Основные противоречия традиционного обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные противоречия традиционного обучения



А.А. Вербицкий выделил следующие противоречия традиционного обучения:

1. Противоречие между обращенностью содержания учебной деятельности (следовательно, и самого обучающегося) в прошлое, опредмеченное в знаковых системах «основ наук», и ориентацией субъекта учения на будущее содержание профессионально-практической деятельности и всей культуры. Будущее выступает для учащегося в виде абстрактной, не мотивирующей его перспективы применения знаний, поэтому учение не имеет для него личностного смысла. Повернутость в прошлое, принципиально известное, «вырезанность» из пространственно-временного контекста (прошлое – настоящее – будущее) лишает учащегося возможности столкновения с неизвестным, с проблемной ситуацией – ситуацией порождения мышления.

2. Двойственность учебной информации – она выступает как часть культуры и в то же время лишь как средство ее освоения, развития личности. Разрешение этого противоречия лежит на пути преодоления «абстрактного метода школы» и моделирования в учебно-воспитательном процессе таких реальных условий жизни и деятельности, которые позволили бы обучающемуся «вернуться» в культуру обогащенным интеллектуально, духовно и практически и тем самым оказаться причиной развития самой культуры.

3. Противоречие между целостностью культуры и ее овладением субъектом через множество предметных областей – учебных дисциплин как представительниц наук. Эта традиция закреплена делением школьных педагогов (на учителей-предметников) и кафедральной структуры вуза. В результате вместо целостной картины мира обучающийся получает осколки «разбитого зеркала», которые он сам собрать не в состоянии.

4. Противоречие между способом существования культуры как процесса и ее представленностью в обучении в виде статических знаковых систем. Обучение предстает как технология передачи готового, отчужденного от динамики развития культуры учебного материала, вырванного из контекста как предстоящей самостоятельной жизни и деятельности, так и из текущих потребностей самой личности. В результате не только индивид, но и культура оказывается вне процессов развития.

5. Противоречие между общественной формой существования культуры и индивидуальной формой ее присвоения обучающимися. В традиционной педагогике оно не разрешается, поскольку ученик не объединяет свои усилия с другими для производства совместного продукта – знания. Будучи рядом с другими в группе учащихся, каждый «умирает в одиночку». Более того, за оказание помощи другим ученик наказывается (порицанием «подсказки»), чем поощряется его индивидуалистическое поведение.

Принцип индивидуализации, понимаемый как изоляция обучающихся в индивидуальных формах работы и по индивидуальным программам, особенно в компьютерном варианте, исключает возможности воспитания творческой индивидуальности, которой становятся, как известно, не через робинзонаду, а через «другого человека» в процессе диалогического общения и взаимодействия, где человек совершает не просто предметные действия, но поступки.

Именно поступок (а не индивидуальное предметное действие) должен рассматриваться в качестве единицы деятельности обучающегося.

Поступок – это социально обусловленное и морально нормированное действие, имеющее как предметную, так и социокультурную составляющую, предполагающее отклик другого человека, учет этого отклика и коррекцию собственного поведения. Такой взаимообмен действиями-поступками предполагает подчинение субъектов общения определенным нравственным принципам и нормам отношений между людьми, взаимный учет их позиций, интересов и нравственных ценностей. При этом условии преодолевается разрыв между обучением и воспитанием, снимается проблема соотношения обучения и воспитания. Ведь что бы человек ни делал, какое бы предметное, технологическое действие ни совершал, он всегда – «поступает», поскольку входит в ткань культуры и общественных отношений.

Многие вышеперечисленные проблемы успешно решаются в проблемном типе обучения.

Метод экспрессии

 

Метод экспрессии позволяет осуществить в какой-то мере целостный подход к человеческой психике как единству, в котором все функции взаимосвязаны, упражнения психотренинга вплетены в физические движения, образуя единое целое. Компонентами метода являются, кроме движений, рисунок, музыка, т. е. средства искусства, привлекающие сами по себе дополнительно эстетическую деятельность. Благодаря этому личность обогащается, выступая одновременно и в роли творца, и в роли воспринимающего. Через эмоцию, запечатленную в рисунке или в движении, происходит высвобождение энергии, снимаются психологические барьеры, личность становится более открытой, более творческой.

Метод экспрессии – это развитие субъективного творчества образом. Приемы метода – рисование, ваяние, моделирование с бумагой, красками, деревом, камнем, образные разговоры, писание картин и произведений, музыка, выразительные движения тела.

Метод, в частности, базируется на том, что манера и характер движений отражают наши личностные особенности и внутреннее «я» человека отражается в визуальных формах с того момента, как только человек начинает спонтанно писать красками, рисовать, лепить или двигаться.

Движения являются коммуникацией, при этом не важно, какая из ее форм используется для личностной выразительности. Как только мы начинаем свободно двигаться, свободнее становятся наше мышление и поведение. Раскрепощение в движении освобождает сам продукт творчества. Движение используется для выражения всего диапазона человеческих эмоций, мыслей и установок. Танцевальные движения в контексте метода дают возможность устанавливать творческую связь с другими людьми, преодолевая барьеры общения и условности слов.

Основную смысловую нагрузку в методе несет фокусировка внутренней экспрессии, выражающейся в жесте. Ваши движения транслируют сообщения от вас. Таким образом, движения, искусство или дискуссия в методе направлены на то, чтобы участники занятия познакомились личностно друг с другом.

В этом методе важен сам процесс и те особенности психической жизни творца, которые помогают обнаружить продукт, произведение.

Процедура метода. Реализация метода требует выполнения двух условий:

1. Помещение должно обеспечивать место для движений и более-менее свободного оперирования пространством.

2. Должны быть приготовлены необходимые материалы: наборы цветных карандашей, красок, пастелей, мелков всех цветов, глина для лепки, бумага разных форматов для рисования, газеты, журналы, камни, кусочки ткани, кора, песок, деревяшки и пр.

Основные инструкции следующие:

а) сконцентрироваться на своих внутренних ощущениях;

б) полностью отдаться своим чувствам, не заботиться о художественности своих творений;

в) дать себе полную свободу действия с художественным материалом; делать то, что приятно;

г) не сравнивать свою работу с работами других. Осознать, что каждый из нас находится в процессе постоянного изменения и что художественное творчество может выражать лишь наши переживания, опыт и личностный рост.

Педагог ни в коем случае не допускает обсуждение, интерпретацию и защиту выбранных участниками образов.Процедура метода осуществляется в несколько этапов и рассчитана на 3 ч, однако время можно ограничивать и увеличивать в соответствии с самочувствием участников.

Основные этапы метода экспрессии:

I. Начинать процесс следует с того, чтобы «построить» атмосферу безопасности и доверия, т. е. создать ребенку среду, в которой он мог бы освободить себя от своих проблем.

Открыть общение с аудиторией можно следующим образом: «Я хочу, чтобы вы осознали, что мы здесь вместе...».

II. Участники занятия рассаживаются удобно, учитель дает команды, приглашающие к созданию определенного настроя и состояния:

а) «Мы расслаблены, глаза закрыты, расслаблены наши мышцы, плечи, стул, на котором мы сидим...»

б) «Найдите центр у себя...»

в) «А теперь почувствуйте других...»

Упражнения делаются с закрытыми глазами.

III. Дальше можно переходить к движениям («Давайте подвигаемся!»). Удобно начинать со спонтанных танцевальных движений под ритмичную музыку: «Сейчас, когда мы танцуем, понимаете ли вы, как мы играем?» (5–7 мин). В этой части занятий одной из тем может быть «встреча и прощание», когда различные части тела в процессе движений «встречают» друг друга, «общаются», «расстаются». Эта тема может исследоваться с использованием пространства, рисунка или лепки.

В движении, если оно происходит в паре, партнеру (учитель или кто-то из учеников) предписывается демонстрировать эмпатию, зеркально отражая движения партнера в его произвольном танце. При этом, возможно, ведущий в паре будет выражать свои внутренние конфликты, и тогда отражение партнера является очень важным. Поэтому «отвечать» он должен так, чтобы его движения означали принятие и понимание и давали возможность ведущему изменить свои стереотипы поведения.

IV. Важнейшими, хотя и краткими во времени, являются этапы рефлексии. Приглашение к рефлексии может быть сделано в следующей форме: «Я хотела бы, чтобы мы некоторое время подумали о том, что здесь происходило...» и т. д.

V. Переход к рисованию. Здесь важна следующая инструкция: «Это рисование не для того, чтобы создать произведение искусства, а для самоисследования».

VI. Переход к заданным движениям под музыку. Предлагается музыка (на 15–20 мин) и дается инструкция типа: «Почувствуйте себя в лесу. Почувствуйте себя кем-то, чем-то в лесу: зверем, растением, ветром. Подвигайтесь за того, кем вы себя почувствовали сейчас. Обратите внимание, как идет тот, кем вы себя почувствовали, что он желает сейчас, когда он... Можно это делать с закрытыми глазами».

VII. «Напишите рассказ (сказку) о том, кем вы чувствовали себя сейчас...»

VIII. «Прочитайте и поделитесь тем, что написали, со своим партнером» (если работа идет в парах).

IX. «Разбейтесь на группы по 4 – 5 чел. Пусть каждый из четверки (или один) изобразит в живой скульптуре то чувство, которое вызвала ситуация, наиболее тревожащая, беспокоящая, расстраивающая его (негативное чувство). И, наоборот, -наиболее радостное чувство».

X. Коллаж. Создается на тему «Кто я?» или «Какой я?». Для этого необходимо подготовить цветные журналы, газеты, ножницы (на каждого участника), клей, бумагу плотную разных размеров – от ватманского до альбомного. Задача заключается в том, чтобы подобрать картинки и слова из журналов и газет такие и таким образом, чтобы можно было ответить себе на вопрос: кто я?

Выше приведен примерный план. Задан может быть только один этап, могут быть – все, возможны разные варианты.

Участники группы могут начинать занятие с импровизированных движений под музыку, сначала медленных и мягких, затем перерастающих в стремительные движения, прыжки. Для увеличения сензитивности к эмоциональным импульсам можно поработать с подростками над узнаванием основных эмоций. Допустим, можно предложить вспомнить ситуацию, вызвавшую когда-то страх или, наоборот, большую радость.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 929; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.105.41 (0.013 с.)