Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правописание личных окончаний глаголовСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Упражнение 78. Проспрягайте данные глаголы, определяя их спряжение. Запишите формы 2-го и 3-го лица единственного и множественного числа выделенных глаголов. Укажите, чем они отличаются от остальных. При этом используйте таблицу личных окончаний глаголов.
Жить, решить, нести, стучать, понять, понимать, загореть, бороться, загорать, купаться, держать, писать, читать, дышать, любить, говорить, хотеть, стелить.
Таблица личных окончаний глаголов
Упражнение 79. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и подходящие по смыслу глаголы с безударными окончаниями. Ставьте глаголы в 3-м лице единственного или множественного числа.
1. Пшеницу се...т, а картофель.... 2. Пилой пил...т, а ножом.... 3. Красками крас... т, а белилами.... 4. Дом стро...т, а колодец.... 5. Мыло на заводе вар...т, а спирт.... 6. Зубы чист...т порошком, а руки... мылом. 7. Лёд на реке кол... т, а траву на лугу.... 8. В ненастную погоду дым из трубы стел...тся низко, а в хорошую погоду... кверху. Упражнение 80. Поставьте данные глаголы сначала в прошедшем, а затем в настоящем или в будущем времени. Подчеркните в инфинитиве и формах прошедшего времени глагольные суффиксы, а в настоящем и будущем времени личные окончания глаголов.
Образец: видеть - видел, видит.
Видеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, сеять, веять, реять, таять, лаять, лелеять, каяться, надеяться, затеять, слышать. Упражнение 81. Различайте личные окончания глаголов в формах изъявительного и повелительного наклонения. Изъявительное наклонение Повелительное наклонение Когда выберете себе книги, Выберите себе книги и скажите скажете мне. мне. Если вы крикнете, я услышу. Крикните только погромче! На следующий год вы выпи- Выпишите мне газеты на сле- шете эти же газеты? дующий год. Вы вышлете курьера за доку- Вышлите поскорее курьера за ментами? документами. Когда вы умолкнете, я про- Да умолкните же наконец! должу рассказ. Упражнение 82. Перепишите, вставляя пропущенные буквы в окончаниях будущего времени и повелительного наклонения глаголов.
1. Вышл...те нужные мне книги заказной бандеролью. Если вышл...те в ближайшие дни, я получу их своевременно. 2. Вытр...те пыль с письменного стола. Когда вытр...те, возьм...те лист почтовой бумаги и напиш...те ответное письмо. 3. Наполн...те свою авторучку чернилами. После того как наполн...те, не забудьте закрыть пузырек пробкой. 4. Выйд...те все на несколько минут из комнаты. После того как вы выйд...те, помещение будет проветрено. 5.Если дверь будет заперта, стукн...те в неё или окликн...те кого-нибудь из нас. Как только вы стукн...те или окликн...те, вам откроют. 6. Прыгн...те ещё раз? Пожалуйста, прыгн...те, у вас это хорошо получается. 7. У мол кн...те хоть на минуту! Пока не умолкн...те, я рассказывать не стану. 8. Выруч...те меня и на этот раз. Если выруч...те, я буду вам премного обязан. Упражнение 83. Составьте с данными глаголами по два предложения: одно такое, в котором будет использован инфинитив глагола; другое такое, в котором глагол будет употреблён в изъявительном наклонении, настоящем (или будущем простом) времени, 3-м лице. Подчеркните личные окончания и суффиксы инфинитива.
Образец: Тебе эта книга может пригодиться. - Тебе эта книга пригодится.
Увидеться, отправиться, бояться, поддаться, поправиться, столкнуться, включиться, встретиться, возвратиться, удаться. Правописание суффиксов глаголов Упражнение 84. От данных глаголов образуйте при помощи суффиксов -ыва-, -ива-, -ва- парные глаголы несовершенного вида. В случае затруднения смотрите в орфографический словарь.
Образец: записать - запис-ыва-ть, сосредоточить - со-средоточ-ива-ть.
Выиграть, выписать, засеять, покрыть, признать, приурочить, прочитать, развеять, раздать, рассеять, расхвалить, создать, узаконить, уполномочить.
Упражнение 85. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
1. Он к нам подошёл, сказал мне несколько ласковых слов и стал опять команд...вать (П.). 2. Манилова проговорила, что он очень обрад...вал их своим приездом (Г.). 3. Илинька с робкой улыбкой удивления погляд...вал на нас и, когда ему предлагали попроб...вать, тоже отказ...вался (Л.Т.). 4. Пришлось ему в поле ноч...вать; зарылся в копну и проспал всю ночь (Гарш.). 5. Заметив где-нибудь сидящего на вершине орла, я приказ...вал лодке причалить к берегу и сам шёл подкрад...ваться к осторожной птице (Прж.). 6. От озаряемой кострами колоннады отскак...вали всадники на худых лошадёнках (А. Н.). 7. Застучал дятел по ёлке, закл...вал дрозд по рябине (Приш.). 8. Тихон вылавл...вает их (берёзовые дрова), склад... вает на берегу, а речушка несёт всё новые и новые поленья (Пауст.). 9. Длинными зимними ночами тоска воспоминаний одол...вала его (Шол.). 10. Они [Чук и Гек] говорили долго, размах...вали руками, притоп...вали, подпрыг...вали, а мать сидела молча, всё их слушала, слушала (Гайд.). 11. Парень посоветовал поскорее заснуть: тепло в землянке долго не удержится (Саян.). 12. Иван Антонович завед...вал заводской поликлиникой, у него под началом был большой штат врачей (Пан.). Образование и правописание причастий Упражнение 86. От данных глаголов образуйте действительные причастия настоящего времени, пользуясь таблицей.
Строить, бороться, хвалить, мыть, сеять, вести, смеяться, славиться, клеить, любить, знать, читать.
Упражнение 87. От данных глаголов образуйте действительные причастия прошедшего времени, пользуясь таблицей.
Сеять, похвалить, бороться, класть, положить, сесть, умереть, принести, согреть, сжечь, привести, победить.
Упражнение 88. От данных глаголов образуйте страдательные причастия настоящего времени, пользуясь таблицей.
Высказать, делить, предлагать, повторять, осуществлять, отвлекать, растворять, рисовать, сопровождать, управлять, читать.
Упражнение 89. Образуйте страдательные причастия прошедшего времени от следующих глаголов (см. комментарий в конце упражнения).
Восстановить, возобновить, вымыть, поднять, полить, посеять, убрать, решить, сказать, прочитать, измучить, одеть, обидеть, схватить, запереть, покрасить.
Комментарий. Страдательное причастие прошедшего времени образуется от основы инфинитива посредством суффиксов -нн-, -енн- (-ённ-), -т-. Суффикс -нн- находим у причастий от глаголов на -ать (-ять), -еть, например: прочитать - прочитанный, засеять - засеянный, просмотреть - просмотренный. Суффикс -енн- (-ённ-) -у причастий от глаголов на -ить, -ти, -чь, например: выстроить - выстроенный, привезти - привезённый, испечь - испечённый. При образовании причастия с суффиксом -енн- (-ённ-) происходит соответствующее чередование согласных: покрасить - покрашенный, схватить - схваченный, убедить - убеждённый, обидеть - обиженный, оскорбить - оскорблённый. Суффикс -т- бывает у причастий от глаголов, имеющих в инфинитиве перед -ть гласную у или о (например: натянуть - натянутый, расколоть - расколотый) или же другую гласную, если это односложные глаголы или образованные посредством приставок от односложных основ (например: бить - битый, разбить - разбитый; мыть - мытый, вымыть - вымытый; одеть - одетый; снять - снятый; сжать - сжатый). Но приставочные глаголы, образованные от глаголов брать, гнать, дать, драть, знать, спать, образуют причастия с суффиксом -нн-, например: собранный, выгнанный, выданный, разодранный, узнанный, заспанный. Переходные глаголы на -ереть имеют страдательные причастия на -тый: запереть - запертый, стереть - стёртый. Упражнение 90. Перепишите, вставляя пропущенные причастия, данные в скобках, и согласуя их с существительными. Укажите причастия действительные и страдательные.
1. Студенческий драматический кружок,... артистом городского театра, готовит новую пьесу. - Артист,... студенческим драматическим кружком, терпеливо разъясняет роль каждому участнику спектакля (руководящий, руководимый). 2. Студенты... большую работу на экспериментальном участке, написали о своём опыте в стенную газету. - Большая работа,... студентами, была описана в газете (проделавший, проделанный). 3. Девушка,... новую книгу, рассказывала о своём впечатлении от неё. - Новая книга,... девушкой, была написана ярко и увлекательно (прочитавший, прочитанный). 4. Ветер,... облака, не утихал ни на минуту. - Облака,... ветром, быстро закрыли вершины гор (гонящий, гонимый). Упражнение 91. По приведённому образцу составьте таблицу образования причастий и впишите в неё формы причастий от данных глаголов. В случае невозможности образования той или иной формы ставьте черту. Укажите, от каких глаголов нельзя образовать причастия страдательные, от каких - причастия настоящего времени.
Читать, любить, спать, сидеть, ненавидеть, дышать, бросить, заниматься, слышать, обидеть, отправлять, видеть, виднеться, подъехать, смеяться, бежать, гнать. Упражнение 92. Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы и объясняя правописание причастий. К каждому причастию в скобках припишите неопределенную форму того глагола, от которого оно образовано.
1. Тесто хорошо замеш...но. Петрова не была замеш...на в этом нашумевшем судебном процессе. 2. Окопы были обстрел... ны неприятелем. Подстрел...нная утка спряталась в кустах. 3. Стены комнаты были окле...ны обоями. 4. Потер...нная книга нашлась. 5. Замеченные вовремя ошибки удалось быстро исправить. 6. На засе...нных ранней весной полях дружно появились первые всходы. 7. Работа была оконч...на своевременно. 8. Платье было быстро высуш...но и поглаж...но. 9. Лекция прослуш...на с большим вниманием. Упражнение 93. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя устно написание н или нн.
Кипячё...ая вода - вскипячё...ое молоко; краше...ый пол - покраше...ый забор, рама покраше...а, коше...ый или некоше...ый луг, скоше...ая трава, трава скоше...а, стреля...ый воробей - подстреле...ая птица; жжё...ый кофе - сожжё...ое письмо; копчё...ая колбаса - закопчё...ые стены; балова...ый ребёнок - избалова...ое дитя - девочка избалова...а родителями; стриже...ый мальчик - остриже...ая голова, волосы остриже...ы; дистиллирова...ая вода. Упражнение 94. От данных глаголов образуйте полные и краткие страдательные причастия (в кратких используйте формы всех родов и множественного числа) и в соответствии с приведёнными образцами расставьте ударения; н и нн в причастиях подчеркните.
1. Организовать - организова нн ый - организова н - организова н а - организова н о - организова н ы; основать, обосновать, остановить. 2. Внести - внесё нн ый - внесё н - внесе н а - внесе н о - внесе н ы; внедрить, заключить, испечь, перевезти, просветить, посвятить, решить. 3. Возложить - возложе нн ый - возложе н - возложе н а - возложе н о - возложе н ы; восстановить, добавить, заучить, предусмотреть. Упражнение 95. Объясните различия в написании созвучных слов.
Девочка хорошо воспитана Девочка послушна и воспи-родителями. танна. Встреча выпускников нашей Эта ученица дисциплинирован- школы была организована и на и организованна. в этом году. Грозовая туча была рассеяна Ты вчера была рассеянна, ког- ветром, и снова сверкало сол- да говорила со мной. нце. Упражнение 96. Замените придаточные предложения причастными оборотами по образцу.
Образец: Возьми чемодан, который я принёс тебе вчера. - Возьми чемодан, принесённый мною тебе вчера.
1. На улице было мокро от снега, который растаял под лучами солнца. 2. Мы любовались полем, которое дышало свежестью. 3. Перед нами была степь, которая расстилалась до самого горизонта. 4. В читальном зале занимались студенты, которые готовились к зачётам. 5. Панораму леса, которая открывалась из окна, закрыло здание, которое строится напротив нашего дома. 6. В здании, которое возводится на площади, будет кино. 7. Все заинтересовались докладом, который был сделан профессором. 8. Самолёт может развить скорость, которая превышает скорость звука. 9. В квартире, которая недавно освободилась, устроили библиотеку. 10. Мы сидели в беседке, которую сами построили. 11. Мы увидели на горизонте тучу, которая медленно надвигалась. 12. Показался косяк журавлей, которые улетали в теплые края. Правописание суффиксов наречий -а и - о Упражнение 97. Перепишите предложения, вставляя попущенные буквы. Объясните правописание наречий.
1. Налев... был угрюмый лес, направ... Енисей (Н.). 2. На Белом море издавн... живет русское население. 3. Самгин искос... взглянул на жену (М.Г.). 4. Изредк... ударяет Кузьма правым веслом и не дает плоту сбиться с русла (Сераф.). 5. Снов... тучи надо мною собралися в вышине (П.). 6. Обстоятельства разлучили их надолг... (П.). 7. У Кати для раздумья времени было досыт... (А.Н.Т.). 8. Нева точно спала; изредк..., будто впросонках, она плеснёт легонько волной в берег и замолчит (Гонч.). 9. Публика горяч... аплодировала певцу. 10. Докладчик говорил очень общ.... 11. Он отпил из стакана холодного дочерн... настоянного чая.
Упражнение 98. В соответствии с образцом к данным словам и словосочетаниям в правой колонке подберите синонимичные наречия из тех, что приведены в левой колонке. Запомните их написание.
Образец: очень просто - запросто.
I. Очень просто, высокомерно, II. Заново, запросто, издавна, необдуманно, тихонько, исподлобья, исподтишка, с давних пор, спросонья, свысока, недружелюбно (смотреть), сплеча, сгоряча, не выспавшись. сызнова.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.55.193 (0.008 с.) |