ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этап. Работа над интонационной и смысловой стороной речи на материале научно-популярного текста.



1. Артикуляционная, дыхательная и голосовая гимнастика.

2. Работа над интонационной стороной речи на материале научно-популярного текста.

Цель – формирование сложного интонационного навыка и интонационного самоконтроля.

Задачи:

а) обучать логико-интонационному анализу научно-популярного текста;

б) автоматизировать умения восприятия и воспроизведения интонационных конструкций;

в) осуществлять возможную речевую актуализацию высказывания на основе одного лексико-грамматического состава и порядка слов;

г) автоматизировать интонационный навык в условиях чтения научно-популярных текстов;

д) развивать навык интонационного самоконтроля за выразительностью чтения.

Упражнения:

- разбивка научно-популярного текста на предложения;

- расстановка в тексте пропущенных пунктуационных знаков;

- самостоятельное интонационное оформление предложения;

- выразительное чтение научно-популярных текстов;

- запись чтения ребенком на диктофон, прослушивание, самостоятельный анализ и анализ группой;

- установка на самоконтроль за выразительным чтением в собственной работе;

- взаимопроверка;

- работа с алгоритмом обучения выразительному чтению (Рис. 1).

 

1. Читаю 2. Смотрю ( . ! ?) 3. Думаю .конец предложения: – развитие мысли небольшое повышение голоса
– окончание мысли небольшое понижение голоса
?вопросрезкое повышение, особенно на главном слове
!восклицаниерезкое повышение, затем понижение голоса
…речь не завершена небольшое повышение голоса
,отделение однородных членов предложения повышение голоса 4. Произношу 5. Слушаю А) Правильно Б) Неправильно   6. Молодец! 6. Думаю 7. Произношу 8. Слушаю Правильно 9. Молодец!

Рис. 1. Алгоритм обучения выразительному чтению

На рис. 1 представлена последовательность выполнения алгоритма по обучению навыку выразительности чтения.

3. Работа над смысловой стороной речи на материале научно-популярного текста.

Цель – развитие понимания научных текстов и самооценки понимания.

Задачи:

а) учить понимать смысл терминов и предложений научных текстов;

б) развивать понимание научных текстов;

б) формировать навыки самоконтроля понимания прочитанного научно-популярного текста;

в) осуществлять самооценку понимания прочитанного.

Упражнения:

- беседа о прочитанном;

- объяснение научных терминов;

- выбор заглавия;

- подчеркивание в тексте описания какого-либо предмета;

- расположение предложений в нужном порядке;

- деление текстов на смысловые части;

- составление плана;

- ответы на вопросы;

- пересказ;

- ответы на вопрос логопеда о том, что непонятно;

- самостоятельный итог, подводимый ребенком, о том, насколько хорошо он понял текст;

- ответы на вопросы по тексту и сравнение их с эталонными ответами;

- оценка своего чтения по 5-балльной шкале и ее сравнение с оценками других детей и логопеда.

4. Работа над связной речью.

Цель – развитие связной речи.

Задачи:

а) развивать навыки составления рассказа;

б) совершенствовать навыки пересказа.

Упражнения:

- оречевление последовательно выполненных действий;

- составление небольшого рассказа о предмете;

- составление небольшого рассказа по сюжетной картинке;

- составление небольшого рассказа по серии сюжетных картин;

- составление небольшого рассказа по заданным словам;

- пересказ небольшого текста.

5. Работа над читательской самостоятельностью.

Цель – развитие навыков читательской самостоятельности.

Задачи:

а) стимулировать мотивацию чтения у детей;

б) развивать интерес к чтению сказок и рассказов;

в) формировать навык самостоятельного осознанного выбора книг.

Упражнения:

- поиск дома или в библиотеке научно-популярных книг;

- рассматривание иллюстраций;

- чтение по цепочке.

Дополнительно с этой же целью предлагается:

- выполнение домашнего задания (чтение определенного произведения);

- интересная аннотация логопеда к какому-либо произведению, не читаемому в классе;

- ведение читательских дневников, в которые записываются все прочитанные на уроках и дома научно-популярные тексты.





Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.232.96.22 (0.007 с.)