Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV. Работа с деформированными предложениями.

Поиск

В ы п о л н е н и е упражнения 111.

– Прочитайте первую группу слов. Какое предложение вы составите из них? Запишите его.

– Разберите предложение по составу. Определите падежную форму существительного снег. Что общего у существительных снег и дождь? (Вопрос.)

– Какую ошибку можно допустить, определяя падеж существительных в этом предложении?

Аналогично составляются остальные предложения.

V. Составление предложений по схемам.

Выполнение упражнения 109.

– Можно ли сразу, не составляя предложений, указать падеж дополнений? Объясните.

Vi. Итог урока.

– Что можете сказать об окончаниях существительных в винительном падеже?

– По каким предлогам можно определить винительный падеж?

– Как отличить именительный падеж от винительного падежа существительных в предложении?

Домашнее задание: упражнения 112–113.

Урок 58

Правописание окончаний существительных

В творительном падеже

Ц е л и: закрепить знания о признаках творительного падежа; развивать умения правильно писать окончания существительных в творительном падеже.

Х о д у р о к а

I. Актуализация опорных знаний.

П и с ь м о по памяти.

Прочтите стихотворение.

Кто любит собак

Или прочих животных –

Серьезных котов и щенков беззаботных,

Кто может любить и осла, и козла,

Тот людям вовеки не сделает зла.

Р. Сеф

– Подумайте, какова главная мысль стихотворения.

– Запишите по памяти, определите падежи выделенных слов.

II. Сообщение темы урока.

Н а д о с к е записано стихотворение.

Карандаш, бумагу взял

И пейзаж нарисовал.

Я – художник! Я – творец!

Ух какой я молодец!

Перед замком куст цветет,

Под корягой змей живет,

Над дорогой реет сокол.

Ну-ка лист переверну

И опять творить начну!

Мой герой идет войной,

Хочет править он страной,

Поразить врагов стрелой,

С башни их полить смолой.

Т. Рик

– Подберите синонимы к словам реет, поразить (стрелой).

– Что объединяет подчеркнутые слова?

– На какие две группы можно разделить эти существительные? (Ударные и безударные окончания.)

– Сегодня на уроке мы будем наблюдать за безударными окончаниями существительных в творительном падеже.

III. Формирование новых знаний.

1. Р а б о т а с т а б л и ц е й выполняется в упражнении 114.

Сравнивают окончания существительных, делают вывод.

2. Упражнение 115 выполняют по заданию учебника:

в а р и а н т I – 1-й отрывок;

в а р и а н т II – 2-й отрывок.

П р о в е р к а по окончании работы по таблице.

IV. Закрепление.

В ы п о л н е н и е упражнений 116, 117, 118,

Три ученика – у доски, класс работает по рядам:

1-й ряд – склоняет существительное гостья;

2-й ряд – певунья;

3-й ряд – музей.

V. Итог урока.

– Над чем работали на уроке? (Над окончаниями существительных в творительном падеже.)

– Какие это окончания?

– Продолжите высказывание из упражнения 119.

Домашнее задание: упражнение 120.

Урок 59

Окончания имен существительных

Единственного числа

Ц е л ь: закрепить знания учащихся об окончаниях имен существительных единственного числа.

Х о д у р о к а

I. Орфографическая минутка

З а п и с ь под диктовку.

Лежал на постели, думал о писателе, сидел на ветке, пенсия по старости, одежда для осени, возле тропинки, подарил маме, обожгло холодом, плыли по Волге.

Обозначьте падеж существительных, выделите окончания.

II. Работа с учебником.

1. Упражнение 121 выполняют по заданию учебника.

– Какой предлог употребляется только с одним падежом? (Предлог по, дательный падеж.)

2. Упражнение 123 выполняют по заданию учебника.

3. В ы п о л н е н и е упражнения 122.

– Прочитайте слова каждой группы. Объясните написание пропущенных орфограмм. Из каждой группы слов составьте предложения.

Предложения записываются на доске и в тетрадях, проводится орфографический разбор.

III. Самостоятельная работа.

Т е с т.

I. Укажи слова, которые в родительном падеже имеют окончания - ы; - и:

1. Улыбка. 6. Закладка.

2. Привет. 7. Поезд.

3. Факел. 8. Путешествие.

4. Роза. 9. Ученица.

5. Праздник. 10. Столица.

II. Укажи слова, которые в дательном и предложном падежах имеют окончание - е:

1. Лодка. 6. Чистота.

2. Легкость. 7. Колодец.

3. Ветер. 8. Шишка.

4. Правило. 9. Ель.

5. Тропинка. 10. Роща.

III. Укажи падежи, в которых у имен существительных третьего склонения в окончании пишется - и:

1. Именительный.

2. Родительный.

3. Дательный.

4. Винительный.

5. Творительный.

6. Предложный.

IV. Укажите слова, в окончаниях которых после шипящих и ц пишется - о:

1. Плеч..м. 6. Борщ..м.

2. Свеч..й. 7. Добыч..й.

3. Туч..й. 8. Циркач..м.

4. Птиц..й. 9. Лиц..м.

5. Силач..м. 10. Ключ..м.

IV. Итог урока.

– Над чем работали на уроке?

Домашнее задание: упражнение 124.

Урок 60

Диктант

Ц е л ь: проверить усвоение написания безударных падежных окончаний существительных единственного числа, умение определять склонение и падежи имен существительных.

Х о д у р о к а

На лесной полянке

Лесную полянку укрыл пушистый снежок. Но полянка живет. Вот старый пенек. В уютной квартире под корой спрятались от стужи букашки. В норке между корнями лежит ящерица. Жук улегся в крохотной спаленке. В канавке на краю полянки под снегом спят лягушки. Рядом в куче хвороста заснул их враг – ежик.

Тихо и пусто на полянке. Только дятел сидит на сосенке и таскает из шишки вкусные семена. Иной раз пробежит по полянке лисица или беляк.

С л о в а д л я с п р а в о к: ящерица, хвороста.

Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е:

1. Укажите падежи существительного полянка, выделите окончания.

2. Выпишите из текста по одному существительному 1-го и 2-го склонения.

3. Запишите одним предложением, почему зайца называют беляк.

Урок 61

Работа над ошибками

Цель: развивать умения анализировать орфографические и пунктуационные ошибки (см. Приложение).

Урок 62

Окончания имен существительных

Единственного числа

Ц е л и: закрепить знания учащихся о правописании безударных окончаний имен существительных; актуализировать знания о грамматических признаках предложения.

Х о д у р о к а

I. Актуализация опорных знаний.

З а п и с ь на доске.

Хорошо видно. Долго разговаривать по телефону. Все время хвалить. Очень медленно. Быть трусливым. Сильно преувеличивать. Гладить по головк.. Видно как на ладон.. Бояться собственной тен.. Висеть на телефон.. Через час по чайной ложк.. Делать из мух.. слона

– Подберите к словосочетаниям левого столбика устойчивые словосочетания из правого столбика. Вставьте пропущенные окончания.

– Спишите выражения из правого столбика, укажите падеж, выделите окончания.

II. Работа с учебником.

1. В ы п о л н е н и е упражнения 125.

– Найдите в стихотворении слово, которое употреблено в переносном значении. Подумайте, что автор старается им передать.

– Объясните расстановку знаков препинания. Составьте предложения.

– Спишите стихотворение и выполните последнее задание к упражнению.

2. В ы п о л н е н и е упражнения 126.

– Прочитайте стихотворение. Определите, сколько здесь предложений.

– Чем оно отличается от предложения в упражнении 125? Составьте его схему. Что можете о нем рассказать?

– Выполните последнее задание к упражнению.

III. Зрительный диктант.

В ы п о л н е н и е упражнения 128.

– Определите границы предложений. Расскажите о грамматических признаках каждого предложения. Объясните написание пропущенных орфограмм.

Под диктовку записывают предложения.

– Разберите предложения по составу.

IV. Итог урока.

– Над чем работали на уроке?

Найдите пунктуационные ошибки в предложении:

Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах.

Домашнее задание: упражнение 127.

Урок 63

Правописание окончаний

Имен существительных единственного числа

Ц е л ь: закрепить знания о правописании падежных окончаний существительных единственного числа, о грамматических признаках предложений.

Х о д у р о к а

I. Письмо по памяти.

В серебристом и сыром туман..

Светло и пусто на полян...

От зимней стуж.. и метел..

Давно уж птицы улетели.

И. Бунин

– О каком времени года идет речь в этих строчках? Почему?

– Вставьте окончания существительных, определите склонение, падеж. Запишите стихотворение по памяти.

II. Работа с учебником.

В ы п о л н е н и е упражнения 130.

– Сколько в тексте простых предложений?

– Как из них сделать сложное предложение? (соединить союзами или запятыми.)

Запишите текст в виде сложного предложения. Выполните последнее задание к упражнению.

III. Упражнение в написании безударных падежных окончаний имен существительных.

В ы п о л н е н и е упражнения 131. Комментированное письмо.

IV. Работа с таблицей.

В ы п о л н е н и е упражнения 133.

Учитель заранее готовит индивидуальные карточки с данной таблицей.

Учащиеся выбирают слова, по которым можно проверить правописание окончаний, склоняют эти существительные, записывают в таблицу окончания.

V. Самостоятельная работа.

Распустились на верб..; сидел на камн..; ягоды брусник..; запах гар..; забыл об усталост..; подплыл к плотин..; вырос в город..; играл на гармошк..; присутствовал при осмотр..; вспоминал о встреч..; приблизился к насып..; заметил в колодц..; ослаб от болезн..; ползла по песчаной отмел..; валялся в постел...

– Запишите словосочетания в три столбика по образцу, обозначьте падежи существительных, выделите окончания.

VI. Итог урока.

– Какие навыки отрабатывали на уроке?

– Проанализируйте, что каждому из вас еще нужно повторить, подучить, чтобы хорошо выполнить проверочную работу.

Домашнее задание: упражнения 132 (устно), 135; подготовиться к диктанту.

Урок 64

Подготовительный диктант

Ц е л ь: проверить усвоение правописания безударных падежных окончаний имен существительных.

Х о д у р о к а

I. Диктант

Учитель диктует текст упражнения 132.

Грамматическое з а д а н и е:

1. Разберите по составу:

в а р и а н т I – седьмое предложение;

в а р и а н т II – восьмое предложение.

2. Над существительными третьего предложения надпишите падеж и склонение.

II. Словарный диктант.

Запишите одним словом:

● Видимая граница (линия) кажущегося соприкосновения неба с земной поверхностью (горизонт).

● Поездка или передвижение пешком по каким-либо местам, странам (путешествие).

● Человек, который совершает поездку на любом виде транспорта (пассажир).

● Транспортное средство, специально оборудованное для перевозки пассажиров, грузов (вагон).

● Отсутствие всего того, что мешает жизни и деятельности, отсутствие ограничений (свобода).

● Недалеко от чего-нибудь (около).

● Край земли у водяной поверхности (берег).

III. Итог урока.

– Какие трудности испытали при написании диктанта?

Урок 65

Падежные окончания



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 746; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.86.132 (0.011 с.)