Знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающим словом



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающим словом



Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.

За полчаса снегом покрылась вся улица: и тротуар, и крыши домов, и спины прохожих.

Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире.

Гайки, обломки деталей, ветошь — всё это представляло теперь огромную ценность.

Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то перед однородными членами ставится двоеточие, а после них перед остальной частью предложения — тире.Все они: и лейтенант, и Игорь Иванович, и даже Петька — Соколик — стояли молча, не глядя по сторонам.

Следует запомнить особый случай, когда в книжной речи после обобщающих слов перед однородными членами стоят слова как-то, а именно, например, указывающие на перечисление. В таких случаях после этих слов ставится двоеточие, а перед ними — запятая.Здесь водились разные звери, как-то: волки, лисы, бобры и т. д. Для успешной сдачи экзамена необходимы три условия, а именно: знание материала, умение выстроить ответ и умение справиться с волнением.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

В бессоюзном сложном предложении смысловая связь частей в устной речи выражается интонацией, а на письме — знаками препинания (запятой, двоеточием, тире). Поэтому выбор знака препинания производится при опоре на смысл предложения.

В таблице даны основные условия выбора знака препинания между частями.

Когда ставится запятая либо точка с запятой Когда между частями при интонации перечисления наблюдаются отношения однородности, между ними ставится запятая. Солнце светило ярко, у леса сильно пахло свежей листвой, на реке играли блики. Если в этом случае части более распространены, между ними можно поставить точку с запятой. На припеке трава желтее; в тени деревьев, высоких, раскидистых, бежит ручеек.
Когда ставится двоеточие 1. Когда вторая часть поясняет, уточняет первую (после первой части можно поставить союз «а именно»). Сделай проще: пусть костюм вычистят в прачечной. 2. Когда первая часть указывает, что во второй содержится описание или изложение какого-либо факта (после первой части можно поставить союз что). Я знаю: все будет хорошо. 3. Когда первая часть предполагает продолжение типа «и увидел (услышал, почувствовал), что…». Я поднял голову: над домом кружил ястреб. 4. Когда в первой части содержится следствие, а во второй — причина (после первой части можно поставить союзы: потому что, так как, поскольку). Шли молча: говорить было не о чем. (Допускаются случаи, когда при ярком пояснительном значении в подобных конструкциях вместо двоеточия ставят тире: Он не говорит уже целый год — обещал настоятелю молчать, пока часовню не достроят). 5. Когда во второй части содержится прямой вопрос. Не понимаю: как она могла это сделать?
Когда ставится тире 1. Когда части противостоят друг другу по смыслу (после первой части можно поставить союзы а, но). Я нажал на газ — грузовик не тронулся с места. 2. Когда в первой части содержится причина, а во второй — следствие, результат (после первой части можно поставить слова: следовательно, поэтому, тогда). Говорить было не о чем — шли молча. 3. Когда первая часть указывает время действия, обозначенного во второй части, или условие, при котором оно происходит (перед первой частью можно поставить союзы: когда, если). Будет дождик — будут и грибы. 4. Когда во второй части содержится сравнение с тем, о чем говорится в первой (после первой части можно поставить союзы словно, будто). Улыбнется — солнце выглянет. 5. Когда предложение рисует быструю смену событий или неожиданный результат действия. Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

 

 

 

Задание А29 ЕГЭ по русскому языку типы речи: описание, повествование, рассуждение

Возможные трудности Добрые советы
Что делать, если тип речи ясно не определяется? Это может быть, поскольку школьная типология носит общий характер и не учитывает возможных нюансов каждого конкретного текста. Тем не менее, ей можно пользоваться. Примените к отрывку текста еще раз основные признаки каждого типа речи, постарайтесь опираться именно на эти признаки, а не на вашу интуицию. Отбросьте те типы речи, признаки которых вы не усмотрели.

Типы речи: описание, повествование, рассуждение

Все наши высказывания могут быть сведены к трем общим типам речи: описанию, повествованию и рассуждению.

Главная задача автора при описании — указать признаки описываемого. Поэтому к текстам такого типа можно задать вопросы: каков предмет описания? как он выглядит? какие признаки для него характерны? как он функционирует и т. д.

Выделяются несколько основных видов описания: описание предмета, животного или человека, описание места, описание состояния среды и состояния человека.

Приведем примеры разных видов описания.

Описание предмета, животного или человека

1. Окраска опенка осеннего желтовато-серая. Она может быть и грязно-коричневой, а к середине шляпки — более темной. Ножка тонкая, плотная, у шляпки белая, к основанию серая, иногда коричневая.

2. На левой руке продавца сидит крошечный весёлый фокстерьерчик. Он необычайно мал и мил. Глазки его задорно блестят, миниатюрные лапочки находятся в непрерывном движении. Фокстерьер сделан из какой-то белой материи, глаза — из литого стекла (по А. Куприну).

3. Один только человек принадлежал нашему обществу, не будучи военным. Ему было около тридцати пяти лет, и мы за то почитали его стариком. Опытность давала ему перед нами многие преимущества; к тому же его обыкновенная угрюмость, крутой нрав и злой язык имели сильное влияние на молодые наши умы. Какая-то таинственность окружала его судьбу; он казался русским, а носил иностранное имя. Некогда он служил в гусарах, и даже счастливо; никто не знал причины, побудившей его выйти в отставку и поселиться в бедном местечке, где жил он вместе и бедно и расточительно: ходил вечно пешком, в изношенном черном сертуке, а держал открытый стол для всех офицеров нашего полка (А. Пушкин).

Описание места

Деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением. Дом господский стоял одиночкой на юру, т. е. на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций; пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины (Н. Гоголь).

Описание состояния (среды или человека)

1. На дворе стоит серое, слезливое утро. Дождевые капли барабанят в окна. Ветер плачет в трубах и воет, как собака, потерявшая хозяина (по А.Чехову).

2. Отчаяние овладело мной. Злоба на самого себя туже и туже скручивала грудь. К злобе на самого себя примешивалась ненависть к проклятой, выматывающей душу тишине (А. Гайдар).

Главная задача автора при повествовании — сообщить о последовательности действий или событий. Поэтому к текстам такого типа можно задать следующие вопросы: какова последовательность действий (событий)? что происходило сначала и что происходило потом?

Приведем примеры повествования.

1. Карло вошёл в каморку, сел на единственный стул и, повертев и так и этак полено, начал ножом вырезать из него куклу. Первым делом он вырезал на полене волосы, потом — лоб, потом — глаза… Сделал кукле подбородок, шею, плечи, туловище, руки… (по А. Толстому).

2. Стакан геркулесовых хлопьев залейте тремя стаканами горячей воды или молока, доведите до кипения. Затем добавьте соль и сахар по вкусу. Варите на слабом огне при помешивании 15—20 минут. Потом добавьте сливочного масла по вкусу.

Рассуждение как тип речи принципиально отличается от описания и повествования. Описание и повествование используются для изображения окружающей действительности, в рассуждении же передается последовательность человеческих мыслей. Главная задача автора при рассуждении — обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить причины того или иного явления, события, его сущность. Поэтому к текстам такого типа можно задать следующие вопросы: почему? в чем причина данного явления? что из этого следует? каковы следствия данного явления? что оно значит? Рассуждение обычно состоит из двух частей. В одной части содержится утверждение (тезис), которое нужно доказать, либо вывод, который следует из доказательства. В другой части дается обоснование тезиса: приводятся аргументы (доводы, доказательства) и примеры.

Порядок рассуждения можно представить в следующем виде:

(от тезиса к аргументам).

(от аргументов к выводу).

Приведем примеры рассуждения.

1. Имена двух соперников Руслана — Рогдая и Фарлафа — отнюдь не художественная фантазия молодого Пушкина. Их автор взял, вероятно, из многотомной «Истории государства Российского» Карамзина. Карамзин, описывая богатырские пиры князя Владимира, говорит о знаменитом Рахдае, который, воюя, «расширил пределы государства на западе». Что касается Фарлафа, то это имя Карамзин упоминает, описывая княжение Вещего Олега. Фарлаф был одним из бояр этого князя.

2. Имя Гвидон («Сказка о царе Салтане») явно не русского происхождения. В его звучании угадывается итальянское имя Гвидо. Иноязычное происхождение можно усмотреть и в имени царя Дадона («Сказка о золотом петушке»). Все прояснится, когда мы обратимся к знаменитому рыцарскому роману о подвигах рыцаря БОВО Д'АНТОНА, в котором действуют и «славный король Гвидон» и «король Дадон», ведь именно оттуда, судя по всему, Пушкин взял эти имена.

Тип речи Основная задача автора, использующего этот тип речи Основные вопросы, характерные для данного типа речи
Описание Указать признаки описываемого предмета, лица, места, состояния. Каков предмет описания? Как он выглядит? Какие признаки для него характерны?
Повествование Сообщить о последовательности действий или событий. Какова последовательность действий (событий)? Что происходило сначала и что происходило потом?
Рассуждение Обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить сущность, причины того или иного явления, события. Почему? В чем причина данного явления? Что из этого следует? Каковы следствия данного явления? Что оно значит?

В речевой практике разные типы речи часто сочетаются друг с другом, и в этом случае их описывают, отмечая ведущий тип речи и элементы других типов речи (например, «рассуждение

Задание B1 ЕГЭ по русскому языку способы словообразования: бессуффиксный, суффиксальный, приставочный

Возможные трудности Добрые советы
Иногда бывает сложно определить способ образования слова, например: никому, перерыв. Чтобы определить способ образования данного слова, нужно выделить его основу и подобрать однокоренное слово (однокоренные слова), ближайшее по составу и по смыслу, т.е. включающее как можно больше тех же морфем и связанное с ним лексически, например: никому < кому. Чаще всего, как в данном случае, в производящей основе меньше морфем, чем в производной. Однако иногда бывает наоборот: новое слово образуется путём усечения суффикса и сокращения основы, например: перерыв < перерывать. Затем нужно сопоставить состав разбираемого и ближайшего родственного слова и установить способ словообразования. Так, например, слово никому образовано приставочным способом, а слово перерыв – бессуффиксным способом. Образование слова иногда сопровождается чередованием, которое может вызвать сомнения в том, от какой основы и каким способом образовано данное слово, например: россыпь < рассыпать (бессуффиксный).
Самая распространённая ошибка при определении способа словообразования — неверный подбор слова с производящей основой в словообразовательном звене, в результате которого неправильно определяют и способ словообразования, например: переход < ход (приставочный способ). По лексическому значению слово переход ближе к глаголу переходить, чем к существительному ход, поэтому словом с производящей основой в данном случае является глагол переходить, от которого слово переход образовано бессуффиксным способом: переход <переходить (бессуффиксный способ словообразования).
Производные и иноязычные по происхождению приставки можно спутать с корнем и вследствие этого ошибочно определить способ словообразования как сложение, например: сверхновый, постиндустриальный. Запомните наиболее распространённые приставки, которые не следует путать с корнем: меж-, сверх-, супер-, пост-, контр-, дез-.

Основные способы образования слов в русском языке

Слова в русском языке чаще всего образуются от других слов следующими путями: с помощью прибавления приставок и суффиксов, с помощью сложения, с помощью перехода слова от одной части речи в другую.

Образование слов с помощью приставок и суффиксов

Слово может быть образовано от другого слова с помощью прибавления приставки. Такой способ словообразования называется приставочным. При приставочном словообразовании новое слово относится к той же части речи, что и то, от которого оно образовано.

Бежать — у-бежать. (Оба слова являются глаголами.)Школьный — до-школьный. (Оба слова являются прилагательными.) Дедушка — пра-дедушка. (Оба слова являются существительными.)

Слово может быть образовано от другого слова с помощью прибавления суффикса. Такой способ словообразования называется суффиксальным. В отличие от приставок, многие суффиксы способны из слов одной части речи образовывать слова другой части речи.

Дом — дом-ик. (Суффикс -ик- привносит уменьшительно-ласкательное значение. Часть речи не меняется.) Сила — силь-н-ый. (Суффикс -н- способствует образованию прилагательного от существительного.) Удиви-ть — удиви-тельн-ый. (Суффикс -тельн- способствует образованию прилагательного от глагола.)

Слово может быть образовано от другого слова с помощью одновременного прибавления приставки и суффикса. Такой способ словообразования называют приставочно-суффиксальным.

Скорый — у-скор-и-ть. (Приставка у- и суффикс -и- способствуют образованию глагола от прилагательного.) Есть — на-есть-ся. (Приставка на- и суффикс -ся- способствуют образованию глагола со значением максимальной полноты действия от другого глагола.)

Особый способ словообразования — бессуффиксный. Обычно этим способом существительные со значением действия образуются от глаголов: беж-а-ть — бег. При бессуффиксном словообразовании суффикс не прибавляется, а, наоборот, пропадает (усекается).

Переход-и-ть — переход. (Усечение суффикса -и- способствует образованию существительного от глагола.) Крич-а-ть — крик. (Усечение суффикса -а- способствует образованию существительного от глагола.)

Реже бессуффиксным способом образуются существительные от прилагательных. В этом случае при словообразовании суффиксы не усекаются, они вообще не используются.

Глуx-ой — глушь-〈. (Существительное образовалось от прилагательного без помощи суффикса.) Тих-ий — тишь-〈 . (Существительное образовалось от прилагательного без помощи суффикса.)

Образование слов с помощью сложения

С помощью сложения происходит образование сложных слов путем соединения частей нескольких слов в одно. При этом могут соединяться в единое целое два полных слова, а также несколько основ.

При сложении целых слов первая часть полученного сложного слова обычно не теряет своего окончания, склоняются обе части сложного слова:

ракета-носитель, (в) ракетЕ-носителЕ, ракетЫ-носителИ.

При сложении основ первая часть полученного сложного слова уже не способна к самостоятельному изменению: плащ-палатка, (в) плащ-палатке.

Сложение основ обычно происходит с помощью соединительных гласных -О-, -Е-, -И-.

Темн-О-кожий (от словосочетания темная кожа).

Угл-Е-добывающий (от словосочетания добывать уголь).

Сем-И-летний (от словосочетания семь лет).

Иногда при сложении основ соединительные гласные не используются. Обычно это происходит в словах, где первую часть составляет не полная основа, а ее часть. В подобных случаях часто сокращению подвергается не только первая основа, но и другие основы слов, от которых образовано данное сложное слово.

Стенгазета (от словосочетания стенная газета).

Спецкор (от словосочетания специальный корреспондент).

ФСБ (от словосочетания Федеральная служба безопасности).

Особым случаем сложения считается слияние. Часто употребляемое словосочетание иногда превращается в единое сложное слово. При этом не происходит сокращения основ и не используются соединительные гласные.

Ума лишенный — умалишенный. (В этом слове нет соединительной гласной, потому что слово в р. п., ед. ч. с окончанием -а слилось с идущим далее словом.)

Быстро растворимый — быстрорастворимый. (В этом слове нет соединительной гласной -О-, потому что наречие с суффиксом -О- слилось с идущим далее словом.)

Образование слов путем перехода слова из одной части речи в другую

Новые слова могут образовываться с помощью перехода слова из одной части речи в другую. Внешняя форма слова при этом может не меняться.

Столовая (комната) — (заводская) столовая. (Прилагательное столовая перешло в существительное столовая.) Дежурный (курсант) — дежурный (при входе). (Прилагательное дежурный перешло в существительное дежурный.)

Переход из одной части речи в другую очень типичен для русского словообразования. Ниже приводятся наиболее распространенные типы подобных переходов.

Переход из прилагательного в существительное. Дежурный (ученик) — дежурный (по подъезду).
Переход из причастия в существительное. Управляющий (производством человек) — (главный) управляющий.
Переход из причастия в прилагательное. Ведущий (судно штурман) — ведущий (специалист в отделе).
Переход из деепричастия в наречие. (Остроумно) шутя — нес бревно шутя (т.е. легко).
Переход из наречия в предлог. (Ходил) вокруг — (ходил) вокруг дома.
Переход из деепричастия в предлог. (Будь осторожен), включая (газ) — (пришли все), включая Вадика.

 

Задание B2 ЕГЭ по русскому языку части речи

Возможные трудности Добрые советы
В тексте могут встретиться составные числительные, предлоги, союзы и частицы, а также составные формы прилагательных (степени сравнения) и глаголов (аналитические формы будущего времени, условного и повелительного наклонения), например: в то время как, что за, двадцать восьмой, буду работать. Можно допустить ошибку в определении части речи и морфологических признаков слова, если оно было неверно выписано из текста, например: время – существительное, в то время как – подчинительный союз; что – подчинительный союз, за – предлог, что за – частица; двадцать – количественное числительное, двадцать восьмой – порядковое числительное; работать – глагол в неопределённой форме; буду работать – глагол в форме изъявительного наклонения, будущего времени. Внимательно следите за тем, чтобы выписанные вами слова стояли в той же форме, что и в тексте.
Бывает сложно различить наречия, краткие прилагательные в форме среднего рода и слова категории состояния, например: Её лицо было спокойно. Юноша говорил спокойно. У меня на душе спокойно. В первом предложении слово спокойно является сказуемым в двусоставном предложении, согласуется по роду с подлежащим лицо и может быть заменено полной формой прилагательного: Её лицо было спокойным. Следовательно, оно является кратким прилагательным. Во втором предложении слово спокойно отвечает на вопрос как?, примыкает к глаголу, обозначая признак действия, и является обстоятельством — перед нами наречие. А в третьем предложении слово спокойно, хоть и отвечает на вопрос как? или каково?, но не примыкает ни к одному слову, употребляется в роли сказуемого в безличном предложении и обозначает состояние человека. Это — слово категории состояния.
Некоторые существительные и наречия, образованные от числительных, можно спутать с числительными, например: купить десяток яиц, увеличить вдвое. Задайте вопрос к сомнительному слову. Числительные, как известно, отвечают на вопрос сколько?, существительные — на вопрос что?, а наречия — на вопрос как? и др. купить что? десяток увеличить как? вдвое Не путайте с числительными наречия: вдвое, втрое, вдвоём, по трое
Трудно различить вопросительные, указательные, неопределённые, отрицательные местоимения и наречия, например: каков, сколько, куда, зачем. В учебном комплексе по программе М.Т. Баранова, на который ориентирован ЕГЭ, подобные слова распределяются по частям речи следующим образом. Считаются местоимениями слова, к которым можно задать такой же вопрос, как и к именам существительным, именам прилагательным и именам числительным (кто? что? какой? сколько?): кто, что, какой, который, чей, каков, сколько, тот, этот, такой, таков, столько; некто, нечто, какой-то, некоторый, некий, чей-то, несколько и т.п.; никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей, нисколько. Считаются наречиями слова, которые отвечают на те же вопросы, что и другие наречия (где? куда? когда? зачем? почему?): где, куда, когда, зачем, почему; там, тут, здесь, туда, тогда, затем, потому; кое-где, куда-нибудь, когда-то, зачем-либо и т.п.; нигде, никуда, никогда, незачем.
Иногда вызывает затруднения разграничение частиц и союзов, например: Я словно попал в рай. – Деревья стояли белые, словно облака. Внимательно изучите справочные материалы, раздел Разряды частиц и постарайтесь запомнить наиболее распространённые частицы, перечисленные в нём. Если перед вами слово, которое может быть и частицей, и союзом, проверьте, служит ли оно для связи слов в предложении. Если да, то это союз, потому что частица – служебная часть речи, вносящая в предложение различные оттенки значения с точки зрения говорящего, а также служащая для образования форм слов. В приведённых примерах слово словно в первом случае выступает как частица, во втором — как союз, потому что вводит сравнительный оборот, то есть служит для связи слов. Кроме того, разграничить союз и частицу можно на основе формального признака: перед подчинительным союзом, как правило, ставится запятая, а перед частицей не ставится: Она будто пробудилась от долгого сна. Листья покрывали землю, будто пушистый ковёр. В первом предложении будто — частица, во втором — союз.

 

Задание B3 ЕГЭ по русскому языку типы подчинительной связи



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.223.5 (0.019 с.)