Правописание корней с чередованием 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правописание корней с чередованием



Выбор гласной зависит
@ от ударения -гар – гор-без ударения о: подгореть; зар – зор-без ударения а: заря; твор – твар-без ударения пишется о- творец; клан – клон-без ударения пишется только о-поклониться; плав – плов-без ударения пишется а –плавательный, искл.6 пловец, пловчиха, плывуны.
@ от согласной, стоящей после корня:
ла г – ло ж - -сла г аемое, сло ж ение; ска к – ско ч - -ска к ать, выско ч ить, исключение: скачок, скачу; ра ст - ра щ - ро с --ра ст ение, выра щ енный,ро с ли, исключение:росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль.
@ от суффикса а после корня
-бер – бир--выберешь – выбир а ешь; дер – дир--выдернуть – выдир а ешь; мер – мир--замер – замир а ть; пер – пир--запер – запир а ть; тер – тир--вытер – вытир а ть; блест – блист-блестящий – блист а тельный; жег – жиг- -выжег – выжиг а ть;стел – стил--постелить – постил а ть; чет – чит--вычет – вычит а ть, искл.:сочетать, сочетание, чета; кос – кас-- коснуться – кас а ться; а(я) – им-поднять – подним а ть; а(я) – ин -начать – начин а ть.
@ от лексического значения
-мак- (погружать в жидкость) обмакнуть перо- мок-(пропускать жидкость) непромокаемый плащ; -равн – ровн-равн (одинаковый) уравнение, ровн (прямой, гладкий) заровнять. искл.:уровень, ровесник.

Орфографический тренинг №1

Вставьте пропущенные буквы, объясните их выбор.
Соприк..сновение, распол..житься, скл..няться, заг..рать, попл..вок, к..сательная, дог..рала, вск..чить, оз..рение, разр..внять, пор..сль, пл..вец, ср..вняться, обм..кнуть, подр..стковый, ск..кать, пром..чить, прод..раться, зап..рающийся, забл..с-тел, з..рница, выч..тание, пром..кающий, р...стовщик, закл...нание, подр...внять челку, ум..реть, заж..ать, покл..ниться, оз..рение, водор..сли, р..сток, ур..внять в правах, пост..лить, отр..сль, выр..щенный, бракосоч..тание, пл..вучая льдина, птица з..рянка, приг..рь, забл..стала, зам..реть, р..вняйсь

Орфографический тренинг №2

Вставьте пропущенные буквы, выделите корни, ответьте на вопросы, выделите строку.
1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная корня, проверяемая ударением?
1) стр..мление, к..варный, словосоч..тание;
2) переб..решь, ср..жаться, задр..жать;
3) благосл..влять, нагром..ждение, укр..щать;
4) к..пошится, раздр..жаться, сат..рический.
2. В каком ряду во всех словах пропущена непроверяемая безударная гласная корня?
1) хв..стун, б..седующий, заг..релый;
2) об..яние, обв..нять, об..тать на суше;
3) предв..рительный, опр..делить, преод..леть;
4) д..намичный, уб..диться, д..лина.
3. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корня?
1) м..ровоззрение, в..ликолепный, разб..раться;
2) соч..тание, прин..мать, разж..гать;
3) бл..годушие, зан..мать, отр..зиться;
4) поч..тать родителей, пре..бладать, подр..стать.

Занятие 3

Правописание согласных в корне слова

Внимание! Различаем! Сомнительные согласные могут быть

- непроверяемыми (рю к зак) – обратись к орфографическому словарю и запомни слово;

- проверяемыми (ре з кий – ре з ок) - подбор слова или изменение формы данного слова так, чтобы после сомнительного согласного шел гласный или сонорный[1] звук;

- непроизносимыми (поздний – опоздать).

Орфографический тренинг №1

Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, напишите в скобках проверочные слова.
Дивиден.., изморо..ь на крышах, бро..кий заголовок, ве..ти поклажу, замер..шая вода, поз..няя жени..ьба, праздничное ше..твие, громоз..кая вещь, во..зал, разные я..ства, рю...зак, за окном изморо..ь, фля..ка, сверс..ники и ровес..ники, прои..шествие, ше..ствовать над ветеранами, сидеть за столом впереме..ку, рес..ницы, ве..ти беседу, рекламное аген..тство, объез..чик, словес..ный портрет, причас..ность, я..ственно услышал, блес..нул луч, искус..ная резьба, старинная уса..ьба, преж..ние заслуги, кос..ный взгляд, че..ствовать героя, напрас..ный труд, ненас..ный день, конъю..ктурный роман, целос..ный взгляд, голове..ка, инц..дент, бу..галтер, овощи впереме..ку с фруктами, транскри..ция, пору..чик, мун..штук, дерма..тин для двери, сума..шедший, безмол..ствовать, бры..жется, отвес..ный склон, всплес..нуть, совмес..ный проект, пос..ный день.

Орфографический тренинг №2

Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Отметьте, в какой строке во всех словах пишутся удвоенные согласные в корне слова.
А
1) инкас..атор, ас..имметрия, дес..ант, эмис..ия;
2) касс..ационный (суд), прес..а, бал..анс, ил...юзия;
3) квал..ификация, ас..оциация, кол..екция, конгрес..;
4) с..уда, ком..ерция, оп..онент, дол..ар.
Б
1) кристал.., эм..игрант, телеграм..а, ал..ея;
2) гал..ерея, ассигнация, колос..альный, драм..а;
3) ж..ение, вож..и, жуж..ание, ан..улировать;
4) пол..ис, лот..ерея, дил..ер, мож..вельник.
В
1) ак..редитив, кол..екция, дес..ерт, пер..он;
2) пос..ориться, брил..иант, выж..енный, дрож..и;
3) проблем..а, дилем..а, интел..ект, юн..ость;
4) кор..дор, бал..он, брок..ер, ат..ракцион

Занятие 4

Правописание приставок

Написание ПРЕ-, ПРИ зависит от значения приставки в конкретном слове.

пре-: 1) значение высокой степени = очень, весьма, крайне: пре мудрый;

2) значение пере- = словами через, по-иному: пре рвать

при-:1)пространственная близость, смежность = около: при школьный;

2) присоединение: при шить;

3) приближение: при лететь;

4) неполное действие: при открыть

Внимание! Есть слова, в которых значение приставки размыто. В таких случаях следует справиться в словаре.

Орфографический тренинг №1

Вставьте буквы. В какой строке пропущена одна и та же буква? Выделите строку

А

1) пр..глушить, пр..рекание, пр..способить;

2) пр..клоняться перед героем, пр..имущество, пр..сытиться;

3)непр..миримый, беспр..кословно, пр..следовать;

4) непр..ступная (крепость), пр..морский, пр..возмочь (боль).

Б

1) беспр..рывный, пр..вышать, непр..менимый (метод);

2) пр..дать вид, пр..зирать, камень пр..ткновения;

3) пр..терпеть боль, пр..ходящий успех, пр..бывать на отдыхе;

4) пр..ткнуться в уголок, пр..зреть сироту, пр..творить в жизнь.

В

1) пр..вередливый, пр..ходящая (ценность), пр..обретатель;

2) беспр..страстный, пр..тензия, пр..небрежение;

3) пр..обладать, пр..оритет, пр..бытие;

4) непр..ложный (закон), пр..старелый, пр..клонные(годы).

После приставок на согласные пишется буква ы, если однокоренные слова без этих приставок начинаются со звука и: подыскать – искать. После приставок –сверх, меж и в слове взимать пишется и.

Орфографический тренинг №2

Вставьте буквы.

Раз..грать, без..дейный, с..грать, сверх…нициативнй, без..сходный, пред..дущий, под..тожить, сверх..нтересный, небез..нтересный, без..скусный, без..скусственный

В приставке на з/с пишите с, если далее идет глухой согласный. Фраза, в которой собраны все глухие согласные: «Степка, хочешь щец? — Фи»

Орфографический тренинг №3

Укажите строку, где во всех словах вставляется с.

1) бе..хозный, чере..чур, ни..вергнуть,..делать;

2) бе..принципный, не..держанный, во..кликнуть, бе..шумный;

3) бе..численный, и..желта-красный, ра..чистить, бе..конечный.

4) ра..чет, ра..тратиться, ра..читывающий.

В какой строке пропущена одна и та же буква?

1) об..значение, пр..дедушка, нед..оценка;

2) раз..скать, без..дейный, пред..юльская (жара);

3) сверх..нтересный, об..грать, с..мпровизировать;

4) вз..мать (налоги), под..тожить, из..мать (из оборота).

Занятие 5.

Имя существительное

Самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы кто? (разряд: одушевленные) и что? (разряд: неодушевленные). Относятся либо к мужскому, либо к женскому, либо к среднему роду; некоторые существительные с окончанием –а,-я, обозначающие качества людей относятся к именам существительным общего рода: забияка Андрюша, забияка Вера.

У имени существительного 3 склонения:

1 – мужской род, женский род с окончанием а,я: мама, папа, дядя, тетя

2 – мужской род с нулевым окончанием, средний с окончанием о,е: дом, село, поле

3 – женский род, оканчивающийся на ь: доч ь.

 

Падежи Склонение Существительные на
      -ия -ий -ие
Р и (ы) ------- и и --------- ---------
Д е ------- и и --------- ---------
П е е и и и и

 

Разносклоняемые существительные: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя. стремя, путь имеют окончания – и: к знамени, нет времени, об имени. В родительном. Дательном, творительном и предложном падежах в единственном числе и во всех падежах во множественном числе к корню прибавляется суффикс –ен: на знам ен и.

Некоторые существительные не изменяются по падежам (не склоняются): слушать радио. Несклоняемые неодушевленные имена существительные иноязычного происхождения относятся преимущественно к среднему роду: осеннее пальто. Несклоняемые имена существительные иноязычного происхождения относятся к женскому роду, если обозначаютлиц женского пола, например: пожилая мадам. К мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола или животных, например: известный конферансье, серый кенгуру.

 

Тренинг №1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1073; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.172.68 (0.019 с.)