Правописание чередующихся гласных в корне 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правописание чередующихся гласных в корне



Отступлением от морфологического принципа орфографии является правописание корней с чередующимися гласными. Эти гласные нельзя проверять ударением: зарязори, блис­татьблещет. Написание таких корней подчиняется осо­бым правилам.

Чередование а//о наблюдается в корнях:

1) -кас-//-кос- и -лаг-1/-лож-, где а пишется в том слу­чае, если после корня есть суффикс -а-; если этого суффикса нет, в корне нужно писать -о: касатьсякоснуться; прила­гатьприложить;

2) -гар-1 /-гор-, -клан-//-клон-, -твар-// -твор-, в которых под ударением пишется та буква, которая слышится, а без уда­рения — о: загарзагорать; наклон, кланятьсяпокло­ниться; отвореназатворить. Исключения: для корня -гар-//-гор- слова пригарь и выгарки, для корня -твар-// -твор- слово утварь;

3) -зар-//-зор-, где без ударения пишется а, а под ударени­ем — та буква, которая слышится: зарязори, зарево. Иск­лючение: зоревать;

4) -плав-//-плов-//-плыв-, где буква а пишется во всех слу­чаях, за исключением слов пловец, пловчиха, плывун, напри­мер: плавание, плавник, плавучий;

5) -раст-//-ращ-//-рос-, где буква а пишется перед сочета­нием cm или перед согласной щ; о пишется, если сочетания cm или согласной щ в корне нет: вырасти, выращиватьвырос, заросли. Исключения: отрасль, ростовщик, росток, Рости-


 




слав, Ростов и все образованные от них слова (например, от­раслевой, ростовщический и др.);

6) -скак-//-СКОЧ-, в котором буква а пишется перед к, буква о — перед ч: скакатьвыскочить. Исключения: скачок, скачу, скачите;

7) -равн-1 /-роен-, где выбор гласной зависит от смысла сло­ва. Корень -равн- пишется в словах, значение которых связано с понятием величины (сравнить, равнобедренный, уравнение) и в словах равнина, равнение, равняться. Корень -роен- пи­шется в словах, связанных по значению со словом ровный: ров­нять (грядку), подровнять (кусты), уровень. Этот же корень присутствует в словах, употребленных в переносном значении, например выровнять характер;

8) -мак-11-мок-, здесь написание тоже зависит от смысла. Гласная а пишется в корнях тех слов, которые имеют значение 'погружать в жидкость что-либо': макать, обмакнуть. Ко­рень -мок- нужно писать в словах со значением 'пропитаться жидкостью': вымокнуть, промокашка.

Чередование корневых гласных и//е зависит от наличия в слове суффикса -а-. Если он есть, в корне надо писать букву и, при отсутствии суффикса пишется е. Это чередование наблю­дается в корнях: -бир-//-бер- (собиратьсоберу); -блист-// -блеет- (блистать — блестеть); -дир-//-дер- (отдиратьотдеру); -жиг-/'/-жег- (выжигатьвыжег); -мир- / / -мер-(умиратьумереть); -пир-/'/-пер- (запиратьзаперли); -тир-//-тер- (стиратьстереть); -стил-//-стел- (рассти­латьрасстелить); -чит-//-чет- (вычитатьвычет). Исключения из этого правила касаются только последней па­ры корней: несмотря на то что слова сочетать и сочетание имеют суффикс -а-, в их корнях пишется буква е.

Чередование гласной -а- (-я-) с сочетанием -им- или -UK-. Корни с таким чередованием нельзя проверять ударени­ем; ср.: начинать, но начать; внимание, но внять. Без ударе­ния в этих корнях букву я писать нельзя. Они пишутся через и, если за корнем следует суффикс -а-; ср.: воспоминаниепомянуть.

Отступление от морфологического принципа объясняется традицией в написании корней с чередующимися гласными, согласно которой на письме сохраняются исторические чередо­вания звуков.


139. Спишите, выделяя корни слов. Объясните их написание.

Коснуться, расти, отрасль, макать, горение, поплавок, пло­вец, отпирать, озарить, зори, уравнение, забирать, положение, обжигать, поклоняться, вытирать, сочетать, вычитание, рас­творить.

140. Спишите, распределяя слова в 3 колонки: 1) слова с прове­
ряемой безударной гласной корня; 2) слова с корневой гласной, кото­
рую нельзя проверить ударением; 3) слова с чередующимися корне­
выми гласными. В каждом слове выделите корень.

Роса, мечта, заря, весло, ольха, растение1, плескать, на­клонить, скакать, кладовая, хранить, загорать, постелить, халва, косьба, немой, ночной, протирать, варить, затворить.

141. Спишите, вставляя пропущенные буквы. С выделенными
словами составьте словосочетания.

К..саться, прикосновение, касательная, неукоснительно; прилагать, безотлагательно, приложение; возг..рание, при­гореть, приг..рь; склонение, укл„ниться; тв..рение, тв..рить, утв..рь; з..рница, оз..рение, з..ря, з..ревать; спл..влять (лес), пл..вучий, пл..вчиха; зар..сли, р..сток, прор..стить, отр..еле­вой, р..стовщик, (я) выр..сту, выр..с, выр..щу; отск..чить, уск..кать, СК..Ч0К, выск..чка, ск..чите.

142. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните их вы­
бор.

1. Ср..внить величины, р..вномерное ускорение, р..внение направо, высокий ур..вень, разр..внять землю, выр..внять до­рожки, меткое ср..внение, русские р..внины.

2. Вым..кнуть под дождем, непром..каемая обувь, ткань не пром..кает, пром..кательная бумага, обм..кнуть перо в черни­ла, м..кнуть хлеб в молоко, сухари разм..кают в воде.

143. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Выб..ру книгу, подборать слова, бл..стящий на солнце, бл..стательное выступление, прод..раться сквозь заросли, выж..чь на дереве, сч..тать устно, соч..тать теорию с практи­кой, пост..лю постель, расст..лить скатерть, вт..рать мазь, подп..реть голову рукой, зам..рать в испуге, обм..реть от не­ожиданности, нач..нать рассказ, прокл..нать случай, прин..-маясь за дело, разм..нать руки, пож..мать плечами.


 




144. Подберите для глаголов однокоренные слова, чтобы в каж­
дой паре слов были представлены обе чередующиеся корневые глас­
ные.

Образец:

замеретьзамирать.

Блестеть —..., разбираться —..., удирать —..., рассте­лить —..., запираться —....

145. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните од­
ной чертой безударные проверяемые гласные, двумя — чередующие­
ся гласные. Используя толковый словарь, объясните значение выде­
ленного слова.

1. Ож..вел гор..довой, спешно зап..р будку и скорым шагом
пошел исполнять прик..занье лек..ря (М.-П.). 2. Одна за дру­
гой гасли на деревьях дог..равшие свечи. На востоке з..ря
занималась (М.-П.). 3. Жизни ток его спокоен1, как река среди
р..внин (А. К. Т.). 4. Бл..стал над степью искрами стожар
(А. К. Т.). 5. Вид, расстилавшийся перед глазами преде..дате-
ля, казался ему серым и скучным (Ч.). 6. Белая1 кашка
склонялась отяжелевшими головками, как будто в истоме
(Купр.). 7. К вечеру собиралась гроза (Купр.). 8. Дорога в..лась
между мелкою, частою пор..елью (Кор.).
__________________________________________________ <#>

Правописание согласных

Выбор звонких и глухих согласных и правописание непро­износимых согласных подчиняются морфологическому прин­ципу орфографии.

1. Для проверки написания парных звонких и глухих со­гласных подберите родственное слово или измените слово так, чтобы согласная находилась перед гласной или перед сонорны­ми согласными л, м, н, р, например: патронта(ж, ш)пат­ронташем, трикота(ж, ш)трикотажный. Запомните на­писание слов: свадьба (нельзя проверять словом сватать), лестница (не подходит для проверки глагол лезть), изморось (моросить) и изморозь (морозить).

Есть слова, в которых написание согласной проверить нельзя: шлагбаум, трость. Их написание необходимо запом­нить, в случае затруднения — обращаться к орфографическо­му словарю.


2. Чтобы узнать, есть ли в слове непроизносимая соглас­ная, надо изменить слово или подобрать родственное ему: цело­стныйцелостен, опасностьопасен. Позиция перед гласной проясняет написание.

Запомните: блеснуть (нельзя проверять словами блеск, блестеть), прежний (нельзя проверять наречием прежде), ро­весник, сверстник, склянка (нельзя проверять существитель­ным стекло), участвовать, чувство, шествовать (идти), яства.

Правописание двойных согласных в корнях слов подчиня­ется традиции. В русских по происхождению словах двойные согласные встречаются редко: вожжи, дрожжи, жужжать, можжевельник, ссора. В личных формах глагола жечь, кроме форм 1-го лица единственного числа и 3-го лица множествен­ного числа, пишутся две буквы ж: жжем, жжешь, жжете, жжет. Так же пишутся образованные от этого глагола слова: жжение, выжженный, сожженный.

Запомните написание слов расчет, расчетливый, рассчи­тывать.

Написание двойных и одиночных согласных в заимство­ванных словах необходимо проверять по орфографическому словарю: иллюминация, декорация, теннис и др.

146. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Назовите слова,
в которых проверить звонкость/глухость согласного нельзя.

Творожная ватру..ка, медовые коври..ки, перейти реку вбро.., бежать вприпры.жу, сказать в насме..ку, ржаная ле-пе..ка, от холода изморсь на стекле, туман и теплая измо-ро..ь, незабу..ки в букете, переле..ть через изгоро..ь, околы.. фура..ки, кататься на сала..ках, праздничный фейервер.., ше..ство над отстающими, охотничий ягдта.., серебряная сва..ьба, речной во..зал, футбольный матч, репчатый лу.., ши­рокий лу.., замер..шие окна, капустная кочеры..ка, грядки укропа и лука впереме..ку.

147. Определите, есть ли в словах непроизносимые согласные.
Спишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы.

Агентство, небезызвестный, безвкусный, безжалост­ный, безучас.ный, бессловесный, бесхитросный, бесчувст­венный, блеснуть, горесный, доблесный, древесный,


 




жалосливый, зависливый, запасливый, месность, по-преж..нему, окресность, поверхносный, подпору..чик, поясница, праздновать, разослать скатерть, разослать письма, ровесники, сверсники, сумасшедший, уча..ство-вать, хлеснуть, шефствовать над школой, шествовать по улицам, яросный.

148. Спишите, раскрывая скобки. При затруднении обращайтесь к орфографическому словарю.

Арти(л,лл)ерия, а(к,кк:)омпанемент, кано(к,н«)ада, ко-
(м,мм)ектарий, панора(.и,.и.и)а, диску(с,сс)ия, кава(л,лл)е-
рия, конгре(с.сс), иску(с,сс)ный, иску(с,сс)тво, те(р,рр)итория,
те(н,кн)ис, те(р,рр)&с&, га(л,лл)ерея, а(л,лл)ея, ц,р&(м,мм)&,
ра(с,сс)чет, ра(с,сс)читывать, по(с,сс)ориться, шо(ж,жж)евель-
ник, дро(ж,жж)евой, обо(ж,жж)ешься, оди(н,нн)адцать.
__________________________________________________ ^

Виды служебных морфем

Принято различать два вида служебных морфем (аффик­сов): словоизменительные и словообразовательные.

При помощи словоизменительных аффиксов образуются грамматические формы слова (школ-a, школ-ы, школ-у и т. д.). Словообразовательные аффиксы используются для образова­ния слов (школ-а —» школь-ник).

В зависимости от местоположения в слове по отношению к корню различаются приставки, суффиксы, окончания, пост­фиксы и интерфиксы. Приставки предшествуют корню. Суф­фиксы, окончания и постфиксы следуют за корнем. Интер­фиксы находятся между корнями.

В русском языке префиксы и интерфиксы всегда использу­ются в словообразовании и никогда не бывают словоизмени­тельными, окончания же выполняют только словоизменитель­ную функцию. Суффиксы и постфиксы могут использоваться как в словоизменении, так и в словообразовании.

Приставка (префикс) — словообразовательный аффикс, расположенный в слове перед корнем (прилетать) или перед другим префиксом (при-за-думаться).

Суффикс — служебная морфема, находящаяся в слове не­посредственно за корнем (издатель) или за другим суффиксом (изда-телъ-ниц-а). Суффиксы используются не только в слово-


образовании, но и в словоизменении. Так, для образования не­определенной формы глагола чаще всего используется суф­фикс -ть (дыша-тъ, говори-ть); форма прошедшего времени глагола обычно образуется при помощи словоизменительного суффикса -л- (дыша-л, говори-л).

Окончание (флексия) — словоизменительный аффикс, находящийся в слове после корня (неб-о) или суффикса (снеж-н-ый) и служащий для связи слов в предложении: Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя... (П.).

Постфикс — словообразовательный или словоизменитель­ный аффикс, который находится в самом конце слова, обычно после окончаний (учим-ся, кому-то).

Состав постфиксов немногочислен. При образовании место­именных слов используются постфиксы -то, -либо, -нибудь. Есть также 3 омонимичных глагольных постфикса -ся, ис­пользуемых и в словообразовании, и в словоизменении. Они звучат одинаково, но передают разные значения. Поэтому и принято считать их разными постфиксами. Словообразова­тельный постфикс -ся1 выделяется в возвратных глаголах (вол­новаться, переговариваться). Постфиксы, используемые в словоизменении, обозначаются как -ся2 (в страдательных формах: Пища готовится квалифицированными поварами) и -ся3 (в безличных формах: Хочется уйти).

Звуковой состав этих глагольных постфиксов в большин­
стве случаев зависит от предшествующего звука: в неопреде­
ленной форме и в спрягаемых формах времен и наклонений
после согласных используется -ся (учиться, смеялся, бросься),
а после гласных----- сь (нестись, смеялась, вернись). В деепри­
частиях используется только -сь (учась, смеясь, вернувшись),
в причастиях и образованных от них существительных —
только -ся, независимо от предшествующего звука (учащийся,
учащиеся).

Кроме того, в разговорной речи используется особый пост­фикс -ка, прибавляемый к формам повелительного наклоне­ния (скажи-ка, идемте-ка) и к междометиям, выражающим побуждение (на-ка, ну-ка). У этого постфикса стилистическое значение: он делает речь непринужденной.

Интерфикс — это словообразовательный аффикс, не име­ющий значения и выполняющий в структуре слова соедини­тельную функцию: он находится между двумя корнями слож­ного слова (вод-о-провод, бол-е-утоляющий, шест-и-дневка.


 




дв-у-единый, дв-ух-этажный, четыр-ех-моторный, сорок-а-летие, себ-я-любие).

149. Сгруппируйте слова с одинаковыми приставками. Определи­
те значения приставок. Назовите слова, имеющие такие же при­
ставки.

Развеселый, недоедать, разудалый, запеть, заиграть, бес­толковый, заплясать, недооценить, загубить, безошибочный, невеселый, разорвать, безболезненный, загудеть.

150. Сгруппируйте слова с одинаковыми суффиксами. Определи­
те значение каждого суффикса. Назовите слова, имеющие такие же
суффиксы.

Ручища, крепыш, убежище, оконный, футболист, воспита­тель, руководитель, шахматист, силища, разносчик, малыш, стульчик, революционный, теннисный, учитель, переписчик, яблочный, грузчик, волчище, заказчик.

151. Прочитайте текст. Выпишите грамматические формы слова
береза. Сопоставьте их, выделите в них основу и окончание. Опреде­
лите, какие значения выражаются окончаниями, с какими словами
в тексте связано существительное береза.

Тихо молвила береза:

— Людям может показаться1,
Будто я смеюсь на солнце,
Будто весело живу я.
Краткою весной к березам
Первые приходят дети,
Режут нас пятью ножами,
Добывая сок прозрачный.
Подо мной, березой белой,
Под листвой моей кудрявой,
Девушки в кружок садятся,
Игры девичьи заводят.

А порою ствол березы Подсекают для пожоги, Разрубают на поленья. И промолвил Вейнемейнен:

— Перестань грустить, береза,
Полно плакать, белый пояс!

С этим словом Вейнемейнен


Взял плакучую березу, Целый день ее строгал он, Долгий1 день над ней работал. Кантеле построил за день, Сделал гусли из березы.

(Г. Лонгфелло. Песнь о Гайавате. Пер. С. Маршака).

152. В каких словах есть постфиксы? Определите значения пост­
фиксов.

Кто-то, идите, кое-где1, какой-никакой, расскажи-ка, спо­емте, что-либо, ну-ка, где-нибудь, узнал-таки, сказали бы.

153. Объясните, почему в одних словах и формах слов использу­
ется постфикс -ся, а в других — постфикс -сь.

Принялся, поделились, поднявшись, наклонись, накло­нясь, раскинувшийся, вознестись, трудящиеся, учиться, смей­тесь.

154. Выпишите слова без интерфиксов, а затем сгруппируйте сло­
ва с одинаковыми интерфиксами.

Водопад, пятилетка, гололед, баснописец, семидневный,
двухэтажный, звукозапись, четырехлетний, сорокалетие,
спорткомплекс, белобровый, широкоплечий, благодарить,
шестиэтажный, большеротый, голубоглазый, Госдума, сердце­
ед, пешеход, мореход, земледелец, ледостав, Петербург, Крас­
нодар, стопудовый.
___________________________________________________ &

Правописание приставок пре- и при-

Приставка пре- имеет два основных значения: 1) 'очень' — премудрый (ср.: очень мудрый), большойпребольшой (очень большой); 2) сходное по значению с приставкой пере-: прервать (перервать), преломление (переломить).

Приставка при- обозначает: 1) присоединение: приклеить, пристроить; 2) пространственную близость: приусадебный, прибрежный; 3) неполноту действия: приотворить, прищу­рить; 4) сопутствующее действие: приговаривать, припе­вая.

В заимствованных словах написание начальных сочетаний пре- и при- не зависит от значения и требует запоминания:


президент, премьера, претендент, привилегия, приоритет и др.

Во многих русских словах приставки пре- и при- имеют от­влеченные, неопределенные лексические значения: преследо­вание, приобрести, пригодный, призвание и др. Написание таких слов нужно запомнить. В случае затруднения следует обращаться к орфографическому словарю.


голову в знак уважения — пр..клонить ветку; пр..творить меч­ту в жизнь — пр..творить окно — пр..твориться больным; np..-ходящие ценности — пр..ходящий поезд; пр..умножить бое­вую славу — рассказывать, немного пр..увеличивая; понять пр..вратно — ключи у пр..вратника; пр..емник традиций — коротковолновый пр..емник.


 


155. Определите значение приставки. Спишите, вставляя пропу­
щенные буквы.

Пр..каспийская растительность, приземлились успешно, пр..возные фрукты, препроводить документы, приморский санаторий, морской пр..бой, пр..беречь на зиму, пр..сечь слу­хи, преломление лучей, пр..крыть глаза, претерпевать лише­ния, пр..вести в порядок, превозмогая усталость, пр..мудрый п..скарь, пр..жечь йодом, пр..остановиться на минуту, пр..за-думаться о будущем.

156. Спишите, вставляя пропущенные буквы. В каждом ли слу­
чае можно установить значение приставки?

1. А именьице-то1 какое было: кругленькое, пр..выгодное, пр..чудесное именьице! (С.-Щ.). 2. Преимущественно же пре­пятствовал недостаток в материале, сколько-нибудь дост..вер­ном и правд..подобном (С.-Щ.). 3. Щи пр..вкусные, с сильною пр..правой луку (Гонч.).

157- Спишите, вставляя пропущенные буквы. При затруднении обращайтесь к орфографическому словарю.

Пр..успевать в работе, шутки ипр..баутки, пр..близитель-ные ра(с,сс)четы, пр..вередливый и пр„дирчивый человек, мое пр..звание, пр..рожденный оратор, беспр..страстный арбитр, пр„сутствовать на собрании, пр..надлежит больш..нству, пр„-даточное предложение, старинное пр..дание, пренебрежитель­ное отношение; пр„оритет, пр„зидент, пр..зидиум, пр..мьера, пр..людия, презентация, пр..парат, пр..стижный, пр..тензия, пр..вилегия, пр..митивный.

158. Определите значения слов с пропущенными буквами. Спи­шите.

Пр..бывать в недоумении — пр..бывать по расписанию; пр..зирать врага — пр„зирать больных и сирот; пр..клонить



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1008; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.94.177 (0.044 с.)