Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Произношение безударных гласных звуков

Поиск

 

В безударных слогах гласные подвергаются изменениям в результате ослабления артикуляции. Качественная редукция — это изменение тембра звучания гласного; количественная редукция — это уменьшение его долготы и силы. Гласные, находящиеся в первом предударном слоге, изменяются незначительно, в большей степени редуцируются гласные остальных безударных слогов.

В первом предударном слоге на месте букв а и о произносится звук [ а ]. От ударяемого [ а ] он отличается меньшей продолжительностью. Например: тр [ а ] ва, с [ а ] сна.

В остальных безударных слогах на месте букв а и о произносится краткий звук, средний между [ ы ] и [ а ],обозначаемый в транскрипции знаком [ ъ ]. Например: тр [ ъ ] вяной, з [ ъ ] лотой, школ [ ъ ], выз [ ъ ] в.

В начале слова безударные [ а ] и [ о ] произносятся как [ а ], например: [ а ] зот, [ а ] бладать.

После твердых шипящих [ ж ] и [ ш ] гласный [ а ] в первом предударном слоге произносится как [ а ], например: ж [ а ] ргон, ш [ а ] гать. Но перед мягкими согласными произносится звук, средний между [ ы ] и [ э ], например: ж [ ы э ] леть, лош [ ы э ] дей.

После мягких согласных в первом предударном слоге на месте букв е и я произносится звук, средний между [ и ] и [ э ], например: в [ и э ] сна, ч [ и э ] сы.

В остальных безударных слогах на месте букв е и я произносится очень краткий [ и ], в транскрипции обозначаемый знаком [ ь ], например: в [ ь ] ликан, вын [ ь ] сти, п [ ь ] тачок, выт [ ь ] нуть.

На месте сочетаний букв аа, ао, оа, оо в предударных слогах произносятся гласные [ аа ], например: з [ аа ] сфальтировать, з [ аа ] дно, п [ аа ] нглийски, в [ аа ] бразить.

 

Произношение согласных звуков

 

В конце слов и в их середине перед глухими согласными звонкие согласные оглушаются, например: ястре [ п ], разбе [ к ], запа [ т ], бага [ ш ], тра [ ф ] ка, ска [ с ] ка.

На месте глухих согласных перед звонкими (кроме в), произносятся соответствующие звонкие, например: [ з ] бежать, о [ д ] бросить, во [ г ] зал.

В ряде случаев согласные, стоящие перед мягкими согласными, произносятся мягко. Например: [ зд ’] есь, гво [ зд ’] и, е [ сл ’] и, ка [ зк ’], ку [ зн ’] ец, пе [ нс ’] ия. Встречаются два варианта произношения некоторых слов, например: [ зл ’] ить и [ зл ’] ить, по [ сл ’] е и по [ сл ’] е.

Двоякое произношение наблюдается в сочетаниях с губными согласными, например: [ дв ’] ерь и [ дв ’] ерь, [ зв ’] ерь и [ зв ’] ерь. Первые варианты звучат все реже.

Двойным согласным буквам соответствует долгий согласный звук обычно тогда, когда ударение падает на предшествующий слог, например:

_ _ _

гру [ п ] а, ма [ с ] а, програ [ м ] а. Если же ударение падает на последующий слог, то двойные согласные произносятся без долготы, например: а [ к ] орд, ба [ с ] ейн, гра [ м ] атика.

Особенности произношения иностранных слов

 

В словах иноязычного происхождения, не окончательно усвоенных русским языком, буква о в безударном положении произносится четко: [ о ], то есть без редукции: б [ о ] а, [ о ] тель, кака [ о ], ради [ о ]. Иногда допускается двоякое произношение: п [ о ] эт — п [ а ] эт, с [ о ] нет — с [ а ] нет и др.

Перед гласным, обозначаемым буквой е, во многих иноязычных словах согласные произносятся твердо: а [ тэ ] лье, ко [ дэ ] кс, ка [ фэ ], Шо [ пэ ] н. Чтобы не ошибиться, следует заглядывать в словарь литературного произношения![20]

Как звучат имена и отчества

 

В публичных выступлениях, как и в бытовой речи, нередко возникают затруднения с употреблением мужских и женских имен и отчеств. В их произношении имеются особенности, которые следует учитывать. Достаточно вспомнить, как обычно в беглой речи произносятся имена и отчества типа Павел Павлович (Пал Палыч) или Марья Ивановна (Марь Иванна).

Многие из этих произносительных особенностей, свойственных разговорному стилю, в последнее время закрепляются и в речи публичной.

Вместе с тем необходимо учитывать обстановку, уместность или неуместность сокращенного произношения имен и отчеств. Так, в личной беседе, непосредственно обращаясь к человеку, мы говорим: Михал Иваныч, садитесь, пожалуйста. Но в официальной речи скажем: Вечер, посвященный памяти Федора Ивановича Шаляпина. Полное, максимально приближенное к написанию произношение находим также в чтении официальных документов, указов о награждении граждан нашей страны орденами и медалями, о присвоении им почетных званий и т. п.

Полное произношение распространяется на иноязычные имена-отчества, например: Фридрих Карлович (не Карлыч), Гуго Брунович (не Бруныч) и т. п.

Имя, произносимое без отчества, читается полностью: Михаил.

Своеобразная экономия времени и усилий выражается и в том, что мужские имена с ударением на основе при их употреблении вместе с отчествами в устной речи обычно не изменяются по падежам, например: был у Сергей Иваныча; обратитесь к Степан Петровичу беседовал с Максим Семенычем; речь шла о Федор Палыче, хотя на письме передается и склонение имен: у Сергея Ивановича.

В мужских отчествах от имен на твердый согласный на месте безударного суффикса -ович произносится -ыч, например: Антоныч, Богданыч, Демьяныч, Платоныч, Семеныч, Степаныч, Тихоныч, Федорыч, Федотыч и т.п.

Вместо Александрович обычно звучит Алексаныч (реже Александрыч). Само имя Александр при сочетании с отчеством, начинающимся с согласного звука, обычно произносится без конечных согласных: Алексан Петрович, Алексан Матвеич. В просторечии на месте сочетания Александр Александрович встречаем Сан Саныч.

В мужских отчествах от имен на ударяемые -ей и -ай на месте суффикса -евич произносится -ич, например: Алексеич, Андреич, Евсеич, Ермолаич, Николаич.

В мужских отчествах от имен на безударное -ий на месте суффикса -евич обычно произносится -ич, например: Анатолич, Арсенич, Василич, Аркадич, Игнатич.

Иногда неправильно произносят некоторые имена, например неверно ставят ударение в имени Алексий — его древнее звучание отличается ударением на последнем слоге.

Женские отчества от имен на -ей произносятся со стяжением — одним гласным е на месте сочетания ее, например: Андревна, Алексевна, Матвевна, Сергевна. Однако отчества от более редких имен могут произноситься без стяжения: Дорофеевна, Евсеевна, Евстигнеевна, Корнеевна, Патрикеевна.

Женское отчество Николаевна произносится со стяжением — Николавна.

Сочетание -ое- во многих отчествах не произносится: Владиславна, Вячеславна, Святославна, Ярославна.

В женских отчествах от имен на н и м безударный слог -ов, следующий непосредственно за ударяемым слогом, не произносится: Антонна, Богданна, Демьянна, Иоанна, Акимна, Ефимна, Максимна, Трофимна.

Женское отчество Александровна произносится как Алексанна, Михайловна — как Михална, Павловна — как Полна.

Более употребительные женские отчества от имен на -ий обычно произносятся без -ев: Васильна, Анатольна, Савельна, Арсеньна, Евгеньна, Аркадьна, Афанасьна, Григорьна, Юрьна.

Менее распространенные женские отчества от имен на -ий могут сохранять сочетание -ев: Валерьевна, Корнельевна, Меркурьевна, Геннадьевна.

Литературные ударения

 

Многие односложные имена существительные мужского рода имеют в косвенных падежах единственного числа ударение на окончании, например: бинтбинта, штрихштриха, зонтзонта.

В винительном падеже единственного числа существительные женского рода имеют ударение то на окончании, то на корне; ср.:

1) весна — весну, норанору, стопастопу;

2) горагору, доскадоску, ценацену, щекащёку. С ударением на окончании произносятся некоторые имена существительные женского рода при употреблении с предлогами в и на в обстоятельственном значении: на груди, на двери, в ночи, в сети, в чести.

В родительном падеже множественного числа произносятся:

1) с ударением на основе: местностей, почестей, прибылей;

2) с ударением на окончании: ведомостей, крепостей, новостей, повестей, скатертей, четвертей.

Различается произношение ступеней (в лестнице) и ступеней (ступень развития чего-либо).

Иногда предлоги принимают на себя ударение, и тогда следующее за ними существительное (или числительное) оказывается безударным. Чаще всего ударение перетягивают на себя предлоги на, за, под, по, из, без, например:

на: на воду, на ногу, на руку, на спину, на зиму, на душу, на стену, на голову, на сторону, на берег, на год, на дом, на нос, на ухо, на день, на два, на шесть, на сто;

за: за воду, за ногу, за волосы, за руку, за спину, за зиму, за душу, за нос, за год, заа город, за ночь, за два, за шесть, за сто;

под: под ноги, под руки, под гору, под нос, под вечер;

по: по морю, по полю, по лесу, по полу, по два, по сто, по двое;

из: из лесу, из дому, из носу, из виду;

без: без вести, без толку, без году неделя.

Во многих глаголах в прошедшем времени в форме женского рода ударение стоит на окончании:

брала, была, взяла, вила, вняла, врала, гнала, дала, доняла, драла, жила, задала, заняла, звала, лила, нажила, наняла, начала, пила, плыла, поняла, прибыла, приняла, рвала, раздала, слыла, сняла, спала и др.

У многих страдательных причастий прошедшего времени ударение стоит на основе, кроме формы единственного числа женского рода, в которой оно переносится на окончание, например: взятвзятавзятовзяты; принятпринятапринятоприняты; проданпроданапроданопроданы; прожитпрожита — прожито — прожиты и т.д.

В разговорной речи часто наблюдаются отступления от литературных ударений в кратких формах прилагательных и причастий. Однако если вы вдруг засомневаетесь, как правильно произнести — правы или правы, вспомните пушкинские слова: Безумец я! Вы правы, правы!..

 

Глава 6

Логичность речи



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 621; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.78.65 (0.007 с.)