Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Способы связи предложений в тексте↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Среди составных сказуемых различаются составное глагольное и составное именное сказуемые. Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство Критики (какие?) авторитетные — определение. Ценили (в какой степени?) высоко — обстоятельство. Ценили (что?) полотна — дополнение. Полотна (чьи?) его — определение. Дополнение как член предложения. Типы дополнений Дополнение — это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей (т.е. всех, кроме именительного) и обозначает предмет. Дополнения бывают прямые и косвенные. Прямые дополнения относятся к переходным глаголам и обозначают предмет, на который непосредственно направлено действие. Прямые дополнения выражаются винительным падежом без предлога. Не знаю, когда теперь увижу родных (в. п.). В этих печах раньше плавили сталь (в. п.). Все остальные дополнения называются косвенными. Сыграйте-ка на рояле (п. п.). Я положил хлеб на стол (в. п. с предлогом). Мне запретили волноваться (выражено неопределенной формой глагола).
|
|||||||||||||||
Задание А9 ЕГЭ по русскому языку характеристика предложений
Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи
Если сложное предложение состоит из трёх и более частей, то одни из них могут соединяться при помощи сочинительных союзов, другие — при помощи подчинительных союзов, третьи — без союзов. Такое предложение называется сложным предложением с разными видами союзной и бессоюзной связи.
Во мне не было какого-нибудь одного слишком сильного порока, который бы высунулся видней всех моих прочих пороков, не было во мне никакой картинной добродетели, которая могла бы придать мне какую-нибудь картинную наружность, но зато вместо того во мне заключилось собрание всех возможных гадостей, каждой понемногу, и притом в таком множестве, в каком я еще не встречал доселе ни в одном человеке. (Н.В. Гоголь).
(Это сложное предложение, состоящее из шести простых, части которого связаны подчинительной, сочинительной и бессоюзной связью.)
Задание А10 ЕГЭ по русскому языку определение части речи
Возможные трудности Добрые советы
Как определить, какой частью речи выражено согласованное слово (оно изменяется как прилагательное)?
1. Помните, что слово является порядковым числительным, если обозначает порядок предметов при счёте (его можно записать с помощью цифр):
двадцать пятое (25) января, второй(2) батон хлеба.
2. Проверьте, образовано ли данное слово от глагола. Если да, то обратите внимание на суффикс. Подобные слова являются причастиями, если в их составе есть суффиксы –ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -ом-, -ем-, -им-, -вш-, -ш-, -енн-, - нн-, -т-:
расколо-т-ый, по-ющ-ий, постро-енн-ый.
Если ни одного из перечисленных суффиксов в слове нет, то перед вами прилагательное:
вяза-н-ый, вспомога-тельн-ый, дрем-уч-ий, круч-ён-ый.
В редких случаях происходит переход из одной части речи в другую и причастия с суффиксами –енн- и –нн- становятся прилагательными, приобретая при этом переносный смысл:
образова-нн-ая депутатами комиссия (причастие, комиссию образовали, т.е. создали),
образова-нн-ая девочка (прилагательное, девочке дали образование, замена на глагол «образовали» невозможна, потому что значение слова иное).
3. Если слово не образовано от глагола, то это, скорее всего, прилагательное, однако проверьте, не является ли оно местоимением. Следует запомнить местоимения мой, твой, свой, наш, ваш, тот, этот, таков, такой, этакий, весь, всякий, самый, каждый, любой, иной, другой, какой, который, некий.
Как определить, кратким причастием, кратким прилагательным или наречием является слово?
1. Если в предложении слово является обстоятельством, это наречие:
Влад отвечал на вопросы учителя (как?) продуманно (обстоятельство).
2. Если слово выполняет функцию сказуемого, образовано от глагола и его можно заменить этим глаголом без искажения смысла предложения, это краткое причастие:
Поле ограничено рвом. Поле ограничили рвом.
3. Если слово выполняет функцию сказуемого, образовано от глагола и его нельзя заменить этим глаголом без искажения смысла, но можно подобрать синоним-прилагательное или синонимичное сочетание слов, это краткое прилагательное:
Его возможности ограниченны (малы).
4. Если в полной форме слова, образованного от глагола, пишется одна –Н-, это краткое прилагательное:
Старые липы когда-то – лет сто тому назад – были стрижены (стриженый).
5. Если слово, выполняющее функцию сказуемого, не образовано от глагола, это краткое прилагательное либо слово категории состояния: Сегодня Даша была особенно внимательна. Холодно мне на душе, Настенька (слово категории состояния).
Прилагательное.
В предложении чаще стоит в роли сказуемого, реже — в функции несогласованного определения и тогда относится к существительному.
Музыка становилась (какова?) тише (сказуемое).
Мы пришлём вам микрофоны (какие?) потише (определение).
Эта девушка (какова?) красивее всех в институте (сказуемое).
Наречие. В предложении относится к глаголу и стоит в роли обстоятельства образа действия.
Он говорил (как?) тише, чем всегда (обстоятельство).
Он рисует (как?) красивее всех в школе (обстоятельство).
Категория состояния. Является сказуемым в безличном предложении, обозначая состояние человека или окружающей среды.
Задание А13 ЕГЭ по русскому языку безударные гласные в корне, проверочные слова
Возможные трудности | Добрые советы |
К безударному корню трудно подобрать проверочное слово потому, что оно вышло (выходит) из активного употребления. Н..гие поля — нАг (то есть не одет). К безударному корню трудно подобрать проверочное слово потому, что значения корней в настоящее время уже расходятся по смыслу. Проз..бать — зЯбь. Об..яние — бАять. | В этом случае приходится полагаться на вашу начитанность и языковую интуицию. Если вы в них сомневаетесь, обратитесь к списку 1. |
Гласную в слове можно проверить разными ударными корнями. Разв..ваться — вИлся, вЕял. Зап..вать — пЕть, пИть. | Обратите внимание на значение корня (его легко узнать по контексту). Выберите проверочное слово, близкое по значению. Если вы затрудняетесь это сделать, обратитесь к списку 2. |
К одному и тому же безударному корню иногда можно подобрать два проверочных однокоренных слова с разными ударными гласными. Г..лова — гОловы, двуглАвый. Г..родской — гОрод, грАд. Зас..делся — сЕсть, сИдя. Разбр…сал – брОсил, разбрАсывает. | Скорее всего, перед вами явление полногласия и неполногласия. Не проверяйте корни с полногласными сочетаниями –оло- и –оро- однокоренными словами с неполногласными сочетаниями –ла- и –ра-. Обратите особое внимание на коварный корень –сид- / -сед-. Запомните правописание слов с этим корнем: сидеть, посидеть, засидеться (сИдя), но: седло, заседание, председатель (сЕл). Безударную гласную О в корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на – ывать, - ивать: посм…треть – смОтрит (глагол рассмАтривает не является проверочным словом). |
Трудно запомнить слова-исключения. Иногда не удаётся вспомнить, какую именно гласную писать в данном слове-исключении. | Воспринимайте исключения как словарные слова. Запоминайте их отдельно от правил. Чтобы запомнить было легче, обратитесь к списку 3. Вставьте буквы вместо многоточий. |
Можно ошибочно отнести орфограмму «Безударная гласная в корне, проверяемая ударением» к слову с чередующимся корнем и наоборот. Пример неверного толкования: рОсток — безударная гласная в корне проверяется словом подрОс. | Различайте корни, проверяемые ударением, и корни, в которых происходит чередование гласных. Пример верного толкования: рОсток — перед нами исключение из орфограммы «Чередование гласных в корне –раст- (-ращ-) \ -рос-». |
Возникают трудности при толковании значений слов с корнями –равн- и –ровн-. Подр…внять волосы — значит сделать их одинаковыми? Прямыми? Оба варианта толкования кажутся сомнительными. | Действительно, далеко не ко всем случаям с корнями –равн- и –ровн- можно напрямую применить правило. Запомните правописание слов: сровнять, выровнять. |
К слову с сомнительной согласной иногда трудно подобрать проверочное слово. Сырое(ж\ш)ка. Варе(ж\ш)ка. | Если вы не можете подобрать проверочное слово, обратитесь к списку 4. |
Вы не уверенны в написании слова с возможной непроизносимой согласной. | Обратитесь к списку 5. |
В некоторых однокоренных словах в корне пишется то удвоенная согласная, то одинарная (тоННа, но трехтоНка). | Иноязычные корни в некоторых русских словах теряют удвоенную согласную. Обратите внимание на следующие случаи: тоННа — трехтонка, пятитонка и т.п., колоННа — колонка, грамматика — грамота, кристаЛЛ, кристаЛЛический — кристальный. Не путайте также два похожих корня: -бал- (на балу, бальное платье) и –балл- (пятибалльный шторм, высший балл). |
В некоторых заимствованных словах после согласной либо гласной вместо буквы Е пишется буква Э. Как отличать такие слова? С…ссия, силу…т, ма…стро, про…кт. | После согласных и после гласной И в таких словах обычно пишется буква Е. Исключением является слово проект, правописание которого необходимо запомнить. |
Список 1.
ПрозЯбать — зЯбь; смЯтение, смЯтенный — смЯть; нАгие поля, обнАженный — нАг; раздрАжать — дрАзнит; дрАжайший — дрАго (дорого); оснАщение — снАсть; покАяние — кАяться; воздАяние — воздАть; впечАтление — печАть; преодОлеть — дОл; облИчать — облИчие, лИк; обычАй — необычАйный; совЕршенный — свЕрх; укрОщать — крОткий; обАяние — бАять; наслАждение — слАдость; обстОятельство — стОйте; сопостАвлять — стАвить; состЯзание, истЯзать — тЯжба (др.- русский корень –тяг-, -тяж-, -тяз-); сплОченный — плОть; посвЯщение, посвЯтил (стихи) — свЯтость; подчИнить — чИн; преобрАжать, обрАз — обрАзчик. |
Список 2.
ДОлина — отдАленный район; развИвающиеся страны — знамёна развЕваются; разрЯдить обстановку — разрЯдить ружьё — разрЕдить грядки; прожЕвать хлеб — прожИвать в Москве; завИзировать отчет — завЯзать узел; сплОтить ряды — заплОтить реку — уплОтнить график — заплАтить по счету; угАдали ответ — угОдили в западню; умАлять достоинство — неумОлимая правда; посЕдел к старости — посИдел на скамейке; отОщать от голода — утАщить домой; увИдать приятеля — листья увЯдают; посвЕтить лампой — посвЯтить жизнь обществу — посвЯтить в тайну; соблюдать чИстоту в доме — чАстота колебаний — чЕстолюбие; навЕвать тоску — завИвать волосы — навИвать проволоку на катушку; скрЕпить печатью — скрИпеть карандашом; ослЕпить светом — слЕпить из глины — глаза слИпаются; примЕрять платье — примИрять врагов; выпАрить на огне — выпОроть молнию; отвОрите дверь — отвАрить в молоке; ворона свИла гнездо — свЕла пятно на платье — свЕла по лестнице вниз; спИшите задание — спЕшите домой; залИзать раны — залЕзать в окно; слЕзать вниз — слИзать мед с крышки; тИсненный золотом переплет — стЕсненный в средствах; повАлить дерево — позвОлять шалости; покАрать по закону — покОрить благородством; укрОтить зверя — сокрАтить сроки; закОлоть — закАлить на огне; пристЕгнуться — постИгать истину; блАгослОвенный— прослАвление; полАскать ребенка — полОскать белье; пОлоть грядку — пАлить из пушки; городской стАрожил — стОрожить склад; обЕжать вокруг дома — не обИжать младших; дрОжат от холода — раздрАжать своим видом. |
Список 3
Пловец Плывуны Утварь Росток Ростовщик Ростов Скачок Я скачу Скача Отрасль Ростислав Сочетание Сочетать Чета Равнина Поровну Равнение Ровесник Уровень | Пл…вчиха Пл…вун С утв…рью Р…сточек Р…стовщичество Р…стовский Ск…чкообразно Ск…чущий Ск…ча по полю Отр…слевой Р…стиславович В соч…тании Соч…тающий К пожилой ч…те Р…внинный Пор…вну Р…внение Р…весники Ур…вневый |
Список 4.
ТельняШка — тельняШечка; сыроеЖка — сыроеЖечка; сладкоеЖка — сладкоеЖечка; фляЖка — фляЖечка; вареЖка — вареЖечка; гармоШка — гармоШечка; вперемеШку — перемеШать; вперемеЖку — перемеЖаться; измороЗь — мороЗы; измороСь — мороСить; филосоФский — филосоФы; шеФская — шеФы; суДьба — суДить; сваДьба — сваДебный. |
Список 5.
1) Случаи, в которых к данному слову трудно подобрать проверочное. ОкресТности — окресТ (вышло из употребления); празДник — празДен (вышло из употребления); чествовать — чесТь; яВственный — яВить; яства — есть; усТный — усТа; громозДкий — громозДить; гласность — глас, голос; кудесник — чудеса; бессловесный — слова, словеса; ровесник — вровень; сверсТник — версТа (в значении возраст — из др.-р. яз.); часТный, часТник — часТь; сумаСшедший — с ума Сошедший; чуВство — в др.-р. яз. в этом слове ясно звучал согласный [в]. 2) Случаи, в которых проверка может привести к ошибке. Блеснуть (хотя блестеть); лесТница (хотя лесенка); плеснуть (хотя плескаться); искусный — искусен (не путайте со словами искусство, искусственный). шеФствовать (шеФ) — шествовать (шедший); часТный (часТь) — ежечасный (час); косТный мозг (косТь) — косные воззрения. |
Правописание словарных слов
Слова, написание которых не регулируется орфографическим правилом, называются словарными.
С..рень, интелл..генция, во..зал, па..сажир.
Словарные слова также пишутся по орфографической норме. Эта норма установлена не по тому или иному правилу, а специально для данного слова. Она отражена в орфографическом словаре.
Школьный курс предполагает знание определенного минимума словарных слов, которые входят в школьный орфографический словарь. Кроме того, необходимый минимум словарных слов, которые следует запомнить, находится в конце каждого школьного учебника по русскому языку. CИрень, интеллИгенция, воКзал, паСсажир.Корень
Определи часть слова, где должно быть О или Ё. | В корнях слов после шипящих под ударением пишется Ё а не О (искл. те слова к которым нельзя подобрать однокоренное слово с Е: щЁтка – щЕтина, но: шОрох. В иноязычных словах – только О: чОпорный, трущобы, жокей. |
2. Определи часть речи ↓ окончание Суф., ↓ Глагол, отглаг. слово Существительное, отыменное (сущ., прил., прич.) прилаг., наречие ↓ ↓ Ё 3. Поставь ударение (жжЁт, жжЁный, ↓ ↓ тушЁнка – от тушить) под уд. Обез уд. Е (душОй, ежОнок) (в колючЕм, дочЕнька) |
Возможные трудности | Добрые советы |
Трудно запомнить все исключения из правила. | Обратившись к справочным материалам, заполните пробелы в списке №1. |
Иногда тип спряжения определить трудно, потому что неясно звучит безударный суффикс неопределенной формы. Ты кле…шь (кле…ть, какое спряжение?). Ты се…шь (се…ть, какое спряжение?). | Такие суффиксы следует запоминать (см. в справочных материалах: «Правописание суффиксов глаголов»). Ты клеишь (клеить, 2 спряжение). Ты сеешь (сеять, 1 спряжение). |
Что делать, если кажется, что к проверяемому глаголу можно подобрать две неопределенные формы? Застав…шь (заставить, 2 спр. либо заставлять, 1 спр.) Гон…шь (гнать, 2 спр. либо гонять, 1 спр.) | Определите вид проверяемого глагола. Это постоянный признак, поэтому в неопределённой форме должен сохраняться тот же вид, что и в личной форме. Задайте нужный вопрос к инфинитиву: что делать? – несовершенный вид; что сделать? – совершенный вид. Заставишь (сов.в.) — заставить (сов.в.), а не заставлять (несов.в.). Если глаголы одного вида, обратите внимание на разницу их значений и на их глагольные суффиксы. Гонишь (образовано от глагола гнать). Гон-я-ешь (образовано от глагола гон-я-ть). |
Относятся ли к исключениям глаголы, образованные от слов-исключений с помощью приставок либо суффикса –ся? Они прогон…т. Они бре…тся. | Глаголы типа услышать, постелить и т.п., образованные с помощью приставок от глаголов – исключений, относятся к тому же типу спряжения, что и сами исключения. Они прогонЯТ (прогнать, как и гнать, — глагол 2 спряжения). Они застелЮТ (застелить, как и стелить, — глагол 1 спряжения). Глаголы типа бриться, держаться и т.п., образованные с помощью суффикса -ся от глаголов – исключений, относятся к тому же типу спряжения, что и сами исключения. Они гонЯТся (гнаться, как и гнать, — глагол 2 спряжения). Они бреЮТся (бриться, как и брить, — глагол 1 спряжения). |
Почему некоторые глаголы на –ать имеют окончания второго спряжения? Кричать — крич-ишь. Молчать — молч-ишь. | Такие глаголы и относятся ко 2 спряжению. Дело в том, что они имеют ударные окончания, поэтому правило «Правописание безударных личных окончаний глагола» к ним не следует применять. |
Можно допустить ошибку в написании окончаний глаголов с приставкой вы-, например: выбеж…шь, вылет…шь. | Приставка вы- обладает свойством «перетягивать» ударение с окончания на себя. Но с добавлением к основе глагола приставки спряжение не меняется, поэтому безударное окончание в глаголе с приставкой такое же, как в однокоренном глаголе без приставки, от которого он образован. выбежишь — бежишь; выбежите — бежите; вылетишь – летишь. |
Список №1
Глагол-исключение | Форма 2 л. ед. ч. (ты что делаешь?) | Форма 3 л. мн. ч. (они что делают?) |
Брить | Ты бре-ешь | Они бре-ют |
Стелить | ||
Гнать | ||
Держать | ||
Дышать | ||
Зависеть | ||
Видеть | ||
Слышать | ||
Обидеть | ||
Вертеть | ||
Терпеть | ||
Ненавидеть | ||
Смотреть |
< p>
Возможные трудности | Добрые советы |
Без умения определять спряжение глагола легко ошибиться в суффиксах причастий настоящего времени. Лаять (? спряжение) — ла…щий. Стелить (? спряжение) — стел…щий. | Вернитесь к теме «Правописание безударных личных окончаний глагола», ещё раз загляните в справочные материалы и в раздел «Добрые советы». Особое внимание обратите на глаголы-исключения. |
Обратите внимание на слово движимый. | Слово движимый имеет суффикс –им-, поскольку образовано от устаревшего глагола движить. |
Не запомнив безударных глагольных суффиксов, легко ошибиться и в написании страдательных причастий. Зате…ть — зате…нный. Посе…ть — посе…нный. | Обратитесь к теме «Правописание суффиксов глаголов», загляните в справочные материалы. |
Иногда кажется, что к одному и тому же причастию можно подобрать сразу два глагола, от которых оно образовано. Замеч…нный (от замечать или от заметить?). Нагруж…нный (от нагружать или от нагрузить?). | Обычно страдательные причастия прошедшего времени образуются от глаголов совершенного вида. Выберите из двух глаголов-кандидатов тот, который отвечает на вопрос что сделать? (т.е. глагол совершенного вида). ЗамечЕнный (от заметить — сов.в.). НагружЕнный (от нагрузить — сов.в.). Запомните также: замешенное тесто (замесить тесто); замешанный в преступлении (замешать в преступлении); выкаченная бочка (выкатить); выкачанная вода (выкачать). |
Дефис в наречиях
Большинство наречий в русском языке пишется слитно. В ряде случаев сохраняется раздельное написание, см.: Слитное и раздельное написание наречий и наречных выражений. Существует особая группа наречий, которые пишутся через дефис.
Знал (по)английски; сказал (по)просту; надел (шиворот)навыворот.
Наречия пишутся через дефис при следующих условиях:
1) по — …ому /...ему, по — …ки, по — …ьи; | По-моему; по-русски; по-волчьи. Но: понемногу (нет условия); по моему мнению (здесь нет наречия). |
2) в — …ых /...их, во — …ых; | Во-первых; в-третьих. |
3) кое — …, … — то, … — либо, … — нибудь; | Кое-куда; как-то; когда-либо; где-нибудь. |
4) наречие состоит из двух частей, которые полностью или частично повторяют друг друга. | Еле-еле; мало-помалу. |
Запомните правописание следующих наречий: | |
точь-в-точь видимо-невидимо подобру-поздорову | в конце концов с боку на бок с глазу на глаз |
Знал по-английски — действует условие 1 (по- …КИ).
Сказал попросту — нет условий для написания через дефис, пишется слитно, как большинство наречий.
Надел шиворот-навыворот — действует условие 4 (наречие состоит из двух частей, которые частично повторяют друг друга).
Правописание предлогов
Многие предлоги в русском языке являются производными. Написание некоторых из них следует запоминать.
Лимонад (в)место чая; вылез (из)под забора; победил, (не)смотря на усталость.
1. Предлоги из-за, из-под, по-над, по-за пишутся через дефис.
Выглянул из-за угла.
Достал из-под подушки.
2. Производные предлоги, в состав которых входят непроизводный предлог и имя существительное, пишутся обычно в два слова:
в течение, в продолжение, в виде, в связи, по мере, на протяжении, по причине, в целях, со стороны и т. п.
Правописание союзов
Многие союзы в русском языке являются производными, т.е. они произошли от других частей речи, в том числе от сочетаний:
местоимение + частица (что + бы = чтобы), предлог + местоимение (от + чего = отчего).
При этом союзы пишутся, как правило, слитно, а местоимения с частицами и предлогами — раздельно. Возникает проблема выбора написания.
То(же) слово, да не так бы молвить. Я не знаю, что(бы) он мог сделать для нее. И вы то(же) проходите в дом. Что(бы) уснуть, он принял снотворное.
Необходимо выяснить, какой частью речи являются то (же), что (бы) в анализируемом предложении. Это поможет сделать следующая таблица.
Если перед вами союз, его можно заменить другим близким по значению союзом. | Если перед вами местоимение + частица, то частицу можно переставить в другое место или не употреблять. |
ТОЖЕ можно заменить на ТАКЖЕ, И. Он ТОЖЕ поехал туда. (Можно заменить: он также поехал туда; и он поехал туда.) | ТО ЖЕ можно заменить на ТО; ТО ЖЕ САМОЕ; ТО ЖЕ, ЧТО И. Он сделал ТО ЖЕ, что и я. (Можно заменить: он сделал то, что и я.) ТО ЖЕ доказательство использовано и в другой работе. (Можно заменить: то доказательство использовано и в другой работе.) |
ТАКЖЕ можно заменить на ТОЖЕ, И. Я удивился, он ТАКЖЕ. (Можно заменить: я удивился, он тоже; я удивился, и он удивился.) | ТАК ЖЕ можно заменить на ТАК; ТОЧНО ТАК ЖЕ; ТАК ЖЕ, КАК. Я ТАК ЖЕ удивился, как и ты. (Можно заменить: я удивился так, как и ты; Я удивился точно так же, как и ты.) |
ЧТОБЫ можно заменить на ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ. ЧТОБЫ что-то получилось, нужно постараться. (Можно заменить: для того чтобы что-то получилось, нужно постараться.) | ЧТО БЫ можно заменить на ЧТО. Что бы еще сделать сегодня? (Можно заменить: что еще сделать сегодня?) |
Если перед вами местоимение - наречие, то оно может быть заменено на близкие по значению наречия. | Если перед вами предлог + местоимение, то вместо местоимения могут быть употреблены соответствующие прилагательные и существительные. |
ОТЧЕГО можно заменить на ПОЧЕМУ. ОТЧЕГО вы печальны? (Можно заменить: почему вы печальны?) | ОТ ЧЕГО. ОТ ЧЕГО зависит решение? (Можно заменить: от каких обстoятельств зависит решение?) |
ПОЧЕМУ можно заменить на ОТЧЕГО. ПОЧЕМУ так жарко? (Можно заменить: отчего так жарко?) | ПО ЧЕМУ. ПО ЧЕМУ они спустились к морю? (Можно заменить: по лестнице они спустились к морю.) |
ПОТОМУ можно заменить на ОТТОГО. Я опоздал ПОТОМУ, что был занят (Можно заменить: я опоздал оттого, что был занят.) ПОТОМУ ЧТО можно заменить на ОТТОГО ЧТО. Он вернулся, ПОТОМУ ЧТО забыл ключ. (Можно заменить: он вернулся, оттого что забыл ключ.) | ПО ТОМУ. ПО ТОМУ берегу бежали люди. (Можно заменить: по дальнему берегу бежали люди.) ОТ ТОГО. ОТ ТОГО дерева отошел человек. (Можно заменить: от высокого дерева отошел человек.) |
ПОЭТОМУ можно заменить на ПОТОМУ. Я забыл ключ, ПОЭТОМУ не смог открыть замок. (Можно заменить: я забыл ключ, потому не смог открыть замок.) | ПО ЭТОМУ. ПО ЭТОМУ мосту проедет троллейбус. (Можно заменить: по новому мосту проедет троллейбус.) |
ЗАЧЕМ можно заменить на ПОЧЕМУ. ЗАЧЕМ ты остался? (Можно заменить: почему ты остался?) | ЗА ЧЕМ. ЗА ЧЕМ он прятался в лесу? (Можно заменить: за деревом он прятался в лесу.) |
ЗАТЕМ можно заменить на ПОТОМ. Я уехал, ЗАТЕМ вернулся. (Можно заменить: я уехал, потом вернулся.) | ЗА ТЕМ. ЗА ТЕМ поворотом начинался лес. (Можно заменить: за следующим поворотом начинался лес). |
Если перед вами союз, то он может быть заменен близкими по значению союзами. | Если перед вами предлог + местоимение, то вместо местоимения могут быть употреблены с предлогом соответствующие прилагательные. |
ЗАТО можно заменить на НО. История короткая, ЗАТО интересная. (Можно заменить: история короткая, но интересная.) | ЗА ТО. Он спрятался ЗА ТО дерево. (Можно заменить: он спрятался за большое дерево.) |
ПРИТОМ, ПРИЧЕМ можно заменить на ПРИ ЭТОМ. Он музыкант, ПРИТОМ талантлив ый. (Можно заменить: он музыкант, при этом талантливый.) Меня уговаривали, ПРИЧЕМ очень старательно. (Можно заменить: меня уговаривали, при этом очень старательно.) | ПРИ ТОМ. При том доме есть бассейн. (Можно заменить: при дорогом доме есть бассейн.) |
Следует различать написание вводного слова итак и его омонимичной формы.
Вводное слово ИТАК может быть заменено близким по значению вводным словом СЛЕДОВАТЕЛЬНО. ИТАК, мы изучили новую тему. (Можно заменить: следовательно, мы изучили новую тему.) | Союз И + местоименное наречие ТАК (которое можно заменить на ОЧЕНЬ). Мы приехали И ТАК удивились! (Можно заменить: мы приехали и очень удивились!) |
ТО ЖЕ слово, да не так бы молвить — можно заменить на ТО ЖЕ САМОЕ слово. Это местоимение с частицей, оно пишется раздельно.
Я не знаю, ЧТО БЫ он мог сделать для нее — можно заменить на ЧТО. Это местоимение с частицей, оно пишется раздельно.
И вы ТОЖЕ проходите в дом — можно заменить на ТАКЖЕ. Это союз, он пишется слитно.
ЧТОБЫ уснуть, он принял снотворное — можно заменить на ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ. Это союз, он пишется слитно.
Обратите внимание! Союзы потому что, оттого что, затем что, то есть, как будто пишутся в два слова. Заснул быстро, потому что устал. Там он и расслабился, то есть отдохнул без заботы. Свет мигает, как будто его прикрывают ладошкой. |
Правописание сложных существительных
Cложные существительные — это такие существительные, которые включают в себя несколько основ: самолет, стоп-кадр, диван-кровать, аэровокзал и т. п.
Для оформления сложных слов используются дефисные и слитные написания.
Выбор написания при словах, первая часть которых — это заимствованная из другого языка основа
(Вице)спикер; (рок)поэзия; (борт)инженер.
Обособление других обстоятельств, выраженных существительными с производными предлогами, не является обязательным. Оно зависит от намерений и целей автора, от распространенности или нераспространенности обстоятельств и от их места в предложении.
В бессоюзном сложном предложении смысловая связь частей в устной речи выражается интонацией, а на письме — знаками препинания (запятой, двоеточием, тире). Поэтому выбор знака препинания производится при опоре на смысл предложения.
Описание места
Деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением. Дом господский стоял одиночкой на юру, т. е. на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций; пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины (Н. Гоголь).
Описание состояния (среды или человека)
1. На дворе стоит серое, слезливое утро. Дождевые капли барабанят в окна. Ветер плачет в трубах и воет, как собака, потерявшая хозяина (по А.Чехову).
2. Отчаяние овладело мной. Злоба на самого себя туже и туже скручивала грудь. К злобе на самого себя примешивалась ненависть к проклятой, выматывающей душу тишине (А. Гайдар).
Главная задача автора при повествовании — сообщить о последовательности действий или событий. Поэтому к текстам такого типа можно задать следующие вопросы: какова последовательность действий (событий)? что происходило сначала и что происходило потом?
Приведем примеры повествования.
1. Карло вошёл в каморку, сел на единственный стул и, повертев и так и этак полено, начал ножом вырезать из него куклу. Первым делом он вырезал на полене волосы, потом — лоб, потом — глаза… Сделал кукле подбородок, шею, плечи, туловище, руки… (по А. Толстому).
2. Стакан геркулесовых хлопьев залейте тремя стаканами горячей воды или молока, доведите до кипения. Затем добавьте соль и сахар по вкусу. Варите на слабом огне при помешивании 15—20 минут. Потом добавьте сливочного масла по вкусу.
Рассуждение как тип речи принципиально отличается от описания и повествования. Описание и повествование используются для изображения окружающей действительности, в рассуждении же передается последовательность человеческих мыслей. Главная задача автора при рассуждении — обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить причины того или иного явления, события, его сущность. Поэтому к текстам такого типа можно задать следующие вопросы: почему? в чем причина данного явления? что из этого следует? каковы следствия данного явления? что оно значит? Рассуждение обычно состоит из двух частей. В одной части содержится утверждение (тезис), которое нужно доказать, либо вывод, который следует из доказательства. В другой части дается обоснование тезиса: приводятся аргументы (доводы, доказательства) и примеры.
Порядок рассуждения можно представить в следующем виде:
(от тезиса к аргументам).
(от аргументов к выводу).
Приведем примеры рассуждения.
1. Имена двух соперников Руслана — Рогдая и Фарлафа — отнюдь не художественная фантазия молодого Пушкина. Их автор взял, вероятно, из многотомной «Истории государства Российского» Карамзина. Карамзин, описывая богатырские пиры князя Владимира, говорит о знаменитом Рахдае, который, воюя, «расширил пределы государства на западе». Что касается Фарлафа, то это имя Карамзин упоминает, описывая княжение Вещего Олега. Фарлаф был одним из бояр этого князя.
2. Имя Гвидон («Сказка о царе Салтане») явно не русского происхождения. В его звучании угадывается итальянское имя Гвидо. Иноязычное происхождение можно усмотреть и в имени царя Дадона («Сказка о золотом петушке»). Все прояснится, когда мы обратимся к знаменитому рыцарскому роману о подвигах рыцаря БОВО Д'АНТОНА, в котором действуют и «славный король Гвидон» и «король Дадон», ведь именно оттуда, судя по всему, Пушкин взял эти имена.
Тип речи | Основная задача автора, использующего этот тип речи | Основные вопросы, характерные для данного типа речи |
Описание | Указать признаки описываемого предмета, лица, места, состояния. | Каков предмет описания? Как он выглядит? Какие признаки для него характерны? |
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.69.109 (0.018 с.)