Коррекционно-развивающая программа по формированию смыслового компонента чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коррекционно-развивающая программа по формированию смыслового компонента чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи



Коррекционно-развивающая программа по формированию смыслового компонента чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи

Общая характеристика программы.

Данная программа разработана для формирования смыслового компонента чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи (ОНР).

Актуальность появления данной программы связана с тем, что сложности со смысловым пониманием испытывают дети, обучающиеся не только в коррекционных, но и в общеобразовательных классах. По данным В.А. Левина, полностью смысл прочитанных текстов правильно понимают лишь 6 % детей младшего школьного возраста. Дети с общим недоразвитием речи составляют «группу риска» по овладению письменно-речевой деятельностью (в частности, чтением) и у них обнаруживаются специфические сложности в понимании смысла прочитанного. Такие школьники долгое время находятся на этапе послогового чтения, но даже переход на этап синтетического чтения в полной мере не обеспечивает развитие его техники и осмысления прочитанного. Наиболее проблемными для детей с ОНР являются операции морфемного анализа, интонационного оформления высказывания, функции словообразования и словоизменения, что не позволяет им иметь хорошие результаты понимания читаемых текстов. Представленная программа может выступать в качестве эффективного средства помощи детям данной категории.

Программа рассчитана на учащихся 2-4 классов с нарушением чтения, обусловленным ОНР III уровня (испытывающие сложности в понимании прочитанных произведений).

Назначение программы.

Программа позволяет:

- формировать достаточный уровень интонационной стороны речи;

- формировать достаточный уровень смысловой стороны речи;

- активно привлекать родителей к участию в процессе коррекционно-развивающего обучения.

Совместное выполнение домашних заданий положительно отражается на результатах коррекции.

Основным специалистом, организующим и проводящим данную работу, является учитель-логопед. В работе также принимает участие учитель начальных классов. В его задачу входит закрепление того материала и отработка тех навыков, с которыми знакомит учащихся учитель-логопед.

Содержание программы занятий

В основе программы лежит традиционная система работы по коррекции семантической и аграмматической дислексии. Логопедическая работа по коррекции семантической дислексии проводится в трёх направлениях: 1) развитие слогового синтеза; 2) развитие грамматического строя речи; 3) расширение и уточнение лексики. В том случае, когда семантическая дислексия проявляется на уровне отдельного слова, проводится развитие слогового анализа. Развитие грамматического строя речи ведется по методике преодоления аграмматической дислексии, которая включает в себя 2 направления: 1) работа над словоизменением и словообразованием, 2) формирование синтаксической структуры предложений. Одновременно с развитием слогового синтеза и лексико-грамматического строя речи проводится уточнение понимания прочитанных слов, предложений и текста. При устранении семантической дислексии важное место занимает работа над словарём ребёнка, необходима специальная работа по его систематизации.

Коррекционное воздействие, согласно данной программе, разделено на 3 периода – подготовительный, основной и заключительный.

Подготовительный период включает в себя:

1. Дыхательную гимнастику.

Цель – выработка правильных дыхательных кинестезий.

Задачи:

а) формировать диафрагмальный (нижнереберный) ти­п физиологического дыхания;

б) вырабатывать правильное соотношение вдоха и выдоха, дифференцировать ротовое и носовое дыхания.

Формирование диафрагмального типа физио­логического дыхания основывается на приведении ребенка в состояние покоя. Поскольку дыхание представляет собой по­лупроизвольную функцию, то при возникновении сильных эмоциональных вспышек, контроль над дыханием может ут­рачиваться. Поэтому большое внимание уделяется созданию положительного эмоционального настроя, спокойной и доб­рожелательной обстановки. На первых занятиях для контроля движений диафрагмы и нижних ребер ребенку предлагается положить на них руку.

Упражнения (выполняются плавно):

- «Задуй свечку» (держать полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ, затем медленно и тихо подуть на «свечу» так, чтобы пламя «свечи» отклонилось);

- «Лопнула шина» (развести руки перед собой, изображая круг — «шину», на выдохе произнося медленно звук «ш-ш-ш». Руки при этом скрещивать, так чтобы правая рука ложилась на левое плечо и наоборот. Занимая исходное положение, делать вдох);

- «Накачать шину» (сжать перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку «насоса». Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук «с-с-с». При выпрямлении вдох производится непроизвольно);

- «Воздушный шар» (выполнение упражнения аналогично упражнению «Лопнула шина», но во время выдоха произносить звук «ф-ф-ф»);

- «Жук жужжит» (руки поднять в стороны и немного отвести назад словно крылья. Выдыхая, произнести «ж-ж-ж», опуская руки вниз. Занимая исходное положение, делать непроизвольно вдох);

- вдох через рот, выдох через нос;

- вдох через нос, выдох через рот;

- руки развести в стороны (вдох), соединить медленно перед грудью на уровне плеч до смыкания ладоней (выдох).

2. Артикуляционные упражнения.

Цель – коррекция нарушений артикуляционной моторики.

Задачи:

а) нормализовать тонус артикуляционной и мимической мускулатуры;

б) увеличивать объем артикуляционных движений.

Артикуляционная гимнастика подбиралась с учетом нарушений произносительной стороны речи и артикуляционной моторики у детей с ОНР.

Упражнения (по словесной и зрительной инструкции):

- развитие произвольности и дифференцированности мимических движений (зажмуривание глаз, приподнимание надбровных дуг, надувание щек, нахмуривание мышц лба);

- упражнения для губ («улыбочка», «трубочка», «оскал»);

- артикуляционная гимнастика для языка («качели», «иголочка», «лопаточка»);

- движения челюстями (открывание и закрывание рта, имитация жевания).

3. Голосовые упражнения.

Цель – формирование правильных фонационных кинестезий.

Задачи:

а) координация дыхательных, фонационных и артикуляционных кинестезий;

б) работать над мягкой подачей голоса.

Работа над голосом учитывает фонетические возможности гортани и базируется на движениях нижней челюсти (открывать и закрывать рот), так как только эти движения, выполняемые произвольно и в полном объеме, обеспечивают нормальное голосообразование, снятие голосовой зажатости, свободную голосоподачу.

Упражнения:

- протяжное произнесение изолированных гласных;

- произнесение мягко на плавном выдохе гласных, различных по длительности;

- напевное, слитное произнесение цепочки гласных (от 2 до 6 гласных);

- отработка четкого произнесения гласных звуков.

4. Лексические упражнения.

Цель – расширение словарного запаса.

Задачи:

а) расширять словарный запас за счет знакомства с новыми понятиями.

Упражнения:

- знакомство детей с новыми понятиями, характеризующими интонационную сторону речи;

- объяснение значений незнакомых для детей слов, встречающихся в ходе выполнения заданий (короб, сталевар, брезент, утконос и т.п.);

- подбор картинок по парам (выбор среди картинок тех, которые относятся к одной лексической группе);

- подбор слов по парам (выбор среди написанных слов похожих и противоположных по смыслу).

5. Работа над интонационной стороной речи.

Цель – формирование интонационной стороны речи.

Задачи:

а) обогатить лексический запас определениями, характеризующими интонационную сторону речи, познакомить со структурной и функциональностью особенностью русской интонации;

б) познакомить с типами предложений по целям и эмоциональной окраске высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное);

в) обучать восприятию и воспроизведению темповых отличий;

г) формировать восприятие комплексов ритмических структур (в том числе, акцентированных сигналов), трансформировать их из одной модальности в другую;

д) обучать восприятию мелодического контура;

е) формировать восприятие интенсивности речи;

ж) работать над формированием правильности восприятия логического ударения;

з) формировать правильность восприятия паузальных границ интонационно-смысловых единиц;

и) работать над формированием речевосприятия тембральных качеств голоса;

к) формировать простой однокомпонентный интонационный навык.

Работа над формированием интонационной стороны речи происходит в процессе работы над смысловым компонентом чтения и предполагает совершенствование представлений об интонационной выразительности импрессивной речи и развитие интонацион­ной выразительности экспрессивной речи.

Упражнения:

- беседа об интонации, ее роли, компонентах, о типах предложений;

- восприятие темпа в неречевом плане (воспроизведение движений телом в заданном темпе (медленный, умеренный, быстрый), чередование движений в различном темпе);

- восприятие темпа в речевом плане (выполнение быстрых и медленных движений за меняющимся темпом логопеда);

- восприятие ритмических структур в неречевом плане (сопряжено-отраженно отрабатываются ритмические рисунки – ритм повтора, ритм чередования, ритм противопоставления, трансформация звукового ритма в зрительно-пространственную схему, различение ритмов по слуховому образцу, восприятие акцентированных и неакцентированных ритмов);

- восприятие ритмических структур в речевом плане (одинаковых слогов, слогов с разными гласными и согласными звуками, односложных простых слов, односложных слов со стечением, двухсложных слов с ударением, падающим на гласные на первый, второй слог, пар слов с разноместным ударением, слов с различной слоговой структурой и местом отрабатываемого гласного по отношению к ударению в слове, отхлопывание слогового ритма, отстукивание ритмического контура слова, словосочетания, предложения и стихотворения, прослушивание ритма стихотворения, похлопывание и протопывание его в нужном ритме);

- различение мелодических контуров различных типов предложений (различение повествовательной, восклицательной и вопросительной интонации, средств выражения и способов обозначения; дифференциация различных вариантов интонации звучания одинаковых предложений с обозначением сигнальной карточкой соответствующего пунктуационного знака; дифференциация повествовательной, восклицательной, вопросительной интонации);

- формирование условных невербальных реакций на речевые звукокомплексы заданной громкости;

- самостоятельное изменение силы голоса по инструкции с использованием сюжетной картинки и без нее;

- различение логического ударения на материале односинтагменных повествовательных предложений;

- формирование правильности восприятия паузальной границы интонационно-смысловых единиц (определение на слух межсингагменной паузы во фразе произнесенной логопедом; слушать текст, при улавливании длительной паузы брать в руку бусинку; графический диктант: написать одну диагональную черту при восприятии паузы);

- формирование речевосприятия общей эмоциональной окраски речи окружающих (определение тембра мужского, женского и детского голоса; узнавание эмоциональной окрашенности коротких слов, междометий и демонстрация ее с помощью жестов и мимики);

- прослушивание односингагменного предложения, ответы на вопросы: как оно было произнесено (спокойным, ровным голосом; с понижением голоса; с резким повышением голоса и последующим спадом); что передавало (сообщение информации; удивление, незнание; радость, негодование и т.д.); каким знаком в конце предложения должно быть обозначено, какое слово в предложении было выделено.

6. Задания на развитие высших психических функций.

Цель – развитие основных психических процессов и функций, обеспечивающих формирование письменно-речевой деятельности.

Задачи:

а) формировать произвольное внимание;

б) активизировать кратковременную и долговременную слуховую и зрительную память;

в) развивать словесно-логическое мышление;

г) развивать воображение.

Упражнения:

-совершение заранее обозначенного предметно-практического действия при восприятии определенного слова из ряда других слов, произнесенных логопедом (взять в руку бусинку, нарисовать крестик, открыть закрытые глаза, встать со стула и т.д.);

- корректурные задания;

- заучивание односложных слов, семантически не связанных друг с другом (повторение слов сразу после прослушивания, через час, на следующий день);

- заучивание односложных слов, семантически связанных между собой (повторение слов сразу после прослушивания, через час, на следующий день);

- дидактическая игра «Чего не стало?»;

- упражнение «Вспомни, сколько»;

- загадки;

- составление предложений из 3 слов, не связанных по смыслу;

- дорисовывание предметов;

- дидактическая игра «Правда-выдумка»;

- упражнение «Угадай, что нарисовано»;

- головоломки;

- игра «Волшебные кляксы».

7. Задания на развитие слогового синтеза.

Цель – развитие слогового синтеза.

Задачи:

а) формировать умение определять слоговой состав слова;

б) развивать умение сливания слогов в слово.

Работа ведется дифференцированно, только с детьми с послоговым чтением.

Упражнения:

- определение количества слогов в слове и их последовательности;

- придумывание слов с определенным количеством слогов;

- составление слов из слогов, данных вразбивку;

- узнавание слов в виде последовательно произнесенных слогов;

- перестановка слогов в слове для получения нового слова;

- распределение картинок в соответствии с количеством слогов в слове;

- отхлопывание или отстукивание слова по слогам и называние их количества.

- выделение из предложения слов, состоящих из определенного количества слогов.

Данный период играет большое значение в коррекционном процессе, поскольку позволяет формировать достаточный уровень интонационной стороны речи, без которой работа над смысловой стороной чтения не будет эффективной.

 

Основной период представлен 5 этапами:

1. Работа над словом и предложением.

2. Работа над интонационной и смысловой стороной речи на материале стихотворного текста.

3. Работа над интонационной и смысловой стороной речи на материале прозаического текста.

4. Работа над интонационной и смысловой стороной речи на материале научно-популярного текста.

5. Работа над интонационной и смысловой стороной речи на материале драматического произведения.

На каждом этапе продолжается работа над выработкой правильных дыхательных кинестезий, коррекцией нарушений артикуляционной моторики, формированием правильных фонационных кинестезий, развитием основных психических процессов и функций, обеспечивающих формирование письменно-речевой деятельности, развитием слогового синтеза, расширением словарного запаса и формированием интонационной стороны речи. Предлагаемые упражнения последовательно усложняются. Вначале детям предлагаются готовые образцы действий, а затем в результате закрепления приемов и операций, становится доступным контроль самого процесса деятельности – самопроверка, постепенно формируется самоконтроль.

Направления и упражнения, которые используются и выполняются на каждом этапе основного периода:

1. Дыхательная гимнастика.

Цель – выработка правильных дыхательных кинестезий.

Задачи:

а) формировать силу, целенаправленность и длительность воздушной струи;

б) работать над постановкой продуктивных схем дыхания в ходе выполнения статических и динамических упражнений.

Упражнения (выполняются плавно, под счет или музыку):

- равно­мерный и продолжительный выдох с произнесением звуков;

- вдох на счет 1-2-3, выдох на счет 1-2-3-4-5 (6-7-8);

- под счет на плавном продолжительном выдохе произносить времена года, ряды чисел и т.п.;

- упражнение «косари»: вдох и «отведение косы» в строну, выдох и «взмах косой» с произнесением междометия «ух», «эх», «ах»;

- упражнение с наклоном: вдох через нос, наклон туловища вперед, достать руками пальцы ног, медленно на выдохе произнести «па-по-пу»;

- вдох через нос, на выдохе ходьба на месте с длительным выдохом через сближенные губы (мысленно считать до 10-20);

- произнесение на плавном продолжительном выдохе словосочетаний и предложений, которые постепенно всё более распространяются («Птицы. Птицы летят на юг. Птицы осенью летят на юг»);

- произнесение скороговорок и поговорок («Вы малину мыли? Мыли, но не мылили», «У нас гость унёс трость», «Оса боса и без пояса»).

2. Артикуляционные упражнения.

Цель – коррекция нарушений артикуляционной моторики.

Задачи:

а) развивать переключаемость;

б) вырабатывать артикуляционные позы.

Упражнения (выполняются по словесной инструкции, зрительному образцу, имитационным и ассоциативным картинкам):

- упражнения для губ («улыбочка» – «трубочка», «оскал» – «улыбочка»);

- артикуляционная гимнастика для языка («лопаточка» – «иголочка»);

- сочетание артикуляционных поз с движениями разных частей тела (растянуть губы в улыбке и развести руки в стороны, округлить губы и руками показать овал, вытянуть губы «трубочкой» и вытянуть руки вперед).

3. Голосовые упражнения.

Цель – формирование правильных фонационных кинестезий.

Задачи:

а) увеличивать время фонации, расширять диапазон, силу и высоту голоса.

Упражнения:

- произнесение длительно гласных, чередуя интенсивность звука;

- в сочетаниях из 2-6 гласных выделить ударный звук большей громкостью звучания;

- произнесение ряда гласных звуков со сменой ударения и изменения темпа произнесения.

Помимо обозначенных направлений, на каждом этапе имеются определенные разделы, по которым также ведется работа.

Диагностические выводы.

1. Результаты скрининг-диагностики свидетельствуют, что для Даниила Л. характерен критический уровень сформированности интонационной стороны речи в устной и письменной речевой деятельности.

2.У ученика наблюдается отклонение от нормы при восприятии и воспроизведении большинства интонационных компонентов – мелодика, темп, ритм, логическое ударение, паузирование, тембр. Простой интонационный навык сформирован. Показатель сформированности интонационной стороны речи – критический (41 балл).

3. Оценка смысловой организации и выразительного оформления диалогической речи показала, что у школьника имеются единичные пропуски семантически значимых элементов сюжета; неярко выраженные нарушения тематической организации; неполнота ремовыделительных конструкций. Испытуемый использует в диалоге неразвернутые предложения, состоящие из одного-двух слов, в устной речи отмечается недостаточная сформированность комплекса средств интонационной выразительности. Внешнее выражение эмоциональной реакции адекватно в диалогической речи, но проявляется недостаточно. Показатель смысловой организации и выразительного оформления диалогической речи – допустимый уровень (1 балл).

4. Диагностика смысловой организации и выразительного оформления монологической речи при пересказе выявила у школьника нерезко выраженные нарушения смыслового оформления высказывания; пропуски отдельных фрагментов сюжета при сохранности последовательности изложения и композиционной завершенности. В речи в основном присутствуют простые, нераспространенные предложения, комплекс средств интонационной выразительности испытуемый практически не использует. Внешнее выражение эмоциональной и невербальной реакции во время высказывания неадекватно. Показатель смысловой организации и выразительного оформления монологической речи – допустимый уровень (3 балла).

5. При чтении произведений разных жанров у мальчика отмечаются типологические просодико-интонационные функционально-значимые ошибки (чтение без учета пунктуационных знаков; ошибочное прочтение ИК, нарушение отграничения речевых единиц на уровне фразы, несоответствие окраски голоса характеристике персонажа), монотонность чтения, медленный темп. Ученик неверно отвечает на большинство вопросов по содержанию прочитанного текста, главную мысль текста не выделяет, осуществляет фрагментарный пересказ с некоторыми искажениями, затрудняется в передаче смысла событий с помощью выразительных средств и выражении посредством интонационных средств своего отношения к читаемому. Уровень сформированности смыслового компонента чтения – критический (1 балл). Уровень сформированности выразительного компонента чтения – критический (0 баллов).

6. На письме у Даниила Л.отмечается наличие стойких просодико-интонационных функционально-значимых ошибок, к которым относятся – ошибочный выбор пунктуационного знака в конце предложения, отсутствие обозначения заглавной буквы в конце предложения или выделение другого слова заглавной буквой, нарушение отграничения речевых единиц на уровне предложения. В изложении и сочинении выявлено однообразное использование языковых средств, нарушение цельности, связности и композиционной структуры текста. Сформированность семантико-синтаксических и пунктуационных навыков в слуховом диктанте – критический уровень (0 баллов). Сформированность смыслового и интонационного анализа текста изложения и сочинения – критический уровень (0 баллов).

Полученные результаты диагностического обследования оформлены в обобщающую таблицу (см. Таблица 4).

Таблица 4

Результаты изучения уровней сформированности смысловой и интонационной стороны речи в устной и письменной речевой деятельности у Даниила Л.

    И.Ф. Устная речевая деятельность Письменная речевая деятельность Итоговый уровень
Сформированность интонационной стороны речи Сформированность смысловой организации и выразительного оформления диалогической речи Сформированность смысловой организации и выразительного оформления монологической речи Чтение Письмо
Сформированность смыслового компонента чтения Сформированность выразительного компонента чтения Сформированность семантико-синтаксических и пунктуационных навыков в слуховом диктанте Сформированность смыслового и интонационного анализа текста изложения Сформированность смыслового и интонационного анализа текста сочинения
балл уровень балл уровень балл уровень балл уровень балл уровень балл уровень балл уровень балл уровень  
Даниил Л.   К   Д.   Д.   К.   К   К.   К   К К.

Примечание: В – высокий уровень, Д – допустимый уровень, К – критический уровень.

 

Заключительная диагностика.

1. Результаты повторной скрининг-диагностики свидетельствуют, что для Даниила Л. характерен допустимый уровень сформированности интонационной стороны речи в устной и письменной речевой деятельности.

2.У ученика наблюдается непостоянное отклонение от нормы при восприятии и воспроизведении темпа, ритма, тембра. Спонтанная речь, особенно в эмоционально значимой ситуации достаточно выразительна. При выполнении специальных диагностических заданий наблюдаются неточности (преобладают просодико-интонационные функционально незначимые ошибки). Простой интонационный навык сформирован. Показатель сформированности интонационной стороны речи – допустимый (68 баллов).

3. Оценка смысловой организации и выразительного оформления диалогической речи показала, что для школьника характерна смысловая цельность основных компонентов содержания, динамическое сочетание тема-рематических взаимодействий. Испытуемый использует в диалоге как развернутые, так и неразвернутые предложения, в устной речи отмечается использование всего комплекса средств интонационной выразительности (мелодика, интенсивность, темп, ритм, логическое и словесное ударение, паузирование, тембр). Внешнее выражение эмоциональной реакции адекватно в диалогической речи, невербальные формы выражения оптимальны. Показатель смысловой организации и выразительного оформления диалогической речи – высокий уровень (2 балла).

4. Диагностика смысловой организации и выразительного оформления монологической речи при пересказе выявила у школьника нерезко выраженные нарушения смыслового оформления высказывания; пропуски отдельных фрагментов сюжета при сохранности последовательности изложения и композиционной завершенности. В речи в основном присутствуют простые, нераспространенные предложения, комплекс средств интонационной выразительности испытуемый практически не использует. Внешнее выражение эмоциональной и невербальной реакции во время высказывания неадекватно. Показатель смысловой организации и выразительного оформления монологической речи – допустимый уровень (3 балла).

5. При чтении произведений разных жанров у мальчика отмечаются редкие интонационные неточности, которые самостоятельно замечаются и исправляются. Ученик верно отвечает на большинство вопросов по содержанию прочитанного текста, главную мысль текста не выделяет, но осуществляет более или менее полный пересказ. Он передает смысл событий с помощью выразительных средств, но затрудняется в выражении посредством интонационных средств своего отношения к читаемому. Уровень сформированности смыслового компонента чтения – допустимый (3 балла). Уровень сформированности выразительного компонента чтения – допустимый (1 балл).

6. На письме у Даниила Л.отмечается небольшое количество нестойких семантико-синтаксических и пунктуационных ошибок, которые самостоятельно замечаются и исправляются. В изложении выявлено разнообразное использование языковых средств, цельность, связность текста; в сочинении отмечаются типологические просодико-интонационные ошибки, нарушение цельности, связности и композиционной структуры текста. Сформированность семантико-синтаксических и пунктуационных навыков в слуховом диктанте – допустимый уровень (1 балл). Сформированность смыслового и интонационного анализа текста изложения – допустимый уровень (1 балл), а сочинения – критический (0 баллов).

Полученные результаты диагностического обследования (контрольный и констатирующий эксперимент) оформлены в обобщающую таблицу (см. Таблица 5).

 

Таблица 5

Результаты изучения уровней сформированности смысловой и интонационной стороны речи в устной и письменной речевой деятельности у Даниила Л.

    Этап Устная речевая деятельность Письменная речевая деятельность Итоговый уровень
Сформированность интонационной стороны речи Сформированность смысловой организации и выразительного оформления диалогической речи Сформированность смысловой организации и выразительного оформления монологической речи Чтение Письмо
Сформированность смыслового компонента чтения Сформированность выразительного компонента чтения Сформированность семантико-синтаксических и пунктуационных навыков в слуховом диктанте Сформированность смыслового и интонационного анализа текста изложения Сформированность смыслового и интонационного анализа текста сочинения
балл уровень балл уровень балл уровень балл уровень балл уровень балл уровень балл уровень балл уровень  
Констарирующий   К   Д.   Д.   К.   К   К.   К   К К.
Контрольный   Д   В.   Д.   Д.   Д   Д.   Д.   К Д.

Примечание: В – высокий уровень, Д – допустимый уровень, К – критический уровень.

План работы по формированию смыслового компонента чтения в 3 классе



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 673; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.97.157 (0.083 с.)