ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этап. Работа над словом и предложением.



1. Артикуляционная, дыхательная и голосовая гимнастика.

2. Лексические упражнения.

Цель – расширение словарного запаса.

Задачи:

а) расширять словарный запас за счет знакомства с новыми понятиями;

б) уточнять и систематизировать лексику.

Упражнения:

- объяснение значений незнакомых для детей слов (при употреблении на занятии слов, незнакомых детям, логопед их объясняет и, по возможности, показывает картинку с изображением данного предмета, действия или признака);

- работа с толковыми словарями (самостоятельный поиск детьми значений незнакомых слов в словарях);

- самостоятельное объяснение детьми значений слов (детям предлагается рассказать, как они понимают смысл того или иного слова);

- соотнесение слова с обобщающим понятием (детям предлагаются слова из какой-либо лексической темы, они должны подобрать обобщающее слово; возможна работа по картинкам);

- подбор глаголов, прилагательных к существительному.

3. Задания на развитие грамматического строя речи.

Цель – закрепление навыков словообразования и словоизменения.

Задачи:

а) совершенствовать навыки словообразования;

б) совершенствовать навыки словоизменения.

Упражнения:

- ответы на вопросы о расположении предметов (по картинкам);

- выполнение действий с предметами, распределив их определенным образом в пространстве;

- составление предложений из слов в начальной форме, данных в разброс;

- вставка в предложение пропущенных слов;

- верификация предложений;

- называние цвета различных предметов;

- подбор картинки к данной форме глагола;

- добавление названия предмета к прилагательному;

- нахождение неправильных окончаний в словах предложения;

- упражнение «Скажи ласково».

4. Работа над интонационной стороной речи на материале слов, предложений, диалога.

Помимо обозначенных на подготовительном этапе задач и упражнений, на основном этапе в работу дополнительно включается ещё одна задача –формирование сложного многокомпонентного интонационного навыка.

Упражнения:

- различение мелодических контуров различных типов предложений (различение повествовательной, восклицательной и вопросительной интонации, средств выражения и способов обозначения; дифференциация различных вариантов интонации звучания одинаковых предложений с обозначением сигнальной карточкой соответствующего пунктуационного знака; дифференциация повествовательной, восклицательной, вопросительной интонации);

- воспроизведение темпа в неречевом плане (повтор за логопедом в определенном темпе ударов по музыкальному инструменту);

- воспроизведение темпа в речевом плане (скоординированное с темпом и ритмом собственных движений воспроизведение слогов с разным темпом, произнесение с указанным темпом односинтагменных чистоговорок, изменение по инструкции темпа речи);

- воспроизведение ритмических структур в неречевом плане (сопряжено-отраженно отрабатываются ритмические рисунки— ритм повтора, ритм чередования, ритм противопоставления, воспроизведение ритмов по слуховому образцу и по словесной инструкции, трансформация зрительной схемы в звуковой ритм, воспроизведение акцентированных и неакцентированных ритмов);

- воспроизведение ритмических структур в речевом плане (одинаковых слогов, слогов с разными гласными и согласными звуками, односложных простых слов, односложных слов со стечением, двухсложных слов с ударением, падающим на гласные на первый, второй слог, пар слов с разноместным ударением, слов с различной слоговой структурой и местом отрабатываемого гласного по отношению к ударению в слове, отхлопывание слогового ритма с одновременным проговариванием, отстукивание ритмического контура слова, словосочетания, предложения и стихотворения с последующим воспроизведением его слоговой структуры, воспроизведение текста с отработанными движениями, затем произнесение текста без сопутствующих движений);

- развитие звуковысотных изменений на материале гласных звуков с показом движения руки понижения и повышения голоса;

- сопряженное и отраженное произнесение за логопедом односинтагменных предложений различных интонационных типов с движением руки, соответствующим понижению и повышению голоса;

- произвольное повторение реплик персонажей предложенной сюжетной картинки с верной интонацией по направляющим вопросам логопеда;

- самостоятельное «озвучивание» сюжетных картинок по направляющим вопросам логопеда;

- произвольное формулирование предложений с изучаемыми интонационными контурами по инструкции учителя-логопеда: задай вопрос, поинтересуйся, переспроси, порадуйся, похвали, расскажи, вспомни, отдай приказ и т.д.);

- воспроизведение интенсивности по подражанию за логопедом;

- самостоятельное изменение силы голоса по инструкции с использованием сюжетной картинки и без нее;

- сопряженное и отраженное воспроизведение логического ударения;

- самостоятельное выделение в простом предложении слова, обозначенного логическим ударением (выделить «главное» слово по смыслу, произносить предложение, меняя место логического ударения);

- формирование правильности реальной интонационной разметки в самостоятельной речи;

- развитие речепорождения и произвольного изменения речевого тембра (сопряженный и отраженный повтор за логопедом слов, отражающих эмоциональные переживания, изменение качества голоса с целью передачи содержательной информации по иллюстрационному образцу, произвольное изменение речевого тембра на материале одного предложения по инструкции логопеда);

- прослушивание односингагменного предложения, ответы на вопросы: как оно было произнесено (спокойным, ровным голосом; с понижением голоса; с резким повышением голоса и последующим спадом); что передавало (сообщение информации; удивление, незнание; радость, негодование и т.д.); каким знаком в конце предложения должно быть обозначено, какое слово в предложении было выделено;

- повторение проанализированного предложения с нужной интонацией.

- воспроизведение реплик диалога с нужной интонацией;

- оценка и сравнение высказываний учащихся, выполненных в контексте конкретной речевой ситуации (диалог);

- узнавание ошибок при воспроизведении различных интонационных конструкций в чужой речи, исправление интонационных недочетов на материале диалога;

- анализ правильности воспроизведения заданной интонации в собственной речи в момент произнесения на материале диалога;

- выделение наиболее значимой части речевого высказывания с помощью логического ударения на материале диалога;

- дирижирование во время произнесения различных типов интонационных конструкций на материале диалога;

- передача эмоционально-экспрессивного оттенка высказывания посредством мелодики, интенсивности, темпа и тембра голоса.

5. Работа над пониманием слов и фраз.

Цель – уточнение понимания прочитанных слов и предложений.

Задачи:

а) уточнить понимание слов;

б) уточнить понимание фраз, предложений.

Упражнения:

- чтение слова и показ соответствующей картинки;

- чтение слова и выполнение действия;

- нахождение в прочитанном предложении слова-предмета, слова-действия, слова-признака;

- чтение предложения и показ соответствующей картинки;

- дополнение предложения с помощью задаваемых вопросов;

- чтение предложения и ответ на вопрос по его содержанию;

- повторение прочитанного предложения.

6. Задания на развитие высших психических функций.

Цель – развитие основных психических процессов и функций, обеспечивающих формирование письменно-речевой деятельности.

Задачи:

а) формировать произвольное внимание;

б) активизировать кратковременную и долговременную слуховую и зрительную память;

в) развивать словесно-логическое мышление;

г) развивать воображение.

Упражнения:

- упражнение «Найди отличия» (выполняется по картинкам);

- дидактическая игра «Путаница» (также выполняется с использованием картинок);

- нахождение среди строчек с буквами целых слов;

- заучивание двусложных слов, семантически не связанных друг с другом (повторение слов сразу после прослушивания, через час, на следующий день);

- заучивание двусложных слов, семантически связанных между собой (повторение слов сразу после прослушивания, через час, на следующий день);

- дидактическая игра «Остановись, мгновенье» (запечатление в памяти определенной картины);

- исключение лишнего;

- нахождение пар слов;

- упражнение «Нелепицы»;

- дидактическая игра «Правда-выдумка»;

- упражнение «Угадай, что нарисовано»;

- головоломки;

- составление слов из букв;

- дидактическая игра «Фантастические сюжеты».

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.247.75 (0.01 с.)