Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Официальные государственные символы и иная гос. символикаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Статья 70 Конституции 1. Государственный суверенитет Российской Федерации находит свое формализованное выражение в эмблемах (символах) государственности - государственном флаге, государственном гербе и государственном гимне. По этим признакам внутри страны и на международной арене определяют государственный характер тех или иных учреждений, документов, движущихся объектов (кораблей, самолетов, имеющих государственный флаг или его изображение), официальный характер мероприятий (например, если осуществляется подъем флага или исполнение гимна). Использование государственных эмблем с нарушением законов о них, а также надругательство над ними влечет уголовную ответственность (ст. 329 УК). Свои флаги, гербы, гимны имеются у многих субъектов РФ, городов, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений, но они не являются эмблемами государства и не должны быть идентичны государственным эмблемам. Государственный флаг РФ утвержден Федеральным конституционным законом "О Государственном флаге Российской Федерации". Флаг представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Отношение ширины флага к его длине - 2: 3. Государственный флаг постоянно поднят на зданиях важнейших государственных органов, перечисленных в этом Законе (Администрации Президента РФ, СФ, ГД, Правительства РФ, КС РФ, ВС РФ, ВАС, Генеральной прокуратуры, Следственного комитета, Центрального банка, Счетной палаты, резиденции Уполномоченного по правам человека, ЦИК), на зданиях федеральных органов исполнительной власти, на зданиях дипломатических представительств, консульских учреждений, иных официальных представительств РФ за рубежом, на зданиях органов местного самоуправления. Он вывешивается во время государственных праздников на зданиях предприятий, организаций, жилых домах (граждане могут вывешивать Государственный флаг на своих домах и вне праздников). Государственный флаг вывешивается на морских и речных судах, на которых находятся высшие должностные лица государства, на военных кораблях, на некоторых других кораблях в качестве кормового флага или на носовом флагштоке. Он размещается на транспортных средствах высших должностных лиц РФ, глав дипломатических представительств РФ за границей. Государственный флаг устанавливается постоянно в рабочих кабинетах Президента РФ, других высших должностных лиц, а также судей, прокуроров, глав муниципальных образований, глав дипломатических представительств за рубежом. Он ежедневно поднимается в воинских частях (в соответствии с воинскими уставами). Изображение Государственного флага наносится на воздушные суда, космические аппараты РФ, в качестве бортового знака - на морские и иные суда пограничных органов, суда Государственной судоходной инспекции. В дни траура Государственный флаг приспускается (до половины длины флагштока), в верхней части древка крепится черная лента, длина которой равна половине длины полотнища флага. Граждане вправе, выражая свое отношение к стране, использовать Государственный флаг, вывешивая его на домах, устраивать шествия с государственными флагами и т.д. К Государственному флагу следует относиться с должным уважением. Государственный герб - особое изображение, рисунок, знак, отражающий исторические традиции народа, его чаяния. Государственный герб воспроизводится на документах, исходящих от различных органов государства, представляющих государственную власть и является свидетельством особой важности документа. Он содержится также в оттиске печати государственных учреждений разного уровня, что свидетельствует об их государственном характере. Свои гербы имеют субъекты РФ, различные города, муниципальные образования. Обычно они отражают их исторические традиции и особенности. Такие гербы не являются государственными. Описание и порядок использования Государственного герба РФ установлен ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации". Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона. Допускается воспроизведение герба в одноцветном варианте, а также воспроизведение его в виде главной фигуры - двуглавого орла (без геральдического щита). Государственный герб в многоцветном варианте помещается на бланках федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений Совета Федерации и Государственной Думы, актах Правительства РФ, высших судебных органов РФ. В одноцветном варианте с геральдическим щитом он помещается на бланках некоторых центральных органов государства (Генеральной прокуратуры, Счетной палаты, Центрального банка и др.), без геральдического щита - на бланках федеральных судов, прокуратуры и др. Государственный герб воспроизводится на документах, удостоверяющих личность гражданина РФ, на иных документах государственного образца, в том числе выдаваемых органами ЗАГС. На бланках органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий (независимо от формы собственности) Государственный герб размещать нельзя. Он размещается на печатях государственных органов, организаций и учреждений, а также органов, организаций, учреждений, наделенных отдельными государственно-властными полномочиями независимо от форм собственности. Государственный герб помещается на фасадах зданий официальной резиденции Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, высших судов, дипломатических представительств РФ за рубежом. Он помещается также в рабочем кабинете Президента РФ, в залах заседаний других высших и центральных органов государства, федеральных органов исполнительной власти, федеральных судов и судов субъектов РФ, органов местного самоуправления, в залах, торжественных церемоний, осуществляющих регистрацию актов гражданского состояния. Государственный герб обязательно помещается на пограничных знаках (пограничных столбах) и в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, на штандарте (флаге) Президента РФ, боевых знаменах воинских частей, знаменах органов исполнительной власти, определяемых Президентом РФ, военных кораблях 1-го и 2-го ранга. Он может помещаться на денежных знаках, на документах о государственных наградах и на знаках отличия за окончание высших государственных образовательных учреждений профессионального образования, на знаках различия в форменной одежде для лиц, состоящих на военной или государственной гражданской службе. Гербы (геральдические знаки) субъектов РФ, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности не могут быть идентичны Государственному гербу РФ. Его нельзя также использовать в качестве основы гербов (геральдических знаков) субъектов РФ, муниципальных образований, организаций, учреждений, предприятий. При одновременном размещении таких гербов (знаков) Государственный герб РФ должен находиться выше или слева от других, другие гербы (знаки) не могут быть больше по размерам Государственного герба РФ. Государственный гимн - торжественное музыкально-поэтическое произведение со словами патриотического содержания. Он исполняется в установленных законом случаях в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом, ином вокальном или инструментальном варианте. При этом могут использоваться средства звуко- и видеозаписи, теле- и радиотрансляции. Он должен исполняться в точном соответствии с утвержденными музыкальной редакцией и словами. Действующий текст утвержден ФКЗ "О Государственном гимне Российской Федерации". В Законе указан перечень мероприятий и иных церемоний, во время которых исполняется Государственный гимн. Он обязательно исполняется при вступлении в должность Президента РФ после произнесения им присяги, при вступлении в должность руководителей органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, при открытии и закрытии заседаний Совета Федерации и сессий Государственной Думы, во время подъема Государственного флага РФ, во время встреч и проводов посещающих Россию с официальными визитами глав иностранных государств и глав правительств и др. Он может исполняться при открытии памятников, открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам РФ, во время иных торжественных мероприятий, проводимых государственными органами, органами местного самоуправления, а также государственными и негосударственными организациями. Гимн транслируется государственными телевизионными и радиовещательными компаниями перед началом и по окончании вещания, а при круглосуточном вещании в 6 часов и 24 часа по местному времени, в новогоднюю ночь в 24 часа по местному времени, он исполняется при официальных церемониях на спортивных соревнованиях в России и за рубежом (в соответствии с правилами таких соревнований). Исполнение гимна в воинских частях, на кораблях регулируется воинскими уставами. При официальном публичном исполнении Государственного гимна присутствующие выслушивают его стоя, мужчины - без головных уборов. Иная гос. символика: По книге Кочева – это гос. символы субъектов: флаг, герб, гимн. В некоторых субъектах установлены лишь флаг и герб. Офиц. Символы и отличительные знаки субъектов вносятсяв Государственный геральдический регистр РФ. Никто не вправе вводить идентичные символы. Гос. символы субъекта устанавливаются конституцией (уставом). Полное описание классической триады символов дано в конституции Карелии и Башкортостана. В других конституциях (уставах) указывается на наличие только флага, во многих описаний символов вообще нет. В большинстве субъектов описание символов дано в законах. Указом Президента РФ от 5 августа 1996 года были установлены официальные символы президентской власти: это штандарт (утвержденный в феврале 1994 года), знак Президента, а также специально изготовленный единственный экземпляр официального текста Конституции РФ. Согласно Указу Президента от 15 февраля 1994 года № 319 "О штандарте (флаге) Президента РФ": Штандарт (флаг) Президента России является главным символом президентской власти и представляет собой квадратное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цветов (цвета Государственного флага России). В центре - золотое изображение Государственного герба России. Полотнище окаймлено золотой бахромой. На древке Штандарта крепится серебряная скоба с выгравированными фамилией, именем и отчеством Президента России и датами его пребывания на этом посту. Древко Штандарта увенчано металлическим навершием в виде копья. Штандарт Президента вместе со Знаком Президента и специальным экземпляром текста Конституции передается вновь избранному Президенту во время процедуры вступления в должность Президента. После принесения присяги Президентом Штандарт Президента России устанавливается в его рабочем кабинете, а дубликат Штандарта поднимается над резиденцией Президента в Московском Кремле. Знак Президента России состоит из знака и цепи знака. Описание символа утверждено Указом Президента РФ от 27 июля 1999 года № 906. Знак из золота представляет собой равноконечный крест с расширяющимися концами, с лицевой стороны покрытый рубиновой эмалью. Расстояние между концами креста - 60 мм. По краям креста - узкий выпуклый рант. На лицевой стороне креста в центре - накладное изображение Государственного герба России. На оборотной стороне креста посередине - круглый медальон, по окружности которого - девиз: "Польза, честь и слава". В центре медальона - год изготовления - 1994. В нижней части медальона - изображение лавровых ветвей. Знак при помощи венка из лавровых ветвей соединяется с цепью знака. Цепь знака из золота, серебра и эмали состоит из 17 звеньев, 9 из которых - в виде изображения Государственного герба России, 8 - в виде круглых розеток с девизом: "Польза, честь и слава". На оборотной стороне звеньев цепи знака помещаются накладки, покрытые белой эмалью, на которых золотыми буквами выгравированы фамилия, имя, отчество каждого Президента России и год его вступления в должность. Указом Президента РФ от 5 августа 1996 года № 1138 установлено, что при вступлении вновь избранного Президента России в должность Знак Президента России возлагается на Президента России как главу государства на период его полномочий Председателем Совета Федерации. После принесения присяги Президентом России Знак Президента России хранится в резиденции Президента в Московском Кремле. Использование Знака Президента России определяется нормами Государственного протокола. Знамя Вооруженных Сил РФ состоит из двустороннего полотнища, древка с навершием, со скобой и с подтоком. Полотнище знамени прямоугольное, красного цвета, с каймой красного цвета. Полотнище знамени и кайма обшиты золотистой тесьмой. На лицевой стороне полотнища, в центре, - главная фигура Государственного герба РФ: золотой двуглавый орел, поднявший вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного дракона, опрокинутого навзничь и попранного конем. В каждом углу полотнища - золотистая контурная пятилучевая звезда. В кайме - золотистый плетеный орнамент. На оборотной стороне полотнища, в центре, - военный геральдический знак - эмблема ВС РФ: золотой двуглавый орел с распростертыми крыльями. В правой лапе орла - меч, в левой - лавровый венок. На груди орла - щит, увенчанный короной. На щите, на красном поле, - всадник, поражающий копьем дракона. В каждом углу полотнища - золотистая контурная пятилучевая звезда. В кайме - золотистый плетеный орнамент. В верхней части каймы орнамент прерывается надписью: “ОТЕЧЕСТВО”, в нижней части каймы - “ДОЛГ ЧЕСТЬ”. Надписи выполнены золотистыми буквами, стилизованными под старославянский шрифт. Ширина полотнища 130 см, длина 170 см, с запасом для крепления к древку, изготовленным из ткани красного цвета.
Административный центр Административный центр — официальный главный город любого административного образования.
В административном центре, как правило, располагаются государственные органы власти и управления местного уровня: резиденция главы территории (губернатора, префекта); территориальный законодательный орган (местный парламент); начальники управления подразделений соответствующих государственных министерств и ведомств.
Административный центр имеет инфраструктуру, которая связывает его с другими населёнными пунктами, обладает достаточным экономическим, культурным, кадровым потенциалом для осуществления управленческих функций. Поэтому во многих странах административными центрами являются, как правило, крупнейшие поселения в соответствующем регионе.
Административными центрами субъектов Федерации чаще всего являются их самые крупные города. В нескольких субъектах (в частности, в Вологодской и Кемеровской областях, в Ингушетии, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах) административные центры меньше самого крупного по населению города.
Официальный главный город независимого суверенного государства называется столицей. В Российской Федерации в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Статье 2. Основные термины и понятия. Даётся такое определение: «административный центр сельского поселения, муниципального района — населённый пункт, который определён с учётом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры и в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации находится представительный орган соответствующего муниципального образования.» Несмотря на это определение, уставами многих городских округов и городских поселений России, прописывается административный центр этих муниципальных образований. статус городов, как административных центров субъектов Российской Федерации, определён местным законодательством. Пример — закон Тверской области «О статусе города Твери — административного центра Тверской области». (ОСТАЛЬНОЕ В КНИЖКЕ КОЧЕВА) Административно-территориальное устройство Административно-территориальное устройство государства – это разделение его территории на определенные части, в соответствии с которыми строится система местных органов государственной власти* и органов местного самоуправления. Такие части принято называть административно-территориальными единицами.
Административно-территориальное устройство является атрибутом любого государства. Однако если унитарное государство само делится на административно-территориальные единицы, то в федеративном государстве такое деление имеют лишь субъекты Федерации.
В Российской Федерации административно-территориальное устройство ее субъектов базируется на ряде принципов.
Важнейший из них – экономический принцип, требующий при образовании админнстратинно-терригориальных единиц учета особенностей хозяйственного профиля, направления развития хозяйства, количества и плотности населения, наличия центров его экономического тяготения и состояния путей сообщения. Реализация этого принципа способствует как развитию производительных сил страны и ее частей, так и успешному выполнению местными органами государственной власти и органами местного самоуправления стоящих перед ними задач в области хозяйственного и социального развития соответствующих территорий.
В условиях многонационального государства, каким является Российская Федерация, большую роль играет национальный принцип административно-территориального устройства. Он предполагает всесторонний учет национального состава населения и его особенностей при создании и изменении административно-территориальных единиц, что способствует социально-культурному развитию малочисленных наций и народностей Российской Федерации.
Успешное решение местными органами государственной власти и органами местного самоуправления стоящих перед ними задач во многом зависит от их близости к населению, позволяющей им лучше удовлетворять повседневные нужды и запросы людей, опираться на их помощь. Поэтому максимальное приближение как государственного аппарата, так и местного самоуправления к населению тоже является важным принципом, в соответствии с которым строится административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации.
Действующая в настоящее время в субъектах Российской Федерации система административно-территориальных единиц сложилась в основном в годы советской власти, когда созданное еще Екатериной II административно-территориальное деление Российской империи (губерния – уезд – волость) было постепенно заменено новыми административно-территориальными единицами, которыми стали в Российской Федерации область (край) – округ – район, а затем (после ликвидации округа) область (край) – район.
Действующая Конституция Российской Федерации не регулирует вопросы административно-территориального устройства. Они – область деятельности главным образом субъектов Российской Федерации, каждый из которых решает эти вопросы самостоятельно, применительно к своим специфическим условиям в конституциях республик в составе Российской Федерации, а также в уставах других субъектов Российской Федерации.
Так, согласно Конституции Республики Коми (ст. 70), эта Республика состоит из следующих административно-территориальных образований: районов – Ижемского, Княжногостского, Койгородского, Корткеросского, Прилузского, Сыктывдинского, Сысольского, Троиц-ко-Печорского, Удорского, Усть-Вымского, Усть-Куломского, Усть-Цилемского; городов республиканского подчинения – Сыктывкара, Воркуты, Вуктыла, Инты, Печоры, Сосногорска, Усинска и Ухты – с подчиненными им территориями. В ст. 92 Конституции Республики Коми среди административно-территориальных единиц упомянуты также районы в городе.
В Государственном Уставе Краснодарского края (разд. VII) устанавливается, что в административно-территориальном отношении Краснодарский край делится на города краевого подчинения и районы. Города краевого подчинения могут включать, а районы включают в себя административно-территориальные единицы, являющиеся первичным звеном административно-территориального деления.
В гл. 8 Устава Иркутской области, посвященной ее территориальному устройству, указывается, что территориальным устройством области является установленная законом система территориальных единиц, составляющая в совокупности территорию области. Территориальной единицей признается в соответствии с законом обособленная часть территории области в виде одного или нескольких поселений с прилегающими землями и установленными границами. Территориальные единицы области подразделяются на единицы базового и первичного уровня территориального устройства области. К базовому уровню территориального устройства области относятся города областного значения и районы. К первичному уровню территориального устройства области относятся иные территориальные единицы.
Таким образом, конституции и уставы субъектов Российской Федерации различают базовые и первичные административно-территориальные единицы субъектов Российской Федерации. К первым из них относятся районы и города республиканского, областного (краевого) подчинения. Ко вторым – относятся города районного подчинения, районы в городах, поселки, сельские поселения.
Район (уезд) – административно-территориальная единица, составляющая часть республики, края, области, автономной области, автономного округа. В экономическом отношении каждый район (уезд) представляет собой сложный многоотраслевой организм, включающий сельскохозяйственные предприятия, как правило, небольшие промышленные предприятия (главным образом по переработке сельскохозяйственного сырья), коммунально-бытовые предприятия и торгово-закупочные организации. Ведущее место в районе (уезде) принадлежит сельскохозяйственному производству. Кроме того, каждый район (уезд) является базой для всех видов социально-культурного обслуживания сельского населения.
Исключительно важную роль в политической, хозяйственной и культурной жизни страны играют города. Они являются местом сосредоточения большинства промышленных предприятий, значительного числа предприятий и учреждений коммунального хозяйства, жилого фонда, медицинских, культурно-просветительных и других учреждений, связанных с обслуживанием населения. По подчиненности, зависящей от значения города, численности его населения, его промышленного и культурного уровня, перспектив развития и ряда других условий все города подразделяются на следующие основные виды: города республиканского (республики в составе Российской Федерации) значения города краевого, областного, окружного (автономного округа) значения города районного значения.
Обеспечение нормального функционирования наиболее крупных городов с их сложным хозяйством, обширной территорией и многочисленным населением обусловило необходимость деления их на менее крупные административно-территориальные единицы – городские районы.
Городские районы созданы во многих городах республиканского,. краевого и областного значения, насчитывающих свыше 100 тыс. человек населения. Они являются частью этих городов и представляют собой низовую административно-территориальную единицу.
К городским поселениям, являющимся одним из видов административно-территориальных единиц, относятся также поселки. Они отличаются от городов меньшими размерами территории и численностью населения. Поселки делятся на три категории: рабочие, курортные и дачные.
К категории рабочих поселков относятся населенные пункты, на территории которых имеются промышленные предприятия, стройки, железнодорожные узлы и другие экономически важные объекты. Курортными поселками являются населенные пункты, расположенные в мест-ностях, имеющих лечебное значение. Дачные поселки – населенные пункты, основное назначение которых заключается в обслуживании городов в качестве места летнего отдыха или санаторного лечения.
Самой многочисленной административно-территориальной единицей в настоящее время являются сельские поселения (села, станицы, деревни, хутора, аулы и др.), подавляющее большинство жителей которых занято сельским хозяйством. Территория сельского поселения как административно-территориальной единицы может охватывать одно село или несколько сел, образуя сельский округ (волость, сельсовет и т.д.).
Помимо перечисленных административно-территориальных единиц, ставших давно уже традиционными, на территории Российской Федерации в последние годы созданы и другие административно-территориальные единицы. Так, территория Москвы сегодня делится не на районы в городе, как это было прежде, а на административные округа, которые включают в себя муниципальные районы.
Административный округ – внутригородская административно-территориальная единица, система органов власти которой строится на основе централизованного управления.
Муниципальный район – административно-территориальная единица Москвы, в границах которой осуществляется самоуправление населения, проживающего на данной территории. Муниципальные районы образуются с учетом социально-экономических характеристик соответствующих территорий, их градостроительных и исторических особенностей, наличия жилых комплексов и объектов муниципальной инфраструктуры. Границы и названия муниципальных районов устанавливаются Московской городской Думой по представлению мэра Москвы.
Муниципальный район делится на микрорайоны (поселения), в которых могут создаваться органы территориального общественного самоуправления. Границы и название микрорайона определяются органами местного самоуправления муниципального района.*
На территории некоторых субъектов Федерации для компактно проживающих численно небольших групп национальностей создаются национальные районы. Немецкие национальные ранены созданы в Алтайском крае и в Омской области.*
В Российской Федерации имеются также закрытые административно-территориальные образования. Согласно Закону Российской Федерации от 14 июля 1992 г. «О закрытом административно-территориальном образовании» (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 28 ноября 1996 г.)* закрытым административно-территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.
Закрытое административно-территориальное образование является административно-территориальной единицей. Его территория и границы определяются, исходя из особого режима безопасного функционирования предприятия и (или) объектов, а также с учетом потребностей развития населенных пунктов.
Границы закрытого административно-территориального образования могут не совпадать с границами субъектов Российской Федерации и районов, входящих в их состав. В ведение органов местного самоуправления закрытого административно-территориального образования передаются другие населенные пункты, расположенные на его территории.
Населенные пункты, расположенные в закрытом административно-территориальном образовании, имеют официальные географические названия и вносятся в соответствующие картографические и иные документы, за исключением случаев, специально устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
Закрытое административно-территориальное образование находится в ведении федеральных органов государственной власти по вопросам установления административной подчиненности, границ этого образования и земель, отведенных предприятиям и (или) объектам; определения полномочии органов государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении этого образования; обеспечения особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, включающего специальные условия проживания граждан, охраны общественного порядка и обеспечения противопожарной безопасности.
Решение о создании (об упразднении) закрытого административно-территориального образования принимается Президентом Российской Федерации. Решение о создании (об упразднении) закрытого административно-территориального образования вносится Правительством Российской Федерации.
Важным является вопрос о порядке образования и преобразования различных административно-территориальных единиц. Образование, упразднение, объединение, установление границ базовых административно-территориальных единиц осуществляется органами государственной власти соответствующих субъектов Федерации, а первичных административно-территориальных единиц – органами государственной власти или органами местного самоуправления базовых административных единиц, в состав которых входят соответствующие первичные административно-территориальные единицы.
Собственная компетенция Исключительная компетенция субъектов федерации, в которую не вправе вмешиваться федерация; как исключительная, она существует лишь тогда, когда вопросы этой компетенции перечисляются в конституции; они также не могут быть отнесены к иной компетенции без изменения конституции, хотя и здесь возможно делегирование законодательных полномочий по определенному предмету, который тем не менее остается в ведении субъекта федерации.
Сама Конституция России не предусматривает исключительную компетенцию субъектов Федерации (см. 1.4.3.), поскольку компетенция субъектов определяется в ней по остаточному принципу. Конституция говорит лишь о "всей полноте" государственной власти, присущей полномочиям, осуществляемым субъектами Федерации (ст.73), и о самостоятельности осуществления полномочий субъектами Федерации по вопросам вне пределов ведения Федерации и совместного ведения Федерации и субъектов Федерации (ч.4 ст.76). Это означает, во-первых, что Федерация не вправе сама относить к своему ведению вопросы, определенные по остаточному принципу в ч.4 ст.76. Но, во-вторых, обладая всей полнотой государственной власти в смысле ст.73, отдельные субъекты РФ вправе, по соглашению с федеральными органами, относить любые вопросы, находящиеся в их ведении, к ведению Федерации. Однако, в-третьих, субъекты РФ, на основании ст.73, вправе в своих конституциях и уставах объявлять вопросы, определенные в ч.4 ст.76, вопросами их исключительной компетенции, предметами их исключительного ведения, которые не могут передаваться в компетенцию Федерации.
Это конституционное право субъекты Российской Федерации активно используют20. Положение ст. 73 сформулировано на базе сходных сним по содержанию статей Федеративного договора. Так, в Федеративный договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации вошло положение о том, что республики обладают всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной и судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые переданы в ведение федеральных органов власти. Представляется, что употребленная здесь, как и в ст. 73 Конституции, формулировка "вся полнота государственной власти" имеет чисто декларативный характер и реально означает просто полномочия, определяемые по остаточному принципу. Например, с точки зрения действующей Конституции, судебная власть осуществляется Федерацией, и сомнительно, что можно хоть в каком-то смысле говорить, что субъекты РФ, даже республики, обладают "всей полнотой" судебной власти, поскольку и судоустройство, и процессуальное законодательство находятся в ведении Федерации (п."о" ст.71). Если они могут самостоятельно осуществлять полномочия судебной власти, то только через суды, которые не входят в российскую судебную систему. Таковыми в принципе являются конституционные (уставные) суды субъектов РФ, хотя и они формально включены в состав единой судебной системы России (ст. 4 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации"); кроме того, мировые суды учреждаются субъектами Федерации, однако они фактически входят в единую судебную систему, так как законность и обоснованность приговоров и других решений мировых судей будут проверять районные (федеральные) суды, а финансироваться мировые суды должны также из федерального бюджета (см. 4.5.6.). Также можно считать, что ст. 73 провозглашает презумпцию компетентности субъектов Российской Федерации: они обладают всеми полномочиями за исключением тех, которые закреплены за Федерацией. Эта презумпция означает юридическую фикцию, согласно которой Федерация считается созданной ее субъектами, изначально обладавшими "всей полнотой государственной власти" и передавшими "создаваемой" Российской Федерации часть своих властных полномочий. Это избавляет федеральную законодательную власть от необходимости определять компетенцию субъектов в перечне их полномочий. Подобный метод установления исключительной компетенции субъектов применяется также и в зарубежных федерациях (США, Австрия), когда к предметам исключительной компетенции субъектов федерации относятся все вопросы, которые прямо не отнесены к ведению самой федерации. Однако в условиях политической и экономической нестабильности, недостаточно четкого и последовательного размежевания в федеральном законодательстве полномочий между центром и регионами достоинства имеют и два других способа определения компетенции субъектов Федерации, т.е. установление исчерпывающего перечня предметов ведения субъектов Федерации (Индия) или определение тех вопросов, которые не могут никоим образом быть предметом ведения субъектов Федерации (Мексика) (здесь легче избежать, а при необходимости и решить спор о компетенции, о правомочности осуществлять те или иные полномочия в федеративном государстве). Формулировка ст.73 Конституции делит полномочия государственной власти в России на две части: полномочия Федерации (осуществляются по предметам ее ведения и по предметам совместного ведения) и полномочия субъектов Федерации (осуществляются вне полномочий Федерации, в частности, по предметам совместного ведения). Следовательно, полномочия субъектов РФ осуществляются по кругу вопросов, более широкому, чем во
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.148 (0.013 с.) |