Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Бессоюзное сложное предложениеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Между независимыми сложными предложениями, объединенными в одно сложное бессоюзное предложение, ставится запятая, если такие предложения тесно связаны между собой по смыслу, например: Метель не утихала, небо не прояснялось (П.); Поля бесконечно тянулись за полями, кусты словно вставали вдруг из земли перед самым моим носом (Т.); Он весь в слезах, голова поникла, лицо бледно, руки сложены на груди, губы шепчут (С.-Щ.). Если же части бессоюзного сложного предложения более отдалены друг от друга по смыслу или значительно распространены и имеют внутри себя запятые, то между ними ставится точка с запятой, например: Уже вечерело, солнце скрылось за небольшую сосновую рощу, лежавшую в полуверсте отсюда; тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля (Т.). Если бессоюзное сложное предложение распадается на части (группы предложений), по смыслу отдаленные друг от друга, то между ними ставится точка с запятой, а внутри этих частей простые предложения разделяются запятой, например: Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья; кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса (Т.). 2. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении, распадающемся на две части, ставится в следующих случаях: а) если вторая часть (одно или несколько предложений) разъясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части (между обеими частями можно вставить слова а именно), например: Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями, фонари светили тускло, улицы были пусты (П.); От себя могу обещать одно: будем работать, будем беззаветно работать (Фед.); б) если в первой части посредством глаголов видеть, смотреть, слышать, знать, чувствовать и т.п. делается предупреждение, что далее последует изложение какого-нибудь факта или какое-нибудь описание (в этих случаях мыслится союз что), например: Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше кисти (Н.О.); но (без оттенка предупреждения перед второй частью): Слышу, земля задрожала (Н.) — запятая вместо двоеточия; в) если между обеими частями можно вставить слова: и увидел, что, и услышал, что, и почувствовал, что и т.п., например: Варвара прислушалась: донесся шум вечернего поезда (Ч.); Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звезды (М.Г.); г) если вторая часть указывает основание, причину того, о чем говорится в первой части (между обеими частями можно вставить союз потому что),например: В Мексике похвалить вещь в чужом доме нельзя: ее заворачивают вам в бумажку (М.); Осень и зиму Павел не любил: они приносили ему много физического страдания (Н.О.); Степан боялся подойти к обрыву: скользко (Шишк.). В указанных случаях основная часть высказывания (соответствующая главному предложению в сложноподчиненных предложениях) обычно заключена в первой части бессоюзного сложного предложения, а во второй части (соответствующей придаточному предложению в сложноподчиненных предложениях) приводится пояснение, раскрытие содержания первой части. 3. Тире в бессоюзном сложном предложении, распадающемся на две части, ставится в следующих случаях: а) если во второй части содержится неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий (можно добавить союз и),например: Прошла неделя, другая - вдруг въезжает ко мне на двор коляска (П.); Дунул ветер - все дрогнуло, ожило и засмеялось (М.Г.); б) если во второй части содержится резкое противопоставление по отношению к первой части (можно добавить союз но или и), например: Попробовал бежать - ноги от страха не двигались (Л.Т.); Смелые побеждают - трусливые погибают (пословица); Прошла неделя, месяц - он к себе домой не возвращался (П.); Он гость - ты хозяин; В сказках Андерсена обретают дар речи не только цветы, ветры, деревья - в них оживает и домашний мир вещей и игрушек (Пауст.); в) если вторая часть заключает в себе следствие, вывод из того, о чем говорится в первой части (можно добавить слово поэтому), например: Я умираю - мне не к чему лгать (Т.); Не было никакой возможности уйти незаметно - он вышел открыто, будто идет во двор (Фад.); Я бы. в летчики пошел - пусть меня научат (М.); г) если в первой части указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части (можно добавить союз когда), например: Ехал сюда - рожь начинала желтеть. Теперь уезжаю обратно - эту рожь люди едят (Пришв.); д) если первая часть обозначает совершение действия, о котором говорится во второй части (можно добавить союз если), например: Смерти бояться - на свете не жить (пословица); На глаз поверишь - криво отмеришь (М.Г.); Ругаться будут - не бойся (Гладк.); Биться в одиночку - жизни не перевернуть (Н.О.); Нравится рисовать - рисуй на здоровье, никто не запрещает (Пан.); е) если в одной части содержится сравнение с тем, о чем говорится в другой (можно добавить союзы словно, как будто), например: Молвит слово - соловей поет (Л.); ж) если вторая часть образует присоединительное предложение (можно добавить слово это, которое иногда имеется в самом предложении, причем перед словом это ставится запятая и тире), например: Широкий подъезд был совершенно пуст, - это показалось мне странным (Кав.); з) если вторая часть с изъяснительным значением (можно добавить союз что) является неполным предложением, например: Мне показалось - мышь; Он говорит - болен. В большинстве случаев тире в бессоюзном сложном предложении ставится тогда, когда основная часть высказывания (соответствующая главному предложению в сложноподчиненных предложениях) заключена во второй части, а первая часть (соответствующая придаточному предложению в сложноподчиненных предложениях) имеет подчиненное по смыслу значение (указывает время, условие, причину, уступку). Ср.: Выйти невозможно: на улице проливной дождь (основное высказывание содержится в первой части, во второй - указывается причина); На улице проливной дождь - выйти невозможно (причина указывается в первой части, во второй - следствие, составляющее основу высказывания). Знаки препинания при прямой речи
Знаки препинания при прямой речи показаны в таблице.
Примечания. 1. Так же оформляются основные варианты цитат. 2. При передаче диалога каждая реплика заключается в кавычки и отделяется от другой тире, например: «Скажи-ка мне, красавица, - спросил я, - что ты делала сегодня на кровле?» - «А смотрела, откуда ветер дует». — «Зачем тебе?» - «Откуда ветер, оттуда и счастье» (Л.). 3. Существует и другой способ передачи диалога: каждая реплика начинается с новой строки, кавычки не употребляются, и перед каждой репликой участвующих в диалоге лиц ставится тире, например: - Сколько ты времени провел здесь всего? - спросил Аркадий. - Года два сряду; потом мы наезжали... - А дом этот давно стоит? - Давно... (Т.) Сочетания знаков препинания
1. При встрече внутри предложения запятой и тире сначала ставится запятая, а затем тире, например: Это не вода плещет, меня не обманешь, - это его длинные весла (Л.). 2. При встрече вопросительного и восклицательного знаков сначала ставится вопросительный знак, как основной, поскольку вопросительное предложение, подобно повествовательному и побудительному, тоже может быть восклицательным, например: Да как он смеет так поступать?! 3. При встрече кавычек с другими знаками препинания порядок следования знаков таков: а) перед закрывающими кавычками не ставится точка, запятая, точка с запятой, двоеточие и тире; все эти знаки ставятся только после кавычек, например: Хватит с меня ваших «но», я ими сыт по горло; По словам Белинского, «Евгений Онегин» - это энциклопедия русской жизни эпохи ее написания; б) вопросительный и восклицательный знаки и многоточие ставятся перед закрывающими кавычками, если относятся к словам, заключенным в кавычки, например: Вопрос «кем быть?» со всей актуальностью встает перед каждым юношей и девушкой, вступающими в жизнь; «Почему же...» - готова была она возразить, но так и не решалась. 4. При встрече скобок с другими знаками препинания порядок следования знаков таков: перед открывающей или закрывающей скобкой не ставятся запятая, точка с запятой, двоеточие и тире, все эти знаки ставятся только после закрывающей скобки, например: Я был на Кавказе три раза (все три раза летом): в 1968, в 1972 и в 1987 годах; Вся эта область (это недавно установили ученые) - дно моря в прошлом. Упражнения Графика и орфография Прописные и строчные буквы Упражнение 1. Замените строчные буквы прописными в тех случаях, когда этого требуют правила их употребления в собственных именах, географических названиях, названиях праздников, знаменательных дат, документов, учреждений, государственных должностей и т.д. В каждом случае ссылайтесь на правило.
I 1. Многочисленные реформы в разных областях жизни были проведены в царствование петра первого. 2. Сюжетом одной из кинокартин были одиссеевы странствования. 3. Ежегодно в московском университете проводятся ломоносовские чтения. 4. Безрадостным было Иваново детство. 5. Всем понравились муркины котята.
II 1. Дорога пересекает главный кавказский хребет. 2. В ясной поляне создан музей Л.Н. Толстого. 3. Президенты российской федерации и Калмыкии обсуждали сложившееся положение в финансовой сфере. 4. Полеты с земли на луну теперь уже не кажутся фантастическими. 5. Сделан снимок малой медведицы.
III 1. На стене висит карта древней греции. 2. В романе изображается петровская эпоха. 3. Искусство эпохи возрождения существенно отличается от искусства средневековья. 4. Переломным моментом в северной войне была полтавская битва. 5. Восьмого марта отмечается международный женский день. 6. Любимый праздник детворы - рождество. 7. Весной мы празднуем пасху христову, а летом - троицу. 8. В ожидании пасхи не все соблюдают великий пост, но вербное воскресенье отмечают в россии повсеместно. 9. Россияне привыкают к новому празднику - 7 ноября, когда отмечается день примирения и согласия. 10. Президенты российской федерации и украины подписали договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи.
IV 1. В организацию объединенных наций приняты новые страны. 2. Опубликован указ президента российской федерации о награждении сержанта иванова и.и. орденом мужества. 3. Обсуждается выделение международным валютным фондом кредита российской федерации. 4. Эти сведения предоставлены информационно-аналитическим центром федерации фондовых бирж россии, а также фондом социально-политических исследований. 5. Работа администрации президента российской федерации подверглась критике. 6. Материалы переданы в высший арбитражный суд рф. 7. В обсуждении проблемы примут участие председатель правительства российской федерации, председатель центрального банка рф, генеральный прокурор рф. 8. Московский художественный академический театр отметил свой юбилей.
Упражнение 2. Объясните употребление прописных букв в названиях центральных и местных учреждений, учебных заведений, учреждений культуры.
I 1. Пресс-конференция, посвященная выдающимся достижениям космонавтики, состоялась в Российском космическом агентстве. 2. В Северном административном округе города Москвы рассмотрен вопрос о строительстве Дворца культуры, школы и поликлиники. 3. Начались приемные экзамены на филологический факультет Московского государственного университета. 4. Крупнейшим книгохранилищем страны является Российская государственная библиотека. 5. Пьесы А.Н. Островского постоянно остаются в репертуаре государственного академического Малого театра.
II УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О внесении изменений в Указ
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 416; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.210.249 (0.013 с.) |