Административно-территориальное устройство Республики Беларусь: понятие, принципы, единицы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Административно-территориальное устройство Республики Беларусь: понятие, принципы, единицы



Каждое государство (унитарное или федеративное) имеет свое внутреннее устройство. Унитарное, в частности, обычно имеет адми­нистративно-территориальное деление. Отметим, что федеративное государство состоит из субъектов федерации, которые, в свою очередь, имеют административное территориальное деление.

Административно-территориальное деление белорусского госу­дарства — это деление его территории на определенные в целях эффективной организации государственного управления, в том числе на местном уровне, а также обеспечения законности и правопорядка, реализации прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь.

Административно-территориальное устройство в Республи ке Бе­ларусь основывается на принципах:

— единства и неотчуждаемости территории Республики Беларусь как естественного условия существования и пространственного предела самоопределения народа, основы его благосостояния и суве­ренитета Республики Беларусь;

— сочетания общегосударственных интересов и интересов насе­ления, проживающего на соответствующей территории;

— сочетания единой государственной власти Республики Беларусь, осуществление которой основано на принципе разделения ее на за­конодательную, исполнительную и судебную, с местным самоуправ­лением;

— осуществления местными Советами депутатов, исполнитель­ными и распорядительными органами своих полномочий в пределах границ соответствующих административно-территориальных единиц;

— равномерности, сбалансированности и комплексности развития административно-территориальных единиц, взаимосвязи администра­тивно-территориального устройства и социально-экономического районирования;

— включения в состав территорий более крупных административ­но-территориальных единиц территорий менее крупных администра­тивно-территориальных единиц;

— примерного равенства размеров территории и численности на­селения административно-территориальных единиц одного вида;

— многообразия правовых статусов административно-территори­альных и территориальных единиц в соответствии с их назначением, местными особенностями, уровнем социально-экономического раз­вития и другими факторами;

— гласности и учета общественного мнения при решении вопро­сов административно-территориального устройства.

В ст. 9 Конституции указано, что наша территория делится на об­ласти, районы, города и «иные» административно-территориальные единицы. Согласно Закону об административно-территориальном де­лении к административно-территориальным единицам в Республике

Беларусь относятся области, районы, сельсоветы, а также города и поселки городского типа, в которых созданы местные Советы депу- 1игов, исполнительные и распорядительные органы. Каждая единица имеет свое наименование, границу, административный центр, в кото­ром располагаются ее органы (местный Совет и исполком).

Территории городов при необходимости могут делиться на районы, которые не являются самостоятельными административно-террито­риальными единицами.

Все государство делится на территорию столицы (Минск) и об­ласти (их шесть).

Области делятся на районы и города областного подчинения, райо­ны — на сельсоветы, поселки городского типа и города районного подчинения, которые являются административно-территориальными единицами, а также поселки городского типа и города районного под­чинения, которые являются территориальными единицами.

Согласно ст. 6 Закона об административно-территориальном де­лении территориальными единицами Республики Беларусь являются населенные пункты, в которых не создаются местные Советы депута­тов, исполнительные и распорядительные органы, а также территории специального режима использования (заповедники, национальные парки, заказники, территории памятников природы, территории не­движимых материальных историко-культурных ценностей и зоны их охраны, территории оборонного назначения и др.).

В то же время согласно ч. 4 ст. 3 Закона об административно- территориальном делении территории городов в целях оптимальной организации исполнения решений, связанных с удовлетворением социально-культурных и бытовых потребностей граждан, охраной правопорядка и соблюдением законности, при необходимости делят­ся на районы, не являющиеся самостоятельными административно- территориальными единицами. Однако на их территории действует такой исполнительный орган, как администрация района.

Закон об административно-территориальном делении определяет критерии отнесения населенных пунктов к соответствующим катего­риям, а именно, какие города являются городами областного или районного подчинения, категории поселков городского типа (городские поселки, курортные поселки, рабочие поселки), категории сельских населенных пунктов (агрогородки, поселки, деревни, села, хутора и др.).

В Республике Беларусь 1 18 районов, 1 12 городов, из них 12 го­родов областного подчинения, 24 района в городах, 93 поселка город­ского типа, из них в 70 действуют поселковые Советы депутатов, 1295 сельсоветов, 23 467 сельских населенных пунктов (поданным статистического сборника «Регионы Республики Беларусь» по со­стоянию на 1 января 2012 г.).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.006 с.)