Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение 2: Телесные ощущения

Поиск

Энтони де Мелло

Садхана: Путь к Богу

 

Молитва — это связь с Богом посредством слов. Созерцание — это связь с Богом, которой слова не нужны.

В то время когда контакты людей с Богом по большей части огра­ничены умозрительными религиозными представлениями, Энтони де Мелло рассказывает о том, как ощутить Его присутствие...

 

Предисловие

 

В течение последних пятнадцати лет я являюсь духов­ным наставником и обучаю молитве. Десятки людей жаловались мне на то, что они не знают, как молиться, на то, что молитва вызывает у них лишь скуку и разочарование. Мне также приходилось слышать при­знания многих духовных наставников в том, что они оказываются беспомощными, когда им приходится обу­чать кого-либо молитвенной практике или, точнее, обу­чать тому, как обрести в молитве удовлетворение и переживание духовной наполненности.

Это всегда меня удивляло, поскольку я полагаю, что научить людей молиться — достаточно просто. Дело не в некоей личной харизме, которой я якобы обладаю. Дело в тех очень простых идеях, которыми я руководствуюсь, когда молюсь сам и когда наставляю других. Во-первых, я исхожу из того, что молитва есть упражнение, которое по самой своей сути должно приносить удовлетворение и переживание духовной наполненности. Во-вторых, я утверждаю, что молитву нужно творить не головой, а сердцем, тогда она принесет вам радость

и пользу. Большинство священников и монахов отож­дествляют молитву с мышлением. В этом их проблема.

Мой друг, иезуит, однажды рассказал мне, как он обращался с просьбой посвятить его в искусство молит­вы к индийскому гуру. Тот сказал: «Сконцентрируйся на дыхании». Мой друг выполнял это задание пример­но пять минут. Затем гуру произнес: «Воздух, которым ты дышишь, и есть Бог. Ты вдыхаешь и выды­хаешь Бога. Все, что тебе нужно, — постоянно осознавать это». Мой друг, осмыслив слова гуру с позиций теологии, последовал совету, Спустя какое-то время он, к своему удивлению, обнаружил, что молиться так же просто, как вдыхать и выдыхать воздух. Благо­даря этому упражнению он обрел глубокое удовлетво­рение и такую духовную поддержку, которой не получал за многие годы в течение долгих часов, проведенных в молитве.

Упражнения, предложенные мною в данной книге, по сути, очень близки к тому, что говорил упомянутый выше индийский гуру, которого я никогда не видел и о котором ничего больше не слышал. У меня есть еще ряд идей по поводу молитвы, но ими я поделюсь, когда буду описывать сами упражнения; я поясню, почему эти идеи составляют основу упражнений.

Я часто использую данные упражнения, когда работаю с группами, которые называю группами молитвы или, более точно, — группами созерцания. Вероятно, то, что я сейчас скажу, противоречит общепринятым пред­ставлениям, — существует такая вещь, как групповое созерцание. И на самом деле в определенных обстоя­тельствах лучше практиковать созерцание не в одиноч­ку, а в группе. В книге я описываю упражнения в той форме, в какой они применяются мною в процессе групповой работы. Если вы решили вести группу созер­цания и собираетесь использовать эту книгу, все, что вам нужно, — обратиться к описанию того или иного упражнения и вслух прочитать его членам группы, давая им возможность следовать указаниям, которые вы за­читываете. Очевидно, читать нужно медленно, с пауза­ми, особенно в тех местах, которые обозначены в тексте многоточием.

Конечно, чтение книги вслух не сделает вас хорошим руководителем группы созерцания. Вы должны обладать определенным опытом. Сперва вам придется ис­пробовать на себе то, чему вы будете учить других. К тому же вам понадобятся некоторые навыки духов­ного наставничества. Книга не может заменить личный духовный опыт. Но она послужит хорошим толчком и, конечно, принесет пользу как вам лично, так и вашей группе. Я постарался исключить упражнения, которые необходимо выполнять под контролем специалиста, обладающего большим практическим молитвенным опы­том. Упражнения, которые при невнимательном к ним отношении могут причинить вред, выделены мною от­дельно, при этом я рассказываю, как избежать возмож­ной опасности.

Я посвящаю эту книгу святой Деве Марии, которая всегда являлась для меня объектом созерцания. Убеж­ден, что только благодаря Ее заступничеству я сам и те, кого я наставлял в молитве, смогли снискать милость Божью. Мой первый совет: если вы хотите преуспеть в практике созерцания, ищите покровительства Девы Ма­рии и просите Ее заступничества. Благодаря Деве Ма­рии на вас снизойдет Святой Дух, точно так же, как это происходило при Благовещении и на Пятидесятни­цу, когда Она молилась с апостолами. Если Она будет молиться за вас и вместе с вами, вы, без сомнения, будете счастливы.

Осознание

 

 

Упражнение 1: Сокровище безмолвия

 

«В безмолвиивеличайшее откровение», — гово­рит Лао-цзы. Мы полагаем, что откровение содержится в Писании. Так оно и есть. Однако сейчас я хочу, чтобы вы получили откровение, которое сокрыто в безмолвии.

 

Чтобы постичь откровение, которое содержится в Пи­сании, нужно раскрыться навстречу Писанию. Чтобы постичь откровение, сокрытое в безмолвии, следует раскрыться для безмолвия. Давайте попробуем это сделать при помощи первого упражнения.

 

Пусть каждый примет удобную позу... Закройте глаза...

 

Сейчас я собираюсь пригласить вас побыть в тишине в течение десяти минут. Сначала поста­райтесь достичь тишины — той глубины внутреннего безмолвия, которая только возможна для сердца и ума. И, достигнув безмолвия, раскрой­тесь навстречу откровению, которое оно несет.

 

Через десять минут я попрошу вас открыть глаза и рассказать, что вы делали и что вы при этом испытывали.

 

......

 

......

 

Сообщая нам о том, что с вами происходило, расскажите, какие усилия вы прилагали, чтобы достичь внутреннего безмолвия, и насколько это у вас получилось. Если сможете, опишите свое состояние. Что вы испытывали? Что вы чувство­вали и о чем думали во время упражнения?

 

Опыт, получаемый людьми в процессе выполнения это­го упражнения, бесконечно разнообразен. Некоторые обнаруживают, к своему удивлению, что им не удается погрузиться в безмолвие; они не могут прекратить блуждание ума или утишить смятение чувств в сердце. Другие подходят к самому порогу безмолвия, однако в какой-то момент их охватывает паника, и они возвращаются обратно. Воистину, безмолвие может быть пугающим.

 

Возможная неудача не повод для того, чтобы сдаться. Убедиться в том, что мысли блуждают, — уже откровение, не правда ли? Знать об этом теоретически — мало. Вам потребуется некоторое время, чтобы испытать блуждание своего ума и осознать, как именно он блуждает. Именно это становится откровением.

 

Есть еще нечто такое, что должно вас подбодрить. Сам факт того, что вы осознали блуждание своего ума, свое душевное смятение, свою неспособность пребывать в покое, доказывает, что в действительности в вас есть хотя бы проблеск безмолвия, — по крайней мере, этого безмолвия достаточно, чтобы вы могли осознавать все вышеупомянутое.

 

Закройте глаза и осознавайте блуждание своего ума... в течение двух минут.

 

Затем ощутите безмолвие, которое дает вам воз­можность осознавать блуждание ума... потому что осознать блуждание ума может лишь тот, кто пребывает в безмолвии.

 

Именно на этом мы будем строить все последующие упражнения. Погружаясь в безмолвие все глубже и глубже, вы будете все больше и больше познавать себя.

 

Точнее говоря, вы обретете себя в безмолвии. Таково откровение — вам откроется ваше истинное Я. Это откровение даст вам то, чего не купишь ни за какие деньги, — мудрость, спокойствие, радость, Бога.

 

Если вы действительно желаете получить все это, не следует ограничиваться одними разговорами. Необходима внутренняя работа. Так что прямо сейчас беритесь за дело.

 

Закройте глаза...

 

Погружайтесь в безмолвие в течение пяти ми­нут...

 

Заканчивая упражнение, спросите себя, удалось ли вам достичь успеха на этот раз.

 

Открыло ли вам Безмолвие нечто такое, чего вы не заметили при первой попытке?

 

Не ищите в безмолвии ни вдохновения, ни видений, ни каких-то сияющих огней. Вообще ничего не ищите. Ограничьтесь созерцанием того, что всплывает в вашем сознании.

 

Возможно, вы будете сознавать, что ваши руки холод­ные и липкие и что вам очень хочется сменить позу, или вы не ощутите ничего, кроме беспокойства о своем здоровье. Важно не содержимое вашего сознания, а сам процесс созерцания. Чем больше вы сосредоточены, тем глубже вам удастся погрузиться в безмолвие. И тогда вы почувствуете перемену. Вы обнаружите, что откро­вение есть нечто большее, чем знание. Откровение — это некая таинственная сила, ведущая к духовной транс­формации.

Упражнение 8: Неподвижность

 

В наше время люди охвачены нервным напряжением, они без конца суетятся. Если вы хотите овладеть искус­ством молитвы, стремитесь к неподвижности, ибо толь­ко так рождается молитва, в которой таинственным образом Бог являет Себя.

 

Повторите упражнение на осознание телесных ощущений. На этот раз поочередно сосредоточи­вайтесь на всех частях тела, начиная с макушки головы и заканчивая фалангами пальцев ног.

 

Улавливайте малейшие ощущения в каждой части тела... в некоторых местах вы, возможно, не почувствуете ничего... на несколько секунд задержите внимание на таком месте и, если все остается по-прежнему, сдвиньте фокус внимания дальше...

 

Когда вы будете ясно осознавать свое тело, на нем не останется немых, нечувствительных мест... но вначале вы должны быть готовы сосредоточи­ваться некоторое время на нечувствительных участках и затем переводить внимание туда, где ощущения улавливаются... медленно смещайте фокус внимания от головы к ногам... и затем снова, от головы к ногам... и еще раз...

 

По мере того как будет проясняться ваше созна­ние, вы начнете подмечать ощущения, которых прежде не замечали... тончайшие ощущения, на­столько тонкие, что их может заметить лишь только глубоко сосредоточенный и умиротворен­ный человек.

 

Теперь почувствуйте свое тело как единое це­лое... как множество ощущений... На некоторое время сосредоточьтесь на этом и затем опять смещайте фокус внимания, медленно, последова­тельно — от головы к ногам... и снова почувс­твуйте свое тело как единое целое...

 

Вас охватывает покой. Не позволяйте покою ув­лечь вас. Просто продолжайте выполнять упраж­нение...

 

Очень важно, чтобы при выполнении данного упражне­ния вы сохраняли полную неподвижность.

 

Поначалу это достаточно сложно. Всякий раз, когда вы чувствуете непреодолимое желание пошевелиться, потя­нуться, поерзать, осознавайте это желание... не двигайтесь, просто осознавайте возникший дискомфорт на­столько ясно, насколько это возможно... и вы почувствуете, как ваши ощущения изменяются...

 

Обычно человеку трудно все время пребывать в состо­янии неподвижности. Долгая неподвижность сопровож­дается физической болью. Человек напрягается. Ощу­тив напряжение, осознайте его... где вы его чувствуете, на что оно похоже... сосредоточивайтесь на возникшем напряжении до тех пор, пока оно не исчезнет.

 

Вне зависимости от того, насколько удобна принятая вами поза, рано или поздно вы почувствуете, что ваше тело протестует; в различных местах будет возникать боль, появятся неприятные ощущения. Не двигайтесь, сопротивляйтесь соблазну сменить положение тела. Сосредоточьтесь на телесном дискомфорте.

 

Во время занятий у буддийского мастера нас попросили сидеть неподвижно в течение часа. Я сидел скрестив ноги. Некоторое время спустя у меня заболела спина. Потом появилась боль в колене, которая все нарастала. Я не помню, чтобы мне когда-либо приходилось так страдать от физической боли. Мы должны были осо­знавать свои телесные ощущения. Я не чувствовал ничего, кроме немыслимой боли в колене. Меня проши­бал пот, мне казалось, что от боли я вот-вот упаду в обморок. Но вот в какой-то момент я преисполнился решимости не бороться с болью, не бежать от нее, а осознать, из чего она состоит. К моему удивлению, выяснилось: то, о чем я думал как о некоей цельной «боли», в действительности состоял? из множества раз­личных ощущений. Там было жжение, спазм, толчки, давление, подергивания, и еще нечто острое, стреля­ющее то здесь, то там. И еще, наблюдая за всем этим, я обнаружил, что теперь мне не трудно терпеть такую «боль». Я даже мог одновременно осознавать какие-то ощущения в других частях тела. Впервые в жизни я испытывал боль без страдания.

 

Если во время упражнения вы сидите в какой-либо иной позе — не скрещивая ноги, — вы, вероятно, не испы­таете той острой физической боли, какая была у меня. И все же вначале, пока ваше тело не привыкнет нахо­диться в полной неподвижности, некоторый дискомфорт неизбежен. Справляйтесь с ним, осознавая его. И тогда, в качестве награды, вы обретете тихое блаженство, полный покой.

 

У новичков часто возникает желание почесаться. Дело в том, что по мере того, как вы все яснее и яснее осознаете свое тело, ваши ощущения, подавляемые ранее, начина­ют проявляться. Появляется зуд, покалывание, пощипывание — зачерствевшее тело свербит, оживая. Сле­дует перетерпеть этот зуд, оставаясь совершенно спокойным и сосредоточившись на возникающих ощущени­ях. Сопротивляйтесь соблазну облегчить свое состояние почесыванием!

Упражнение 9: Молитва тела

 

Вот еще один молитвенный вариант упражнения на осознание телесных ощущений:

 

Осознавая ощущения в различных частях тела, войдите в состояние покоя... По мере того как вы сосредоточиваетесь на все более тонких ощуще­ниях, ваше осознание углубляется...

 

Теперь очень медленно положите руки на колени, ладонями вверх, пальцы сомкнуты... Движения должны быть очень, очень медленными... подоб­но тому, как раскрываются лепестки цветка... И осознавайте каждый момент движения...

 

Теперь, когда ваши руки лежат на коленях ладо­нями вверх, осознайте ощущения в ладонях... осознайте положение рук как жест — ведь в большинстве культур и религий это жест молит­вы. Что значит этот жест для вас? Что вы тем самым говорите Богу?

 

Общение посредством жестов не требует значительных перемен в положении тела и может практиковаться в группе. Данное упражнение дает вам некоторое пред­ставление о том, как можно молиться телом.

 

А вот несколько упражнений, которые вы можете вы­полнять в уединении, в своей комнате, в том случае, если вы хотите свободно выразить себя, не заботясь о том, что кто-то вас увидит.

 

Встаньте прямо, расположив руки свободно по бокам. Представьте, что вы находитесь в присут­ствии Бога...

 

Теперь жестом выразите следующее чувство: «Господи, я предлагаю себя Тебе». Двигайтесь очень медленно (помните о раскрывающихся ле­пестках цветка)...

 

Вы можете предложить себя Богу следующим образом: очень медленно поднимите руки и вытя­ните их прямо перед собой параллельно полу... Теперь поверните кисти рук ладонями вверх, сомкнув и вытянув пальцы... Затем очень мед­ленно поднимите голову и посмотрите в небо... так же медленно откройте глаза... и взирайте в высь...

 

На минуту задержитесь в таком положении... Теперь пусть руки сами плавно вернутся в исход­ное положение... голова опускается, и вы видите горизонт... Закройте глаза и замрите на некото­рое время, наслаждаясь вкусом молитвенного предложения себя Богу... Затем повторите ри­туал...

 

Исполните ритуал три или 'четыре раза... или больше, если чувствуете, что это необходимо...

 

Есть и другой вариант: поднимите руки, как предлагалось выше, и разверните ладони вверх, пальцы вытянуты и сомкнуты вместе... теперь соедините ладони так, чтобы они образовали по­добие чаши или же кубка... медленно поднесите эту чашу к груди... затем осторожно поднимите голову к небу, как описывалось выше... На ми­нуту замрите в этой позиции.

 

Еще один способ выразить свое стремление к Богу или открытость навстречу Ему: поднимите руки и вытяните их перед собой параллельно полу... теперь широко разведите их, как для объятия... устремите взгляд за горизонт... на ми­нуту замрите... затем вернитесь в исходное поло­жение. Повторите этот жест столько раз, сколько сочтете необходимым...

 

Изобретайте собственные жесты, чтобы выразить Богу свою любовь... благодарность... поклонение...

 

Выражая жестами свое отношение к Богу, делайте это так грациозно, как если бы вы исполняли медленный ритуальный танец...

 

Предположим, вы ощущаете свою беспомощность, вам кажется, что вы не способны молиться. Выразите свое состояние, сняв с себя одежду, распростершись на земле и разведя руки наподобие креста... безмолвно молите о милости Божьей...

 

Молясь таким образом, вы облекаете молитву не в слова, а в собственную плоть. Это особенно необходи­мо, когда блуждает ум, сердце обратилось В камень и кажется, что душа умерла. Предстаньте перед Богом, простирая руки и глядя на Него с мольбой... То чувс­тво, которое вы выражаете языком своего тела, окажет живительное действие на вашу душу, и вскоре вам станет легче молиться.

 

Людям трудно молиться из-за того, что их тело не может войти в храм молитвы. Вы говорите себе, что находитесь в присутствии вознесшегося Господа, и при этом сидите развалившись на стуле или стоите с развязным видом... Если бы вы действительно сознавали Его присутствие, разве так реагировало бы наше тело?

 

Вот еще одно описание молитвы, облекаемой в плоть. Эту молитву можно практиковать в группе.

 

Закройте глаза. С помощью одного из упражне­ний на осознание телесных ощущений войдите в состояние покоя...

 

Не открывая глаз, медленно поднимите лицо кверху... Что вы тем самым говорите Богу? За­держитесь в этой позе на некоторое время... за­тем как можно более полно осознайте свой жест... свои ощущения...

Упражнение 11: Звуки

 

Участники моих групп созерцания часто жалуются на то, что их отвлекают посторонние звуки — шум улич­ного движения, включенное радио, стук двери, телефон­ные звонки. Все эти звуки насильственно вторгаются в сознание.

 

Одни звуки мешают, другие создают покой. Вслушай­тесь в звон церковного колокола на закате, или в птичий щебет поутру, или же в звуки церковного органа. У вас не будет повода жаловаться. На самом же деле никакой звук, если только он не настолько силен, чтобы повре­дить ваши барабанные перепонки, не способен нару­шить покой. Не отвергайте звуки, которые вторгаются в ваше сознание, примите их все, ибо в сердце каждого звука таится тишина. И потому мне нравится проводить молитвенные собрания в достаточно шумных местах, например в помещении, окна которого выходят на ожив­ленную улицу.

 

Вот упражнение, которое поможет вам осознать в звуке тишину:

 

Заткните уши большими пальцами. Закройте глаза и прикройте их ладонями.

 

Теперь вы не слышите ни единого постороннего звука. Услышьте звук своего дыхания.

 

Сделав десять полных вдохов-выдохов, не откры­вая глаз, медленно опустите руки на колени. Вслушайтесь в звуки вокруг — громкие, тихие, раздающиеся вблизи, слышимые издалека...

 

Слушайте эти звуки в течение некоторого време­ни, никак не определяя их... чьи-то шаги, тиканье часов, шум уличного движения... будьте в мире звуков, воспринимайте их как единую симфо­нию...

 

Звуки отвлекают, когда вы избегаете их, когда пытае­тесь вытолкнуть их из своего сознания, считая, что им там не место. Если же вы осознанно принимаете их, они становятся источником тишины... глубокого расслабле­ния... и созерцания!

 

Размышляя о пользе осознанного восприятия звуков, вы можете опереться на предложенную выше идею пробуждения мистического сердца. В то время как ваше мистическое сердце, раскрываясь, стремится к Богу, вы можете занять свой ум не только осознанием телес­ных ощущений, но также и осознанием звуков.

 

Если подобные идеи вас не вдохновляют, откройте для себя божественное измерение в самом описываемом упражнении:

 

Слушайте звуки вокруг себя так, как было опи­сано выше...

 

Осознавайте все более и более слабые звуки... часто какой-либо звук состоит из многих других... они различаются по высоте тона и интенсивнос­ти... отметьте, сколько подобных нюансов звуча­ния вы воспринимаете...

 

Теперь осознайте не звуки вокруг, а сам процесс восприятия звуков...

 

Какие чувства вызывает у вас осознание того, что вы слышите?

 

Опять окунитесь в звуки... и снова осознайте сам процесс восприятия... и опять... повторяйте это снова и снова...

 

Осознайте, что всякий звук порождается всемо­гущей Божественной энергией... Бог звучит во всем... расслабьтесь и погрузитесь в звуки... по­грузитесь в Бога.

 

Древние евреи полагали, что за всем стоит Бог. Там, где мы видим причины событий, они не видели ничего, кроме Первопричины. Их разгромили в битве? Конеч­но, это сделал Бог, а не враги. Шел дождь? Это Бог заставил дождь литься. Саранча съела урожай? А кто ее послал:1 И даже более того — именно Бог ожесточает сердца бесчестных людей!

 

Конечно, такое восприятие реальности не может быть полным, Но разве не частично также и наше восприя­тие? Они игнорировали причины, мы игнорируем Пер­вопричину! Исчезла головная боль? Там, где древние евреи сказали бы: «Бог вас излечил», мы говорим: «При чем тут Бог, нужно сказать спасибо таблетке аспирина». Истина заключается в том, что посредством аспирина вас излечил Бог.

 

Теперь у нас есть любые материальные блага, но мы не воспринимаем то Нечто, которое определяет все в на­шей жизни. Мы больше не чувствуем, как Бог ведет нас. Бог исцеляет наши душевные раны через тех, кто сострадает нам. Он возвращает нам здоровье руками наших врачей. Он создает каждое событие в нашей жизни, направляет всех, кто приходит к нам. Бог творит дождь, играет вокруг нас ветром. Все, что мы ощущаем, является Его прикосновением. Он в каждом звуке, который мы слышим.

Приятное добавление к этому упражнению: хорошо, если вся группа или же только руководитель группы тихим голосом пропоет антифон. Или попробуйте про­петь санскритское слово ОМ. Нужно спеть строку или слог, затем помолчать и спеть снова. Вы даже можете практиковать подобное пение в одиночку. При этом важ­но вслушиваться не только в звук, но также и в тишину, которая следует за ним.

 

Иногда я ввожу пение в практику группового созерца­ния. Если участники группы знают, как нужно слушать, пение углубляет тишину. Схожий эффект дает приятно звучащий гонг. Ударьте в гонг и слушайте, как затухает звук... и слушайте наступившую тишину... Затем вновь ударьте в гонг.

 

Антифон — ответ хора во время церковного богослужения. — Прим. ред.

Упражнение 12: Концентрация

 

Это упражнение на чистое осознание.

 

Выберите что-либо в качестве основного объекта внимания. Я предлагаю выбрать или ощущения в определенной части тела, или свое дыхание, или звуки вокруг вас.

 

Сосредоточьтесь на избранном вами объекте. Как только ваше внимание переключится на что-то другое, отметьте это.

 

Давайте предположим, что вы решили сосредото­чить внимание на дыхании. Итак, сконцентрируй­тесь на вдохе и выдохе... возможно, через неко­торое время ваше внимание переключится на что-либо еще — на мысль, звук, чувство... в тот же момент или несколько позже осознайте сам факт того, что вы переключили внимание.

 

Возможно, это будет происходить следующим образом:

Я дышу... дышу... теперь я думаю... думаю... думаю... и снова дышу... теперь я слушаю звук... слушаю... слушаю... снова дышу... те­перь я раздражен... раздражен... и снова дышу... теперь мне скучно... скучно... скучно... опять дышу... дышу...

 

В этом упражнении блуждание ума не расцени­вается как проблема, конечно, если вы сознаете, что он блуждает. Как только вы осознали, что ваше внимание переключилось, на некоторое вре­мя сфокусируйтесь на новом объекте (мысль, звук, ощущение...) и затем опять сосредоточьтесь на дыхании...

 

Со временем вы научитесь сознавать не только пере­ключение своего внимания с объекта на объект, но и импульс к такому переключению. Едва вам захочется подвигать рукой, вы осознаете и это желание, и свое согласие с ним, и все нюансы будущего движения.

 

Обычно действие совершается в долю секунды, мы про­сто не успеваем осознать свои движения во всей их сложности. И только когда внутри нас воцаряются без­молвие и покой, наше осознанное восприятие себя обретает остроту бритвенного лезвия.

 

Самоосознание часто путают с эгоистическим самолю­бованием. Поэтому людей призывают не обращать вни­мания на самих себя и сосредоточиться на других.

 

Чтобы понять, насколько опасной может быть такая установка, представьте, что вы просите совета у благонамеренного, общительного, но абсолютно некомпетен­тного собеседника. Стоит ли слушать его, особенно если вам предстоит принять ответственное решение, если он не понимает ни собственных чувств и мотиваций, ни того, о чем говорит?

 

Самоосознание является мощным средством пробужде­ния любви к Богу и ближним. И, в свою очередь, любовь, если она истинна, способствует углублению самосознания.

 

Не ищите замысловатых способов развития сознания. Начните с простых вещей, наподобие упражнений на осознание собственных телесных ощущений, а также того, что вас окружает, и затем переходите к упражнениям, одно из которых я предложил сейчас. Вскоре вы заме­тите, что ваши усилия принесут плоды умиротворения и любви.

Созерцать легче в группе

 

Вы быстрее добьетесь успеха, если будете выполнять данные упражнения в группе. Важно, чтобы все члены группы принимали активное участие в совместной рабо­те. Леность кого-либо одного будет мешать всем ос­тальным, и, наоборот, самоотверженные усилия каждого благотворно повлияют на групповой процесс в целом. Очень многие говорили мне, насколько групповое со­зерцание эффективнее индивидуальной практики.

 

Конечно, это не универсальное правило, однако меня поразил следующий факт: если кто-то из учеников в буддийском монастыре, который я посещал, сталкивался с трудностями, наш наставник предлагал ему сесть рядом — и это непременно помогало!

 

Может быть, дело в неосознаваемом контакте, который возникает, когда люди совместно достигают глубокого безмолвия? Или же в процессе коллективной практики возникают некие благотворные физические и духовные вибрации? По крайней мере, такова теория нашего буддийского наставника. И еще он настоятельно реко­мендовал практиковать созерцание, по возможности, в одном и том же месте, поскольку в этом случае благо­творные вибрации сохраняются очень долго.

 

Отведите для занятий определенный угол вашей комна­ты или же практикуйте созерцание в каком-либо «свя­том» месте, используемом для молитвы многими людьми.

 

Независимо от того, насколько верна теория вибраций, я, исходя из собственного опыта, а также из опыта многих других людей, утверждаю, что практиковать созерцание в «намеленных» местах действительно имеет смысл.

Упражнение 15: Там и здесь

 

В глубинах нашего воображения сокрыт некий источник энергии. Прежде чем мы познакомимся с тем, как исполь­зовать воображение в созерцании, я хочу, чтобы вы исследовали этот таинственный источник.

 

Закройте глаза. Примите расслабленную позу. Успокойте свой ум с помощью одного из упраж­нений на осознание. Когда мы работаем с вооб­ражением, важно, чтобы ум был спокоен, безмол­вен и умиротворен...

 

Теперь вообразите место, где в прошлом вы были поистине счастливы... мысленно вернитесь туда, вспомните подробности... задействуйте все орга­ны чувств — прислушивайтесь к звукам... при­касайтесь... ощутите запах... вкус... Пусть ваши переживания будут настолько яркими и явными, насколько это вообще возможно... Вы заново переживаете счастливое событие...

 

Что вы делаете?.. Что вы чувствуете?..

 

Побудьте там и тогда пять минут и затем возвращайтесь в настоящее, сюда, в эту комнату, в которой мы сейчас находимся... откройте глаза и посмотрите вокруг, осознайте окружающую об­становку... обратите особое внимание на чувства, которые вы испытываете сейчас... Будьте здесь и сейчас в течение трех минут...

 

И снова вернитесь в там и тогда — в то место, где вы только что были в воображении... что вы чувствуете?., что изменилось;1..

 

Вернитесь в здесь и сейчас — в эту комнату... переместитесь туда и обратно несколько раз. Об­ращайте внимание на любые изменения в своих переживаниях...

 

Через несколько минут я попрошу вас закончить эксперимент и открыть глаза. Тогда, если хотите, вы можете поделиться с нами полученным опы­том.

 

Обмениваясь впечатлениями, участники данного экспе­римента говорят о том, что они ощутили прилив сил. В своем воображении они возвращались туда, где лю­били и были счастливы. Восстанавливая картину прош­лых событий, они заново испытывали эти чувства.

 

Возвращение в здесь и сейчас зачастую оказывалось болезненным. Но по мере того, как они перемещались туда и обратно, их все больше и больше наполняли позитивные эмоции. Люди обретали новые силы. При этом, как ни странно, их восприятие того, что есть сейчас, только обострялось. Оказывается, подобный уход в прошлое вовсе не является бегством от реальнос­ти, как того многие опасаются. Погружение в воспоми­нания дает возможность в полной мере ощутить себя в настоящем.

 

Попробуйте выполнить это упражнение, когда почувс­твуете усталость и скуку, и вы увидите, как много оно вам даст. Если вы редко используете свое воображение, вам поначалу будет трудно представлять себе образы четко и ясно. Не отчаивайтесь, все, что вам нужно, это немного потренироваться.

 

Убедитесь в том, что вы действительно воссоздаете то или иное событие, а не вспоминаете о нем. Есть разница между воображением и памятью. Возвращаясь к пере­живаниям прошлого, я снова вижу берег моря, слышу рокот волн, чувствую, как солнце печет мою обнажен­ную спину, ощущаю горячий песок под ногами... и испытываю те же эмоции, которые испытывал тогда.

 

Раньше меня убеждали сетования некоторых из моих учеников, которые утверждали, что они попросту не способны что-либо вообразить. Сегодня я знаю — каждый, благодаря настойчивой практике, может разбудить дремлющую в нем силу воображения и обрести благодаря ей удивительные эмоциональные и духовные сокровища.

 

Если вы полагаете, что не способны использовать свое воображение на все сто процентов, попробуйте следу­ющее. Некоторое время смотрите на какой-нибудь предмет. Затем закройте глаза и мысленно его визуализируйте. Насколько подробна ваша визуализация? Откройте глаза и снова посмотрите на предмет. Что вы упустили, представляя себе его образ? Еще раз закрой­те глаза. Насколько четко и подробно вы представляете себе этот предмет сейчас? Нечто подобное можно про­делать и с восприятием звуков. Включите магнитофон и прослушайте несколько тактов музыки... выключите магнитофон и воспроизведите их в уме... Проверьте себя, еще раз прослушав запись. Подобные упражнения позволяют развить силу воображения.

 

Давайте получим духовную пользу от того эксперимен­та, который я предложил вам выше.

 

Закройте глаза и успокойте свой ум...

 

Мысленно перенеситесь в то место, где вы ког­да-то чувствовали свою близость к Богу...

 

Точно так же, как это было описано выше, пере­мещайтесь из там и тогда в здесь и сейчас и обратно... и еще раз... и вы почувствуете, как духовная энергия, которую вы обрели в прошлом, наполняет ваше настоящее...

 

Чтобы это путешествие в прошлое было успешным и принесло максимальную пользу, вы должны в течение всего упражнения сохранять внутреннюю целостность. Тогда воображаемые переживания станут яркими — почти такими же яркими, как осязаемый мир здесь и

Не бойтесь, это упражнение не превратит вас в бес­плодного мечтателя. Грезы опасны лишь в том случае, если человек перестает контролировать свои фантазии и начинает путать реальность с вымыслом.

Упражнение 21: Пустой стул

 

Я разработал это упражнение, после того как услышал следующую историю. Некий священник, придя в дом к больному, заметил у кровати, на которой тот лежал, пустой стул, Священник спросил, для кого предназначен этот стул. Больной ответил: «Для Иисуса. Я про­бовал молиться в течение многих лет, но у меня ничего не получалось. Но однажды мой друг сказал мне. что молитва — это разговор с Иисусом. Теперь я Пред­ставляю Его сидящим на стуле рядом со мной и разго­вариваю с Ним. Мне легко молиться».

 

Несколько дней спустя дочь этого больного пришла к священнику и сказала, что ее отец умер. Она добавила: «Я всего на пару часов оставила его одного, и, когда вернулась, он уже был мертв. Его голова покоилась на стуле, который стоял у кровати».

 

Даже если представленное здесь упражнение покажется вам по-детски наивным, попробуйте выполнить его пря­мо сейчас.

 

Представьте, что рядом с вами сидит Иисус. Пусть ваше воображение послужит вере. Очевидно, что Иисус не находится здесь так, как вы будете Его себе представлять, и все-таки Он — здесь; благодаря своему воображению вы сможе­те осознать Его присутствие.

 

Говорите с Иисусом... если рядом с вами нет других людей, говорите вслух, тихим голосом...

 

Представьте, что Иисус говорит вам в ответ...

 

Если вы не знаете, что сказать, расскажите Ему о событиях прошедшего дня и прокомментируйте каждое из них. В этом и заключается различие между размыш­лением и молитвой. Размышляя, мы разговариваем с собой. Молясь, мы говорим с Богом. Не пытайтесь представить Его лицо, одеяние и т. п. Подобные усилия лишь отвлекут вас от молитвы. Св. Тереза Авильская, часто молившаяся таким образом, говорит, что ей никогда не удавалось увидеть лик Иисуса. У нее было ощущение, что Он рядом, но она не могла разглядеть Его во тьме.

 

Этот метод молитвы является самым простым извест­ным мне способом ощутить присутствие Христа. На протяжении всего дня представляйте, что Иисус рядом с вами. Занимайтесь своими делами и в то же время говорите с Ним. Иногда вы будете лишь взирать на Него и общаться сНим без слов... Говоря об этой форме молитвы, св. Тереза утверждает, что тот, кто будет молиться подобным образом, вскоре испытает слияние с Господом. Меня иногда спрашивают, как можно узреть Иисуса. Я не знаю более легкого пути, чем этот.

Молитвы

Энтони де Мелло

Садхана: Путь к Богу

 

Молитва — это связь с Богом посредством слов. Созерцание — это связь с Богом, которой слова не нужны.

В то время когда контакты людей с Богом по большей части огра­ничены умозрительными религиозными представлениями, Энтони де Мелло рассказывает о том, как ощутить Его присутствие...

 

Предисловие

 

В течение последних пятнадцати лет я являюсь духов­ным наставником и обучаю молитве. Десятки людей жаловались мне на то, что они не знают, как молиться, на то, что молитва вызывает у них лишь скуку и разочарование. Мне также приходилось слышать при­знания многих духовных наставников в том, что они оказываются беспомощными, когда им приходится обу­чать кого-либо молитвенной практике или,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.5.248 (0.016 с.)