Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Произношение мужских отчеств и имёнСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В мужских отчествах, образованных от имен, оканчивающихся на твердый согласный, вместо безударного суффикса ‑ович произносится [ъч]. Следовательно, отчества Антонович, Семёнович, Борисович, Фёдорович должны звучать как Анто[нъч], Семё[нъч], Бори[съч], Фёдо[ръч]. Не рекомендуется произносить эти и подобные отчества с отчётливым [ы] в суффиксе: Анто[ныч], Семё[ныч] и т. д. Вместо Михайлович произносится Миха[лъч]. Вместо Павлович – Пал[лъч]. Вместо Александрович – Алекса[нъч]. Произношение этого отчества как [Санъч] является просторечным. Мужские отчества, образованные от имен на ‑ей и ‑ай, произносятся с сочетанием [ич] на месте безударного суффикса ‑евич, то есть отчества Андреевич, Алексеевич, Сергеевич, Николаевич должны звучать как Андре[ич], Алексе[ич], Серге[ич], Никола[ич]. Мужские отчества на ‑евич, образованные от имен на ‑ий, также произносятся с суффиксом [ич], причём предшествующий йот чаще всего утрачивается. Так, вместо Анатольевич, Васильевич, Григорьевич, произносят Анатол[ич], Васил[ич], Григор[ич]. Некоторые мужские имена в сочетании с отчествами произносятся иначе, чем в отдельном употреблении. Например, имя Михаил звучит так, как пишется, – Мих [аил], но вместе с отчеством начинает звучать как Мих[ал]: Мих[ал] Васильевич, Мих[ал] Николаевич. Имя Александр произносится полностью – Алекса[ндр], а в сочетании с отчеством, начинающимся с согласного звука, – без двух конечных согласных: Алекса[н] Сергеевич, Алекса[н] Николаевич. Если же отчество начинается с гласного звука, имя произносится полностью: Алекса[ндр ы]ванович, Алекса[ндр а]нтонович. Имя Павел в сочетании с отчеством должно произноситься как Па[в’ьл]. Не может быть рекомендовано произношение П[ал], которое встречается в беглой разговорной речи, если это имя сочетается с отчеством, начинающимся с согласного: П[ал] Максимович, П[ал], Петрович.
Задание 1. Разделите приведённые слова на три группы, в зависимости от варианта произношения чн: а) слова, где произносится [чн]; б) слова, где произносится [шн]; в) слова, где возможны оба варианта произношения Античный, библиотечный, будничный, булочная, вечный, вторичный, горчичник, двоечник, единичный, заочник, Ильинична, конечно, копеечная, Кузьминична, лавочник, лихорадочный, мелочность, молочник, научный, нарочно, Никитична, ночной, отличник, однозвучно, перечница, порядочный почечный, прачечная, пустячный, ручной, Саввична, сердечный, скворечник, скучный, сливочный, солнечный, съёмочный, точно, тренировочный, убыточность, уличный, яичница, ячневая. Задание 2. Разделите все слова на 2 группы: а) слова, где под ударением произносится [э]; б) слова, где под ударением произносится [о] Атлет, амеба, афера, белесый, береста, бесхребетный, блеклый, блекнуть, блестки, браконьер, бытие (философский термин), гренадер, двоеженец, желоб, жернов, жердочка, желчь, житье‑бытье, забредший, издевка, маневр, маневренный, многоженство, несовременный, никчемный, новорожденный, одновременно, опека, острие, падеж (скота), падеж (в грамматике), пекло, передержка, приведший, смета, тверже, ушедший. Задание 3. Прочитайте следующие словосочетания. Обратите внимание на произношение ударного звука, обозначенного буквой е. Составьте с ними предложения Истекший срок – истекший кровью, кричит, как оглашенный – оглашенный результат, совершенные пропорции – совершенные поступки, крестный ход – крестный отец. Задание 4. Разделите приведённые слова на три группы, в зависимости от варианта произношения: а) слова, где согласный перед [э] произносится твёрдо; б) слова, где согласный перед [э] произносится мягко; в) слова, где возможны оба варианта произношения Аксессуары, альтернатива, антенна, астероид, атеизм, ателье, бассейн, бифштекс, брюнет, генетика, геодезия, дебют, дезодорант, детектор, деформация, инертный, интеллект, кафе, кибернетика, кодекс, компьютер, кофе, кредо, корнет, майонез, модель, одесский, потенциал, пюре, реквием, ренессансный, сарделька, сессия, синтез, темп, тенденция, теннис, терапевт, террорист, тире, тоннель, фонетика, шедевр, шинель, хризантема, экзистенция, экстерн, эстетика, энергия, эффект.
Задание 5. Произнесите приведённые ниже слова и определите, мягкий или твёрдый [с] произносится в конце слова Боюсь, любовался, моюсь, мучился, начался, огорчались, собрался, стремлюсь, умываюсь.
Задание 6. Прочитайте в различном темпе приведённые ниже слова и проследите, какие звуки теряются при быстром произношении Александр Александрович, введение, Виктория Константиновна, вообще, Евгений Вячеславович, Елена Сергеевна, Людмила Николаевна, Мария Владиславовна, Наталья Анатольевна, Сергей Павлович, пожалуйста, по одному, пятьдесят.
Домашнее задание Задание 1. Определите, в каких словах есть непроизносимые согласные Астма, жёсткий, звёздный, извёстка, ирландский, компостировать, костлявый, лестница, невестка, областной, поездка, повестка, прелестный, студентка, тростник, частник, чёрствый, чувственный, шестнадцать.
Задание 2. Прочтите слова с сочетаниями согласных, какие звуки произносятся на их месте? Вы сш ий, бе зж изненный, ра зж ать, ра сш ирение, сж адностью, сж ать. Зо дч ий, о тч ёт, о тч ий, учё тч ик. Гру зч ик, пи сч ий, ра сч ёт, ре зч е, счё тч ик. А дск ий, бра тск ий, два дц ать, де тск ий, занима тьс я, учи тьс я. Задание 3. Распределите приведённые ниже заимствованные слова на три группы в зависимости от произнесения согласного перед [э]: а) с произносимым твёрдым согласным; б) с произносимым мягким согласным; в) с допустимым вариативным произношением. Уточните значение незнакомых слов по словарю. Составьте предложения с подчёркнутыми словами. Адепт, анестезия, аутентичный, аутодафе, берет, бутерброд, гетера, дебаты, демарш, демонтаж, депо, индекс, компетентный, кашне, крем, кузен, лазер, лотерея, менеджер, пюре, регби, рейд, реликвия, сервис, тендер, термос. Лексические нормы Лексика – это раздел науки о языке, в котором изучается словарный состав языка. Слово – основная единица языка. Из слов составляются словосочетания и предложения. Слова отличаются друг от друга своим звучанием и лексическим значением. Лексическое значение слова – это общественно закреплённый за словом смысл, одинаково понимаемый всеми носителями языка. Лексические значения слов объясняются (толкуются) в толковых словарях. Существуют различные способы толкования слов: 1) путём подбора близких по значению слов (синонимов): аккуратный – точный, пунктуальный; 2) описательно: аккуратный – соблюдающий порядок, точность. Кроме лексического, слово имеет и грамматическое значение. Например, у существительного можно определить род, число, падеж, у глаголов – время, число, лицо. Слова могут быть однозначными и многозначными. Однозначными называются слова, имеющие одно лексическое значение. Многозначными называются слова, имеющие несколько лексических значений. Ср.: игла – 1) инструмент для шитья (швейная игла); 2) лист хвойного дерева (опавшие иглы); колючки на теле животных (иглы ежа). Многозначные слова имеют прямые переносные значения. Прямое значение слова – это его основное лексическое значение. Переносное значение слова – это его вторичное значение, возникшее на основе прямого и связанное с ним по смыслу. Ср.: нос человека (прям. зн.) – нос корабля (переносн. зн.), золотое кольцо (прям. зн.) – золотое сердце (переносн. зн.). В художественной литературе слова с переносным значением используются как яркое выразительное средство. Ср.: Улыбнулись сонные берёзки, Распустили шёлковые косы, Шелестят зелёные серёжки, И горят серебряные росы (С. А. Есенин). Омонимы (гр. omos – одинаковый + onyma – имя) – это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению. Ср., напр.: ключ1 – предмет для отпирания замка; ключ2 – источник, бьющий из‑под земли, ключ3 – музыкальный знак. Следует различать многозначные слова и омонимы. В многозначных словах значения связаны между собой. Омонимы – разные слова, в значениях которых нет ничего общего. Паронимы (гр. рara – возле + onyma – имя) – это однокоренные слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значениях: подпись – роспись, одеть – надеть, главный – заглавный. Паронимы, как правило, относятся к одной части речи и выполняют в предложении аналогичные синтаксические функции. Паронимы сочетаются с разным набором слов, и это необходимо учитывать при их использовании. Ср.: вековой дуб – вечный двигатель. Синонимы – это слова, разные по звучанию, но близкие или тождественные по лексическому значению. Ср., напр.: алфавит – азбука, глаза – очи; красный – алый, пунцовый, багровый. Синонимы помогают точно и образно выражать мысли. Они служат также для связи частей текста и позволяют избежать неоправданных повторов. Антонимы – это слова, противоположные по лексическому значению. Ср.: день – ночь, красивый – безобразный, начать – кончить, вверх – вниз, до – после. Антонимические пары – это слова одной и той же части речи. Они могут быть разнокорневыми (тепло – холодно) и однокорневыми (друг –недруг, шумный – бесшумный, уехать – приехать). Употребление антонимов делает речь более яркой и выразительной. Антонимы употребляются в пословицах. Ср.: Учение – свет, а неучение – тьма; При сытости помни голод, при богатстве – бедность. Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, используемые для названия отдельных предметов, признаков, действий. Во фразеологизме, в отличие от свободного словосочетания, лексическое значение имеет не каждое слово в отдельности, а всё словосочетание в целом. Лексическое значение фразеологизма близко лексическому значению одного слова, поэтому фразеологическое сочетание можно заменить одним словом, например: за тридевять земель = далеко, как в воду глядеть = предвидеть, на скорую руку = быстро.
Задание 1. Разделите все словосочетания на 2 группы. В первую группу включите слов, употребляющиеся в прямом значении, во вторую – в переносном (метафорическом). Высота стремлений – высота холма; серебряная река – серебряный браслет, сухари к чаю – сделаться под старость сухарём; охладить спорщиков – охладите компот; серый ответ – серая туча; грязный намёк –грязные сапоги; глубокое озеро – глубокое замечание; удар об стену – удар судьбы; зелёный юнец – зелёная листва; неустойчивая лестница – неустойчивые взгляды; резать хлеб – резать слух; железный гвоздь – железное алиби; шлифовать мастерство – шлифовать металл; начертить круг – круг интересов. Задание 2. Подберите русские синонимы к заимствованным словам, а к исконно русским – иноязычные Вакуум, проветривание, фантазия, абсурд, форсировать, альтернатива, созвучие, азбука, отрывок, набросок. Задание 3. Подберите к данным словам синонимы и антонимы Друг, влажный, пасмурный, скука, создать, презрение, светлый, щедрость, весёлый, обыкновенный, успех, просторный, возникать. Задание 4. Перепишите предложения, выберите необходимое по смыслу слово. 1) (Этикетные, этические) нормы не позволяли ему брать котлету руками. 2) Недовольные своими оценками за сочинение абитуриенты могут подать (эпиляцию, апелляцию). 3) Он не слишком разговорчив, предпочитает больше читать, чем общаться с людьми. В общем, типичный (интроверт, экстраверт). 4) Мы решили купить квартиру и обратились за помощью к (дилеру, риэлтору). 5) Он был специалистом высокого класса – настоящий (профан, профи). 6) (Визажист, крупье) объявил: «Ставки сделаны! Ставок больше нет!» 7) Данные (монитора, мониторинга) дают представление о мнении столичной общественности по этому вопросу. 8) Дума вынесла (вотум, вето) недоверия правительству. 9) Он очень (креативный, корректный) человек, поскольку всегда ведет себя предельно вежливо и тактично. Задание 5. Отредактируйте предложения. Запишите правильный вариант. Объясните, в чем заключаются ошибки 1) Позвольте вам вручить этот сувенир на память! 2) Выдуманная вами фикция не поможет вам! 3) Лично я считаю по‑другому. 4) Лекция преподавателя очень информационна. Задание 6. Продолжите фразеологизмы, объясните их значение и происхождение Авгиевы… А ларчик просто… Ахиллесова… Без году … Брать быка … В здравом уме и … Водить за… Держать ухо… Делить шкуру… Играть первую… Ни рыба ни… Ни кола ни… Семь пятниц… Троянский… Час от часу… Домашнее задание
Задание 1. Составьте семантические пропорции корова: стадо = овца:? футбол: тайм = бокс:? бык: вол = петух:? Задание 2. Определите многозначное слово по фрагменту толкования значения. Какое слово означает: и гриб, и сладкое? и часть здания, и орган тела птицы? и социальную группу, и геометрическую фигуру? и образец изделия, и профессию? и часть одежды, и природное явление? Задание 3. Составьте предложения со следующими парами. Адресат – адресант, одеть – надеть, вековой – вечный, памятный – памятливый, удачный – удачливый, невежа – невежда.
Задание 4. Подберите к данным фразеологизмам синонимическую пару На всех парах – Ни зги не видно – Обвести вокруг пальца – Тёртый калач – Хоть волком вой – Задание 5. Подберите к данным фразеологизмам антонимическую пару Засучив рукава – Как кошка с собакой – Кот наплакал – Слова не вытянешь – Грамматические нормы Имя существительное Род имени существительного Большинство существительных относится к одному из трёх родов: мужскому, женскому или среднему. Например: помидор – м. р., плацкарта – ж. р., повидло – ср. р. Род существительного определяет род согласуемого с ним прилагательного, причастия, некоторых местоимений, форму прошедшего времени глаголов и т. д.: горячий кофе, вкусное какао, красивая туфля. Иногда возникают трудности в определении рода имени существительного. Можно выделить следующие «трудные» группы существительных. 1. Существительные с мягкой основой и нулевым окончанием в И. п. ед. ч., например: табель, бандероль. Как сказать: ароматный шампунь или ароматная шампунь? Красивый тюль или красивая тюль? Внешне эти слова похожи, и, чтобы правильно определить их род, нужно обратиться к словарю и выяснить форму родительного падежа: существительные мужского рода имеют окончания ‑а, ‑я, а существительные женского рода ‑и, ‑ы. Сравни: шампунь, ‑я, м. р., ароматный шампунь; бандероль, ‑и, ж. р., почтовая бандероль. 2. Род несклоняемых (заимствованных) существительных определяется их лексическим значением: а) слова, обозначающие неодушевлённые предметы, относятся обычно к среднему роду (шерстяное кашне). Исключение: кофе – м. р. (чёрный кофе); б) существительные, обозначающие лиц женского пола, относятся к женскому роду, а мужского пола – к мужскому (старая леди, богатый рантье); обозначающие тех и других (типа визави, протеже, инкогнито, крупье) являются двуродовыми (мой визави – моя визави); в) существительные, обозначающие животных и птиц, относятся к мужскому роду независимо от пола животного (розовый фламинго), кроме случаев, когда имеется в виду именно самка (шимпанзе кормила детёныша); г) род существительных, обозначающих географические названия, определяется по родовому наименованию: река, остров, город и т. д. (Капри привлекал туристов – остров); д) по родовому наименованию определяется и род названий органов печати («Дейли Уокер» писала – газета). Обозначение лиц по профессии, должности, учёному или воинскому званию и т. п. сохраняют форму мужского рода и в тех случаях, когда они относятся к женщине (директор, декан, доцент, профессор, инспектор), так как долгое время носителями этих профессий и званий были только мужчины. В этом случае согласуемое слово (прилагательное, местоимение и др.) употребляются в форме мужского рода, а глагол в форме прошедшего времени – в форме женского рода. Ср.: Известный профессор Иванова выступила перед студентами. Наш декан Сидорова поблагодарила её за выступление. Параллельные названия легко образуются, если данная специальность (профессия, род занятий) в равной мере связана с женским и мужским трудом (продавец – продавщица, санитар – санитарка, учитель – учительница), а также со спортом, искусством, отношением к общественной организации (спортсмен – спортсменка, лыжник – лыжница, певец – певица). Однако для официального наименования рода занятий, профессий женщин (например, в анкете) предпочтительнее существительные мужского рода (лаборант, продавец, аспирант). Следует помнить, что формы на ‑ша, ‑иха (библиотекарша, секретарша, врачиха) имеют разговорную стилистическую окраску и в нейтральном стиле недопустимы. При образовании форм именительного падежа множественного числа существительных используются окончания ‑ы/‑и, ‑а/‑я. Ср.: инженер – инженеры, доктор – доктора. Часто в речи возникают варианты форм: договор – договоры и договора. Следует помнить, что многие формы на ‑а/‑я относятся к сфере просторечия и профессиональной речи и являются функционально ограниченными. Кроме того, по данным научных исследований, формы на ‑а/‑я имеют социальную приуроченность: они чаще наблюдаются у рабочих, служащих и студентов‑нефилологов. При образовании родительного падежа множественного числа существительных используются разные окончания: учитель – учителей, огурец – огурцов, брат – братьев, сестра – сестёр. Нередко возникает вопрос, как правильно сказать: килограмм яблок или килограмм яблоков? Пара носок или пара носков? Можно выделить группы слов, которые являются наиболее трудными для образования форм родительного падежа множественного числа. Это обусловлено тем, что по значению такие существительные похожи, но при образовании родительного падежа множественного числа используют разные окончания. Ср.: группа узбеков, но туркмен; пара носков, но чулок. Названия единиц измерения (граммов, ампер). Названия плодов, овощей (мандаринов, яблок). Названия людей по национальности и по принадлежности к воинским подразделениям (грузин, абхазов; офицеров, солдат). Названия парных предметов (сапог, носков). Существительные среднего рода (звено – звеньев, дело – дел).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 738; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.25.186 (0.009 с.) |