безударные гласные в окончаниях



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

безударные гласные в окончаниях



Ц е л ь: развивать умение правильно выбирать гласную в окончании.

Х о д у р о к а

I. Орфографическая минутка.

Ходишь и сводишь, с красивой березки, к седому дедушке, под сплетением ползучих ветвей, у ближнего сугроба, понравился бабушке.

Выделите окончания в словах, докажите их правописание.

II. Повторяем то, что знаем.

– Как проверить написание безударных гласных в окончаниях?

– Приведите примеры разных частей речи с безударными гласными в окончании, укажите приемы проверки.

Составление алгоритма:

 

 

III. Практикум.

1. В ы п о л н е н и е упражнения 64 на доске и в тетрадях.

2. Д и к т а н т по упражнению 65.

IV. Тест.

1. Укажите существительные с окончанием -е:

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремн.. (1),

С цифрой пять на медной бляшк.. (2),

В синей форменной фуражк.. (3).

 

Вместо шапк..(4) на ходу

Он надел сковороду.

Выдали дам.. (5) на станции

Четыре зелёных квитанци.. (6).

 

2. Укажите глаголы, у которых в окончании пишется -е:

1) дар..шь 9) верт..шь

2) свет..шь 10) тороп..шься

3) став..шь 11) отдыха..шь

4) помога..шь 12) игра..шь

5) понима..шь 13) барабан..шь

6) утеша..шь 14) ход..шь

7) танцу..шь 15) выбира..шь

8) вообража..шь 16) расчесыва..шь

 

3. Найдите прилагательные, у которых в окончании пишется -о:

1) добр..й (день)

2) звонк..я (песня)

3) лесн..е (озеро)

4) радостн..я (весть)

5) деревянн..й (дом)

6) бел..е (платье)

7) интересн..й (человек)

8) просторн..я (комната)

9) тепл..е (лето)

10) январск..е (утро)

 

К л ю ч: 1 (1, 2, 3, 5); 2 (4, 5, 6, 7, 8, 11, 12, 16); 3 (3, 6, 9, 10).

V. Итог урока.

– Что повторили на уроке?

Домашнее задание: упражнение 84, с. 169.

Урок 164

Парные согласные. повторение

Ц е л ь: развивать умение правильно писать слова с парными согласными в слабой позиции.

Х о д у р о к а

I. Орфографическая минутка.

Лопатка, неловкий, людской, мягкость, заметка, жемчуг, грудка, голубцы, обувка, выставка, спешка, супчик, укладка.

– На какое правило представлены слова? Докажите правописание этих слов.

II. Оглушение согласных.

1. Б е с е д а по вопросам упражнений 66 и 68 на с. 162.

2. Устное в ы п о л н е н и е упражнения 69.

3. О п р о с по заданиям в упражнениях 71 и 72.

III. Практикум.

– Выпишите из текста слова с парными согласными, напишите проверочные слова.

Н а д о с к е:

Солнце стояло низко. Его лучи играли на верхушке березки. Легкий ветерок качал гибкий тростник. Чудесная песенка щегла доносилась из близкого леса. Но вот солнце село. Заснул сад. Затих лес.

IV. Итог урока.

– Что повторили на уроке?

Домашнее задание: придумайте рассказ с данными словами. Подчеркните слова с парными согласными.

Лето, деревня, огород, грядки, морковь, петрушка, репка, укроп, салат, сад, сладкие ягоды, яблоки, груши, город.

Урок 165

Морфемы. повторение

Ц е л и: повторить определения морфем; уметь анализировать их роль в словообразовании; развивать умение выделять морфемы в словах.

Х о д у р о к а

I. Введение в тему.

Распределить слова в два столбика.

Н а д о с к е:

Дождь, дождливый, дождливую, дождевой, дожде, дождевик, дождя, дождичек, дождем, дождик.

– По какому принципу разделили слова?

– Чем могут различаться по составу однокоренные слова?

– Чем различаются разные формы одного и того же слова? Что в них общего?

II. Морфемы.

– Какие морфемы знаете?

Дайте определение каждой морфеме.

1. Расскажите порядок морфемного разбора (ÿ, , Ç, Ù, Ø).

2. Подберите слова к схемам в упражнении 78.

3. В ы п о л н е н и е упражнений 79, 80 под руководством учителя.

III. Суффиксальное словообразование.

1. В ы п о л н е н и е упражнения 81, с. 167.

2. М и н и - т е с т.

Рассчитан на выполнение в течение 3 минут.

Найдите прилагательные, образованные от основ существительных с помощью суффикса -ск-.

1) морской 6) детский

2) ветвистый 7) сельский

3) горный 8) чистый

4) ночной 9) юношеский

5) пятнистый 10) городской

К л ю ч: 1, 6, 7, 9, 10.

IV. Приставочное словообразование.

1. В ы п о л н е н и е упражнения 82, с. 168.

2. Б л и ц т е с т.

Найдите неправильно написанные слова.

1) зоменить 6) набежать

2) замесить 7) новарить

3) надписать 8) зобирать

4) нобирать 9) задержать

5) нодломить 10) надкусить

К л ю ч: 1, 4, 5, 7, 8.

V. Итог урока.

– Когда вам может помочь умение быстро и правильно видеть морфемы в словах? Докажите на примерах.

Урок 166

ДИКТАНТ (итоговый)

Ц е л ь: проверить знания по материалу повторения.

Весеннее расписание

Весной наши птицы возвращаются на родину из жарких стран. Открывает птичье весеннее расписание март. В полях лежит снег, но уже показались первые проталины. Важно по проталинке прохаживается грач. Треснул на речке лед. Прилетела трясогузка. В шутку говорят, что она разбила лед своим длинным хвостом. Река освободилась от ледяного плена. Лебеди, гуси, утки возвращаются домой. А в мае лес развешивает зеленые флажки. Он встречает соловья. Ночью прилетает перепел. Только звезды освещают его посадочную площадку. (75 слов.)

Урок 167

Работа над ошибками

Отрабатываются навыки самостоятельной работы над ошибками, допущенными в диктанте, умения их анализировать и подтверждать аналогичными примерами (своими или из различных текстов). (См. памятку в Приложении.)

Урок 168

Контрольный тест

Ц е л ь: проверить знания и умения учащихся по изученному материалу курса русского языка в 4 классе.

1. В слове снегирь:

а) 1 непарный звонкий согласный звук;

б) 2 непарных звонких согласных звука;

в) 3 непарных звонких согласных звука;

г) 4 непарных звонких согласных звука;

д) 5 непарных звонких согласных звуков.

2. Зачеркните слова, в которых допущены ошибки:

а) заъехали;

б) подъпрыгнул;

в) подъехали;

г) помощь;

д) товарищь.

3. Зачеркните слова, которые неправильно перенесены:

а) прос-нул-ся;

б) у-га-дал;

в) осе-нний;

г) ве-сен-ний;

д) за-сме-ял-ся.

4. Подчеркните слова, однокоренные для слова рисовать:

а) рисовая;

б) рисунок;

в) зарисовка;

г) рис.

5. Подчеркните слова с непроверяемой безударной гласной о:

а) кв..ртира;

б) г..ризонт;

в) п..льто;

г) п..ссажир;

д) комн..та.

6. Вставьте окончания, подчеркните имена существительные 3-го склонения:

а) К нашей радост.., этой осенью стояла прекрасная погода.

б) В сырост.. и слякот.. наступал март.

в) Конь быстро скакал по дорог.. к пристан.. .

7. Зачеркните неправильные высказывания:

а) имена прилагательные изменяются по родам;

б) имена прилагательные не изменяются по падежам;

в) имена прилагательные имеют три лица;

г) имена прилагательные согласуются с именем существительным в роде, числе и падеже.

8. Вставьте окончания, подчеркните глаголы будущего времени:

а) Скоро птицы улетят на юг.

б) Зимой солнце светит.., но не гре.. .

в) Подруга напиш.. тебе письмо.

9. Разберите только те предложения, в которых есть однородные сказуемые:

а) Скоро буйно зацветет сирень, черемуха, яблони.

б) Сильные дожди, холодный ветер или заморозок в разгар цветения наносят урожаю большой урон.

в) Страшный буран свистел, стонал, ревел и распугал лесных животных.

10. Припишите подходящие названия животных:

а) голоден, как … ;

б) хитер, как … ;

в) труслив, как … ;

г) неповоротлив, как … ;

д) нем, как … ;

е) надут, как … .

Урок 169

Урок-олимпиада

Ц е л ь: вызвать у учащихся интерес к изучению русского языка и формировать увлеченность предметом.

Х о д у р о к а

Класс разбить на группы-команды по 3 человека. Это участники одного вида соревнования. После разыгрывания медалей определяется победитель.

З а д а н и е 1 (первая тройка)

Образуйте множественное число от данных имен существительных: профессор, пастбище, доктор, сторож, инженер, трактор, слесарь, шофер, стакан, полотенце.

З а д а н и е 2 (вторая тройка)

Поставьте знак ударения в слова: статуя, магазин, ненависть, инструмент, щавель, цемент, звонит, правы, торты, кулинария.

З а д а н и е 3 (третья тройка)

Запишите данные слова в родительном падеже множественного числа: носок, туфля, чулок, яблоня, весло, капля, знамя, ботинок, шляпа.

З а д а н и е 4 (четвертая тройка)

Распределить имена существительные по родам: мозоль, какао, фланель, толь, шоссе, полынь, туннель, ферзь, тюль, кофе.

З а д а н и е 5 (пятая тройка)

Вставьте нужную букву в начале слова – с или з:

..дание, ..делать, ..жать, ..десь, ..давать, ..гиб, ..дешний, ..бить, ..говориться, ..беречь.

З а д а н и е 6 (шестая тройка)

Замените заимствованные слова русскими: антракт, индустрия, лозунг, пролог, финал.

З а д а н и е 7 (седьмая тройка)

Есть слово из шести букв, смысл которого можно передать одной буквой, поставив после нее знак препинания. Что это за слово? (Уточка.)

Урок 170

Итоговый диктант

Ц е л ь: проверить знания и умения учащихся по изученному материалу курса русского языка в 4 классе.

Летняя прогулка

Ранним утром иду я в соседнюю рощу. Стоят ряды белых берез. Сквозь листочки на траве играют золотые лучи утреннего солнца. В чаще кустов и деревьев распевают птицы. Звуки их песен разносятся по всей окрестности.

На опушке леса поспевает первая земляника. В конце рощи есть пруд. В глубоком овраге журчит ручей. Я сяду на пенек у ключа, достану кружку и кусок мягкого свежего хлеба. Как приятно выпить в жару холодной воды! Хорошо летом в роще, в лесу, в поле! (80 слов.)

З а д а н и е.

1. Сделайте морфологический разбор существительного, прилагательного, глагола, местоимения.

2. Разберите по членам предложения любое предложение.

3. Разберите по составу (по частям слова) любое существительное, прилагательное, глагол, наречие.

4. Выполните фонетический разбор слов: солнце, мягкого, деревья.

Приложение

Памятка

«Работа над ошибками»

1. Б о л ь ш а я б у к в а в начале предложения.

Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще одно предложение. Подчеркни заглавную букву.

Делай так:

Выпал пушистый снег. Дети рады.

 

2. П р о п у с к б у к в ы.

Выпиши слово. Подчеркни в нем пропущенную букву.

Делай так: звонок, ученик.

 

3. С л о г.

Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.

Делай так: у/чи/тель – 3 сл.

Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.

 

4. П е р е н о с с л о в а.

Раздели слово на слоги для переноса.

Делай так: оси – на.

Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.

 

5. М я г к и й з н а к ь, обозначающий мягкость согласных.

Подчеркни мягкий знак (ь) и согласную перед ним. Запиши еще два слова на эту орфограмму.

Делай так:

Ель, тень, пень, коньки, мальчик, пальто.

 

6. Г л а с н ы е п о с л е ш и п я щ и х.

Выпиши слово правильно. Придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.

Делай так:

Малыши, карандаши, ежи, роща, туча.

 

7. С о ч е т а н и е чк, чн, нщ, щн.

Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши еще два слова.

Н а п р и м е р: дочка, речка, мощный.

 

8. У д а р е н и е.

Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.

Н а п р и м е р:

 

9. Б е з у д а р н а я г л а с н а я в к о р н е, п р о в е р я е м а я ударением (а, о, е, и, я).

Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.

Делай так:

 

10. Б е з у д а р н а я г л а с н а я в к о р н е, н е п р о в е р я е м а я у д а р е н и е м.

Выпиши слово три раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.

Н а п р и м е р:

 

11. П а р н ы е з в о н к и е и г л у х и е с о г л а с н ы е.

Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.

Делай так: морозы – мороз, ягода – ягодка.

Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как перед гласными.

 

12. Б о л ь ш а я б у к в а в и м е н и с о б с т в е н н о м.

Выпиши слово правильно. Запиши еще два слова на эту орфограмму.

Н а п р и м е р: Илья, Петров, Мурка, Волга, Красноярск.

Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.

 

13. Р а з д е л и т е л ь н ы й м я г к и й з н а к.

Выпиши слово правильно, запиши два слова на эту орфограмму. Подчеркни мягкий знак (ь) и гласную букву.

Н а п р и м е р: вьюга, листья, соловьи.

Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё, и, ю, я.

 

14. Д в о й н ы е с о г л а с н ы е в с л о в е.

Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши еще два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.

Делай так: группа, груп-па, групповой, подгруппа.

 

15. З н а к и п р е п и н а н и я в конце предложения.

Выпиши предложение правильно. Придумай свое или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.

Н а п р и м е р: Ты любишь отгадывать загадки? Кто быстрее прочитает скороговорку?

16. С о с т а в с л о в а.

Выпиши слово. Разбери его по составу. Запиши 1–2 однокоренных слова.

Н а п р и м е р:

 

17. Г л а с н ы е и с о г л а с н ы е в п р и с т а в к а х.

Выпиши слово правильно. Выдели в нем приставку. Запиши еще два слова с этой же приставкой.

Н а п р и м е р:

 

18. П р а в о п и с а н и е п р и с т а в к и с о с л о в о м.

Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

Н а п р и м е р:

Запомни! Приставка – это часть слова. Она пишется слитно со словом.

 

19. П р а в о п и с а н и е п р е д л о г а с о с л о в о м (орфограмма-пробел).

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.

Делай так: к_берегу, к (какому?) берегу, к (крутому) берегу.

Запомни! Предлог – это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.

Н а п р и м е р:

 

20. Р а з д е л и т е л ь н ы й т в е р д ы й з н а к (ъ).

Выпиши слово правильно. Запиши еще два слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.

Н а п р и м е р:

Запомни! Разделительный твердый знак (ъ) пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.

 

21. Н е п р о и з н о с и м ы е с о г л а с н ы е в корне слова.

Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.

Делай так:

 

22. С о е д и н и т е л ь н ы е г л а с н ы е в сложных словах (о, е).

выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши еще одно слово на эту орфограмму.

Делай так:

 

23. П р е д л о г с м е с т о и м е н и е м (орфограмма-пробел).

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши еще два примера на эту орфограмму.

Н а п р и м е р:

Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.

 

24. Б е з у д а р н ы е г л а с н ы е в р о д о в ы х о к о н ч а н и я х имен прилагательных.

Выпиши из предложения существительное. Задай от него вопрос к прилагательному. Запомни вопрос и прилагательное. Обозначь орфограмму.

Делай так: в доме новом.

Запомни! У слов-вопросов всегда ударные окончания.

 

25. Н е с г л а г о л о м (орфограмма-пробел).

Выпиши глагол с не. Запиши еще два слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

Делай так:

 

26. М я г к и й з н а к у г л а г о л о в н е о п р е д е л е н н о й формы.

Задай вопрос к глаголу. Запиши вопрос и глагол. Обозначь орфограмму. Запиши еще два слова на это правило.

Делай так: (что делать?)

 

27. Р а з б о р п р е д л о ж е н и я.

Выпиши предложение. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.

Делай так:

Седые туманыплывут к облакам. (пов., невоскл., прост., распр.). Туманы (какие?) седые, плывут (куда?, к чему?) к облакам.

 

28. О д н о р о д н ы е ч л е н ы п р е д л о ж е н и я.

Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.

Н а п р и м е р:

Сильный ветерсорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.

( .)

Сильный ветерсорвал листья с деревьев и разметал их по дороге.

( .)

 

29. С л о ж н о е п р е д л о ж е н и е.

Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.

На п р и м е р:

В синем небе звездыблещут, в синем море волныхлещут.

( ), ( ).

 

30. П р а в о п и с а н и е б е з у д а р н ы х п а д е ж н ы х окончаний имен существительных.

Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Выдели окончание, проверь с помощью слов-помощников. Подбери и запиши пример.

Делай так:

 

31. П р а в о п и с а н и е б е з у д а р н ы х п а д е ж н ы х окончаний имен прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.

Делай так: к лесу – м. р., ед. ч., д. п.

Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.

 

32. М я г к и й з н а к (ь) н а к о н ц е г л а г о л о в 2 - г о л и ц а единственного числа настоящего времени.

Выпиши глагол правильно. Запиши еще два глагола на эту орфограмму.

Н а п р и м е р: пишешь, решаешь, читаешь (наст. вр., 2-го лица, ед.ч.).

Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак (ь).

 

33. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол правильно. поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределенную) форму. Посмотри на гласную перед
-ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.

Делай так:


Литература

1. Александрова, Г. В. Занимательный русский язык [Текст] / Г. В. Александрова. – СПб., 1997.

2. Бондаренко, А. А. Формирование навыков литературного произношения у младших школьников [Текст] / А. А. Бондаренко. – М., 1990.

3. Бетенькова, Н. И. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка [Текст] / Н. И. Бетенькова, Д. С. Фонин. – М. : АСТ : Астрель, 2004.

4. Волошина, О. И. Тесты. Русский язык 1–4 классы [Текст] / О. И. Волошина. – М. : Дрофа, 2001.

5. Матвеева, А. Н. Русский язык. Контрольные работы в начальной школе [Текст] / А. Н. Матвеева. – М. : Дрофа, 1995.

6. Нарушевич, А. Тесты по русскому языку [Текст] / А. Нарушевич, Е. Попова. – М. : АСТ-Пресс, 1998.

7. Нефедова, Е. А. Диктанты по русскому языку [Текст] / Е. А. Нефедова. – М. : Дрофа, 2002.

8. Статьи из журнала «Начальная школа» (2000–2002 гг.).

9. Тарабарина, Т. И. И учеба, и игра [Текст] / Т. И. Тарабарина, Е. И. Соколова. – Ярославль : Академия развития, 1997.

10. Тикунова, Л. И. Русский язык [Текст] / Л. И. Тикунова, Ю. В. Новикова. – М. : Дрофа, 2001.

11. Узорова, О. В. Словарные слова [Текст] / О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. – М. : АСТ : Астрель, 2002.

12. Узорова, О. В. Русский язык. Правила и упражнения [Текст] / О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. – М. : АСТ : Астрель, 2003.

13. Ундзенкова, А. В. Русский с увлечением [Текст] / А. В. Ундзенкова. – Екатеринбург, 1997.

14. Шклярова, Т. В. Сборник упражнений [Текст] / Т. В. Шклярова. – М., 2003.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.21.182 (0.041 с.)