Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Преподавание психологии во второй половине XX векаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
I. В высшей школе:
С начала 40-х гг. в ряде университетов при философских факультетах открываются психологические отделения, и таким образом впервые начинается подготовка профессиональных психологов.
В 1941 г. в составе Московского университета был восстановлен философский факультет, на котором в 1942 г. была учреждена кафедра психологии. Ее заведующим был назначен профессор С. Л. Рубинштейн.
Курсы психологии читались прежде всего на философском и филологическом факультетах, а также на историческом, биологическом, юридическом, географическом и экономическом. Факультативные курсы велись на факультетах механико-математическом и международных отношений.
К преподаванию привлекались крупные ученые (Б. М. Теплов, А. Н. Леонтьев, С. В. Кравков, А. А. Смирнов, А. Р. Лурия, П. Я. Гальперин и др.). Происходило слияние процесса преподавания с научной деятельностью. Цель преподавания - серьезная теоретическая подготовка и обеспечение совершенного владения методами экспериментальных исследований.
С 1951 г. отделением психологии в МГУ руководил А. Н. Леонтьев, который продолжил совершенствование психологического образования.
В 1940 г. философские и экономические отделения исторического факультета Ленинградского университета были реорганизованы в самостоятельные факультеты. В 1944 г. в рамках философского факультета было создано отделение психологии. Возглавил его Б. Г. Ананьев.
В 50-х гг. совершенствовалось также преподавание психологии для студентов педагогических институтов. Традиционными темами или учебными курсами были: общая, возрастная и педагогическая психология. Помимо лекций начали проводиться практические занятия по психологии. В 1970 г. появился учебник по психологии под редакцией А. В. Петровского для студентов педагогических институтов.
В 1938 г. было издано учебное пособие по психологии под редакцией К. Н. Корнилова, Б. М. Теплова, Л. М. Шварца. В 1940 г. из печати выходят фундаментальные «Основы общей психологии» С. Л. Рубинштейна, во многом предопределившие характер последующей учебной литературы по психологии. В 1946 г. появляется второе издание этой книги, которое стало классическим. В 1956 г. вышел учебник под редакцией А. А. Смирнова, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова.
В 1966 г. в нескольких университетах открываются психологические факультеты: сначала в Московском и Ленинградском, а затем в Ярославском и Тбилисском университетах. Первым деканом Московского факультета стал А. Н. Леонтьев, Ленинградского факультета — Б. Ф. Ломов, которого в 1967 г. сменил Б. Г. Ананьев. Самостоятельный статус факультетов психологии позволил расширить возможности психологического образования. Количество преподаваемых психологических дисциплин значительно увеличилось.
1965/66 учебного года в медицинских вузах страны было введено преподавание медицинской психологии. В 1967 г. появился первый отечественный учебник по этой дисциплине.
В 1964 г. было принято постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию юридической науки и улучшению юридического образования в стране», которое после длительного перерыва восстановило юридическую психологию во всех юридических вузах страны.
В течение 70-80-х гг. продолжалось постепенное расширение психологического образования. Помимо Московского и Ленинградского университетов подготовка психологов осуществлялась также на отделениях психологии в ряде других университетов страны, в частности в Ростовском, Самарском, Казанском, а также в университетах союзных республик СССР. В педагогических институтах вместо одного курса психологии читались два, а затем и три учебных курса: общая психология, возрастная и педагогическая психология. Стали приобретать популярность спецкурсы по психологии. В конце 80-х гг. возрос интерес российского общества к психологии, психологам и психологическому образованию.
Наибольший опыт психологического образования имеется в старейших учебных заведениях страны — Московском, Санкт-Петербургском, Ярославском, Ростовском, Самарском университетах. Крупными психологическими центрами, а также центрами российского психологического образования стали Казань, Самара, Уфа, Тверь, Пермь, Курск, Новосибирск, Иркутск.
II. В средней школе:
В США: Проблема самопонимания стала главным основанием для преподавания психологии в старшей школе в США в 1950-х гг. В 1960-х гг. в старших классах возросло количество консультантов и соответственно увеличилось количество уроков психологии. Учителя, получившие подготовку по педагогической и консультационной психологии, довольно уверенно давали уроки приспособления к жизни. Поэтому в 60-х гг. распространенность таких курсов значительно возросла. «Личностное приспособление», «Детское развитие», «Человеческие отношения». Психология рассматривалась как часть блока социальных наук и очень редко как естественнонаучная дисциплина. В процессе преподавания гораздо чаще использовались статьи из популярных журналов, чем из научных. Главной целью таких курсов было «помочь учащимся понять себя и свои личные проблемы; развить понимание социальных проблем и повысить способность жить в гармонии с другими; (и последнее) обеспечить обучение элементарным принципам психологии». В 70-е гг. представители преподавательских кругов выступили с другими важными инициативами. Американская психологическая ассоциация (АПА) вновь стала уделять большое внимание обеспечению старшей школы учебными материалами и заботе о квалификации учителей психологии. В 1992 г. произошло значительное событие в истории преподавания психологии как научной дисциплины в американских школах. Психология была включена в число предметов, по которым для школьников проводились университетские курсы (AdvancedPlacement). Курсы такого типа и экзамены по психологии вскоре стали очень популярными среди старшеклассников.
Россия: Психология как учебный предмет в средних школах России была вновь введена в 1947 г. 9 класс – 33 часа и 10 класс – 33 часа. Краткосрочные курсы более опытных учителей, в основном литературы, истории и биологии. в Ленинграде и Москве проводились семинары для учителей психологии, на которых подробно разбиралась каждая тема курса, а также давались консультации по разнообразным вопросам содержания и методики преподавания курса. При институтах усовершенствования учителей для преподавателей психологии были созданы курсы повышения квалификации.
В 1958 г. Верховный Совет СССР издает закон о развитии образования. Школам было дано распоряжение установить тесные связи с промышленными предприятиями и готовить выпускников к практической деятельности. Психология как обязательный предмет была вновь исключена из учебных планов школ. В 1966 г. школы вернулись к системе десятилетнего образования, «тесные связи» с промышленностью были потеряны. Стало ясно, что ни школы, ни промышленность не готовы к предлагаемому союзу. После исключения психологии как обязательного предмета некоторые школы использовали для преподавания психологии факультативные часы. Например, с 1965/66 учебного года Министерство просвещения Эстонии рекомендовало использовать в 10-11-х классах по одному факультативному часу для преподавания психологии и педагогики. Эти занятия посещали в различные годы от 53 до 72% старшеклассников. В течение нескольких лет психология и педагогика стояли на первых местах среди предметов, изучаемых факультативно
4. Основные тенденции современного психологического образования в мире Тенденции психологического образования • Интерес студентов к психологическому образованию в последние десятилетия возрастает • Необходимость психологического образования осознают как студенты, так и руководители образовательных программ • Типичная длительность психологического образования • Типичная структура и цели психологического образования • Типичное содержание психологического образования • Постепенно выделяются две ветви профессионального психологического образования: научно ориентированное и практически ориентированное • Психологию все более подробно изучают не только студенты, специализирующиеся в этой области, но и специалисты другого профиля • Преподавание психологии выходит за рамки высшего образования • Разработка механизмов обеспечения качества образовательных психологических программ • Тенденция интеграции национальных систем образования
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 668; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.239.111 (0.015 с.) |