Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика Конституции России.

Поиск

1. Конституция закрепляет основы конституционного строя России. Вся власть в РФ строится на основе народовластия (народного суверенитета). Носителем суверенитета и единственным источником власти является ее многонациональный народ, т.е. ему принадлежит вся полнота власти и он имеет возможность осуществления принадлежащей ему власти как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы МСУ.

Человек, его права и свободы являются в РФ высшей ценностью.

Конституционный строй и общество основываются на идеологическом многообразии и политическом плюрализме. Также одной из характеристик является свобода экономической деятельности и многообразие форм собственности. В РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

2. Конституция отражает ценности мирового сообщества и эволюцию нашей страны к основам статуса личности, правам и свободам человека и гражданина. Приоритет личности, ее прав и свобод является одной из основ конституционного строя РФ. Базовыми в закреплении конституционного статуса личности являются ее свобода, принадлежность основных прав и свобод от рождения и их неотчуждаемость, соответствие статуса личности в РФ требованиям и стандартам, сложившимся в мировом сообществе, сочетание индивидуальных интересов личности с интересами других лиц, общества и государства.

3. Конституция закрепляет федеративного устройства российского государства. Россия получила официальное закрепление как федерация, имеющая 3 вида субъектов – республики(государства);национально-территориальные образования – автономная область, автономные округа; территориальные (или территориально-государственные) образования – края, области, города федерального значения.

Конституция четко определяет, что субъекты РФ являются равноправными друг с другом и в отношениях с федеральными органами государственной власти. Федеративное устройство основано на государственной целости, единстве системы государственной власти и пр.

Конституция РФ и ФЗ имеют верховенство на всей территории государства. Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. РФ не допускает установления внутренних таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Конституция устанавливает формы государственного правления и систему органов власти РФ. Конституция РФ закрепляет суперпрезидентскую республику (Авакьян), с сильным статусом и полномочиями Президента РФ.

Президент РФ является главой государства, избирается путем прямых выборов, не несет ответственности за свои присягу, обещания, действия, нарушение Конституции и законов РФ – в том плане, что его за это нельзя лишить должности (это возможно только лишь в случае совершения Президентом государственной измены или иного тяжкого преступления). Президент самостоятелен в формировании Правительства РФ, а также имеет сильные полномочия в части формирования высших судов РФ, назначения и освобождения от должности Генерального прокурора РФ и других высших должностных лиц. Президент отвечает за руководство обороной страны, утверждает военную доктрину, является Верховным Главнокомандующим.

Конституция закрепила наличие парламента РФ – Федерального Собрания. Возможности парламента ограничены 2 функциями – представительством народа и законотворчеством. Нижняя палата – ГД – работает на постоянной профессиональной основе, состоит из 450 депутатов. Верхняя палата – Совет Федерации – формируется по принципу вхождения в нее 2 представителей от каждого субъекта РФ. Палаты обязаны работать самостоятельно.

Правительство РФ осуществляет исполнительную власть. Оно отвечает за бюджет, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, социально-культурной политики, осуществляет управление федеральной собственностью, меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики, меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан.

В Конституции содержатся правила относительно организации судебной системы и обеспечения прав граждан в области правосудия. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Конституция закрепляет принципы независимости судей и их подчинение только Конституции и ФЗ, несменяемости судей, их неприкосновенности. В системе судов на первое место поставлен КС, состоящий из 19 судей. ВС РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, а ВАС РФ – высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.

В Конституции есть статья и о прокуратуре РФ – она составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Полномочия и задачи прокуратуры определяются ФЗ.

5. Конституция гласит, что система органов государственной власти субъектов устанавливается ими самостоятельно

В соответствии с основами конституционного строя РФ.

6. Конституция содержит ряд норм, касающихся МСУ. Органы МСУ не входят в систему органов государственной власти. Оно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

7. Заканчивается Конституция разделом вторым «Заключительные и переходные положения». В нем объявляется, что Конституция вступает в силу со дня официального ее опубликования по результаты всенародного голосования. В разделе втором четко обозначен приоритет Конституции перед иными актами. Законы и другие НПА, действовавшие на территории РФ до вступления в силу Конституции, применяются в части, не противоречащей ей.

 

 


 

Пересмотр, поправки и изменения ст. 65 Конституции РФ.

Согласно ч.1 ст.137 такие изменения вносятся на основании ФКЗ о:

Образования в составе РФ нового субъекта.

Принятии в состав РФ новых субъектов.

Изменении статуса.

Согласно ФКЗ «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ» от 2001г, принятие – это категория, касающаяся иностранного государства, они могут быть приняты в РФ в качестве нового субъекта. А образование – это создание нового субъекта путем объединения 2 и более соседних (имеющих общие границы) субъектов.

ФКЗ 2001г не коснулся такой категории, как изменение конституционно-правового статуса личности РФ, упомянутого в ст. 137 и 66 Конституции РФ. Образование нового субъекта – это тоже изменение определенным образом статуса объединяющихся субъектов. Однако этим проблема изменения статуса не исчерпывается. Можно допустить упразднение субъекта с включением его в состав другого субъекта как территориальной единицы, включение одного субъекта в другой с сохранением статуса субъекта, создание нового субъекта путем выхода из существующего субъекта части его территории и пр. По всем подобным вопросам можно ожидать принятия специального ФКЗ о порядке решения вопросов, связанных с изменениями К-П статуса субъекта РФ.

 

Что касается изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, то новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции (за прошедшие годы изменению наименования подвергались Республики Ингушетия, Северная Осетия, Республика Калмыкия, Чувашская Республика, Ханты-Мансийский автономный округ). Согласно постановлению КС РФ, субъекта самостоятельно решает вопрос об изменении своего наименования. Наименование субъекта включается в ст.65 Конституции указом Президента РФ. В спорных случаях Президент может использовать согласительные процедуры.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 461; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.58.141 (0.008 с.)