Статья 2. Символы государственной власти
Раздел 1. Общие положения
Статья 1. Судебная власть
1. Судебная власть в Республике Казахстан принадлежит только судам в лице постоянных судей, а также присяжных заседателей, привлекаемых к уголовному судопроизводству в случаях и порядке, предусмотренных законом. Правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом. Запрещается издание законодательных актов, предусматривающих передачу исключительных полномочий суда другим органам. Никакие иные органы и лица не вправе присваивать себе полномочия судьи или функции судебной власти. Обращения, заявления и жалобы, подлежащие рассмотрению в порядке судопроизводства, не могут быть рассмотрены или взяты на контроль никакими другими органами, должностными или иными лицами.
2. Судебная власть осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров республики. Каждому гарантируется судебная защита от любых неправомерных решений и действий государственных органов, организаций, должностных и иных лиц, ущемляющих или ограничивающих права, свободы и законные интересы, предусмотренные Конституцией и законами республики. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела с соблюдением всех требований закона и справедливости компетентным, независимым и беспристрастным судом. Судебная власть осуществляется посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства.
3. Судьи при отправлении правосудия независимы и подчиняются только Конституции и закону. Не допускается принятие законов или иных нормативных правовых актов, умаляющих статус и независимость судей. Какое-либо вмешательство в деятельность суда по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону. По конкретным делам судьи не подотчетны. Обращения по судебным делам, поданные вопреки установленному порядку судопроизводства, а также по вопросам, не входящим в компетенцию суда, оставляются судом без рассмотрения или направляются в соответствующие органы. Проявление неуважения к суду или судье влечет установленную законом ответственность. Судебные акты и требования судей при осуществлении ими полномочий обязательны для исполнения всеми государственными органами и их должностными лицами, физическими и юридическими лицами. Неисполнение судебных актов и требований судьи влечет установленную законом ответственность. Сноска. Статья 1 с изменениями, внесенными Конституционным законом РК от 11.12.2006 N 199 (вводится в действие с 1 января 2007 г.).
Статья 2. Символы государственной власти
1. На зданиях судов и в залах судебных заседаний устанавливается Государственный Флаг Республики Казахстан и размещается Государственный Герб Республики Казахстан. 2. Судьи осуществляют правосудие в судейских мантиях, форма и описание которых утверждаются пленарным заседанием Верховного Суда. Сноска. Статья 2 с изменениями, внесенными Конституционным законом РК от 17.11.2008 N 80-IV (порядок введения в действие см. ст.2).
Статья 3. Судебная система
1. Судебную систему Республики Казахстан составляют Верховный Суд Республики Казахстан, местные и другие суды, учреждаемые в соответствии с Конституцией Республики Казахстан и настоящим Конституционным законом. Учреждение специальных и чрезвычайных судов под каким-либо названием не допускается.
2. К местным судам относятся: 1) областные и приравненные к ним суды (городской суд столицы республики, городские суды городов республиканского значения); 2) районные и приравненные к ним суды (городской суд, межрайонный суд).
3. В Республике Казахстан могут создаваться другие суды, в том числе специализированные суды (военные, финансовые, экономические, административные, по делам несовершеннолетних и другие). 3-1. Специализированные суды образуются Президентом Республики Казахстан со статусом областного или районного суда.
4. Верховный Суд Республики Казахстан, местные и другие суды имеют печать с изображением Государственного Герба Республики Казахстан и своим наименованием. Сноска. Статья 3 с изменениями, внесенными Конституционными законами РК от 11.12.2006 N 199 (вводится в действие с 1 января 2007 г.); от 17.11.2008 N 80-IV (порядок введения в действие см. ст.2).
Статья 4. Единство судебной системы
Единство судебной системы Республики Казахстан обеспечивается: 1) общими и едиными для всех судов и судей принципами правосудия, установленными Конституцией, настоящим Конституционным законом, процессуальными и иными законами; 2) осуществлением судебной власти в единых для всех судов формах судопроизводства, установленных законами; 3) применением всеми судами действующего права Республики Казахстан; 4) законодательным закреплением единого статуса судей; 5) обязательностью исполнения на всей территории Казахстана вступивших в законную силу судебных актов; 6) финансированием всех судов только из республиканского бюджета.
Статья 5. Законодательство, определяющее порядок деятельности судов и статус судей в Республике Казахстан
Судоустройство и статус судей, а также порядок отправления правосудия в Республике Казахстан определяются Конституцией, настоящим Конституционным законом и другими законодательными актами Республики Казахстан.
Раздел 2. Судебная система
Глава 1. Районные и приравненные к ним суды
Статья 6. Образование районных и приравненных к ним судов
1. Районные и приравненные к ним суды (далее – районные суды) образуются, реорганизуются, переименовываются и упраздняются Президентом Республики Казахстан по представлению Председателя Верховного Суда, согласованному с Высшим Судебным Советом. Президент Республики Казахстан может образовать в нескольких административно-территориальных единицах один районный суд или в одной административно-территориальной единице несколько районных судов.
2. Общее число судей для районных судов утверждает Президент Республики Казахстан по представлению Председателя Верховного Суда, согласованному с Высшим Судебным Советом.
3. Количество судей для каждого районного суда устанавливается Председателем Верховного Суда по согласованию с Высшим Судебным Советом на основании представления уполномоченного органа по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности Верховного Суда, местных и других судов (далее – уполномоченный орган). Сноска. Статья 6 в редакции Конституционного закона РК от 16.02.2012 № 559-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
Статья 7. Состав районного суда
1. Районный суд состоит из председателя и судей, назначаемых в установленном Конституцией и настоящим Конституционным законом порядке. Если по штату в районном суде предусмотрен один судья (односоставный суд), он осуществляет полномочия председателя этого суда.
2. (исключен - Конституционным законом РК от 11 декабря 2006 года N 199 (вводится в действие с 1 января 2007 г.). Сноска. Статья 7 с изменениями, внесенными Конституционным законом РК от 11.12.2006 N 199 (вводится в действие с 1 января 2007 г.).
Статья 8. Полномочия районного суда
1. Районный суд является судом первой инстанции.
2. Районный суд: 1) рассматривает судебные дела и материалы, отнесенные к его подсудности; 2) (исключен - Конституционным законом РК от 11 декабря 2006 года N 199 (вводится в действие с 1 января 2007 г.); 3) осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом. Сноска. Статья 8 с изменениями, внесенными Конституционным законом РК от 11.12.2006 N 199 (вводится в действие с 1 января 2007 г.).
Статья 13. Коллегии областного суда
Сноска. Статья 13 исключена Конституционным законом РК от 17.11.2008 N 80-IV (порядок введения в действие см. ст.2).
Глава 3. Верховный Суд Республики Казахстан
Раздел 3. Статус судей
Глава 1. Правовое положение судей
Статья 23. Статус судьи
1. Судьи всех судов Республики Казахстан обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями. Судья является должностным лицом государства, наделенным в установленном Конституцией Республики Казахстан и настоящим Конституционным законом порядке полномочиями по осуществлению правосудия, выполняющим свои обязанности на постоянной основе и являющимся носителем судебной власти. Правовое положение судей определяется Конституцией Республики Казахстан, настоящим Конституционным законом и иными законами.
2. На судью не могут быть возложены внесудебные функции и обязанности, не предусмотренные законом. Судья не может быть включен в составы государственных структур по вопросам борьбы с преступностью, соблюдения законности и правопорядка. Сноска. Статья 23 с изменением, внесенным Конституционным законом РК от 16.02.2012 № 559-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
Статья 28. Требования, предъявляемые к судье
1. Судья обязан: 1) неукоснительно соблюдать Конституцию и законы Республики Казахстан, быть верен присяге судьи; 2) при выполнении своих конституционных обязанностей по отправлению правосудия, а также во внеслужебных отношениях соблюдать требования судейской этики и избегать всего, что могло бы опорочить авторитет, достоинство судьи или вызвать сомнения в его честности, справедливости, объективности и беспристрастности; 3) противостоять любым проявлениям коррупции и попыткам незаконного вмешательства в деятельность по отправлению правосудия; 4) соблюдать тайну совещания судей.
2. Должность судьи несовместима с депутатским мандатом, с занятием иной оплачиваемой должности, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, осуществлением предпринимательской деятельности, вхождением в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации. Судьи не могут состоять в партиях, профессиональных союзах, выступать в поддержку или против какой-либо политической партии. Сноска. Статья 28 с изменениями, внесенными Конституционным законом РК от 11.12.2006 N 199 (вводится в действие с 1 января 2007 г.).
Статья 29. Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи
1. Судьей районного суда может быть назначен гражданин Республики Казахстан: достигший возраста двадцати пяти лет; имеющий высшее юридическое образование, безупречную репутацию и стаж работы по юридической профессии не менее двух лет; сдавший квалификационный экзамен. Лица, окончившие обучение в специализированной магистратуре, освобождаются от сдачи экзамена в течение пяти лет со дня окончания обучения; прошедший медицинское освидетельствование и подтвердивший отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению профессиональных обязанностей судьи; успешно прошедший стажировку в суде и получивший положительный отзыв пленарного заседания суда. Лицам, окончившим обучение в специализированной магистратуре, прохождение стажировки не требуется в течение пяти лет со дня окончания обучения.
2. Судьей областного суда может быть гражданин, отвечающий требованиям пункта 1 настоящей статьи, имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет или стаж работы судьей не менее пяти лет и получивший заключение пленарного заседания соответствующего областного суда. Заключение пленарного заседания соответствующего областного суда для действующих судей не требуется. Заключение пленарного заседания соответствующего областного суда может быть обжаловано в пленарное заседание Верховного Суда. Заключение пленарного заседания соответствующего областного суда или Верховного Суда представляется кандидатом в Высший Судебный Совет.
3. Судьей Верховного Суда может быть гражданин, отвечающий требованиям пункта 1 настоящей статьи, имеющий стаж работы по юридической профессии не менее двадцати лет или стаж работы судьей не менее десяти лет и получивший положительное заключение пленарного заседания Верховного суда.
4. Кандидаты в судьи проходят стажировку в суде на постоянной основе. Условия и порядок прохождения стажировки кандидатом в судьи определяются Положением, утверждаемым Президентом Республики Казахстан. Сноска. Статья 29 в редакции Конституционного закона РК от 11.12.2006 N 199 (вводится в действие с 1 января 2007 г.); с изменениями, внесенными Конституционными законами РК от 17.11.2008 N 80-IV (порядок введения в действие см. ст.2); от 29.12.2010 № 370-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 16.02.2012 № 559-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
Статья 29-1. Медицинское освидетельствование кандидата на должность судьи
1. Для подтверждения отсутствия у кандидата на должность судьи заболеваний, препятствующих исполнению профессиональных обязанностей судьи, проводится его медицинское освидетельствование.
2. Перечень заболеваний, препятствующих исполнению профессиональных обязанностей судьи, устанавливается совместным нормативным правовым актом уполномоченного органа по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности Верховного суда, местных и других судов, и уполномоченного органа в области здравоохранения. Сноска. Закон дополнен статьей 29-1 в соответствии с Конституционным законом РК от 11.12.2006 N 199 (вводится в действие с 1 января 2007 г.); с изменениями, внесенными Конституционными законами РК от 17.11.2008 N 80-IV (порядок введения в действие см. ст.2); от 29.12.2010 № 370-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
Статья 30. Отбор кандидатов на должность судьи, председателя, председателя судебной коллегии суда
Сноска. Заголовок в редакции Конституционного закона РК от 16.02.2012 № 559-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
1. Кандидатам на должность судьи обеспечивается равное право на занятие должности независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, политических взглядов, религиозных убеждений и иных обстоятельств. 2. Отбор кандидатов на вакантные должности судей местных и других судов осуществляется Высшим Судебным Советом на конкурсной основе из числа лиц, подавших заявление на занятие вакантных должностей и отвечающих требованиям статьи 29 настоящего Конституционного закона. Высший Судебный Совет по итогам конкурса рекомендует кандидатов на вакантные должности судей местных и других судов Президенту Республики Казахстан для назначения на должности. 3. Кандидатура на вакантную должность председателя районного суда рассматривается на альтернативной основе Высшим Судебным Советом по представлению Председателя Верховного Суда, внесенному им на основании решения пленарного заседания соответствующего областного суда. Кандидатуры на вакантные должности председателей и председателей судебных коллегий областных судов, председателей судебных коллегий и судей Верховного Суда рассматриваются на альтернативной основе Высшим Судебным Советом по представлению Председателя Верховного Суда, внесенному им на основании решения пленарного заседания Верховного Суда. Кандидатуры на вакантные должности председателя районного суда, председателей и председателей судебных коллегий областных судов рекомендуются, как правило, из числа действующих судей или лиц, имеющих стаж работы в должности судьи не менее пяти лет. Кандидат на должность председателя судебной коллегии Верховного Суда рекомендуется из числа судей Верховного Суда. Высший Судебный Совет рекомендует кандидатов на вакантные должности председателей, председателей судебных коллегий местных и других судов, председателей судебных коллегий Верховного Суда Президенту Республики Казахстан для назначения на должности. Кандидатура на должность Председателя Верховного Суда рассматривается Высшим Судебным Советом. Высший Судебный Совет рекомендует кандидатов на вакантные должности Председателя, судьи Верховного Суда Президенту Республики Казахстан для представления в Сенат Парламента Республики Казахстан. Сноска. Статья 30 в редакции Конституционного закона РК от 17.11.2008 N 80-IV (порядок введения в действие см. ст. 2); с изменением, внесенным Конституционным законом РК от 16.02.2012 № 559-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
Статья 32. Присяга судьи
1. Лицо, впервые избранное или назначенное на должность судьи, приносит присягу следующего содержания: "Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только Конституции и законам Республики Казахстан, быть беспристрастным и справедливым, как велит мне долг судьи".
2. Председатель и судьи Верховного Суда приносят присягу на заседании Сената Парламента Республики Казахстан.
3. (исключен - Конституционным законом РК от 17.11.2008 N 80-IV (порядок введения в действие см. ст.2).
4. Лицо, впервые назначенное на должность председателя, председателя судебной коллегии и судьи областного суда, председателя и судьи районного суда, приносит присягу на пленарном заседании областного суда. При назначении судьи председателем либо председателем судебной коллегии или судьей другого суда присяга повторно не приносится. Сноска. Статья 32 с изменениями, внесенными Конституционным законом РК от 17.11.2008 N 80-IV (порядок введения в действие см. ст.2).
Статья 35. Отставка судьи
1. Отставкой признается особая форма прекращения полномочий судьи, имеющего безупречную репутацию, стаж судейской работы не менее пятнадцати лет, с сохранением за ним звания судьи, принадлежности к судейскому сообществу, гарантии личной неприкосновенности и иных материальных и социальных гарантий, предусмотренных настоящим Конституционным законом. Освобождение судьи от должности в форме отставки осуществляется по письменному заявлению судьи об отставке.
2. При выходе в отставку судье выплачивается единовременное выходное пособие в размере двадцати четырех месячных должностных окладов при стаже судейской работы двадцать и более лет, при стаже судейской работы от пятнадцати до двадцати лет - в размере восемнадцати месячных должностных окладов по последней должности.
3. Отставка судьи прекращается в случаях: совершения им преступления или порочащего проступка, умаляющего авторитет судебной власти; по собственному желанию; прекращения гражданства Республики Казахстан; его смерти или вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. Отставка судьи приостанавливается в случаях осуществления им предпринимательской деятельности, вхождения в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации, поступления на оплачиваемую должность, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности. Приостановление отставки судьи осуществляется председателем Верховного суда. Отставка судьи возобновляется, если отпали обстоятельства, послужившие основанием к принятию решения о приостановлении отставки судьи.
4. В случае прекращения отставки судья лишается гарантии личной неприкосновенности и гарантий, предусмотренных статьями 51, 53 и 55 настоящего Конституционного закона. В случае приостановления отставки судьи приостанавливается также действие гарантии личной неприкосновенности и гарантий, предусмотренных статьями 51, 53 и 55 настоящего Конституционного закона.
5. Прекращение отставки осуществляется в том же порядке, что и освобождение от должности судьи в связи с уходом в отставку. Сноска. Статья 35 в редакции Конституционного закона РК от 11.12.2006 N 199 (вводится в действие с 1 января 2007 г.); с изменениями, внесенными Конституционными законами РК от 17.11.2008 N 80-IV (порядок введения в действие см. ст.2); от 29.12.2010 № 370-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 16.02.2012 № 559-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
Статья 38. Дисциплинарно-квалификационные коллегии судей
Сноска. Статья 38 исключена Конституционным законом РК от 16.02.2012 № 559-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
Статья 38-1. Судебное жюри
1. Для определения профессиональной пригодности действующего судьи, подтверждения права судьи на отставку и ее прекращение, а также рассмотрения вопроса о возбуждении дисциплинарного производства, дисциплинарных дел в отношении судей образуется Судебное жюри. Судебное жюри состоит из одиннадцати членов – трех судей районных судов, трех судей областных судов и пятерых судей Верховного Суда. 2. Основанием для рассмотрения на Судебном жюри материалов в отношении судьи является решение пленарного заседания областного или Верховного Суда или представление председателя областного или Председателя Верховного Суда. Порядок формирования и организация работы Судебного жюри, а также порядок рассмотрения материалов, дисциплинарных дел на Судебном жюри определяется Положением, утверждаемым Президентом Республики Казахстан. Сноска. Статья 38-1 дополнена Конституционным законом РК от 11 декабря 2006 года N 199 (вводится в действие с 1 января 2007 г.); в редакции Конституционного закона РК от 16.02.2012 № 559-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
Глава 2. Дисциплинарная ответственность судей
Статья 39. Основания дисциплинарной ответственности судей
1. Судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности: 1) за нарушение законности при рассмотрении судебных дел; 2) за совершение порочащего проступка, противоречащего судейской этике; 3) за грубое нарушение трудовой дисциплины.
2. Председатели судов и председатели судебных коллегий судов могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящим Конституционным законом.
3. Отмена или изменение судебного акта само по себе не влечет ответственности судьи, если при этом не были допущены грубые нарушения закона, о которых указано в судебном акте вышестоящей судебной инстанции. Сноска. Статья 39 с изменениями, внесенными Конституционным законом РК от 17.11.2008 N 80-IV (порядок введения в действие см. ст.2).
Раздел 1. Общие положения
Статья 1. Судебная власть
1. Судебная власть в Республике Казахстан принадлежит только судам в лице постоянных судей, а также присяжных заседателей, привлекаемых к уголовному судопроизводству в случаях и порядке, предусмотренных законом. Правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом. Запрещается издание законодательных актов, предусматривающих передачу исключительных полномочий суда другим органам. Никакие иные органы и лица не вправе присваивать себе полномочия судьи или функции судебной власти. Обращения, заявления и жалобы, подлежащие рассмотрению в порядке судопроизводства, не могут быть рассмотрены или взяты на контроль никакими другими органами, должностными или иными лицами.
2. Судебная власть осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров республики. Каждому гарантируется судебная защита от любых неправомерных решений и действий государственных органов, организаций, должностных и иных лиц, ущемляющих или ограничивающих права, свободы и законные интересы, предусмотренные Конституцией и законами республики. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела с соблюдением всех требований закона и справедливости компетентным, независимым и беспристрастным судом. Судебная власть осуществляется посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства.
3. Судьи при отправлении правосудия независимы и подчиняются только Конституции и закону. Не допускается принятие законов или иных нормативных правовых актов, умаляющих статус и независимость судей. Какое-либо вмешательство в деятельность суда по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону. По конкретным делам судьи не подотчетны. Обращения по судебным делам, поданные вопреки установленному порядку судопроизводства, а также по вопросам, не входящим в компетенцию суда, оставляются судом без рассмотрения или направляются в соответствующие органы. Проявление неуважения к суду или судье влечет установленную законом ответственность. Судебные акты и требования судей при осуществлении ими полномочий обязательны для исполнения всеми государственными органами и их должностными лицами, физическими и юридическими лицами. Неисполнение судебных актов и требований судьи влечет установленную законом ответственность. Сноска. Статья 1 с изменениями, внесенными Конституционным законом РК от 11.12.2006 N 199 (вводится в действие с 1 января 2007 г.).
Статья 2. Символы государственной власти
1. На зданиях судов и в залах судебных заседаний устанавливается Государственный Флаг Республики Казахстан и размещается Государственный Герб Республики Казахстан. 2. Судьи осуществляют правосудие в судейских мантиях, форма и описание которых утверждаются пленарным заседанием Верховного Суда. Сноска. Статья 2 с изменениями, внесенными Конституционным законом РК от 17.11.2008 N 80-IV (порядок введения в действие см. ст.2).
Статья 3. Судебная система
1. Судебную систему Республики Казахстан составляют Верховный Суд Республики Казахстан, местные и другие суды, учреждаемые в соответствии с Конституцией Республики Казахстан и настоящим Конституционным законом. Учреждение специальных и чрезвычайных судов под каким-либо названием не допускается.
2. К местным судам относятся: 1) областные и приравненные к ним суды (городской суд столицы республики, городские суды городов республиканского значения); 2) районные и приравненные к ним суды (городской суд, межрайонный суд).
3. В Республике Казахстан могут создаваться другие суды, в том числе специализированные суды (военные, финансовые, экономические, административные, по делам несовершеннолетних и другие). 3-1. Специализированные суды образуются Президентом Республики Казахстан со статусом областного или районного суда.
4. Верховный Суд Республики Казахстан, местные и другие суды имеют печать с изображением Государственного Герба Республики Казахстан и своим наименованием. Сноска. Статья 3 с изменениями, внесенными Конституционными законами РК от 11.12.2006 N 199 (вводится в действие с 1 января 2007 г.); от 17.11.2008 N 80-IV (порядок введения в действие см. ст.2).
|