Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 13 особенности организации медико-социального обеспечения сельского населения в РоссииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Среди организационных принципов современного общественного здравоохранения одним из важных является соблюдение единства и преемственности медицинской помощи населению в городской и сельской местности. Огромная часть населения мира проживает в сельских районах. В Российской Федерации в сельской местности проживает немногим менее 30% населения страны. Медицинская помощь сельскому населению строится на основных принципах организации здравоохранения. Однако факторы, определяющие различия между городом и деревней, влияют на организационные формы и методы работы сельских медицинский учреждений: характер расселения жителей, радиус обслуживания, сезонность работ, воздействие погодных условий при полевых работах, специфические условия трудового процесса, неустроенность хозяйственно-бытовой деятельности и бытовых условий, регионально-национальные особенности и обычаи, образовательный и культурный уровень и др. Организация медико-социальной помощи на селе, ее объем и качество зависят от удаленности медицинских учреждений от места жительства пациентов, укомплектованности квалифицированными кадрами и оборудованием, возможности получения специализированной медицинской помощи, возможности реализации нормативов медико-социального обеспечения. Основными особенностями организации медицинской помощи сельскому населению России были и являются в настоящее время: — этапность; — наличие специальных лечебно-профилактических учреждений в структуре сельского здравоохранения; — специальные организационные формы и методы работы медицинского персонала и ЛПУ в целом. Условно выделяют 3 этапа оказания врачебной помощи сельским жителям. Основными организационными формами медицинской помощи являются стационарная и разъездная. Первый этап — сельский врачебный участок, охватывающий территорию с радиусом 5—10—15 км (в разных областях России) и включающий следующие ЛПУ: сельскую участковую больницу, врачебную амбулаторию, фельдшерские и фельдшерско-акушерские медпункты, здравпункты, на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях ясли-сады и др. На этом этапе сельские жители получают квалифицированную медицинскую помощь (терапевтически, хирургическую, акушерскую и гинекологическую, стоматологическую, в ряде случаев — педиатрическую). Эти условия наиболее соответствуют соблюдению принципов общеврачебной практики и семейного медико-социального обслуживания. Сельский врачебный участок является звеном первого контакта пациентов в системе медицинского обслуживания. Его основная задача — оказание населению участка доступной квалифицированной, приближенной к населению, врачебной помощи и проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий. Сельский врач должен быть (и по существу является) врачом общей практики. Численность населения на участке — от 5000 до 7000 человек. Ближайшим медицинским учреждением, куда обращается сельский житель, является федьдшерско-акушерский пункт (ФАП), ФАП является одной из особенностей сельского здравоохранения; открытие и функционирование ФАП в современных условиях вызвано необходимостью приблизить медицинскую помощь к населению в условиях большого радиуса обслуживания сельской участковой больницы и невысокой плотности населения в сельской местности. ФАП организуется в населенных пунктах с числом жителей от 700 и более, при расстоянии до ближайшего медицинского учреждения не менее 5 км, а при удаленности более 7 км от ближайшего медицинского учреждения ФАП может быть организован в населенных пунктах с числом жителей 300—500 человек. Основными задачами ФАП являются оказание доврачебной помощи и проведение санитарно-оздоровительных и противоэпидемических мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, снижение заболеваемости и травматизма, повышение санитарно-гигиенической культуры населения. Фельдшер ФАП оказывает первую медицинскую помощь при острых заболеваниях и травмах, проводит прививочную работу, физиотерапевтические мероприятия, и в полном объеме выполняет назначение врача, организует патронаж детей и беременных женщин, под руководством врача проводит профилактические, противоэпидемические и санитарно-гигиенические мероприятия. Основным медицинским учреждением на сельском врачебном участке является участковая больница или самостоятельная врачебная амбулатория. Характер и объем медицинской помощи в участковой больнице в основном определяются ее мощностью, оснащением, наличием врачей-специалистов. Здесь оказывается амбулаторная и стационарная помощь терапевтическим и инфекционным больным, помощь в родах, лечебно-профилактическая помощь детям, неотложная хирургическая и травматологическая помощь, осуществляется диспансерное наблюдение, профилактические мероприятия (прививки, профилактические осмотры, санитарно-гигиеническая и противоэпидемическая работа, санитарное просвещение, раннее выявление туберкулеза и онкопатологии и др. В штате сельской участковой больницы в зависимости от ее мощности, численности населения и расстояния до центральной районной больницы (ЦРБ) могут быть врачи по основным специальностям (терапия, педиатрия, стоматология, акушерство, гинекология и хирургия).. Основными критериями при организации сельского врачебного участка является количество населения, радиус обслуживания и характер территории. В различных странах имеются свои особенности в организации первичной медицинской помощи сельскому населению. Общий принцип их работы состоит в приближении медицинской помощи к месту жительства и к месту работы; осуществлении перехода к системе общеврачебной практики и семейной медицине; оказании амбулаторной помощи и клинических лабораторных обследований; наличии врачебных кабинетов терапевта, хирурга, педиатра, акушер-гинеколога, стоматолога и др. В наиболее отдаленных местностях могут быть создана маленькие стационары доя взрослых и детей, дал оказания помощи при родах и др. В ряде стран при отсутствии врачей специалистов в амбулатории педиатрическая и гинекологическая помощь оказывается в рамках разъездной системы медицинской помощи. По мнению экспертного Совета ВОЗ участковые медицинские службы должны располагать небольшим числом родильных коек и палат для экстренной терапевтической и хирургической помощи (особенно, если транспортировка больных из этой местности затруднена). В других случаях предлагается разнообразная структура сельских медицинских учреждений от медицинского центра без коек до вполне развитой сельской больницы в отдаленных районах или больницы с койками для определенных заболеваний. В настоящее время в ряде районов России происходит преобразование сельских больниц в стационары для реабилитации, восстановительного лечения, сестринского ухода (в том числе с совместным финансированием органами социальной защиты населения). Кроме того, далеко не всегда целесообразно существование малых участковых больниц как с экономической, так и с медицинской точки зрения. Доказано, что в более крупных больницах меньше финансовых средств (в расчете на койко-место) приходится расходовать на отопление, содержание обуживающего персонала, хозяйственно-технические нужды, питание, инженерно-техническое обустройство и др. Кроме того, среднегодовая занятость койки многих участковых больниц не превышает 200—250 дней. В маломощных больницах трудно организовать на современном уровне оказание диагностической и лечебной помощи. В силу этих соображений сохраняются лишь относительно крупные, рентабельные сельские участковые больницы, а небольшие больницы реорганизуются во врачебные амбулатории и центры общеврачебной практики. Следующим вторым этапом обеспечения сельского населения медицинской помощью является районное звено во главе с центральной районной больницей (ЦРБ), ЦРБ имеются во всех районных административных территориях. В каждом районном центре функционирует центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ГСЭИ). В структуре здравоохранения районов такие могут быть межрайонные специализированные центры, номерные больницы, диспансеры, центры здоровья, здравпункты, районные и городские больницы и др. Руководителем службы здравоохранения является главный врач района (или районного медицинского объединения), который возглавляет и центральную районную больницу. У него имеются заместители по организации медицинского обслуживания населения (ему непосредственно подчинен организационно-методический отдел): по медицинской части (который главным образом занимается вопросами работы стационара ЦРБ), по родовспоможению и детству, может быть также заместитель по организации поликлинической помощи. Санитарно-противоэпидемической службой района руководит главный государственный санитарный врач района, являющийся главным врачом ГСЭН. В районе имеется также штат районных специалистов, как правило, заведующие профильными отделениями ЦРБ, в обязанность которых входит лечебно-консультативная и организационная работа по специальности в районе. В районную больницу обращаются сельские жители по направлениям медицинских учреждений сельского участка при необходимости специализированной медицинской помощи, функционального обследования, консультации у врачей-специалистов, а также жители приписных участков и самого райцентра. Категории районных больниц определяются численностью населения района числом коек (с учетом сельских участковых больниц). Всего выделяют 6 категорий ЦРБ: от 100 (VI категория) до 400 (I категория) коек. Штатное расписание районных больниц дозволяет иметь врачей большинства специальностей (в некоторых густонаселенных районах, особенно имеющих межрайонные специализированные центры, — до 30). Районное звено является главным звеном в здравоохранении сельской административной территории, которое осуществляет специализированную квалифицированную медицинскую помощь по основным ее видам. Кроме того, специалисты центральной районной больницы (ЦРБ) осуществляют организационно-методическое руководство всеми медицинскими учреждениями района. В своем составе ЦРБ имеет следующие структурные подразделения: стационар с основными специализированными отделениями, поликлинику с консультативными приемами врачей-специалистов и соответствующими лечебно -диагностическими отделениями, организационно -методический кабинет, отделение скорой медицинской помощи и прочие структурные подразделения (морг, пищеблок, аптека и др.). Районные специалисты выезжают для консультаций, проводят показательные операции, обследование и лечение больных, направляют бригады врачей-специалистов в медицинские учреждения сельского участка, заслушивают отчеты врачей участковых больниц, заведующих фельдшерско-акушерскими пунктами, анализируют планы работ, статистические отчеты, проводят научные конференции, семинары, повышение квалификации на рабочем месте и др. Помимо ЦРБ, расположенных в подавляющем большинстве случаев в районном центре, на территории района могут быть другие районные больницы, так называемые «номерные» больницы, которые часто выполняют функции филиала ЦРБ или могут специализироваться по тем или другим видам медицинской помощи. В целях лучшего обеспечения специализированной медицинской помощью создаются межрайонные специализированные центры (отделения), оснащенные современным оборудованием. Межрайонные специализированные центры оказывают лечебную и консультативную помощь, осуществляют организационно-методическую работу, повышают квалификацию медицинского персонала районных и участковых больниц и поликлиник, анализируют показатели здоровья и факторы риска, определяющие заболеваемость по конкретной специальности. Важным структурным подразделением центральной районной больницы является организационно-методический кабинет, работа которого направлена на обеспечение методического руководства: анализ деятельности медицинских учреждений, осуществление мероприятий по повышению качества лечебно-профилактической работы, повышение квалификации специалистов, организация работы по медицинской статистике и оценке здоровья населения, изучение и распространение новых современных форм работы по медицинскому обслуживанию, перспективное планирование развития здравоохранения района, организация работы по внебюджетной коммерческой деятельности и медицинскому страхованию. Оргметодкабинет должен быть укомплектован наиболее опытными врачами-специалистами. Для правильной организации работы и осуществления организационно-методического руководства кабинеты должны располагать данными об экономике и санитарном состоянии района, о сети и укомплектованности медицинских учреждений кадрами, об обеспеченности населения различными видами медико-социального обеспечения. На основе систематического анализа состояния здоровья населения района, планов районных учреждений организационно-методический кабинет составляет комплексный план мероприятий по улучшению медицинской помощи и укреплению здоровья населения района. Обеспечение методического руководства учетно-статистической работой и контроля за ней всех учреждений района является важнейшей функцией оргметодкабинета. В обязанности кабинетов входит прием годовых отчетов. На оснований данных отчетных форм и специального анализа оргметодкабинет составляет обзор о состоянии здоровья различных групп населения и оценивает показатели здравоохранения. В оргметодкабинетах должны быть сведения о районных конференциях и занятиях с врачами и средним медицинским персоналом, о семинарах с участием районных специалистов, специализации и повышении квалификации медицинских работников (которые в сельской местности должны проходить 1 раз в 5 лет). Ежемесячно, ежеквартально кабинет вычисляет основные показатели работы каждого медицинского учреждения. Проводится анализ качественных показателей деятельности по ЦРБ и по району с разработкой мероприятий по их улучшению. В составе ЦРБ могут быть выездные врачебные бригады (постоянно действующие функциональные подразделения). Кроме того, для приближения специализированной помощи к населению района важное значение имеют передвижные виды медицинской помощи: врачебные амбулатории, флюрографические кабинеты, клинико-диагностические лаборатории, зубоврачебные и зубопротезные кабинеты. В системе специализированной помощи важна также роль диспансеров. На уровне района, как правило, функционируют противотуберкулезный и кожно-венерологический диспансеры (если других диспансеров нет, то соответствующие специалисты работают в поликлинике ЦРБ). Большое внимание уделяется организации скорой медицинской помощи в сельских районах. Анализ деятельности стационара и поликлиники ЦРБ оценивается такими же показателями, как в городской больнице и поликлинике. Третий этап (уровень) медицинской помощи сельскому населению областные учреждения здравоохранения, расположенные в областном центре (областная больница с консультативной поликлиникой, диспансеры, стоматологическая поликлиника, областной центр государственного санэпиднадзора и др.). На этом этапе оказывается высококвалифицированная медицинская помощь практически по всем специальностям. Областная больница является научно-организационным, методическим и учебным центром здравоохранения. Основные ее функции: оказание высококвалифицированной, специализированной, консультативной амбулаторной и стационарной медицинской помощи; оказание организационно-методической помощи лечебно-профилактическим учреждениям и экстренной медицинской помощи современными средствами сантранспорта, вплоть до санитарной авиации; руководство и контроль за статистическим учетом и отчетностью лечебно-профилактических учреждений области; анализ показателей заболеваемости, инвалидности, общей и детской смертности в области, разработка мероприятий, направленных на их снижение; проведение мероприятий по специализации и усовершенствованию врачей, среднего медицинского персонала; внедрение новых технологий и методов управления, осуществление экспертных функций. Структурными подразделениями областной больницы являются: стационар, консультативная поликлиника, клинико-диагностические подразделения, лечебно-диагностические, оргметодотдел с отделением медицинской статистики (в ряде больниц — отделы клинико-экспертные и организационно-экономической роботы), отделение экстренной и планово-консультативной медицинской помощи, пансионат для пациентов, общежитие для медработников. В организационно-методической работе медицинских учреждений области принимают участие главные специалисту областного комитета по здравоохранению (главные хирург, терапевт, педиатр) и внештатные областные специалисты (чаще всего заведующие специализированными отделениями). Коечная мощность областной больницы зависит от численности населения области. Наиболее целесообразны и экономически рентабельны областные больницы на 700—1000 коек. Основными задачами консультативной поликлиники областной больницы являются: обеспечение направленным больным из медицинских учреждений участкового или районного уровня квалифицированной консультации по установлению или уточнению диагноза, определение объема и методов лечения, определение нуждаемости в стационарной помощи в отделениях областной больницы или ЛПУ области (района) для проведения дальнейшего лечения. Областная поликлиника выполняет не только консультативно-лечебную функцию, но и оценивает качество работы сельских врачей, районных и участковых больниц. В областную консультативную поликлинику больные направляются, как правило, после предварительной консультации и обследования у районных врачей-специалистов. Для равномерного распределения потока больных областная поликлиника регулярно сообщает о наличии свободных мест в общежитии, в отделениях больницы, согласовывают сроки поступления больных с учреждениями сельской местности. Консультативная поликлиника совместно с отделением экстренной и планово-консультативной помощи организует и проводит выездные консультации врачей-специалистов. На каждого больного консультативная поликлиника дает медицинское заключение, в котором указывается диагноз заболевания, проведенное лечение и дальнейшие рекомендации. Поликлиника систематически анализирует случаи расхождения диагнозов, ошибки, допущенные врачами лечебно-профилактических учреждений районов при обследовании и лечении больных на местах. Отделение экстренной и планово-консультативной медицинской помощи, используя средства санитарной авиации или другой санитарный транспорт, оказывает экстренную и консультативную помощь с выездом в отдаленные населенные пункты или места дислокации (работы) сельских жителей. Отделение обеспечивает транспортировку больных в медицинские учреждения, вызовы из районов и поддерживает связь с бригадами, направленными для оказания медицинской помощи. Отделение экстренной помощи в неотложных случаях организует доставку больных в сопровождении медицинского персонала в специализированные учреждения за пределы области, срочную доставку различных медицинских препаратов и средств, необходимых для спасения жизни больных. Вся деятельность областной больницы по руководству сельскими медицинскими учреждениями координируется, анализируется и направляется специальным подразделением — отделом клинико-экспертной и организационно-экономической работы. Являясь структурной частью областной больницы, отдел служит базой областного управления здравоохранением по анализу состояния здоровья населения, оценке деятельности учреждений здравоохранения, лечебно-профилактического обслуживания населения области в целом. Среди основных направлений работы и функций районного отдела областной больницы можно выделить такие, как организационная, методическая, научно-практическая, консультативная, планово-нормативная, учебно-методическая, медико-статистическая, кадрово-штатная, экспертная и др. К организационной деятельности относится также изучение, обобщение, распространение опыта передовых учреждений (базовых и профильных), организация комплексных медицинских обследований населения, проведение плановых выездов и купирования, составление и издание инструктивно-методических и нормативных материалов. Организационные формы научно-практической работы включают планирование научных исследований, внедрение результатов научных разработок в практическую работу медицинских учреждений, связь с кафедрами медицинских вузов и отделами научно-исследовательских институтов, организацию научных конференций и семинаров, участие врачей в работе научных обществ, публикации материалов и др. Планово-нормативная функция предусматривает комплексное планирование оздоровительных мероприятий на административных территориях области, участие специалистов медицинских учреждений в экономическом и медико-социальном развитии области. Причем для обеспечения системности в решении данных вопросов необходима действенная связь с административными органами области, а также с различными общественными организациями. Учебно-методическое направление предусматривает планирование мероприятий по повышению квалификации специалистов (курсы усовершенствования, рабочие места, семинары, прерывистые курсы, учебно-научные конференции, ординатура, аспирантура). Специалистами оргметодотдела составляются положения о работе общественных советов больниц, о совместной деятельности с депутатскими комиссиями по здравоохранению с работой обществ Красного Креста, ассоциаций медицинских работников и др. Важной задачей является совершенствование трудовой деятельности медицинских работников, пересмотр их профессиональных обязанностей и должностных инструкций применительно к видам медицинской деятельности, правовая защита медицинских работников. Таким образом, основными направлениями совершенствования медицинской помощи сельскому населению на современном этапе являются: — развитие общеврачебной практики (на уровне сельского врачебного участка и районного звена); — совершенствование выездных видов специализированной медицинской помощи; — более широкое внедрение телемедицины; — реорганизация сельских участковых больниц; — развитие стационарзамещающих технологий (на всех этапах сельского здравоохранения). Глава 14 Охрана здоровья женщин и детей
Здоровье матери и ребенка является важнейшим индикатором социально-экономической ситуации в стране и его охрана — приоритетная задача общества и государства. Охрана материнства и детства — это система мер государственного, общественного и частного характера, направленных на сохранение и укрепление здоровья женщин и детей, создание оптимальных условий для выполнения женщиной ее важнейшей социальной функции — рождения и воспитания здорового ребенка. Она предполагает социально-правовую защиту женщин и детей, обеспеченную соответствующими законами, а также создание и эффективное функционирование специальной сети медицинских учреждений охраны материнства и детства. Учреждения системы охраны материнства и детства условно подразделяют на 2 группы: 1) учреждения, оказывающие акушенско-гинекологическую помощь; 2) учреждения, оказывающие лечебно-профилактическую помощь детям.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 874; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.217.1 (0.013 с.) |