Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правописание гласных в корне↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Правописание гласных в корне Проверяемые безударные гласные
Поймите значение слова. Подберите такое однокоренное слово, чтобы гласная в корне оказалась в сильной позиции (под ударением).
1. Вставьте пропущенные буквы. Подберите проверочные слова
М...л...дежь - __________________________________________ л...б...диный - _________________________________________ ст... р.. на - ____________________________________________ д...р...вянный - _________________________________________ зал...зать на ветку - ____________________________________ зал...зать рану - _______________________________________ зап...вать песню - ______________________________________ зап...вать лекарство - ___________________________________ нав...вать сны - ________________________________________ нав...вать локоны - _____________________________________ ударился оз...мь - ______________________________________ созревает оз...мь - _____________________________________ сп...шите видеть - ______________________________________ сп...шите задание - _____________________________________ ум…лять о помощи - ____________________________________ ум...лять значение - ____________________________________ прим...рять костюм - ____________________________________ прим...рять спорщиков - _________________________________ ___________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________ прор...дить морковь - ___________________________________ зар...дить ружье - ______________________________________ сельский ст…рожил - ____________________________________
Непроверяемые гласные в корне
Поймите значение слова. Проверьте написание слова по словарю. 2. Вставьте пропущенные буквы Верм...шель, м...р...диан, отр...жение, фест...валь, в...д...виль, д...летант, нав...ждение, об...грить, ф...рватер, аб...жур, к...стрюля, с...рпантин, л...т...рея, пласт...лин, к...ламбур, м…взолей, мет...орит, каш...мир, прив...редничать, прив...л...гированный, конф...д…нциальный, об...яние, п...ртьера, п...л...садник, к…чан к…пусты, д…ф…рамб, хр…зантема, сувер…н…тет. Чередующиеся гласные в корне
3. Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов
З...ревой, з...рница, з...рька, з…рево; возг...рание, возг...раться, дог...рать, наг...р, пог...релец, ог...рок, разг...р, уг...релый; кл...нить, накл...н, кл…няться, накл...нение, покл...няться, скл...няться, скл...нность; прик...сновение, к...сательная, прик...снуться, прик...саться; тв...рение, тв…рь, притв...ряться, тв…рчество; пл...вец, пл...вчиха, попл…вок, пл...вучесть; р...стить, р…сли, пор...сль, зар...сли, выр...сший, прир...щивать, зар...стать; ур...вень, ур...внение, ср...внять, ср...внить, пор...вняться, выр...внять; пром...кать, м...кать, обм...кнуть, вым...кнуть, см...чить; вск...чить, ск...кать, выск...чить, обск…кать. Голос зам...рает, зверь зам...р на месте; ст...реть написанное, она ст...рает; соб...рать грибы, соб...рем ягоды; ум...рать от страха, список ум...рших; оп...реться о парапет, оп...раться на аркады; снег бл...стит на солнце, пристань бл...стала огнями; расст...лить постель, расст...лается равнина; рассч...тывать, соч...тать.
4. Вставьте пропущенные буквы; объясните написание слов с пропущенными гласными
3...ря разг…рается, прекр...тить работу, восст…новить завод, пор…вняться с домом, опытный пл...вец, нак...сить тр…вы, прик...саться к п…чи, пл...вучий дом отдыха, прик...снуться к знаниям, непр…стое ур...внение, отр...сль промышленности, юная пор...сль, вск...чить на ноги, подск...кать к дому, подр...внять волосы, зар...стать травой, т…желый экск…ватор, изл…жить пр…тензии, изл...гать материал, зан…маться р…стовщичеством, пром...кательная бумага, выр...вняться в росте, нак...чать мяч, отск...чить от огня, приг...релое молоко, претв...рить в жизнь, ярко разг…ревшийся костер, отд...ленные местности, пл…дородная д...лина, ст…пная р...внина, оз...ренный пламенем, приготовить д…лик….тес, апл…дировать деб…танту, опытный укр…титель, вопл…тить мечту. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Гласные после шипящих Поймите значение слова. Напишите в корне «ё», если в однокоренных словах пишется «е». В заимствованном слове пишите «о». 5. Вставьте пропущенные буквы. подберите там, где это возможно, проверочные слова
Цыган, цыпленок, цыц, цыпочки, цып-цып, цыкать 6. Вставьте пропущенные буквы 1. Мач...ха х...р...шо относилась к падчерице. 2. Проезжал воинский эш...лон. 2. Он всем готов был г...ворить компл...менты. 3. Д...зертирам не давалось никакой пощады. 4. Ребенок заб...лел д...з...нтерией. 5. Комнату нужно было прод...з...нфицировать. 6. Брош...ра издана массовым тираж...м. 7. Танцевали под аккомпан...мент р...яля. 8. Нужно р...вняться на спортсменов. 9. Предпол...галось орг...низовать малое предприятие. 10. Платье было сшито из ш...тландки. 11. На мельн...цу доставили новый ж...рнов. 12. Ож...г причинял сильную боль. 13. Не гладьте кошку против ш...рстки. 14. Вода стекала по ж...лобу. 15. Легкий ш...рох постепенно зам...рает. 16. От недостатка вит...минов заб...левают ц...нгой. 17. Шуба была сделана из ц...гейки. 18. Ц...ганские р...мансы широко популярны. 19. Боясь разбудить б...льного, мы вышли на ц...почках. 20. Среди нотных значков имеется ди...з. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Правописание согласных в корне Звонкие и глухие согласные. Непроизносимые согласные Поймите значение слова. 2.
Г – ж – з д – ж – жд К – ч – ц ск – щ Х – ш – с т – ч – щ 7. Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова Полезный тру... (________________), непростительный поро... (_________________), переступить поро...(_________________), пасутся стада ко...(______________), красота девичьих ко... (______________), на крышах изморо...ь (_______________), сеет мелкая изморо...ь (_______________), за столом сидели впереме...ку (_______________), газеты и письма лежали на столе впереме...ку (______________), новые скворе...ни (______________), выру...ка леса (_______________), громоз...кий (______________) бага... (___________), зы...кая (____________) надежда, модная засте...ка (______________), маленькая пичу...ка (______________), старая уса...ьба (______________), хороший помо...ник (______________).
8. Вставьте, где нужно, недостающие буквы. Объясните свой выбор
Високос...ный, бескос...ный, вкус...ный, ус...ный, по…черк, ежечас...ный, несчас...ный, живопис...ный, ненавис...ный, ислан...ский, трос...ник, голлан...ский, дилетан...ский, праз...ный, ровес...ник, вес...ник, счас...ливый, телес...ный, прелес...ный, шотлан...ский, преце…дент, ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ безлис...ный, грус...ный, двухос...ный, доблес...ный, жизнерадос...ный, закулис...ный, интриган…, злос...ный, ужас...ный, мелкопомес...ный, инци…дент, лес…ница, неизвес...ный, ненас...ный, непричас...ный, окрес...ный, опас...ный, победонос...ный, поверхнос...ный, пос...ный, сладос...ный, совес...но, совмес...ный, чес...ный, чу...ственный, безмол...ствовать, горес...ный, здра...ствовать, ненавис...ник, окрес...ность, пас...бище, подвлас...ный, свис...нуть, хлес...нуть, хрус...нуть, шес...надцать, ярос...ный, ис…кус…ный.
Двойные согласные 1. Ба лл – пятиба лл ьный. 2. Ко рр еспондентский пункт – ко р пункт. гла в ный в рач – гла вв рач; пре сс -центр. 3. А лл а – А л ка – А л очка, Фили пп – Фили п ка, анте нн а – анте н ка, криста лл – криста л ьный, коло нн а – коло н ка, коло н чатый, ма нн ая – ма н ка, опере тт а – опере т ка, опере т очный, то нн а – трехто н ка, фи нн – фи н ский, фи н ка, Фи н ляндия. 4. Бри лл иант – бри л ьянт, би лл иард – би л ьярд. 9. Вставьте пропущенные буквы, где это необходимо
Ал...егория, ил...юстрация, импрес...ионизм, идил...ический, мас...он, прогрес...ия, ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
перил...а, директрис...а, оперет...ка, пан...о, хоб...и, гал...ерея, профгруп...орг, пес...имистический, рас...а, трас...а, искус...ный, хок...ей, гримас...а, колон...а, шул...ер, кор...ектор, кор...упция, мис...ия, новел...а, пас...ив, фур...ор, плис...е, плис...овый, тер...ор, мис..., бис...ектрис...а, кирил...ица, кристал...ический, нарцис..., палас..., колон...ка, колон...ада, пас…аж, Ин…ка, Эм…а, ап…ел…яция.
Употребление разделительных «ъ» и «ь»
детские ясли – де тя сли 10. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы
Суб...ективный подход, служебная суб...ординация, об...емная модель, об...основанное суждение, ад...ютантский мундир, меж...игровая тренировка, меж...ярусное оформление, принять контр...меры, л...ющаяся вода, новейший комп...ютер, рыночная кон...юнктура, сверх...естественная жара, сверх...активное вещество, пред...явить обвинение, об...единить усилия, транс...американская магистраль, интер...ер вестибюля, внутривенная ин...екция, двух...ярусный подлесок, транс...европейский маршрут, арктическое побереж...е, с...емный инструмент, своевременное раз...яснение, разрешение на в...езд, в...ющиеся волосы, с...ежившаяся ткань, б...ющаяся бабочка, в...ехать в ущел...е, п...янящий аромат, полная ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
об...ективность, дружеские об...ятия, ненужная в...едливость, ар...ергардные бои, в...южная ночь, раз...яснившееся недоразумение, речной в...юн, неудавшаяся контр...атака, правительственный кур...ер, песчаный кар...ер, об...ездить полсвета, фельд…егерь, под…ячий.
Правописание приставок Без-бес низ-нис Приумножить – преумножить Приуменьшить – преуменьшить 13. Вставьте пропущенные буквы, объясните значение слов
Пр...краснодушный мечтатель, пр...ручить дикарку, пр...вокзальная площадь, пр...открывать завесу, пр...образованный край, пр...общаться к культуре, пр...секать попытки, пр...противный разговор, пр...открывать глазок, пр...бить доску, пр...усадебный участок, пр...стегнуть значок, пр...гладить вихры. Пр...вратник, пр...вратность, пр...одолеть, пр...следовать, пр...сытиться, пр...умножить, пр...ломление, пр...непр...ятный, непр...ложный, пр...ложение, пр...зидиум, пр...вередливый, пр...смыкаться, непр...тязательный, пр...имущество, беспр...мерный, пр...мьера, пр...парка.
14. Вставьте пропущенные буквы, объясните значение слов Пр...бывать в неведении - пр...бывать по расписанию; старинное пр...дание - пр...дание силы; пр...данный патриот - пр...данный врагами - пр...дать силы; пр...емник традиций - пр...емник «Турист» - пр...емственность поколений - пр...емлемый вариант; пр...зрение к смерти - пр...зрение сироты; пр...творить в жизнь - пр...творить дверь; камень пр...ткновения - пр...ткнуться в уголок; непр...ходящие ценности - пр...ходящая няня; пр...дел в храме - пр...дел терпению; пр...падать к земле - пр...подать урок. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Гласные ы-и после приставок 1) играть – сы грать;
Взимать
15. Вставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор Без…дейность, вз…скать, дез…нформация, сверх…зысканный, пред…юльский, супер…гра, спорт…нвентарь, вз…мать, без…нициативность, мед…нститут, меж…нститутский, пред…дущий.
16. Вставьте пропущенные буквы
1. Радос...ная весть ра...простр...нялась с молниеносной быстротой. 2. Среди пр...су...ствующих пр...обл...дали студенты. 3. Ветхая лачу...ка стояла на краю села. 4. Окружающих пор...жала бе...ловесная покорность юн...ши. 5. Ра...еялись и и...чезли последние тучи. 6. Варе...ки теплее п…рчаток. 7. Раз...грался девятиба...ьный шторм. 8. Програ...ные требования выполнены. 9. У ворот стояла нагруженная др...вами трехто...ка. 10. В магазине прод...вались мятные коври...ки. 11. Сл...жилась благопр...ятная экономическая кон...юнктура. 12. Бе...честные поступки не прощаются. 13. Путников зад...ржали непр...двиденные пр...пятствия. 14. Характер у него ра...четливый. 15. В небе мерцали бе...четные звезды. 16. Ра...казанная исто рия пок...залась чере...чур неправдоподобной. 17. От сильного грохота задребе...жали стекла. 18. Бли...сидящие внимательно следили за м...нипуляциями ж...нглера. 19. Я...ственно доносились отд...ленные ра...каты грома. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Ж.р. |
м.р. ср.р. о, е | ж.р. | ||||||||||||||||||||||||||||
И.п. кто-что | сестр а | день лиц о | ложь | ||||||||||||||||||||||||||||
Р.п. кого-чего | сестр ы | дн я лиц а | лж и | ||||||||||||||||||||||||||||
Д.п. кому-чему | сестр е | дн ю лиц у | лж и | ||||||||||||||||||||||||||||
В.п. кого-что | сестр у | день лиц о | ложь | ||||||||||||||||||||||||||||
Т.п. кем-чем | сестр ой | дн ем лиц ом | ложь ю | ||||||||||||||||||||||||||||
П.п. (о, в, при) ком-чем | (о) сестр е | (о) дн е лиц е | лж и |
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лицо глагола
Лица глаголов | единственное число | множественное число |
I | (я) что делаю? | (мы) что делаем? |
II | (ты) что делаешь? | (вы) что делаете? |
III | (он, она, оно) что делает? | (они) что делают? |
И прилагательных
Существительные | Падеж | Примеры | Исклю- чения | ||||||||
| Д.п. П.п. | по галере е на галере е | |||||||||
ж.р. на -ия | Р.п. Д.п. П.п. | от арми и к арми и об арми и | |||||||||
| Д.п. П.п. | к Натал ье (но – к Натал ии) о Натал ье (но – о Натал ии) | |||||||||
м.р. на –ий ср. р. на –ие | П.п. – | о гени и о бедстви и | на остри е | ||||||||
ср.р. на –ье | П.п. – е | на взмор ье в волнен ье (но – в волнен ии) | в забыть и |
21. Вставьте пропущенные буквы, определите падеж существительных
1. Пошел он ко своей землянк..., а землянк... нет уж и следа. 2. Два дня мы были в перестрелк..., что толку в этакой безделк...? 3. Надо мной в лазур... ясной блестит звездочка одна. 4. Чайки бродят по отмел..., раскрыв клювы. 5. Мы шли по тенистой алле.... 6. В картинной галере... организована выставка. 7. Письмо было адресовано Лиди... Васильевне. 8. Лето дети провели на взморь.... 9. Эти деревья растут в Закавказь.... 10. Юноша рисковал жизнь.... 11. Поток протекал в глубоком ущель.... 12. Оказаться на перепуть... двух дорог. 13. Он хорошо отдохнул в санатори.... 14. Пришлось наказать маленьких шалун...й.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
Притяжательные прилагательные на –ий, -ья, -ье, ьи во всех падежах, кроме И.п. и сходного с ним В.п. мужского рода пишутся с «ь»: волчий, волчья, волчье.
22. Раскройте скобки, согласуя прилагательные с существительными; укажите падеж
1. Корабль вернулся из (дальний) _____________ плавания. 2. В (колючий) _____________ кустарнике не спрячешься. 3. Мы были разбужены (птичий) _____________пением. 4. Случалось целые ночи проводить на (холодный) _______________(осенний) _______________ ветру. 5. (Вчерашний) _____________ дня не воротишь. 6. Слышались звуки (пастуший) ________________ рожка. 7. На (Крайний) _____________ Севере установлен ряд метеорологических станций. 8. Охотники подошли к (медвежий) _____________ берлоге. 9. Варежки связаны из (верблюжий) _______________ шерсти. 10. Кто-то разорил (вороний) ___________ гнезда. 11. В (вечерний) ______________ воздухе разлита прохлада. 12. Нелегко отличить (заячий) _____________ следы от (волчий, куний, лисий) ___________________________________________________.
Прилагательных
прожарить (что сделать? – с.в.) – прожаре нн ый (причастие),
жарить (что делать? – нес. в.) – жаре н ый (отглагольное прилагательное),
жарить (в чем?) в масле – жаре нн ый в масле (причастный оборот).
28. Образуйте страдательные причастия прошедшего времени с суффиксом –енн- от данных глаголов
возмутить - | вооружить - | ||
завершить - | заглушить - | ||
испечь - | лишить - | ||
нагрузить - | облегчить - | ||
обобщить - | поразить - | ||
прекратить - | прельстить - | ||
сберечь - | сжечь - | ||
сократить - | увлечь - |
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
29. Впишите словосочетания в таблицу
Копче…ый окорок, длительно копче…ая рыба; коше…й луг, коше…ая вчера поляна; зва…ый вечер с ужином, зва…ые к обеду гости; маза…ая хата, маза…ый маслом хлеб; сливочное мороже…ое, мороже…ое в холодильнике мясо; серебре…ый мастером кубок, серебре…ый, а не серебря…ный нож; хвале…ый лекарственный препарат, хвале…ые за успехи спортсмены; щипа…ый гусь, щипа…ый гусями.
-н- | -нн- |
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1)
|
2) балова нн ый, корчева нн ый;
кроме: кованый, жеваный, клеваный;
3) назва н ый брат, посаже н ый отец, смышле н ый ребенок;
4) да нн ый, жела нн ый, свяще нн ый, невида нн ый, неслыха нн ый, нежданный, негада нн ый, нечая нн ый, недрема нн ый, отчая нн ый, окая нн ый.
-н- или -нн- в суффиксе?
отыменное образование отглагольное образование
с суффиксами с суффиксами сов.в. несов.в.
-ан-, -ян-, -ин- -онн-, -енн-
-НН- названый брат, есть зави- нет зависи-
-Н- стеклянный -НН- ветреный посаженый симое мого слова
оловянный отец, слово
деревянный смышленый
- НН- ребёнок
- НН-
-ованн-, -Н-
- ёванн- кроме
слов
кованый, -НН- см.п.4
клеваный
жеваный
30. Перепишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы; объясните написание
Моще...ая улица, серебря...ый кубок, посеребре...ая цепочка, тка...ая скатерть, вытка...ый ковер, златотка...ый рисунок, свежемороже...ые фрукты, свежезамороже...ые овощи, златокова...ое изделие, осе...ий день, суше...ые ягоды, вое...ое дело, военизирова...ый отряд,
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
увере...ый взгляд, кожа...ая куртка, церемо...ый поклон, полотня...ая блуза, песча...ый пляж, листве...ый лес, ране...ый олень, воспита...ый человек, реше...ый вопрос, купле...ое здание, броше...ый камень, нежда...ое известие, свяще...ый дом, неслыха...ые дела.
-Н-, -НН- в существительных, наречиях,
Суффиксы глаголов
1) бесед о вать – бесед у ю, потч е вать – потч у ю,
разгляд ы вать – разгляд ы ваю;
2) обезвод и ть (кого-то) – обезвод е ть (самому),
обезденежить (кого-то) – обезденежеть (самому);
3) бле я ть – бле я л, выздоров е ть – выздоров е л.
38. Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор
Вывед…вать _____________________ завед…вать ______________________ навед…ваться ____________________ развед…вать _____________________ вытанц…в…вать _________________ | бесед…вать ______________________ исповед…вать ____________________ наста…вать ______________________ раска…ваться _____________________ совет…вать ______________________ |
39. Вставьте пропущенные буквы
1. За околиц...й громко ла...ли собаки. 2. Сне... уже раста...л. 3. Пров...нившийся ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
уч...ник искрен...е раска...лся. 4. Ре...ли разно...цветные знамена. 5. В лицо ве...л холодный в...терок. 6. Оп...сения рассе...лись после того, как врач поставил диагно... болезни. 7. М...лодая мать леле...ла первенца. 8. Не обессил...ли гре...цы, не опустили весел. 9. Т...желый неду... и бессон...ые ночи обессил...ли больного. 10. Многие деревни обезлюд...ли во время войны. 11. Фрукты зачервив...ли. 12. Пресная пища опротив...ла. 13. Ребенок капризнич...л. 14. Клоун корч...л забавные грима...ы. 15. Поездка завис...ла от погоды. 16. Больной вороч...лся в своей постел.....
Суффиксы причастий
Действительные причастия | Страдательные причастия | ||
наст. Время | прошедш. время | наст. время | прошедш. время |
-ущ- 1 спр. -ющ- -ащ- 2 спр. -ящ- | -вш- | -ем- 1 спр. -ом- 2 спр. - -им- | - а ть - - а нн- - я ть – - я нн- все остальные глаголы – -енн- (-нн-) |
но: брезж и ть – брезж у щий, зижд и ться – зиждущийся, муч и ть – муч а щий, муча ю щий, мер и ть – мер я щий, меря ю щий | кле и л – кле и вший, леле я л – леле я вший, обессил и л – обессил и вший, обессил е л – обессил е вший | но: движ и мый – движити |
40. Вставьте пропущенные буквы
Правописание наречий
До - а
С (со)
42. Вставьте пропущенные буквы
Запрост... разговаривать; зрачки двинулись сперва справ... налев..., потом слев... направ...; сызмал... горели страсти; лошадь поворачивала вправ...; издавн... пользоваться привилегией; посмотреть искос...; наесться досыт...; посещать изредк....
Открыть настеж..., провести рукой наотмаш..., была выдана замуж..., степь полумертвая сплош..., убежать проч..., стало невтерпеж..., упасть навзнич..., нестись вскач....
И наречных выражений
1) надеть шляпу набок (как?, криво – нареч.);
перевернуться на бок ( на что? на правый бок);
2) наречия с временным и пространственным значением:
нырнуть вглубь – нырнуть в глубь реки;
В (во)
Без
до
за
на
от
по
Под
с
44. Укажите слитное, дефисное и раздельное написание наречий и наречных выражений
Говорить по...французски, сидеть в одной камере по...двое и по...четверо, час...от...часу становилось хуже, во...время подкрасться, приоткрыв по...детски рот, мужчины в на...глухо застегнутых пиджаках, уйти во...свояси, с...боку...на...бок перевернуться, на...конец увидели озеро, смотреть на...конец представления, я здесь не...с...проста, глаза на...выкате, береги
платье с...нову, а честь с...молоду, заниматься ночи на...пролет, дни по...осеннему ласковы, причесаться на...скоро и кое...как, подходить к столу по...очереди, приехать из...далека, отдавать приказания на...бегу, гореть в...пол...накала, держать винтовку на...весу, повернуться в...пол...оборота, идти в...потемках на...ощупь, он на...руку нечист, пить чай в...прикуску или в...накладку, идти под...руку на...угад, быть у всех на...виду, поработать на...славу, зал набит до...отказа, в...миг перемениться, знать друг друга по...наслышке, на...лету ловить каждое слово, ругать в...глаза и за...глаза, в...конце концов все закончилось, рассказать все на...чистоту, сделать на...много лучше, играть в кошки...мышки, разбиться в...прах, уйти без...ведома родителей, встать на...дыбы, прошли четыре километра с...лишком, после чего с...лишком устали, вернуться из...за...границы, плясать в...присядку, крикнуть в...догонку, поступать в...разрез с требованиями закона, нестись в... припрыжку, все приготовлено в...срок.
Строить по...новому, взять на...поруки, набрать ягод по...больше, говорить без...умолку, говорить по...английски и по...немецки, идти на...попятную, купить зонт по...дешевле, стрелять в...лет, получилось по...нашему, сварить яйцо в...смятку, поделить по...ровну, остаться в...накладе, делить по...братски, заготовить овощи в...прок, убраться подобру...поздорову, сыграть в...ничью, выть по...волчьи, чай с сахаром в...прикуску, остаться с...глазу на...глаз, выполнить во...что...бы...то...ни...стало, выполнить дело кое...как, работать на...износ, продвигаться шаг за...шагом, подойти в...плотную к дому, встретиться где...нибудь, быть всегда на...чеку, в...конце концов договориться, идти в...развалочку, когда...то был счастлив, не...где было остановиться, перевязать крест...накрест, броситься в...рассыпную, удалиться
куда...либо, быть на...равне с остальными, делать шиворот...навыворот, купить акции в...складчину, работать кое...как, стоять на...вытяжку, случилось давным...давно, в...скорости получить прибыль, еле...еле брести, носить рубашку на...выпуск, мало...мальски подумать, продать в...тридорога, глаза не...много на...выкате, связать крепко...накрепко, не замечать в... упор, наполнить сундук до...отказа, наелся до...сыта.
Правописание частиц
Частицы «не» и «ни»
а) с неопределенными и отрицательными местоимениями и наречиями
Местоимения | Наречия | ||
кто что не кого чего кому чему ни кем чем о (ком) о (чем) чей какой и т.д. | зачем не почему где ни когда откуда сколько и т.д. | ||
не с кем, ни с кем но: не кто иной, как | негде, нигде, неоткуда, ниоткуда | ||
ни при чём нипочём |
45. Вставьте пропущенные буквы и укажите слитное и раздельное написание отрицательных и неопределенных местоимений; свой выбор объясните
Жил н... кто человек безродный; н... с кем было посоветоваться; н... что не трогало его; я
этого н... за что не хотела; н... с кем не простясь; н... от кого речей разумных не слыхал; делать н... чего - пора уходить; не терпит нужды н... в чем; она н... на что не похожа; н... до кого дела нет.
1. Этот провал н... что иное, как угасший кратер. 2. Вопрос может разрешить только директор, и н... кто иной. 3. Внесенное предложение является н... чем иным, как результатом недоразумения. 4. Н... что иное не могло бы больному так помочь, как перемена климата. 5. Н... кто другой, кроме маленького шалунишки, не мог этого сделать. 6. Работу доведет до конца помощник мастера, и н...кто иной лучше ее не выполнит.
46. Вставьте пропущенные буквы; укажите, слитно или раздельно пишутся слова; определите, к каким частям речи относятся эти слова
1. Впереди река, дальше идти н... куда. 2. Мальчик н... когда и н... чем не болел. 3. Играли плохо, поздравить игроков н... с... чем. 4. Жалоб н... от... кого не поступало. 5. Н... от... куда не доносилось живого звука. 6. Небо безоблачное, н... от... куда идти дождю. 7. Этой книги в магазине нет, посылать за ней н... за... чем. 8. Сережа здесь н...при...чем: стекло разбили другие. 9. Завернуть хлеб н...во...что, да и нести его н... в...чем. 10. Путники н...мало не беспокоились о ночлеге. 11. Мост сломан, н...по...чему пройти на тот берег. 12. Н...по...чем не разгадать эту загадку. 13. Это было н...чем иным, как нарушением закона.
! Частица НИ может писаться слитно только с неопределенными и отрицательными местоимениями и наречиями. Со всеми остальными частями речи усилительная частица НИ пишется РАЗДЕЛЬНО.
б) «не» с именами существительными, полными и краткими прилагательными, наречиями, оканчивающимися на «о», полными и краткими причастиями
НЕ пишется слитно | НЕ пишется раздельно |
1. В словах, которые без НЕ не употребляется (невежда) | 1. Если в предложении есть или подразумевается противопоставление (Не счастье – горе нам принёс) |
2. Если слово с НЕ приобретает противоположное значение (несчастливый) | 2. В словах чаще всего в вопросительных предложениях с частицей «ли» (Не глупость ли это?) |
3. Если есть зависимое слово, обозначающее степень проявления признака (совершенно невыученный урок) | 3. В сочетаниях синонимичных «отнюдь не»: вовсе не, далеко не, совсем не (далеко не умный человек) |
4. При противопоставлении посредством союза «НО» (несильный, но ловкий) | 4. Если есть зависимые слова, в составе которых есть частица НИ (нисколько не умно) |
5. Со словами-антонимами, имеющими совокупное значение «нечто среднее» (не умный и не глупый) | |
6. С причастиями с зависимыми словами, кроме указанных в 1 колонке п.3 (не продуманный как следует шаг) | |
7. С краткими причастиями (урок не сделан) |
47. Укажите, в каких случаях не пишется слитно, в каких раздельно; объясните почему
Не...известный писатель; совершенно не...известный писатель; отнюдь не...известный писатель; далеко не...известный писатель; не...известный, а молодой писатель; ничуть не…известный писатель. Он не...высокий и не...низкий. Он не...высокий, но обаятельный. Не...решенная задача. Ничуть не...решенная задача. Не...решенная до конца задача. Не...решенная, а только записанная задача. Задача не
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 564; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.40.121 (0.015 с.)