Безударные гласные в корне, проверяемые ударением



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Безударные гласные в корне, проверяемые ударением



Осн..щение; распростр..нять; зат..нувшийся; просв..щение.

В большинстве случаев безударные гласные в корне проверяются ударением:

насл..ждение — сладость;

объед..нение — единство.

Не следует проверять безударные гласные в глаголах совершенного вида глаголами несовершенного вида на -ывать / -ивать (в них ударная гласная меняется):

опоздать — нельзя проверять словом опаздывать;

раскроить — нельзя проверять словом раскраивать.

Оснащение — снасть.

Распространять — пространство.

Затянувшийся — затянутый.

Просвещение — свет.

Чередующиеся гласные в корне

В корнях с чередующимися гласными безударная гласная проверяется не ударением, а по особым правилам. Эти корни можно объединить в четыре группы.

От чего зависит правописание гласной в корне:

от ударения от последующей согласной от наличия либо отсутствия суффикса -а- от значения корня
корни: -зар- -плав- -гор- -клон- -твор- -чин- -мин- -жим- корни: -скак- / -скоч- -раст- / -рос- -лаг- / -лож- корни: -бер- / -бир- -тер- / -тир- -пер- / -пир- -дер- / -дир- -стел- / -стил- -блест- / -блист- -чет- / -чит- -жег- / -жиг- -мер- / -мир- -кос- / -кас- корни: -равн- , -ровн- -мак-, -мок-

1. Чередующиеся корни, в которых правописание гласной зависит от ударения:

-ЗАР-, -ПЛАВ-, -ГОР-, -КЛОН-, -ТВОР-, -ЧИН-, -ЖИМ-, -МИН-, -НИМ-

Тв..рить; нач..нать; заг..рел; з..ря; зан..мать; попл..вок; вспом..нать; наж..мал.

В данных корнях под ударением могут звучать и писаться разные гласные (например зо?рька, за?рево; скло?н, кла?няться и т. д.).

В безударном же положении в них пишутся следующие варианты корней:

-зар- -плав- -гор- -клон- -твор- -чин- -жим- -ним- -мин-
Озарить Плавучий Исключения: зоревать; пловец; плывуны. Сгорел Наклонил Сотворить Исключение: утварь. Починил Сжимая Внимал Разминал

Творить — безударный корень -ТВОР-.

Начинать — безударный корень -ЧИН-.

Загорел — безударный корень -ГОР-.

Заря — безударный корень -ЗАР-.

Занимать — безударный корень -НИМ-.

Поплавок — безударный корень -ПЛАВ-.

Вспоминать — безударный корень -МИН-.

Нажимал — безударный корень -ЖИМ-.

Корни, в которых правописание гласной зависит от последующей согласной: -СКАК- / -СКОЧ-, -РАСТ- (-РАЩ-) / -РОС-, -ЛАГ- / -ЛОЖ-

Поск..кал; выск..чка; ск..чок; выр..сти; выр..сли; пол..гать; пол..жить.

-скоч- -скак- -раст-, -ращ- -рос- -лаг- -лож-
Отскочил Исключения: скачок; я скачу; скача. Проскакал Подрасти Выращенный Исключения: росток; ростовщик; Ростов; Ростислав. Заросли Исключение: отрасль. Располагались Излагать Положение Изложение

Поскакал — вариант -СКАК-. выскочка — вариант -СКОЧ-. Скачок — исключение.

Вырасти — вариант -РАСТ-. Выросли — вариант -РОС-.

Полагать — вариант -ЛАГ-. Положить — вариант -ЛОЖ-.

3. Корни, в которых правописание гласной зависит от наличия суффикса -а-

3.1. Корни -бер / бир-a; тер / тир-a; пер / пир-a; дер / дир-a; стел / стил-a; блест / блист-a; чет / чит-a; жег / жиг-a; мер / мир-a.

Наст..лать; уп..реться; уд..рал; бл..стающий.

Здесь правописание гласной зависит от суффикса -а- после корня.

Если после корня стоит суффикс -а-, в корне пишется И. Если суффикса -а- после корня нет, пишется Е.
Высчитали Блистальный Исключения: сочетание; сочетать; чета. Замерли

Настилать — после корня идет суффикс -а-.

Упереться — после корня отсутствует суффикс -а-.

Удирал — после корня идет суффикс -а-.

Блистающий — после корня идет суффикс -а-.

3.2. Корень -КОС- / -КАС-

Прик..сновение; к..снуться; по к..сательной; к..саться.

Если после корня стоит суффикс -а-, в корне пишется А. Если суффикса -а- после корня нет, пишется О.
Не касается Коснулись Прикоснись

Прикосновение — после корня отсутствует суффикс -а-.

Коснуться — после корня отсутствует суффикс -а-.

По касательной — после корня идет суффикс -а-.

Касаться — после корня идет суффикс -а-.

4. Близкие по значению корни, в которых правописание гласной зависит от значения

4.1. Корни -РАВН- и -РОВН-

Выр..внять (дорогу); ср..внить отрезки.

Если значение корня связано с понятиями сопоставление, сравнение, равенство, то пишем -равн-. Если значение корня связано с понятиями ровный, гладкий, прямой, то пишем -ровн-.
Сравнительно Равнодушный Заровнять яму Подровнять волосы

 

Запомните написание этих слов:
равнина равнение поровну ровесник уровень  

Выровнять (дорогу) — сделать ее более прямой, гладкой (по значению подходит корень -РОВН-).

Сравнить отрезки — провести их сопоставление (по значению подходит корень -РАВН-).

4.1. Корни -МАК- / -МОК-

Обм..кнуть в чай; пром..чил ноги; вым..кнуть.

Если значение корня связано с понятием пропускать жидкость, становиться влажным, то пишем -мок- (-моч-). Если значение корня связано с понятием опускать в жидкость, то пишем -мак-.
Намокали Промокашка Макнул

Обмакнуть в чай — опустить в жидкость.

Промочил ноги — пропустить жидкость через одежду.

Вымокнуть — пропустить жидкость.

Правописание проверяемых согласных в корне

Проверяемые согласные подразделяются на два типа: сомнительные и непроизносимые.

Подру..ка; голлан..ский; чудес..ный; салфе..ка.

Сомнительные парные согласные Непроизносимые согласные
Проблема возникает на конце слова (плов(ф)) и перед некоторыми согласными (деревяш(ж)ка). Проверять нужно, ставя сомнительные согласные в позицию перед гласными (плоВа, деревяШечка). Проблема возникает в позиции при стечении согласных (гиган(т)ский). Проверять нужно, ставя возможные непроизносимые согласные в позицию перед гласными либо в конец слова (гиганТы либо гиганТ).

 

Запомним следующие случаи: блеснуть (хотя блестеть); лестница (хотя лесенка); плеснуть (хотя плескаться); шефствовать (шеф), но шествовать (шедший); костный (мозг), но косные (воззрения); вперемешку (перемешать) — вперемежку (перемежаться); сверстник, но ровесник; чувствовать, чествовать; яства, но явственный; частная (жизнь); праздник; сумасшедший.

Подружка — подруженька. Голландский - Голландия. Чудесный -чудеса. Салфетка - салфеточка.

Правописание словарных слов

Слова, написание которых не регулируется орфографическим правилом, называются словарными.

С..рень, интелл..генция, во..зал, па..сажир.

Словарные слова также пишутся по орфографической норме. Эта норма установлена не по тому или иному правилу, а специально для данного слова. Она отражена в орфографическом словаре.

Школьный курс предполагает знание определенного минимума словарных слов, которые входят в школьный орфографический словарь. Кроме того, необходимый минимум словарных слов, которые следует запомнить, находится в конце каждого школьного учебника по русскому языку. CИрень, интеллИгенция, воКзал, паСсажир.Корень

Определи часть слова, где должно быть О или Ё.     В корнях слов после шипящих под ударением пишется Ё а не О (искл. те слова к которым нельзя подобрать однокоренное слово с Е: щЁтка – щЕтина, но: шОрох. В иноязычных словах – только О: чОпорный, трущобы, жокей.
  2. Определи часть речи ↓ окончание Суф., ↓ Глагол, отглаг. слово Существительное, отыменное (сущ., прил., прич.) прилаг., наречие ↓ ↓ Ё 3. Поставь ударение (жжЁт, жжЁный, ↓ ↓ тушЁнка – от тушить) под уд. Обез уд. Е (душОй, ежОнок) (в колючЕм, дочЕнька)
Задание А15 ЕГЭ по русскому языку спряжения
Возможные трудности Добрые советы
Трудно запомнить все исключения из правила. Обратившись к справочным материалам, заполните пробелы в списке №1.
Иногда тип спряжения определить трудно, потому что неясно звучит безударный суффикс неопределенной формы. Ты кле…шь (кле…ть, какое спряжение?). Ты се…шь (се…ть, какое спряжение?). Такие суффиксы следует запоминать (см. в справочных материалах: «Правописание суффиксов глаголов»). Ты клеишь (клеить, 2 спряжение). Ты сеешь (сеять, 1 спряжение).
Что делать, если кажется, что к проверяемому глаголу можно подобрать две неопределенные формы? Застав…шь (заставить, 2 спр. либо заставлять, 1 спр.) Гон…шь (гнать, 2 спр. либо гонять, 1 спр.) Определите вид проверяемого глагола. Это постоянный признак, поэтому в неопределённой форме должен сохраняться тот же вид, что и в личной форме. Задайте нужный вопрос к инфинитиву: что делать? – несовершенный вид; что сделать? – совершенный вид. Заставишь (сов.в.) — заставить(сов.в.), а не заставлять (несов.в.). Если глаголы одного вида, обратите внимание на разницу их значений и на их глагольные суффиксы. Гонишь (образовано от глагола гнать). Гон-я-ешь (образовано от глагола гон-я-ть).
Относятся ли к исключениям глаголы, образованные от слов-исключений с помощью приставок либо суффикса –ся? Они прогон…т. Они бре…тся. Глаголы типа услышать, постелить и т.п., образованные с помощью приставок от глаголов – исключений, относятся к тому же типу спряжения, что и сами исключения. Они прогонЯТ (прогнать, как и гнать, — глагол 2 спряжения). Они застелЮТ (застелить, как и стелить, — глагол 1 спряжения). Глаголы типа бриться, держаться и т.п., образованные с помощью суффикса -ся от глаголов – исключений, относятся к тому же типу спряжения, что и сами исключения. Они гонЯТся (гнаться, как и гнать, — глагол 2 спряжения). Они бреЮТся (бриться, как и брить, — глагол 1 спряжения).
Почему некоторые глаголы на –ать имеют окончания второго спряжения? Кричать — крич-ишь. Молчать — молч-ишь. Такие глаголы и относятся ко 2 спряжению. Дело в том, что они имеют ударные окончания, поэтому правило «Правописание безударных личных окончаний глагола» к ним не следует применять.
Можно допустить ошибку в написании окончаний глаголов с приставкой вы-, например: выбеж…шь, вылет…шь. Приставка вы- обладает свойством «перетягивать» ударение с окончания на себя. Но с добавлением к основе глагола приставки спряжение не меняется, поэтому безударное окончание в глаголе с приставкой такое же, как в однокоренном глаголе без приставки, от которого он образован. выбежишь — бежишь; выбежите — бежите; вылетишь – летишь.

Список №1

Глагол-исключение Форма 2 л. ед. ч. (ты что делаешь?) Форма 3 л. мн. ч. (они что делают?)
Брить Ты бре-ешь Они бре-ют
Стелить    
Гнать    
Держать    
Дышать    
Зависеть    
Видеть    
Слышать    
Обидеть    
Вертеть    
Терпеть    
Ненавидеть    
Смотреть    

< p>



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.2.146 (0.012 с.)