Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нормативно-правовая база обращения лекарственных средствСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Одной из важнейших проблем здравоохранения является удовлетворение потребностей населения в современных, высокоэффективных лекарственных препаратах и изделиях медицинского назначения. Внедрение рыночных отношений в экономику страны обусловило существенное реформирование фармацевтического сектора. В 2000 г. на территории России функционировало около 600 предприятий, имеющих лицензию на производство лекарственных средств, и лишь 52 из них имели государственную форму собственности, а остальные являлись коммерческими организациями с различной организационно-правовой формой. К сожалению, большинство отечественных предприятий характеризуются относительно небольшой мощностью, высокими издержками производства, низким уровнем производительности труда и маркетинга, устаревшей номенклатурой продукции. По этим причинам значительная часть отечественных лекарственных препаратов не может конкурировать с современными зарубежными аналогами. Серьезной проблемой отечественного фармацевтического производства является и то, что в конце XX века были закрыты многие предприятия, производившие субстанции для лекарственных средств, что привело к усилению зависимости отечественных предприятий от поставок фармацевтических субстанций из-за рубежа. Следует отметить и еще одну проблему. В зарубежных странах важнейшим элементом контрольно-разрешительной системы в фармации являются «Правила организации производства и контроля качества лекарственных средств» (GMP). Разработанный в России на их основе стандарт отрасли ОСТ 42-510-98 был введен приказом МЗ РФ в 1999 г., однако значительная часть предприятий требованиям данного стандарта не соответствует. Не менее важной проблемой в настоящее время является снижение доступности лекарственных средств для значительной части населения в связи с многократным увеличением цен, что связано не только с коммерциализацией фармацевтических предприятий и аптечных организаций, но и наличием сети организаций — посредников. Решение этой проблемы осуществляется по нескольким направлениям, среди которых, в первую очередь, необходимо отметить создание системы тендерных закупок лекарственных средств. Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.03.99 г. №347 и приказом МЗ РФ от 26.01.2000 №30 департаменту государственного контроля качества, эффективности, безопасности лекарственных средств и медицинской техники предписывается обеспечить процедуру государственной регистрации отпускных цен производителей на лекарственные средства, включенные в «Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств». Большое значение для улучшения лекарственной помощи населению имеет и совершенствование законодательной базы, регламентирующей производство лекарственных средств и лекарственное обеспечение населения. В современных условиях основными концептуальными направлениями совершенствования лекарственного обеспечения населения Российской Федерации являются: — создание оптимальных моделей ценообразования и закупок эффективных и безопасных лекарственных средств; — разработка стратегии, направленной на обеспечение рационального использования лекарственных средств врачами и пациентами; — содействие развитию отечественного производства фармацевтических препаратов; — обеспечение контроля за качеством, безопасностью и эффективностью отечественных и импортных лекарственных средств; — стимулирование иностранных инвестиций в российский фармацевтический сектор. Основополагающим документом в сфере обращения лекарственных средств является Федеральный Закон «О лекарственных средствах» (от 22.06.98 г.), основной целью которого является регулирование отношений, возникающих в связи с разработкой, производством, изготовлением, доклиническими и клиническими исследованиями лекарственных средств, контролем их качества, эффективности, безопасности, торговлей лекарственными средствами. Закон включает 13 глав и 47 статей. Государственное регулирование отношений, возникающих в среде обращения лекарственных средств, осуществляется путем: 1) государственной регистрации лекарственных средств; 2) лицензирования деятельности в сфере обращения лекарственных средств; 3) адаптации и сертификации специалистов, занятых в сфере обращения лекарственных средств; 4) государственного контроля производства, изготовления, качества, эффективности, безопасности лекарственных средств. Государственной регистрации подлежат: 1) новые лекарственные средства; 2) новые комбинации зарегистрированных ранее лекарственных средств; 3) лекарственные средства, зарегистрированные ранее, но произведенные в других лекарственных формах, с новой дозировкой или другим составом вспомогательных веществ; 4) воспроизведенные лекарственные средства (лекарственные средства, поступившие в обращение после истечения срока действия исключительных патентных прав на оригинальные лекарственные средства, поступившие в обращение с зарегистрированными собственными названиями). Государственную регистрацию лекарственных средств проводит федеральный орган контроля качества лекарственных средств в срок, не превышающий шесть месяцев со дня подачи заявления о государственной регистрации лекарственных средств. В Российской Федерации должны быть зарегистрированы и ввозимые лекарственные средства. Все лекарственные средства, произведенные на территории Российской Федерации и ввозимые на ее территорию, подлежат государственному контролю. В соответствии с Федеральными Законами «О лекарственных средствах» и «О лицензировании» лицензированию в Российской Федерации подлежат: — производство лекарственных средств (лицензия выдается предприятию-производителю федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит данный вид лицензирования); — внешнеторговая деятельность с лекарственными средствами (за исключением ввоза лекарственных средств, предназначенных для использования физическими лицами, прибывающими на территорию РФ, работниками дипломатического корпуса или представителями международных организаций, аккредитованных в РФ, лечения пассажиров транспортного средства, прибывающего в Россию); — оптовая торговля лекарственными средствами (лицензия выдается Федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта РФ); — фармацевтическая деятельность аптечных учреждений (лицензия выдается органом исполнительной власти субъекта РФ — в Санкт-Петербурге — Лицензионной палатой); — проведение клинических исследований лекарственных средств (лицензия выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения). На основании Программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, утвержденной постановлением Правительства РФ от 11.09.98 №1096, лекарственная помощь оказывается бесплатно в стационарах как финансируемых за счет бюджета, так и за счет средств ОМС в рамках Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств. При амбулаторном лечении бесплатное или льготное лекарственное обеспечение охватывает только группы населения и пациентов с заболеваниями, определенными Постановлением Правительства РФ от 30.07.04 № (с последующими изменениями и дополнениями). В соответствии с приказом МЗ РФ от 26.01.00 №30 нормативные документы (формуляры), регулирующие лекарственное обеспечение медицинских учреждений и льготных категорий населения, действующие в субъектах РФ, должны включать ассортимент лекарственных средств не менее Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств. В настоящее время действует Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утвержденный приказом МЗ РФ от 26.01.00 №30. Перечень включает 344 лекарственных средства. В перечне указывают международное название лекарственного средства или комплексный препарат, а также лекарственные формы. Порядок льготного и бесплатного обеспечения населения РФ при амбулаторном лечении В соответствии с действующим законодательством, право на бесплатное получение лекарственных средств и изделий медицинского назначения по рецептам врачей имеют следующие группы населения: I. Участники гражданской и Великой Отечественной войн (все лекарственные средства, минеральные воды, за исключением стеклянной тары, медицинские пиявки, телескопические очки, моче— и калоприемники, лечебные пояса, магнитофорные аппликаторы, противоболевые стимуляторы, эластичные бинты и чулки, перевязочные материалы для хирургических больных, лекарственные растительные средства, очки для коррекции зрения лицам, имевшим ранения, связанные с повреждением орбиты глаза и прилегающей к ней области, бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов, за исключением протезов из драгоценных металлов). II. Родители и жены военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите страны или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте (все лекарственные средства). III. Лица, работавшие на предприятиях, в учреждениях и организациях г. Ленинграда в период блокады с 8.09.41 г. по 27.01.44 г. и награжденные медалью «За оборону Ленинграда», и лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда» (все лекарственные средства, бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов, за исключением протезов из драгоценных металлов). IV. Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы (все лекарственные средства). V. Бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны (все лекарственные средства). VI. Ветераны боевых действий на территориях других государств (все лекарственные средства, бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов, за исключением протезов из драгоценных металлов). VII. Дети первых трех лет жизни, а также дети из многодетных семей в возрасте до 6 лет (все лекарственные средства). VIII. Инвалиды I группы, неработающие инвалиды II группы, дети-инвалиды в возрасте до 16 лет (все лекарственные средства, средства медицинской реабилитации, моче— и калоприемники и перевязочные средства по медицинским показаниям). IX. Граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, а также лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами вследствие радиационных аварий и их последствий на других (кроме Чернобыльской АЭС) атомных объектах гражданского или военного назначения (все лекарственные средства, бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов, за исключением протезов из драгоценных металлов). X. Малочисленные народы Севера, проживающие в сельской местности районов Крайнего Севера и приравненных к ним территориях (все лекарственные средства). XI. Отдельные группы населения, страдающие гельминтозами (противоглистные лекарственные препараты). Кроме того, лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врача бесплатно пациентам, страдающим некоторыми заболеваниями. I. Лекарственные средства для лечения только данного заболевания отпускаются по рецептам врача бесплатно больным: — детским церебральным параличом; — лучевой болезнью; — системными хроническими заболеваниями кожи; — бронхиальной астмой; — инфарктом миокарда (первые шесть месяцев); — миопатиями; — мозжечковой атаксией Мари. II. Бесплатно отпускаются по рецептам врача все лекарственные средства больным: — СПИД и ВИЧ-инфицированным; — онкологическими заболеваниями (инкурабельным больным бесплатно и перевязочные средства); — лепрой; — диабетом (все лекарственные средства, этиловый спирт по 100 г. в месяц, инсулиновые шприцы и иглы, средства диагностики); — психическими заболеваниями (инвалиды I и II групп, а также больным, работающим в лечебно-производственных предприятиях); — шизофренией и эпилепсией. III. По рецептам врача бесплатно отпускаются некоторые лекарственные препараты больным: — гепатоцеребральной дистрофией и фенилкетонурией (белковые гидролизаты, ферменты, психостимуляторы, витамины, безбелковые продукты питания); — муковисцидозом — больным детям (ферменты); — острой перемежающейся порфирией (анальгетики, (р-блокаторы, фосфаден, рибоксин, андрогены, аденил); — гематологическими заболеваниями, гемобластозами, цитопенией, наследственными гемопатиями (цитостатики, иммунодепрессанты, иммунокорректоры, стероидные и нестероидные гормоны, антибиотики и другие препараты для лечения данных заболеваний и коррекции осложнений их лечения); — туберкулезом (противотуберкулезные препараты, гепатопротекторы); — тяжелой формой бруцеллеза (антибиотики, анальгетики, нестероидные и стероидные противовоспалительные препараты); — ревматизмом, ревматоидным артритом, системной красной волчанкой, болезнью Бехтерева (стероидные гормоны, цитостатики, препараты коллоидного золота, противовоспалительные нестероидные препараты, антибиотики, антигистаминные препараты, сердечные гликозиды, корона-ролитики, мочегонные, антагонисты кальция, препараты калия, хондропротекторы); — после операции по протезированию клапанов сердца (антикоагулянты); — при пересадке органов и тканей (иммунодепрессанты, цитостатики, стероидные гормоны, противогрибковые, противогерпетические и противовирусные препараты, антибиотики, уросептики, антикоагулянты, дезагреганты, коронаролитики, антагонисты кальция, препараты калия, гипотензивные препараты, спазмолитики, диуретики, гепатопротекторы, ферменты поджелудочной железы); — гипофизарным нанизмом (анаболические стероиды, соматотропный гормон, половые гормоны, инсулин, тиреоидные препараты, поливитамины); — с преждевременным половым развитием (стероидные гормоны, парлодел, андрокур); — рассеянным склерозом, миастенией (антихолинэстеразные лекарственные средства, стероидные гормоны); — болезнью Паркинсона (противопаркинсонические лекарственные средства); — с хроническими урологическими заболеваниями (катетеры Пеццера); — сифилисом (антибиотики, препараты висмута); — глаукомой, катарактой (антихолинэстеразные, холиномиметические, дегидратационные, мочегонные средства); — Аддисоновой болезнью (гормоны коры надпочечников, минерале— и глюкокортикоиды). Право на получение лекарственных препаратов по рецептам врача с 50% скидкой при амбулаторном лечении имеют следующие категории населения: — пенсионеры, получающие пенсию по старости, инвалидности или по случаю потери кормильца в минимальных размерах; — работающие инвалиды II группы; — инвалиды III группы, признанные в установленном порядке безработными (кроме лекарственных средств имеют право на приобретение с 50% скидкой моче— и калоприемников и перевязочных средств по медицинским показаниям); — граждане (в том числе временно направленные и командированные, включая военнослужащих и военнообязанных), принимавшие в 1988—1990 гг. участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; — лица, подвергшиеся политическим репрессиям в виде лишения свободы, ссылки, высылки, направленные на спецпоселения, привлеченные к принудительному труду в условиях ограничения свободы; лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, включая граждан из числа репрессированных на территории РФ по признакам национальной и иной принадлежности;* — военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу а период с 22.06.41 г. по 03.09.45 г. в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, и награжденные медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.» или медалью «За победу над Японией»;** — лица, работавшие в годы Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, морских баз, аэродромов и других военных объектах в пределах тыловых границ действующих фронтов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог; члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лица, привлекавшиеся к сбору боеприпасов и военной техники, разминированию объектов и территорий; — лица, проработавшие в тылу в период с 22.06.41 г. по 9.05.45 г. не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо проработавшие менее шести месяцев и награжденные орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны.*** Порядок выписывания рецептов на лекарственные средства на льготных условиях В соответствии с приказом МЗ РФ от 23.08.99 №328 рецепты на лекарства для получения в аптеках бесплатно или с 50- % скидкой в их оплате имеют право выписывать лечащие врачи государственных или муниципальных амбулаторно-поликлинических учреждений. Выписывание льготных рецептов врачами стационаров, а также врачами поликлиник в период нахождения больных в стационаре не допускается. Частнопрактикующим врачам запрещается выписывать рецепты на получение лекарственных средств на льготных условиях, за исключением тех случаев, когда частнопрактикующие врачи работают по договору с территориальным органом управления здравоохранением или фондом ОМС и оказывают медицинскую помощь льготным категориям граждан в рамках Программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью. Право выписывать рецепты для получения в аптеке лекарственных средств имеют также: — в пределах своей компетенции врачи, работающие в поликлинике по совместительству; — врачи ведомственных поликлиник федерального (субъекта Федерации) подчинения категориям граждан, имеющим льготный статус по профессиональному признаку,* расходы на бесплатное лекарственное обеспечение которых покрываются за счет средств федерального бюджета и иным категориям граждан, расходы на бесплатное лекарственное обеспечение которых покрываются за счет средств бюджетов различных уровней и ОМС — по согласованию и в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъекта РФ; если в бюджетах соответствующих министерств и ведомств не выделены финансовые средства на эти цели. В особых случаях (при отсутствии врача в ЛПУ, расположенном в сельской местности) по решению органа управления здравоохранением субъекта РФ, рецепты для получения в аптеке лекарственных средств на льготных условиях могут быть выписаны самостоятельно ведущим прием фельдшером, акушеркой, а в отдельных случаях — зубным врачом. Льготные рецепты на лекарственные средства выписываются лечащим врачом поликлиники самостоятельно в соответствии со стандартами и врамках территориального формуляра, за исключением случаев выписывания рецептов по решению КЭК или на основании рекомендации врача-специалиста. По решению КЭК. выписывание льготных рецептов осуществляется лечащим врачом поликлиники: — на дорогостоящие лекарственные препараты, стоимость которых (на курс лечения в случаях острых заболеваний или на один месяц лечения хронических заболеваний при необходимости проведения постоянной/длительной поддерживающей терапии) превосходит четыре минимальных размера оплаты труда (МРОТ); — на психотропные, сильнодействующие и ядовитые вещества, анаболические гормоны; — на наркотические средства больным, не страдающим онкологическими/гематологическими заболеваниями; — на лекарственные средства одному больному одномоментно в количестве пяти и более или свыше десяти в течение одного месяца; — на лекарственные препараты согласно формулярам аналоговой замены в случаях нетипичного течения болезни, при наличии осложнений основного заболевания или сочетанных заболеваний, при назначении опасных комбинаций лекарственных средств, а также при непереносимости или отсутствии в аптеке лекарственных средств, входящих в территориальный формуляр. Выписывание льготных рецептов лечащим врачом поликлиники на основании рекомендации врача-специалиста осуществляется: — на наркотические средства и противоопухолевые препараты онкологическим/гематологическим больным (по рекомендации онколога и/или гематолога); — на иммуномодуляторы (после проведения лучевой и/или химиотерапии, пересадки костного мозга (по рекомендации онколога и/или гематолога); больным СПИД или другими тяжелыми нарушениями иммунитета (по рекомендации иммунолога), после пересадки органов и тканей (по рекомендации трансплантолога); — на противотуберкулезные препараты (по рекомендации фтизиатра); — на противодиабетические (больным сахарным диабетом) и прочие лекарственные средства, влияющие на эндокринную систему (по рекомендации эндокринолога). При отсутствии указанных специалистов, выписывание льготных рецептов в этих случаях производится лечащим врачом по решению КЭК поликлиники. Для получения в аптеке лекарственных средств без оплаты или с 50-% скидкой предназначены бланки рецепта ф. №148-1/у-88. Причем для льготного или бесплатного отпуска лекарственных средств рецепт оформляется в 2-х экземплярах. На рецепте указывается номер телефона, по которому работник аптеки может согласовать с лечащим врачом (КЭК поликлиники) синонимическую замену лекарственного препарата, стоимость которого более чем на 30% превышает стоимость выписанного лекарственного препарата в случае его отсутствия в аптеке. На одном бланке ф. №148-1/у-88 разрешается выписывать одно наименование лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету. При заполнении бланка необходимо подчеркнуть форму оплаты (бесплатно или с 50% скидкой). Наркотические средства и психотропные вещества списка II выписываются по льготным категориям граждан на специальных рецептурных бланках на наркотическое средство, имеющих штамп ЛПУ, серийный номер и степени защиты, дополнительно к специальному бланку выписывается рецепт ф. №148-1/у-88. Наркотические средства выписываются льготным контингентам при наличии прикрепления к аптеке письменным распоряжением руководителя ЛПУ, обновляемым ежемесячно. Приказом МЗ РФ №328 от 23.08.99 установлен срок действия льготного рецепта — до 1 месяца, за исключением рецептов на наркотические средства и психотропные вещества списка II (5 дней), на содержащие психотропные средства списка III, сильнодействующие, ядовитые вещества, лекарственные средства: апоморфина гидрохлорид, атропина сульфат, гоматропина гидробромин, дикаин, серебра нитрат, пахикарпина гидройодид, анаболические гормоны (10 дней). Назначение лекарственных препаратов для льготного отпуска отражается в медицинской карте амбулаторного больного с указанием номера рецепта, наименования препарата, разовой дозы, способа и кратности введения, количества лекарственного средства.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.6.9 (0.01 с.) |