ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Неопозитивизм (Новый гуманизм)



Неопозитивизм -философско-педагогическое направление, пытающегося осмыслить комплекс явлений, вызванных научно-технической революцией. Нынешний педагогический неопозитивизм чаще именуется "новый гуманизм". По некоторым его направлений также употребляется термин "сциентизм". Представители нового гуманизма и сциентизма: П.Херс, Дж.Вильсон, Р.Питерс, А.Харрис, М.Уорнок, Л.Кольберг и др.

Сущность. Представители нового гуманизма связывают процесс воспитания с ценностной ориентацией людей. Философия воспитания должна четко очертить круг гуманистических социальных и нравственных ценностей, определить общественные университеты, предназначенные формировать ориентацию на ценности, обосновать соотношение индивидуальных и социальных качеств личности, которые могли бы способствовать утверждению в обществе духа демократии.

Основные положения:

1. Воспитание должно быть очищено от мировоззренческих идей, потому что жизнь в условиях НТР требует "рационального мышления", а не идеологии. Основное внимание нужно уделять развитию интеллекта, а задача воспитания - формирование интеллектуально развитой автономной личности.

2. Полная гуманизация системы воспитания.

3. Доверять надо не чувством, а логике, только с помощью рационального мышления как главного критерия зрелости личности она сможет выявить способность к самореализации, к общению с другими членами общества.

4. Основное внимание в воспитании должно уделяться развитию человеческого "Я". Человек сам программирует свое развитие, что влияет на ее социальный опыт.

5. Деидеологизация обучения (обучать учеников чистым научным знанием без груза идеологии).

Методы педагогики нового гуманизма: дискуссии на гипотетические моральные темы; конструирования моральных ситуаций в ходе дискуссий; преподавания морали; труд; связь нравственного воспитания с политикой.

Педагогика нео (нового гуманизма) не лишена плодотворных идей: ее влияние ощущается в перестройке воспитательных систем многих стран приняли новую концепцию среднего образования, в гуманизации школы, в освобождении учебных заведений от чрезмерной государственной опеки.

Бихевиоризм

Бихевиоризм(от англ. Behavior – поведение) - психолого-педагогическая концепция технократического воспитания, основанный на новейших достижениях науки о человеке, использовании современных методов исследования его интересов, потребностей, способностей, детерминирующих поведение. Классический бихевиоризм, у истоков которого стоял видный американский философ и психолог Дж.Уотсон, обогатил науку положением о зависимости поведения (реакции) от раздражителя (стимула).

Основные положения:

1. Зависимость поведения (реакции) от раздражителя (стимула) по формуле S R.

2. Положение о подкрепление, в результате чего цепочка формирования заданной поведения приобрел такой вид "стимул - реакция - подкрепление» (Б. Скиннер, К. Хал и др.). Логика формирования личности сводится к образованию новых этажей условных рефлексов, в результате чего над врожденными программами надстраиваются более сложные комплексы, "репертуары поведения".

3. Человеческое поведение - управляемый процесс. Он обусловлен применены стимулами и требует положительного подкрепления. Для того, чтобы вызвать определенную поведение, то есть достичь заданного эффекта воспитания, нужно подобрать действующие стимулы и правильно их применить.

4. Значение имеют только действия - ответные реакции на применены стимулы. Скорость достижения поведения, требуется, регулируется факторами подкрепления - положительного или отрицательного. Решение любой новой проблемы достигается по методу проб и ошибок: реакции перебираются вслепую, пока, наконец, какая-то из них не принесет успех. Эта реакция закрепляется и в дальнейшем, при многократном повторении, может автоматизироваться.

5.Моральне совершенствования человека заключается в умении лучше приспособиться к окружающей среде. Характер этого приспособления ничем не отличается от приспособления биологических организмов к природе.

Своеобразные пути решения важнейших гуманистических проблем предлагают необихевиористы. Главной целью воспитания они выдвигают задачу формирования "управляемого индивида". Управляемый индивид - это хороший гражданин, "процветающий и поддерживающий систему, который принимает права и обязанности демократического общества, патриот своей общины, штата, страны, мира". Главной моральной качеством должно быть чувство ответственности как важное условие жизнестойкости социальной системы. Особое значение придается ответственности и дисциплине в процессе труда. Учебные заведения должны строго следить за соблюдением принятого распорядка работы, воспитывать привычку к упорному труду, к решению сложных задач. Воспитание в технократическом обществе уподобляется социальном механизма, с помощью которого в учебных заведениях внедряются в практику представления об идеале личности индустриального и постиндустриального общества.

Экзистенциализм.

Экзистенциализм –(от лат. еxistencia – существование) – одно из ведущих направлений современной философии, признающее личность высшей ценностью мира. В системе ценностей экзистенциализма главное место занимают свобода и ответственность. Для экзистенциалиста человек всегда находится в становлении, всегда отвечает за то, что вина с собой сделала, ее свобода и ответственность за них нет границ. Человек - не объект управления, а сознательный субъект, выбирает, в частности, свое отношение к себе и миру. Выбор для экзистенциалиста - главный аспект человеческой жизни.

 

Основные положения:

1. Каждый человек - неповторимая, уникальная, особенная

2. Человек везде и всегда одинокая, обречена на существование во враждебном ей среде.

3. Социальные институты настроены на унификацию личности, ее поведения.

4. Теория воспитания не знает объективных закономерностей, их нет. Поскольку для представителей этого направления результатом образования является самостоятельная человеческая личность, они мало заинтересованы в простой передаче учащимся знаний, пусть даже о реальности, истину и добро. Их больше интересует, какую роль данные знания в конкретном индивидуальном существовании. Экзистенциалисты признают возможность объективного знания, но не видят смысла в его распространении как такового, вне значимости этого знания для человека.

5. самобытности человека особенно препятствует коллектив, превращает ее в "стадное животное".

6. У каждого человека свое субъективное видение мира и человек сам творит свой мир таким, каким хочет его видеть.

7. Учитель обязан заботиться о создании свободной атмосферы, не ограничивать процесс самовыражения личности.

8. Образование - процесс развития свободных личностей, же актуализируются, поэтому организация образовательного процесса не создает необходимости ни в принуждении, ни в распоряжениях, ученики сами выбирают и творят свою природу. Личность формируется прежде всего в ходе непрерывно и самостоятельно осуществляемых актов "выбора" при отсутствии каких-либо педагогического руководства.

9. В рамках представлений экзистенциалистов о мире, образование личности начинается не с изучения природы, а с постижения человеческой сущности, не из освоения отчужденного знания, а по раскрытию нравственного "Я".

Правила педагогической деятельности: Задача учителя состоит в такой организации учебного процесса, чтобы каждый ученик мог почувствовать три основных ценности жизни: я - существо, выбирает, и мне не избежать выбора собственного пути жизни; я - человек свободен в определении целей моей собственной жизни; я - человек, несущий личную ответственность за каждый совершенный мной акт выбора. Все это может произойти только в атмосфере свободы, следовательно, в образовательных учреждениях не должно быть иерархии власти, доминирование педагогов над учениками, внешних стандартов успеха, а стало быть, нет нужды в тестах и ​​оценках. В центре учебного процесса - самоопределение ученика. Ученику дают возможность свободного исследования в образовательной среде, где есть различные необходимые инструменты и материалы, есть и учитель, и ко всему этому является открытый доступ. Учитель не дает готовых ответов, он предлагает каждому ученику найти свое собственное уникальное решение. Экзистенциалисты считают, что современные школы с их озабоченностью дисциплиной и применением всякого рода наказаний разрушают спонтанность, любознательность и творческие способности учащихся, препятствуя тем самым развитию личности. Для них педагог - только один из источников самоуправляемого роста ученика.

Педагогика экзистенциализма имеет много направлений. Объединяет их общее недоверие к педагогической теории, к возможностям воспитания. Поэтому экзистенциализм берет курс на крайний индивидуализм, на то, чтобы сохранить уникальность личности от разрушения внешними силами.

Виднейшие представители современной экзистенциальной педагогики Дж.Кнеллер, К.Гоулд, Е.Брейзах (США), У.Баррет (Великобритания), М.Марсель (Франция), О.Ф.Бильнов (Германия) и многие другие центром воспитательного воздействия считают подсознание : настроение, чувства, импульсы, интуиция человека - это главное. А сознание, интеллект, логика имеют второстепенное значение. Нужно подводить личность к самовыражению, естественной индивидуальности, к чувству свободы. Положительный экзистенциализм - модернизированный экзистенциализм (А. Больнов, ФРГ), ядром которого является концепция нравственного воспитания. О.Больнов считает главным условием выявления истинной сущности человека наличие ситуации выбора, чтобы человек мог проявить свою активность в конкретной ситуации, которую он способен изменить. Настоящий выбор осуществляется не в рамках кризисной ситуации, а в условиях повседневного бытия. Преодоление отчуждения личности, ее тревоги, страха требует воспитания доверия к тому обществу, в котором он живет.

Глобальная педагогика

Глобальная педагогика –новое направление общей педагогической теории и практики.

Глобальная педагогика - педагогика общечеловеческого нравственного воспитания детей и юношества, что формирует гражданина планеты. Она направлена ​​на психологическую подготовку всех слоев общества к жизни в условиях нового экономического и информационного порядков, призвана создать условия защищенности с самого малого возраста, в течение всей жизни, формировать атмосферу взаимопонимания между людьми и народами.

Задача глобальной педагогики - исследование процессов воспитания и образования различных возрастных групп в условиях кардинальных изменений в общественном сознании народов и мирового сообщества под влиянием реалий ракетно-ядерного суток, информационного и технологического взрывов; разработка содержания и методики воспитательного и учебного процессов, соответствующих начальному этапу формирования ноосферы, единого мирового природно-хозяйственного комплекса.

Цель глобальной педагогики - создание условий для самораскрытия и самореализации личности и формирования ответственности каждого человека за свои действия, поступки и их последствия.

Главная тенденция современного мира - влечение к интеграции и консолидации усилий. В педагогике также наблюдаются эти процессы.

В 1987г. Совет министров просвещения государств - членов ЕС утвердил программу "Эразмус". Главная цель ее - расширить обмен студентами между высшими учебными заведениями стран сообщества.

В начале 90-х годов завершен процесс взаимного признания дипломов и научных степеней в странах европейского сообщества.

С 1987 по 1989 годы в Европе осуществлялась программа "КОМЕТТ", которая имела целью сотрудничество между университетами и промышленностью в рамках ЕС.

В 1989г. Совет министров ЕС принял программу "ЛИНГВА" направленную на стимулирование изучения иностранных языков считают государственными в странах сообщества. Их десять: английский, французский, немецкий, итальянский, португальский, голландский, датский, греческий, ирландский.

В результате реформ образования в странах Европы создано новый тип общеобразовательной школы, не имеет аналога. Это почти однотипные учебные заведения, хотя называются по-разному: в Англии - объединенные школы, во Франции - колледже, в ФРГ - общие школы. Это - среднее звено между начальным циклом обучения и старшими классами полной средней школы и охватывают всех детей в возрасте от 11-12 до 15-16 лет.

Современное европейское образовательное сообщество консолидируется для образовательной концепции Болонского процесса: формирование на перспективу общеевропейской системы высшего образования, названной Зоной европейского высшего образования, основанной на общности фундаментальных принципов функционирования. С 1998 по 2003 год в рамках Болонского процесса произошло много разноуровневых встреч, рабочих совещаний, конференций.

Современная Украина четко определила ориентир на вхождение в образовательное пространство Европы, осуществляет модернизацию образовательной деятельности в контексте европейских требований, все настойчивее работает над практическим присоединением к Болонскому процессу.

За период с 1993 по 2003 год высшие учебные заведения Украины вместе с ведущими университетами Европы выполнили 105 проектов TEMPUS / TACIS. Это дало возможность ввести общие учебные программы, новые принципы управления вузами, подготовить современные учебники, наработать подходы к взаимному признанию документов об образовании.

Сорбонская декларация от 25 мая 1998 года, определила центральную роль университетов в развитии европейских культурных ценностей. Она обосновала создание Зоны европейского высшего образования как основного пути развития мобильности граждан с возможностью их трудоустройства для общего развития континента.

Достаточно масштабным является предусмотренное Болонской декларацией задача ввести систему академических кредитов, аналогичную ЕСТS (Европейской кредитно-трансферной системе). Именно ее рассматривают как средство повышения мобильности студентов при переходе с одной учебной программы на другую, включая программы последипломного образования. ЕСТ станет многоцелевым инструментом признания и мобильности, средством реформирования учебных программ, а также средством передачи кредитов высшим учебным заведениям других стран. Важным моментом введения аккумулирующей кредитной системы является возможность учитывать все достижения студента, а не только учебную нагрузку, например, участие в научных исследованиях, конференциях, предметных олимпиадах и тому подобное.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем заключается сущность педагогической концепции прагматизма?

2. В чем заключается сущность нео?

3. Назовите основные положения педагогики экзистенциализма.

4. В чем сущность педагогики неотомизма?

5. Выделите основные положения бихевиоризма.

6. В чем заключается отличие цели воспитания в педагогике неотомизма, нео, необихевиоризма?

Резюме:

1. Современная мировая педагогика характеризуется усилением интеграционных процессов, отражает глобальную тенденцию к унификации и стандартизации духовной жизни общества. В то же время мировая педагогика представляет собой большое количество разнообразных теорий и концепций - от праворадикальных до левоэкстремистских. Основные педагогические концепции, опирающиеся на соответствующие философские направления, - неотомизм, прагматизм, неопозитивизм, экзистенциализм, бихевиоризм. В отличие от отечественной педагогики, всегда характеризовалась некоторым монизмом и глобализмом целей, западная педагогика соблюдает курса умеренности, практичности, достижимости.

2. Неотомизм - религиозное (католическое) философское учение. Цель воспитания выводится из христианской нравственности, религиозных положений о покорности, кротость, терпение, непротивления Богу.

3. Прагматизм выступает за сближение воспитания с жизнью, достижения целей воспитания в практической деятельности. Генеральную цель воспитания прагматическая педагогика видит в самоутверждении личности.

4. Новогуманистична педагогика, развивающейся на основе нео, цель воспитания видит в формировании интеллектуальной личности. Воспитание должно быть очищено от мировоззренческих идей, потому что жизнь в условиях НТР требует "рационального мышления", а не идеологии. Тем самым система воспитания направлена ​​против конформизма, так как ее задача - развивать у каждого способность к самостоятельным суждениям и решений.

5. Педагогика экзистенциализма ставит своей целью вооружение человека опытом существования. Цель всего процесса воспитания состоит в том, чтобы научить человека создавать себя как личность. Приоритет в воспитании, по утверждению педагогов-экзистенциалистов, принадлежит самовоспитанию. Помочь человеку сделать моральный выбор, обосновать его - одна из центральных задач методологии воспитания.

6. Своеобразные пути решения важнейших гуманистических проблем предлагают необихевиористы. Главной целью воспитания они выдвигают задачу формирования управляемого индивида. Особое значение придается ответственности и дисциплине в процессе труда.

7. Цель глобальной педагогики XXI века - создание условий для самораскрытия и самореализации личности и формирования ответственности каждого человека за свои действия, поступки и их последствия.

 

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.109.55 (0.01 с.)