Конституционные права и свободы в структуре Конституции РФ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционные права и свободы в структуре Конституции РФ.



Система связей между отдельными ПСЧГ, закреплёнными в главе 2 КРФ. Данный вопрос рассматривал немецкий юрист и судья Федерального Конституционного Суда Германии К. Хессэ.

Взаимосвязанность КПСЧ отражается в главе 2 КРФ. Связи между ними являются многоуровневыми и иерархичными. Выделяются права 1,2,3,4 (если есть) уровней.

КРФ закрепляет права 1 уровня, которые являются исходными, первичными ценностями личности. К ним относятся:

· Право на жизнь (ч.1 ст.20)

· Право на свободы (ч.1 ст. 22)

· Право на достоинство личности (ч.1 ст.21)

· Право на честь (косвенно из КРФ)

Эти права являются личными правами.

Права 2 уровня, которые в соотношении с правами 1 уровня являются правами, конкретизирующими и связанными с правами 1 уровня:

· Право на достойную жизнь (ч.1 ст. 7) – конкретизация права на достоинство

· Право на неприкосновенность частной жизни (ч.1 ст. 23) – конкретизация права на жизнь

· Право на свободное развитие (ч.1 ст. 7) – конкретизация права на свободу и достоинство

· Право на личную и семейную тайну (ч.1 ст.23) – конкретизация права на жизнь

· Право на защиту чести и доброго имени (ч.1 ст.23) – конкретизация права на честь

Права 3 уровня – права дополнительные (гарантийные), обладающие ещё большей степенью конкретизации.

· Право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ч.2 ст. 23) – конкретизация права на личную и семейную тайну

· Право на неприкосновенность жилища (ст. 25) – конкретизация права на неприкосновенность частной жизни

· Запрет доступа к информации о частной жизни лица без его согласия (ч. 1 ст. 24) – конкретизация права на неприкосновенность частной жизни

Права 3 уровня по отношению к правам 2 уровня являются правами дополнительными, гарантийными, связанные также с правами 1 уровня (через права 2 уровня). Рассмотренные права являются личными правами, которые в соотношении с другими выступают как базовые или общие. В соотношении с ними другие права (политические, социальные и т.д.) являются специальными. Сами по себе специальные права не существуют, они реализуются как гарантии личных прав.


Правовое регулирование, ограничение и защита ПСЧГ.

Для реализации ПСЧГ следует урегулировать вопросы, связанные с их объектами, субъектами и содержание.

а) Правовое регулирование по объекту.

Во-первых, определяются сферы общественной жизни, в которой действуют ПСЧГ. Например, право создавать профсоюзы действует в сфере профессиональной деятельности и профессиональных интересов (закреплено в ФЗ «О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗАХ, ИХ ПРАВАХ И ГАРАНТИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ») Следовательно вопросы профдеятельности и профинтересов составляют объект права на профсоюзы. Сфера действия права на создание общественных объединений – в ФЗ «Об общественных объединениях».

Во-вторых, определяются конкретные жизненные обстоятельства, в которых отдельные ПСЧГ не могут быть реализованы в силу объективных причин или в силу необходимости защиты других общих ценностей при конкретных обстоятельствах. Например, согласно ФКЗ к ним относится чрезвычайное положение, военное положение, приграничный режим (см. соответствующие ФКЗ и ФЗ о государственной границе).

В-третьих, условия, при которых могут использоваться ПСЧГ. Например, полный объем прав общественных объединений возникает с момента государственной регистрации.

б) Правовое регулирование по субъекту.

Устанавливается конкретный круг лиц, которые могут реализовать то или иное право. Для этого определяются требования (цензы)- возраст, гражданство, оседлость (избирательные права), образование (судья) и др.

в) Правовое регулирование по содержанию

Определяются конкретные возможности и конкретные условия реализации. Например, в избирательном праве закрепляются возможности использования избирательного права граждан - это право избирателей голосовать, а также право учувствовать в других избирательных действиях (агитация «за» и «против», участие в работе избирательных и наблюдательных комиссий). Возможность голосовать, участвовать в агитации, работе комиссий может быть реализована по создании конкретных условий реализации этих возможностей. В ФЗ определяется, например, место, время, порядок голосования и др.

Правовое регулирование осуществляется главным образом законодательной властью по прямому указанию Конституции (есть отсылочная норма или «оговорки к закону») или без прямого указания Конституции, когда лицо не может воспользоваться своим конституционным правом в полном объеме без того, чтоб был определен его объект, субъект и содержание.

Конституция допускает возможность урегулирования ПСЧГ исполнительной властью только в том случае, если эта возможность прямо предусмотрена самой Конституцией. Например, в ст. 36 Конституции закрепляется свобода осуществления права собственности на землю. Однако условия и порядок пользования землей определяется на основе закона. Из данного конституционного положения следует, что законодательная власть определяет основы использования права на землю, а Правительство определяет на основе закона условия и порядок использования права на землю.

На правовое регулирование ПСЧГ оказывает воздействие и судебная власть. Это воздействие осуществляется путем конституционного судебного нормоконтроля. Так, согласно ст. 125 Конституции, Конституционный суд РФ рассматривает дела о соответствии Конституции подконституционных актов.

Ограничение ПСЧГ.

Развитие гражданского общества неизбежно рождает ситуации, требующие от государства ограничить гражданские права и свободы. Вопрос, однако, заключается в том, кто, на каком основании, на какое время и в каких пределах может или должен это делать. Нетрудно понять, что в таком сложном деле волюнтаризм, а тем более злоупотребления недопустимы. Конституции стран мира, допуская ограничения прав, устанавливают строгие основания и порядок их осуществления. Поскольку главная опасность необоснованных ограничений исходит от исполнительной власти, конституции обычно предусматривают возможность ограничений основных прав только законом или на основании закона, т. е. актами, в принятии которых исполнительная власть прямо не участвует.

Реализация ПСЧГ также должна быть согласована с конституционной необходимостью реализации других ценностей (нравственность, безопасность государства и общества, здоровье, оборона страны и др.).

Кроме того, реализация прав и свобод одного лица не должна нарушать прав и свобод других лиц. С этой целью осуществляется ограничение ПСЧГ по объекту, субъекту и содержанию.

а) ограничение по объекту осуществляется путем определения границ в соответствие со следующими общими требованиями:

во-первых, право прекращает свое действие там, где заканчивается круг его вопросов. Например, вопросы вероисповедания заканчиваются там, где начинаются вопросы образования; право на воспитание заканчивается там, где начинается жестокое обращение с детьми;

во-вторых, права и свободы одного лица заканчиваются там, где начинается свобода другого лица. Воспитание ребенка заканчивается там, где начинается право ребенка на честь, достоинство и здоровье; свобода информации заканчивается, если она соприкасается со сведениями, составляющими тайну (ч. 3 ст. 29).

б) ограничение по субъекту осуществляется тогда, когда из общего круга носителей ПСЧГ исключаются конкретные группы лиц. Например, не имеют определенных политических прав судьи, прокуроры, военнослужащие. Эти группы лиц не могут состоять в политических партиях, не могут быть депутатами.

в) ограничение по содержанию осуществляется путем определения границ возможностей. Права и свободы не могут использоваться в антисоциальных целях, подрывающих основной правопорядок, безопасность, оборону, а также наносящих вред здоровью, нравственности и др. Например, свобода совести не охраняется, если она используется в формах, наносящих вред нравственности, здоровью.

В Российской Федерации конституционное регулирование вопроса об ограничении прав и свобод начинается с установления незыблемости этих прав. Часть 2 ст. 55 гласит: "В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина". Это общее правило, которое указывает на невозможность принятия законов, попирающих права и свободы без всяких оснований (термин "умаление", однако, следует признать юридически недостаточно ясным, скорее всего в данном контексте он означает любое сокращение объема разрешаемых действий).

Но, следуя ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, Конституция (ч. 3 ст. 55) вводит институт ограничения прав и свобод при наличии определенных оснований. Права и свободы могут ограничиваться в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Эти основания - всего шесть и ни одним больше - сами по себе не вызывают сомнений, поскольку речь идет о защите прав и интересов большинства людей от злоупотреблений со стороны меньшинства или о создании необходимых условий для реализации прав и свобод. Вопрос состоит в том, что конкретно должно быть вложено в эти основания, чтобы не допустить злоупотреблений. Как бы отвечая на этот вопрос, в данной статье указываются два важных условия: 1) права могут быть ограничены только федеральным законом и 2) "только в той мере, в какой это необходимо".

В мировой конституционной теории и практике общепризнано, что ограничения гражданских прав и свобод правомерны в условиях чрезвычайного положения (эпидемии, межнациональные конфликты, стихийные бедствия, массовые беспорядки и др.). Это признается Международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 4), который, однако, требует, чтобы чрезвычайное положение государством-участником было официально объявлено и об этом сообщено другим государствам.

Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 56) чрезвычайное положение может повлечь за собой отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия, но в соответствии с федеральным конституционным законом (который пока не принят) и для обеспечения безопасности граждан и защиты основ конституционного строя. При этом не подлежат ограничению некоторые права и свободы, предусмотренные специально отмеченными в ч. 3 ст. 56 статьями Конституции. Эти статьи закрепляют право на жизнь, достоинство личности, право на неприкосновенность частной жизни, гарантии против сбора информации о чьей бы то ни было частной жизни, свободу совести, свободу предпринимательства, право на жилище (это так называемые абсолютные права и свободы), а также всю сумму прав, связанных с судебной защитой. Набор этих прав, повторяющий аналогичные положения Международного пакта о гражданских и политических правах, отражает стремление защитить те права и свободы, реализация которых никак не может помешать достижению целей властей в связи с объявлением чрезвычайного положения и которые должны соблюдаться при любых обстоятельствах.

В Конституции есть еще одна важная гарантия. Согласно ч. 3 ст. 118 "создание чрезвычайных судов не допускается" Следовательно, даже в условиях чрезвычайного положения продолжают действовать суды общей юрисдикции, что гарантирует защиту граждан от незаконных или дискриминационных действий.

В настоящее время в Российской Федерации действует со значительными изъятиями, вытекающими из несоответствия ряда норм Конституции РФ, Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении", в котором, в частности, установлен исчерпывающий перечень конкретных ограничений прав и свобод на время чрезвычайного положения. Он включает особый режим въезда и выезда, ограничение свободы передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, запрещение проведения собраний, митингов, уличных шествий, забастовок, ограничение движения транспортных средств. В наиболее опасных случаях, при попытках насильственного изменения конституционного строя, массовых беспорядках и других действиях, угрожающих жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных институтов, допускаются введение комендантского часа, ограничение свободы печати, приостановление деятельности политических партий и общественных организаций, ограничение или запрещение продажи оружия, спиртных напитков, выдворение нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями данной местности, к месту их проживания или за пределы территории, на которой введено чрезвычайное положение, за их счет.

Ограничения прав и свобод граждан в целях, указанных в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, предусмотрены в ряде других федеральных законов. Эти ограничения чаще всего выступают как необходимые условия для деятельности правоохранительных органов, призванных охранять права и свободы всех граждан. Такие законы, абсолютно необходимые в интересах большинства граждан, одновременно таят опасность злоупотреблений ими, что заставляет законодателя тщательно фиксировать пределы прав соответствующих органов и условия применения ими принуждения по отношению к гражданам. Среди такого рода законов, принятых в Российской Федерации, особенно важны законы о полиции, об оперативно-розыскной деятельности и т.д..

Федеральный закон "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ БЕЗОПАСНОСТИ" (3 апреля 1995 года.) предоставляет органам безопасности право устанавливать на конфиденциальной основе отношения сотрудничества с лицами, давшими на это согласие; осуществлять дознание и предварительное следствие по определенным делам, беспрепятственно входить в жилые и иные помещения, принадлежащие гражданам и организациям, в определенных случаях; проверять у граждан документы, удостоверяющие личность; осуществлять административное задержание лиц, совершивших правонарушение и др.

ФЗ РФ "О полиции" (7 февраля 2011 года.) закрепляет права полиции проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения; получать от граждан необходимые объяснения; задерживать и содержать под стражей лиц, подозреваемых в совершении преступления; входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, в помещения предприятий, организаций и учреждений и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, и т.д.

Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" (1995 г.) позволяет органам внутренних дел, федеральной службы безопасности, пограничной охраны, службы внешней разведки, налоговой полиции, государственной охраны в целях борьбы с преступностью проводить гласно и негласно оперативно-розыскные действия; устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность; использовать служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц и др. Такая деятельность (наблюдение, прослушивание телефонных разговоров и др.) возможна только под судебным контролем.

Ограничения прав и свобод граждан всегда сбалансированы правом на обжалование действий должностных лиц соответствующих государственных органов, закрепленным Б Конституции РФ (ст. 46), в Уголовно-процессуальном кодексе, в законах о прокуратуре, об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан.

Перечисленные в ч. 3 ст. 55 основания для ограничения прав и свобод явно предусмотрены для непредсказуемых обстоятельств, которые могут потребовать усиления защиты одних прав за счет ограничения других прав человека. Федеральному Собранию в каждом случае принятия закона об ограничении прав и свобод придется конкретно и взвешенно подходить к определению меры и необходимости ограничения каждого конституционного права, придания ограничительным нормам закона постоянного или временного характера.

Формы ограничения. Ограничения ПСЧГ могут быть писанные и неписанные. Писанные ограничения содержаться в самой Конституции, они могут формулироваться в виде конкретного исключения из правил (в ч. 3 ст. 29 Конституции определятся: каждый имеет право получать информацию, за исключением сведений составляющих государственную тайну).

Неписанные ограничения не содержатся в тексте Конституции. Для введения таких ограничений требуются веские основания. Такие основания закрепляются в Конституции (ч.3 ст. 53).Например, может быть запрещена деятельность определенной политической партии, если это составляет угрозу общественной стабильности.

Существуют ограничения ПСЧГ, вводимые ФЗ и ограничения, устанавливаемые исполнительной властью на основе ФЗ. В последнем случае в ФЗ определяются условия, при которых исполнительная власть может реализовать ограничения.

Цели и задачи ограничения: а) согласовать действие ПСЧГ с другими ценностями, которые важны для общества (достижение соразмерности (баланса, равновесия) в системе личных и коллективных ценностей); б) согласовать действие ПСЧГ с конкретными жизненными условиями (обстоятельствами)- например, уровень минимального размера оплаты труда, пенсий устанавливается исходя из уровня экономического развития страны.

Условия ограничения. Ограничение ПСЧГ не должно затрагивать их существа содержания. Существо содержания ПСЧГ неприкосновенно. Выполнение данного требования возможно при соблюдении двух условий: а) действие прав и свобод не должно исключаться из жизни общества. Несоблюдение этого условия ведет к тому, что размывает принцип признания ПСЧГ; б) не должны разрушаться гарантии ПСЧГ.

При соблюдении названных условий значение ПСЧГ в жизни общества сохраняется, а права и свободы являются реализуемыми.

Защита ПСЧГ

Защита предполагает восстановление нарушенных ПСЧГ. В качестве защитных рассматриваются также меры по охране ПСЧГ, связанные с недопущением нарушений и обеспечением соблюдения прав и свобод.

В этом смысле защита осуществляется с помощью организационно-правовых механизмов (см. юридические гарантии, организационные гарантии).

Кроме того, есть еще одна форма - это защита существа содержания ПСЧГ. Как уже говорилось существо содержания ПСЧГ неприкасаемо, вторжение в существо содержания недопустимо.

Вторжение в существо содержания ПСЧГ всегда имеет место в случаях:

а) чрезмерного ограничения, когда ПСЧГ утрачивает свое значение, а их гарантии теряют силу. В этом случае ПСЧГ перестают оказывать воздействие на общество и теряют способность ограничивать государственную власть;

б) невозможно точно определить переделы ограничения, а границы становятся неуловимыми (неразличимыми). В этом случае заканчивается точно определенная возможность ограничения. Отсутствие возможности ограничения указывает на то, что появилось существо содержания, а попытки ограничения непосредственно столкнулись с существом ПСЧГ.

в) злоупотребление отсылочным нормами или чрезмерное использование оговорок. В этом случае ПСЧГ теряют способность выполнять свои функции. Оговорки всегда должны преследовать конкретные цели- уточнить круг лиц, вопросов, обстоятельств, сохраняя возможности использования ПСЧГ и сохраняя их значение;

г) теряют значимость основания ограничения. В этом случае существо содержания актуализируется исходя из вновь сложившихся жизненных обстоятельств. А поскольку основания ограничения в изменившихся условиях отпали, постольку и само ограничение теряет смысл или наталкивается на существо содержания (например, отпали основания запрета на деятельность КПСС).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 619; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.82.167 (0.057 с.)