Чередование гласных в корне слов



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чередование гласных в корне слов



Упражнение 15.Запомните правописание корней с чередующимися гласными, перепишите таблицу.

 

Пишите в корне о Пишите в корне а

I I

гореть загар

загореть угар

загорелый угарный (газ)

  II   II
зори заря
зорька зарница
  зарево
  озарять
  зарянка
III III
коснуться касаться
прикоснуться прикасаться
соприкосновение касательная
  касание
IV IV
наклониться кланяться
поклон раскланиваться
склонять  
наклонение  
V V
положить, положение полагать
предложить, предложение располагать
расположить, расположение предлагать, прилагать
предположить, предположе- прилагательное
ние предполагать
VI VI
мокнуть (под дождём) макать
вымокнуть обмакнуть
VII VII
пловец плавать
пловчиха плавучесть
VIII VIII
ровный, ровесник равный, равноправный,
заровнять сравнить
сровнять (с землёй) поравняться, уравнение,
подровнять (цветник) равнение (в рядах)
  Равняйсь! (команда в строю)
IX IX
вырос, выросший, заросль вырастал, зарастал, расти,
поросль, пророс растущий
росток, Ростов, Ростислав растительность, выращивать
  срастаться, приращение,
  взращённый
X скакать, поскакать скакун, скачок XI творчество, творить X вскочить, подскочить заскочить, выскочка XI тварь, утварь

 

 

Упражнение 16.В выделенных словах объясните правописание гласных в корне.

 

1. Мы загорали всё лето. 2. Блондинкам не идёт загар. 3. Вы наблюдали зарю в средней полосе России? Как прекрасно это яркое освещение горизонта перед восходом или после захода солнца! 4. Зарница - это отблеск молнии дальней грозы, освещающий на мгновение небосклон. 5. От пожара ночью на небе бывает зарево. 6. В знак согласия мой спутник наклонил голову. 7. Иванов передал вам привет и велел кланяться всем знакомым. 8. Я полагаюсь на вас во всём. 9. Ваше предложение следует серьёзно обдумать. 10. Красивая внешность юноши располагала к нему людей. 11. Мы прилагали все усилия, чтобы спасти больного. 12. Где вы смогли так вымокнуть, ведь дождь давно прошёл? 13. Обмакните кисть в краску и напишите номер дома на стене. 14. Вследствие удара судно потеряло плавучесть, то есть способность держаться на воде. 15. Сравните игру артистов в этих двух театрах. 16. Сквозь асфальт пробился зелёный росток дерева. 17. После перелома кость будет срастаться медленно. 18. Некоторые отрасли промышленности требуют реконструкции. 19. Не будьте выскочкой, не перебивайте оратора. 20. В творчестве поэта отразились его интимные переживания.

Упражнение 17.Объясните различия в правописании и значении каждой пары слов. Составьте с ними словосочетания и предложения.

 

Сложение - слагаемое, приложение - прилагательное, водоросль - отрасль, возраст - рост, уровень - уравнение, коснуться - касаться, прикосновение - касание, зарница - зори, творец - тварь, кланяться - склониться.

Упражнение 18.Обратите внимание на чередование гласных в корне слова. Придумайте словосочетания и предложения с некоторыми такими словами.

Образец: Я беру в дорогу только самое необходимое. Я собираюсь в дальний путь.

 

Корни Примеры
бер- - бир- соберу - собираю запереть - запираю стереть - стираю раздеру - раздираю замереть - замираю блестеть - блистаю стелить - расстилаю сжечь – сжигать сжать - сжимать
пер- - пир-
тер- - тир-
дер- - дир-
мер- - мир-
блест- - блист-
стел- - стил-
жег- - жиг-
жа- - жим-
ня- - ним- снять – снимать счесть - считать
чет- - чит-

 

Упражнение 19.В выделенных словах объясните правописание гласных в корне.

 

1. Соберите книги со стола и поскорее убирайте в комнате. 2. От преследования охотника волк удирает, но, увидев беззащитную овцу, он её задерёт. 3. Смерть не страшна, если, умирая, знаешь, что честно выполнил свой долг. 4. Запереть дверь нетрудно, но стоит ли её запирать, если вы кого-то ждёте? 5. Но, скажи, если слух умирает, значит, должен и звук умереть? (Марш.).

Упражнение 20.Объясните правописание слов с чередующимися гласными в корне.

 

1. Чёрная туча грозно застилает небосклон. Поле блестит мокрой зеленью и расстилается ковром до самого горизонта (Л.Т.). 2. Замерли грома раскаты (Ник.). 3. Скоро гости к тебе соберутся... Что за звуки, за песни польются день-деньской, от зари до зари (Ник.). 4. Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи (Т.). 5. Белый пар по лугам расстилается (Ник.). 6. Красавица-зорька в небе загорелась (Кольц.). 7. Уж небо осенью дышало. Уж реже солнышко блистало (П.). 8. Зарница блещет в небесах (Л.). 9. И молвил он, сверкнув очами: «Ребята! Не Москва ль за нами? Умрёмте ж под Москвой, как наши братья умирали». И умереть мы обещали, и клятву верности сдержали мы в Бородинский бой (Л.). 10. Я с захватывающим дыханием и замиранием сердца слежу за движением пальцев Филиппа (Л.Т.).

 

Гласные О — Е(Ё) после шипящих

Упражнение 21.Вставьте пропущенные буквы, объясняя правописание о - е(ё) после шипящих в корне слов.

 

Кош...лка, деш...вый, ж...сткий, ч...лн, щ...тка, обж...ра, ч...каться, ш...колад, маж...рный, зач...т.

Упражнение 22.Запомните различия в написании имен существительных и глаголов. Придумайте предложения с выделенными словами.

 

Получил ожог - ожёг руку; совершил поджог - поджёг хворост.

Упражнение 23.Выделите окончания и суффиксы в словах. Объясните в них правописание гласных после шипящих.

 

Резать ножом, мой дружок, светить свечой, есть пирожок, подойти к речонке, пастушок смешон, учёный медведь, отмежевываться от друзей, молодой стажёр, без стеснения лжёт, полный бочонок, дирижёр оркестра, тушёное мясо (или мясная тушёнка), сгущённое молоко (или сгущёнка), разделить межой грядки, маленькая детская ручонка, тонкая рубашонка, камышовая подстилка, вкусная жарёнка, больная старушонка, вооружён пистолетом, писать карандашом.

Упражнение 24.Вставьте пропущенные буквы, объясняя правописание гласных о - е(ё) после шипящих в окончаниях и суффиксах.

 

1. На подоконнике стоял цветочный горш...к с фиалками, а на балконе рос цветной горош...к. 2. Ребёнок с плач...м протянул руч...нки к матери. 3. Вы знакомы с Иваном Кузьмич...м? 4. У болыш...го дерева хозяин привязал своего хорош...го коня. 5. Вдали мы увидели лошадь и её рыж...го жеребёнка. 6. Мать толч...т сухари, чтобы приготовить своё любимое печенье. 7. Кошка охотится за мыш...нком. 8. Солнце палит так горяч..., что песок обжигает босые ноги. 9. Нас угощали туш...ными овощами, копч...ной колбасой и свиной туш...нкой, а мы предложили хозяйке сгущ...нку - сгущённое молоко, которое принесли с собой в рюкзаке. 10. Путники остановились на ноч...вку в тёплой избе лесника, и дождь им был нипоч...м.

Упражнение 25.Поставьте в форме творительного падежа следующие существительные, объясняя их правописание.

 

Образец: алыча - алычой (под ударением пишем в окончании о), груша - грушей (в безударном положении как слышим, так и пишем е).

 

 

Алыча, груша, ноша, спаржа, левша, плащ, шалаш, тираж, гараж, мяч.

Упражнение 26.С помощью суффиксов -ов, -ев образуйте прилагательные от существительных.

 

Образец: алыча - алычовый, груша - грушевый. Алыча, груша, камыш, ключ, ёж, нож, спаржа.

Гласные и - ы, о - е после ц

Упражнение 27.Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание гласных после ц.

 

1. Детские годы мои прошли в отц...веком доме. 2. Корабль прошёл сквозь льды Баренц...ва моря. 3. В наш век медиц...на добилась больших успехов в профилактике болезней благодаря применению вакц...н. 4. Как послушны и быстры были пальц... пианиста! 5. Советую вам поехать в Цариц...но и побывать в его парках и дворцах. 6. Для плодотворной работы нужен рац...опальный отдых. 7. Ученик начертил ц...ркулем круг. 8. Ц...корий, добавленный в кофе, улучшает его вкус. 9. Молодых птиц нужно кольц...вать, чтобы узнавать воздушные пути их перелётов. 10. Танц...вщик выражает своё настроение танц...м. 11. На ужин у нас жареный ц...пленок. 12. Учитесь ходить на ц...почках.

Звонкие и глухие согласные

Упражнение 28. Прочитайте примеры вслух, отражая оглушение и озвончение согласных в выделенных словах. Подберите к ним родственные слова, объясните правописание сомнительных согласных.

 

1. Извозчик доставил меня к загородному вокзалу (Кор.). 2. После обеда гости уехали, чтобы успеть переодеться к свадьбе (Л.Т.). 3. В самый жар косьба показалась ему (Левину) не так трудна (Л.Т.). 4. Объездчик задумчиво поглядел на даль (Ч.). 5. На лиловый снег падал свет от замёрзших окошек. 6. Ты, наверное, замёрз, бедняжка?

Упражнение 29.Перепишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя правописание сомнительных согласных.

 

1. Книги лежали впереме...ку с тетрадями, что создавало большой беспорядок. 2. Перед окнами автомобиля мелькали расстилавшиеся впереме...ку поля и луга. 3. Собравшиеся на во...зале приветствовали делегатов. 4. Двери зала украшены художественной ре...ьбой. 5. А...бест употребляется в качестве огнеупорного материала. 6. Надень варе...ку. 7. В морозный день на стёклах окон появляется изморо...ь.

Непроизносимые согласные

Упражнение 30.В первом ряду приведены слова, в которых есть стечение трёх согласных, во втором ряду - стечение только двух согласных. Перепишите колонками те и другие, рядом с ними напишите родственные слова, от которых они образованы.

 

Образец: ненавистный - ненависть, чудесный - чудо.

 

1. Ненавистный, известный, безжалостный, завистливый, прелестный, вестник, свистнуть, счастливый, страстный, честный, постлать, окрестность, гигантский.

2. Чудесный, ужасный, опасный, безгласный, прекрасный, интересный, искусный, небесный, бессловесный, послать, свиснуть.

Упражнение 31.Перепишите слова, вставляя в случае необходимости вместо точек согласные буквы, выпадающие при произношении.

 

I. Доблес...ный, гиган...ский, здра...ствуй, праз...ник, поз...ний, словес...ность, интерес...ный, уча...ствовать, извес...ный, опас...ный, несчас...ный, ярое...ный.

 

II. 1. Следует соблюдать правила техники безопас...ности. 2. В воздухе чу...ствовался запах гари. 3. Скот выгнали на летние пас...бища. 4. Домой вернулись поз...ним вечером. 5. Он считался искус...ным пл…вцом. 6. В природе все безмол...ствовало. 7. Собравшиеся тепло че...ствовали юбиляра. 8. Да здра...ствует свобода!

 

III. 1. Она вставала только затем, чтобы велеть подать какое-нибудь новое я...тво (Т.). 2. Я пос...лал себе на диване и стал раздеваться (Ч.). 3. Утра луч из-за усталых, бледных туч бле...нул над тихою столицей (П.). 4. Всё безмол...ствует, кроме ветра (Григ.). 5. Рано чу...ства в нём остыли (П.). 6. Победителей спортивных соревнований че...ствовали все присутствующие. 7 Меня раздражали его кос...ные взгляды. 8. Потребовалась пересадка кос...ного мозга. 9. Среди детей был один мой ровес...ник. 10. Осень в этом году была поз…няя.

 

Двойные согласные

Упражнение 32.Прочитайте таблицу слов с удвоенными согласными и употребите эти слова в словосочетаниях.

 

Образец: антенна - телевизионная антенна

 

Слова с удвоенными согласными

 

агрессор коллегия пассивный
антенна коллектив перрон
аккуратный колонна, пессимизм
аннулировать но: колонка пресса
апелляция колосс программа
аппарат комиссия прогресс
аппетит комментарий пропеллер
ассистент коммунизм профессия
ассоциация коммюнике процесс
аттестат компрессор режиссер
аттракцион компромисс рессора
балл конгресс сумма
баллон концессия территория
баллотировка корреспондент террор
баррикада кристалл тонна
бассейн кристаллический, трасса
беллетристика но: кристальный троллейбус
бюллетень кросс труппа
ванна масса туннель
грипп металл хоккей
группа миллион шоссе
дискуссия миссия телеграмма
иллюминация оккупация теннис
иллюстрация оппозиция терраса
интеллигенция оппонент экспрессия
касса параллель эффект
кассета пассажир эпиграмма

Упражнение 33.Спишите данные слова. Запомните их написание (не пишите в них двойных согласных!). Составьте предложения с некоторыми из этих слов.

 

Галерея, коридор, десант, дилер, гуманизм, драма, имитация, привилегия, раса, ресурсы, агрегат, брокер, шофёр, карикатура, трилер, алюминий.

 

Упражнение 34.К словам первой группы подберите слова из второй группы, сходные по значению. Подчеркните в словах первой группы удвоенные согласные.

 

1. Апелляция, ассоциация, дискуссия, дифференциация, комментарий, коммюнике, компромисс, пассивный, трасса, эффект, кросс, оккупация.

2. Объединение, объяснение, не проявляющий деятельности, обжалование, обращение с жалобой, толкование, разделение, расчленение, бег по пересечённой местности, сообщение, соглашение на основе взаимных уступок, обсуждение спорного вопроса, сильное впечатление, производимое кем-либо или чем-либо, направление дороги, канала и т. п., занятие чужой территории военной силой.

Упражнение 35.Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

 

1. Договор был а...улирован. 2. Защитники города сражались на ба...икадах. 3. Аудитории расположены по обеим сторонам ко...идора. 4. В ц...рке показываются новые а...ракционы. 5. Любимцем и...одрома был молодой ж...кей. 6. К сложносокращённым словам относятся буквенные и звуковые а...ревиатуры. 7. Производится монтаж нового а...регата. 8. Доставленные с юга растения ещё не а...лиматизировались. 9. Картинная га...ерея пополнилась новыми экспонатами. 10. Опубликовано ко...юнике о ходе переговоров.

Правописание приставок

Упражнение 36.Прочитайте слова, показывая оглушение звонких согласных в приставках перед глухими согласными и озвончение глухих перед звонкими согласными корня. Объясните несоответствие написания и произношения этих приставок.

 

Сделать, подписать, отблеск, предпочтение, предшественник, отграничить, отсеять, отзывчивый, надземный, предопределить, сказать, предусмотреть, поднебесный, подстрочный (перевод), обводить, обгореть, обслуживать, обходить, обкатать, вручать, внедрять, вступать, сделать, сбегать, сжать, сшить.

Упражнение 37.Слова с приставкой рас- (раз-) запишите в одну колонку, слова с приставкой роз- (рос-) - в другую. При этом комментируйте особенности произношения и написания тех и других.

 

Расписка, роспись, роспуск, распускать, разливать, розлив нарзана (вина), рассыпать, развалиться, розвальни (вид саней), розыск.

Упражнение 38.Перепишите данные словосочетания, вставляя пропущенные буквы з - с или приставку с-. С выделенными словами устно составьте предложения.

 

I. Бе...болезненная операция, бе...дарный писатель, бе...жалостное обращение, бе...характерный человек, безвредное средство, бе...связный рассказ, бе…доказательное утверждение, бе...заветная преданность, бесчисленное множество, бе...страшный воин, бе...жизненный взгляд, бе…людная улица, бе...шовный рукав, бе...следное исчезновение.

II. Произвести ра...чёт, ра...считаться с кем-либо, ра...чётливый хозяин, великолепная ...дравница, и...кусный работник, искусственный шёлк, чере...чур горячая вода, бе…форменная груда обломков, бе...вкусная пища, бе...ценный подарок, ...беречь силы, во…хождение на гору.

Упражнение 39.Объясните написание двойных согласных.

 

1. Беззаботный, беззаконный, беззвучный, беззлобный; бессистемный, бесславный, бесследный, бессловесный, бессменный, бессмысленный, бессовестный, бессодержательный, бессознательный, бесспорный, бесстыдный, бессчётный.

2. Воззвание, воззрение; восславить, воссоединить, воссоздать, восстановить, восстать.

3. Исследовать, иссохнуть, иссушить, иссякнуть; иззеленить, иззябнуть.

4. Рассадить, рассветать, рассекретить, расселить, рассердить, рассмешить, рассмотреть, расспросить, расставить, расстаться, расстелить, расстояние, расстроиться, рассудить, рассчитать, рассыпать.

Упражнение 40.Прочитайте таблицу, выпишите примеры, придумав с выделенными словами предложения.

 

Следует различать приставки пре- и при- по значению.

 

  1) При- указывает на: присоединение, прибавление, приближение - прикрепить причислить приделать прийти приехать примкнуть Пре- указывает на: 1) высшую степень качества или действия (в этом случае вместо приставки можно подставить слова весьма, очень) - предлинный предобрый пренеприятный
2) пространственную близость - привокзальный приморье неполноту действия - привстать 2)значение, близкое к
  3) приставке пере- - преграждать преображать
   
  приоткрыть  
4) присесть доведение действия до  
  конца -  
  приучить  
  привыкнуть  
       

Упражнение 41. Запомните написание слов, в которых значение приставок при- и пре- не выступает с достаточной ясностью, а также заимствованных слов, в которых первая часть нетождественна русским приставкам. Составьте предложения с выделенными словами.

Прибегнуть, привольный, приветствие, привидение, пригодный, приказание, приключение, приправа, приравнять, присягать, привилегия, приоритет, примадонна, примитив.

Преподавать, преподнести, преклонный (возраст), преемственный, преобладать, преследовать, преимущество, преамбула, претендент, прецедент, президиум, престиж, президент.

Упражнение 41а.Запишите в две колонки слова с приставками при- и пре- и разъясните их значение.

 

Пр...образователь, пр...школьный, пр...успевать, пр...луниться, пр...красный, пр...рвать, пр...остановить, пр...прятать, пр...верженный, пр...касаться, пр...мерять, пр...бытие, преображать, пр...взойти, пр...верженец, протяжение, пр...возносить, пр...сечь, пр...служиваться, пр...низить, пр...бирать, пр...одеть, пр...забавный, пр...беречь, пр...поднять, пр...восходить, пр...выше всего, пр...образованный, пр...полярный, пр...дисловие, пр...избыток, пр...мириться, пр...нуждение, пр...командированный, пр...емлемый, пр...вносить, пр...одолеть, пр...гнуть, пр...мудрый, пр...вить.

Упражнение 42.С данными словами и словосочетаниями составьте предложения. Сравните написания созвучных слов с разным значением.

 

Приклонить голову (найти преклонить колени (согнуть)

себе приют)

Ветер приклоняет к земле преклонить на свою сторону
ветки. (родственное понятие -
  непреклонный)
придавать значение предавать (совершать преда-
  тельство)
приумножить (немного ум- преумножить (сильно умно-
ножить) жить)
приуменьшить (немного преуменьшить (сильно
уменьшить) уменьшить)
  преувеличить
призреть (позаботиться о презреть (выразить презрение)
ком-нибудь) «Презреть бы твоё предсказа-
  нье» (П.).
Мой сосед в вагоне притво- План претворяется в жизнь.
ряется, что спит.  
Он включил приёмник. Он стал достойным преемни-
  ком своего учителя.
прибывать, прибытие (куда- пребывать, пребывание (нахо-
нибудь приезжать) диться где-нибудь)
притерпеться (свыкнуться) претерпеть гонения (перенес-
  ти гонения)

Правописание ы - и после приставок

Упражнение 43. Прочитайте слова. При этом обращайте внимание на твёрдое произношение согласных в приставках. Сформулируйте правило правописания гласных ы-и после приставок, оканчивающихся на согласный.

 

1. Безыдейный, безыскусственный, безынвентарный, безынициативный, небезынтересный, небезызвестный, предыстория, предыдущий, предыюльский, подытожить, подымать - поднимать, изыскать, сыграть, розыгрыш, безымянный, безысходный, изыскательский, предынфарктное (состояние).

2. Сверхизысканный, межинститутский, спортинвентарь, субинспектор, Трансиордания, взимать.

Упражнение 44. Перепишите слова с буквами ы-и после приставок.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.234.223.227 (0.018 с.)