Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профессиональный менталитет и одна психоэкологическая гипотезаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Несмотря на то, что мир (в данном случае понимаемый как универсум, а не как покой) процессуален и в этом смысле всегда нестабилен, наш разум делает "стоп-кадры" действительности, выхваченные из процесса устойчивые предметы рассмотрения, условные целостности, "гештальты", "кванты", которые, в частности, порождают и некоторое необходимое человеку сознание относительной устойчивости среды, объемлющих систем. Вместе с тем творчески ориентированный интеллект постоянно преодолевает, переделывает ранее созданные стереотипы представлений, акцентирует не "стопкадровую", а "фильмовую" природу реальности, порождая вместе с тем и не всегда приятные переживания нестабильности мира, которые в предельных случаях могут приводить, в частности, к душевным состояниям острой неудовлетворенности человека. Несмотря на то, что люди в конце концов придумывают и ценности, и идеалы, и образы самих себя, им важно сознавать факт существования каких-то реальных объемлющих систем, чего-то противолежащего им, объективного и достаточно устойчивого; более того, как показывает В. Франкл [337, с. 292 – 293], соответствующие переживания совершенно необходимы для душевного здоровья человека; надо, чтобы для субъекта именно был внешний мир, где можно реализовать себя и осуществить некоторый смысл жизни. В противном случае возникает опасность особого рода нервно-психических заболеваний. Напомним верную, на наш взгляд, мысль, что, выдумки, будучи неуязвимы для пушек, несравненно долговечнее их (М. Горький). Мысленные продукты разума, воображения, включая и фантомные образы (не соответствующие чему-то во внешнем мире), "воздушные замки", "состояние умов" – это важная реальность, регулирующая поведение, деятельность людей, их групп, народов. В связи со сказанным вопрос об особенностях образа мира в сознании людей как представителей тех или иных сообществ (и в частности, профессиональных общностей) является не просто академическим, а насущно практическим. Образ мира у разнотипных профессионалов. Разумеется, через сознание современного специалиста, имеющего ряд лет не только профессиональной, но и общеобразовательной школы и, возможно, опыт межкультурных (кросскультурных) контактов, прошли тысячи уроков и других порций информации, транслирующих и утверждающих, в частности, и общечеловеческие, общекультурные ценности (как известно, содержание общего образования имеет тенденцию быть изоморфным культуре); кроме того, в системе профессионального образования также есть, как правило, немало общенаучных, общезначимых включений. И вполне вероятно, что каждый взрослый работник каким-то образом знает существенные вещи общекультурного свойства и, быть может, способен их актуализировать в сознании (скажем, за пределами своих профессиональных функций). Но хотя это, возможно, существует, нам это неизвестно: материал, которым мы располагали, дает основание утверждать, что актуализируемые профессионалами представления универсума, реального целостного мира, существенно и не случайно различаются в зависимости от типа профессии, выделяемого по признакам предметной системы, с которой имеет дело профессионал как субъект деятельности (эти типы были выделены и кратко охарактеризованы в §2.9). Парадокс тут в том, что хотя деятельность, вообще говоря, – важное условие именно адекватного знания о мире, в то же время оказывается, что "делатели", профессионалы очень по-разному представляют и объектную и субъектную реальности. Сама по себе мысль, что разные люди по-разному воспринимают, представляют и понимают одни и те же вещи или других людей, банальна. Но надо признать, что практически каждый человек может оказаться в пределах некоторой иллюзии: окружающий мир, универсум (включая и его субъектную составляющую), полагает он, и есть то, что я сам воспринимаю, представляю, знаю, а другие люди почему-то часто делают это "неправильно", "неполно" и пр. (хорошо сказано у Н.В. Гоголя: "... и все, чего он не видит сам, то для него ложь". Светлое Воскресение). А профессионалы, "делатели" – это многомиллионное ядро общества. И с этим нельзя не считаться Нас далее будет интересовать профессиональная специфика соответствующих представлений. Человек как субъект – часть окружающего мира, поэтому мы принимали во внимание особенности представлений профессионалов как об объектной, так и о субъектной составляющих мира (универсума). Были взяты по 25 примерно одинаковых по объему и по структуре описаний профессий (профессиограмм) каждого из типов (П, Т, Ч, 3, X), выделенных в предшествующем тексте (§2.9, табл. 2.1). Описания профессий были предназначены не для специалистов, а для юношества. Но поскольку авторы описаний – специалисты и привержены к тому или иному типу профессий, их письменная продукция, полагаем, отображает черты профессионального склада ума, менталитета [218 – 223). Из профессиограмм были выделены смысловые единицы, характеризующие представления о субъектном и объектном факторах окружающего мира. Сразу же отметим, что словарь описания субъекта профессионалами-непсихологами существенно не совпадает с тем, что мы видим в учебниках, словарях по психологии, но это особый вопрос. Из 3194 смысловых единиц, так или иначе описывающих субъекта, 48+0,9% характеризуют его черты (например, особая осторожность, техническая смекалка, доброжелательность, внутреняя организованность, смелый полет фантазии и пр.); остальные смысловые единицы акцентируют отнесенность черт субъекта к предметному миру (37%) и те или иные градации (15%) их выраженности (примеры предметной отнесенности черт субъекта: "он любит все живое", "любит могучие машины", "ему по-настоящему интересно с детьми", "предпочитает порядок и четкость", "любит малые формы в искусстве" и пр.; что касается градаций черт субъекта, то это такие "житейские" шкалы, как "самозабвенно предан избранному делу", "предельно внимателен", "работа физически не тяжелая", т. е. "ему не тяжело" и т.п.). Характеристики черт субъекта неравномерно распределены по отмеченным выше типам профессий: наибольшее их количество (16+-0,6% из 48+-0,9%) приходятся на профессии типа Ч ("человек – человек"), наименьшее (7+-0,5) – на тип Т ("человек – техника"). Если принять во внимание, что профессии типа Т, по-видимому, наиболее многочисленны по составу занятых в них людей, это делает здесь вопрос о профессиональной специфике восприятия другого человека достаточно острым. Если принять во внимание 863 случая распределения предметных реальностей, которые мыслятся в профессиограммах, то приоритеты (частоты) располагаются, например, так: "хозяйство, производство" отмечается в 11% случаев в описаниях профессий типа Т и только в 2%-в Ч; идея "человечества, населения" как бы всплывает в сознании профессионалов типа Т только в 5% случаев, но в 10% случаев – в сознании профессионалов типа Ч; соответственно "сознание и деятельность общества": 2% – Т и 1%-Ч; "космос, планета": 1%-Т и 0%-Ч; "живая природа": 0% – Т и 0% – Ч, но все же 4% – П, 2% – Х и т.д. Далее, чтобы не затруднять восприятие предлагаемого здесь материала, приведем для сравнения краткие описательные (неколичественные) характеристики разных типов профессионалов (подробнее см. [154]). Работник, занятый явлениями живой природы (тип профессий П), усматривает мир (мир волнует его) прежде всего со стороны имеющих место биотических (связанных с жизнью в биологическом смысле этого слова) и абиоти-' ческих явлений, обретений и утрат в этой области. Земля в его сознании – носитель биосферы, всего живого и условий его-существования. Более детальные представления здесь такого, например, рода – площади, занятые лесами, посевами, биомасса чего-либо (почвенных червей, леса и т.д.), круговорот веществ; леса – это защита полей, они же синтезаторы значительной биомассы. Профессионалы этого типа выделяют и удерживают в сознании прежде всего такие целостности, в которых нуждаются микроорганизмы, растения, животные. Выделяют и удерживают в сознании многие представления о растениях, животных, микроорганизмах, о факторах и проявлениях динамики, "судьбы" чего-либо живого. Цивилизация, культура человечества – это, с их точки зрения, прежде всего культура сельскохозяйственного производства, земледелия, животноводства, пчеловодства, коневодства и т.п. Люди – это потребители "даров" природы и производители продукции, истоки которой находятся в природе же. Международные отношения – это прежде всего то, что делается в человеческом мире в связи охраной природы или использованием ее "даров" и профессиональных достижений в области растениеводства, животноводства, микробиологии. Условия существования и развития человека – это то, что связано с пищей, питанием, обеспечением и соблюдением научно обоснованных норм питания, обеспечением человека одеждой; истоки всего перечисленного надо видеть в недрах сельскохозяйственного производства. Деятельность человечества, людей – это прежде всего то, что связано с использованием ресурсов природы и что влияет на нее и ее судьбу на планете. Работник, занятый техническими системами (тип Т), видит мир, усматривает его (и мир волнует его) прежде всего со стороны того, как наша жизнь оснащена или не оснащена, может или должна быть оборудована техникой. Космос видится как то, освоение чего невозможно, например, без электроэнергии. Околоземная орбита может видеться как нечто, что неплохо бы оснастить вертикальным транспортом – лифтом. Планета Земля видится как источник тепла, энергии. Более детальные представления здесь такого рода: поверхность земли – это места для прокладки кабелей, возведения сооружений, площади, занятые производственными и жилыми корпусами, где есть тепло и электросети, внутренний транспорт, оборудование. Профессионалы выделяют и удерживают в сознании прежде всего такие целостности, как реализованные полезные вещественные придумки, усиливающие возможности человека в полезной деятельности, высвобождающие его от рабочих нагрузок и даже превосходящие человека в реализации многих его функций (в приложении физических усилий, в быстроте, точности, ловкости, неутомимости не только физических, но и умственных действий). Цивилизация, культура, история человечества – это прежде всего достижения научно-технической революции, создание придумок указанного выше рода – электродвигателей, радио, ЭВМ. Страны и континенты, местности на земле – это как бы недетализированные зоны, точки, между которыми пролегают ясно представляемые линии связи, электропередач, нити газопроводов, теплотрассы и т.п. Зато сами технические объекты детализированы. Тут и жилы кабеля, и строгая логика работы механизмов, и грозоразрядники, и следы коррозии на контактах, и незначительные повреждения изоляции, которые важно замечать и пр. Условия существования и развития человека – это здания, сооружения, транспортные средства, технические средства связи, обеспеченность теплом и элетроэнергией; в частности, больницы, учебные заведения, жилые дома – это прежде всего объекты, которые нужно обеспечить теплом, светом, энерговооруженностью, вертикальным транспортом и пр. Деятельность человечества – это прежде всего научнотехнические расчеты, автоматизация технологий, создание грандиозных сооружений и миниатюризация оборудования, ориентация на мирное применение новейших достижений техники. _ Если работник, занят социальными системами, людьми (с их сознанием, поведением, областью духа; тип профессий Ч), то он мир видит, усматривает его (и мир волнует его) прежде всего со стороны наполненности окружающей среды разными, разнообразными, разномыслящими, разнокачественными и разнонаправленными людьми, группами, сообществами, организациями, их сложными взаимоотношениями. В то же время "космическая", "природнопланетная" составляющая образа мира практически не находит заметного отображения на первых планах сознания. Это какой-то далекий смутный фон. Профессионалы выделяют и удерживают в сознании прежде всего целостности, характеризующие умонастроение, поведение людей, образ их жизни, формы активности, способы привнесения порядка, упорядоченности в сложную жизнь человека и общества. Цивилизация, культура, история человечества в представлении таких специалистов – это прежде всего народы, страны, государства, языки, культурные ценности разных народов. А международные отношения – это прежде всего политические, торгово-экономические, общекультурные взаимодействия между хорошо различаемыми, представляемыми социальными системами. Условия существования и развития человека – это памятники культуры, сеть музеев, экскурсии, общение участников специально организованного празднества, удовлетворение духовных запросов населения, общественный порядок. Остальное – некий само собой разумеющийся и кем-то обеспечиваемый фон. Деятельность человечества, людей – это прежде всего приобщение широких слоев населения к освоению культурных ценностей, культурно-просветительная деятельность, доведение товаров до потребителя, обеспечение гражданских прав, борьба с преступлениями разного рода. Наиболее детализированы при этом представления о разновидностях людей (и дети, и взрослые, и обезличенные лица, и индивидуально отличаемые люди, например, склонные к тунеядству и пр.). _ Профессионалам типа 3 мир видится, усматривается ими и волнует их прежде всего со стороны упорядоченности, развитости, изученности, учтенности и подсчитанности разнообразных его составляющих: Вселенная – это лаборатория для изучения процессов, не воспроизводимых в земных условиях; Природа – это то, что выверило веками оптимальные размеры предметов; дерево – цилиндр, диаметр которого уменьшается с высотой, а переплетения корней – надежный фундамент, обеспечивающий такую устойчивость, что даже не всякий ураган его свалит; приятно, что уже известен диаметр вируса; поверхность планет изучается с помощью фотографии; моря, пустыни – то, где можно сориентироваться с помощью астрономии, – вот типичные представления, отношения к миру, ходы мысли, наполнение сознания. Профессионалы выделяют и удерживают в сознании целостности, "гештальты" такого рода: быть в курсе всех событий современности; одним из первых узнавать о достижениях человеческой мысли; система документального и информационного обеспечения управления сложными объектами; печатные источники; цифровой материал; контроль качества печатной продукции; создание проекта документа; следование строгим правилам; тематика издательства; иностранные алфавиты; построение математических и химических формул; административно-территориальное деление страны; схемы движения транспорта; маршруты почтовых вагонов; названия и расположение предприятий, названия многочисленных улиц, переулков, площадей; законодательство страны. Цивилизация, культура, история человечества -здесь это прежде всего письменность, почтовая и иная информационная связь вплоть до современной "спутанности" всего земного шара информационными сетями; формулировки правовых норм. Страны и континенты – пункты, где были приняты первые радиосигналы или где производится то или иное количество печатной продукции, где работают специалисты по научнотехнической информации. Международные отношения – это прежде всего информационно-технические связи (доставка письма в любой уголок земного шара, телефонная связь, возможность поиска за рубежом полезной информации и т.п.) Условия существования и развития человека – это увеличение количества производимой информации в геометрической прогрессии; телефон как привычный атрибут быта; книги (именно тиражи книг), газеты и журналы (большое количество названий их как достигнутое благо), количество (сотни) языков, на которых выходит печатная продукция в стране, социальные преобразования (как нечто, создающее условия для развития языка общения), чертежи (как фактор ускорения прогресса) и т.п. Деятельность человечества, людей – это прежде всего автоматизация связи, документопроизводства; обеспечение законности и правопорядка (документальными средствами); совершенствование измерений, систем единиц измерения величин; совершенствование средств фиксации фактов (такого, как, например, фотография), информационного обеспечения жизни общества. В профессиях типа Х мир видится, усматривается работником и волнует его прежде всего и как некая данность, в которой можно найти, выделить красивое, прекрасное, и как область, которую можно преобразовать и привнести в нее красоту, удобство, волнующую человека форму какого-то содержания. Космос – это то, где людям приходится жить, и, следовательно, надо подумать об интерьере космического корабля. Земля – то, на что можно мысленно взглянуть с большой высоты из точки космоса, чтобы, например, лучше упорядочить проектируемый населенный пункт. Природные условия (например, рельеф поверхности Земли, стороны горизонта, господствующие ветры, среднемесячные температуры и т.п.) – это то, что надо учесть при проектировании зданий и сооружений. Природа – не только источник впечатлений, но и красителей, а также и некоторых неприятностей (нет в природе вечных художественных материалов, время и микробы превращают холсты в прах...). Профессионалы выделяют и удерживают в сознании целостности такого, например, рода: художественные стили, гармония цветового решения (картины, архитектурного проекта, оформляемой витрины, театральной декорации), чувство подаренной людям красоты, "пульс дня", сценическая речь, вера в происходящее на сцене, исполнительская концепция, музыкальное оформление театрального представления, фразировка (музыкального материала), симфоническое звучание, отклонения от темпа и пр. Цивилизация, культура, история человечества – здесь это множество достижений художественного толка, причем обычно вполне конкретных (в смысле авторства, времени, места) – образцы крашеных тканей, найденных в египетских пирамидах, кони Клодта на мосту через Фонтанку, лаковые миниатюры мастеров Палеха, славящиеся во всем мире, и т.п. Международные отношения как таковые не акцентированы: мир людей, стран, народов предстает в сопоставительных экскурсах как лишенный придуманных людьми политических, государственных границ: в одном ряду могут сопоставляться художественные деяния и первобытного человека, и мастеров Италии, России или Голландии и т.д. Условия существования и развития человека – это система расселения людей, жилые кварталы, парадные площади города, пространство для отдыха в проектируемом жилом помещении, пространство для рукоделия, плодородные места, которые важно принимать во внимание при проектировании селений, деревень. Деятельность человечества составляет в целом некий фон, главное же – то, что надо обеспечить, преодолевая существующие недостатки: нормы современного быта, обслуживания, обеспечения жителей села всем тем, что есть в городе (не перенося в деревню огульно, скажем, нелепую идею многоэтажной застройки)... Итак, разнотипные профессионалы скорее всего неодинаково "квантуют" окрестный мир на различимые существенные целостности, события, явления. И если при этом они, сами того не замечая, недостаточно хорошо рефлексируют, например, субъектный или природный, или технический, или эстетический, или метрический и т.п. аспекты окружающей обстановки, это ставит задачи их компенсаторной информационной поддержки, задачи их взаимообогащения информацией об окружающем (последнее – ради взаимопонимания, профилактики непродуктивных конфликтов). Мы оставляем в стороне важный вопрос (он отмечен в [12]) о том, влияет ли типичная профессиональная деятельность на формирование у человека образа мира или человек, выстраивая свой профессиональный путь, предпочитает определенные виды деятельности в соответствии со своим виденьем мира и мироотношения (выбирает определенную профессию или хоть "застревает" в какой-то профессии в порядке трудовых проб, профессиональных миграций, "естественного профотбора"). Скорее всего, здесь мы имеем диалектику того и другого факторов. Рассмотрим кратко вариант психоэкологической гипотезы. Наше предположение: психологическое знание о разнотипных профессиях является условием не только правильного выбора каждым подрастающим человеком своего трудового пути, виденья его возможных перспектив, диверсификаций, но и необходимым условием хорошего взаимопонимания, взаимоуважения и делового объединения людей-"делателей". А это, в свою очередь, есть важное условие благополучного общественного настроения и, следовательно, психического здоровья всех и каждого. Можно предполагать, что если в обществе будет последовательно культивироваться дифференцированное, детальное знание, в частности, о менталитете, складе ума, наполнении сознания разнотипных профессионалов, это существенно минимизирует недоразумения, переживания напряженности, конфликты при взаимодействии руководителей и подчиненных, политиков и народа, представителей организаций и включенных в них "делателей". В свою очередь необходимым условием такого благоприятного состояния общественного сознания является культивирование (в системах образования, воспитания разных типов и уровней, начиная от семьи и кончая высшими формами профессиональной подготовки) уважительного отношения к своеобразию психики стороннего человека, преодоление стихийно возникающей иллюзии, что все должны видеть, понимать реальность именно "как я". Сложность реализации обсуждаемой задачи в том, что психика стороннего человека – реальность, как мы уже отмечали, неявная, незримая; ясные, четкие представления о состояниях и особенностях внутреннего мира сторонних людей отнюдь не легко строить и удерживать в сознании. В связи с душеведческим невежеством возможно и совершенно искреннее, "честное" варварство, "дожимание" других по своему образу и подобию, представляющемуся единственно возможным и правомерным (кому-то кажется, что решительно все надо построить по схеме рынка, другим – по принципу "твердой руки", третьи "ушиблены" идеей плюрализма или "А посиди-ка, братец" (А.П. Чехов) и пр. Но ведь каждая полезная идея имеет свою ограниченную область корректного применения, за пределами которой она становится ложной, абсурдной и даже просто вредной). Дело здесь не проще, чем, скажем, в отношении таких незримых факторов среды, как радиационная или микробиологическая опасность. Но ведь какой ценой досталось и достается сносное состояние соответствующей (гигиенической, радиационно-экологической) культуры в обществе! Не следует думать, что удовлетворительный уровень психологической культуры может возникнуть сам собой. Здесь требуется именно бум специальных просветительских усилий, которому должен систематически предшествовать и бум усилий исследовательских в области научного психологического профессиоведения. И это миссия психологов труда. Значимость психоэкологических проблем начинает ясно осознаваться специалистами. Об этом свидетельствует, например, уже название "круглого стола", организованного еще в мае 1995 г. Отделением психологии Международной академии информатизации совместно с Комиссией по здравоохранению Исполкома РЗД (Российского земского движения),"Психоэкологическая катастрофа в России". Полагаем, что систематическая работа по распространению дифференциально-профессиоведческих знаний охарактеризованного выше рода внесет необходимую лепту в преодоление неблагоприятной психоэкологической ситуации, фиксируемой специалистами (медиками и психологами).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.5.216 (0.012 с.) |