Обеспеченность медицинскими кадрами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обеспеченность медицинскими кадрами



Под общей потребностью в медицинском персонале понимается абсолютное количество должностей, обеспечивающее все виды медицинской деятельности, включая управление, медицинскую науку, подготовку кадров.

Закономерным и целесообразным является дифференцированный подход к общегосударственным показателям потребности с учетом специфики различных территорий страны: возрастно-половой структуры населения, соотношения численности городских и сельских жителей, особенностей региональной патологии, уровня промышленного и экономического развития региона, имеющегося кадрового и материально-технического потенциала здравоохранения.

По данным на 1998 год, в системе здравоохранения России было занято 3,15 млн. человек, в том числе 670 тыс. врачей и провизоров и 1,6 млн. человек сестринского персонала. Вместе с тем, в стране насчитывалось 58 тыс. вакантных мест врачей и провизоров и около 80 тыс. вакансий для среднего медицинского персонала.

На протяжении нескольких десятилетий общей стратегической линией кадровой политики здравоохранения России являлось неуклонное наращивание численности медицинских кадров. В результате такой политики наша страна вышла на первое место в мире по числу врачей и обеспеченности ими населения. Так, в период 1988—1992 гг. обеспеченность врачами на 10 тыс. населения в стране составила 46,9. В США, Канаде, Норвегии, Финляндии этот показатель в 2 раза меньше; в Великобритании и целом ряде других стран — в 3 раза меньше. В 1999 г. показатель обеспеченности врачами всех специальностей на 10 тыс. населения в среднем по России составлял 42,2.

Характеристика кадрового обеспечения в целом по стране не дает представления о состоянии этой проблемы по отдельным регионам. Кадровые ресурсы отдельных регионов значительно различаются. Наблюдается, в частности, чрезмерная концентрация медицинских работников в крупных городах. Так, в Москве показатель обеспеченности врачами в 1999 г. составлял 74,4, в Санкт-Петербурге — 67,4; в то же время в Ленинградской области на 10 тыс. населения приходилось только 27,7 врача. Тревожная ситуация складывается в кадровом обеспечении сельского населения. На селе все показатели обеспеченности значительно ниже, чем в городах, и сохраняется тенденция к их дальнейшему ухудшению. Так, в ряде сельских районов показатель обеспеченности врачами едва достигает 10 на 10 тыс. населения. В сельской местности отмечается наибольшая текучесть кадров из-за неудовлетворенности условиями работы и быта. По тем же причинам продолжается отток специалистов из районов Севера.

Остается неудовлетворительным показатель соотношения врачей и средних медработников. По оценке Минздрава РФ, этот показатель должен составлять 1:4—1:5. Анализ динамики его изменения за последние годы выявляет стойкую тенденцию к снижению. Так, если в 1994 г. соотношение числа врачей и медицинских сестер составляло 1:3, то в 1998 г. — уже 1:2,5. Проблема кадрового дисбаланса не является специфической для нашей страны, тем не менее в развитых странах показатель соотношения врачей и среднего медицинского персонала значительно выше, чем в России, и составляет 1:4 и более.

Обращает на себя внимание тот факт, что более 15% средних медработников заняты не в системе Минздрава РФ, а в ведомственных службах здравоохранения. Просматривается весьма тревожная тенденция к сокращению как общей численности среднего медицинского персонала, так и специалистов этой категории в системе Минздрава РФ. Продолжается и отток врачей из учреждений здравоохранения в страховые организации, хозрасчетные и частные медицинские фирмы.

Следует учитывать, что количество врачей и высокая обеспеченность ими на 10 тыс. населения не являются гарантией качества медицинской помощи и хороших показателей здоровья населения. Решающими факторами здесь остаются качество подготовки специалистов, эффективность модели финансирования, доля расходов на здравоохранение и оплата труда врача.

Таким образом, при кажущемся перепроизводстве врачей в России имеется отчетливый дефицит медицинских кадров. Основная причина -недостаточное финансирование отрасли. Россия опережает экономически развитые страны по обеспеченности врачами, но отстает по доле государственных расходов на здравоохранение от ВВП (в России — 3,4%, в США— 13,9%). Зарплата российского врача значительно (в десятки, сотни раз) ниже, чем в развитых странах. Что же касается медицинских сестер, то высокий коэффициент «выбывания» их из профессии обусловлен тяжелыми условиями труда при низкой зарплате и растущей ответственности, отсутствием перспектив продвижения по службе, а также профессиональной неудовлетворенностью, падением социального статуса профессии. В течение последних 20 лет в нашей стране практически исчезла категория

младшего медицинского персонала. Таким образом, медсестры были вынуждены взять на себя еще и вспомогательные технические функции, не требующие профессиональной сестринской компетенции. В свою очередь, во врачебной деятельности увеличилась доля тех видов медицинских услуг, которые должны выполнять хорошо подготовленные сестры.

Одно из приоритетных направлений кадровой политики в области здравоохранения — реорганизация системы и значительное улучшение качества подготовки средних медицинских работников с постепенным увеличением их доли в структуре медицинского персонала, повышением материального и правового статуса специалистов сестринского дела в системе медицинских технологий с передачей им части функций, выполняемых в настоящее время врачом.

В Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации говорится, что подлежит реорганизации система планирования и распределения кадрового потенциала. Соотношение врач — медицинский работник среднего звена должно измениться в сторону увеличения числа последних.

2. Система подготовки медицинских кадров в России

В основу разрабатываемой концепции подготовки медицинских и фармацевтических кадров в новых социально-политических и экономических условиях закладывается государственная политика в области образования, предопределенная Законом Российской Федерации «Об образовании», принятым в 1992 г. и дополненным в 1996 г.

Конечной целью реформы высшего медицинского и фармацевтического образования является подготовка творчески мыслящего, конкурентоспособного специалиста в области медицинской помощи и лекарственного обеспечения населения.

В Концепции очередного этапа реформирования системы образования сказано, что в настоящее время назрела настоятельная необходимость использования новых экономических принципов в образовательной политике и существенного расширения основ рыночной экономики в сфере образования. Многие кадровые проблемы в здравоохранении являются следствием государственного субсидирования медицинского образования. Если будущие врачи сами полностью или частично оплачивают свое обучение, то взамен государственных субсидий на образование можно было бы выплачивать ссуды студентам, ориентируясь на поощрение выбора рода занятий, отвечающего государственным интересам. Это позволит обеспечить целевое распределение и использование квалифицированных, кадров и, кроме того, даст значительную экономию государственных средств. На безвозмездной основе такие ссуды целесообразно было бы предоставлять выпускникам, давшим согласие работать в таких приоритетных сферах, как, например, сельское здравоохранение.

Возникшее на рынке медицинского труда новое понятие конкуренции и повышение спроса на опытных высококвалифицированных специалистов осложнили трудоустройство выпускников медицинских вузов и обострили необходимость опережающего переобучения и перепрофилирования в соответствии с потребностью в новых врачебных специальностях. В условиях современных рыночных отношений возросла ценность гибких мобильных специалистов, готовых занять «рыночную нишу», действовать в соответствии с переменами. Основа конкурентоспособности медицинского работника — постоянное повышение профессионализма в сочетании с социальной мобильностью.

Эффективность обучения и конечный результат профессиональной подготовки медицинских кадров зависят, с одной стороны, от единства личностных и деятельностных характеристик обучающегося, с другой — от преемственности пред— и последипломной подготовки.

Сложившаяся система медицинского образования имеет богатые традиции, научную основу, большой практический опыт, современные программы и учебные планы, а также современную техническую базу и систему контроля знаний и навыков. Это позволяет эффективно осуществлять подготовку и усовершенствование медицинских работников.

2.1. Додипломное медицинское образование

2.1.1. Подготовка специалистов с высшим образованием

Высшее образование является исторически сформировавшимся социальным институтом, ответственным за наследование, накопление и воспроизводство профессиональных теоретических и практических знаний, умений и навыков.

Медицинские вузы России, благодаря апробированной временем организации обучения врачей в тесной связи с лечебной работой в учреждениях здравоохранения достаточно точно представляют комплекс требований, которым должны удовлетворять молодые врачи, приступающие к самостоятельной работе в больницах и поликлиниках. Вуз дает выпускникам исходный профессиональный уровень, формирует готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию.

В начале XXI в. происходит изменение модели образования, основным элементом которого должен стать проблемно-ориентированный профессионализм.

Следует отметить, что из всех основных профессиональных групп специальностей спрос населения на высшее медицинское образование и потребность народного хозяйства страны во врачах продолжает расти.

В настоящее время в систему высшего медицинского и фармацевтического образования России входят 48 государственных медицинских и фармацевтических вузов, в том числе 14 университетов, 31 академия, 3 института, 14 медицинских факультетов университетов, а также 8 негосударственных медицинских вузов и факультетов, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности.

В январе 1995 г. утвержден Государственный образовательный стандарт по всем специальностям подготовки в вузах Минздрава России. В соответствии с приказом Госкомвуза России об итоговой государственной аттестации выпускников вузов с 1996/1997 учебного года в Российской Федерации впервые введена итоговая аттестация выпускников медицинских вузов.

Научно-технический прогресс требует постоянного расширения содержательной стороны высшего медицинского образования, что приводит к появлению в медицинских вузах все новых и новых учебных дисциплин и курсов. В начале XX века врачебное образование в России было 5-летним и включало 30 дисциплин. К 60-м годам, когда число изучаемых дисциплин возросло до 45, был осуществлен переход на 6-летнее обучение. Сегодня число изучаемых в медицинском вузе дисциплин и курсов достигло 54, а число учебных часов осталось прежним.

Традиционно в медицинских и фармацевтических вузах ведется подготовка по следующим специальностям: «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология», «Медико-профилактическое дело», «Фармация». В 1991 г. Минздравом России было принято решение о подготовке в вузах специалистов по новым специальностям: «Спортивная медицина», «Экономика и управление здравоохранением», «Медицинская психология», «Медицинская сестра с высшим образованием», «Социальный работник». Технические вузы осуществляют подготовку специалистов по специальностям «Биотехнические и медицинские аппараты и системы» и «Инженерное дело в медико-биологической практике».

Тенденция появления новых дисциплин и курсов в учебных планах будет сохраняться и дальше. В этих условиях в целях совершенствования профессиональной подготовки оправданным представляется разделение подготовки специалиста на два этапа: додипломная (общеврачебная) подготовка — 6 лет и последипломная (профессиональная) подготовка — от 1 года до 4 лет.

Принято решение об отмене субординатуры на этапе додипломного образования и продлении обучения в клинической ординатуре от 2 до 5 лет в зависимости от специальностей, предусмотренных утвержденной Минздравом России номенклатурой.

В последние годы произошли существенные изменения в технологии обучения. Современные технические средства обучения позволяют использовать проекционную аппаратуру, видеотехнику и компьютерные системы, что значительно расширяет возможности учебного процесса.

Серьезную проблему, требующую дальнейшей разработки и внедрения в практику, представляет система контроля знаний и навыков как в процессе обучения, так и по его окончании. С этой целью вузами осуществляется разработка тестовых заданий для оценки знаний студентов по дисциплинам на различных этапах обучения, что учитывается при аккредитации вузов. Наличие пакета тестовых заданий по дисциплинам позволяет обеспечить необходимый контроль за уровнем знаний и умений.

2.1.2. Подготовка специалистов со средним профессиональным образованием

В систему среднего медицинского образования России входят 442 учебных заведения, в том числе 340 медицинских училищ, 47 колледжей и 14 училищ при вузах. Подготовка специалистов со средним медицинским образованием осуществляется в них по 10 специальностям: лечебное дело, акушерское дело, гигиена, санитария и эпидемиология, ортопедическая стоматология, сестринское дело, лабораторная диагностика, медицинская оптика, монтаж и техническое обслуживание медицинской техники.

Введен в действие Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, устанавливающий государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «сестринское дело». Установлены сроки обучения по специальности «медицинская сестра»: на базе полного среднего образования — 2 года 10 мес., на базе основного общего образования — 3 года 10 мес.

В подготовке сестринских кадров, отвечающих современным международным требованиям, наибольшее значение имеет создание отдельных моделей врачебного и сестринского образования, базирующихся на различных научных теориях; формирование многоуровневой системы сестринского образования, определяющей высшее сестринское образование как важнейшее условие для работы менеджером, администратором, преподавателем, клиническим специалистом и исследователем в области сестринского дела.

Проведение эффективных преобразований в сестринском деле возможно лишь при последовательном осуществлении государством системы мер, обеспечивающих приоритетное развитие этой области здравоохранения на основе всесторонней, комплексной, научно обоснованной концепции, и создании необходимых условий для повышения статуса медицинской сестры в обществе.

2.2. Последипломное медицинское образование.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 739; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.22.244 (0.014 с.)