Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть 2. О методах психологии труда

Поиск

Но что нам делать с этим фактом, мистер Холмс? – Запомнить его. Впоследствии мы можем наткнуться на обстоятельства, которые заставят нас вернуться к нему.

А. Конан Дойл. Шесть Наполеонов

Введение

Вопрос о методах в данном случае – это вопрос о средствах или технологиях профессиональной деятельности психолога в теории и практике (или деятельности специалиста-человековеда – работника в области человеческого фактора производства, как бы он ни назывался: эргономистом, акмеологом, социальным работником – в роли психолога). Эти средства, как и в любом деле, могут быть внешними и внутренними, или, точнее, система средств в нашем случае имеет как внешнюю, так и внутреннюю составляющие.

Полезно различать такие понятия, как методика, процедура, метод, методология и профессиональная идеология и профессиональная мораль.

Методика – это предназначенная для решения определенного рода задач совокупность внешних средств деятельности психолога, представленная в общепонятной для специалистов форме и пригодная к применению.

Например, методика измерения времени двигательной реакции на видимый движущийся объект должна включать не только описание научной картины явления, условий проведения исследования, но и движущийся объект (его лабораторно-экспериментальную или естественно-экспериментальную модель), и прибор для регистрации интересующего нас времени, и средство для записи данных и т. д. Методика включает и описание порядка первичной обработки, упорядочения получаемых эмпирических данных и рекомендации по их истолкованию. То есть методика – это то, что можно расположить на рабочем месте. Бoлee того, методику можно представить в автоматизированном виде (с помощью, например, компьютерной техники).

И все же, как и в любом деле, остается непростой вопрос о распределении функций между методикой как средством деятельности и ее (деятельности) субъектом. Поскольку объект изучения (или также и воздействия, если речь идет о методике коррекции психических качеств, состояний, психологическом тренинге и т.п.) в целом очень сложен – это всегда человеческая индивидуальность или группа людей (и любая "вырезка" из такого целого есть уже нечто лоскутное, психический "натюрморт"), любая методика должна быть дополнена и информацией о ее возможностях и ограничениях, а также профессиональным мастерством того, кто данную методику применяет.

Очень важно не упускать из вида ограничения морального порядка, вследствие которых идея "полной автоматизации", "полной компьютеризации" психологических методов неприемлема. Имея методику, нужно построить еще сложную систему внутренних средств применяющего ее специалиста-человековеда (начиная от приемов установления межличностного контакта и кончая тонким мастерством, интерпретации получаемых результатов).

Поэтому следует считать неправомерным заявление, с которым неспециалисты нередко обращаются к психологам: "дайте (продайте) нам методики, и мы будем изучать человека (или влиять на него)". Так же как, имея "подмышкой" хирургические инструменты, неуместно только на этом основании полагать себя хирургом, не следует и "лазить в душу" без специальной научно обоснованной подготовки. Психологические методики правомочен и должен применять только специально аттестованный работник; и некоторый ералаш в законодательстве (например, то, что разрешение – лицензию – на право, скажем, заниматься психологической практикой дают за деньги органы, не компетентные в психологии) здесь не может быть оправданием, по крайней мере, перед потомками. Знахарство, дилетантизм в психологии столь же неуместны, как и в медицине, педагогике.

Процедура – в контексте проблемы методов психологии – реальная последовательность действий по применению той или иной методики, методических приемов, средств, включая и функциональные средства психолога – выразительные средства речи, поведения, а также и собственно внутренние средства – мысленные схемы, планы, умозаключения и т. д.

Процедуры должны быть максимально полно описаны в составе методики, но, как каждому ясно, значительная часть "искусства" психолога (как теоретика, так и практикующего) неотъемлема от его опыта и личных качеств. Простой пример: психолог может быть вооружен методикой наблюдения (инструкция, специально подготовленный бланк протокола, система условных сокращений или знаков для быстрой записи повторяющихся трудовых приемов наблюдаемого, двухстрелочный секундомер, карандаш), но есть еще так называемая культура наблюдателя, носителем которой является он сам. Она определяет, насколько успешно отделит наблюдатель факт от его субъективной интерпретации, насколько устойчивым будет его внимание, что он заметит, а что упустит при наблюдении (ибо внимание, восприятие всегда избирательны) и т. д.

Метод – в строгом значении слова это система положений, определяющих возможности и ограничения определенной группы профессиональных средств психолога.

В этом значении слова метод есть некоторое учение о группе методик и процедур исследования человека или воздействия на него. Например, могут считать, что единственно подходящий путь изучения субъективного мира человека – это обозревание своим "внутренним оком" собственных переживаний, а чужая душа – "потемки". Могут полагать, что, поскольку сознание – это какая-то невидимая "дырка от бублика", изучать можно только действующие на человека сигналы и его ответные реакции. Как известно, в истории психологии имели место соответствующие течения – интроспекционизм, бихевиоризм. Мы постараемся придерживаться более оптимальной позиции, которую заинтересованный читатель сможет себе уяснить из изданных в нашей стране учебников и пособий по общей психологии.

Следует оговориться, что слово "метод" может применяться не только в значении учение, как отмечено выше, но и как собирательное обозначение всего того, к чему это учение относится, поэтому говорят, например, "был применен метод эксперимента" (хотя речь идет об использовании определенных экспериментальных методик), и нам тоже не удастся избежать употребления слова "метод" в указанном значении.

Методология (в рамках психологии) – отрасль знания, концептуально упорядочивающая достижения нашей науки, относящиеся к пониманию ее предметной области и всех методов.

Профессиональная идеология – система утверждений, находящихся вне категории истины и направленных на обоснование общественного положения, статуса профессиональной группы, профессиональной группировки или даже отдельного лица (профессионала).

такого рода утверждения не должны включаться в систему научного знания, но тем не менее часто оказываются в нее вписанными без оговорок, проникают даже в учебники. Так, в одном из учебников психологии высказана мысль, что выяснение особенностей явлений, изучаемых психологией, представляет "значительно большую трудность", чем в науках, изучающих Землю – геологии и геодезии. Мысль эта, возможно, и приятна психологу, но нет сомнения, что геологи и геодезисты могли бы привести гору доводов, обосновывающих их профессиональные трудности (ну, хотя бы то, что ради изучения Земли отдали свои жизни многие первопроходцы, мореплаватели, рудознатцы и т. д.). К категории феноменов профессиональной идеологии относятся, например, утверждения об особой сложности теоретической деятельности по сравнению с практической (в то время как практикующий психолог должен решать задачи в ограниченное время, при неполных данных, в условиях, когда ошибка оборачивается опасностью и т. д.): это всего лишь идейное обоснование теоретиками своего положения среди людей. Явления профессиональной идеологии просачиваются в систему научного знания подчас непроизвольно (без умысла автора). Не исключено, что есть они и в нашей книге. И мы говорим здесь о них только для того, чтобы обострить внимание к собственно понятийному строю обсуждаемой в данной книге отрасли знания.

Профессиональная мораль, этика – система нравственных норм, регулирующих деятельность профессионала.

Регуляторы этого рода есть в любой профессии, но особенно важно их рефлексировать при работе с людьми (относительно детально разработаны врачебная этика и деонтология – учение о долге и должном в отношении больного, педагогическая этика, находящая выражение в понятиях и принципах педагогического такта).

Психолог, например, в отличие от классического естествоиспытателя или инженера не может (именно по моральным соображениям и ограничениям) испытывать свой предмет интереса (человека) на предельную выносливость, на разного рода эмоциональные сшибки и пр.

Даже само по себе вторжение во внутренний мир человека с исследовательскими или коррекционными целями – обстоятельство не бесспорное с моральной точки зрения.

С человеком нельзя затевать любые эксперименты, нельзя его отрывать от работы для исследовательских целей: требуется добровольное согласие человека на роль "кролика науки" и т. п. исследование человека должно быть направлено на оптимизацию его психического развития, и сопровождаться "душевной помощью" (выражение Н.В. Гоголя) ему.

И это требование тоже вытекает не из чистой логики, которая, казалось бы, должна быть единственным достойным механизмом построения науки, а из профессиональной этики психологов, которая передается чаще "из рук в руки", от учителя к ученику (не только потому, что пока еще нет общепризнанного издания этического Кодекса психологов, но и потому, что здесь важна не столько буква, сколько дух моральных норм).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.219.68 (0.011 с.)