 28

10. Профессиональные образовательные программы и преподавание психологии. 31

11. Учебный план и программы преподавания психологии. 34

Цели преподавания психологии. 35

Принципы обучения психологии. 37

14. Психология как научная и учебная дисциплина. 38

15. Отрасли психологии как научной дисциплины.. 41

16. Учебные дисциплины по психологии. 44

Организация учебных занятий по психологии в высших и средних учебных заведениях. 46

Лекции по психологии. 50

Семинарские занятия по психологии. 54

Практические и лабораторные занятия по психологии. 55

Урок по психологии. 57

22. Самостоятельное изучение литературы, подготовка студентов к занятиям по психологии. 60

Подготовка рефератов, курсовых и дипломных работ по психологии. 62

24. Практика студентов по психологии. 65

Внеклассная работа по психологии в школе и внеаудиторная работа в вузе. 67

Словесные методы обучения психологии. 68

Наглядные методы обучения психологии. 70

Практические методы обучения психологии. 72

29. Характеристика познавательной деятельности студентов и учащихся на занятиях по психологии 73

Методы закрепления изученного материала. 74

Организация проверки и оценивания при обучении психологии. 75

Виды проверки знаний при обучении психологии. 78

Формы проверки знаний при обучении психологии. 80

Знания научной и практической психологии как основа учебного курса. 83

Место и роль житейских психологических знаний, психологии искусства, иррациональной психологии в учебном курсе. 86

Печатные и электронные источники знаний для преподавания психологии. 88


Преподавание психологии в XVIII-XIX веках

 

I. В ВУЗах:

 

1755 г. – МГУ. Три факультета: юридический, медицинский и философский. Психология в качестве отдельного предмета не была включена в цикл философского факультета.

- Лекции на латинском или русском языках.

- В рамках спецкурсов на факультете философии

- Авторские курсы

- Посещение необязательное – мало народу

- В курсах по красноречию и риторике

 

В 1761-1765 гг. Фроман вел курс логики, моральной философии и метафизики.

 

В 1796 г. в России издается «Наука о душе» Михайлова.

 

В 1815 г. в Харькове вышла книга магистра местного университета П. Любовского «Краткое руководство к опытному душесловию». Эта книга стала следующим после книги Михайлова систематическим трудом по психологии и представляла собой по сути эмпирическую психологию. Труд Любовского состоял из трех частей: 1) чувствительность; 2) познание; 3) стремление, влечение, воля.

Несколько позже вышло пособие профессора П. Лодия. Это был курс логики, который носил длинное и несколько пышное название «Логические наставления, руководствующие к познанию и различению истинного от ложного». В предисловии к книге давался краткий курс психологии. В этих психологических главах говорилось о душе и теле, о способностях души, воображении, уме, разуме, желании, памяти, различии умов и гимнастике умов; этим вопросам было посвящено около 30 страниц, на которых очень кратко давалось определение основных понятий психологии на основе вольфианской психологии.

 

1827 г. – положение, разрешающее лишь преподавание логики, психологии и истории философии. Согласно следующему университетскому уставу (1835 г.) философия как отдельный предмет не изучалась. Преподавание философии светскими профессорами было приказано упразднить, а чтение курсов логики и психологии было возложено на профессоров богословия.

 

В 1834 г. вышел капитальный труд А. И. Галича «Картина человека». Во второй части («Дух») он развивает свою психологическую систему. Следуя за Локком, Галич начинает анализ психики с «чувствований»: созерцание, представление, воображение. Следующей ступенью является «свободное познание», которое рассматривается по стадиям. В результате сочетания «связанного» и «свободного» познания формируется память как «способ посредствующего и смешанного познания». На основе развития чувственного опыта, мышления и памяти, посредством которых человек познает внешнюю действительность, возможно и познание самого себя. Самопознание, согласно Галичу, развивается лишь на основе развития сознания. Переход от сознания к самосознанию связан с «практической стороной духа», т. е. волей.

 

1860 г. – было утверждено положение о восстановлении кафедр истории философии, логики и психологии в университетах.

 

с 1874 до 1896 г. – Троицкий руководил кафедрой философии МГУ. В своих трудах, появившихся в 80-е гг., Троицкий отстаивал положение о психологии как самостоятельной науке. Он полагал, что психология как наука о духе должна изучать факты сознания с помощью научных (положительных) методов, и прежде всего субъективного анализа, т. е. самонаблюдения. Во время работы Троицкого в университете появились преподаватели, не имевшие отношения к духовной академии. Первыми из них были профессора Н. Я. Грот (с 1886 г.) и Лопатин (с 1888 г.).

Определенных требований к построению программ преподавания психологии в университетах не было, поэтому каждый преподаватель вкладывал в курс то содержание, которое считал нужным в зависимости от своих интересов и уровня своей подготовки.

Содержание курса по психологии, который читал в Московском университете Троицкий, определялось идеями английской эмпирической психологии.

 

1886 – 1889 гг. – Н. Я. Грот преподавал в МГУ. Грот впервые использовал семинар как форму обучения психологии. Для университетского преподавания это было большим новшеством. Проводились семинарии трех типов.

На семинарии первого типа он предлагал слушателям критиковать прочитанную им лекцию. Он охотно выслушивал замечания своих молодых слушателей, вступал в спор с аудиторией. Семинарии этого типа были непосредственно связаны с курсом психологии.

Был у Грота и другой тип семинария, на котором он предлагал слушателям темы для рефератов. Определенной системы в выборе тем не было. Не всегда Грот учитывал уровень трудности тем, которые давались студентам. Он исходил из мнения, что для студентов не существует слишком трудных тем.

На третьем типе семинария студенты представляли тезисы, которые зачитывались и обсуждались в аудитории.

 

М. И. Владиславлев был ректором Петербургского университета и читал там курс психологии. Представление о содержании курса, который он читал, могут дать два тома его учебника «Психология» (1881). В этой книге дается систематизация психологического, в том числе экспериментально-психологического знания, которое было накоплено к тому времени. Он подчеркивал, что, с его точки зрения, в психической организации доминирует воля. Из числа методических приемов, которые широко использовал Владиславлев, следует отметить мысленный эксперимент как разновидность интроспекции, семантический анализ психологических терминов и психологический анализ произведений искусства. В начале XX в. на кафедре философии преподавали психологию такие известные философы, как А. И. Введенский, Н. О. Лосский, С. Л. Франк. На развитие психологической науки и образования в Петербургском университете в тот период оказали большое влияние профессора Н. Е. Введенский, В. А. Вагнер, А. А. Ухтомский, В. М. Шимкевич.Психология преподавалась также в рамках медицинского образования. В 1888 г. при Психиатрической клинике Московского университета А. Я. Кожевниковым была создана психологическая лаборатория, которой в разное время руководили С. С. Корсаков, А. А. Токарский, Н. А. Бернштейн, Ф. Е. Рыбаков. Лаборатория стала базой для проведения практических занятий, входивших в курс психологии, который читал доцент психиатрии А. А. Токарский.

 

II. В средней школе

С некоторыми перерывами психология преподается в средних учебных заведениях европейских стран с 1811 г. В XIX в. в Австрии психологии уделялось 2 часа в неделю в 8-м классе гимназии, в Италии — 6 часов, начиная с 6-го класса, во Франции — 8 часов в неделю в последнем классе философского направления, в Германии — 2 часа в неделю (цит. по: Попова, 2000, с. 33).

 

Психология как область знаний изучалась в рамках философии, как философская пропедевтика в тесной связи с логикой.

 

Психология была частью учебных планов в некоторых школах США начиная с 1830-х гг. под названием ментальная философия. Этот курс часто сменялся курсом моральной философии, в которой основной акцент делался на этике, моральном развитии и религии.

 

В США:

Томас Апэм «Элементы ментальной философии» с 1830 гг. В 1840 г.: «Элементы философии ума, приложенные к развитию мышления и чувств», Элизабет Рикод.

В учебниках рекомендовались довольно простые эксперименты и аппаратура для преподавания. Подобные эксперименты повышали интерес к изучению психологии, служили иллюстрацией законов и условий умственной активности и таким образом делали объяснения более наглядными.

 

В России:

Психология как предмет появилась в учебных планах российских гимназий впервые в начале XIX в. Устав 1804 г. стал значительным событием в жизни гимназий, поскольку с этого момента они стали самостоятельными средними учебными заведениями. В гимназиях проходила подготовка к обучению в университете и законченное образование тем, кто не имел намерения продолжать его в вузе.

 

Уставом 1804 года вводилось обязательное преподавание психологии, логики, философии, права, эстетики и нравственной философии. Вводилась штатная должность старшего учителя философии, изящных наук и политической экономии:

- на первом году обучения он преподавал логику и всеобщую грамматику,

- на втором году обу­чения — психологию и этику,

- на третьем году обучения — эстетику и риторику,

- на четвертом году обучения — естественное и народное право и политическую экономию.

 

Проблемы психологического образования:

- еще не сложилась сама наука психология,

- не было квалифицированных педагогов,

- не было учебников,

- не было соответствующей подготовки учащихся.

- обучение носило отвлеченный характер, не было связано с реальной жизнью. Основная деятельность учащихся сводилась к заучиванию.

 

В 1812 году выходит специально заказанный учебник по психологии для гимназий (Людвиг Якоб). Он был рекомендован Главным правлением училищ в качестве руководства для гимназий:

 

«Психология для гимназии» начиналась с введения, которое содержало следующие разделы:

I — «Понятие о психологии»;

II — «Порядок, источники и польза опытной психологии»;

III — «Литература»;

IV — «План сей учебной книги».

 

Помимо введения в книге было три главы:

I — «О естестве человека вообще»;

II — «Рассмотрение сил душевных»;

III — «О разных состояниях у различных людей»

 

В книге настоятельно подчеркивалась роль опыта: Якоб был пропагандистом эмпирической психологии.

Ощущался недостаток квалифицированных учителей, а многие из них были чрезвычайно слабо подготовлены в отношении философской пропедевтики.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.0.240 (0.024 с.)