Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Преподавания психологии в зарубежной школеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В европейских и североамериканских странах государственных образовательных стандартов, аналогичных российским, как правило, не существует. Каждый университет самостоятельно определяет перечень учебных дисциплин, которые изучают студенты базового психологического образования. Существующие тенденции развития психологии определенным образом отражаются в содержании психологических знаний, преподаваемых студентам. С нашей точки зрения, можно выделить 10 наиболее значимых психологических направлений. 1. Бихевиоризм был ведущей теоретической концепцией в психологической науке в первой половине XX в., а также методологической базой эмпирических исследований. В связи с этим именно бихевиористически ориентированные курсы, теории и экспериментальные факты составляли типичное содержание того, чему учили студентов в университетах. Во второй половине XX в. бихевиоризм был подвергнут серьезной критике и стал гораздо менее популярным среди психологов. Главными причинами этого было исключение психического компонента из анализа поведения, игнорирование познавательных процессов, упрощенный подход к обучению. Это противоречило сущности психологии как науки о внутренних психических явлениях. В современной психологии сторонников бихевиористского подхода немного. Поэтому бихевиоризм занимает гораздо более скромное место в учебных курсах и рассматривается только как одна из методологических перспектив психологии. 2. Когнитивная психология начала интенсивно развиваться в 60-е гг. и стала до минирующим направлением современной научной психологии. Изучение познавательных процессов человеческого мозга по аналогии с операциями, которые происходят в вычислительной машине, оказалось очень увлекательной идеей научных исследований и дало много новых данных для понимания механизмов психической деятельности человека. В связи с этим в университетах очень часто преподаются специальные учебные курсы по когнитивной психологии. Данные когнитивной психологии занимают все большее место и в преподавании других дисциплин. Однако компьютер не обладает эмоциями и мотивами, что не позволяет рассматривать его как модель человеческой психики. 3. С 90-х гг., возможно в связи с чрезмерной когнитивной ориентацией психологии предшествующего периода, значительный интерес исследователей стали привлекать исследования эмоций, мотивации и саморегуляции человеческой активности. Количество работ и публикаций в этой области психологической науки существенно возросло. Соответственно эта тематика стала более представлена в учебных курсах. 4. В современной психологии большую популярность приобрела гуманистическая психология, основанная на философии экзистенциализма, гуманизма и жизнетворчества. Она привлекает своей направленностью на конкретную це-лостную личность, вниманием к самосознанию человека, верой в гуманистические побуждения и собственные силы человека. Центральными понятиями итого психологического направления стали понятия: Я-концепция, любовь, удовлетворение базисных потребностей, высшие ценности, смысл, самоактуализация, творчество. Гуманистическая психология способствовала развитию теорий личности, практики психотерапии, психологического консультирования, образования. Именно благодаря своей практической направленности она в настоящее время имеет значительное влияние, вызывает интерес у студентов и получает широкое распространение в учебных курсах. Однако в научных кругах гуманистическая психология часто подвергается критике, поскольку не имеет достаточной эмпирической базы и не придерживается научной методологии. Заметной тенденцией в развитии психологии во второй половине XX и. стало значительное усиление роли прикладной и практической психологии, развитие их в отдельные направления психологии. Изучение общих механизмов психической деятельности, общетеоретических и методологических проблем психологии потеряло прежнюю значимость. Необходимость включаться в решение конкретных проблем жизни общества, профессиональной деятельности или жизнедеятельности людей приводит к развертыванию научных исследований прикладного характера, направленных на решение актуальных практических задач. Ожидание людьми от психологии непосредственной пользы, надежда на то, что психология поможет им в решении повседневных проблем, стимулирует развитие практической психологии. Это отражается в перечнях преподаваемых курсов и в их содержании. Прикладные и практически направленные учебные дисциплины занимают достаточно большое место в современных образовательных программах. 6. Характерной чертой развития научной психологии во второй половине XX в. стадо постепенное стирание границ между разными научными школами и направлениями. XX в. характеризовался в психологии как арена противоборства конфликтующих методологических подходов, концепций. Соответственно преподавание психологии, которое осуществлялось учеными, было средством распространения соответствующих идей. Психологическое образование студента определялось тем, где и у кого он учился. Современные психологические теории уже трудно однозначно классифицировать и относить к какой-либо традиционной теоретической концепции. Эклектизм как соединение идей, разработанных учеными разных направлений и научных школ, стал достаточно типичным подходом для новых научных концепций. В современных психологических теориях и эмпирических исследованиях нее чаще интегрируются знания из разных психологических концепций: бихевиоризма, гештальт-психологии, психоанализа, генетической ПСИХОЛОГИИ, гуманистической психологии. когнитивной психологии. Психология постепенно становится единой научной дисциплиной. Соответственно психологическое образование становится более разносторонним, комплексным. Отдельные методологические концепции и научные школы уже часто не рассматриваются с точки зрения того, какая из них более правильная. Они преподаются студентам как разные научные перспективы в психологии, каждая из которых изучает психический мир под разными углами зрения, «надев разные психологические очки». Также эклектически, разносторонне учатся видеть, анализировать мир человеческого поведения и студенты. Современной тенденцией развития Психологии стала значительная дифференциация психологических знаний и отраслей психологической науки. Отрасти психологии возникают на основе методов исследования, которые они используют, на основе объектов и проблем, которые они изучают, на основе связей психологии с другими науками (Современная психология, 1999). Различные авторы насчитывают от 50 до 1 00 относительно самостоятельных сфер психологических исследований или психологической практики. Конечно, количество преподаваемых учебных дисциплин значительно меньше. Психология стала очень разветвленной наукой, и специалисты в одной отрасли психологи и уже не могут быть достаточно компетентными в другой области психологических знаний и научных исследований. Более того, многие ученые настолько углубились в собственные научные проблемы, что совершенно потеряли интерес к другим сферам психологического исследования, к психологии в целом. В результате психология стала терять свое единство и целостность. И в настоящее время трудно найти то, что объединяет, например, такие отрасли психологии, как социальная психология и психофизиология. Тем не менее, психологическое образование остается интегрирующим началом психологии, ключом к сохранению психологии как единой области научного знания и психологической практики. Поэтому в содержание базового психологического образования обычно включается изучение основ всех фундаментальных и прикладных отраслей психологического знания. Это является хорошим средством для сохранения целостности психологии. 8. Характерной тенденцией развития современной психологии стала также ее интернационализация. Бихевиоризм начала века имел прочные национальные корни и был преимущественно американским направлением психологии. Гештальт-психология была распространена в основном в Германии, психоанализ – в Австрии, генетическая психология – в Швейцарии, культурно-историческая психология – в России. Позже перечисленные научные школы были заимствованы из этих стран в другие. Этому способствовали разные факторы. Например, во время второй мировой войны многие европейские ученые эмигрировали в США. Их теории и данные научных исследований стали лучше известны американским психологам. Это сделало Америку центром мировой психологии. С другой стороны, в 80-90-е гг. XX в. американская психология стала проявлять гораздо больший интерес к научно-психологическим исследованиям, которые проводятся в других странах. В последние десятилетия интернационализация психологии в мире набирает темпы. Расширяются международные контакты ученых разных стран. Разработка общих научных тем, сходный подход к решению актуальных научных проблем, совместные проекты в большей степени сближают психологов, чем их национальная принадлежность. И порой психологи из разных стран, занимающиеся одной научной проблемой, лучше знают друг друга, чем психологи, живущие в одной стране, но работающие в разных областях. Психологические знания теряют национальную принадлежность и черпаются из всех трех миров, о которых писал Майерс. Постепенное превращение английского языка в язык международного научного общения снимает последние барьеры на этом пути. Аналогичная тенденция интернационализации касается и психологического образования. Например, американское Общество преподавания психологии проявляет в последнее время интерес к интернационализации своих учебных программ по психологии путем включения в них содержания из учебных программ, преподаваемых в других странах. Другим свидетельством интереса к тенденциям интернационализации в I области психологического образования стало проведение первой Международной конференции, посвященной данной теме (International Conference on Psychology Education, 2002). Интернет и электронные учебные курсы в режиме реального времени, которые предлагают уже многие университеты мира, могут I сделать психологическое образование действительно международным. 7. Превращение английского языка в язык межнационального научного общения психологов – еще одна существенная тенденция современной психологии. Во второй половине XX в. значительно увеличилось количество переводов научных трудов с одного языка на другой. Это обогащает психологическое образование современными психологическими знаниями, предотвращает национальную изолированность специалистов. Однако в настоящее время английский язык становится типичным языком межнационального общения психологов. Это значительно облегчает и ускоряет обмен научными идеями и результатами эмпирических исследований. Большинство международных научно-психологических журналов выходит на английском языке как наиболее доступном для многих психологов в мире. Рабочим языком многих научных конференций все чаще становится английский. Все это в значительной степени способствует глобализации психологии как науки, ее обогащению знаниями, полученными учеными разных стран. Поэтому необходимость быть в курсе современных достижений мировой психологии побуждает студентов-психологов изучать английский язык. Это облегчает им своевременный доступ к психологическим знаниям в других странах. Большую распространенность приобретают в последнее время международные обменные образовательные программы, изучение отдельных учебных курсов за рубежом. Есть и отдельный опыт преподавания психологии на английском языке в странах, в которых английский не является национальным языком. 10. Значительное возрастание интереса студентов к изучению психологии в университетах и школах большинства европейских и североамериканских стран. В последнее время нередко высказывается мнение о том, что XXI в. будет веком психологии. Действительно, мы видим, что популярность психологии как науки и практической профессиональной деятельности быстро росла во второй половине XX в. В то же время психология стала популярным предметом для изучения во многих странах, причем не только для студентов-психологов. Многие университеты, институты, колледжи сообщают, что психология обычно занимает место среди 3 или 4 наиболее популярных учебных дисциплин для изучения в университетах. Студенты многих других специальностей, а также школьники склонны изучать психологию. Поэтому есть все основания полагать, что XXI в. может стать веком психологического образования.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1017; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.68.115 (0.01 с.) |