Правописание глаголов прошедшего времени



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правописание глаголов прошедшего времени



Ц е л ь: обобщить и систематизировать знания о правописании глаголов прошедшего времени, об изменении их по родам, о правописании родовых окончаний.

Х о д у р о к а

I. Орфографическая минутка.

В вечерней тишине, объединиться с друзьями, в летнюю ночь, засмотрелся на медвежат, зависит от тебя, радостное чувство, легкая дорога, чуткий товарищ, прицепил тележку и косилку.

II. Актуализация опорных знаний.

– Наблюдайте глагол в прошедшем времени.

– По каким признакам определили?

В ы п о л н е н и е упражнения 110 по заданию учебника.

– Составьте блок-схему (на доске).

– Подберите примеры к схеме.

III. Формирование новых знаний.

1. В ы п о л н е н и е упражнений 111, 112.

2. У п р а ж н е н и е 113 выполняют на доске.

– Вспомните алгоритм разбора глаголов прошедшего времени по составу, затем выполните задания.

3. В ы п о л н е н и е упражнения 114 самостоятельно.

4. С л о в а р н а я р а б о т а.

Работа со словом сверкать.

З а д а н и я:

1) Объясните значение слова. (Ярко блестит, сияя переливчатым светом.) (Ожегов. С. И.)

2) Подберите синонимы. (Светить, сиять, блестеть, искриться.)

3) Подберите антоним. (Тускнеть.)

4) Составьте предложение, разберите его по членам предложения и частям речи.

IV. Самостоятельная работа.

В ы п о л н е н и е упражнения 115, с. 106.

V. Итог урока.

– Что дал вам этот урок? Чем помог?

Домашнее задание:упражнение 117, с. 107.

Урок 139

Повторение. Личные окончания глаголов,

Их правописание

Ц е л ь: обобщить и систематизировать знания о правописании личных окончаний глаголов настоящего и простого будущего времени; отрабатывать навык правописания окончаний глаголов.

Х о д у р о к а

I. Орфографическая минутка.

Прелестная вещь, сажаем рассаду, о древней истории, хорошо выглядит, сильно голодает, съехать с горки, сильная вьюга, о клубничном джеме, разрезал крыльями, вкусная земляника.

II. Актуализация опорных знаний.

– Какие орфограммы могут встретиться в глаголах?

Расскажите алгоритм рассуждения при выборе написания окончаний. Приведите примеры.

У п р а ж н е н и е 118 на с. 108 выполняется устно.

У п р а ж н е н и е 119 выполняется по заданию учебника.

III. Формирование новых знаний.

– Приведите примеры к утверждениям:

1. Спряжение глагола можно определить по ударному окончанию.

2. Спряжение можно определить по окончанию 3-го лица множественного числа.

3. Спряжение можно определить по неопределенной форме глагола.

4. Глаголы, которые оканчиваются на -ить, относятся ко II спряжению.

5. Остальные глаголы относятся к I спряжению.

6. У каждого спряжения есть исключения.

В ы п о л н е н и е упражнения 121 на с. 109.

IV. Закрепление.

Р а б о т а п о в а р и а н т а м:

в а р и а н т I – упражнение 120, с. 109;

в а р и а н т II – упражнение 122, с. 110.

V. Итог урока.

– Определите свои достижения по теме «Глагол».

– Какая помощь вам нужна?

Домашнее задание:упражнение 123, с. 110.

Урок 140

Морфологический разбор глагола

Ц е л ь: систематизировать знания о глаголе; отработать навык правописания глаголов; обеспечить усвоение алгоритма морфологического разбора.

Х о д у р о к а

I. Орфографическая минутка.

За воздушным змеем, красиво танцует, схватить добычу, съежатся от холода, между веселыми праздниками, опадают листья, на синей юбке, начинает чинить, об умелом работнике.

II. Словарная работа.

З н а к о м с т в о с о с л о в о м «завтра».

З а д а н и я:

1. Объясните значение слова. (На следующий день после сегодняшнего.) (Ожегов С. И.)

2. Отметьте «ошибкоопасные» места.

3. Составьте и запишите предложение с этим словом.

III. Формирование новых знаний.

– Найдите в своем предложении глагол. Что вы можете о нем рассказать?

Сравните свой план рассказа с планом морфологического разбора.

План
морфологического разбора глагола

1. Часть речи.

2. Начальная форма (инфинитив).

3. Спряжение (н. в., б. в.).

4. Число.

5. Время.

6. Лицо (н. в., б. в.).

7. Род (п. в.).

8. Член предложения.

В ы п о л н е н и е упражнений 124, 125 по заданию учебника.

– Сделайте морфологический разбор любого глагола.

IV. Закрепление.

У п р а ж н е н и е 126 выполняют по вариантам.

– Сделайте морфологический разбор глаголов.

У п р а ж н е н и е 128 выполняют по заданию учебника, под руководством учителя.

V. Самостоятельная работа.

В ы п о л н е н и е упражнения 129, с. 113.

VI. Итог урока.

– Расскажите о грамматических признаках глагола.

Домашнее задание:упражнение 131.

Урок 141

Проверочная работа

Ц е л ь:проверить усвоение темы «Глагол».

Тест

Выберите верное утверждение.

 

1. а) Глагол – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «что делает?», «что сделает?».

б) Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы «что делает?», «что сделает?».

2. а) Глаголы изменяются по временам.

б) Глаголы не изменяются по временам.

 

3. а) В предложении глагол чаще всего является обстоятельством.

б) В предложении глагол чаще всего является сказуемым.

 

4. У глаголов II спряжения 2-го лица окончания:

а) -ешь, -ете;

б) -ишь, -ите.

 

5. Глаголы неопределенной формы отвечают на вопросы:

а) что делает? что сделает?

б) что делать? что сделать?

 

6. В неопределенной форме после буквы ч:

а) не пишется ь;

б) пишется ь.

 

7. Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются:

а) по лицам и числам;

б) по родам и числам.

 

8. Если глагол отвечает на вопрос «что делает?» или «что сделает?», то перед -ся:

а) ь пишется;

б) ь не пишется.

 

9. Укажите, в каких словах пишется окончание -ет:

а) гон..; в) леч..;

б) сине..; г) стел.. .

 

10. В каких глаголах пишется суффикс -я-?

а) та..л; в) успоко..л;

б) кле..ла; г) леле..л.

 

11. Укажите, в каких словах пишется окончание -ешь:

а) леч..; в) се..;

б) дыш..; г) гон.. .

 

12. В каких глаголах пишется суффикс -е-?

а) удар..л; в) прола..л;

б) засе..л; г) увид..л.

 

13. Укажите, в каких словах пишется окончание -ем:

а) перебира..; в) чу..;

б) слыш..; г) усво.. .

 

14. Сделайте морфологический разбор всех глаголов. Текст спишите.

Изредка солнечный луч падает на отдельные березы. Они вспыхивали одна за другой, как золотые факелы, но тотчас гасли.

К. Паустовский

Урок 142

Диктант

Ц е л ь:проверить усвоение изученных орфограмм и темы «Глагол».

Иволга

Из всех лесных музыкантов иволга – самая скрытная и красивая. Живет иволга в березовых рощах. Она встречается в тенистых парках и липовых аллеях. Весной иволга появляется поздно. Рощи уже одеты зеленой листвой. Тому, кто не слышал громкий свист иволги, трудно найти ее гнездо. Не всегда удается близко увидеть и саму чудесную птицу. Лишь иногда на лесной поляне блеснет она ярким опереньем. (61 слово.)

З а д а н и е. Сделайте морфологический разбор пяти глаголов.

Урок 143

Работа над ошибками

Выполняется на основе анализа ошибок, допущенных в тесте и диктанте (см. Приложение).

Урок 144

Наречие

Ц е л и: познакомить с новой частью речи; обеспечить усвоение особенностей наречий.

Х о д у р о к а

I. Орфографическая минутка.

Вытянуть из трясины, к зеленому крокодилу, в пушистой гриве, кормить птенца, о весенней погоде, жидкая кашка, изредка приближаться, зовет на помощь, необъятное небо.



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.184.215 (0.011 с.)