Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Введение в психологию труда: Учебник↑ Стр 1 из 15Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Климов Е.А.
Введение в психологию труда: Учебник
В учебнике освещается своеобразие психологического содержания труда в разнотипных профессиях, обсуждаются пути и способы установления наилучшего соответствия объективных требований профессии и личных качеств, рассматриваются вопросы группового субъекта труда, акцентированы проблемы развития и воспитания субъекта труда.
Оглавление
Часть 1. О предметной области и задачах психологии труда. 1 Введение. 1 Глава 1. Психическая реальность, труд и науки о труде. 4 Глава 2. Психологическое знание о труде и трудящемся. 49 Часть 2. О методах психологии труда. 100 Введение. 100 Глава 3. Методы построения теории. 102 Глава 4. Эмпирико-познавательные и конструктивные методы.. 122 Литература. 154
Часть 1. О предметной области и задачах психологии труда ... нахожусь в том противном состоянии, которое принято называть отдыхом от усиленных занятий и посвящать разным накопившимся отложенным мелочам... Итак, я отдыхаю, а вернее – скучаю и потому о времени труда говорю, как о милом прошлом. М.А. Врубель (письмо к А.А. Врубель от апреля 1863 г.) Введение Естественные и технические науки, оснащенные специально разработанными для них математическими средствами, давно используются людьми и для создания материальных условий существования, искусственной среды обитания и даже для широкомасштабного уничтожения людьми друг друга. вполне понятно, что у человека, живущего в современной культуре, эти науки уже в порядке не обязательно сознаваемой "презумпции" вызывают заслуженное почтение, уважение с разными их оттенками. (от восхищения до страха) и отношение как к образцам проявлений разума. Исходя из такой позиции, казалось бы, надо строить научную психологию труда по образу и подобию указанных наук, а историю психологии понимать как приближение к их историческому пути или как его запаздывающее повторение. И, кстати, есть примеры соответствующих подходов к рассматриваемому делу, с чем мы отчасти столкнемся несколько ниже. Но все же идея построения психологических наук и, в частности, психологии труда по названным уважаемым и достойным в своем роде (в рамках их корректного приложения) образцам ведет в пределе к абсурду. Почему? Дело в том, что, во-первых, и категориальный строй (множество понятий), и системы методов указанных наук нечувствительны как раз к той реальности, которая существенна для психологии. Более того, по-житейски различимые и свойственные человеку как субъекту особенности, качества понимаются в естественных и технических науках скорее как помехи или источники затруднений, от которых важно избавляться (повышать, скажем, надежность производственных систем за счет вытеснения из них человека, который ошибается, утомляется, отвлекается; совершенствовать методы познания, очищая их от субъективности, т. е. опять-таки от чего-то присущего человеку, и т.п.). Во-вторых, явления природы и техники относительно стабильны, если иметь в виду масштабы времени человеческой жизни (серная кислота и в прошлом веке, и в будущем будет взаимодействовать со щелочью по давно известной формуле, и это будет происходить и в пробирке, и в заводском резервуаре); человек же со всей системой его психической регуляции и ее динамикой изменчив, индивидуально неповторим, располагает многими степенями свободы выбора. И его активность, в частности, существенно обусловлена относительно быстро сменяющими друг друга средовыми процессами, протекающими в обществе, в культуре (понимаемой в широком смысле как область накопленных достижений в материальном и духовном производстве, общественном устройстве). Культивирование так называемого гуманистического подхода в психологии (подхода, связанного с уважением к человеку как субъекту, с учетом его уникальности, свободы, права на "самостроительство". жизни по своему замыслу и разумению) тоже можно довести до абсурда и, продолжая полагать себя в области науки, оказаться практически в области мистики, непроверяемых мифологических моделей и "сверхученых" слов. Просто строить баррикады против научной традиции, традиционной научной рациональности и размахивать флагом гуманистического подхода было бы нелепо. Нельзя не считаться с теми обретениями научной рациональности, которые накопило человечество (включая не только достижения философии, гуманитарных наук, но и наук естественных и технических). Нужны новые качественные синтезы научного знания, и их построение – особая задача на далекую перспективу. Нам же здесь в связи со сказанным важно для начала хотя бы стараться осознавать те ходы, стереотипы мысли, которые воспитаны у нас, возможно, еще в школе на материале учебных предметов естественно-научного цикла, не считать их единственно возможными образцами проявлений разума и научности, помнить, что любая истина имеет ограниченные пределы корректного приложения, которые надо конкретно выяснять. Обратимся к рассмотрению общепонятных явлений труда человека на штатном рабочем месте. Пусть это будет работа водителя грузового автомобиля, а мы, располагая средствами науки, хотим быть полезными: намереваемся внести вклад в повышение производительности труда, его безопасности, создать условия для максимальной сохранности данного работника как члена профессиональной общности водителей, для разностороннего развития его личности, удовлетворенности трудом. Нетрудно заметить, что при попытке нашего обращения к конкретному явлению, "частному случаю" возникают полезные, с точки зрения и движения к истине, и оказания практического содействия человеку, несообразности, несвязности: штатное "рабочее место" водителя как раз меньше всего именно "место", поскольку здесь человек при работе как раз перемещается, и предметная ситуация труда все время "плывет" не только во времени, но и в обычном пространстве. Точно так же большим упрощением было бы говорить о рабочем месте многих других работников, которые, казалось бы, "ходят на работу" или "пребывают на работе". Учитель, например, должен побыть и в библиотеке, и, возможно, посетить семью ученика, и провести с детьми экскурсию, а также и у себя дома он практически "на работе": ему надо посидеть над тетрадями учеников, а отнюдь не только быть в классе, у доски. Если ретивый блюститель трудовой дисциплины и законов о труде захотел бы учесть пребывание учителя или агронома, руководителя, не говоря уже о водителе автомобиля, "на работе", то он либо пришел бы в смятение, либо "наломал бы дров", упрекнув работников, что они не находятся там, где они должны, казалось бы, быть. Таким образом, придется сразу же теоретически признать представление не столько о "рабочем месте", сколько о "рабочей зоне" человека, занятого трудом, которая при этом может быть причудливым образом распределена не только в геометрическом, но и в социальном, информационном пространствах. И для некоторых случаев это вопрос не праздный: если, предположим, руководитель, менеджер (как иногда модно выражаться) не учитывает рассматриваемого обстоятельства, неизбежны конфликты. Нe важно, скажем, где "сидит" работник науки, важно, чем и как занята его голова, и именно это последнее обстоятельство определяет, находится или не находится он "на работе"; как мы заметили, столкновение с конкретными явлениями предполагает не только движение от науки к практике, не только "внедрение" идей науки или "приложение". "применение" их, но также и коррекцию, уточнение, а то и коренную ломку и перестройку этих идей, т. е. речь идет и о продуктивном движении от практики ("конкретики") к науке. Едва прикоснувшись к реальности, мы должны были, например, подправить наши "презумпции" относительно "рабочего места"; при конкретном подходе к делу сразу становится очевидным, что те полезные практические, гуманистические вклады, которые мы вознамерились сделать применительно к некоторому частному случаю, не могут быть сделаны за счет какой-то одной отрасли научного знания. Показатели деятельности и развития личности работника зависят и от организации труда на предприятии, в учреждении (режим, сменность), от системы вознаграждения за работу, мероприятий по охране здоровья, профилактике заболеваний, от отношений, складывающихся у работника с непосредственным руководителем. Далее, если мы имеем в виду все же именно водителя грузового автомобиля, то показатели деятельности его зависят от конструкции кабины автомобиля (возможность регулировок сиденья, рычагов управления сообразно размерам тела водителя), от того, насколько удобно расположены и оформлены шкалы приборов (указатели скорости, пробега, давления масла, температуры охлаждающей жидкости двигателя и др.), зеркала заднего вида; насколько обеспечен обзор, не проникают ли в кабину химические примеси к воздуху (гарь, пары бензина и др.). Сюда же входят вопросы о стратегии наблюдения за дорожными условиями, состоянием машины и груза, о средствах саморегуляции и преодоления работником своих неблагоприятных функциональных (возникающих во время работы, функционирования) состояний, например, таких, как утомление, сонливость, раздраженность), важны и уровень знаний, навыков работника, его отношение к участникам, дорожного движения, к своей профессии, к своему предприятию. В отличие от технического автомата, например, аппарата по продаже газированной воды, человек не просто реагирует на внешнее воздействие, "слушается" и т.п., но управляется сложной многоуровневой системой внутренних, в частности психических, регуляторов. Например, чтобы быть устойчиво работоспособным в дальнем рейсе, человеку важно не только иметь физическое здоровье, но и сознание значимости, смысла работы, и специальное профессиональное самосознание, включающее чувство гордости ("мы – транспортники – кровеносная система общества" или что-нибудь в этом роде) и многое другое, совершенно недоступное внешнему наблюдению или, по крайней мере, неявное на первый взгляд; поскольку существенная особенность явлений, процессов психики состоит в их многофакторной обусловленности и мораль требует уважительного отношения к индивидуальному своеобразию человека, каждый конкретный частный случай в предметной области психологии труда – это и случай во многих отношениях уникальный. Иначе говоря, то, что в науках о природе и технике считается ценностью и нормой ("очищение" факта от "посторонних примесей", установление точных параметров, закономерных и однозначных общих зависимостей и стандартов, достижение повторяемости событий при повторении вызывающих их условий и т.п.), в психологии принципиально недостижимо или даже вредно, поскольку ведет к обезличивающему подходу к человеку. О человеке неуместно мыслить в "идеологии стандартов", которая вполне уместна и желательна, если речь идет о технике или неживой природе. В связи со сказанным важно напомнить об одном очевидном обстоятельстве: если имеет место труд, значит есть и взаимодействие человека с некоторой внешней реальностью, иначе говоря, здесь возникает система "субъект – объект", или, выражаясь более детально и пространно, система "субъект труда – люди (трудовой коллектив) – предмет труда – средство труда – производственная среда", или "человек – машина", или "человек – техника – среда" и пр. Какого рода систему называют для краткости эрготической (от древнегреческого корня "эрг" – дело, работа). Не следует только примешивать сюда представление о физической единице измерения работы, определенной силы на некотором пути. В нашем случае система производит, строго говоря, не саму по себе работу в физическом смысле, а "потребительную стоимость" (К. Маркс) – то, в чем нуждаются и что способны потребить люди, общество, а это могут быть, как отчасти отмечалось, и вещественный предмет, и полезная информация – научная, художественная, и лучший ход социальных процессов, и любой функциональный "эффект полезности", например, защищенность границ страны и т.п. Слово "эргатическая" применительно к обсуждаемой системе не является лишним, засоряющим язык. Ее нельзя назвать трудовой, поскольку некоторые существенные процессы, ведущие к достижению цели, возложены здесь на технические средства труда. И о средстве можно лишь в фигуральном, поэтическом смысле сказать, что оно трудится. В противном случае у нас возникнут немалые сложности и противоречия в понимании многих положений, начиная с таких, как "труд создал человека", "труд ваяет человека" и кончая пунктами кодекса законов о труде. Комплекс областей знания и практики, ориентированных на изучение и оптимизацию труда человека, обозначают иногда термином эргономика (древнегреческий корень "ном" – закон, правило). Иногда эргономикой называют ту часть знания и практики, ориентированных на труд, которая учитывает "организменную" (анатомо-физиологическую) и ту психологическую составляющую человека, которую можно, упрощая и типизируя предмет рассмотрения, выразить числом, графической схемой (иногда это приводит к кажущейся точности, но без языка чисел и форм проектировщики техники затрудняются учитывать психическую реальность). Конечно, нельзя быть эргономистом-всезнайкой. Каждый участник эргономической работы, хорошо разбираясь в своей области приложения сил (например, в физиологии и гигиене труда, в психологии восприятия, памяти, в техническом конструировании, художественном конструировании, в экономике и организации труда и т.д.), должен ориентироваться и в смежных областях, чтобы разумно координировать свои усилия и приходить к согласованным решениям без конфликтов и без утраты своей профессиональной позиции. Специалисты полагают, что комплексная проектная проработка, например, будущего технического изделия (скажем, транспортного средства, станка, пульта автоматизированной системы управления каким-либо объектом) в отношении соответствия этого изделия особенностям человека, в частности его удобства, безопасности, должна проводиться уже на самых ранних этапах проектирования. Заметить недостатки готового изделия проще, чем предвидеть их на стадии, например, эскизного проекта. Но исправить – труднее и дороже. Например, изготовили серию мощных тракторов для работы в карьерах. Но, увы, расчетная производительность труда не достигается, а трактористы-машинисты то и дело отказываются работать на этой новой машине. В чем дело? Место водителя расположено так, что из-за больших боковых габаритов ходовой части он плохо видит "опасный край" грунта. Водителю то и дело приходится останавливать машину, вставать и заглядывать за гусеницы. Итак, машина новая, но спроектирована без учета некоторых требований "человеческого фактора". И при этом речь идет не о длине или силе рук-ног, не о "досягаемости" рычагов управления, а о познавательной функции работника, которая проектировщику могла казаться чем-то невещественным и не заслуживающим внимания – "дыркой от бублика". В результате не только нет ожидаемой производительности труда, но даже возникло уже экономическое явление повышенной "текучести" кадров.
Упражнение. Ниже приведены описания действий специалистов-человековедов. Постарайтесь проранжировать эти описания, поставив на первые места те, которые, по вашему мнению, в наибольшей степени характеризуют работу, относящуюся к психологии труда. 1. Специалист сталкивается со следующей ситуацией: в цехе, где завершается изготовление больших бидонов (40-литровых фляг), имеются рабочие места двух видов. На одном рабочем месте к бидону привариваются две ручки, а на другом – два кронштейна для крепления крышки. Обе операции весьма сходны по отдельным движениям работниц ("взять" ручку или кронштейн, "приставить" к нужному месту, "нажать педаль" сварочного аппарата, "отложить" изделие), и в результате на них были установлены одинаковые нормы выработки. Однако работницы утомляются, раздражаются и плохо справляются с нормой, когда приваривают кронштейны; в то же время они себя удовлетворительно чувствуют и хорошо зарабатывают при приварке ручек. В чем дело? Специалист проводит исследование, в ходе которого выясняется, что работница должна различать кронштейны по неброским признакам (кронштейны разные: одни предназначены для шарнирного соединения с крышкой, а другие – для фиксации крышки посредством "застежки"); приварив один кронштейн, нужно удерживать в памяти, какой именно из двух возможных кронштейнов приварен, и выбрать из ящика кронштейн другого типа. Что касается ручек, то они одинаковы. Таким образом, рассудил специалист, операция приварки кронштейнов регулируется мысленной схемой действия (нужно помнить очередность постановки нечетко различающихся кронштейнов), а операция приварки ручек в значительной степени регулируется легко воспринимаемыми внешними сигналами. Нужно либо пересмотреть норму выработки на операцию приварки кронштейнов, либо ввести в практику броские сигнальные раздражители (яркую маркировку видов кронштейнов). Специалист выбрал второй путь. В итоге жалобы работниц на утомление при приварке кронштейнов прекратились, отношение к этой операции улучшилось, норма стала выполняться (по Г.З. Бедному 123]). 2. Специалист сталкивается со следующей ситуацией: когда рабочий пользуется стрелочным измерительным прибором высокой точности (так называемым прецизионным прибором), то субъективная погрешность отсчета (неточное считывание показаний прибора) имеет существенное отрицательное значение для производства. При отсчете показаний по шкале такого прибора рабочий (оператор) должен "на глаз" оценивать десятые доли расстояния между двумя соседними штрихами шкалы. Если деления можно подсчитать, то для ориентировки в ненанесенных на шкале долях деления (а наносить их уже некуда – штрихам уже слишком тесно) нужны какие-то другие средства. Проведя исследования, специалист предложил средство для формирования у оператора навыка точного считывания показаний прибора, сводящееся к следующему: оператор некоторое время тренируется с набором карточек, на каждой из которых изображено то или иное положение стрелки между линиями (0,1; 0,2; 0,3 и т.д.). После тренировок по специальной системе (карточки предъявляются в случайном порядке и каждый раз оператору сообщается истинное значение видимого положения стрелки) все операторы стали производить считывание с более высокой, чем прежде, точностью (по Ф.С. Пинскому [259]). 3. Группа специалистов провела в цехе замеры освещенности и уровня громкости шума на различных участках. Для улучшения освещения было предложено изменить конструкцию оконных переплетов. В целях снижения шумов предложили разместить в центральной части цеха инструментальную кладовую, промежуточные склады, пульты управления и другие вспомогательные службы, помещения которых было предложено отделить стеклянными перегородками. В результате повысилась освещенность в цехе и снизился уровень шумов (по Е.В. Батенину [333]). 4. Специалисты убедились, что при очистке пассажирских вагонов, производимой вручную, создаются крайне неблагоприятные условия труда (большое пылеобразование при очистке от грязи пола, продувке сжатым воздухом вентиляционных каналов вагона, надоконных ниш, подоконных карманов и т.п.). После необходимых теоретических и экспериментальных поисков была создана эффективная пылеотсасывающая установка, позволяющая успешно решить вопрос о нормализации условий труда при очистке и разборке вагонов (по Б.Я. Кругляку [333]). 5. Специалисты изучили изменения показателей выносливости правой руки работниц (сборщиц на конвейере) в течение рабочего дня. В результате были разработаны рекомендации такого рода: время обеденного перерыва целесообразно назначать в середине дня так, чтобы первая половина дня была на час дольше второй (так как вторая половина дня более трудная). При этом для одной разновидности конвейера желательно делать до обеда два перерыва (5 и 7 мин), для другой разновидности конвейера – три перерыва по 10 мин и т.д. (по 3. М. Золиной [333)). 6. Ручная щипка слюды – особо монотонный вид работы. Она вызывает у человека неприятное ощущение "топтания на месте", "движения по кругу", ряд неблагоприятных состояний, сопровождающих подобные виды труда. Специалист, разобравшись в ситуации, предложил всю дневную норму слюды полуфабриката разбивать на отдельные часовые порции с таким расчетом, чтобы работница ясно видела объем сырья, которое необходимо перерабатывать в течение каждого часа. Кроме того, приняв во внимание нормальный, естественный ход развития работоспособности в течение дня, а также учтя индивидуальные особенности работниц, установленные в специальном обследовании, специалист составил для каждой из них персональный почасовой график выработки продукции. В результате уменьшилась утомляемость, понизилось нервное напряжение щипальщиц, возрос интерес к трудовой деятельности, перестали возникать и остро переживаться состояния пресыщения работой, скуки. Выработка повысилась и стала более устойчивой (по В.Г. Асееву [15; 16]).
Упражнение В связи с приводимым ниже описанием поведения людей сделайте предположения о том, какие виды психических регуляторов вероятнее всего действуют в тех или иных случаях. Девочке-подростку первой доверили подойти к станку на празднике "первой стружки". "... Слегка побледневшая Кира ступила на деревянную решетку возле станка и оглянулась на Вадима Васильевича. Тот кивнул. Кира вставила в патрон круглую заготовку и, поворачивая патрон, начала ключом поджимать кулачки. Ключ вырвался у нее из рук и звякнул о салазки. Осторожно! – страдальчески крикнул Еременко, протягивая к станку руку... ... патрон с заготовкой завертелся... Кира осторожно подвела суппорт... съедая черноту, к патрону поплыла блестящая поверхность металла. Подрагивая, вилась спиралью стружка... Кира отвела суппорт, выключила станок и обернулась... Захлопали, закричали все зрители. Кира вытерла пальцами выступившие от волнения бисеринки пота на губе, на лбу. Там появились темные пятна и полосы. Перепачканная масляными пятнами, она была сейчас не смешной, а красивой, эта девочка с полуоткрытым в счастливой улыбке ртом и сияющими гордостью глазами... Вадим Васильевич поднял змеящуюся, в синих разводах спираль стружки. Отломив кусок, он положил его в коробочку, которую достал из кармана. Конечно, это не брильянт, – сказал он, – но пройдет время, и ты поймешь, что память о сделанном впервые своими руками дороже всех брильянтов. На, береги! ... Снова изо всех сил хлопали в ладоши и что-то кричали ребята.... Такого дня еще не было в Кириной жизни (по Н. Дубову, 1963).
Упражнение Ниже представлена последовательность этапов развития в нашей стране профессии тракториста [87, с. 95 – 98]. Опираясь на приведенный в табл. 1.1 перечень эргатических функций и вашу общекультурную осведомленность, попытайтесь каждому этапу развития профессии тракториста приписать подходящие функции. 0. ("Нулевой этап"). С незапамятных времен до 20-х годов двадцатого века существовали занятия – "профессии" – крестьянина-земледельца (хлебороба, плодоовощевода) и кузнеца. 1. В 20-е годы с появлением нескольких сотен тракторов возникли профессии тракгорисга-рулевого и ремонтного рабочего-кузнеца (последняя – на базе сельского кузнеца). 2. В 30-е годы с увеличением тяговой мощности тракторов и ширины захвата прицепных машин (плугов, косилок и т.д.) возникла специальность (будем называть ее профессией) прицепщика (тракторист – за рулем, прицепщик – на тракторном плуге, например; в этом случае прицепщика в просторечии называли "плугарь"). 3. Примерно в 40-е годы профессия прицепщика преобразовалась в следующие: комбайнер прицепного комбайна, прицепщик (обычный), сеяльщик, машинист свеклоуборочного комбайна, машинист картофелеуборочного комбайна, машинист силосоуборочного комбайна. Одновременно с появлением значительного количества колесных и гусеничных тракторов профессия тракториста-рулевого расчленилась на две: тракторист колесного трактора и тракторист гусеничного трактора. А поскольку появилась потребность в тракторах-тягачах в промышленности и строительстве, возникла профессия тракториста-водителя. В связи с усложнением устройства тракторов и возрастанием их количества как в сельском хозяйстве, так и в промышленности профессия ремонтного рабочего расчленилась на следующие: слесарь по ремонту ходовой части трактора, слесарь по ремонту системы питания, слесарь по ремонту электрооборудования, слесарь по ремонту гидравлической системы, электрогазосварщик, шлифовщик, токарь, кузнец. 4. В 50-е годы с появлением тракторов, оборудованных гидравлической системой для "навешивания" к трактору сельскохозяйственных машин (не прицепных, а навесных, управляемых из кабины тракториста), исчезла профессия прицепщика. Работу по управлению навесным орудием (плугом, культиватором и др.) стал исполнять тракторист, который стал вместе с тем трактористом-машинистом. Одновременно происходит процесс слияния профессии тракториста колесных и тракториста гусеничных тракторов. Поскольку трактор с навесными орудиями позволяет фактически выполнять трактористу разнообразные и многие земледельческие функции (полеводческие, садоводческие, по заготовке кормов), профессия тракториста-машиниста преобразуется в профессию тракториста-машиниста широкого профиля. 5. В 60-е и последующие годы в связи с усложнением техники появляется ряд новых профессий – мастер-наладчик, слесарь-наладчик, мастер-диагност сельскохозяйственной техники. Ведение работ на научной основе и интенсификация сельского хозяйства привели к тому, что понадобились специализации профессии тракториста: тракторист-машинистполевод, тракторист-машинист-овощевод, тракторист-машинист садовод.
Упражнение Попытайтесь рассмотреть свой собственный стиль и стиль нескольких хорошо знакомых вам людей. Даже малое приращение в привычке анализировать стиль будет полезно. Программа анализа: 1. Видимые проявления своеобразия работы; в протекании познавательной составляющей деятельности (развернутость или краткость ориентировки в среде; частый или редкий текущий контроль, преобладающая ориентация на предметную, социальную среду или на свои переживания); в протекании исполнительной деятельности (торопливость, медлительность; частые пробы и поправки или точность; рывкообразность, плавность и другие особенности, доставляемые наблюдением); в области результатов деятельности (много продукта при умеренном качестве или, наоборот, мало, но при высоком качестве; другие варианты); 2. Предполагаемые причины наблюдаемого стиля в области внутренних условий (стойкие особенности психического склада, осведомленность, опыт, наличие навыков, приемов саморегуляции); в области внешних предметных условий (наличие или отсутствие хороших образцов продукта, инструментов, материалов); в области внешних социальных условий (имеются или отсутствуют традиции обмена опытом, сплочена или разобщена группа участников работы, коллег, особенности межличностных взаимоотношений). 3. Проекты рекомендаций по улучшению стиля (узнать о приемах саморегуляции, о требованиях к продукту, лучше узнать друг о друге в группе). Будьте осторожны с выдачей рекомендаций, советов другим: не все любят, когда их "учат жить"; рекомендации можно формулировать в виде вопросов ("А почему бы не...", "А что если...").
1.9. "Золотое правило" психологии труда Генеральная практическая задача в области самоорганизации и организации любого труда, а вместе с тем и центральная проблема человековедческих областей знания, обслуживающих решение этой задачи, могут быть охарактеризованы следующими ключевыми словами: установление наилучшего взаимного соответствия – взаимосообразности – человека как субъекта труда, с одной стороны, и объективных требований социально фиксированного трудового поста – с другой. Эта идея о сообразности человека и заданного ему дела возникает сама по себе настолько легко, что приоритет ее генерирования нельзя приписать никому из психологов, мыслителей. Существуют разные авторские вербальные ее формулировки, но автор идеи, конечно, народ. И она в необходимых ситуациях воспроизводится у людей, даже у детей, спонтанно, без всякой научной, "психолого-трудовой", "инженерно-психологической", "эргономической" и тому подобной подготовки. Вот фрагмент протокола наблюдения за бригадой восьмиклассников, совместно делающих табуретку в школьной мастерской. ... И правда, ребята, давайте распределимся, как положено... – Ножки всего труднее делать, поэтому надо поручить эту работу тем, кто хорошо строгает под угольник. – А что же, проножки можно плохо строгать? – Да хватит вам рассуждать, другие вон уже работают, а вы все спорите! Ну, давайте так договоримся. Я, Юрка, Андрей и Сергей будем ножки делать, а остальные распределяйтесь по желанию. Намто все же труднее – все ножки надо одинаковые делать, – сказал бригадир. – А царги не одинаковые? – Вот чудной, ты же все их один будешь делать. – А у меня вот не получаются все одинаковые, лучше уж я крышку сделаю, она только одна. Нет, уж ты постарайся и сделаешь. А то что же мы Женьке дадим? Он ведь не сделает проножки или царги. – Ну, идет, только ты мне поможешь разметить. – Ладно. Все приступили к работе (по [326]). Как видно из протокола, дети исходят из предпосылки, что выполняемое задание и его исполнитель должны взаимосоответствовать, и ищут приемлемые пути установления такого соответствия. Так, они сознают уровень некоторых своих возможностей и возможностей друг друга в связи с предполагаемым видом работы. Из реплик реконструируется их знание о том, что один из членов бригады непригоден для выполнения определенной работы, не удовлетворяет предъявляемым ею требованиям, а другой пригоден при условии, если ему помогут разметить заготовки. Более того, здесь (в вопросе: "А что мы Женьке дадим?" и в принятии решения по этому вопросу) обнаруживаете еще одна идея и вместе с ней важный моральный регулятор взаимоотношений участников совместной работы – мысль о возможном пути установления взаимосоответствия человека и работы. А именно, не "выгнать Женьку" (не "профотбор"), а подобрать ему из возможного набора заданий наиболее сообразную его сегодняшним возможностям работу ("профподбор"). Это своеобразная модель идеи внутрипрофессиональной расстановки кадров, идея подбора ("приискания", как выражались в России еще лет сто назад [46, с. 122]) человеку подходящей работы. Обсуждаемая идея с разными оттенками широко представлена – в явном виде или в виде логически неизбежных допущений – не только в специальной литературе по вопросам человеческого фактора труда, но и в самых разных формах общественного сознания, даже в фольклоре. Например, в пословицах: "Не за свое дело не берись, а за своим не ленись", "Из одной мучки, да не одни ручки", "Каков строитель, такова и обитель" и др. Проблема установления взаимосообразности субъективного и объективного факторов трудовой деятельности является атрибутивным признаком любой работы в области информационнопсихологического обслуживания сферы труда. Иначе говоря, соответствующую мысль можно рассматривать как своего рода критерий отнесения той или иной работы – научной или практической – к области психологических подходов к труду: если указанная мысль не содержится в некоей работе (явно или в виде логически реконструируемых предпосылок), то такую работу, какими бы "прочими" достоинствами она ни характеризовалась, нельзя отнести к рассматриваемой здесь области. По сути дела мы обсуждаем здесь, в частности, проблему так называемой "профессиональной пригодности". Но признак "пригодности" неправомерно приписывать только человеку, поскольку как раз непригодными могут оказаться плохо спроектированные и изготовленные средства и неудачно организованные условия труда. Простой и общепонятный пример: в свое время были придуманы и установлены цветные сигналы светофоров. В результате некоторая часть людей, не различающих красный и зеленый цвета (так называемые "дальтоники"), должны признаваться непригодными для водительских профессий. Но светофор – не явление природы. Можно бы вместо красного сделать горизонтальную белую черту значительного размера (символ шлагбаума), вместо зеленого – вертикальную (символ открытого пути), вместо желтого – круг или крест. Современная техника способна и на большее. И не было бы непригодных по рассматриваемому признаку. Правда, всякая реконструкция требует затрат. Подобного рода явления, когда придуманные и изготовленные средства труда оказываются неудобными для человека, встречаются нередко. Иной раз для нажатия часто употребляемой кнопки пульта управления оператору приходится привставать, "дотягиваться", даже совершать маршрут в обход каких-нибудь столов или значительное время стоять, изогнувшись винтом, поскольку, оперируя кнопками пульта, он одновременно должен наблюдать за объектом, находящимся сзади, причем так, что в нормальном сидячем положении оператора за пультом этот объект просто не виден. Это еще "легкие случаи". Сложнее обстоит дело, когда работник либо чрезмерно перегружен информацией, либо должен управлять настолько быстротекущими процессами, что это превосходит его естественные возможности (начинают иной раз толковать об ошибках "по вине" оператора; а вины-то в юридическом смысле нет с его стороны: техника должна проектироваться для удобства работы человека). Итак, хотя нередко употребляют выражения "профпригодность человека", "диагностика профпригодности людей", "определение профпригодности школьников", нам следует хорошо помнить, что эти выражения, если не совсем бессмысленны, то по крайней мере должны пониматься очень условно: если принять наличные условия и средства труда за нечто неизменное, то можно рассматривать людей как более или менее пригодных для данной работы "здесь и сейчас". Другими словами, свойство профпригодности может приписываться человеку лишь как ситуативное – присущее, строго говоря, не ему, а конкретной системе "субъект – объект". Ситуацию взаимной пригодности субъекта труда и трудового поста можно создавать одним или несколькими из следующих способов: подобрать человеку подходящую работу из числа существующих, сформировать у него дополнительно некоторые требуемые профессией качества (знания, опыт, умение использовать свои "сильные" стороны и компенсировать те, которые противодействуют успеху), распределить трудовые функции, с которыми человек, как правило, не в силах справиться, между двумя или более людьми (положив тем самым начало формированию двух или более новых профессий вместо одной прежней), снабдить его новыми более совершенными техническими средствами труда (этот путь в свою очередь может фактически вести к возникновению новых профессий. Так, внедрение технических средств дистанционного управления судовым двигателем привело в свое время к тому, что вместо двух отдельных профессий возникла одна, объединив их названия, – "рулевой-моторист речного флота"). Если встать на позицию только "работодателя", то возникает еще один путь установления некоторого взаимосоответствия человека и работы – селекция, или профотбор (выделение наиболее годных из некоторого множества претендентов). Идея этого пути часто приходит людям в голову, будучи навеяна привычками технического мышления. Правда, в технике широко практи- куется и
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.79.214 (0.018 с.) |