Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль и функции учителя, педагога в учебном процессеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Преподаватель психологии в вузе сегодня мало чем отличается от своих коллег с других кафедр. Хотя и здесь уже начинают проявляться определенные тенденции, связанные с усилением гуманистической составляющей в преподавании этой учебной дисциплины. Специфика преподавания психологии как учебного предмета в подростковой аудитории предъявляет к педагогу более высокие требования. Это связано с усилением внимания к реализации таких функций учителя, как функция эмоциональной поддержки, исследовательская, фасилитаторская и экспертная функции. Осуществление учителем психологии функции эмоциональной поддержки предполагает, что он не только обладает знанием и опытом его передачи, но и умением соучаствовать в жизни других людей, не нарушая их автономии, не посягая на их «жизненное пространство». По существу, речь идет об учителе, выполняющем в некотором роде психотерапевтические функции. Иными словами, учитель начинает центрироваться на ученике, на том, что значимо для самого подростка. Под центрацией учителя на ученике понимается не просто направленность, а заинтересованность, озабоченность интересами обучаемого, своеобразная избирательная психологическая обращенность, «повернутость» к нему и, следовательно, столь же избирательное служение его интересам. Ориентация в обучении на личностно значимые для учащегося задачи требует от учителя готовности вести себя терапевтически, понимая, что общение с учеником есть в первую очередь «интенсивный обмен эмоциональными состояниями». Чтобы работать в русле личностного роста, учителю психологии необходимо овладеть умением работать с эмоциональными проявлениями (своими и учеников) как с особым содержанием. Структуру этого умения составляют следующие компоненты: ♦ эмпатия (понимание чувств учеников); ♦ уважение (принятие учеников как конструктивных личностей); ♦ искренность (открытое проявление учителем своих чувств); ♦ конкретность коммуникации (избегание расплывчатых. обобщенных высказываний, точное описание чувств и переживаний). Учителю-психологу должен быть присущ такой стиль общения, когда он реагирует не на поверхностное проявление чувств ученика, а на его скрытые, глубинные чувства, помогая тем самым ученику осознать, почему он чувствует то, что он чувствует. В проявлении уважения к ученику стиль преподавания должен соответствовать искреннему признанию уникальности и ценности ученика. Когда учитель проявляет уважение к обучаемым, заботится о них. они могут чувствовать себя более свободно, осознавать свою ценность как индивидуальности. Невозможно, чтобы учитель психологии проявлял неуважение (или отрицательное отношение) к обучаемому, демонстрировал, что чувства и переживания учеников недостойны его внимания или что он считает их неспособными к конструктивной деятельности. Способность быть искренним проявляется, если учитель дает естественную реакцию как на вербальном, так и невербальном уровне. как положительную, так и отрицательную, причем последняя не носит деструктивного характера; когда вербализация отражает подлинные чувства. Он должен быть честен в проявлении искренности, во-первых, с самим собой, а во-вторых – со своими учениками. Конкретность в общении достигается тем, что взаимоотношения становятся теснее, язык общения – менее уклончивым, расплывчатым. Разговор идет о конкретных чувствах и личных переживаниях ученика. Учитель не произносит общие слова; не обсуждаются личные переживания ученика общими словами. Соответственно разговор в классе носит форму свободного диалога, а не напоминает чтение книги, при котором один провозглашает, а другие слушают. Исследовательская функция учителя психологии имеет три аспекта реализации его исследовательской активности. Первый аспект связан с тем, что в компетенцию учителя-психолога входит самостоятельное обнаружение психологических проблем и решение конкретных практических задач в контексте естественной педагогической реальности. Учитель может внести уникальный вклад, проводя исследования на уровне класса, исследуя не просто эффективность того или иного приема обучения или формы работы, но и заостряя внимание на личностных отношениях между учителем и учеником. Умение провести анализ динамики взаимоотношений, как и личного продвижения каждого подростка в этом процессе, находится в основе исследовательской функции. Кроме того, принцип мотивационной готовности аудитории предполагает мгновенное исследование ситуации. Второй аспект определяется использованием в преподавании психологии психодиагностических методов и процедур. Применяя их. учитель-психолог оказывается в роли реального исследователя. получающего доступ к специфической информации о развитии подростка. Соответственно он должен быть способен как фокусироваться на исследовательской задаче и грамотно проводить процедуру исследования, так и выполнять ряд требований «Кодекса психолога». Третий аспект исследовательской функции состоит в осуществлении учителем-психологом в учебном процессе развивающих «технологий» личностного роста. Работа по обнаружению и развитию личностных ресурсов и рефлексии требует от психолога чувствительности к малейшим переменам в самочувствии ребенка, его самореализации. Учитель-психолог должен иметь способность корректировать и направлять процесс развития ученика в учебном общении с ним, точно и адекватно контролируя ход его продвижения в освоении психологической реальности. Он практически постоянно находится в позиции исследователя по отношению к личностному развитию подростка, будучи во взаимодействии с ним. Естественно, что наиболее ярко исследовательская функция проявляется при работе собственно психологическими методами. Фасилитаторская функция выражается уже в самом качестве взаимоотношения «учитель – ученик», строящегося на искренности учителя, безоценочном положительном принятии им подростка, эмпатическом понимании. Учитель не отгораживается от учеников маской наставника. Он общается с ними как живой человек, открыто выражая свои чувства. Понятия «фасилитация» и «фасилитатор» (от англ. facilitate -облегчать, помогать, способствовать) пришли в педагогику из гуманистической психологии. По К. Роджерсу, «принять ученика – это активно выразить ему доверие и уверенность в его человеческих возможностях». Эмпатическое понимание связано со способностью учителя понять реакции ученика, осознать, что есть учение для каждого данного подростка. Появление этих понятий в педагогике связано с переходом школы к новой парадигме обучения, в которой главная задача определяется как подготовка ребенка к творческому участию в жизни. В новой парадигме обучения учитель должен уже не столько передавать знания, сколько создавать ребенку условия для самостоятельного их открытия и обнаружения. Таким образом, учитель-фасилитатор – это учитель, способствующий ученику в усвоении и освоении нового. Экспертная (консультативная) функция учителя вырастает из потребности учащегося в учителе, обладающем глубокими, системными знаниями, разносторонними практическими навыками и умениями. Такой учитель, увлеченный той или иной сферой познания или практической деятельности, способен вовлечь подростка в сферу своих интересов. Необходимость реализации экспертной функции учителем-психологом вытекает из постановки вопроса о подходах к преподаванию психологии. Следование принципу мотивационной готовности аудитории к обучению означает, что учитель должен быть настолько компетентен в психологии как области знаний, чтобы он мог свободно владеть материалом без специальной подготовки. Введение в практику обучения технологий личностного роста тем более требует высокой профессиональной психологической компетентности и виртуозного педагогического мастерства. Очевидно, что всем перечисленным выше требованиям может удовлетворить далеко не каждый педагог-психолог. Такой педагог помимо базового психолого-педагогического образования должен еще иметь и тенденцию к саморазвитию, творческому поиску, а также развитую способность к рефлексии психологической реальности, интроспекции и личностной импровизации. Все это позволяет создать*обобщенный портрет преподавателя психологии, который включает следующие черты. Общая характеристика личности. Гуманен. Обладает чувством юмора, справедлив, честен, скорее демократичен, чем авторитарен. Способен к эмпатии, легко налаживает контакт как с классом в целом, так и с отдельными учениками. Поведение в классе. Гибок (проявляет большую жесткость или мягкость в зависимости от ситуации). Легко и свободно оперирует преподаваемым материалом, обнаруживая свою компетентность. Умеет задавать вопросы. Устанавливает четкую процедуру проверки знаний учеников, при этом демонстрируя желание помочь ученикам в учебе. Желает и умеет экспериментировать, искать новое. Скорее «неформален», чем официален, в общении с учениками проявляет рефлексирующее отношение к ним. Восприятие самого себя. Характерна положительная самооценка, оптимизм, принятие самого себя. Восприятие других людей. Склонен к положительному восприятию других (учеников, коллег, руководства), считает их стоящими людьми, настроенными в целом дружелюбно. Относится к ученикам «как к индивидам, которые достойны веры в них, уважения и высокой оценки». Общим для всех хороших учителей является то, что они рас-сматривают преподавание не только как объективное предоставление фактов, но и как субъективный, экзистенциальный процесс ведения учеников к вершинам их творческих возможностей. В определенной степени эти же требования могут быть распространены и на преподавателей психологии в вузах.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.26.8 (0.008 с.) |