Юридическая природа конституционных прав и свобод. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Юридическая природа конституционных прав и свобод.



Право, свобода – это возможность определённого поведения личности, т.е. совершение ею действий, поступков, соответствующих пониманию данного права, свободы в обществе и их отражение в Конституции.

Чем отличается право от свободы? Границы между ними условны и подвижны. Право человека – юридически более формализованная категория, т.е. варианты использования права обозначаются в нормативном акте, нередко даже исчерпывающим образом. Свобода – понятие более широкое, может иметь много вариантов осуществления, одни можно выразить в нормах права, в отношении других зачастую это просто немыслимо. Право и свобода тесно взаимосвязаны (например, в ст. 28 КРФ – каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой).

В Конституции РФ в главе 3 закрепляется 4 различных понятия прав – ПСЧГ, ОПСЧ, ОПС и общепризнанные ПСЧГ.

Во-первых, в Конституции закрепляется общее понятия «права и свободы человека и гражданина» (ПСЧГ). Эти ПСЧГ признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права в соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 17). Данные ПСЧГ часто называют конституционными правами и свободами (что указано прямо в тексте Конституции), они составляют основы правового статуса личности (ст.64 КРФ) и, соответственно, основы конституционно-правового статуса личности.

Во-вторых, в Конституции закрепляется понятие «Основные права и свободы человека» (ОПСЧ) – ст. 17 ч. 2. Эти ОПЧ являются неотчуждаемыми и принадлежат каждому от рождения (естественные права). ОПСЧ является базовой частью ПСЧГ. В числе ОПСЧ есть важнейшие права - личные права.

В-третьих, в Конституции закрепляется понятие «Основные права и свободы» (ОПС). Согласно ст.55 ОПС, перечисленные в Конституции права и свободы не должны толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных ПСЧГ. Отсюда следует, что ОПС - это все ПСЧГ, закрепленные в Конституции, а также другие общепризнанные ПС, содержащиеся в основополагающих международно-правовых актах. То есть, ОПС тождественны ПСЧГ.

В-четвертых, в предыдущем пункте используется еще одно понятие «общепризнанные ПСЧГ». Это те права, которые являются общеобязательными согласно международно-правовым актам. Данные права обязывают Конституцию и государственную власть. В качестве примера можно привести следующие международно-правовые акты: Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Международный пакт о культурных, социальных, экономических правах (1966г.) Европейская конвенция о правах человека 1950 г. не является общепризнанным (общеобязательным) актом, она не обязывает Конституцию, но обязывает законодателя.

Конституция сама не изобретает права и свободы человека, они сформировались эволюционно, в условиях развития западной цивилизации. Конституция лишь юридически оформляет эти права и делает их обязательными для государственной власти и всех участников общественных отношений, связанных с соблюдением этих прав.

Основные гарантии. В Конституции гарантируются права и свободы, закреплённые в ней и определяются формы (средства, способы), обеспечивающие реализацию ПСЧГ.

Существуют 3 способа реализации прав. (По В. Кочеву).

Во-первых, закрепляется основная обязанность государства - признание, соблюдение и защита ПСЧГ (ст. 2 КРФ). Защита прав и свобод конкретизируется в ч. 1 ст. 80 – Президент является гарантом ПСЧГ. Создаются специальные защитные государственные институты – суды, прокуратура, органы исполнительной власти, институт Уполномоченного оп правам человека. В Конституции подчеркивается гарантирующая роль судов. Согласно ст. 18 Конституции ПСЧГ обеспечиваются правосудием.

Во-вторых, в Конституции закрепляется обязанность соблюдать ПСЧГ третьими лицами (ч. 3 ст. 17). Осуществление ПС одним лицом не должно нарушать ПС других лиц.

В-третьих, в Конституции закрепляется общее гарантийное положение, согласно которому ПСЧГ определяют смысл и содержание законов и всей правоприменительной деятельности, в том числе деятельности исполнительной власти и местного самоуправления (ст. 18). Основная цель законодательной и исполнительной власти – реализация ПСЧГ.

Гарантии осуществления ПСЧГ (По С. Авакьяну).

1. Материальные гарантии. Для реализации большинства прав и свобод должны быть созданы экономические предпосылки. Материальные предпосылки означают наличия среднего минимума, стандарта экономической обеспечения прав и свобод для каждого гражданина.

2. Организационные гарантии. Они выражаются в том, что имеется система органов и должностных лиц – государственных и местного самоуправления – целью деятельности которых является обеспечение и охрана прав и свобод граждан. Эту задачу осуществляют представительные, исполнительные, судебные органы. Одни занимаются делами обеспечения и защиты прав граждан наряду со своими функциями (парламент). Другие специально созданы для решения вопросов по реализации прав граждан – различные министерства. Подавляющий объём деятельности третьих составляют вопросы законности, обеспечения прав и свобод – прокуратура, суды, в том числе и Конституционный Суд. Конституция также предусмотрела пост Уполномоченного по правам человека (п. «д» ч. Ст. 103). Согласно ФКЗ от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (далее - Уполномоченный) учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации (ст. 1). Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам (ст. 2). В соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации может учреждаться должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации (ст. 5). На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты (ст. 6). Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе (ст. 16). При проведении проверки по жалобе Уполномоченный вправе (ст. 23):

1) беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения;

2) запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и у должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;

3) получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;

4) проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;

5) поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;

6) знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел.

2. По вопросам своей деятельности Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами расположенных на территории Российской Федерации органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, руководителями общественных объединений, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, администрацией мест принудительного содержания.

3. Духовные гарантии (идеологические). Реализация прав и свобод тесно связана с пониманием и отношением в обществе к праву, свободе. Поэтому надо заниматься воспитанием, это помогает делать из каждого человека достойного гражданина своей страны.

4. Юридические гарантии. Чёткая формулировка и установление механизмов осуществления соответствующих прав и свобод. Также ответственность граждан, их объединений, должностных лиц, государственных органов, органов местного самоуправления за правильное осуществление прав и свобод, злоупотребления ими и т.д.

ПСЧГ имеют субъективное и объективное значение.Субъективное значение ПСЧГ состоит в том, что

во- первых, ПСЧГ принадлежат каждому или гражданину персонально, в силу того, что они закреплены в Конституции и/или в общепризнанных международно-правовых актах. В целях защиты ПСЧГ лицу достаточно сослаться на Конституцию и/или общепризнанные международно-правовой акт. Кроме того, ПСЧГ распространяются на юридических лиц. Конституционные права юридических лиц подлежит защите точно также как и ПСЧГ;

во-вторых, субъективные ПСЧГ ограничивают государственную власть и обязывают ее. Субъективные ПСЧГ суть защитные права. Таким образом, ущемление ПС государством запрещено. Субъективные ПСЧГ дают возможность защиты личности от неправомерного нарушения ее статуса;

в-третьих, субъективные ПСЧГ есть правопритязания: лицо вправе требовать от государства устранения ущерба, его возмещение, в том числе возмещение ущерба, нанесенного бездействием власти.

Правопритязание индивида, основанное на субъективных ПСЧГ, следует отличать от социального притязания. С точки зрения принципов социального правового государства социальные притязания граждан ограничены. У лица отсутствует право требовать предоставления материальных благ. Социальное правовое государство создает условия реализации социальных конституционных прав, обеспечивает исполнение взятых на себя социальных обязательств, гарантирует минимальные социальные стандарты (min зарплату, пособия по безработице и др.), а также иные социальные права (бесплатное образование, медпомощь, пенсии).

В-четвертых, в структуре Конституции имеются гарантийные субъективные ПС. Гарантийные ПС являются конкретизирующими (дополнительными) в отношении ОПС.

Объективное значение.

В объективном смысле ПСЧГ выступает в качестве одной из основ конституционного строя. Как основа конституционного строя ПСЧГ налагают на государство обязанности осуществлять меры по созданию правовых условий реализации конституционных ПСЧГ и других общепризнанных ПС. Правовыми условиями реализации ПСЧГ является их регулирование, ограничение и защита.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 616; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.01 с.)