I. Выполнение проверочных заданий. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Выполнение проверочных заданий.



З а д а н и е 1. Спишите, раскрывая скобки.

(Не)говори, чему учился, а говори, что (у)знал. (Не)хвали себя сам, пусть люди (по)хвалят тебя. Плохо тому, кто добра (не)делает никому. (Не)стыдно (не)знать, стыдно (не)учиться. (Не)(раз)грызешь ореха – (не)съешь ядра. Семеро одного (не)ждут. (Не) откладывай на завтра то, что можно (с)делать сегодня.

З а д а н и е 2. Спишите текст каллиграфическим почерком, определите время глаголов.

Тихо, темно. Но вот донеслись откуда-то странные звуки, будто падают капельки. Это поет глухарь. Проснутся другие птицы, и вы уже не услышите глухаря. Вот ночь чуть посерела, и уже звучат другие голоса: барашком блеет бекас, кукует кукушка, слышится нежная песенка зарянки. А когда небо посветлеет, поднимается в лесу такой свист и щебет, что в ушах шум стоит.

II. Итог урока.

– Какие знания вы использовали при выполнении работы?

Урок 115

Неопределенная форма глагола

Ц е л ь: познакомить с особенностями глаголов в начальной форме.

Х о д у р о к а

I. Орфографическая минутка.

Встречать, варить, кормить, сорить, вязать, мирить, просить, слабеть, тащить, звонить, шептать, держать, тянуть, катать.

– Выделите корень, подчеркните безударную гласную в корне, устно докажите ее правописание.

II. Формирование новых знаний.

– На какие вопросы отвечают эти глаголы?

– Определите время и число. Почему этого нельзя сделать?

– По каким признакам можно узнать неопределенную форму глагола?

– Приведите примеры глаголов в неопределенной форме.

1. П р о ч и т а й т е п р а в и л ь н о.

Выделенные слова замените глаголами в неопределенной форме.

Хорошо был рыбаком

Или строил новый дом,

Капитаном в море плыл,

Пастухом в колхозе был,

Хорошо больных лечил,

Хорошо детей учил.

2. Н а б л ю д е н и е за глаголами неопределенной формы в тексте.

В ы п о л н е н и е упражнений 14 и 15 на с. 58 по заданию учебника.

– Всегда ли в глаголах неопределенной формы есть суффикс -ть или -ти?

– Прочтите сведения о языке на с. 58.

– Что нового для себя узнали?

– Прочтите правило в красной рамке.

– Какие части слова не входят в основу слова?

– Используйте эти знания при выполнении упражнения 16 (на доске).

– Составьте алгоритм разбора глагола по составу (морфемам).

АЛГОРИТМ

РАЗБОРА ГЛАГОЛА ПО СОСТАВУ

1. Определить форму глагола (инфинитив, время).

2. Выделить суффикс неопределенной формы.

3. Выделить основу.

4. Выделить корень слова.

5. Выделить глагольный суффикс.

6. Выделить другие части слова (если есть).

Учитель вывешивает схему-алгоритм.

III. Закрепление.

В ы п о л н е н и е упражнения 18 по заданию учебника, на доске, с комментированием.

IV. Самостоятельная работа.

Учащиеся самостоятельно выполняют упражнение 19 на с. 60.

V. Итог урока.

– В какой форме у глаголов есть суффиксы -ть, -ти?

– Расскажите алгоритм морфемного разбора глаголов неопределенной формы.

Домашнее задание: упражнение 20, с. 61.

Урок 116

Неопределенная форма глагола. Частицы - ся, - сь

Ц е л ь: познакомить со значением слов с частицами - ся, - сь; с правописанием глаголов с этими частицами.

Х о д у р о к а

I. Орфографическая минутка.

Подчеркнул цветным карандашом, огласил окрестность, наполнялся шумом, бьет из камней, напоила и угостила, входил в мастерскую.

– Докажите правописание слов, разберите глаголы по составу.

II. Актуализация опорных знаний.

В ы п о л н е н и е упражнения 21 на с. 61 по заданию учебника.

– Разберите глаголы по составу.

III. Формирование новых знаний.

1. З н а ч е н и е слов с частицами - ся, - сь.

Упражнение 22 выполняют под руководством учителя.

– Сравните значения слов в упражнении.

– Что придает такой смысл выделенным глаголам?

– Как пишутся эти частицы? Эти частицы выделяются как суффиксы.

– Прочтите сведения о языке на с. 62. Докажите его примерами.

– Разберите глаголы по составу.

2. В ы п о л н е н и е упражнения 23 по заданию учебника.

Лучшее предложение учитель записывает на доске.

Разберите глаголы по составу.

3. Упражнения 24, 25 выполняют по заданию учебника и вопросам учителя.

– от каких глаголов можно образовать глаголы с частицей - ся?

Броса ть ся, кида ть ся, швыря ть ся.

внимание! у глаголов в неопределенной форме с частицей - ся мягкий знак сохраняется.

IV. Закрепление.

– Замените фразеологизмы близким по значению глаголом в неопределенной форме.

Повесить голову (загрустить).

Дать по шапке (прогнать).

Класть зубы на полку (голодать).

Гладить по головке .

Зарубить на носу (запомнить).

Бить баклуши (бездельничать).

– Образуйте, если можно, глаголы с частицей - ся или - сь.

V. Итог урока.

– Какое значение имеют глаголы с частицей - ся?

Домашнее задание: упражнение 27, с. 63.

Урок 117

Изложение

Ц е л ь: проверить умение использовать глаголы с частицей - ся в речи.

Х о д у р о к а

Схватка со змеей

Однажды ночью раздался сильный крик. Я оделся и выбежал на палубу. Матросы столпились у груды деревьев. Из нее выползла змея и скрылась.

Я побежал в каюту и взял клетку. В ней находились дикая и ручная мангусты. Я выпустил их на палубу. Зверьки юркнули в темноту.

Прошло несколько минут. Показалась дикая мангуста. Она впилась острыми зубами в хвост змеи и тащила ее из бревен. Змея извивалась, рвалась. Вот появилась ее голова. Выскочила ручная мангуста. Она впилась в шею змеи. Схватка закончилась. Матросы с любовью смотрели на мангуст.

С л о в а д л я с п р а в о к: матросы, каюта, мангуста, выскочила, несколько.

ПЛАН
РАБОТЫ С ТЕКСТОМ ИЗЛОЖЕНИЯ

1. Чтение текста.

2. Составление плана.

3. Пересказ по плану.

4. Орфографическая подготовка.

5. Полный пересказ текста.

6. Заключительное чтение текста.

7. Написание.

8. Самопроверка.

Итог урока.

– Для чего вы учитесь писать изложение?

Урок 118

Работа над ошибками

Ц е л и: отработать речевые и орфографические ошибки, допущенные в изложении; закрепить учебный материал о признаках глагола.

Х о д у р о к а



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 681; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.175.120.161 (0.01 с.)