Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Русский язык и культура речи.↑ Стр 1 из 14Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
А. А. Злобин РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ. НОРМАТИВНЫЙ АСПЕКТ
Киров
Федеральное агентство по образованию Вятский государственный университет А. А. Злобин РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ. НОРМАТИВНЫЙ АСПЕКТ
Киров УДК 82.085 ББК 81.411 З68
Рецензенты:
М. В. Сандакова, доктор филологических наук, профессор кафедры издательского дела и редактирования Вятского государственного гуманитарного университета
А. С. Бочкарёва, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Вятского государственного гуманитарного университета
З68 Злобин, А. А. Русский язык и культура речи. Нормативный аспект [Текст] / А. А. Злобин. – Киров: Изд‑во ВятГУ, 2009. – 83 с.
Настоящее пособие содержит краткие теоретические сведения по основным разделам учебной дисциплины «Русский язык и культура речи». Оно включает также в себя систему практических заданий, тесты для контроля и самоконтроля студентов. Учебное пособие адресовано студентам негуманитарных специальностей высших учебных заведений. Оно может быть использовано также учителями школ и гимназий. УДК 82.085 ББК 81.411
Предисловие. 4 Акцентологические нормы современного русского литературного языка. 5 Орфоэпические нормы современного русского литературного языка. 11 Лексические нормы современного русского литературного языка. 17 Грамматические нормы современного русского литературного языка. 21 Практикум по орфографии. 29 Практикум по пунктуации. 41 Стилистические нормы современного русского языка. 46 Изобразительно‑выразительные средства языка. 51 Типы речи по функционально‑смысловому назначению.. 58 Контрольный тест. 64 Рекомендуемая литература. 83 Предисловие На современном этапе развития нашего общества повышение уровня речевой культуры становится одной из ключевых проблем. Изменение социально‑экономической ситуации в стране обусловило появление новых требований к специалисту не только в его профессиональной деятельности, но и общей гуманитарной подготовки. Создание данного пособия обусловлено введением в образовательный стандарт вузов гуманитарной дисциплины «Русский язык и культура речи» и недостаточным количеством литературы по данному предмету, особенно сборников упражнений на практических занятиях Основная задача настоящего пособия – формирование современной языковой личности, владеющей системой норм современного русского литературного языка, повышение уровня коммуникативной компетенции будущих специалистов, развитие их языковых способностей, воспитание современной языковой личности, владеющей богатством языковых средств и умеющей использовать их в разных ситуациях общения в соответствии с нормами современного русского языка. Пособие представляет собой систему заданий и упражнений по актуальным вопросам современного русского языка на уровне произношения, словоупотребления, грамматики, стилистики, орфографии и пунктуации и может быть использовано на практических занятиях по курсу «Русский язык и культура речи», а также в самостоятельной работе студентов.
Акцентологические нормы
Норма – это относительно устойчивый способ выражения, исторически принятый в языковом коллективе на основе выбора одного из вариантов употребления как обязательного для образованной части общества. Акцентология – это: 1) совокупность правил постановки словесного ударения; 2) раздел языкознания, изучающий особенности и функции ударения. Акцентологические нормы литературного языка – нормы ударения. Ударение – это выделение слога в слове. В русском языке ударный гласный в слоге выделяется длительностью, интенсивностью и движением тона.
Задание 3. Поставьте ударение в следующих иностранных словах, объясните их значение Апостроф, асимметрия, диспансер, догмат, генезис, жалюзи, квартал, маркетинг, утопия, фейерверк, факсимиле, форзац, фетиш, эксперт.
Задание 4. Перепишите слова, расставьте ударение в следующих прилагательных Балованный, валовой, высокопоставленный, гербовый, давнишний, кухонный, лубочный, мальчиковый, мизерный, оптовый, пихтовый, подростковый, радушный, украинский, цеховой, экспертный. Задание 5. Перепишите слова, расставьте ударение Августовский, агентство, агрономия, анатом, афера, аристократия, благовест, вероисповедание, втридорога, гарантированный, диалог, диоптрия, дипломатия, документ, Евангелие, запломбировать, игрище, иконопись, индустрия, каталог, километр, корысть, красивее, ломота, медикамент, намерение, обеспечение, облегчение, осмысление, позвонит, первенствовать, предвосхитить, предложить, процент, псевдоним, пуловер, разобрались, рассредоточение, ремень, рудник, сантиметр, соболезнование, собрались, созвонимся, средство, стенография, столяр, таможня, танцовщик, тошнота, углубить, узаконенный, украинец, упрочение, цемент, флюорография, ханжество, хребет, ходатайство, христианин, шофёры, экспорт, языковая (система), языковая (колбаса). Домашнее задание Задание 1. Опираясь на «Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы», расставьте ударение в приведённых ниже причастиях Воткнутый, допитый, загнутый, закормленный, начатый, побеленный, погруженный, премированный, пролитый, увезённый. Задание 2. Пользуясь словарями иностранных слов, определите лексическое значение слов, расставьте ударение Андеграунд, апокалипсис, апартаменты, бестселлер, венценосный, дилер, деликатный, импичмент, инаугурация, индифферентный, инцидент, консенсус, креативный, неофит, плеяда, презентовать, прецедент, тенденциозность, толерантность, шасси, электорат. Орфоэпические нормы Орфоэпия – это: 1) совокупность произносительных норм языка, обеспечивающая сохранение единообразия его звукового оформления; 2) раздел языкознания, изучающий нормы произношения. Орфоэпические нормы литературного языка – нормы произношения отдельных звуков и их сочетаний.
Произношение гласных звуков В современном русском литературном языке гласные звуки в безударном положении произносятся менее отчётливо и отличаются от ударных гласных. Это касается звуков, которые обозначаются буквами о, а, е, я. Качество безударного звука зависит от того, в каком слоге он находится. В первом предударном слоге на месте букв о, а произносится менее отчётливый, чем под ударением, звук [а]: т[а]вар (т о вар), б[а]тон (б а тон). Такое произношение называется аканьем. На месте букв е, я произносится звук, близкий к [и]: т[и]рять (т е рять), т[и]нуться (т я нуться). Подобное произношение учёные называют иканьем. В остальных безударных слогах (т. е. кроме первого предударного) после твёрдых согласных произносится очень слабый звук [ъ], похожий на [ы]: ло[шъ]дь (лошадь), [къ]мандир (к о мандир), а после мягких согласных – очень слабый звук [ь], похожий на [и]: Ка[т’ь] (Кат я), [т’ь]ремок (теремок). Звуки [о] и [э] после [ж], [ш], [ц] в первом предударном слоге произносятся как звук средний между [ы] и [э]: желток, шестой, цеха. Такое произношение свойственно звуку, следующему за [ж] и [ш] в словах: лошадей, к сожалению, жакет. В других словах после [ж] и [ш] можно услышать чаще [а]: жалеть, жасмин, шары, шаги. Звуки [и], [ы], [у] различаются довольно отчётливо и в безударных слогах: пр[и]горок, п[ы]лесос, выкин[у]ть. После твёрдых согласных звук [и] произносится как [ы]: поехал в Италию (ср.: сказал Виталию) – в[ы]талию; под ивой – под [ы]вой.
Произношение имён и отчеств
В практике речевого общения мы сталкиваемся с различным произношением имён и отчеств. Например, в официальном стиле допускается полное, буквенное, максимально приближённое к написанию произношение: Алекса[ндр] Алекса[ндръв’ич]; Ма[р’ий’ъ] Алексе[й’ьвн]а. Полный произносительный вариант обычно используется при чтении официальных бумаг, при первом представлении радиослушателям и телезрителям автора комментария или беседы. В устной разговорной речи обычно употребляется неполное, стяжённое произношение: Алекса[н] Алекса[нъч], Ма[р’ь] Алексе[внъ]. В просторечии существует ещё более краткое, стяжённое произношение имён и отчеств: [Сан Саныч], Ма[р’ь] Лексе[внъ]. Однако «побуквенное» и слишком стяжённое произношение имён и отчеств не характерно для нейтрального, то есть основного, стиля произношения, и их нужно избегать в повседневном общении.
Задание 6. Прочитайте в различном темпе приведённые ниже слова и проследите, какие звуки теряются при быстром произношении Александр Александрович, введение, Виктория Константиновна, вообще, Евгений Вячеславович, Елена Сергеевна, Людмила Николаевна, Мария Владиславовна, Наталья Анатольевна, Сергей Павлович, пожалуйста, по одному, пятьдесят.
Домашнее задание Задание 1. Определите, в каких словах есть непроизносимые согласные Астма, жёсткий, звёздный, извёстка, ирландский, компостировать, костлявый, лестница, невестка, областной, поездка, повестка, прелестный, студентка, тростник, частник, чёрствый, чувственный, шестнадцать.
Задание 2. Прочтите слова с сочетаниями согласных, какие звуки произносятся на их месте? Вы сш ий, бе зж изненный, ра зж ать, ра сш ирение, сж адностью, сж ать. Зо дч ий, о тч ёт, о тч ий, учё тч ик. Гру зч ик, пи сч ий, ра сч ёт, ре зч е, счё тч ик. А дск ий, бра тск ий, два дц ать, де тск ий, занима тьс я, учи тьс я. Задание 3. Распределите приведённые ниже заимствованные слова на три группы в зависимости от произнесения согласного перед [э]: а) с произносимым твёрдым согласным; б) с произносимым мягким согласным; в) с допустимым вариативным произношением. Уточните значение незнакомых слов по словарю. Составьте предложения с подчёркнутыми словами. Адепт, анестезия, аутентичный, аутодафе, берет, бутерброд, гетера, дебаты, демарш, демонтаж, депо, индекс, компетентный, кашне, крем, кузен, лазер, лотерея, менеджер, пюре, регби, рейд, реликвия, сервис, тендер, термос. Лексические нормы Лексика – это раздел науки о языке, в котором изучается словарный состав языка. Слово – основная единица языка. Из слов составляются словосочетания и предложения. Слова отличаются друг от друга своим звучанием и лексическим значением. Лексическое значение слова – это общественно закреплённый за словом смысл, одинаково понимаемый всеми носителями языка. Лексические значения слов объясняются (толкуются) в толковых словарях. Существуют различные способы толкования слов: 1) путём подбора близких по значению слов (синонимов): аккуратный – точный, пунктуальный; 2) описательно: аккуратный – соблюдающий порядок, точность. Кроме лексического, слово имеет и грамматическое значение. Например, у существительного можно определить род, число, падеж, у глаголов – время, число, лицо. Слова могут быть однозначными и многозначными. Однозначными называются слова, имеющие одно лексическое значение. Многозначными называются слова, имеющие несколько лексических значений. Ср.: игла – 1) инструмент для шитья (швейная игла); 2) лист хвойного дерева (опавшие иглы); колючки на теле животных (иглы ежа). Многозначные слова имеют прямые переносные значения. Прямое значение слова – это его основное лексическое значение. Переносное значение слова – это его вторичное значение, возникшее на основе прямого и связанное с ним по смыслу. Ср.: нос человека (прям. зн.) – нос корабля (переносн. зн.), золотое кольцо (прям. зн.) – золотое сердце (переносн. зн.). В художественной литературе слова с переносным значением используются как яркое выразительное средство. Ср.: Улыбнулись сонные берёзки, Распустили шёлковые косы, Шелестят зелёные серёжки, И горят серебряные росы (С. А. Есенин). Омонимы (гр. omos – одинаковый + onyma – имя) – это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению. Ср., напр.: ключ1 – предмет для отпирания замка; ключ2 – источник, бьющий из‑под земли, ключ3 – музыкальный знак. Следует различать многозначные слова и омонимы. В многозначных словах значения связаны между собой. Омонимы – разные слова, в значениях которых нет ничего общего. Паронимы (гр. рara – возле + onyma – имя) – это однокоренные слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значениях: подпись – роспись, одеть – надеть, главный – заглавный. Паронимы, как правило, относятся к одной части речи и выполняют в предложении аналогичные синтаксические функции. Паронимы сочетаются с разным набором слов, и это необходимо учитывать при их использовании. Ср.: вековой дуб – вечный двигатель. Синонимы – это слова, разные по звучанию, но близкие или тождественные по лексическому значению. Ср., напр.: алфавит – азбука, глаза – очи; красный – алый, пунцовый, багровый. Синонимы помогают точно и образно выражать мысли. Они служат также для связи частей текста и позволяют избежать неоправданных повторов. Антонимы – это слова, противоположные по лексическому значению. Ср.: день – ночь, красивый – безобразный, начать – кончить, вверх – вниз, до – после. Антонимические пары – это слова одной и той же части речи. Они могут быть разнокорневыми (тепло – холодно) и однокорневыми (друг –недруг, шумный – бесшумный, уехать – приехать). Употребление антонимов делает речь более яркой и выразительной. Антонимы употребляются в пословицах. Ср.: Учение – свет, а неучение – тьма; При сытости помни голод, при богатстве – бедность. Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, используемые для названия отдельных предметов, признаков, действий. Во фразеологизме, в отличие от свободного словосочетания, лексическое значение имеет не каждое слово в отдельности, а всё словосочетание в целом. Лексическое значение фразеологизма близко лексическому значению одного слова, поэтому фразеологическое сочетание можно заменить одним словом, например: за тридевять земель = далеко, как в воду глядеть = предвидеть, на скорую руку = быстро.
Задание 1. Разделите все словосочетания на 2 группы. В первую группу включите слов, употребляющиеся в прямом значении, во вторую – в переносном (метафорическом). Высота стремлений – высота холма; серебряная река – серебряный браслет, сухари к чаю – сделаться под старость сухарём; охладить спорщиков – охладите компот; серый ответ – серая туча; грязный намёк –грязные сапоги; глубокое озеро – глубокое замечание; удар об стену – удар судьбы; зелёный юнец – зелёная листва; неустойчивая лестница – неустойчивые взгляды; резать хлеб – резать слух; железный гвоздь – железное алиби; шлифовать мастерство – шлифовать металл; начертить круг – круг интересов. Задание 2. Подберите русские синонимы к заимствованным словам, а к исконно русским – иноязычные Вакуум, проветривание, фантазия, абсурд, форсировать, альтернатива, созвучие, азбука, отрывок, набросок. Задание 3. Подберите к данным словам синонимы и антонимы Друг, влажный, пасмурный, скука, создать, презрение, светлый, щедрость, весёлый, обыкновенный, успех, просторный, возникать. Задание 4. Перепишите предложения, выберите необходимое по смыслу слово. 1) (Этикетные, этические) нормы не позволяли ему брать котлету руками. 2) Недовольные своими оценками за сочинение абитуриенты могут подать (эпиляцию, апелляцию). 3) Он не слишком разговорчив, предпочитает больше читать, чем общаться с людьми. В общем, типичный (интроверт, экстраверт). 4) Мы решили купить квартиру и обратились за помощью к (дилеру, риэлтору). 5) Он был специалистом высокого класса – настоящий (профан, профи). 6) (Визажист, крупье) объявил: «Ставки сделаны! Ставок больше нет!» 7) Данные (монитора, мониторинга) дают представление о мнении столичной общественности по этому вопросу. 8) Дума вынесла (вотум, вето) недоверия правительству. 9) Он очень (креативный, корректный) человек, поскольку всегда ведет себя предельно вежливо и тактично. Задание 5. Отредактируйте предложения. Запишите правильный вариант. Объясните, в чем заключаются ошибки 1) Позвольте вам вручить этот сувенир на память! 2) Выдуманная вами фикция не поможет вам! 3) Лично я считаю по‑другому. 4) Лекция преподавателя очень информационна. Задание 6. Продолжите фразеологизмы, объясните их значение и происхождение Авгиевы… А ларчик просто… Ахиллесова… Без году … Брать быка … В здравом уме и … Водить за… Держать ухо… Делить шкуру… Играть первую… Ни рыба ни… Ни кола ни… Семь пятниц… Троянский… Час от часу… Домашнее задание
Задание 1. Составьте семантические пропорции корова: стадо = овца:? футбол: тайм = бокс:? бык: вол = петух:? Задание 2. Определите многозначное слово по фрагменту толкования значения. Какое слово означает: и гриб, и сладкое? и часть здания, и орган тела птицы? и социальную группу, и геометрическую фигуру? и образец изделия, и профессию? и часть одежды, и природное явление? Задание 3. Составьте предложения со следующими парами. Адресат – адресант, одеть – надеть, вековой – вечный, памятный – памятливый, удачный – удачливый, невежа – невежда.
Задание 4. Подберите к данным фразеологизмам синонимическую пару На всех парах – Ни зги не видно – Обвести вокруг пальца – Тёртый калач – Хоть волком вой – Задание 5. Подберите к данным фразеологизмам антонимическую пару Засучив рукава – Как кошка с собакой – Кот наплакал – Слова не вытянешь – Грамматические нормы Имя существительное Род имени существительного Большинство существительных относится к одному из трёх родов: мужскому, женскому или среднему. Например: помидор – м. р., плацкарта – ж. р., повидло – ср. р. Род существительного определяет род согласуемого с ним прилагательного, причастия, некоторых местоимений, форму прошедшего времени глаголов и т. д.: горячий кофе, вкусное какао, красивая туфля. Иногда возникают трудности в определении рода имени существительного. Можно выделить следующие «трудные» группы существительных. 1. Существительные с мягкой основой и нулевым окончанием в И. п. ед. ч., например: табель, бандероль. Как сказать: ароматный шампунь или ароматная шампунь? Красивый тюль или красивая тюль? Внешне эти слова похожи, и, чтобы правильно определить их род, нужно обратиться к словарю и выяснить форму родительного падежа: существительные мужского рода имеют окончания ‑а, ‑я, а существительные женского рода ‑и, ‑ы. Сравни: шампунь, ‑я, м. р., ароматный шампунь; бандероль, ‑и, ж. р., почтовая бандероль. 2. Род несклоняемых (заимствованных) существительных определяется их лексическим значением: а) слова, обозначающие неодушевлённые предметы, относятся обычно к среднему роду (шерстяное кашне). Исключение: кофе – м. р. (чёрный кофе); б) существительные, обозначающие лиц женского пола, относятся к женскому роду, а мужского пола – к мужскому (старая леди, богатый рантье); обозначающие тех и других (типа визави, протеже, инкогнито, крупье) являются двуродовыми (мой визави – моя визави); в) существительные, обозначающие животных и птиц, относятся к мужскому роду независимо от пола животного (розовый фламинго), кроме случаев, когда имеется в виду именно самка (шимпанзе кормила детёныша); г) род существительных, обозначающих географические названия, определяется по родовому наименованию: река, остров, город и т. д. (Капри привлекал туристов – остров); д) по родовому наименованию определяется и род названий органов печати («Дейли Уокер» писала – газета). Обозначение лиц по профессии, должности, учёному или воинскому званию и т. п. сохраняют форму мужского рода и в тех случаях, когда они относятся к женщине (директор, декан, доцент, профессор, инспектор), так как долгое время носителями этих профессий и званий были только мужчины. В этом случае согласуемое слово (прилагательное, местоимение и др.) употребляются в форме мужского рода, а глагол в форме прошедшего времени – в форме женского рода. Ср.: Известный профессор Иванова выступила перед студентами. Наш декан Сидорова поблагодарила её за выступление. Параллельные названия легко образуются, если данная специальность (профессия, род занятий) в равной мере связана с женским и мужским трудом (продавец – продавщица, санитар – санитарка, учитель – учительница), а также со спортом, искусством, отношением к общественной организации (спортсмен – спортсменка, лыжник – лыжница, певец – певица). Однако для официального наименования рода занятий, профессий женщин (например, в анкете) предпочтительнее существительные мужского рода (лаборант, продавец, аспирант). Следует помнить, что формы на ‑ша, ‑иха (библиотекарша, секретарша, врачиха) имеют разговорную стилистическую окраску и в нейтральном стиле недопустимы. При образовании форм именительного падежа множественного числа существительных используются окончания ‑ы/‑и, ‑а/‑я. Ср.: инженер – инженеры, доктор – доктора. Часто в речи возникают варианты форм: договор – договоры и договора. Следует помнить, что многие формы на ‑а/‑я относятся к сфере просторечия и профессиональной речи и являются функционально ограниченными. Кроме того, по данным научных исследований, формы на ‑а/‑я имеют социальную приуроченность: они чаще наблюдаются у рабочих, служащих и студентов‑нефилологов. При образовании родительного падежа множественного числа существительных используются разные окончания: учитель – учителей, огурец – огурцов, брат – братьев, сестра – сестёр. Нередко возникает вопрос, как правильно сказать: килограмм яблок или килограмм яблоков? Пара носок или пара носков? Можно выделить группы слов, которые являются наиболее трудными для образования форм родительного падежа множественного числа. Это обусловлено тем, что по значению такие существительные похожи, но при образовании родительного падежа множественного числа используют разные окончания. Ср.: группа узбеков, но туркмен; пара носков, но чулок. Названия единиц измерения (граммов, ампер). Названия плодов, овощей (мандаринов, яблок). Названия людей по национальности и по принадлежности к воинским подразделениям (грузин, абхазов; офицеров, солдат). Названия парных предметов (сапог, носков). Существительные среднего рода (звено – звеньев, дело – дел).
50 – 80 И. пят ь десят Р. пят и десяти Д. пят и десяти В. пят ь десят Т. пят ью десятью П. (о) пят и десяти
200 – 400 И. двест и Р. дв ух сот Д. дв ум стам В. двест и Т. дву мя стами П. (о) дв ух стах 500 – 900 И. пят ь сот Р. пят и сот Д. пят и стам В. пят ь сот Т. пят ью стами П. (о) пят и стах Следует помнить, что у числительных, обозначающих целые десятки от 50 до 80 и круглые сотни от 500 до 900, в именительном и винительном падежах после первого корня пишется мягкий знак. 6. У составных количественных числительных обозначающих целые числа, склоняются все слова, из которых они состоят И. семьсот шестьдесят восемь Р. сем и сот шест и десяти восьм и и т. д. 7. При склонении дробных числительных изменяются обе части: первая часть склоняется как числительное, обозначающее целое число, вторая – как прилагательное во множественном числе: к тр ём пят ым (Д. п.), с тре мя пяты ми (Т. п.). Если дробное числительное обозначает количество предметов, то существительное при нём всегда в родительном падеже: одна вторая гектара (И. п.), к одной второй гектара (Д. п.). Дробные числительные полтора (полторы) и полтораста при склонении имеют две формы: И., В. – полтора, полторы, полтораста Р., Д., Т., П. – полутора, полутораста 8. Собирательные числительные в косвенных падежах имеют такие же окончания, как и прилагательные во множественном числе: И. четверо медвежат Р. четвер ых медвежат Д. четвер ым медвежатам Собирательные числительные оба (обе) в мужском и среднем роде в косвенных падежах имеют основу ‑обо‑, а в женском ‑обе‑. Ср.: с об о ими мальчиками, но: с об е ими девочками. С именами существительными женского рода сочетается только числительное обе: обе подруги, обе парты. 9. Порядковые числительные склоняются по типу имён прилагательных, так как они тоже изменяются по родам, числам и падежам. Ср.: И. четвёрт ый – нов ый Р. четвёрт ого – нов ого В составных порядковых числительных при склонении изменяется только последнее слово: И. тысяча девятьсот девяносто четвёрт ый год Р. тысяча девятьсот девяносто четвёрт ого года Следует иметь ввиду, что порядковые числительные на ‑сотый, ‑тысячный, ‑миллионный, ‑миллиардный пишутся слитно: шестисотый километр, двухтысячный экземпляр.
Задание 2. Запишите существительные в форме множественного числа именительного падежа, выделите окончание, расставьте ударение Адрес, бег, берег, борт, бухгалтер, бюллетень, выбор, выговор, герб, госпиталь, директор, договор, доктор, инженер, конденсатор, лектор, мастер, маляр, месяц, номер, офицер, очередь, подпись, плоскость, приз, профессор, сорт, столяр, торт, тренер, шампунь, шёлк, шофёр. Задание 3. Перепишите, раскрывая скобки Группа (инженеры, офицеры, тренеры, шофёры) Двадцать (граммы, килограммы, гектары) Килограмм (апельсины, мандарины, помидоры, томаты) Много (места, макароны, яблоки) Традиции (партизаны, солдаты, татары) Пара (ботинки, брюки, сапоги, носки, чулки) Песни (армяне, болгары, греки, грузины, монголы, осетины, румыны, цыгане, эскимосы). Задание 4. Образуйте простую и составную сравнительную степень у следующих прилагательных: богатый, дешёвый, красивый, твёрдый, слабый.
Задание 5. Образуйте простую и составную превосходную степень у следующих прилагательных: глубокий, старый, острый, талантливый, умный.
Задание 6. Исправьте ошибки в употреблении форм степеней сравнения 1) Его выступление более удачнее. 2) Слаже мёда ничего нет. 3) Мы встретимся вновь самое позжее через несколько месяцев. 4) Блок – самый талантливейший из русских поэтов серебряного века. 5) Писатель употребляет эти слова, чтобы сделать описание предметов наиболее реальным. 6) Успеваемость в первой группе была более выше, чем во второй. Задание 7. Исправьте ошибки в употреблении деепричастных оборотов. Объясните, в чём заключается ошибка. 1. Раскопав яму до дна, на солнце заблестели голубые камни. 2. Объяснение этих явлений может быть найдено, взяв в качестве иллюстрации последние события. 3. Глядя на то, что происходит сегодня, у меня руки развязаны. 4. Торговый зал был очищен от людей, опасаясь, что рухнет потолок. 5. Поднимая цены на машины, топливо, это прямо отражается на себестоимости сельскохозяйственной продукции. 6. Выяснив, что объём производства уменьшился, возникает вопрос о причине этого. 7. Изучая процесс разгосударствления, обнаруживается определённая закономерность.
Задание 6. Прочитайте предложения, выбирая правильный вариантсобирательного числительного 1) Жена и дочь городничего мало чем отличаются друг от друга. У (обоих, обеих) много кокетства и легкомыслия. 2) К Хлестакову являются также Бобчинский и Добчинский, и у (обоих, обеих) он просит взаймы денег. 3) Кабанова деспотически обращается с членами (её, своей) семьи. Домашнее задание Задание 1. Раскройте скобки. Поставьте существительные в нужном падеже 1) Согласно (устав предприятия, приказ директора, указ президента). 2) Благодаря (помощь и поддержка друзей, полученные знания). 3) Вопреки (ожидания, здравый смысл, советы врачей). 4) По (возвращение из командировки, приезд в столицу). 5) Рецензия (статья, книга, спектакль). 6) Отзыв (диссертация, монография, работа). 7) Заведующий (кафедра, отдел).
Задание 2. Определите лексическое значение и род несклоняемых существительных. Подберите к ним подходящие по смыслу прилагательные или глаголы в форме прошедшего времени. Запишите получившиеся словосочетания. I. Атташе, бигуди, Визе, безе, боа, бра, бренди, Гоби, жалюзи, жюри, инкогнито, интервью, какаду, какао, кашне, коммюнике, конферансье, колибри, крупье, кофе, лобби, либретто, мадам, пианино, пони, резюме, реноме, ситро, Сочи, «Тайм», Чили, эсперанто. II. Арго, антраша, банджо, динго, драпри, импресарио, индиго, инженю, гну, гризли, кабальеро, конферансье, конфетти, кули, кюре, манго, марабу, маэстро, мацони, пери, рантье, ранчо, габбро, рефери, сирокко, сулугуни, цеце, шоу, эмбарго. Задание 3. Просклоняйте по парадигме падежей числительные 60,700,5574 Практикум по орфографии Гласные после шипящих
Таблица 5 Гласные ы н и в корнях слов после приставок и ц
Таблица 6 Правописание приставок
Таблица 9 Правописание ‑Н и ‑НН в различных частях речи
|