Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современный русский язык 161Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Образец: ревер-Ъ-'вос гоокД; сме]-а-( тпъ )-с~я,; пр ц-город -Q 3. Каков морфемный состав слова (или грамматической формы слова): сколько морфем представлено, в том числе корневых и аффиксальных, аффиксов словоизменительных и словообразовательных?* 188. Разберите по составу выделенные слова. Годовщину последнюю празднуй1 — Ты пойми, что сегодня точь-в-точь Нашей первой зимы — той, алмазной — Повторяется снежная ночь. <...> И трепещет, как дивная птица, Голос твой у меня над плечом. И внезапный согретый лучом Снежный прах так тепло серебрится2 (А. Ахматова). ___________________________________________________ &> * В случае затруднений при морфемном разборе рекомендуем обращаться к специальным словарям морфемного строения русских слов. Наиболее полным словарем, отражающим членение на морфемы (около 100 000 русских слов), является «Морфемно-орфографиче-ский словарь» А. Н. Тихонова (М., 1996). Этот словарь особенно полезен тем, что показывает связь правописания с морфемным строением слов. Словообразование Что изучает словообразование Словообразование — раздел языкознания, изучающий образование слов, отношения производности между однокорен-ными словами. Производность является центральным понятием словообразования. Производность — это такое соотношение между однокоренными словами, когда форма и значение производного слова непосредственно могут быть выведены из формы и значения другого слова — производящего (или нескольких производящих слов): студент —> студентка; студенческий совет —» студсовет. Направление производности при словообразовательном разборе принято показывать стрелкой: нести —» унести (в тех случаях, когда направление производности не вызывает сомнений, вместо стрелки часто используется также тире: дом — домик). Слово типа домик (= 'маленький дом'), основа которого связана по форме и значению с основой другого однокоренного слова, называется производным словом (у него производная основа). Для каждого производного слова есть свое производящее: для слова баскетболист производящее слово баскетбол, для слова лесок — слово лес. Основа производящего слова -называется производящей основой. У производных слов, образованных путем сложения, имеется по нескольку производящих: шесть уровней —» шестиуровневый. Слова типа лес, дом, шесть, у которых внешний вид основы и лексическое значение не выводятся из формы и значения других, более простых однокоренных слов, называются непро-
6* изводными словами; непроизводными называются и основы таких слов. 189. Из приводимых пар выпишите выделенные слова, каждое в Образец: веточка — 'маленькая ветка': ветк(а) —» веточк(а); производящей является основа слова ветка (ветк-), производной — основа слова веточка (веточк-). 1. Боронить — 'разрыхлять бороной'. 2. Бычок — 'молодой бык'. 3. Виноградник — 'место, где растет виноград'. 4. Влажный — 'пропитанный влагой'. 5. Волчонок — 'детеныш волка'. 6. Голосистый — 'обладающий сильным, звучным голосом'. 7. Дневной — 'производимый в течение одного дня'. 8. Кожанка — 'кожаная куртка'. 9. Гитарист — 'музыкант, играющий на гитаре'. 190. Сопоставьте основы приведенных слов. Определите, какая Стол — столовый, лес — лесистый, дед — прадед, читать — перечитать, добрый — предобрый, новый — по-новому, дорога — подорожник, красный — краснота, сила — осилить, бледный — бледность, борода — бородач, белый — белизна, учить — учение, бегать — бегун, музыка — музыкант, печь — печенье. 191. Укажите, какое из двух слов, приведенных в скобках, явля Вечером (вечер, вечерний), выход (выходить, ход), непримиримый (примиримый, примирить), краснота (красный, краснеть), взмолиться (молиться, молить), по-осеннему (осень, осенний), учение (учить, ученый), подосиновик (осина, осиновый), переписать (писать, переписка), белизна (белый, белеть), прилет (прилететь, летный), бегун (бегать, бег), негромко (негромкий, громко), бородач (борода, бородатый), очернить (чернить, черный), разрешение (решение, разрешить). 192. Сгруппируйте однокоренные слова. Определите вид основы каждого слова: членимая или нечленимая, производная или непроизводная. Весна, аптечный, смешной, звать, по-весеннему, называть, чистый, краска, весенний, чистота3, прибрежный, чистить3, смеяться1, аптечка, красить, смех, чище, берег, зов, бережок, чистка, перекрасить2, аптека. ___________________________________________________ <#> Современное и историческое словообразование Образование слов изучается и с современной точки зрения (как соотносятся в современном русском языке однокоренные слова), и с исторической (когда и каким способом было образовано то или иное слово). Результаты этих разных подходов к словообразованию могут различаться. Так, облако в современном русском языке является словом с непроизводной (далее нечленимой, т. е. равной корню) основой облак-. В истории языка было не так: это слово некогда соотносилось с корнем влак-1волок- (ср. волочить, волоку). Значит, в основе этого слова прежде выделялась приставка об- и корень влак-. Происходящий в языке исторический процесс уничтожения морфемных границ в слове и слияние двух или нескольких морфем в одну называется опрощением. Современное словообразование не устанавливает прежних морфемных границ в слове, не изучает его историю (это задача исторического языкознания и особой науки о происхождении слов — этимологии), а принимает во внимание только те морфемы, которые устанавливаются на основании изучения связей между словами современного русского языка. Поэтому слова типа облако являются сейчас непроизводными (подобно таким словам, как лес, дом, основы которых всегда были непроизводными). 193. Выделите основы созвучных слов. Определите, являются ли производными эти основы с точки зрения современного словообразования и с исторической точки зрения (в случае затруднений используйте «Этимологический словарь русского языка» Н. М. Шанского и Т. А. Бобровой, где показано прежнее членение многих непроизводных в современном русском языке основ).
Булавка — книжка, непогода — невеста, сердце — платьи Способы словообразования В. В. Виноградов, предложивший в начале 50-х гг. XX в. первую научную классификацию способов словообразования в русском языке, разграничивал: 1) морфологический (точнее было бы сказать — морфемный, т. е. аффиксальный) способ словообразования со следующими разновидностями: суффиксальный: прокат —> прокатчик, префиксальный: бежать —> побежать, суффик сально-префиксальный: стакан —» подстаканник, бессуффиксный: глухой —» глушь; 2) лексико-семантический способ словообразования — «расщепление» многозначного слова на омонимы: титан1 'сильная, героическая личность' —» титан2 'большой кипятильник для воды'; 3) лексико-синтаксический способ словообразования — сращение двух или нескольких лексических единиц: спаси Бог —■» спасибо; вечно зеленый —> вечнозеленый; 4) морфолого-синтаксический способ словообразования — переход слова из одной части речи в другую: деепричастие благодаря —» предлог благодаря; прилагательное часовой —> существительное часовой. Эта классификация вошла в школьные и вузовские учебники. В 60—70-е гг. классификация способов словообразования была пересмотрена (например, авторами новых академических грамматик русского языка, изданных в 1970 и 1980 гг.): многие случаи лексико-семантического, лексико-синтаксиче-ского и морфолого-синтаксического словообразования были признаны фактами истории языка, а не его современного состояния. Поэтому были найдены новые основания классификации способов словообразования. Способы словообразования в настоящее время различаются на основании тех словообразовательных средств, при помощи которых производные слова образуются от производящих. Принято выделять аффиксальные, безаффиксные и смешанные способы словообразования. АФФИКСАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ В словообразовании очень часто используются аффиксы, т. е. приставки, суффиксы и постфиксы, причем как одиночные аффиксы, так и их комбинации — сочетания аффиксов, одновременно присоединяемые к производящей основе. Одиночные аффиксы используются при префиксальном, суффиксальном и постфиксальном способах словообразования. Префиксальный (приставочный) способ, или префиксация, — это образование производного слова путем прибавления к производящей основе приставки: бежать —> добежать, красивый —> некрасивый, город —* пригород. Суффиксальный способ, или суффиксация, — это образование производного слова в результате прибавления к производящей основе суффикса: смелый —» смелость, дед —> дедушка, низкий —> низковатый, веселый —» весело. Постфиксальный способ, или постфиксация, связан с использованием словообразовательных постфиксов (возвратного глагольного постфикса -ся/-сь и местоименных постфиксов -либо, -нибудь, -то): учить —» учиться; кто —> кто-нибудь, какой —> какой-либо, куда —> куда-то. Разновидностью словообразовательных суффиксов является так называемый нулевой словообразовательный суффикс. О данном типе суффиксов можно говорить в том случае, если анализируемое слово воспринимается как производное от какого-либо однокоренного слова, причем разница в значениях анализируемого и производящего слов такова, что чаще всего она выражается обычными (т. е. ненулевыми) словообразовательными суффиксами. Нулевой словообразовательный суффикс выделяется, например, в слове супруга, поскольку значение этого слова выводится из значения слова супруг, а разница в значениях данных слов (указание на женский пол) обычно выражается словообразовательными суффиксами; ср.: артист-к(а), учительнице), пловч-их(а). Способом нулевой суффиксации от прилагательных или глаголов образованы отвлеченные существи-
тельные типа сушь (<— сухой), тишь (<— тихий); ср. с производными существительными, имеющими ненулевые суффиксы: крутизна (<— крутой), синева (<- синий); полив (<— поливать), переход (<— переходить); отглагольные существительные типа балагур (<— балагурить), заика (<— заикаться) и некоторые другие типы производных слов. Кроме одиночных аффиксов, в словообразовании используются сочетания аффиксов: префикс + суффикс; префикс + постфикс; суффикс + постфикс; префикс + суффикс + постфикс. Поэтому, помимо префиксации, суффиксации и постфиксации, выделяются также следующие аффиксальные способы словообразования: префиксально-суффиксальный (окно -> подоконник, детский —> по-детски); префиксально-постфиксальный (бежать —> разбежа т ься); суффиксально-постфиксальный (гордый —> гордиться, петух -» петушиться); префиксально - суффиксально - постфикса л ь н ы й (шутить -> перешучиваться). 194. Распределите слова по 3 группам: 1) слова со словоизмени Чистота, чище, расчистить, чистенький, чистейший, чистить, чистивший, чистящий, чистка, очищал, чистилище, почисти (повелительное наклонение), чисто, очищение, чистили, чиститься, чистые, чистит, подчистить. 195. Выпишите выделенные глаголы, отметьте в них приставки. 1. Мы были одни, только воробьи1 возились кругом, да ласточки бесшумно влетали и вылетали в окна старой часовни (Кор.). 2. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет4.. (П.). 3. Собакевич слегка принагнул голову (Г.). 4. И послушалась волна: тут же на берег она бочку вынесла2 легонько и отхлынула тихонько (П.). 5. И царица хохотать, и плечами пожимать, и подмигивать глазами, и прищелкивать перстами (П.). 196. От данных существительных образуйте существительные с уменьшительно-ласкательным значением, используя суффиксы -ок/-ек, -ик. Объясните, от чего зависит выбор суффикса. В отдельную группу выпишите существительные, от которых могут быть образованы существительные с обоими суффиксами. Лещ, сундук, жук, паук, воз, ключ, дом, стол, челнок, мост, лист, бок, волк, старик, воротник, цвет, нос, князь, зонт, родник, грузовик, голос, волос, лес, час, бугор, башмак, куст, рюкзак, пиджак. 197- Установите производящие основы к приводимым словам с производными основами. Подчеркните чередования в корнях. Определите способ образования существительных. Птенчик, кусочек, бубенчик, сверточек, замочек, станочек, стожок, рожок, посошок, жучок, орешек. 198. Определите, от каких основ и с помощью каких суффиксов Абрикосовый, голосистый, голосовой, водный, водяной, водянистый, бамбуковый, бронзовый, усатый, кустистый, глинистый, глиняный, носатый, носовой, меховой, дачный, зубной, зубастый, скалистый, институтский, грибной, лесной, лесистый, июльский1, дырявый, самарский, клыкастый, губастый, губной, кудрявый. 199. Выпишите слова, образованные постфиксальным способом, Иди-ка, какой-нибудь, кое-куда, все-таки, расхохотаться, разорваться, где-то, улыбаться, веселиться, что-либо. 200. Выпишите производные слова с нулевым словообразователь Глушь, камыш, ясень, синь, синева, мощь, помощь, покос, рассвет, сенокос, привет, приход, приют, дар, дом, балаган, стол, уют, ширь, гордость, суп, глубь, промах, глубина, широта, выкуп, покупка, зелень, темень, промах. 201. Выпишите в 3 колонки существительные: 1) образованные Нарукавник, соратник, наручник, подпоручик, творожник, соученик, сапожник, горчичник, подзеркальник, подоконник, раскрасавица, привратник, пригород, рассадник, пододеяльник, подстаканник, справочник, цветник. 202. От данных глаголов образуйте префиксально-постфиксаль- 1. 'Сделать что-либо вдоволь, вволю': говорить, глядеть, смотреть, гулять, играть, плясать. 2. 'Делать что-либо продолжительное время, быть очень погруженным в это занятие': болтать, говорить, ждать, мечтать, думать. 203. Определите способ словообразования возвратных глаголов. 1. Много времени прошло с того дня, но и сейчас, когда бываю весной в поле, я вслушиваюсь в звуки, знакомые с детства, и пытаюсь отыскать в голубом небе маленького певца. 2. Однажды вечером, когда в комнате запылал камин, дед уселся против него в широкое кресло и поставил на пол свою большую шкатулку. 3. В километре от станции Ахтуба протекает1 рукав Волги. В его пойме водилось много уток и куликов, встречались долговязые цапли и другие птицы... 4. Уже сильно стемнело, когда я с сачком в руках осторожно подкрался сверху к обрыву, улегся на живот и прикрыл сачком выходное2 отверстие. 5. И вдруг мои мечты разлетелись самым неожиданным образом (Сп.). 204. Измените словосочетания по образцу. Определите способ об 1. Образец: плаванье под водой — подводное плаванье. Время до войны; жизнь без заботы; дом за городом; туннель под землей; день перед праздником; участок при школе; магазин при вокзале. 2. О б р а з е ц: новая жизнь — жить по-новому. Зимняя одежда; добрый взгляд; старинный танец; звериный вой; городское строительство. 205. Выпишите слова, образованные префиксально-суффиксаль Небезопасный, Приморье, подснежник, застольный, затосковать, прибыльный, ненормальный, антинаучный, подстаканник, перелесок, подсвечник, бездумный, несправедливый, бездомный, насухо, по-городскому, снизу, по-братски. 206. Сгруппируйте слова, образованные одним и тем же спосо Перебежчик1, сверхмодный, заседание, неправдивый, при БЕЗАФФИКСНЫЕ СПОСОБЫ При безаффиксных, или операционных, способах словообразования используются особые, не содержащие никаких аффиксов операционные средства: 1) операция сокращения производящей основы, 2) операция сложения нескольких производящих основ и 3) операция изменения морфологических свойств производного слова по сравнению с производящим при сохранении одной и той же основы. Рассмотрим эту группу способов словообразования. Операция сокращения производящей основы наблюдается, например, в производном слове зам, образованном от производящего заместитель. Такой способ словообразования называется сокращением; ср. также фото <— фотография; зав <— заведующий; авиа <— авиационный. Операция сложения нескольких производящих основ (при их возможном усечении) всегда сопровождается фиксацией их последовательности в пределах производной основы и единым словесным ударением;' ср. в области экономической терминологии: оснащенность фондами -4 фондооснащенность. Различают чистое сложение (или просто: сложение), аббревиацию, сращение и сложносоставной способ словообразования. Сложение — такой безаффиксный способ словообразования, при котором производная основа объединяет в своем
составе несколько производящих основ в полном (неусеченном) виде, обычно с помощью интерфиксов: зверолов, коневод; реже без интерфиксов: Калининград, пятьдесят. Аббревиация — способ образования существительного на базе сочетания слов, основы которых (по крайней мере одна из них) входят в состав производной основы в усеченном виде: МГУ (читается как эм-гэ-у) <— Московский государственный университет (все три исходные основы сокращены до названий первой буквы в слове); педсовет <— педагогический совет (основа прилагательного сокращена, а существительное вошло в состав производного слова в неизменном виде). Производные слова, полученные указанным способом, называются аббревиатурами, или сложносокращенными словами. Примерами аббревиатур различных типов являются слова: БАМ <— Байкало-Амурская магистраль, спецназ <— (части) специального назначения, завуч <— заведующий учебной частью, завкафедрой <— заведующий кафедрой и др. По значению аббревиатура обычно тождественна исходному сочетанию слов. Сращение — безаффиксный способ образования прилагательных и глаголов на базе сочетания слов, связанных подчинительными отношениями (с синтаксической связью управления или примыкания): содержащий фосфор —> фосфорсодержащий; лишенный ума —> умалишенный; за благо рассудится —» заблагорассудится (безличный глагол). Флексии производящих слов, попадая в состав производных такого типа (например, -а в прилагательном умалишенный), перестают выражать синтаксические отношения и становятся интерфиксами. Сложносоставной способ словообразования — это безаффиксный способ, заключающийся в образовании производных слов путем объединения производящих слов целиком, вместе с их флексиями: музей-квартира, диван-кровать. При изменении сложносоставных слов обычно склоняются все их части (музея-квартиры, в музее-квартире и т. п.), поэтому такие производные занимают промежуточное положение между целостным словом и сочетанием нескольких слов. Сложно-составным способом образуются существительные и числительные: платье-костюм, сто двадцать пять. Изменение морфологических свойств производного слова по сравнению с производящим наблюдается, например, в существительном столовая. Производящее прилагательное столовый, столовая, столовое изменяется по родам, числам, падежам, тогда как существительное столовая изменяется только по числам и падежам. Такой способ словообразования называется субстантивацией. Приведем еще примеры субстантивации: от изменяющегося по родам прилагательного рабочий (рабочая, рабочее) образуется существительное мужского рода рабочий, от причастия учащийся — существительное учащийся и т. п. 207. Определите способ образования прилагательных. Укажите Приморский, сине-зеленый, заводской, безлесный, зарубежный, нелегкий1, большой-пребольшой, заморский, барабанный, надбровный, пароходный, самолетостроительный, настольный, красный-красный, городской, развеселый. 208. Выпишите выделенные слова. Укажите их способ образова 1. Кто здесь за главнач посадки? (М.). 2. Работа на электростанции прекратилась (И. и 77.). 3. Солнце — не огнистое1, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно-лучезарное — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой... (Т.). 4. Идешь, на меня похожий, глаза устремляя вниз, я их опускала — тоже! Прохожий, остановись! (Цв.). 5. В трестах он заключал договоры на поставку химпродуктов и получал сырье по твердой цене (И. и 77.). 6. Вы и рабочие, вы и математики (М.). 7. Уважаемый Главрепертком, заходите не в конце, а в начале (М.). 8. Вот пронеслась пара чирков, ловким оборотом сделала круг, спустилась к реке и резво-резво помчалась над ее поверхностью (Аре). 9. Очень много времени отнимала перепродажа полученного сырья на госзаводы по удесятеренной цене... (И. и 77.). 10. В полдень к дворцу Кащея Бессмертного подскакал2 дозорный (Усп.). 11. В перерыве Леська принес Мусе мороженого... (Сельв.). 12. Летом курорт наводняли приезжие из Петербурга (Сельв.). 209. Найдите сложносокращенные слова (аббревиатуры). Определите их производящую базу. 1. Я желаю1 жениться в организованном порядке и в присутствии почетных гостей и особенно в присутствии особы секретаря завкома, уважаемого товарища Лассальченко. 2. Жених был во всей прозодежде, из блузы торчал партбилет! 3. Это ж сколько у меня в профсоюзе не плочено! 4. По залу и театру идут служители зоосада. 5. Товарищ Победоносиков, возьмите в руки какие-нибудь три-четыре предмета, например ручку, подпись, бумагу и партмаксимум... 6. Да я же вам говорю, не суйтесь вы с мелочами в крупное госучреждение! (В. Маяков- СМЕШАННЫЕ СПОСОБЫ Смешанные способы словообразования используют особые словообразовательные средства, а именно единство аффиксальных и безаффиксных средств, их одновременное присоединение в пределах одного и того же производного слова. Смешанным является такой способ словообразования, при котором отмечается сложение нескольких основ и одновременное присоединение суффикса: старшеклассник <— старший + класс + -ник; это суффиксально-сложный способ; префиксально-сложный способ (сложение производящих основ с одновременной префиксацией): творить мир -* умиротворить; сложение с префиксацией и суффиксаци-е й: все места —» повсеместный; сокращение с суффиксацией: мультфильм -» мультик (разг.), велосипед —» велик, телевизор —> телик. 210. Укажите, какие из данных слов образованы посредством сложения основ. Малограмотный, малограмотность, мореходство, мореход, мореходный, земледелец, земледельческий, пароход, пароходный, пароходство, коневод, коневодство, законодатель, литературовед, литературоведческий, водопроводный, водопровод, водопроводчик1. 211. Выпишите слова, образованные безаффиксными способами, Животноводство, земледелец, квартиросъемщик, грузополучатель, водоснабжение, бетономешалка, налогоплательщик, асфальтоукладчик, морозостойкий, крупнокалиберный, пятиэтажный, засухоустойчивый, взаимовыгодный, легкомыслие, мимоходом. 212. Определите способ образования выделенных слов, в том чис 1. Я редко прихожу с совсем пустой корзиной. В ней может Дополнительные формальные отличия производной и производящей основ Сравнивая производную основу с производящей, можно заметить, что, помимо аффиксальных и операционных словообразовательных средств, в производной основе могут наблюдаться и дополнительные отличия от основы производящей. Так, производное слово дружок отличается от производящего друг не только наличием суффикса -ок, но и чередованием в корне согласных г//ж; в слове юго-запад наблюдается не только сложение производящих основ (юг-, запад-), но и интерфикс -о- между этими основами.
В современном русском словообразовании используются следующие дополнительные формальные средства, при помощи которых различаются производящие и производные основы: 1) чередования фонем и сочетаний фонем: ух(о) — уш-к(о); вырасти(ть) — выращ-ива(ть); собра(ть) — собира(ть); 2) вставка интерфикса: лес-о-степь; пят*-и-этажный; 3) наложение морфем: при-+-ид(у) = прид(у); такси + -ист = таксист; 4) усечение морфем — полное: толк-а(ть) — толк-ну-ть или частичное: пальто + -ишк(о) = палътишк(о). [-» здоровенък(ий) здоровенн(ый) нездоров(ый) г-> нездорови(ть)ся здорове(ть) -> выздоровеешь) г-> выздоровлениЦе)
* выздоравливаешь) Словообразовательные отношения наиболее употребительных русских слов в рамках гнезд показаны в «Школьном словообразовательном словаре русского языка» А. Н. Тихонова (М., 1996).
213. Определите способ образования выделенных слов, укажите средство словообразования, а также дополнительные формальные отличия между производящей основой и производной. Когда мы говорим, мы ищем в лице собеседника подтверж Словообразовательное гнездо и его строение Словообразовательным гнездом называется совокупность всех однокоренных слов, связанных между собой отношениями производности. Исходным словом в гнезде («вершиной» гнезда) является непроизводное слово, от него выстраиваются словообразовательные цепочки слов, в которых каждое слово производно от другого однокоренного слова, более простого по форме и значению (например, читать -» читатель —» читательница). Строение словообразовательного гнезда прилагательного здоровый можно схематически представить в следующем виде: 214. Из данных слов постройте словообразовательные гнезда. >~, ^ 1. Башмак, башмачница, башмачок, башмачник, башмачный. 2. Село, сельсовет, сельмаг, сельчанин, сельцо, сельчанка, по-сельски, сельский. 3. Светить, свет, светильник, светило, осветить, освещение, засветить, подсветить, посветить. 4. Книжный, книга, книговедческий, книжонка, книжка, книжно, книжность, книговед. 5. Ночевать, ночь, ночка, ночлежный, ночью, ноченька, ночник, еженощный, ночничок, по-ночному, ночевка, переночевать, ночлег, заночевать. 215. Сгруппируйте однокоренные слова. Постройте словообразо 1. Клуб, клубный, одноклубник, одноклубница, клубок, клубочек, спортклуб, клубочница, клубком, автоклуб. 2. Белка, белый, белить, побелка, беличий, белочка, побелить, бельчонок. 3. Нос, носочек, поднос, носочный, носик, носок, носильщик, носище, чулочно-носочный, носач, переносица, обноски, носатый, носовой. J0 Словообразовательный разбор слова Словообразовательный разбор — это разбор слова, ставящий своей задачей описание словообразовательных свойств слова, т. е. установление отношений производности, свя-
зывающих данное слово с другими однокоренными словами. При словообразовательном разборе необходимо найти производящую основу, выделить словообразовательное средство и охарактеризовать способ словообразования; дополнительно — показать место производного слова в словообразовательном гнезде. 1. Определить, производное ли данное слово*. 2. Если слово производное, выписать соответствующее производящее слово (или, при сложении, несколько производящих), указав стрелкой отношения производности между производящим словом и производным. 3. Показать графически словообразовательную структуру производного слова, выделив в составе производной основы словообразовательное средство и производящую основу. Если производящая основа претерпела изменения (усечение, наложение морфем, чередования) или при словообразовании использован интерфикс, следует отметить это. 4. Назвать способ словообразования. 5. Указать словообразовательное гнездо, в которое входит данное производное слово, выделив словообразовательную цепь, включающую анализируемое слово. Образец: Раскричаться. 1. Слово производное. 2. Отношения производности: кричать —» раскричаться. 3. Словообразовательная структура анализируемого слова: производящее: крича, -; словообразовательное средство: рас- + + -с~я; производящая основа вошла в состав производной в неизменном виде (не отмечается чередований, усечения производящей основы и наложения морфем). 4. Способ словообразования — аффиксальный (префик-сально-постфиксальный). 5. Анализируемое слово входит в словообразовательное гнездо глагола кричать и образовано непосредственно от «вершины» данного словообразовательного гнезда. крикнуть
крикун —> крикунья крикливый -» перекричать —» перекрикивать раскричаться 216. Выполните полный словообразовательный разбор всех производных слов в стихотворении. Ангел По небу полуночи ангел летел И тихую1 песню он пел; И месяц, и звезды, и тучи толпой Внимали той песне святой. Он пел о блаженстве безгрешных духов Под кущами райских садов; О Боге великом он пел, и хвала Его непритворна была. Он душу младую в объятиях нес Для мира печали и слез; И звук его песни в душе молодой Остался — без слов, но живой. И долго на свете томилась она, Желанием чудным полна; И звуков небес заменить не могли Ей скучные песни земли (М. Лермонтов). ________________________ & * В случае затруднений при словообразовательном разборе рекомендуем обращаться к «Словарю-справочнику по русскому языку» под редакцией А. Н. Тихонова (М., 1995) или к «Школьному словообразовательному словарю русского языка» А. Н. Тихонова (М., 1996). dloficfrouoiusi Морфология как раздел грамматики Морфология — раздел грамматики. Термин «грамматика» многозначен. Принято различать следующие значения этого термина. 1. Грамматика — это строй языка, система наиболее общих закономерностей устройства и использования в речи основных значимых единиц языка — слов и предложений. 2. Грамматикой называется также область языкознания, изучающая грамматический строй языка и представленная двумя научными дисциплинами — морфологией и синтаксисом. Грамматической науке противопоставлена лексика, изучающая лексическое значение слова, которое всегда индивидуально. Фонетика также отграничивается от грамматики, так как звуковые единицы не имеют своего значения. 3. Наконец, грамматикой называют и обобщающий научный труд, содержащий полное системное описание строя данного языка. Наиболее авторитетными являются академические (изданные Академией наук) грамматики, например «Русская грамматика» под редакцией Н. Ю. Шведовой и др. (М., 1980). Морфология — это, во-первых, уровень грамматической системы языка, на котором реализуются закономерности грамматического поведения слов и правила образования грамматических разновидностей слов — словоформ. Во-вторых, морфологией принято называть раздел языкознания, изучающий граммати
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 883; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.105.152 (0.015 с.) |