Цели и задачи программы, ожидаемые результаты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели и задачи программы, ожидаемые результаты



Основной целью работы по данной программе является формирование смыслового компонента чтения.

К основным задачам можно отнести следующие:

1) осуществлять коррекцию нарушений артикуляционной моторики;

2) вырабатывать правильные дыхательные кинестезии;

3) формировать правильные фонационные кинестезии;

4) развивать высшие психические функции (внимание, память, мышление,

воображение);

5) развивать слоговой синтез;

6) расширять словарный запас;

7) совершенствовать грамматический строй речи;

8) корригировать типологические просодико-интонационные ошибки устной речи (неокрашенность и бедность изложения, затруднения в смысловом оформлении фразы, нарушения интонационной выразительности движений, затруднения в сопровождении спонтанной речи выразительными движениями пальцев рук, неадекватность внешнего выражения эмоциональной реакции во время высказывания, дыхательные, голосовые и дикционные несовершенства);

9) корригировать типологические просодико-интонационные ошибки чтения (чтение предложений без учета пунктуационного знака; ошибочное прочтение интонационных конструкций, выражающих повествовательную, восклицательную и вопросительную интонацию; нарушение отграничения речевых единиц на уровне фразы, отсутствие четкой границы межсинтагменной паузации; несоответствие окраски голоса характеристике персонажа; отсутствие выделенности или неправильно переданное логическое ударение; низкая или чрезмерная интенсивность голоса; быстрый, медленный или патологически ускоренный или замедленный темп чтения; непонимание смысла предложения, абзаца, целого текста);

10) формировать понимание слов, предложений и текстов;

11) формировать простой, а затем сложный интонационный навык;

12) формировать навык интонационного самоконтроля;

13) развивать функции самоконтроля и самооценки понимания прочитанного;

14) развивать читательскую самостоятельность.

Ожидаемые результаты.

1. Формирование допустимого или высокого уровня интонационной стороны речи. Возможно непостоянное отклонение от нормы по одной или нескольким просодическим характеристикам, спонтанная речь достаточно выразительна. При выполнении специальных диагностических заданий возможны неточности или отдельные ошибки (просодико-интонационные функционально незначимые ошибки устной речи). Дети редко нуждаются в помощи экспериментатора или вовсе не нуждаются в ней. Простой или даже сложный интонационный навык сформирован, начинает формироваться или сформирован интонационный самоконтроль.

2. Формирование допустимого или высокого уровня смысловой организации и выразительного оформления диалогической речи. Для детей характерны неярко выраженные нарушения тематической организации, сформированность (или недостаточная сформированность) комплекса средств интонационной выразительности, адекватное внешнее, возможно, не очень яркое, выражение эмоциональной и невербальной реакции.

3. Формирование допустимого или высокого уровня смысловой организации и выразительного оформления монологической речи. У детей в монологе возможны единичные пропуски семантически значимых элементов сюжета, недостаточная сформированность комплекса средств интонационной выразительности, адекватное внешнее выражение эмоциональной и невербальной реакции, которое может проявляться недостаточно.

4. Формирование допустимого или высокого уровня выразительного компонента чтения. Формируется умение точно передавать смысл событий с помощью выразительных средств и определять задачу своего чтения перед слушателями, правильно выражается отношение к читаемому посредством интонационных средств, отсутствуют типологические просодико-интонационные функционально-значимые ошибки чтения.

5. Формирование допустимого или высокого уровня смысловой стороны чтения. Содержание прочитанного излагается более или менее полно, верно даются ответы на вопросы по содержанию текста. Формулирование основной идеи произведения – достаточно обобщенное, осознается смысл всего текста.

6. Формирование допустимого или высокого уровня смыслового и интонационного анализа текстов диктанта, изложения, сочинения. На письме допустимо небольшое количество нестойких типологических просодико-интонационных функционально-значимых ошибок, которые самостоятельно замечаются и исправляются. Изложение и сочинение детей характеризуются достаточной цельностью и связностью, разнообразным использованием языковых средств (лексико-морфологический состав дискурса включает в себя различные части речи; используются простые и сложные предложения).

7. Преодоление речевых нарушений, связанных с расстройствами речевого дыхания, артикуляционных и фонационных нарушений.

8. Развитие когнитивных процессов. У детей увеличивается объем внимания и памяти (зрительной и слуховой), формируется устойчивость внимания, развивается словесно-логическое мышление и воображение.

9. Развитие слогового синтеза. Овладение чтением целыми словами.

10. Расширение словарного запаса, усваивание новых понятий, характеризующих интонационную сторону речи, поэтических образов и терминов.

11. Совершенствование грамматического строя речи, развитие навыков словообразования и словоизменения, формирование синтаксической структуры предложений.

12. Обучение навыкам интонационного самоконтроля и самоконтроля понимания прочитанного, самооценке своего понимания.

13. Развитие читательской самостоятельности, усиление мотивации чтения у детей, развитие интереса к чтению, формирование навыка самостоятельного осознанного выбора книг.

4. План и содержание программы занятий

Представленный в программе план фронтальных занятий дан в виде таблицы (см. Таблица 1). План составлен на основе теоретических и методических разработок Т.А. Алтуховой, Л.А. Гараниной, И.Н. Карачевцевой, Е.И. Матвеевой, Л.Г. Нагаевой, М.И. Никитиной, М.И. Омороковой, Е.Н. Российской, О.В. Соболевой о специфике коррекции смыслового компонента чтения у младших школьников; а также работ Л.А. Копачевской, Т.А. Ладыженской, Е.А. Лариной, Б.С. Найденова, Л.А. Поздняковой, Г.П. Фирсова о формировании интонационной стороны речи. Коррекционное воздействие включает в себя 40 занятий по 45 минут.

Таблица 1

Перспективный план работы

Тема занятия Содержание занятия Время
1. Знакомство с понятием интонации и ее компонентами а) артикуляционная, дыхательная и голосовая гимнастика; б) отработка четкого произнесения гласных и согласных звуков; в) развитие словарного запаса; г) обогащение лексического запаса определениями, характеризующими интонационную сторону речи, знакомство со структурной и функциональностью особенностью русской интонации; г) знакомство с типами предложений по целям и эмоциональной окраске высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное); д) формирование интонационной стороны речи (работа над всеми компонентами интонации), простого однокомпонентного интонационного навыка; е) развитие слухоречевой памяти и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения; ж) развитие слогового синтеза (дифференцированно). 5 ч
2. Работа над словом и предложением а) артикуляционная, дыхательная и голосовая гимнастика; б) закрепление определений, характеризующих интонационную сторону речи; в) закрепление знаний о типах предложений по целям и эмоциональной окраске высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное); г) работа со словами, обозначающими предметы, действия и признаки, развитие словарного запаса; д) развитие грамматического строя речи (совершенствование навыков словообразования и словоизменения); е) формирование интонационной стороны речи, сложного интонационного навыка на материале диалога; ж) работа над понимание слов и фраз; з) работа над интонационной и смысловой законченностью предложений; и) развитие внимания, памяти, мышления, воображения. 6 ч

 

 

Продолжение таблицы 1

3. Работа над интонационной и смысловой стороной речи на материале стихотворного текста а) артикуляционная, дыхательная и голосовая гимнастика; б) работа над интонационной и смысловой стороной речи на основе стихотворного текста; в) развитие словарного запаса; г) развитие грамматического строя речи (формирование синтаксической структуры предложений); д) совершенствование интонационной стороны речи, формирование сложного многокомпонентного интонационного навыка на материале монолога; е) развитие мышления, воображения; ж) развитие читательской самостоятельности (развитие интереса к поэтическому слову). 6 ч    
4. Работа над интонационной и смысловой стороной речи на материале прозаического текста а) артикуляционная, дыхательная и голосовая гимнастика; б) работа над интонационной и смысловой стороной речи на основе прозаического текста; в) развитие словарного запаса; г) развитие грамматического строя речи (формирование синтаксической структуры предложений); д) совершенствование сложного интонационного навыка; е) развитие внимания, памяти, мышления, воображения; ж) развитие читательской самостоятельности. 6 ч    
5. Работа над интонационной и смысловой стороной речи на материале научно-популярного текста а) артикуляционная, дыхательная и голосовая гимнастика; б) работа над интонационной и смысловой стороной речи на основе научно-популярного текста; в) формирование интонационного самоконтроля и самооценки понимания прочитанного; г) развитие связной речи; д) развитие читательской самостоятельности. 6 ч    
6. Работа над интонационной и смысловой стороной речи на материале драматического произведения а) артикуляционная, дыхательная и голосовая гимнастика; б) работа над интонационной и смысловой стороной речи на основе драматического произведения; в) формирование интонационного самоконтроля и самооценки понимания прочитанного; г) развитие связной речи; д) развитие читательской самостоятельности. 6 ч    
7. Самоконтроль понимания прочитанного, интонационный самоконтроль а) интонационный самоконтроль, самоконтроль и самооценка понимания прочитанного; б) работа над интонационной и смысловой стороной речи на основе драматического произведения; в) развитие читательской самостоятельности. 5 ч    

В таблице 1 описаны основные направления коррекционной работы на каждом этапе формирования смыслового компонента чтения.

Содержание программы занятий

В основе программы лежит традиционная система работы по коррекции семантической и аграмматической дислексии. Логопедическая работа по коррекции семантической дислексии проводится в трёх направлениях: 1) развитие слогового синтеза; 2) развитие грамматического строя речи; 3) расширение и уточнение лексики. В том случае, когда семантическая дислексия проявляется на уровне отдельного слова, проводится развитие слогового анализа. Развитие грамматического строя речи ведется по методике преодоления аграмматической дислексии, которая включает в себя 2 направления: 1) работа над словоизменением и словообразованием, 2) формирование синтаксической структуры предложений. Одновременно с развитием слогового синтеза и лексико-грамматического строя речи проводится уточнение понимания прочитанных слов, предложений и текста. При устранении семантической дислексии важное место занимает работа над словарём ребёнка, необходима специальная работа по его систематизации.

Коррекционное воздействие, согласно данной программе, разделено на 3 периода – подготовительный, основной и заключительный.

Подготовительный период включает в себя:

1. Дыхательную гимнастику.

Цель – выработка правильных дыхательных кинестезий.

Задачи:

а) формировать диафрагмальный (нижнереберный) ти­п физиологического дыхания;

б) вырабатывать правильное соотношение вдоха и выдоха, дифференцировать ротовое и носовое дыхания.

Формирование диафрагмального типа физио­логического дыхания основывается на приведении ребенка в состояние покоя. Поскольку дыхание представляет собой по­лупроизвольную функцию, то при возникновении сильных эмоциональных вспышек, контроль над дыханием может ут­рачиваться. Поэтому большое внимание уделяется созданию положительного эмоционального настроя, спокойной и доб­рожелательной обстановки. На первых занятиях для контроля движений диафрагмы и нижних ребер ребенку предлагается положить на них руку.

Упражнения (выполняются плавно):

- «Задуй свечку» (держать полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ, затем медленно и тихо подуть на «свечу» так, чтобы пламя «свечи» отклонилось);

- «Лопнула шина» (развести руки перед собой, изображая круг — «шину», на выдохе произнося медленно звук «ш-ш-ш». Руки при этом скрещивать, так чтобы правая рука ложилась на левое плечо и наоборот. Занимая исходное положение, делать вдох);

- «Накачать шину» (сжать перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку «насоса». Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук «с-с-с». При выпрямлении вдох производится непроизвольно);

- «Воздушный шар» (выполнение упражнения аналогично упражнению «Лопнула шина», но во время выдоха произносить звук «ф-ф-ф»);

- «Жук жужжит» (руки поднять в стороны и немного отвести назад словно крылья. Выдыхая, произнести «ж-ж-ж», опуская руки вниз. Занимая исходное положение, делать непроизвольно вдох);

- вдох через рот, выдох через нос;

- вдох через нос, выдох через рот;

- руки развести в стороны (вдох), соединить медленно перед грудью на уровне плеч до смыкания ладоней (выдох).

2. Артикуляционные упражнения.

Цель – коррекция нарушений артикуляционной моторики.

Задачи:

а) нормализовать тонус артикуляционной и мимической мускулатуры;

б) увеличивать объем артикуляционных движений.

Артикуляционная гимнастика подбиралась с учетом нарушений произносительной стороны речи и артикуляционной моторики у детей с ОНР.

Упражнения (по словесной и зрительной инструкции):

- развитие произвольности и дифференцированности мимических движений (зажмуривание глаз, приподнимание надбровных дуг, надувание щек, нахмуривание мышц лба);

- упражнения для губ («улыбочка», «трубочка», «оскал»);

- артикуляционная гимнастика для языка («качели», «иголочка», «лопаточка»);

- движения челюстями (открывание и закрывание рта, имитация жевания).

3. Голосовые упражнения.

Цель – формирование правильных фонационных кинестезий.

Задачи:

а) координация дыхательных, фонационных и артикуляционных кинестезий;

б) работать над мягкой подачей голоса.

Работа над голосом учитывает фонетические возможности гортани и базируется на движениях нижней челюсти (открывать и закрывать рот), так как только эти движения, выполняемые произвольно и в полном объеме, обеспечивают нормальное голосообразование, снятие голосовой зажатости, свободную голосоподачу.

Упражнения:

- протяжное произнесение изолированных гласных;

- произнесение мягко на плавном выдохе гласных, различных по длительности;

- напевное, слитное произнесение цепочки гласных (от 2 до 6 гласных);

- отработка четкого произнесения гласных звуков.

4. Лексические упражнения.

Цель – расширение словарного запаса.

Задачи:

а) расширять словарный запас за счет знакомства с новыми понятиями.

Упражнения:

- знакомство детей с новыми понятиями, характеризующими интонационную сторону речи;

- объяснение значений незнакомых для детей слов, встречающихся в ходе выполнения заданий (короб, сталевар, брезент, утконос и т.п.);

- подбор картинок по парам (выбор среди картинок тех, которые относятся к одной лексической группе);

- подбор слов по парам (выбор среди написанных слов похожих и противоположных по смыслу).

5. Работа над интонационной стороной речи.

Цель – формирование интонационной стороны речи.

Задачи:

а) обогатить лексический запас определениями, характеризующими интонационную сторону речи, познакомить со структурной и функциональностью особенностью русской интонации;

б) познакомить с типами предложений по целям и эмоциональной окраске высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное);

в) обучать восприятию и воспроизведению темповых отличий;

г) формировать восприятие комплексов ритмических структур (в том числе, акцентированных сигналов), трансформировать их из одной модальности в другую;

д) обучать восприятию мелодического контура;

е) формировать восприятие интенсивности речи;

ж) работать над формированием правильности восприятия логического ударения;

з) формировать правильность восприятия паузальных границ интонационно-смысловых единиц;

и) работать над формированием речевосприятия тембральных качеств голоса;

к) формировать простой однокомпонентный интонационный навык.

Работа над формированием интонационной стороны речи происходит в процессе работы над смысловым компонентом чтения и предполагает совершенствование представлений об интонационной выразительности импрессивной речи и развитие интонацион­ной выразительности экспрессивной речи.

Упражнения:

- беседа об интонации, ее роли, компонентах, о типах предложений;

- восприятие темпа в неречевом плане (воспроизведение движений телом в заданном темпе (медленный, умеренный, быстрый), чередование движений в различном темпе);

- восприятие темпа в речевом плане (выполнение быстрых и медленных движений за меняющимся темпом логопеда);

- восприятие ритмических структур в неречевом плане (сопряжено-отраженно отрабатываются ритмические рисунки – ритм повтора, ритм чередования, ритм противопоставления, трансформация звукового ритма в зрительно-пространственную схему, различение ритмов по слуховому образцу, восприятие акцентированных и неакцентированных ритмов);

- восприятие ритмических структур в речевом плане (одинаковых слогов, слогов с разными гласными и согласными звуками, односложных простых слов, односложных слов со стечением, двухсложных слов с ударением, падающим на гласные на первый, второй слог, пар слов с разноместным ударением, слов с различной слоговой структурой и местом отрабатываемого гласного по отношению к ударению в слове, отхлопывание слогового ритма, отстукивание ритмического контура слова, словосочетания, предложения и стихотворения, прослушивание ритма стихотворения, похлопывание и протопывание его в нужном ритме);

- различение мелодических контуров различных типов предложений (различение повествовательной, восклицательной и вопросительной интонации, средств выражения и способов обозначения; дифференциация различных вариантов интонации звучания одинаковых предложений с обозначением сигнальной карточкой соответствующего пунктуационного знака; дифференциация повествовательной, восклицательной, вопросительной интонации);

- формирование условных невербальных реакций на речевые звукокомплексы заданной громкости;

- самостоятельное изменение силы голоса по инструкции с использованием сюжетной картинки и без нее;

- различение логического ударения на материале односинтагменных повествовательных предложений;

- формирование правильности восприятия паузальной границы интонационно-смысловых единиц (определение на слух межсингагменной паузы во фразе произнесенной логопедом; слушать текст, при улавливании длительной паузы брать в руку бусинку; графический диктант: написать одну диагональную черту при восприятии паузы);

- формирование речевосприятия общей эмоциональной окраски речи окружающих (определение тембра мужского, женского и детского голоса; узнавание эмоциональной окрашенности коротких слов, междометий и демонстрация ее с помощью жестов и мимики);

- прослушивание односингагменного предложения, ответы на вопросы: как оно было произнесено (спокойным, ровным голосом; с понижением голоса; с резким повышением голоса и последующим спадом); что передавало (сообщение информации; удивление, незнание; радость, негодование и т.д.); каким знаком в конце предложения должно быть обозначено, какое слово в предложении было выделено.

6. Задания на развитие высших психических функций.

Цель – развитие основных психических процессов и функций, обеспечивающих формирование письменно-речевой деятельности.

Задачи:

а) формировать произвольное внимание;

б) активизировать кратковременную и долговременную слуховую и зрительную память;

в) развивать словесно-логическое мышление;

г) развивать воображение.

Упражнения:

-совершение заранее обозначенного предметно-практического действия при восприятии определенного слова из ряда других слов, произнесенных логопедом (взять в руку бусинку, нарисовать крестик, открыть закрытые глаза, встать со стула и т.д.);

- корректурные задания;

- заучивание односложных слов, семантически не связанных друг с другом (повторение слов сразу после прослушивания, через час, на следующий день);

- заучивание односложных слов, семантически связанных между собой (повторение слов сразу после прослушивания, через час, на следующий день);

- дидактическая игра «Чего не стало?»;

- упражнение «Вспомни, сколько»;

- загадки;

- составление предложений из 3 слов, не связанных по смыслу;

- дорисовывание предметов;

- дидактическая игра «Правда-выдумка»;

- упражнение «Угадай, что нарисовано»;

- головоломки;

- игра «Волшебные кляксы».

7. Задания на развитие слогового синтеза.

Цель – развитие слогового синтеза.

Задачи:

а) формировать умение определять слоговой состав слова;

б) развивать умение сливания слогов в слово.

Работа ведется дифференцированно, только с детьми с послоговым чтением.

Упражнения:

- определение количества слогов в слове и их последовательности;

- придумывание слов с определенным количеством слогов;

- составление слов из слогов, данных вразбивку;

- узнавание слов в виде последовательно произнесенных слогов;

- перестановка слогов в слове для получения нового слова;

- распределение картинок в соответствии с количеством слогов в слове;

- отхлопывание или отстукивание слова по слогам и называние их количества.

- выделение из предложения слов, состоящих из определенного количества слогов.

Данный период играет большое значение в коррекционном процессе, поскольку позволяет формировать достаточный уровень интонационной стороны речи, без которой работа над смысловой стороной чтения не будет эффективной.

 

Основной период представлен 5 этапами:

1. Работа над словом и предложением.

2. Работа над интонационной и смысловой стороной речи на материале стихотворного текста.

3. Работа над интонационной и смысловой стороной речи на материале прозаического текста.

4. Работа над интонационной и смысловой стороной речи на материале научно-популярного текста.

5. Работа над интонационной и смысловой стороной речи на материале драматического произведения.

На каждом этапе продолжается работа над выработкой правильных дыхательных кинестезий, коррекцией нарушений артикуляционной моторики, формированием правильных фонационных кинестезий, развитием основных психических процессов и функций, обеспечивающих формирование письменно-речевой деятельности, развитием слогового синтеза, расширением словарного запаса и формированием интонационной стороны речи. Предлагаемые упражнения последовательно усложняются. Вначале детям предлагаются готовые образцы действий, а затем в результате закрепления приемов и операций, становится доступным контроль самого процесса деятельности – самопроверка, постепенно формируется самоконтроль.

Направления и упражнения, которые используются и выполняются на каждом этапе основного периода:

1. Дыхательная гимнастика.

Цель – выработка правильных дыхательных кинестезий.

Задачи:

а) формировать силу, целенаправленность и длительность воздушной струи;

б) работать над постановкой продуктивных схем дыхания в ходе выполнения статических и динамических упражнений.

Упражнения (выполняются плавно, под счет или музыку):

- равно­мерный и продолжительный выдох с произнесением звуков;

- вдох на счет 1-2-3, выдох на счет 1-2-3-4-5 (6-7-8);

- под счет на плавном продолжительном выдохе произносить времена года, ряды чисел и т.п.;

- упражнение «косари»: вдох и «отведение косы» в строну, выдох и «взмах косой» с произнесением междометия «ух», «эх», «ах»;

- упражнение с наклоном: вдох через нос, наклон туловища вперед, достать руками пальцы ног, медленно на выдохе произнести «па-по-пу»;

- вдох через нос, на выдохе ходьба на месте с длительным выдохом через сближенные губы (мысленно считать до 10-20);

- произнесение на плавном продолжительном выдохе словосочетаний и предложений, которые постепенно всё более распространяются («Птицы. Птицы летят на юг. Птицы осенью летят на юг»);

- произнесение скороговорок и поговорок («Вы малину мыли? Мыли, но не мылили», «У нас гость унёс трость», «Оса боса и без пояса»).

2. Артикуляционные упражнения.

Цель – коррекция нарушений артикуляционной моторики.

Задачи:

а) развивать переключаемость;

б) вырабатывать артикуляционные позы.

Упражнения (выполняются по словесной инструкции, зрительному образцу, имитационным и ассоциативным картинкам):

- упражнения для губ («улыбочка» – «трубочка», «оскал» – «улыбочка»);

- артикуляционная гимнастика для языка («лопаточка» – «иголочка»);

- сочетание артикуляционных поз с движениями разных частей тела (растянуть губы в улыбке и развести руки в стороны, округлить губы и руками показать овал, вытянуть губы «трубочкой» и вытянуть руки вперед).

3. Голосовые упражнения.

Цель – формирование правильных фонационных кинестезий.

Задачи:

а) увеличивать время фонации, расширять диапазон, силу и высоту голоса.

Упражнения:

- произнесение длительно гласных, чередуя интенсивность звука;

- в сочетаниях из 2-6 гласных выделить ударный звук большей громкостью звучания;

- произнесение ряда гласных звуков со сменой ударения и изменения темпа произнесения.

Помимо обозначенных направлений, на каждом этапе имеются определенные разделы, по которым также ведется работа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.70.131 (0.1 с.)