Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Трудности в коррекционном процессе.
1. На первых занятиях ребенок часто отвлекался, был пассивен. Лишь после включения в процесс занятий музыкальных отрывков, интерес ребенка значительно возрос. Даниил Л. стал приходить на занятия раньше положенного времени, с нетерпением ждал начала, был активен на занятии.
2. К моменту начала коррекционной работы у ребенка отмечался преимущественно грудной тип дыхания. В связи с этим все упражнения на развитие дыхания давались ему с большим трудом, постоянно требовалась помощь логопеда.
3. В процессе реализации программы оказалось, что у ребенка очень низкий уровень слуховой памяти, в связи с чем Даниил Л. испытывал трудности в запоминании материала на слух. Однако в процессе тренировочных упражнений объем слуховой памяти удалось несколько увеличить, позволив ребенку пользоваться данным видом памяти.
4. Чтение ребенка к моменту начала коррекционного воздействия находилось на этапе послогового чтения, что отнимало на занятии много времени. Поэтому на протяжении подготовительного этапа мы занимались с Даниилом Л. развитием слогового синтеза, благодаря чему ребенок перешел на этап становления синтетических приемов чтения, то есть чтения целыми словами с переходом на чтение по слогам при прочтении длинного и сложного слова.
5. Уровень сформированности интонационной стороны речи у ребенка был критический. Наибольшие сложности во время реализации программы возникали при выполнении заданий на восприятие и воспроизведение ритма. Трансформация ритмических структур из одной модальности в другую так и осталась для ребенка недоступной. Другие компоненты интонации корригировались достаточно более просто.
6. На первоначальных этапах работы инструкцию для каждого конкретного задания приходилось повторять для Данила Л. несколько раз, поскольку с первого раза он не мог понять инструкцию.
7. Наиболее сложным процессом для данного ребенка было формирование самоконтроля. Даниил Л. длительно не мог оценить свое понимание, интонацию, при том, что при взаимопроверке легко находил ошибки у соседа по парте. Путем прослушивания диктофонных записей с его речью, нам всё-таки удалось привлечь внимание ребенка к своей речи, чтению и пониманию прочитанного.
8. Ребенок посещал не все занятия (по болезни), поэтому некоторые из них приходилось проводить с ним индивидуально.
Заключительная диагностика.
1. Результаты повторной скрининг-диагностики свидетельствуют, что для Даниила Л. характерен допустимый уровень сформированности интонационной стороны речи в устной и письменной речевой деятельности.
2.У ученика наблюдается непостоянное отклонение от нормы при восприятии и воспроизведении темпа, ритма, тембра. Спонтанная речь, особенно в эмоционально значимой ситуации достаточно выразительна. При выполнении специальных диагностических заданий наблюдаются неточности (преобладают просодико-интонационные функционально незначимые ошибки). Простой интонационный навык сформирован. Показатель сформированности интонационной стороны речи – допустимый (68 баллов).
3. Оценка смысловой организации и выразительного оформления диалогической речи показала, что для школьника характерна смысловая цельность основных компонентов содержания, динамическое сочетание тема-рематических взаимодействий. Испытуемый использует в диалоге как развернутые, так и неразвернутые предложения, в устной речи отмечается использование всего комплекса средств интонационной выразительности (мелодика, интенсивность, темп, ритм, логическое и словесное ударение, паузирование, тембр). Внешнее выражение эмоциональной реакции адекватно в диалогической речи, невербальные формы выражения оптимальны. Показатель смысловой организации и выразительного оформления диалогической речи – высокий уровень (2 балла).
4. Диагностика смысловой организации и выразительного оформления монологической речи при пересказе выявила у школьника нерезко выраженные нарушения смыслового оформления высказывания; пропуски отдельных фрагментов сюжета при сохранности последовательности изложения и композиционной завершенности. В речи в основном присутствуют простые, нераспространенные предложения, комплекс средств интонационной выразительности испытуемый практически не использует. Внешнее выражение эмоциональной и невербальной реакции во время высказывания неадекватно. Показатель смысловой организации и выразительного оформления монологической речи – допустимый уровень (3 балла).
5. При чтении произведений разных жанров у мальчика отмечаются редкие интонационные неточности, которые самостоятельно замечаются и исправляются. Ученик верно отвечает на большинство вопросов по содержанию прочитанного текста, главную мысль текста не выделяет, но осуществляет более или менее полный пересказ. Он передает смысл событий с помощью выразительных средств, но затрудняется в выражении посредством интонационных средств своего отношения к читаемому. Уровень сформированности смыслового компонента чтения – допустимый (3 балла). Уровень сформированности выразительного компонента чтения – допустимый (1 балл).
6. На письме у Даниила Л.отмечается небольшое количество нестойких семантико-синтаксических и пунктуационных ошибок, которые самостоятельно замечаются и исправляются. В изложении выявлено разнообразное использование языковых средств, цельность, связность текста; в сочинении отмечаются типологические просодико-интонационные ошибки, нарушение цельности, связности и композиционной структуры текста. Сформированность семантико-синтаксических и пунктуационных навыков в слуховом диктанте – допустимый уровень (1 балл). Сформированность смыслового и интонационного анализа текста изложения – допустимый уровень (1 балл), а сочинения – критический (0 баллов).
Полученные результаты диагностического обследования (контрольный и констатирующий эксперимент) оформлены в обобщающую таблицу (см. Таблица 5).
Таблица 5
Результаты изучения уровней сформированности смысловой и интонационной стороны речи в устной и письменной речевой деятельности у Даниила Л.
Этап
| Устная речевая
деятельность
| Письменная речевая деятельность
| Итоговый уровень
| Сформированность интонационной стороны речи
| Сформированность смысловой организации и выразительного оформления диалогической речи
| Сформированность смысловой организации и выразительного оформления монологической речи
| Чтение
| Письмо
| Сформированность смыслового компонента чтения
| Сформированность выразительного компонента чтения
| Сформированность семантико-синтаксических и пунктуационных навыков в слуховом диктанте
| Сформированность смыслового и интонационного анализа текста изложения
| Сформированность смыслового и интонационного анализа текста сочинения
| балл
| уровень
| балл
| уровень
| балл
| уровень
| балл
| уровень
| балл
| уровень
| балл
| уровень
| балл
| уровень
| балл
| уровень
|
| Констарирующий
|
| К
|
| Д.
|
| Д.
|
| К.
|
| К
|
| К.
|
| К
|
| К
| К.
| Контрольный
|
| Д
|
| В.
|
| Д.
|
| Д.
|
| Д
|
| Д.
|
| Д.
|
| К
| Д.
| Примечание: В – высокий уровень, Д – допустимый уровень, К – критический уровень.
Отзывы ближайшего окружения.
1. Отзыв мамы. Ребенок стал чаще самостоятельно читать, улучшилась его успеваемость, он стал делать меньше ошибок при выполнении домашнего задания.
2. Отзыв папы. Ребенок стал лучше и быстрей читать, может ответить на вопрос, о чем читал. Стал самостоятельно рассказывать об интересных книгах и просить ему их купить, стал более активным и тянется к коллективу.
3. Отзыв учителя. У ребенка на письме снизилось количество ошибок, он стал быстрее и правильнее читать, в связи с чем улучшилась успеваемость по русскому языку и чтению. Даниил Л. стал гораздо более выразительно читать стихотворения и даже был отправлен на конкурс чтецов, в котором занял 6 место из 20 соревнующихся. Ребенок стал более внимателен и собран, лучше запоминает материал.
План работы по формированию смыслового компонента чтения в 3 классе
Дата
| Тема занятия
| Содержание занятия
| Время
| 16 ноября 2010
| 1. Знакомство с интонацией
| а) артикуляционная гимнастика,
б) дыхательная гимнастика,
в) отработка четкого произнесения гласных звуков [а, о, у, и, ы, э],
г) развитие словарного запаса,
д) обогащение лексического запаса определениями, характеризующими интонационную сторону речи,
е) развитие мелодической стороны речи и работа над ритмом,
ж) формирование простого однокомпонентного интонационного навыка,
з) развитие слухоречевой памяти,
и) развитие слогового синтеза (дифференцированно).
| 1 ч
| 19 ноября 2010
| 2. Знакомство с ритмом
| а) артикуляционная гимнастика,
б) дыхательная гимнастика,
в) голосовая гимнастика,
г) отработка четкого произнесения гласных звуков [е, ё, ю, я],
д) развитие словарного запаса,
е) обогащение лексического запаса определениями, характеризующими интонационную сторону речи,
ж) работа над ритмом,
з) формирование простого однокомпонентного интонационного навыка,
и) развитие мышления,
к) развитие слогового синтеза (дифференцированно).
| 1 ч
| 23 ноября 2010
| 3. Знакомство с мелодикой и интенсивностью
| а) артикуляционная гимнастика,
б) дыхательная гимнастика,
в) голосовая гимнастика,
г) отработка четкого произнесения свистящих и шипящих согласных звуков [с, з, ш, ж, с`, з`],
д) развитие словарного запаса,
е) обогащение лексического запаса определениями, характеризующими интонационную сторону речи,
ж) знакомство с типами предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске,
з) развитие мелодической стороны речи и работа над интенсивностью,
и) формирование простого однокомпонентного интонационного навыка,
к) развитие внимания, мышления,
л) развитие слогового синтеза (дифференцированно).
| 1 ч
| 26 ноября 2010
| 4. Знакомство с темпом и паузированием
| а) артикуляционная гимнастика,
б) дыхательная гимнастика,
в) голосовая гимнастика,
г) отработка четкого произнесения сонорных согласных звуков [р, л, р`, л`],
д) развитие словарного запаса,
е) обогащение лексического запаса определениями, характеризующими интонационную сторону речи,
ж) знакомство с типами предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске,
з) работа над темпом и паузированием,
и) формирование простого однокомпонентного интонационного навыка,
к) развитие зрительной памяти, внимания,
л) развитие слогового синтеза (дифференцированно).
| 1 ч
| 30 ноября 2010
| 5. Знакомство с логическим и словесным ударением, тембром
| а) артикуляционная гимнастика,
б) дыхательная гимнастика,
в) голосовая гимнастика,
г) отработка четкого произнесения согласных звуков-африкат [ч, щ, ц],
д) развитие словарного запаса,
е) обогащение лексического запаса определениями, характеризующими интонационную сторону речи,
ж) знакомство с типами предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске,
з) работа над логическим и словесным ударением, тембровой характеристикой,
и) формирование простого однокомпонентного интонационного навыка,
к) развитие мышления, воображения,
л) развитие слогового синтеза (дифференцированно).
| 1 ч
| 3 декабря 2010
| 6. Слово. Слова-предметы.
| а) артикуляционная гимнастика,
б) дыхательная гимнастика,
в) закрепление определений, характеризующих интонационную сторону речи,
г) закрепление знаний о типах предложений по цели и эмоциональной окраске высказывания,
д) работа со словами, обозначающими предметы,
е) совершенствование навыков словоизменения,
ж) совершенствование интонационной стороны речи, сложного интонационного навыка на материале диалога,
з) работа над пониманием слов,
и) развитие зрительного внимания и памяти.
| 1 ч
| 7 декабря 2010
| 7. В гостях у царицы грамматики.
| а) артикуляционная гимнастика,
б) голосовая гимнастика,
в) закрепление определений, характеризующих интонационную сторону речи,
г) закрепление знаний о типах предложений по цели и эмоциональной окраске высказывания,
д) закрепление знаний о существительном,
е) совершенствование навыков словоизменения,
ж) совершенствование интонационной стороны речи, сложного интонационного навыка на материале диалога,
з) работа над пониманием слов,
и) развитие логического мышления.
| 1 ч
| 8 декабря 2010
| 8. Слова-действия.
| а) артикуляционная гимнастика,
б) дыхательная гимнастика,
в) закрепление определений, характеризующих интонационную сторону речи,
г) закрепление знаний о типах предложений по цели и эмоциональной окраске высказывания,
д) работа со словами, обозначающими действия,
е) совершенствование навыков словообразования,
ж) совершенствование интонационной стороны речи, сложного интонационного навыка на материале диалога,
з) работа над пониманием слов,
и) развитие логического мышления.
| 1 ч
| 10 декабря 2010
| 9. Слова-признаки.
| а) артикуляционная гимнастика,
б) голосовая гимнастика,
в) закрепление определений, характеризующих интонационную сторону речи,
г) закрепление знаний о типах предложений по цели и эмоциональной окраске высказывания,
д) работа со словами, обозначающими признаки,
е) совершенствование навыков словообразования,
ж) совершенствование интонационной стороны речи, сложного интонационного навыка на материале диалога,
з) работа над пониманием слов,
и) развитие памяти, мышления, воображения.
| 1 ч
| 14 декабря 2010
| 10. Предло-жение.
| а) артикуляционная гимнастика,
б) дыхательная гимнастика,
в) закрепление определений, характеризующих интонационную сторону речи,
г) закрепление знаний о типах предложений по цели и эмоциональной окраске высказывания,
д) развитие словарного запаса,
е) совершенствование навыков словообразования и словоизменения,
ж) совершенствование интонационной стороны речи, сложного интонационного навыка на материале диалога,
з) работа над пониманием фраз,
и) работа над интонационной и смысловой законченностью предложений,
к) развитие внимания.
| 1 ч
| 15 декабря 2010
| 11. Предло-жение.
| а) артикуляционная гимнастика,
б) дыхательная гимнастика,
в) голосовая гимнастика,
г) закрепление определений, характеризующих интонационную сторону речи,
д) закрепление знаний о типах предложений по цели и эмоциональной окраске высказывания,
е) развитие словарного запаса,
ж) совершенствование навыков словообразования и словоизменения,
з) совершенствование интонационной стороны речи, сложного интонационного навыка на материале диалога,
и) работа над пониманием фраз,
к) работа над интонационной и смысловой законченностью предложений,
л) развитие внимания, памяти, мышления.
| 1 ч
| 17 декабря 2010
| 12. Стихотворение И. Сурикова «Ярко светит солнце».
| а) артикуляционная гимнастика,
б) дыхательная гимнастика,
в) голосовая гимнастика,
г) работа над интонационной и смысловой стороной речи на основе стихотворного текста,
д) развитие словарного запаса,
е) формирование синтаксической структуры предложения,
ж) совершенствование интонационной стороны речи, сложного интонационного навыка на материале монолога,
з) развитие воображения,
и) развитие интереса к поэтическому слову.
| 1 ч
| 21 декабря 2010
| 13. Стихотворение. Как можно по-разному рассказать о капле?
| а) артикуляционная гимнастика,
б) дыхательная гимнастика,
в) работа над интонационной и смысловой стороной речи на основе стихотворного текста,
г) развитие словарного запаса,
д) формирование синтаксической структуры предложения,
е) совершенствование интонационной стороны речи, сложного интонационного навыка на материале монолога,
ж) развитие словесно-логического мышления,
з) развитие интереса к поэтическому слову.
| 1 ч
| 24 декабря 2010
| 14. Стихотворение. Образ героя шуточного стихотворения.
| а) артикуляционная гимнастика,
б) дыхательная гимнастика,
в) голосовая гимнастика,
г) работа над интонационной и смысловой стороной речи на основе стихотворного текста,
д) развитие словарного запаса,
е) формирование синтаксической структуры предложения,
ж) совершенствование интонационной стороны речи, сложного интонационного навыка на материале монолога,
з) развитие интереса к поэтическому слову.
| 1 ч
| 18 января 2011
| 15. Стихотворение. Образ бабочки в лирическом стихотворении.
| а) артикуляционная гимнастика,
б) голосовая гимнастика,
в) работа над интонационной и смысловой стороной речи на основе стихотворного текста,
г) развитие словарного запаса,
д) формирование синтаксической структуры предложения,
е) развитие мышления, воображения,
ж) развитие интереса к поэтическому слову.
| 1 ч
| 19, 21 января 2011
| 16,17. Стихотворение А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало».
| а) артикуляционная гимнастика,
б) дыхательная гимнастика,
в) голосовая гимнастика,
г) работа над интонационной и смысловой стороной речи на основе стихотворного текста,
д) развитие словарного запаса,
е) формирование синтаксической структуры предложения,
ж) совершенствование интонационной стороны речи, сложного интонационного навыка на материале монолога,
з) развитие воображения,
и) развитие интереса к поэтическому слову.
| 2 ч
| 25 января 2011
| 18. Сказка. «Петушок и бобовое зернышко».
| а) артикуляционная гимнастика,
б) дыхательная гимнастика,
в) голосовая гимнастика,
г) работа над интонационной и смысловой стороной речи на основе прозаического текста,
д) развитие словарного запаса,
е) формирование синтаксической структуры предложения,
ж) совершенствование сложного интонационного навыка,
з) развитие внимания, памяти,
и) развитие читательской самостоятельности.
| 1 ч
| 28 января 2011
| 19. Сказка. «Лисичка со скалочкой».
| а) артикуляционная гимнастика,
б) голосовая гимнастика,
в) работа над интонационной и смысловой стороной речи на основе прозаического текста,
г) развитие словарного запаса,
д) формирование синтаксической структуры предложения,
е) совершенствование сложного интонационного навыка,
ж) развитие воображения,
з) развитие читательской самостоятельности.
| 1 ч
| 1 февраля 2011
| 20. Рассказ И. Соколова-Микитова «Ёж».
| а) артикуляционная гимнастика,
б) дыхательная гимнастика,
в) голосовая гимнастика,
г) работа над интонационной и смысловой стороной речи на основе прозаического текста,
д) развитие словарного запаса,
е) формирование синтаксической структуры предложения,
ж) совершенствование сложного интонационного навыка,
з) развитие мышления, воображения,
и) развитие читательской самостоятельности.
| 1 ч
| 2 февраля 2011
| 21. Рассказ И. Соколова-Микитова «Белки».
| а) артикуляционная гимнастика,
б) дыхательная гимнастика,
в) работа над интонационной и смысловой стороной речи на основе прозаического текста,
г) развитие словарного запаса,
д) формирование синтаксической структуры предложения,
е) совершенствование сложного интонационного навыка,
ж) развитие воображения,
з) развитие читательской самостоятельности.
| 1 ч
| 4, 8 февраля 2011
| 22, 23. Рассказ В. Чаплина «Мушка».
| а) артикуляционная гимнастика,
б) дыхательная гимнастика,
в) голосовая гимнастика,
г) работа над интонационной и смысловой стороной речи на основе прозаического текста,
д) развитие словарного запаса,
е) формирование синтаксической структуры предложения,
ж) совершенствование сложного интонационного навыка,
з) развитие памяти, мышления,
и) развитие читательской самостоятельности.
| 2 ч
| 9 февраля 2011
| 24. Знакомьтесь: научный стиль.
| а) артикуляционная гимнастика,
б) дыхательная гимнастика,
в) голосовая гимнастика,
г) работа над интонационной и смысловой стороной речи на основе научно-популярного текста,
д) формирование интонационного самоконтроля,
е) развитие связной речи,
ж) развитие читательской самостоятельности.
| 1 ч
| 11 февраля 2011
| 25. Научный текст. «Заяц-беляк».
| а) артикуляционная гимнастика,
б) голосовая гимнастика,
в) работа над интонационной и смысловой стороной речи на основе научно-популярного текста,
г) формирование интонационного самоконтроля,
д) развитие связной речи,
е) развитие читательской самостоятельности.
| 1 ч
| 15, 16 февраля 2011
| 26, 27. Научный текст. «Животные зимой».
| а) артикуляционная гимнастика,
б) дыхательная гимнастика,
в) работа над интонационной и смысловой стороной речи на основе научно-популярного текста,
г) формирование интонационного самоконтроля и самооценки понимания прочитанного,
д) развитие связной речи,
е) развитие читательской самостоятельности.
| 2 ч
| 18 февраля 2011
| 28. Научный текст. «Почему зимой идёт снег и почему он белый».
| а) артикуляционная гимнастика,
б) дыхательная гимнастика,
в) голосовая гимнастика,
г) работа над интонационной и смысловой стороной речи на основе научно-популярного текста,
д) формирование интонационного самоконтроля и самооценки понимания прочитанного,
е) развитие связной речи,
ж) развитие читательской самостоятельности.
| 1 ч
| 22 февраля 2011
| 29. Научный текст. «Подготовка пылесоса к работе».
| а) артикуляционная гимнастика,
б) дыхательная гимнастика,
в) голосовая гимнастика,
г) работа над интонационной и смысловой стороной речи на основе научно-популярного текста,
д) формирование интонационного самоконтроля и самооценки понимания прочитанного,
е) развитие связной речи,
ж) развитие читательской самостоятельности.
| 1 ч
| 25, февраля, 1 марта 2011
| 30, 31. Пьеса. «Непохожий».
| а) артикуляционная гимнастика,
б) голосовая гимнастика,
в) работа над интонационной и смысловой стороной речи на основе драматического произведения,
г) формирование интонационного самоконтроля и самооценки понимания прочитанного,
д) развитие связной речи,
е) развитие читательской самостоятельности.
| 2 ч
| 4, 9 марта 2011
| 32, 33. Пьеса. «Зайка-хвастун».
| а) артикуляционная гимнастика,
б) дыхательная гимнастика,
в) работа над интонационной и смысловой стороной речи на основе драматического произведения,
г) формирование интонационного самоконтроля и самооценки понимания прочитанного,
д) развитие связной речи,
е) развитие читательской самостоятельности.
| 2 ч
| 11, 16 марта 2011
| 34, 35. Пьеса. «Лягушка и жаба».
| а) артикуляционная гимнастика,
б) дыхательная гимнастика,
в) голосовая гимнастика,
г) работа над интонационной и смысловой стороной речи на основе драматического произведения,
д) формирование интонационного самоконтроля и самооценки понимания прочитанного,
е) развитие связной речи,
ж) развитие читательской самостоятельности.
| 2 ч
| 18 марта 2011
| 36. Подготовка самоконтроля.
| а) формирование интонационного самоконтроля, самоконтроля и самооценки понимания прочитанного,
б) развитие читательской самостоятельности.
| 1 ч
| 29 марта, 1 апреля 2011
| 37, 38. План.
| а) формирование интонационного самоконтроля, самоконтроля и самооценки понимания прочитанного (использование плана в целях воспитания чувства самоконтроля),
б) развитие читательской самостоятельности.
| 2 ч
| 5 апреля 2011
| 39. Проверка.
| а) формирование интонационного самоконтроля, самоконтроля и самооценки понимания прочитанного (чтение текстов и ответы на вопросы, пересказ),
б) развитие читательской самостоятельности.
| 1 ч
| 8 апреля 2011
| 40. Заключительная мини-драматизация.
| а) формирование интонационного самоконтроля, самоконтроля и самооценки понимания прочитанного,
б) работа над интонационной и смысловой стороной речи на основе драматического произведения,
в) развитие читательской самостоятельности.
| 1 ч
|
|