Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Чередование гласных в д-а.глаголахСодержание книги
Поиск на нашем сайте
инфинитив+an пр.время ед.ч+ø пр.время мн.ч.+on прич.2 +en примеры 1) ī ā i i bīdan=bide ждать 2) ēo ēa u o beodan 3) a) in+d an+d un+d un+d bindan b) eor+Þ ear+Þ ur+Þ or+Þ weorÞan –становиться c) el+p eal+p ul+p ol+p helpan 4) er ær ær or beran 5) et æt æt et metan – мерить эти 5 групп имели качественный аблаут 6) a o o a faren=farewell качественно-количественный аблаут 7) a a hātan-hēt/heht ā ē ē ā æ æ ea eo eo ea o o eā ēa ē ē ō(w) ēo(w) ēo(w) ōw ā(w) āw
редуплицирующий. Не весь слог, а только начальный согласный.
weorÞan-wearÞ-wurden-worden (по закону Вернера)
Слабые глаголы в д-а Основных классов 3, в готском был специфический четвертый. Каждый сл.глагол характеризуется 3 основными формами: инфинитивом, прошедшим временем и причастием вторым. Слабые глаголы – это более поздние глаголы. Если сильные – это чаще всего обще и-е лексика, то слабые – это германская инновация. Характерная черта всех германских языков, больше нигде не встречается. Они производные от других слов при помощи суффикса. Суффиксы существовали в дописьменную эпоху, в д-а, в эпоху письменных памятников их уже не видно. Суффикс i прослеживается за счет того, что в корне обязательно есть умлаут. 1й класс образуются либо от сущ, либо от других глаголов. У правильных глаголов 1 класса корневой гласный вовсех формах подвергся nepeгласовке под влиянием элемента -i в суффиксе. 1. У глаголов с долгим корневым гласным -i отпадает независимо от того, какой coгласныйстоял перед ним. 2. (а) У глаголов с кратким корневым гласным, за которым следует -г-, элемент-i сохранился в основеинфинитива и настоящего времени, а согласный -г остался неудлиненным.(б) Углаголов с кратким корневымгласным, за которым следует какой-нибудь согласный, кроме -г-, элемент -iисчезает, а согласный удлиняется, т. е. на письме обозначается удвоенной согласной буквой (западногерманское удлинение согласных) 1) dēman-dēmde-dēmed 2) а. nerian-nerede-nered б.fremman-fremede-fremed 3 формы потому что мн.ч. и ед.ч.пр.вр отличались только окончанием. В 1 классе выделялось 11 неправильных глаголов. Их неправильность заключалась в том, что суффикс у них был только в 1 форме – инфинитив и наст.вр, а это значит, что умлаут проходил только в 1-й форме, т.е по качеству корневого гласного 1я форма отличалась от второй и третьей. Поскольку дентальный суффикс присоединялся прямо к корню, то если конечный согласный в корне был сонорным, то в корне м.б.преломление. А если конечный согласный в корне был k, то в сочетании с дентальным суффиксом происходила нейтрализация противопоставления в пользу щелевого – kt->ht. А если перед k шел носовой, то перед h он выпадал, удлиняя предшествующий гласный, что еще больше увеличивало вариативность форм. *taljan>tellan гот д-а Прош.вр: *tælde>tealde-teald *sōkjan-sēcan П.в:*sōkte>sōhte-sōht *Þunkjan>Þyncen П.в.: *Þunkte>Þunhte>Þūhte-Þūht *Þankjan>Þencan-Þōhte-Þōht контаминация: инфинитив от 1-го глагола, претерит и прич2 от 2-го. Это могло случиться только за счет очень близкого значения: мне кажется=мне думается
2 класс - суффикс -ōja- в инф и -o- в других формах. К эпохе пис.памятников: -i- и -о-. Но это не др-герм -i-, который вызывал умлаут. Он не примыкал непосредственно к корню, -о- не давала умлауту произойти (ср.эти, эта, эт о й). -i-, вызывающий умлаут, к эпохе пис.памятников уже не выделялся, а здесь он есть - это более позднее -i-, постумлаутное. Hopian - hopode - hopod. От сущ hopa - надежда. Эта модель была с самого начала очень прозрачна. Lufu - любовь, lufian - lufode - lufod Важно: 1. Понятный способ формообразования: корень+оконч. По этому образцу пошли заимствования и новые глаголы, образованные внутри а.я. Совпадение формы корня с сущ сохраняется через века: hope - to hope, love - to love. Послужило образованию словообразования по конверсии. Но эти слова псевдо-конверсивы, суффиксы потом отпали. 3 класс. Значение и форму суффикса трудно вычленить: -ai- или -ē-. В д-а к 3 классу относилось 3 глагола: habban-hæfde-hæfd (have) Libban-lifde-lifd (live) Secзan-sæзde/sæde-sæзd/sēd (say) 3 класс в д-а представлял собой модель, в которой в 1ой форме конечный согласный имел следы западно-герм удлинения, всегда был геминированным, а во 2й и 3ей форме он был представлен соответствующими щелевыми, подобного места артикуляции: b - fd, cз - d. live: по фонет.признакам сливается с продуктивной моделью и уходит в будущие правильные глаголы. Say: первую форму от второй отличал корневой гласный. Со временем стало sey - said/sed. Но дифтонги ey и ay сливаются в [ə]. Sey становится say. 2 форма: написание осталось от said, а произношение от sed. Have: hæd>hed, f выпадает из-за того, что глагол все чаще и чаще используется как вспомогательный, стоит в неударной позиции, упрощается. В результате, have сохраняет принадлежность к неправильным глаголам. Развитие сильных глаголов. С-а период. Основные моменты: 1) взаимовлияние 3 и 4 форм - так развиваются 2 и 3 классы, по образцу 1-го. Развитие в пользу 2й формы по образцу 6 и 7 класса - у 4 и 5 класса. 2) уничтожение чередования по закону Вернера (осталось только was-were. Остальное выравнивается) 3) в глаголах происходили фонетические изменения в корне. Из них важнейшим является удлинение корневого гласного: в 4 и 5 классе, т.к. слог открыт, также в 3 классе, где после n идет d - findan -> fiindan (в с-а это было не очень заметно, предпочитали не писать) В результате, разнобой в 3 классе еще больше увеличился: стало 4 подкласса - findan и ringan разделились. Это усиливало впечатление неясности словообразовательных моделей. 4 и 5 класс в с-а начинают сливаться в пользу 4-го. Это видим у Чосера. 4. Beren-bar-bren-boren 5. Treden-trad-trde-treden/troden So had I spoken(5 класс) with... Буква «о» оказывается такой агрессивной, что проникает во 2 и 3 форму. Treden-trod - troden (ступать)
В р-на: 1) заканчивается формирование парадигмы из 3 форм. В 1 классе побеждает форма претерита ед.ч.во всех глаголах, кроме bite. Во 2 классе побеждает форма мн.ч. В 3 классе по-разному, в основном форма мн.ч. find-found-found, но ring-rang-rung. В 4 и 5 классе побеждает гласный прич2, и эти классы полностью совпадают. В 6 и 7 классе ед.и мн.ч пр.времени итак были одинаковы. 2) наличие/отсутствие суффикса прич2 Безударное окончание инфинитива терялось уже в с-а, и прич2 в с-а выглядело так: Зe-treden, зe-writen, зe-funden В северных графствах: writen, в южных: y-writ. В результате, в ранне-ново англ в лит.норму попадает форма без приставки, а насчет суффикса логики нет. Остается: speak-spoken, find-found, но ring-rung. 3 класс отбросил приставку и форма претерита и прич2 совпадала, как и у слабых глаголов. Суффикса у прич2 не было. В 5 классе различия до сих пор сохранились: англ get/forget - got/forgot, амер gotten/forgotten. 3) уменьшение числа сильных глаголов В течение с-а и особенно р-на их число сокращается. 1й источник: глаголы просто выходили из употребления. Например, weorÞen (нем.werden) вытесняется роман.заимствованиями. 2й источник (главный): массовое дезертирстве глаголов в слабые. Help сил.3кл стал правильным глаголом. Но не все сильные глаголы, перешедшие в слабые, попадают в число правильных. Slēpen (сил.7кл по происхождению) - slĕpte. Идет по kēpen слаб.1кл - kēpte> kĕpte (перед группой согласных). Оба перешли в неправильные глаголы. Новые глаголы франц. происхождения идут по слабым глаголам 2 класса, по прозрачной продуктивной модели. Но есть исключения: diggen - пошел по сильным: dug-dug. Catchen пошел по tæchen - taught-taught слаб. 1кл. Развитие слабых глаголов. 1й класс подразделяется на те, которые пойдут по продуктивному типу с прозрачной моделью, и те, которые присоединятся к непродуктивному типу и в итоге попадут в будущую группу неправильных глаголов.
1класс неправ: sell, teach, seek и оканчивающиеся на l,n, r, v, rd, nd, ld (присоединяющийся к ним суффикс оглушался: dealt, send, went, bent). Wendan-wende-wended перешло в Wenden-wente-went Wenden становится отдельным словом (to wend one's way) Wente-went становится супплетивным претеритом глагола зān/зangan-ēode-ēod, у которого 2я и 3я формы вытесняются.
2й класс формировал основу будущих неправильных глаголов. К ним присоединятся: 1. Несколько глаголов 1 класса слабых deem-deemed. 2. 3 класс live-lived. 3. Все заимствования (единственное заимствование take из сканд как было в 6 классе, так и осталось)
3й класс разрушился.
К концу этого процесса мы имеем 2 класса: 1. Правильные (на базе слабых) 2. Неправильные: 1) все оставшиеся сильные 2) слабые 1кл неправильные 3) слабые 1кл с оглушением на конце 4) 2 оставшихся глагола 3 класса have, say. The morphology of the verb displayed two distinct tendencies of development: it underwent considerable simplifying changes, which affected the synthetic forms and became far more complicated owing to the growth of new, analytical forms and new grammatical categories Number distinctions became more consistent and regular; they were neutralized in most positions. In the 13th and 14th c. the ending -en turned into the main universal marker of the pl forms of the verb: it was used in both tenses of the Indicative and Subjunctive moods. In most classes of strong verbs (except Class 6 and 7) there was an additional distinctive feature between the sg and pl forms in the Past tense of the Indicative mood: the two Past tense stems had different root-vowels. But both ways of indicating pl turned out to be very unstable. The ending -en was frequently missed out in the late 14th c. and was dropped in the 15th; the Past tense stems of the strong verbs merged into one form. All number distinctions were thus lost with the exception of the 2nd and 3rd p., Pres.. tense Indic. mood: the sg forms were marked by the endings -est and –eth/-es and were formally opposed to the forms of the pl. The differences in the forms of Person were maintained in ME, though they became more variable. The OE endings of the 3rd p. sg -þ,-eþ,-iaþ - merged into a single ending -(e) th. The variant ending of the 3rd p. -es was a new marker first recorded in the Northern dialects. It is believed that -s was borrowed from the pl forms which commonly ended in -es in the North; it spread to the sg and began to be used as a variant in the 2nd and 3rd p., but later was restricted to the 3rd. in the early 18th c. -(e)s was more common in private letters than in official and literary texts, but by the end of the century it was the dominant inflection of the 3rd p. so in all forms of speech. The ending -(e)st of the 2nd p. sg became obsolete together with the pronoun thou. The replacement of thou by you/ye eliminated the distinction of person in the verb paradigm - with the exception of the 3i d p. of the Present tense. Owing to the reduction of endings and leveling of forms the formal differences between the moods were also greatly obscured. In OE only a few forms of the Indicative and Subjunctive mood were homonymous: the lst p. sg of the Present Tense and the lst and 3rd p. sg of the Past. In ME the homonymy of the mood forms grew. The Indicative and Subjunctive moods could no longer be distinguished in the pl, when -en became the dominant flection of the Indicative pl in the Present and Past. The reduction and loss of this ending in Early NE took place in all the forms irrespective of mood. In the Past tense of strong verbs the difference between the moods in the sg could be shown by means of a root-vowel interchange, for the Subjunctive mood was derived from the third principal form of the verb - Past pl - while the sg forms of the Indicative mood were derived from the second principal form - Past sg. When, in the 15th c. the two Past tense stems of the strong verbs merged, all the forms of the moods in the Past tense fell together with the exception of the verb to be, which retained a distinct form of the Subjunctive in the Past sg - were as opposed to was. The distinction of tenses was preserved in the verb paradigm through all historical periods. As before, the Past tense was shown with the help of the dental suffix in the weak verbs, and with the help of the root-vowel interchange - in the strong verbs (after the loss of the endings the functional load of the vowel interchange grewOE cunaara - cuom -- comon, differing in the root-vowels and endings, and NE come - came). The only exception was a small group of verbs which came from OE weak verbs of Class I: in these verbs the dental suffix fused with the last consonant of the root [t] and after the loss of the endings the three principal forms coincided: cf. OE setan- sette-geset,ME seten - sette – set.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.236.178 (0.007 с.) |