Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Перечень основных эргатических функцийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Возвращаясь к рассмотренному выше частному случаю труда (и имея на сей раз в виду любые современные виды деятельности человека), представим перечень основных эргатических функций следующим образом (табл. 1.1). Таблица 1.1. Перечень эргатических функций CСтолбцы: Номер; Разновидность, наименование, характеристика функций; Результирующее событие, состояние эргатической системы, ее составляющих. Функции духовного производства: 1 Построение идеологии; Мысленная картина (ретроспективная, актуальная и прогнозная) существования и развития человека, его сообщества в данных условиях; 2 Построение ближайших перспектив развития сообщества; Выделены (осознаны) первостепенные нужды, потребности; 3 Целеполагание; Построен конкретный мысленный образ (система образов) потребного будущего, потребного объекта; 4 Накопление истинных знаний; Известны свойства исходного материала, средств и условий труда, есть знания и способности субъекта достигнуть цели в разумные сроки; 5 Накопление эмоционального опыта; Осознано состояние подъема чувств от процесса и успешного результата труда, его ритма, сопровождающих звуков, положительных социальных оценок; 6 Построение смыслов трудовой деятельности; Имеется активная положительная мотивация субъекта труда в период от начала до конца работы; Функции производства упорядоченности социальных процессов: 7 Построение общественных норм, правил; Имеются общепризнанные, поддерживаемые членами сообщества представления о должном образе жизни, деятельности, поведении, о необходимости общественно полезной деятельности, о недопустимости праздности и пр.; 8 Построение социальной коммуникации и власти (кратической функции – от др. греч. "кратос" – власть), средств воздействия на членов сообщества; Имеются средства вербального и невербального общения, внешней фиксации целей, стимулы должного поведения, ритуалы, ритуальные действия, ориентированные на создание должных настроений, состояний субъектов труда; 9 Построение стратегических (общих) планов деятельности; У субъекта труда имеется мысленная картина, обобщенно отображающая ход предстоящей работы (как она вообще может быть выполнена, в каком порядке, в каких условиях); 10 Построение тактических (оперативных) планов; У субъекта труда строится мысленная картина каждого очередного предстоящего действия в реально складывающихся и меняющихся условиях (здесь и сейчас); 11 Построение охраны, защиты эргатической системы от помех, отклонений, разрушения; У субъекта труда имеется сознание защищенности коллективом, группой от разного рода посягательств; Функции производства полезных действий обслуживания и самообслуживания: 12 Построение жизнеобеспечения субъекта труда; У субъекта труда имеются средства существования, нормальные для данного сообщества; 13 Построение средств стабилизации, восстановления, развития: а) выбор, построение режима работы; Имеются безопасные условия труда, режим труда и отдыха для восстановления и развития дееспособности; б) инструктаж, обучение, самообучение; Имеются приращения к знаниям, навыкам, опыту; в) самоорганизация внутренних средств; Имеются средства волевой или иной регуляции состояний, поддержания состояния работоспособности субъекта труда; г) Лечение, самолечение; Оказывается помощь при травмах, ушибах, нарушениях состояния здоровья субъекта труда; д) ремонтное обслуживание средств (внешних) и предметной обстановки труда; Находятся, устанавливаются неисправности предметной части системы и устраняются (замена или правка средства труда, правка или отбрасывание брака продукта); е) Совершенствование эргатической системы; Возрастает уровень упорядоченности элементов системы сообразно ее цели; Функции материального производства: Оперативно-гностические: а) "прием" информации (наблюдение, поиск, обнаружение, испытание); В оперативной памяти субъекта труда есть знания об актуальном, "текущем" состоянии системы; б) "переработка" информации (сравнение, классифицирование, оценка, обобщение, запоминание, построение прогнозов, промежуточных целей); Имеются данные для принятия ответственных решений субъектом труда; в) Принятие ответственных решений (выбор предмета, условий, средств, способов действия, заключение по достижении цели труда, об обращении за помощью); Имеются принятые решения; 15 Оперативно-практические: а) организация предметной среды и внешних средств работы; Имеется оснащенное рабочее место; б) организация непосредственной социальной среды; Установлены контакты и взаимопонимание субъекта труда с социальным окружением; в) оперативная самоорганизация субъекта труда в конкретной обстановке; Субъект труда принял и поддерживает рабочую позу, концентрирует внимание на необходимых объектах, регулирует свои движения, состояния; г) перемещение предмета и средств труда (транспортная функция); Предмету и средствам труда придается необходимое положение, сообщается движение; д) приложение физических усилий ("энергетическая" функция); Изменяется состояние объекта труда; е) управление средством, предметом, обстановкой труда; Состояние объекта трудовой деятельности изменяется сообразно ее цели; ж) взаимодействие средства и предмета труда (собственно технологическая функция); Имеется заданный результат труда; Полагаем, читатель уже сам отметил для себя, что новое средство деятельности возникает как результат осознания общественной потребности в повышении производительности, эффективности труда и что это новое средство, предъявляя разнообразные требования к человеку, не может не стимулировать его психического развития. Пример о каменном рубиле мы использовали в предыдущем разделе из чисто дидактических соображений (на простой модели легче начинать думать о сложных вещах), в то время как выделенный перечень эргатических функций может рассматриваться как исходная ориентировочная программа рассмотрения функций в любом труде – и оператора современной автоматизированной системы управления производством, и участника деловых переговоров, и артиста цирка. Нет концептуальных ограничений и к применению этого перечня для анализа, скажем, организаторского, научного или художественного труда. Ведь в любом труде есть и субъект, и предмет, и средство, и среда, и, конечно, цель. В ходе применения указанного перечня заинтересованными и творчески работающими специалистами к частным случаям он должен и неизбежно будет обогащаться, детализироваться, деформироваться, а его пункты могут получать соответствующую все более содержательную интерпретацию. С научной точки зрения, задача единого подхода к разнотипным видам труда важна не в связи с культивированием огульного подхода к разным работникам, а в связи с тем, что решение ее способствует дифференцированному видению феноменов профессионального мастерства, индивидуально неповторимого стиля деятельности, отделению существенного от случайного при анализе трудовых процессов. Приведенный перечень эргатических функций, используемый в качестве программы рассмотрения деятельности, мало знакомой для психолога или руководителя (менеджера), новой или относимой в порядке традиционного предрассудка к категории бессодержательного, "физического", "неинтересного" и прочего труда (а такого рода ситуации и задачи систематически возникают в практике профконсультации, организации труда, расстановки кадров, улаживания производственных конфликтов), поможет не упустить те ее стороны, которые на первый взгляд могут показаться в этой деятельности не выраженными. Упражнение Ниже представлена последовательность этапов развития в нашей стране профессии тракториста [87, с. 95 – 98]. Опираясь на приведенный в табл. 1.1 перечень эргатических функций и вашу общекультурную осведомленность, попытайтесь каждому этапу развития профессии тракториста приписать подходящие функции. 0. ("Нулевой этап"). С незапамятных времен до 20-х годов двадцатого века существовали занятия – "профессии" – крестьянина-земледельца (хлебороба, плодоовощевода) и кузнеца. 1. В 20-е годы с появлением нескольких сотен тракторов возникли профессии тракгорисга-рулевого и ремонтного рабочего-кузнеца (последняя – на базе сельского кузнеца). 2. В 30-е годы с увеличением тяговой мощности тракторов и ширины захвата прицепных машин (плугов, косилок и т.д.) возникла специальность (будем называть ее профессией) прицепщика (тракторист – за рулем, прицепщик – на тракторном плуге, например; в этом случае прицепщика в просторечии называли "плугарь"). 3. Примерно в 40-е годы профессия прицепщика преобразовалась в следующие: комбайнер прицепного комбайна, прицепщик (обычный), сеяльщик, машинист свеклоуборочного комбайна, машинист картофелеуборочного комбайна, машинист силосоуборочного комбайна. Одновременно с появлением значительного количества колесных и гусеничных тракторов профессия тракториста-рулевого расчленилась на две: тракторист колесного трактора и тракторист гусеничного трактора. А поскольку появилась потребность в тракторах-тягачах в промышленности и строительстве, возникла профессия тракториста-водителя. В связи с усложнением устройства тракторов и возрастанием их количества как в сельском хозяйстве, так и в промышленности профессия ремонтного рабочего расчленилась на следующие: слесарь по ремонту ходовой части трактора, слесарь по ремонту системы питания, слесарь по ремонту электрооборудования, слесарь по ремонту гидравлической системы, электрогазосварщик, шлифовщик, токарь, кузнец. 4. В 50-е годы с появлением тракторов, оборудованных гидравлической системой для "навешивания" к трактору сельскохозяйственных машин (не прицепных, а навесных, управляемых из кабины тракториста), исчезла профессия прицепщика. Работу по управлению навесным орудием (плугом, культиватором и др.) стал исполнять тракторист, который стал вместе с тем трактористом-машинистом. Одновременно происходит процесс слияния профессии тракториста колесных и тракториста гусеничных тракторов. Поскольку трактор с навесными орудиями позволяет фактически выполнять трактористу разнообразные и многие земледельческие функции (полеводческие, садоводческие, по заготовке кормов), профессия тракториста-машиниста преобразуется в профессию тракториста-машиниста широкого профиля. 5. В 60-е и последующие годы в связи с усложнением техники появляется ряд новых профессий – мастер-наладчик, слесарь-наладчик, мастер-диагност сельскохозяйственной техники. Ведение работ на научной основе и интенсификация сельского хозяйства привели к тому, что понадобились специализации профессии тракториста: тракторист-машинистполевод, тракторист-машинист-овощевод, тракторист-машинист садовод.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.137.143 (0.009 с.) |