II. Упражнение в нахождении сложных предложений в сплошном тексте.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Упражнение в нахождении сложных предложений в сплошном тексте.



1. Упражнение 81 учащиеся выполняют по заданию учебника.

К о м м е н т и р о в а н н о е п и с ь м о.

Предварительный опрос учащихся.

– Что соединяют союзы а, и, но?

– Что нужно сделать, чтобы узнать, простым или сложным является предложение?

– Прочитайте правило на с. 47. Верно ли вы предполагали?

2. В ы п о л н е н и е упражнения 82.

Устно разбирают текст упражнения по вопросам и заданиям к нему. Объясняют написание пропущенных орфограмм. Самостоятельно записывают текст, подчеркивают грамматические основы.

По окончании работы – в з а и м о п р о в е р к а.

III. Словарная работа.

Н а д о с к е записано лексическое значение нового словарного слова.

Чёрный – цвет сажи, угля.

● Этимология. Учитель рассказывает о происхождении слова «черный». Древнее слово, которое в старину звучало как «керсна». Потом к превратилось в ч, а сн – в н.

Учащиеся выполняют задания с новым словарным словом.

1. П о д б о р к данному слову синонимов и антонимов.

2. П и с ь м о п о п а м я т и.

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

А. Пушкин

3. Ответы на в о п р о с ы:

– Как написали словарное слово в предложении?

– Простым или сложным является это предложение? Почему?

– Подчеркните грамматические основы.

– С помощью чего соединены простые предложения в составе сложного? (Союза и.)

IV. Итог урока.

– Что нужно сделать, чтобы определить, простым или сложным является предложение?

– Как по количеству грамматических основ определить тип предложения?

– У меня на доске записаны сложные предложения. Согласны ли вы со мной? Почему?

1. Булька проболел шесть недель и выздоровел.

2. Один раз мы пошли на охоту за кабанами, и Булька увязался с нами.

Домашнее задание:упражнение 83.

Урок 24

Простые и сложные предложения

Ц е л и: развивать умения выделять сложные предложения в устной и письменной речи; ознакомить с постановкой запятой между простыми предложениями в составе сложного.

Х о д у р о к а

I. Словарная работа.

Учащиеся списывают с доски предложение:

Вы костер разложили, а мы песню сложили.

Объясните значение словарного слова костёр.

(Костёр – горящая куча дров, хвороста.)

– Простым или сложным является это предложение? Докажите.

– Как соединены простые предложения в составе сложного?

– Подчеркните грамматические основы.

II. Наблюдение над постановкой знаков препинания между простыми предложениями в составе сложного.

1. В ы п о л н е н и е упражнения 84.

– Прочитайте первое предложение. Простым или сложным оно является?

– Прочитайте второе предложение. Что соединяет союз и? (Два простых предложения.) Выделите грамматическую основу этого предложения.

– Что соединяет союз и в простых предложениях? (Однородные члены.)

– Прочитайте еще раз оба предложения. В каком из них перед союзом и есть пауза?

– Как эта пауза показана на письме?

2. Упражнение 85 учащиеся выполняют по заданию учебника.

Коллективная работа.

– Какой вывод можно сделать о постановке знаков препинания в сложных предложениях? (Между простыми предложениями в письменной речи ставится запятая, даже если они соединены одиночным союзом и.)

– Прочитайте сведения о языке на с. 49. Верно ли вы рассуждали?

III. Зрительный диктант.

1. В ы п о л н е н и е упражнения 86.

– Прочитайте предложения. Какие знаки препинания пропущены?

– Объясните написание пропущенных орфограмм. (на доске записываются проверочные слова.)

– Закройте учебники и запишите текст под диктовку.

По окончании работы – с а м о п р о в е р к а.

– В каждом предложении подчеркните грамматическую основу.

IV. Самостоятельная работа.

Продолжите каждое предложение, чтобы получились сложные. Запишите их, подчеркните основы.

1. Наступила ранняя весна, и…

2. В полях уже растаял снег, а…

3. Солнце зашло за горы, но…

4. Утром прошел небольшой дождь, и…

5. Из-за леса выплыла луна, и…

V. Итог урока.

– Как в устной речи простые предложения выделяются в составе сложного? (Паузой.)

– Как на письме обозначается пауза? (Запятой.)

домашнее задание:упражнение 87.

Урок 25

Изложение

Ц е л ь: развивать умения составлять план текста, последовательно передавать содержание рассказа с учетом связи между его частями и точным употреблением слов.

Х о д у р о к а

Переполох в лесу

На большой поляне играли лисята. Вдруг с молоденькой сосны прямо на лисенка упала шишка. Он испугался, кинулся с поляны и кубарем покатился к реке.

По берегу шла дикая свинья с поросятами, и лисенок свалился прямо на них. Захрюкали, завизжали поросята и разбежались. Они бросились в кусты малины, а там медведь лакомился ягодами.

Он заревел и помчался к реке, только пятки сверкают. Остановился на поляне, поднял голову и увидел белку на сосне. Сидит она на сосновой ветке и шишки срывает.

Не знал мишка, что эта белочка шишку уронила и переполох в лесу устроила.

По В. Бурлаку

план

1. Лисенок испугался.

2. Поросята напугали медведя.

3. Медведь убегает.

4. Виновница переполоха.

Урок 26

Работа над ошибками

Ц е л ь: развивать умения редактировать текст, анализировать орфографические ошибки.

Х о д у р о к а

При подготовке к уроку учитель выделяет группы ошибок. Например:

– искажение содержания текста;

– ошибки в построении текста;

– ошибки в построении предложений, употреблении слов;

– орфографические и пунктуационные ошибки.

Применительно к каждой группе подбирается конкретный материал, который нужно исправить, уточнить. Наиболее типичные ошибки исправляются коллективно. Остальные ошибки учащиеся анализируют самостоятельно, под руководством учителя.

Урок 27

Прямая речь

Ц е л ь: ознакомить учащихся с прямой речью, ее обозначением на письме, схематическим обозначением предложений с прямой речью.

Х о д у р о к а



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.2.146 (0.02 с.)