Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 42. Принципы федеративного устройства России.

Поиск

а) суверенитет; (ч.1 ст. 4 КРФ)

· Суверенитет выражает высшую власть России как федеративного государства на всей ее территории.

· Выражает независимость РФ в международных отношениях.

Таким образом, суверенитет РФ – выражает высшую власть России как федеративного государства на всей ее территории и независимость РФ в международных отношениях

Юридическим выражением суверенитета РФ является Верховенство Конституции и федеральных законов на всей территории РФ (ч. 2 ст. 4 Конституции).

Данное положение определяет основы соотношения федерального и регионального законодательства (это значит, что Конституции, Уставы субъектов РФ принимаются в соответствии с КРФ, а законы не могут противоречить ФКЗ и ФЗ); порядок их соотношения закрепляется в ст. 76 Конституции.

Согласно ст. 73 КРФ вне пределов ведения Российской Федерации субъекты РФ обладают всей полнотой власти.

Российская Федерация как суверенное государство обладает абсолютной правосубъектностью: она заключает международные и и межгосударственные договоры и соглашения, участвует в работе международных организаций, системах коллективной безопасности, региональных государственных и межгосударственных союзах.

б) целостность и неприкосновенность территории России и единство системы государственной власти (ч. 3 ст. 5 КРФ)

В литературе данный принцип рассматривается как принцип единства федеративного государства, что не исключает системной основы – этого единства. Единство системы государственной власти (или системного единства государства) означает то, что государственная власть в РФ в лице федерального центра и субъектов РФ подчиняет свою деятельность достижению общих целей и решению соответствующих задач.

Единство государственной власти – наличие множества центров, посредством которых осуществляется государственная власть (лекция Кочева):

1) Федеральный центр

2) Центры субъектов РФ

В этой системе Российская Федерация выступает как один из субъектов властных федеративных отношений внутри страны и выступает полным субъектом международного права вовне. Для достижения общих целей и задач Российская Федерация и субъекты РФ наделяются собственным статусом. Как один из субъектов, РФ обладает особым статусом. Российская Федерация обладает важнейшими государственно-властными функциями и компетенциями, которые позволяют сохранить такое важное государственно-образующее качество как территориальная целостность и независимость. Системное множество властных центров определяется требованием разделения властей.

Целостность и неприкосновенность территории – это один из важнейших принципов Конституции и современного международного права. Он прямо вытекает из ч. 3 ст. 4 Конституции, Устава ООН, ряда международных договоров и пактов. Целостность территории означает запрещение насильственного отделения территории государства либо захват какой-либо ее части, а также невозможность уступки части территории РФ иностранному государству. Неприкосновенность территории означает недопустимость использования территории государства без его согласия, запрет на вооруженное и любое иное посягательство на территорию другого государства.

в) равноправие субъектов РФ;

Согласно ч. 1 ст.5 Конституции субъекты РФ являются равноправными. Это общее положение уточняется в ч. 4 ст. 5, согласно которой субъекты РФ равноправны во взаимоотношениях с федеральными органами власти. Кроме того, субъекты РФ равноправны во взаимоотношениях между собой (ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» № 184-ФЗ). В юридической литературе равноправие субъектов определяется в равенстве базовых (исходных) положениях их статуса.

Равноправие на исключает категориального (типового) различия в статусе. Конституция закрепляет различный объем прав у тех или иных групп субъектов РФ (например, республики, автономные округа, города федерального значения обладают полномочиями, которых нет у других групп субъектов РФ).

Поэтому равноправие субъектов РФ не означает их равностатусность.

г) равноправие и самоопределение народов России; (ч. 2 ст. 5 Конституции РФ)

Этот принцип раскрывается в международном праве.

Равноправие народов означает, что все народы в РФ имеют равное право на сохранение этнической идентичности, которая проявляется в особенностях языка, верований, отправления религиозных культов, традиционного образа жизни.

Самоопределение народов означает, что все народы свободно устанавливают свой политической статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и политическое развитие. Все государства обязаны поощрять осуществление права на самоопределение и уважать это право.

Формами (способами) осуществления права на самоопределение является создание суверенного независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, установление любого другого политического статуса(например, статус субъекта Федерации).

Осуществление этого права не должно нарушать прав и свобод человека. Недопустимо ссылаться на принцип самоопределения для подрыва единства государства и национального единства.

Международное право ограничивает права на самоопределение требованиями принципов территориальной целостности и прав человека.

д) гарантированность прав коренных малочисленных народов России;

Права коренных малочисленных народов гарантируются Конституцией Российской Федерации (ст. 69) согласно общепризнанным нормам международного права.

Различают общие и дополнительные гарантии. Общие гарантии содержатся в главе 2 Конституции (как признание и обеспечение прав и свобод человека), а так же в общепризнанных международных актах. Дополнительные гарантии закрепляются в федеральных законах, например, ФЗ «О гарантиях прав малочисленных народов РФ» № 82-ФЗ. (сохранять и развивать родные языки, создавать общественные объединения, культурные центры и национально-культурные автономии малочисленных народов, получать и распространять информацию на родных языках, соблюдать свои традиции и совершать религиозные обряды).

 

Е) единство денежной и кредитной системы.

Денежная система РФ включает в себя официальную денежную единицу, порядок эмиссии наличных денег, организацию и регулирование денежного обращения. Согласно ФЗ от 10.07.2002 г. «О Центральном банке РФ» официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Введение на ее территории других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещается.

Эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения на территории РФ осуществляется исключительно Банком России. Наличные деньги выпускаются в обращение в виде банковских билетов (банкнот) и металлической монеты. Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами. Подделка и незаконное изготовление банкнот и монет преследуется по закону.

Организация денежного обращения возлагается на Центральный банк России, который планирует объем производства, перевозки и хранения банкнот и монет, создание их резервных фондов; устанавливает правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег и т.д.

Расчет на территории РФ осуществляются в валюте РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами РФ.

В РФ существуют также единые правила кредитования и кредитных расчетов.


 

43-44


 

Государственный язык

Статья 68 Конституции РФ

1. Частью 1 комментируемой статьи устанавливается государственный язык РФ - русский язык. Государственный язык, используемый гражданами повсеместно, призван выполнять консолидирующую роль населения страны, обеспечивать ее целостность.

Выбор государственного языка в полиэтнических странах - задача непростая. Решение о том, что язык одной группы признается государственным, может стать причиной конфликтов национального характера. Русский язык в силу историко-культурных традиций играет важную роль в консолидации, единении и культурном развитии народов Российской Федерации.

Статус русского языка как государственного языка России регламентирован Федеральным законом от 01.06.2005 N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации". Законодатель в целях обеспечения эффективного функционирования государственных институтов установил сферы официального языкового общения, где закрепляется обязательное использование только государственного языка РФ:

- в деятельности государственных органов (как Российской Федерации, так и ее субъектов), органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности, в том числе в деятельности по ведению делопроизводства;

- при подготовке и проведении выборов и референдумов;

- в конституционном, гражданском, уголовном, административном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах, делопроизводстве в федеральных судах, судопроизводстве и делопроизводстве у мировых судей и в других судах субъектов РФ;

- при официальном опубликовании международных договоров, законов и иных нормативных правовых актов;

- при написании наименований географических объектов, нанесении надписей на дорожные знаки;

- при оформлении документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, документов об образовании, адресов отправителей и получателей телеграмм и почтовых отправлений, пересылаемых в пределах РФ, почтовых переводов денежных средств;

- в деятельности организаций телерадиовещания, редакций периодических печатных изданий, за исключением деятельности организаций, специально учрежденных для осуществления деятельности на других языках народов РФ или иностранных языках;

- в рекламе и иных определенных федеральными законами сферах.

В случаях использования в этих сферах наряду с государственным языком Российской Федерации государственного языка республики, находящейся в составе Российской Федерации, других языков народов Российской Федерации или иностранного языка тексты на русском языке и на государственном языке республики, находящейся в составе Российской Федерации, других языках народов Российской Федерации или иностранном языке, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, должны быть идентичными по содержанию и техническому оформлению, выполнены разборчиво, звуковая информация (в том числе в аудио- и аудиовизуальных материалах, теле- и радиопрограммах) на русском языке и указанная информация на государственном языке республики, находящейся в составе Российской Федерации, других языках народов Российской Федерации или иностранном языке, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, также должна быть идентичной по содержанию, звучанию и способам передачи.

Обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации предусматривает:

1) получение образования на русском языке в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

2) получение информации на русском языке в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органах, органах местного самоуправления, организациях всех форм собственности;

3) получение информации на русском языке через общероссийские, региональные и муниципальные средства массовой информации. Данное положение не распространяется на средства массовой информации, учрежденные специально для осуществления теле- и (или) радиовещания либо издания печатной продукции на государственных языках республик, находящихся в составе Российской Федерации, других языках народов Российской Федерации или иностранных языках.

Законодатель особо подчеркивает, что обязательность использования государственного языка не должна толковаться как отрицание или умаление права на пользование государственными языками республик, находящихся в составе РФ, и языками народов РФ. Поэтому лица, в том числе и граждане, не владеющие русским языком, вправе использовать иной язык. При защите и реализации их прав и законных интересов в случаях, установленных законодательством, им должны быть предоставлены услуги переводчиков.

Защиту русского языка как государственного языка призваны обеспечить законодательные запреты на использование слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке. Порядок утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка, правил русской орфографии и пунктуации определяется Правительством РФ.

2. Часть 2 комментируемой статьи предоставляет республикам в составе Российской Федерации устанавливать свои государственные языки наряду с государственным языком РФ. Конституция указывает на два важных обстоятельства. Во-первых, государственные языки вправе устанавливать только республики. Это является одной из особенностей их конституционно-правового статуса, отличного от статуса других субъектов РФ. И во-вторых, государственные языки республик должны использоваться в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях наряду с государственным языком РФ - русским языком.

Республики используют предоставленное им право, закрепляя государственные языки в своих конституциях. При этом государственными языками признается русский язык и язык этноса, давшего название субъекту РФ, что не всегда отражает его численное превосходство перед другими этносами, населяющими субъект РФ. Единственная республика, не установившая дополнительный государственный язык, - Республика Карелия, в которой карелы составляют менее 10% от численности населения. Признание республиками русского языка как их государственного языка представляется весьма спорным, поскольку он имеет статус государственного на общефедеральном уровне и подтверждения этого статуса на части территории РФ не требуется.

Статус государственного языка республики регулируется Законом о языках народов РФ и соответствующими законами республик. На государственном языке в республике может вестись судопроизводство и делопроизводство у мировых судей и в других судах субъектов РФ, а также делопроизводство в правоохранительных органах субъектов РФ. Государственный язык республик может использоваться в средствах массовой информации субъектов Федерации, наряду с государственным языком России - при оформлении документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, записей актов гражданского состояния, трудовых книжек, а также документов об образовании, военных билетов и других документов.

Введение республиками на своей территории государственных языков налагает на органы власти этих субъектов Федерации обязанности по обеспечению расходов, связанных с их применением и изучением. Например, на государственных языках республик дополнительно к русскоязычному варианту печатаются тексты официальных актов, избирательные бюллетени, на двух языках ведется официальное делопроизводство, двойного оформления требуют тексты документов, бланков, печатей, штампов, штемпелей и вывесок с наименованиями государственных органов и организаций и т.п.

Предоставление возможности республикам устанавливать собственные государственные языки предполагает, что им в равной степени, как и русским языком, будут владеть государственные и муниципальные служащие, работники государственных органов и организаций. Поэтому в целях обеспечения на территории республик использования их государственных языков во всех сферах официальных отношений законодатели субъектов РФ вправе - по смыслу ст. 68 Конституции во взаимосвязи с ее ст. 43 и в соответствии с федеральным законодательством - предусмотреть его изучение при получении основного общего образования, в том числе в общеобразовательных учреждениях с русским языком обучения, имеющих государственную аккредитацию, лицами, независимо от того, является для них этот язык родным языком или нет.

При этом, правда, регулирование статуса государственного языка республики, его защита и развитие, изучение (преподавание) в рамках основного общего образования как обязательной учебной дисциплины должны осуществляться без ущерба для функционирования и изучения русского языка как государственного языка РФ.

3. Учитывая многонациональный состав Российской Федерации, насчитывающий более 180 народов и входящих в них этнических групп, ч. 3 рассматриваемой статьи закрепляет право всех ее народов на сохранение собственных языков и гарантирует создание условий для их изучения и развития. Без этого невозможна самоидентификация личности.

Такой подход согласуется с международно-правовыми нормами. Согласно Международному пакту о гражданских и политических правах в тех странах, где существуют языковые меньшинства, лицам, принадлежащим к таким меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться родным языком (ст. 27). В частности, они имеют право свободно пользоваться своим родным языком в личной и общественной жизни, распространять информацию, иметь доступ к ней и обмениваться информацией на своем родном языке. Государства будут стремиться гарантировать, чтобы лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, вне зависимости от необходимости изучать официальный язык или официальные языки соответствующего государства, имели надлежащие возможности для обучения своему родному языку или на своем родном языке, а также там, где это возможно и необходимо, для его использования в государственных органах в соответствии с применяемым национальным законодательством.

На создание условий для сохранения и равноправного и самобытного развития языков населяющих Российскую Федерацию народов направлен Закон о языках народов РФ, который провозглашает и гарантирует равные права и средства защиты языков (социальные, экономические, юридические), предусматривает разработку и финансирование соответствующих федеральных и региональных целевых программ, возможность создавать свою письменность, создание условий для воспитания, обучения и творчества на родном языке, обращения на нем в государственные органы, участия в суде и т.п. Статья 2 этого ФЗ:

Российская Федерация гарантирует всем ее народам независимо от их численности равные права на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения.

Российская Федерация гарантирует каждому право на использование родного языка, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества независимо от его происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, отношения к религии и места проживания.

Равноправие языков народов Российской Федерации охраняется законом. Никто не вправе устанавливать ограничения или привилегии при использовании того или иного языка, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Нормы, устанавливаемые настоящим Законом, распространяются на граждан Российской Федерации, а также на иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 476; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.222.6 (0.01 с.)